Поскольку богословская система Арнобия изобилует всевозможными заблуждениями, мы остановимся на ней очень кратко, одновременно отмечая те ее положения, которые расходятся с Церковным учением. 2. Учение о Боге Подобно Тертуллиану , Арнобий полагает, что знание о высшем Боге (nodo Principis) врождено человеку (ingenitum, affixum, I.33) 1129 ; так что все мы естественным образом знаем (naturaliter scimus) о существовании Бога, и всякий человек свидетельствует об этом, когда в простоте сердца восклицает: О Deus! «О Боже» (II.2). Но кроме этого простого знания о существовании Бога, человек, согласно Арнобию, может познать кое-что и о Его сущности и свойствах. Учение Арнобия о Боге имеет весьма возвышенный и спекулятивный характер. По Арнобию, Бог есть «Верховный Владыка» (Deus princeps), Который по своей природе невидим, бесконечен, нерожден, бессмертен, вечен, единственен, не ограничен никакой телесной формой, бестелесен, неописуем, не имеет ни качества, ни количества, прост, несложен, пребывает вне пространственного положения, движения и состояния, непостижим ни для какой тварной природы, неизречен словом (I.31 1130 ; 34; 62). Однако учение эпикурейцев (в частности, Лукреция) 1131 о Боге как блаженноми бесстрастном Существе (I.17; 23; II.15; 37) привело Арнобия котрицанию для Бога возможности гневаться даже на грешников и злых духов (I.17–19). Впрочем, в отличие от эпикурейцев, Арнобий считает Бога Творцом мира (summe procreator), его Первопричиной (prima causa) и Царем (rex, I.31). У Арнобия совершенно отсутствует триадология и учение о Божественном рождении Христа. Высший, нерожденный Бог, по Арнобию, – это Бог Отец (см. II.35; 74 и др.), но и Христа Арнобий также однозначно признает Богом (I.36; 42 1132 ; 53; II.60). Христос – это «возвышенный Бог» (Deus sublimis, I.53), «Бог внутренних сил» (Deus interiorum potentiarum, I.42), «Господь всех сил» (virtutum omnium Dominus, 1.65), «Бог [происшедший] от внутреннего корня, Бог Спаситель, посланный из неизвестных царств и от Владыки всех» (I.53) 1133 . Христос в трактате ни разу не называется Сыном Божиим. Не ясно также, считал ли автор трактата Adversus nationes Христа равным и единосущным Отцу или же признавал Спасителя низшим и подчиненным Ему Божеством 1134 . 3. Христология и сотериология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

32 . Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. С изображ. св. отца, вступит. статьей, предисловием к гимнам ученика преп. Симеона Никиты Стифата . Сергиев Посад. 1917. 280. [Книга выпущена в двух вариантах. Первый: XXXIII, 280, IX с. Второй: XXXII, 280, XXXII, 68, IX с. (добавлены приложения и указатели). В Прил. I. иером. Пантелеймон впервые издал по аф. рукописям древнегреч. текст ряда гимнов 57–60) и предисловия Никиты Стифата к гимнам. Ср. Предисловие, XXIX и отчет Пантелеймона о поездке на Афон: 6 .63. Этот факт до сих пор остается неизвестным европ. ученым (Камбилису книга Пантелеймона была недоступна). Приложение II: Алфав. указ. предметов (к Словам и Гимнам, составлен П. А Флоренским)]. (без греч. Приложения): СТСЛ 1993 [Творения. 3]. Евпраксия (Шиленкова), монахиня. Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный . Минск 2002. 98 [старые переводы еп. Феофана «Гимнов» Симеона Нового Богослова (в выдержках также переводы иером. Илариона Алфеева) и «Подвижн. слова» Симеона Благоговейного ]. Частичные рус. пер.: 33 . Симеон Новый Богослов , преп. Божественные гимны//ВРЗПЭ 1953. 15.133–135 6,48]; 1954. 17. 13–20 1; сопров.заметка – см. 9 .1132]. [Пер. иером. Софрония (Сахарова) , прозаич., но с сохранением строк; скорее всего, с новогреч., так как др.-греч. подлинник еще не был издан; нумерация гимнов старая]. Стих. переводы С. С. Аверинцева : 34 . Симеон Новый Богослов , преп. Из «Гимнов Божественной любви»//Символ. 1990. 23. 321–324. [Гимны: без номера («Коль желаешь, так послушай, что творит любви горенье...»), 3, 6]. 