82; IV всел.4; трул. 85; гангр.3; карф. 82). Предмет, о котором говорится в данном правиле, а именно о превозглашении церковью освобождения рабов (περ ελευθεριν εν τη χχλησα χηροκτων, de manumissionibus in ecclesia proclamandis), касается того времени, когда среди христиан еще существовало рабство Этим правилом заканчивается cominonitorium, полученный от собора делегатами, долженствовавшими отправиться по делам карфагенской церкви к императорам Аркадию и Гонорию. Добавление к этому commonitorium " y составляет следующее (65) правило. Примечания: 141. Прав. 8 карф. собора 401 г. 142. Подробное толкование этого правила см. у архим. Иоанна, упом. соч., II,193 и сл.  Правило 65(76). Аврилий епископ рек: полагаю такожде, яко посылаемому в Италию местоблюстителю не должно оставити без внимания дела Екития, давно определением епископов по справедливости осужденного. Аще случится посылаемому найти его в тех местах: то сей брать наш да испечется в защиту церковного благоустройства действовати против него как должно и где возможно. Все епископы отвещали: весьма согласны на сие предложение (Ап.28; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9; антиох. 12, 14, 15; карф. 29, 62, 78, 93). Некий Екитий-епископ, по словам Аристина, της sv ππνι καθδρας επσκοπος будучи осужден и низвергнуть надлежащим собором, не желал покориться решению суда, но отправился из Африки в Италию, возбуждая там народ и производя беспорядки. Карфагенские отцы, составляядля своих делегатов, отправлявшихся к императорам, наказ (руководство), изложенное в вышеприведенных правилах (58-64), в данном правиле предписывают, что, если им случится в проходимых ими местах встретить упомянутого Екития, они должны действовать против него и, ради порядка и авторитета церкви, употребить все меры к тому, чтобы изгнать его, дабы он прекратил нарушать церковный мир. Примечания: 143. Правило 9 карф. собора 401 г. 144. Аф.Синт., III,474.  Правило 66(77). О кротком обращении с донатистами. По дознании и исследовании всего, пользе церковной споспешествовати могущего, по мановению и внушению Духа Божия, мы избрали за лучшее, поступати с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием и весьма удаляются от единства тела Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

82; IV всел.4; трул. 85; гангр.3; карф. 82). Предмет, о котором говорится в данном правиле, а именно о превозглашении церковью освобождения рабов (ε εευε ε ο, de manumissionibus in ecclesia proclamandis), касается того времени, когда среди христиан еще существовало рабство Этим правилом заканчивается cominonitorium, полученный от собора делегатами, долженствовавшими отправиться по делам карфагенской церкви к императорам Аркадию и Гонорию. Добавление к этому commonitorium " y составляет следующее (65) правило. Примечания: 141. Прав. 8 карф. собора 401 г. 142. Подробное толкование этого правила см. у архим. Иоанна, упом. соч., II,193 и сл. Правило 65(76). Аврилий епископ рек: полагаю такожде, яко посылаемому в Италию местоблюстителю не должно оставити без внимания дела Екития, давно определением епископов по справедливости осужденного. Аще случится посылаемому найти его в тех местах: то сей брать наш да испечется в защиту церковного благоустройства действовати против него как должно и где возможно. Все епископы отвещали: весьма согласны на сие предложение (Ап.28; I всел. 5; II всел. 6; IV всел. 9; антиох. 12, 14, 15; карф. 29, 62, 78, 93). Некий Екитий-епископ, по словам Аристина, sv εοο будучи осужден и низвергнуть надлежащим собором, не желал покориться решению суда, но отправился из Африки в Италию, возбуждая там народ и производя беспорядки. Карфагенские отцы, составляядля своих делегатов, отправлявшихся к императорам, наказ (руководство), изложенное в вышеприведенных правилах (58-64), в данном правиле предписывают, что, если им случится в проходимых ими местах встретить упомянутого Екития, они должны действовать против него и, ради порядка и авторитета церкви, употребить все меры к тому, чтобы изгнать его, дабы он прекратил нарушать церковный мир. Примечания: 143. Правило 9 карф. собора 401 г. 144. Аф.Синт., III,474. Правило 66(77). О кротком обращении с донатистами. По дознании и исследовании всего, пользе церковной споспешествовати могущего, по мановению и внушению Духа Божия, мы избрали за лучшее, поступати с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно, хотя они беспокойным своим разномыслием и весьма удаляются от единства тела Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

