1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XIIXIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  I. APOLLINARIS [PS.-ATHANASIUS]. De incarnatione Dei Verbi, 28, 25–30. Aliud, 89–96. Epistola ad Jovianum, 531–2. Quod unus sit Christus, 28, 121–32. [ GREGORIUS THAUMATURGUS]. Κατ μεροξ πστιζ, 10, 1103–24. [ JULIUS]. Epistola ad Dionysium, 84, 856–7. JOBIUS, episcopus. Professio fidei, 86, II, 3319–20. TIMOTHEUS BERYTENSIS. Fg., 86, II, 1959–70. II. ATHANASIUS. Contra Apollinarium 1–2, 26, 1093–1166. EPIPHANIUS Panarium, 42, h. 77. DIODORUS TARSENSIS. Contra Synousiastas, fg., 33, 1559–62. GREGORIUS NAZIANZENUS. Epistolæ 1–2 ad Cledonium (101–2), 37, 175–202. Poema , 10, 37, 463–70. GREGORIUS NYSSENUS. Antirrheticus adversus Apollinarem, 45, 1123–70. Adversus Apollinarem ad Theophilum, 1269–78. THEODORUS MOPSUESTENUS. Fg., 66, 993–1004. CYRILLUS ALEX. Fg., ex libro contra Synousiastas, 76, 1427–38. GREGORIUS THAUMATURGUS. De fide XII capitula, 10, 1127–36. ANTIPATER BOSTRENSIS. Adversus Apollinarem, fg., 85, 1795–6. LEONTIUS BYZANTINUS. Adversus fraudes Apollinaristarum, 86, II, 1947–76. EUTHYMIUS ZIGABENUS, 130, t. 14, 875–932.   F) ADVERSUS MARCELLUM ET ALIOS, s. IV-V EUSEBIUS CÆS. Contra MaRcellum, 24, 704–824. De ecclesiastica theologia, 823–1046. EPIPHANIUS, Panarium, 70 –72, 75, 78– 80. EUGENII diaconi legatio [de MaRcello], 18, 1301–6. CYRILLUS ALEX, Contra TheodoruM et Diodorum, 76, 1437–52. Adversus Anthropomorphitas, 76, 1065–1132.   G) ADVERSUS NESTORIANOS ET EUTYCHIANOS NESTORIUS. Epistolæ ad Cyrillum, 77, 43–4, 49–50. CÆLESTINUS. Epistolæ ad Cyrillum, 77, 89–94. XYSTUS III, Epistolæ 1–2, 77, 277–82, 283–6. CYRILLUS ALEX. Epislolæ, 77, 9–390. Adversus Nestorii b " asphemias, lib. 1–5, 76, 9–248. Dialogue cum Nestorio, 247–56. Quod B. Maria sit Deipara, 255–92. Explicatio XII capitum, 295–312 Apologeticus pro XII capitulis contra Orientales (in quo Andreæ Samosatensis refutatio), 315–86. Apologeticus contra Theodoretum (in quo TheodoReti refutatio, 385–452. Apologeticus ad piissimum imperatorem Theodosium, 453–88. De recta fide ad Theodosium, 1132–1200.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Повторное замствование из «Хроники» Титмара (см. фрагмент 12). При этом в отношении места гибели Бруно механически соединены данные Титмара (на пограничье Пруссии и Руси) и «Кведлинбургских анналов» (на пограничье Руси и Литвы). 1084 В междоусобной борьбе в Дании между королем Нильсом и его племянником Эриком II Эмуном в 1134 г. Нильс и его сын Магнус погибли, и королем стал Эрик, брат убитого Магнусом в 1131 г. Кнута Лаварда, верного союзника Лотаря III, который дал Кнуту в лен Вагрию, в результате чего Кнут стал титуловаться «королем ободритов». Вероятно, в Магдебурге были послы Эрика, который выразил готовность признать себя ленником империи; присяга состоялась на Мерзебургском съезде 1135 г. 1085 Правление Лотаря III сопровождалось активизацией политического влияния Германии на славянских землях к востоку от Эльбы, а также миссионерской деятельности у ободритов и лютичей. Как раз в 1134 г. Лотарь лично побывал в Вагрии, где основал монастырь Зегеберг (к западу от Любека). 1086 Послы византийского императора Uoahha II Комнина, а также венецианские послы искали в Лотаре III союзника против норманнского короля Сицилии Роджера II, который не только угрожал Адриатическому побережью Византийской империи, но и препятствовал безопасной торговле Венеции в Средиземноморье. 1088 В какой именно связи к Лотарю III приходили послы из Руси, можно только догадываться. Одной из причин могла стать активная датская политика Лотаря: ведь и Кнут Лавард, и Эрик II (см. примеч. 1084) были женаты на дочерях киевского князя Мстислава Владимировича Ингиборг и Малфрид соответственно (см. т. V Хрестоматии), причем и после смерти Мстислава в 1132 г. в Новгороде до 1136 г. продолжал сидеть родной брат датской королевы Всеволод Мстиславич. Кроме того, Лотарь был озабочен укреплением торговых связей на Балтике: вероятно, к 1134 г. относится издание им привилегий немецким купцам, торгующим с Готландом, – наиболее раннего документа такого рода. Поэтому не исключено, что имели место какие-то переговоры с Новгородом относительно балтийской торговли, тем более что именно в 1134 г. произошел конфликт с русскими купцами в Дании (НПЛ. С. 23, 208). Наконец, еще одной вероятной темой русско-немецких переговоров при Лотаре III могла стать борьба за венгерский престол Бориса Кальмановича, которая приобрела ярко выраженный международный аспект (см. 37, примеч. 928; 46/3 и примеч. 1104; 63/6). Бориса, не признанного венгерским королем Кальманом сына от Евфимии, сестры Мстислава Владимировича, до 1135 г. активно поддерживал польский князь Болеслав III, тогда как Лотарь III был деятельным сторонником противника Бориса – венгерского короля Белы II. На Руси Борис имел опору, видимо, на Волыни, где в это время княжил младший брат Мстислава Андрей Владимирович, который, как до 1132 г. и сам Мстислав, мог проявить какую-то дипломатическую активность в этом вопросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