35 . Симеон Новый Богослов . Из «Гимнов Божественной любви»//ПВЛ 6 .16). 129–131 17, фрагменты]. Стих. переводы иером. Илариона (Алфеева) : 36 . Симеон Новый Богослов , преп. Избранные гимны//Символ. 1991. 26. 276–282. 3, 5, 6, 7, 16 по изд. SC]; Избранные гимны в стихотворном переводе//ЦиВ 1998. 1(4). 125–134 35, 44]; 1998. 2(5). 148–159 5, 11, 40, 45]; Преп. Симеон Новый Богослов . Избранные гимны в стихотворном переводе иеромонаха Илариона Алфеева //Иларион (Алфеев) 1998, 6 .58). 597–667. переизд: Минск 1998; СПб. 2001. [Гимны, по нумерации SC, 3, 6, 7, 10, 11, 19, 40, 42, 44, 45, 57, 58]. Nota. Все стихотворные переводы иером. Илариона, встреченные в периодике (в осн., в правосл. газетах, см. напр.: Алексеев В. Добрый доктор Бармалей. О нетрадиционности в патрологии//Радонеж 1998. 9(74). Июнь. 2–3) с резкой критикой (в частности, за стилистич. модернизм), осуществлены по изд. SC без привлечения более надежного изд. Камбилиса, отсутствующего даже в библиографиях, сост. Алфеевым. Подр. сводку многочисл. неточностей и ошибок в пер. Алфеева см. во вступ. статье к готовящемуся к печати новому полному стихотв. рус. пер. гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Clar. Ep. 341, 356-357, 545). Главная тема писем - основание цистерцианских мон-рей в Ирландии; в Клерво проходили обучение ирл. монахи, направленные туда М., тогда как нек-рые франц. насельники по указанию св. Бернарда отправились в Ирландию для основания аббатства Меллифонт (1142). В последнем письме говорится о взаимной молитве и поминовении св. Бернарда и М. Сохранилось также письмо св. Бернарда ирл. монахам с извещением о кончине М. в Клерво (Ibid. 374). Др. сочинения св. Бернарда, посвященные М.,- проповеди в день погребения святого (Sermo in transitu sancti Malachiae episcopi) и в годовщину его смерти (Sermo de sancto Malachia), а также стихотворная эпитафия и гимн святому. Эти произведения дополняют агиографический образ М.- «доброго пастыря» и ревностного служителя Церкви, в святости к-рого св. Бернард не сомневался. В неск. рукописях к Житию М. приложено сказание о встрече святого с юношей, побывавшим на небесах и возвращенным на землю с повелением отправиться в Иерусалим; выслушав рассказ юноши, М. помог ему добраться до Британии. Эти сведения были записаны со слов Домналла (Доната) О Лонгаргана, архиеп. Кашела (1137/38-1158), который некогда учился у М. и был свидетелем беседы (ркп.: Camb. Corp. Christ. 62, XII в., из Рочестера; Brux. II 1064, XIII в., из цистерцианского аббатства Он; изд.: Leclercq. 1959. P. 322-325). Ирл. источники позволяют проверить и уточнить сведения св. Бернарда, к-рый часто ошибался в порядке изложения и датировке событий из жизни М., а также игнорировал их ирл. контекст. Однако во мн. летописных сводах утрачены погодные записи, соответствующие времени наибольшей церковно-политической активности М.: в «Ольстерских анналах» отсутствуют записи между 1132 и 1155 гг., в «Инишфалленских анналах» - с 1131 по 1158 г., в «Анналах Лох-Ке» - с 1138 по 1170 г. Эти лакуны частично восполняются данными современных событиям «Анналов Тигернаха» и «Анналов Четырех наставников» (компиляция XVII в.). Жизнь Происхождение, принятие монашества, начало реформаторской деятельности (1094/95-1124) О происхождении и родственных связях М.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Pommern. 1207 По отношению к Поморью Саксония находилась по ту сторону области лютичей, не имея с ним непосредственного соприкосновения. 1209 Dacia «Дакия» – нередкая для средневековья «антикизирующая» форма названия Дании (см., например: 48 и примеч. 1229). 