За тем для монастырей и монашествующих Церковью определены следующие права: 1. Никакое звание и состояние, даже никакой (прежний) образ жизни, не препятствует вступлению в монашество, сообразно установленным на то правилам (VI всел. прав. 43. гангр. 21). 2. Монашество не может быть препятствием к принятию священного сана и должностей, не только собственно церковных, но и духовно общественных, напр., воспитания юношества, попечения о сиротах и беспомощных, и т. п. (IV всел. 3. 7). А безбрачие, требуемое Церковью в сане епископском, служит основанием для избрания в этот сан лиц, преимущественно монашествующих (VI всел. 12). 3. Освященный монастырь должен навсегда оставаться обителью монашествующих: в мирские дома обращать монастыри не дозволяется (IV всел. 24. VI всел. 49) 111 . 4. Хотя монашествующие, по силе своего обета, не имеют сами по себе права собственности: но монастырь, или общество монашествующих, имеет это право, составляя свое имущество частью из добровольных приношений от посторонних дателей, частью из имений, отдаваемых в монастыри, каждым, поступающим в него, после раздела должных частей между законными наследниками его и пр. Это монастырское имущество, – которое может быть движимое и недвижимое, – должно быть неприкосновенно и неотчуждаемо – ни для самих монашествующих, ни для мирян (IV всел. 24. VI всел. 49. VII всел. 12. 13. 10. двукр. 1. 6). 5. Особенное попечение о монастырях и монашествующих возлагается на епархиальных епископов, у которых они должны быть в полном подчинении (IV всел. 4. 8). Источник: Православный собеседник, 1858 г. Часть первая. Казань. 60 с. «Православный Собеседник» выходит в 1858 году ежемесячно, книжками, не менее десяти печатных листов в каждой. В состав его будут входить, кроме творений св. отцов, статьи догматического, нравственного, церковно-исторического содержания. Преимущественным предметом исследований в «Православном Собеседнике» будет история русской Церкви, и в ней – в особенности русский раскол, его история, учение, секты и нравы. Сверх того будут помещаемы замечательнейшие из духовных творений русских древних писателей, доселе остававшиеся в рукописях, или изданные в давнее время и не совсем удовлетворительно, а потому требующие нового лучшего издания. Из двенадцати книжек годового издания, по окончании года, составятся – один том перевода (собеседований св. Григория Двоеслова) и три тома оригинальных статей под именем «Православного Собеседника»; в каждом томе будет не менее тридцати печатных листов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Правило 3. Аще кто учит раба, под предлогом благочестия, презирати господина, уклонятися от служения, и не с усердием и всякою честью служити господину своему: да будет под клятвою. (Ап. 82; IV всел. 4; трул. 85; карф. 64, 82; Василия Вел. 40, 42). Это правило касается того времени, когда еще существовало рабство, и служит подтверждением постановления 82 Ап. правила.  Правило 4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, яко не достоит причащаться приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою. (Ап. 5; I всел. 3; трул. 13, 48; гангр, 1, 9, 10; карф. 4). Уча о необходимости уклоняться от брака и считая его грехом, евстафиане еще должны были считать его грешным делом у духовных лиц, и если такое грешное лице, как женатый священник, служило литургию, то такая литургия, по мнению евстафиан, не была свята, как не была свята принесенная им жертва, и поэтому от такого священника не следовало принимать св. причастия. О законности священнического брака мы достаточно говорили в толкованиях 5 Ап. правила и 13 правила трулльского собора, - а данное правило гангрского собора осуждает как евстафиан, так и вообще всех, не признающих священнического брака законным делом Примечания 2. Ср. архим. Иоанн, упом. соч., I,376, прим.428.  Правило 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающие в нем собрания: да будет под клятвою. (Трул. 80; гангр. 20; сердик. 11). На основании буквально понимаемых слов Св. Писания, что молиться Богу можно на всяком месте (1Тим.2:8), евстафиане учили, что не нужно храмов и службы в них совершаемой, - против этого и издано данное правило. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году.  Правило 6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою. (Ап. 81, 47; II всел. 6; III всел. 3; IV всел. 18; трул. 31, 34; антиох. 2, 5; сердик. 14; карф. 10, 11; двукр. 13, 14, 15; Василия Вел. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На вопрос, можно ли совершать божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.). Правило 7. Обращающихся от ересей, то есть, новатиан, или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению, приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились: и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром, и тако причащаются святых таин. (Ап. 46, 47, 68; I всел. 8, 19; II всел. 1, 7; трул. 95; лаод. 8; карф. 57; Василия Вел. 1, 5, 47). Примечания: Смотри толкование к правилу 8 Правило 8. Обращающихся от ереси так называемых фригов, хотя бы находились в мнимом у них клире, и величайшими именовались, со всяким тщанием оглашати и крестити епископам и пресвитерам церкви. (Ап. 46, 47, 68; I всел. 8, 19; II всел. 1, 7; трул. 95; лаод. 7; карф. 57; Василия Вел. 1, 5, 47). Относительно этих двух правил (7 и 8) см. в толкованиях 1 и 7 правил II вселенского собора. Правило 9. На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение. (Ап. 10, 11, 45, 46, 64, 70; III всел. 2, 4; лаод. 6, 32, 33, 34, 87; карф. 83; Тимофея алекс. 