16 . Рассуждено также и сие: если от каких бы то ни было судей церковных судное дело перенесено будет к другим судьям церковным, имеющим высшую власть, то да не будет никакого нарекания тем, коих, приговор отменен будет, если не могут быть обличены, что или по вражде, или по пристрастию осудили, или неким угождением прельщены были. «Некиим угождением прельщены были» надо понимать как разного рода подкуп. 17 . Если же по согласию обеих сторон судящихся избраны будут судьи, то хотя бы число их было менее определенного в правилах, да не будет позволено переносить суд к другим. 9 прав. IV Всел. Собора допускает обращение к третейскому суду, т.е. избранным по соглашению обеими спорящими сторонами судьям. В этом случае настоящее правило не допускает апелляции. 18 . Детям священников не представлять мирских зрелищ и не смотреть оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления. Ср. IV Всел. 14; VI Всел. Собора 24 и 51. Настоящее правило требует от детей священников такого поведения, которое не вызывало бы ни у кого соблазна и нарекания на их отца согласно наставлению ап. Павла ( 1Тим. 3:4 ; Тит. 1:6 ). 19 . Рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры, и диаконы откупателями ради корысти или управителями, и да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто, воинствуя Богу, не обязуется куплями житейскими ( 2Тим. 2:4 ). Ср. Ап. 81; IV Всел. 3. Часть 2 20 . Чтецов, приходящих в совершенный возраст, побуждать или ко вступлению в супружество, или к обету целомудрия. По 26 пр. Апост. чтецы могут вступать в брак, что не дозволено другим членам клира. 21 . Рассуждено также, чтобы клирик, давший в займы деньги, столько же денег и получал, а давший вещи получал, сколько дал. Ср. Ап. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаод. 4; Карф. 5; Василия Вел. 14; Григория Нисск. 6. 22 . Диаконы да не будут поставляемы ранее двадцати пяти лет возраста. Ср. VI Всел. 14. 23 . Чтецы во время Богослужения да не кланяются народу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

289 Апост. пр. 20-е, 39-е, 60-е, 73-е, 76-е, 82-е; 2-го всел. соб. 6-е; 4-го всел. 12-е, 17-е, 18-е; Трул. 21-е; 7-го всел. 8-е; Сардик. 17-е; Карф. 5-е, 16-е (19-е —23—е), 56-е (67-е); св. Василия Вел. 13-е, 18-е, 27-е, 33-е, 72-е, 74-е. 290 3-го всел. соб. пр. 8-е; 4-го всел. 22-е; Трул. 12-е, 24-е, 25-е, 26-е, 29-е, 30-е, 34-е, 40-е, 49-е, 54-е; 7-го всел. 3-е, 1-е; в хр. св. Ап. 9-е, 10-е, 12-е; св. Василия Вел. 3-е, 12-е, 54-е. 291 Трул. соб. пр. 67-е; 7-го всел. 5-е; Петра Александр, 11-е: св. Василия Вел. 29-е; Григ. Нис. 1-е. 293 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 294 Правило это читается так: «Не произведенным от Епископа, не должно заклинати ни в церквах, ни в домах». 295 10-е пр. Анкир. соб. читается так: «Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвидетельствовали, и объявили, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении, поскольку сие позволено было им от Епископа. Аще же которые, умолчав о сем и приняв рукоположение с тем, чтобы пребыти без женитбы, после вступили в брак; таковым престати от диаконского служения». 297 Так, напр., в толковании на 31-е Апост. пр: «Аще который пресвитер, презрев собственного Епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом Епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен яко любоначальный...» читаем: «...А Гангрского собора 6-е пр. тех, которые, без ведома своего епископа, не в кафолической церкви, а особо устрояют собрания, подвергает и анафеме. Подобно и 10-е пр. Карфагенского собора». Таким образом, вопрос о том, какому из указанных правил должно быть отдано предпочтение, остается открытым. В толковании на 20-е пр. Анкир. соб.: «Аще чия жена прелюбодействовала, и кто-либо прелюбодействовал: таковым надлежит в седмь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим» совершенно не упоминает о 58-м пр. св. Василия Вел., в котором последний говорит: «Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых Таин ...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

16. Аф.Синт., III,310. Правило 7(7). Аще кто, находясь в опасности жизни, будет просити о примирении себя со святым олтарем, во отсутствии епископа: то пресвитер по приличию должен вопросити епископа, и тако, по его разрешению, примирити находящегося в опасности (Ап. 52; I всел. 11, 13; анкир. 6, 22; неокес. 2; карф. 43; Василия Вел. 73; Григория нисск. 2, 5). Находящегося при смерти должно удостоить св. причастия - предписывает 13 правило I всел. собора. В предыдущем правиле (6) говорится, что пресвитер не имеет права во время божественной литургии, т.е. публично, давать прощение отлученным от св. причастия вследствие каких-либо грехов; данное же правило определяет, что последнего не должно относить и к тому случаю, когда кто-либо находится при смерти, так как таковому может дать разрешение и пресвитер, удостоив его в то же время и св.