1211 Латинский оригинал («ad dexteram septentrionis») можно понять также как «направо к северу» (такой перевод принят, например, в работе: Свердлов 2. С. 316), но это означало бы, что (воображаемая?) карта Херборда была крайне необычной – западноориентированной, т. е. имела вверху запад. При принятом нами прочтении получается, что Херборд смотрит на Поморье с юга (из Саксонии или из родного Бамберга) и потому Дания и Рюген расположены «позади» Поморья, на севере, но к западу, а на севере же к востоку помещались Пруссия, Русь и земли половцев. Последнее не должно удивлять: ведь Пруссия, в самом деле, находилась севернее Поморья, а Русь и половецкие степи, находясь за Пруссией, легко могли оказаться в представлении Херборда лежащими еще далее к северу от Поморья. В целом надо признать, что географическое описание агиографа довольно путано. 1212 Р. Кёпке предлагал конъектуру Slavia (Herb. 1868 1 . Р. 725. Not. 85), в которой, однако, не видно никакой необходимости. 1213 Перевод «в сторону суши» (Свердлов 2. С. 316) возможен теоретически, но не слишком вразумителен. 1214 Возможен также перевод: «она небольшим выступом касается границ Венгрии и Моравии». Неустранимая странность в описании Херборда. 1216 Сведения Херборда крайне суммарны. Борьба с чехами была вызвана тем, что они выступили союзниками великопольского и мазовецкого князя Збигнева – старшего брата Болеслава III и его соперника в первое десятилетие княжения. В то время Венгрия короля Кальмана была на стороне Болеслава (см. также 29, примеч. 841). Война же с венграми относится уже к 1132–1135 гг., когда Болеслав III поддерживал двоюродного брата тогдашнего венгерского короля Белы II – Бориса, сына короля Кальмана от его второй супруги Евфимии, дочери киевского князя Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

561-565 МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) 565-569 569-574 МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 471-574 МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ 583-588 МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 574-580 580-583 МТИС [гора; Лекнари, Мтасакдари, Мтацминда], во имя вмч. Георгия мон-рь (до XIX в.) Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви 588-591 МУДРА [печать, знак, образ, поза, жест], положение тела или предмета в обрядах, практиках, иконографии инд. религий 591-592 МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. 592-594 МУЖИЛОВСКИЙ Андрей (в монашестве Анатолий) (80-е гг. XVI в. (?) - после 1633), протопоп Слуцкого повета, насельник Киево-Печерского, правосл. писатель-полемист 594-597 597-598 МУЗЕЙ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ офиц. организация Сербской Православной Церкви по хранению исторических церковных ценностей и реликвий сербского народа 598-599 599-600 600-623 МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель 623-625 МУКАММАС аль- [ Давид аль-Мукаммис, Давуд ибн Марван ар-Ракки], иудейский философ и богослов (IX в.) 625-632 632-637 637-638 МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581) 638-639 МУНИТЫ [офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения

http://pravenc.ru/vol/xlvii.html

Мстислав Владимирович, по свидетельству Новгородской летописи 8 из удаленных новогродских князей перешел в 6625, или 1117 году на княжение в Белгородок, что близ Киева; а по смерти отца своего, Владимира Всеволодовича Мономаха, вступил на великое княжение киевское в 6633, или 1125 году. Сын же его, Всеволод Мстиславич, по отъезде отца из Новгорода, в 1117 году принял удельное новогородское княжение. Мстислав был великим князем Киевским до 1132 года и в Киеве скончался 14 апреля сего же года; а последний княжил в Новнгороде до 1136 года, в коем он изгнан новгородцами за потерю сражения с суздальцами и ростовцами, и удалился в Киев к дяде своему Великому Князю Ярополку Владимировичу, который дал ему удел в Вышгороде; но вскоре Псковичи приняли его к себе на княжение в коем пробыв он только одно лето, во Пскове скончался 1138 года 11 февраля. Он причтен во святые, и мощи его почивают во Псковском Троицком Соборе под спудом, а при гробе его повешен его мечь с надписью honorem meum петипи dabo. Грамота же эта дана второму Юрьевскому