9). Подобно православным, еретики также имели своих мучеников и прославляли их, особенно монтанисты и фриги. О таких еретических мучениках говорит в истории Евсевия Аполлинарий иерапольский Таковые существовали в действительности, причем, принадлежи к той или иной ереси и веруя в правоту своего учения, они во время общих гонений охотно шли на мучения, где гонители мучили их и предавали смерти вместе с православными. Места, где погребались еретические мученики, назывались, так же, как и у православных, ο (coemeteria, усыпальницы, кладбища).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Отращивание волос клиром не было заведено в древней Церкви; по словам Апостола Павла, оно было неприлично для мужчины ( I Kop. 11:14 ). Члены клира стриглись так, как того требовало приличие («не носить длинных волос на манер некоторых варваров, и не сбривать их наподобие египетских жрецов»). Впоследствии для них установилась однообразная форма стрижки (Тр. 21), напоминавшая венок. Позднейший обычай духовных лиц отращивать волосы имел, вероятно, основанием пример ветхозаветных назореев и самого Спасителя. У нас священнослужителям вменяется в обязанность отращивание волос и ношение рясы (одежды, заимствованной от греков), за исключением живущих за границей. Причетникам позволено, по их желанию, стричь волосы и носить светскую одежду. 3) Церковь не запрещает духовным лицам мирских занятий для приобретения средств к существованию и материальному благосостоянию (7 всел. 15), но не позволяет им таких занятий, которые: а) унизительны, по своему характеру, для достоинства служителей Церкви, неприличны их нравственному уровню, демонстрируют лишь жажду обогощения, напр., содержание корчмы (Тр. 9), ростовщический промысел или ссуда денег под рост (Ап. 44; I всел. 17; Лаод. 4; Карф. 5; Трул. 10), откупничество (4 всел. 3; Карф. 19); б) сами по себе не совместимы с прямыми обязанностями духовных лиц, препятствуют их отправлению, или же сопряжены с ответственностью, несовместимой с церковным служением, напр., адвокатская деятельность, поручительство перед судом за других, принятие чужих имений под управление и т. п. обязанности. (Апост. 20; Карф. 19; 4 всел. 3; 7 всел. 10; Двукр. 11). Принятие духовными лицами светских должностей в государстве (военных и гражданских) каноны также запрещают, имея при этом в виду несовместимость двух разнородных (духовной и мирской) служб, которые, при этом, нередко противоречат друг другу по своим целям, средствам, свойствам и т. п. (Ап. 81 и 83; Двукр. 11). По нашим законам, духовные лица не могут: а) занимать должностей на государственной службе (недуховных), быть присяжными заседателями в суде, членами земских управ и мировыми судьями; а также членами или кандидатами от призывных участков в Присутствиях по воинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Примечания: 52. Аф. Синт., V,384. 53. См. Suicerus, Thesaurus, II,1465, и Du Cange, Glossar, II,1709, а также Kraus, Real-Encykl. I,49-51, под словом Amulete.  Правило 37. Не должно принимали праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними. (Ап. 64, 70, 71; трул. 11; анкир. 9; лаод. 6, 9, 29, 38, 84, 88, 89). Примечания: Смотри толкование к правилу 39  Правило 38. Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их. (Ап. 7, 64, 70, 71; трул. 11; анкир. 9; лаод. 6, 9, 29, 33, 34, 37, 39). Примечания: Смотри толкование к правилу 39  Правило 39. Не должно праздновали с язычниками и приобщатися безбожию их. (Ап. 71; трул. 71, 94). Относительно трех этих правил см. толкования 70 и 71 Ап. правил и параллельных им правил.  Правило 40. Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти, или вразумляться ко благоустроению церкви, и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется. (Ап. 37; I всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; карф. 18, 76, 95). См. толкования 37 Ап. правила и других параллельных правил.  Правило 41. Освященному, или причетнику не должно путешествовати без правильные граматы от епископа. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 42; сердик. 7, 8, 9; карф. 23, 106). Примечания: Смотри толкование к правилу 42  Правило 42. Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа. (Ап. 12, 13, 32, 33; IV всел. 11, 13; трул. 17; антиох. 6, 7, 8, 11; лаод. 41; сердик. 7, 8, 9; карф. 23, 106). Для этих двух (41 и 42) правил см. толкования 12 Ап. правила и других параллельных правил.  Правило 43. Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословия упражняться. (Трул. 4, 6, 15; лаод. 20, 21, 22, 24, 25). См. толкования 21 и 22 правил этого собора.  Правило 44. Не подобает жене в алтарь входити. (Трул. 69; лаод. 19). Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще (трул. 69; лаод. 19), Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей ( των εμμνων αιμτων ρσις)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Примечания: 49. Толкования Зонары и Вальсамона в Аф. Синт., III,198,199. Правило 32. Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения. (Ап. 10, 11, 45,46,64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2,4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 9, 10, 14, 31, 33, 34, 37; Василия Вел. I, 47; Тимофея алекс. 9). О том, что не должно быть никакого религиозного общения между православными и еретиками, говорят также многие правила и этого собора (см. параллельные правила). В этом правиле воспрещается принимать от еретиков ευο, т.е. благословенные хлебы или частицы просфоры. У еретиков, подобно православным, существовал обычай посылать друг другу в праздник Воскресения Христова благословенный хлеб в знак братского общения (лаод. 14). Так как лаодикийский собор воспретил последнее православным, то тем более он должен был воспретить принимать такой благословенный хлеб от еретиков. Этот хлеб становился " благословенным " , вследствие прочитанных над ним молитв; но так как у еретиков не могло быть истинной молитвы, потому что не было и истинного священства, а были лжесвященники (Ап. 47), то эти еретические молитвы, которыми еретики мнили благословить и освятить хлеб, названы в правиле ο, т.е. бессмыслица (суесловия). Правило 33. Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем. (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея алекс. 9). В этом правиле повторяется 45 Ап. правило, причем добавляется, что не должно быть также никакого религиозного общения между православным и раскольником (). Правило 34. Всякому христианину не подобает оставляли мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради и прибегающие к ним да будут под клятвою. (Ап. 10, 11, 45, 46, 64, 70; III всел. 2, 4; лаод. 6, 9, 32, 33, 37; карф. 83; Тимофея алекс. 9). Данное правило находится в связи с 9 правилом этого же собора и главным образом говорит об одном и том же предмете, а именно о лжемучениках, которым некоторые православные воздавали почитание. Разница заключается лишь в том, что в 9 правиле лаодикийские отцы имеют в виду тех православных, которые делали это по незнанию или под чьим-либо влиянием, вследствие чего и налагают на таковых временное отлучение от св. причащения ( ). В этом же правиле они говорят о тех, которые поступали в данном случае намеренно или, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, ο ε (с полным душевным расположением), почему и предают таковых анафеме, как отступивших от Бога

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Примечания: 49. Толкования Зонары и Вальсамона в Аф. Синт., III,198,199.  Правило 32. Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения. (Ап. 10, 11, 45,46,64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2,4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 9, 10, 14, 31, 33, 34, 37; Василия Вел. I, 47; Тимофея алекс. 9). О том, что не должно быть никакого религиозного общения между православными и еретиками, говорят также многие правила и этого собора (см. параллельные правила). В этом правиле воспрещается принимать от еретиков ευλογας, т.е. благословенные хлебы или частицы просфоры. У еретиков, подобно православным, существовал обычай посылать друг другу в праздник Воскресения Христова благословенный хлеб в знак братского общения (лаод. 14). Так как лаодикийский собор воспретил последнее православным, то тем более он должен был воспретить принимать такой благословенный хлеб от еретиков. Этот хлеб становился " благословенным " , вследствие прочитанных над ним молитв; но так как у еретиков не могло быть истинной молитвы, потому что не было и истинного священства, а были лжесвященники (Ап. 47), то эти еретические молитвы, которыми еретики мнили благословить и освятить хлеб, названы в правиле λογαι, т.е. бессмыслица (суесловия).  Правило 33. Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем. (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея алекс. 9). В этом правиле повторяется 45 Ап. правило, причем добавляется, что не должно быть также никакого религиозного общения между православным и раскольником (σχισματιχψ).  Правило 34. Всякому христианину не подобает оставляли мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради и прибегающие к ним да будут под клятвою. (Ап. 10, 11, 45, 46, 64, 70; III всел. 2, 4; лаод. 6, 9, 32, 33, 37; карф. 83; Тимофея алекс. 9). Данное правило находится в связи с 9 правилом этого же собора и главным образом говорит об одном и том же предмете, а именно о лжемучениках, которым некоторые православные воздавали почитание. Разница заключается лишь в том, что в 9 правиле лаодикийские отцы имеют в виду тех православных, которые делали это по незнанию или под чьим-либо влиянием, вследствие чего и налагают на таковых временное отлучение от св. причащения (μχρι τινς). В этом же правиле они говорят о тех, которые поступали в данном случае намеренно или, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, λοψχψ διαθσει (с полным душевным расположением), почему и предают таковых анафеме, как отступивших от Бога

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010