1897-1971. Vol. 5. P. 73). Вероятно, преемником Евстасия был аббат Симеон, к-рый упоминается в старейшей описи имущества базилики (между 1123 и 1134) вместе с 2 примицериями, 5 пресвитерами, 3 диаконами и 2 субдиаконами ( Levy B. E. The Oldest Inventory of St. Nicolas of Bari//Traditio. N. Y., 1965. Vol. 21. P. 363-381). По условиям договора 1132 г., норманнский король гарантировал горожанам свободное избрание архиепископа, а также аббатов базилики Н. и монастыря св. Бенедикта (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 138). После бенедиктинцев Илии и Евстасия руководство храмом, вероятно, перешло к секулярным клирикам. В 1134 г. впервые упоминается «приор церкви св. Николая» (Ibid. P. 139), а также управляющий госпиталем и приютом для паломников (Ibid. P. 141). Клирики храма объединились в капитул секулярных каноников, к-рый упоминается в документах с 1163 г. (см.: Cioffari. 1987. P. 147-149). В то же время в базилике появился «светский приор», который отвечал за управление земельными владениями храма (см.: Martin. 1993. P. 651-652). Структура капитула в основном сложилась в XIII в.: каноников возглавлял великий приор, ему помогали примицерий (заведовал имуществом и персоналом), субсакрист (отвечал за содержание храма и проведение богослужений), 2 капеллана-тезаурария (ризничие), хранитель алтаря гробницы Н. и др. должностные лица, а также синдик, или эконом, к-рый нередко выполнял и обязанности прокуратора капитула (представлял каноников в судебных тяжбах). Базилика Н. пользовалась покровительством норманнских королей Сицилии (до 1194), с 1266 г.- монархов Анжуйской династии. Согласно договору 1132 г., кор. Рожер II обязался охранять привилегии и имущество храма; преступники, искавшие убежище в базилике, подлежали церковной юрисдикции и их не могли приговорить к смерти или членовредительству (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 138). В XII-XIII вв. храм приобрел обширные земельные владения. С 1105 г. духовенство базилики обладало иммунитетом от юрисдикции архиепископа Бари, хотя архиепископы неоднократно оспаривали эту привилегию.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

в) Продуктивно-действующая мораль в христианской церкви (1047–1098). (Здесь еще подразделение: α) (1064), β) (1087) – ). II. «Выразительная» мораль или богослужение в тесном и широком смысле слова (1098–1102). 1) Внутренняя сфера или церковь (1102–1132). 2) Внешняя или всеобще-общежительная сфера (1132–1222). Оглавление (1223–1234). —188— В основе этого плана лежит, очевидно, тенденция автора излагать учение Шлейермахера в том порядке, в каком оно последовательно развивается в его главнейших сочинениях: диалектике, речах о религии, догматике и нравоучении, причем по порядку этих сочинений следуют и отделы исследования г. Розанова . Каждый отдел завершается критическими замечаниями автора и догматическим изложением соответствующих пунктов учения православной церкви (см. стр. 193–219; 266–320; 409–462; 581–672; 841–983; 1142–1222). – Такой порядок исследования имеет, конечно, свои достоинства; но, вместе с тем, и далек от совершенства, так как нередко раздробляет внимание читателя и не дает ему того целостного представления о предмете, какое было бы ему желательно. Об одном и том же предмете автор вынужден говорить несколько раз и в разных местах своего исследования, как напр.: учение Шлейермахера о Боге он излагает читателю то по «диалектике» (стр. 44–53), то по «речам о религии» (160 и д. 168 и д.), то по догматике (322–332). Читатель, без сомнения, был бы гораздо более доволен, если бы автор все сказанное Шлейермахером о Боге в разных его сочинениях систематизировал и привел к единству. Некоторые неудобства принятого автором плана бросаются в глаза при первом же взгляде на те заглавия, какие он дает отделам своего исследования, ибо едва ли можно назвать удачным такое распределение материала, когда читателю предлагается сперва: «Религиозно-философское мировоззрение Шлейермахера», затем: «Более подробное раскрытие принципов мировоззрения Шлейермахера», затем: «Дальнейшее и более точное раскрытие позднейшей формы религиозного учения Шлейермахера», или когда автор сам же находит себя вынужденным соединять две рубрики в одну (стр. 463), или уничтожать рубрику, которую сам только что наметил (стр. 711).