Игумену Исаии, который по кончине первого Игумена Киприана, случившейся в 1128 году, вступил в начальство монастыря. Из всего сего можно заключить, что грамота писана между 1128 и 1132 годом. II. Изъяснение текста этой грамоты Се азЪ. Так начинаются почти все наши древние грамоты, жалованные на какие-нибудь преимущества или имения и вклады монастырям. Местоимение аз ниже в этой граммоте писано яз и я. Следовательно, тогда все эти три варианта были в употреблении. Но в грамотах княжеских следующих времен до половины XVUU почти века писалось только язъ. Мъстислав володимир сын великого князя Владимира Мономаха , скончавшегося в 1125 году. Он в родословных отличается от Мстислава, сына Владимира Святославича, Князя Тмутараканского, именем Мстислава ИИ. Държа русскую землю в свое княжение. Следовательно, по вступлении уже на великокняжеский киевский престол, т. е. после 1125 года. Русью особенно назывался Киев c около лежащими областями. Смотри Нестор.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Под давлением Норберта Ксантенского нем. кор. Лотарь III возглавил поход в Италию в поддержку И. На Пятидесятницу 1132 г. папа провел Собор в Пьяченце, а в 1133 г. вместе с войском Лотаря III вернулся в Рим и 4 июня короновал Лотаря имп. короной в Латеранской базилике, поскольку собор св. Петра и замок Св. ангела оставались в руках сторонников антипапы Анаклета II. И. отдал императору в лен земли маркгр. Матильды и подтвердил положения Вормсского конкордата. По настоянию Лотаря III И. в 1134 г. упразднил архиеп-ство Лундское и вновь подчинил католич. еп-ства в Дании, Швеции, Норвегии и Гренландии архиепископу Гамбургскому и Бременскому. После возвращения императора в Германию И. перед угрозой войск Анаклета II был вынужден вновь покинуть Рим и бежать в Пизу. В мае-июне 1135 г. папа провел в Пизе большой Собор, где помимо епископов из Италии присутствовали иерархи из Испании, Англии, Франции, Римско-Германской империи. Собор подтвердил постановления, принятые Соборами в Клермоне и в Реймсе. В 1136 г. имп. Лотарь III по просьбе И. предпринял новый поход в Италию против Анаклета II и его сторонника сицилийского кор. Рожера II (1130-1154). Из-за эпидемии чумы поход оказался безрезультатным. Анаклету и поддерживавшим его римским патрицианским родам удалось сохранить контроль над частью Рима, а Рожер II быстро восстановил свои позиции в Юж. Италии. После смерти Анаклета II 25 янв. 1138 г. оппозицией кардиналов был избран антипапа Виктор IV , который вскоре под влиянием св. Бернарда Клервоского объявил о своем подчинении И. Отречение Виктора IV формально положило конец схизме в католической Церкви, однако кор. Сицилии Рожер II, как и римские патрицианские семьи, отказался признать И. Норберт Ксантенский способствовал признанию И. польским кн. Болеславом III Кривоустым (1102-1138). В 1131 и 1133 гг. Норберт добился от И. эдиктов, согласно к-рым архиеп-ство Гнезно и захваченное Болеславом III в 10-20-х гг. XII в. Поморье подпадали под власть архиепископа Магдебургского. Чтобы сохранить самостоятельную польскую церковную организацию, Болеславу III пришлось в 1135 г. принести вассальную клятву императору, а также признать И. законным папой. После смерти Норберта (1134) эдикты 1131 и 1133 гг. удалось отменить. Буллой от 1136 г. «Ex commisso nobis» («Гнезненская булла») папа подтвердил все права на имущество и доходы архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/468773.html