причастия, если подлежащий епископ находится в отсутствии. Правило добавляет, что и в таком случае пресвитер все же должен предварительно обратиться к епископу и, только получив согласие последнего, может разрешить умирающего или, как говорите правило, " примирити " того, кому угрожает смерть. Из этого видно, что в данном случае речь идет о тех кающихся, которые еще не прошли всего времени покаяния, но, опасаясь смерти, желают удостоиться св. причастия. Но бывают случаи, что епископ находится далеко от данного места и пресвитер не может получить так скоро надлежащего епископского согласия, - можно ли допустить тогда кающегося умереть без св. причастия? - В таком случае пресвитер может и сам дать разрешение грехов, не ожидая согласия на то епископа, как то предписывается 43 правилом этого же собора. Примечания: 17. Прав. 4 карф.собора 390 г. Правило 8(8). Суть многие неблагонравные, которые почитают за должное, при всяком случае, приносити обвинения на отцев и епископов. Должно ли принимали таковых, или нет? От всех епископов речено: аще опорочен таковый, то не принимати (Ап. 34, 37, 74, 75; II всел. 6; IV всел. 9, 17, 19, 21; трул. 8; антиох. 14, 15, 20; лаод. 40; сердик. 4; карф. 128, 129, 130; двукр. 18; Феофила алекс. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Последнее видно также и изданного карфагенского правила, в котором упоминаются только церковные земли, т.е. недвижимые имущества, которые епископ не должен продавать без ведома соборов или своих пресвитеров, тогда как совершенно не упоминается о движимом имуществе, которое может быть испорченным и непригодным для употребления церкви, но, будучи проданным, могло бы принести некоторый доход, имея цену, как сухой материал; такая собственность церкви может быть свободно продана лично епископом, но, конечно, только в пользу церкви и ради церковных нужд. Правило 34(48). О том, яко ничто из положенного на иппонском соборе не требует исправления. Епигоний епископ рек: в сем сокращении, извлеченном из деяний иппонского собора, ничего не признаю требующим исправления или дополнения, разве токмо, чтобы день святыя пасхи предвозвещаем был во время собора (Ап. 7, 64, 70, 71; II всел.7; трул. 11; лаод. 7, 37, 38; карф. 51, 73, 106). В силу постановления I вселенского собора, александрийский епископ должен был ежегодно в определенное время объявлять всем церквам о дне, в который надлежало в тот год праздновать Воскресение Христово. Относительно Африканской церкви иппонским собором 393 г. было установлено, что все областные церкви должны заботиться о том, чтобы получить от карфагенской церкви уведомление о дне празднования Пасхи Последнее было подтверждено карфагенским собором 397 года и собором 419 года. Обычно общий собор Африканской церкви созывался в Карфагене во второй половине августа (прав. 73), следовательно, за много времени вперед можно было знать, когда в следующем году надлежит праздновать Пасху. Примечания: 78. Выше приведенные пять правил (29-33) были изданы карфагенским собором 419 г. на его заседании 25 мая. Находятся в Книге правил под а в Пидалионе под Данное (34) правило составляет начало 5 правила карф. собора 397 г.; в Пидалионе его нет, а в Книге правил оно находится под 79. О том, какие это были церкви, см. m.I,203-4, а также толкование 18 правила данного собора. Правило 35(44). Епископы и клирики да не позволяют детям своим отходити на свою волю, чрез отделение их от себя, аще не совершенно полагаются на их нравы и возраст: дабы в последствии грехи их не пали на самих родителей (Ап. 5, 17, 26, 51; I всел. 3; IV всел. 14; трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII всел. 18; анкир. 19; неокес. 1, 8; гангр. 4, 15; карф. 3, 4, 25, 70; Василия Вел. 12, 27, 88; Тимофея алекс. 5, 13). Это правило важно тем, что показывает, как неосновательно утверждение латинской церкви о том, что карфагенский собор своими 3, 4, 25 и 70 правилами установил целибат духовенства. Если карфагенский собор установил в действительности целибат, то спрашивается: откуда у епископов и у остальных членов клира дети?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Далее союз пастырей и Церквей во вселенском управлении открывался и поддерживался б) тем, что права, уставы и законные действия каждой православной Церкви были ненарушимо соблюдаемы всеми другими Церквами. Крещенный в одной православной Церкви делался членом всех других, и таким образом действительно принадлежал Церкви вселенской: ибо всюду был принимаем в общение и мог приобщаться св. таинств. Напротив, отлученные одною Церковию не были принимаемы другими; отступники от своей Церкви почитались отпадшими от всей кафолической Церкви. Таковы были и положительные правила для всех церквей, данные апостолами и соборами (Ап. пр. 12. 13. 16. 