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, великий князь Владимир Мономах (1113–1125 г.г.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой великий князь Мстислав (Феодор) Владимирович († 1132 г.), благородный великий князь Ярополк (1132–1139 г.г.), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский (†1138 г.), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею землей великий князь Изяслав II (1146–1154 г.г.), обладавший истинно христианскими качествами души; великий князь Ростислав (Михаил) (†1167 г., 14(27) марта), коему церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый (†1180 г., 14(27) июня), князь Новгородский. Под влиянием христианства чудесно просветилась дикая дотоле Русская земля. Святой Владимир начал распространять просвещение, преемники его продолжали это дело. Из Византии Руси стали известны проникновенные аскетические произведения православного Востока. На смарагдах, златоструях воспитывались отбиравшиеся от значительных домохозяев дети, отпуская коих матери первое время плакали, как о мертвых. Через несколько десятков лет Россия имела уже поколение разумно образованных людей. И с каждым годом усиливалось правильное просвещение русского народа. Основной государственной жизни стали христианские законы, в новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге. Воспевая великого князя Ярослава, отмечая его любовь к просвещению, летописец пишет: «Владимир вспахал и умягчил землю, просветив ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное.» Русь Суздальская и Московская… Святые благоверные великие князья: Андрей Боголюбский (4(17 июля), убитый в 1174 году жидом Монзичем и ясином Амбалом; Георгий Всеволодович, (4(17) февраля), погибший в 1238 году в битве с татарами на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Согласно данным, приведенным в заключении этого труда (Учения им же ведати человеку числа всех лет), написанного в 1136 г., при императоре Иоанне II Комнине и новгородском князе Святославе Ольговиче, Кирику было тогда 26 лет, он был монахом Антониева монастыря и доместиком (начальником хора) церкви Пресвятой Богородицы. Впоследствии Кирик стал иеромонахом и секретарем епископа Нифонта 1131 . К сожалению, издания, критически учитывающего всю рукописную традицию вплоть до списков XVIII в., пока нет 1132 . Издания: Учение им же ведати человеку числа всех лет: Евгений] (Болховитинов) (прим. 872). С. 123–129 (editio princeps по рукоп. из собр. Румянцева, являющейся списком с Соф. 475 ; неполно); (Хавский П.) (прим. 872). С.28–35, 38–40 (улучшенное изд. по рукоп. из собр. Погодина 76); Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории древнерусского языка. Μ., Л., 1952. Т.1. С.265–275 (Погод. 76); Симонов Р.А. Кирик Новгородец (прим. 1132). С.98–101 (русск. перев. по Погодинскому списку с учетом двух других рукописей). Кирик высчитывает полное количество месяцев, недель, дней и часов в 6644 годах, протекших с момента сотворения мира; он разъясняет употребление индиктов, солнечного и лунного кругов; некоторые из расчетов Кирика покоятся на ряде суеверных представлений. Для нас важно, что Кирик, как и Георгий Амартол, датирует Рождество Христово 5500 годом, а в целом отводит миру 7000 лет, так что в его время до “конца света” оставалось 356 лет. После перечисления семи Вселенских соборов в качестве важнейших хронологических рубежей Кириком названы перевод Св. Писания на славянский язык и крещение Руси. Тем самым определен как исторический “каркас”, так и эсхатологическая направленность древнерусского летописания – и предшествовавшего, и последующего. 8. Богослужебная гимнография (Dichtung) Если исходить только из формально-литературных критериев, то определить, что такое богослужебная гимнография в собственном смысле, как жанр, будет трудно. В самом деле, формально богослужебная похвала, например, присутствует и в аскетических (Киево-Печерский патерик, слово 11: Феодосий Печерский ) 1133 , и в летописных сочинениях (Повесть временных лет под 1015 г.: Владимир, Борис и Глеб).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010