Викариатства: Киевской митроп. – Чигиринское, Новгородской епархии – Старорусское, Московской – Дмитровское и Казанской – Свияжское. Ведомость об епархиях по классам, название епархий, места кафедр и число церквей в епархиях в самом конце XVIII в. 6-го ноября 1796 года скончалась Императрица Екатерина II Великая. После её смерти наступили, «иной век, иная жизнь, иное бытие». 1131 Преемник и сын Екатерины II – Павел Петрович, живший, по неволе, вдали от государственных дел, часто, в кругу близких ему людей, высказывал недовольство всем строем управления Государством. Многое из распоряжений Матери и её правительства ему не нравилось. Павел Петрович иногда высказывал желание к отмене всех учреждений Екатерины II-oй. 1132 Но эти учреждения, в большинстве, будучи вызваны потребностями времени и нуждами государства, за долгое царствование Екатерины II успели войти в жизнь. А по тому о полной отмене их можно было только говорить скучающему наследнику русского престола при всем видимом его желании принять деятельное участие в ходе русской значительно разросшейся и осложнившейся администрации. Даже на правах Императора Павел Петрович не в состоянии был отменить всех распоряжений Екатерины II и уничтожить важнейшие учреждения её времени. Но оставаясь верен своим желаниям и стремлениям начать «иной век» в России и придать русской жизни «иное бытие», он не оставил без существенных изменений основных учреждений Екатерины II, в ряду которых губернии занимали едва-ли ни первое место. По вступлении на престол, Император Павел произвел значительные перемены в гражданском делении России на губернии. 12-го декабря 1796 года особым указом все наместничества были переименованы в губернии, число их сокращено и изменен самый состав губерний, хотя не везде одинаково; некоторые губернии получили новые названия, множество городов, как известно, оставлено за штатом, т. е. без уездов. 1133 И, таким образом, стремление Екатерины превратить Россию из Государства сел в Государство городов не нашло поддержки у её преемника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Кафедральный собор Св. Софии в Охриде. 40-е гг. XI в. Фотография. 2013 г. Фото: А. Ю. Виноградов После смерти имп. Василия II (1025) отношение властей к О. а. изменилось, ее привилегии постепенно ограничивали. Вторым архиепископом Охридским был «первый из ромеев» богослов Лев (ок. 1037-1056). Далее предстоятелями О. а. становились греки по национальности. Греч. язык сменил славянский в богослужении, вместо слав. названий городов стали использовать греческие. Несмотря на хрисовулы имп. Василия II, император стал сам назначать архиепископа Охрида, а не утверждать кандидата, представленного Охридским Синодом: охридским иерархам, по свидетельству Нила Доксопатра, дозволялось лишь совершить хиротонию нового предстоятеля ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 81). Обычно архиепископами становились представители клира К-польской Патриархии или столичной аристократии: так, Лев Феофилакт (см. Феофилакт Болгарский , ок. 1089 - ок. 1126) и его преемник Михаил (между 1126 и 1132) были клириками собора Св. Софии в К-поле, Феодул I (1056-1064/65), Иоанн II Лампин (1065-1079) и Иоанн III Трезвый (1079-1091) - насельниками к-польских мон-рей, Иоанн IV Комнин (1143-1156/57) - членом имп. семьи, Иоанн Каматир (после 1183-1215) - сановником. Большинство епархиальных епископов О. а. также избирали в К-поле из местного клира, реже благодаря протекции местных правителей епископами становились славяне. Епархиальный епископ мог взойти на кафедру лишь с одобрения местного правителя: сохранилось ходатайство архиеп. Феофилакта Болгарского перед дукой Григорием Таронитом о назначении епископа Водена. Иногда между архиепископом и местными правителями происходили конфликты по поводу поставления епископов: напр., когда дука Скопье Таронитопул низложил Скопского епископа и повелел поставить на кафедру его кандидата, архиеп. Феофилакт отказался это выполнить (Там же. С. 98-100). Имп. Алексей I Комнин (1081-1118) обложил приходы и священнослужителей О. а. налогами, запретил Охридскому архиепископу собирать церковный налог в имп.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III 987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов–схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов–схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010