32. И всел. 3: и мп. др). в) Правила, обычаи и предания, сохраненные от апостолов, или от апостольских Церквей и древних соборов, согласно и неизменно сохранялись, как одною Церковию, так и другою. Всякое уклонение какой-либо Церкви от этих общих законоположений было немедленно обличаемо и исправляемо, хотя бы касалось каких-либо частных и, по-видимому, неважных, или неосновных предметов веры и благочестия, как напр. правил о постах или коленопреклонении в дни пасхальные и т. п. (Ап. 64. I всел. 20 и пр.). г) Но самым осязательным выражением церк. общения и единства были соборы. Собор был постоянною, господствующею в Церкви формою управления. Соборы были средоточием общего совокупного в Церкви действования пастырей, и потому всегда выражали чрез них мысль и голос Церкви. Правилами церковными определялось, чтобы все важнейшие дела по управлению Церкви (даже и по-местному, а тем более вселенскому) решаемы были не иначе, как соборами. Поэтому правила постоянно напоминают предстоятелям Церквей, чтобы они как можно чаще держали соборы, а кроме повременных соборов, в каждой области, или поместной Церкви установлены были ежегодные (по два раза, или по крайней мере по одному в год соборы из всех окружных епископов (Ап. пр. 20. 37. I всел. 5. II всел. 2. IV всел. 19. VI всел. 8. VII всел. 6. карф. 87. 88. лаодик. 40. антиох. 20 и пр.). Это установление возобновлялось и в те времена, когда знатнейшие Церкви уже имели у себя единоличные с правами высшей власти управления – каковы были права патриархов. Особенною формою управления вселенской Церкви был собор вселенский, но составления вселенских соборов требовали только особенные, чрезвычайные нужды Церкви, как то: распространение сильных ересей, возмущавших всю Церковь от IV до VIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Между правилами православной церкви это первое по времени, которое говорит о том, что при каждом епархиальном управлении должен быть эконом, избранный епархиальным духовенством, для управления епархиальным церковным имуществом. Что эти епархиальные экономы существовали и до патриарха Феофила, т.е. до 412 г., когда умер Феофил, видно из настоящего правила, которое предписывает, чтобы назначен был другой эконом в ливонской епархии вместо того, кто раньше был там экономом. Впоследствии об экономах изданы были соответствующие предписания 26-м правилом IV Всел. Собора и 11-м правилом VII Всел. Собора, в толкованиях которых мы сказали, сколько нужно было, по данному вопросу. Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. (Ап. 38, 41; IV Всел. 25, 26; Трул. 35; VII Всел. 11, 12; Анкир. 15; Гангр. 7, 8; Антиох. 24, 25; Карф. 26, 33; Феофила Алекс. 10). Настоящее правило является продолжением 10-го правила Феофила. В 10-м правиле говорится, что эконом должен наблюдать, чтобы церковные доходы употреблялись на что следует, а в этом (11) правиле точнее обозначается, на что специально должны расходоваться церковные доходы, а именно: кроме содержания клира (Ап. 41), на содержание " вдовиц, убогих и странствующих пришельцев " . Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединитися к церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагать восхотевших присоединитися к церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия. (I Всел. 8; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7; Василия Вел. 1, 47). Настоящее правило является ответным посланием Феофила епископу Афингию на его запрос о том, как нужно поступить с кафарами (новатианами), желающими вступить в церковь, причем Феофил рекомендует вниманию вопрошающего епископа определение I Всел. Собора, а именно - 8-е правило.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1332...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

(1 всел.5; 2 всел.6; 4 всел.29; сердик. 14; антиох. 4, 12, 15; карф.29, 65; Василия Вел.88). Правило это налагает наивысшее церковное наказание на такого священнослужителя, который, совершив какое – либо преступление, доказанное судом, и будучи за то законно извержен из священного сана, вновь осмелится совершать ту священную службу, которая ему была прежде вверена, такового правило предписывает совершенно исключить из общения с Церковью . Правило это предполагает правильный судебный процесс в отношении духовного лица, совершившего какое-либо преступление, а именно: для епископов – перед судом собора (Ап. прав.74, 75), для пресвитера и диакона – перед судом епископским (Ап. прав. 12, 13, 31). Аппеллировать на суд высшей инстанции против судебного приговора низшей (первой) инстанции имеет право каждый, считающий, что он имеет на то основание. Если какое-либо осужденное духовное лицо не пожелало бы после решения первого законного суда аппеллировать в высший суд в течение законом определенного времени, то решение первого суда становилось для него неизменным, и если таковое лицо не пожелает покориться этому приговору и не пожелает просить о расследовании его вины пред высшим судом, продолжая самовольно, несмотря на решение суда, и дальше занимать службу, исполняемую им до этого решения, то таковое лицо, как говорит Зонара, совсем справедливо исключается из Церкви за свое ослепление. Правило 42 Епископ, или пресвитер или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен. (Ап.43, 54; трул.9. 50; VII всел.22; лаод.24, 55; карф.40, 60). Правило 43 Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне. (Ап.42, 54; трул.9, 50; VIIbceл.22;лaoд.24, 55; карф.40, 60). Относительно мирян пьяниц ап. Павел говорит, что таковые Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 10 ; Гал. 5, 21 ); у духовных же лиц пьянство является не только пороком, но преступлением святыни, оскорбляющим Божие величие, оскорбляющим и унижающим самую священническую службу, которая у пьяного священника или склонного к пьянству перестает быть разумной службой, как называет ее ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В следующем (410) году, когда опасность со стороны неприятеля миновала, Африканские отцы собрали против донатистов собор, на котором было констатировано, что Гонорием издан был закон относительно того, что каждый может по своей свободной воле принимать на себя " подвиг христианства " , а это значило, что предоставляется свободно быть по желанию христиайином православным или донатистом - Таково правило по своему тексту. Зонара, совершенно основательно, извлекает из этого правила общий закон христианского вероучения. " Добродетель, - говорите Зонара, - должна быть избранною, а не вынужденною, не невольною, а добровольною " . Поэтому, желающий принять христианство должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости, потому что все, что бывает по необходимости и по насилию, не твердо и непостоянно; на основании этого и неокесарийский собор в своем 12 правиле говорит, что не должно принимать в священство того, кто принял крещение, находясь в опасности, так как вера такового не является следствием убеждения, но следствием необходимости Примечания: 219. Кн.прав.: Годом или двумя позже времени предыдущего правила 220. Из карф. прав. 410 г.; в Кормчей прав.109. В Книге прав. изложено сокращенно (ср. полный текст в Аф. Синт., III,559). Ред. 221. Van Espen, Schol. in h.can. (р.373). 222. Аф. Синт., III,559. Правило 109(128). Собор противу ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами карфагенские церкви, представшими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен. Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема (III всел. 1, 4; карф. 110-116). Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) 223. Как это, так и семь следующих правил по 116-е, взяты из постановлений карфагенского собора 418 г. и составляют 8 первых правил этого собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Правило 6 Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина. (Ап.20, 81, 83; IV всел.З, 7; VI1 всел. 10; карф. 16; двукр. 11) Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4), а именно, что ни один воин Христов, каковым является духовное лицо, не должен заниматься никакими мирскими делами, не согласующимися с его духовным званием и вообще с его духовной службой в церкви. Это предписание выражено и в Апостольских постановлениях (II, 6) и возобновляется во многих других правилах, как мы это увидим дальше. Духовное лицо, нарушившее это правило, подвергается извержению из священнаго сана как его недостойное. Правило 7 Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап.64, 70, 71; трул.11; антиох.1; лаод.37, 38; карф.51, 73,106). Для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собою ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями, к тому же, чтобы осудить обычай, проникший от евионитов и к некоторым православным священным лицам, правило предписывает всем наблюдать весеннее равноденствие и только после него праздновать воспоминание Христова Воскресения, а отнюдь не вместе с иудеями. Духовное лицо, нарушившее это, подвергается по правилу извержению из священного сана. Правило 15 Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отъидет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его к возвращению, не послушал. Аще же останется в сем безчиннии: тамо, яко мирянин, в общении да будет. (1 всел.15, 16; IV всел. 5, 10, 20. 23; трул.17, 18; антиох.З; сердик.15, 16; карф. 54, 90). Настоящее же Апостольское правило запрещает каждому духовному лицу покидать свою церковь и переходить на церковную службу в другую епархию, предписывая воспретить таковому священнодействовать, особенно же, если епископ, в ведении которого он находился, приглашает его вернуться, а он его не слушается. Впрочем, правило не возбраняет таковому жить и в другой епархии, но только в качестве мирянина, т. е. без всех тех прав, какие принадлежали ему раньше как члену епархии. А чтобы таковое духовное лицо могло совершать церковную службу в другой епархии, оно должно было, по словам Вальсамона в толковании этого правила, иметь от своего епископа не только представительную, но и отпускную грамату.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010