Маврикия , память к-рого отмечалась 22 сент., на следующий день после монашеского пострига О. В. В аббатстве Сент-Эвруль О. В. был рукоположен во диакона (26 марта 1093) и пресвитера (21 дек. 1108). Примерно с 20-х гг. XII в. он скорее всего был архикантором (регентом монастырского хора), библиотекарем и главой скриптория. Он неоднократно путешествовал, посещал мон-ри и церкви Нормандии, а также Камбре (в 1105), где познакомился с «Хроникой» Сигеберта из Жамблу, вероятно, присутствовал на Реймсском Соборе (1119) и генеральном капитуле Клюнийской конгрегации (1132). Он ездил в Англию, побывал в мон-рях Кроуленд (написал там агиографические тексты о местных святых Гутлаке и Валтиофе, а также краткую историю мон-ря; эти сочинения О. В. частично сохр. в составе позднейших компиляций: Watkins C. S. The Cult of Earl Waltheof at Crowland//Hagiographica. P. etc., 1996. Vol. 3. P. 95-111) и Торни в Вост. Мидленде, а также в Вустере, где познакомился с хронистом Иоанном, от к-рого узнал о хронологической теории Мариана Скотта . С 90-х гг. XI в. О. В. работал над отредактированной и дополненной версией «Деяний нормандских герцогов» (Gesta Normannorum Ducum) мон. Вильгельма Жюмьежского (завершена к 1109-1113), затем начал писать историю мон-ря Сент-Эвруль. Результатом этой работы стало создание масштабного исторического сочинения о Нормандии, нормандских завоеваний в Англии и Юж. Италии (книги 3-5, завершены к 1127), а также о современных О. В. событиях в Зап. Европе (с 80-х гг. XI в. по 1141; книги 6-13). Рассказ о 1-м крестовом походе (кн. 9) основан на «Иерусалимской истории» Балдрика Бургейского, дополненной устными рассказами очевидцев. Ок. 1135 г. О. В. добавил в начало еще 2 книги, посвященные земной жизни Иисуса Христа, деяниям апостолов и краткому изложению истории христ. Церкви до времени правления папы Римского Иннокентия II (1130-1143). Получившийся огромный труд (в 13 книгах, разделенных на 4 кодекса) О. В., подражая Беде Достопочтенному , которого высоко ценил, озаглавил «Церковная история».

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Все лучшие, просвещеннейшие и любознательнейшие из числа Константиновых преемников на троне византийском во все время существования христианской Византии, т. е. до половины XV в., следовали примеру первого христианского императора, покровительствовали и содействовали процветанию общества любителей просвещения. Императоры: Юстиниан Великий (527–565), Лев Мудрый (886–912), Константин Порфирогенит (912–959), Роман III (1028–1034), Константин Мономах (1042–1056), Алексей I Комнин (1081–1118), Мануил Комнин с сыном Алексеем (1143– 1183), Андроник Комнин (1183–1185), Андроник II Палеолог (281 –1332) – все они в той или другой мере содействовали оживлению и развитию деятельности византийского Общества Любителей Духовного Просвещения. Одни из них прославились заботами о науке и просвещении, желая в этом отношении подражать Антонинам, Марку Аврелию и Августу, окружали себя философами и риторами, любили с ними беседовать, некоторые из таких императоров на науку обращали больше внимания, чем на дела управления; ученые, принадлежавшие к этому кружку, исследовали в особенности трудные вопросы о сверхъестественных предметах; 1127 дворец таких императоров открыт был для образованнейших людей, между которыми можно было встретить и молодых, Начинающих ученых, и почтенных старцев, украшенных сединой. 1128 Другие из вышеперечисленных императоров считали, как вырахсаются византийские историки, «небесную философию» (т. е. богословскую науку и просвещение) делом важным и ценили весьма высоко, «воздавали похвалы красноречивым ораторам и, приближая ученых к своему трону, часто поощряли их дарами и удостаивали немаловажных почестей». 1129 С особенным отличием могут быть вспомянуты здесь имена двух византийских императоров – Мануила Комнина и Андроника II Палеолога. Их деятельность, в Особенности последнего из них, направленная ко благу Общества Любителей Просвещения, вероятно, не по случайным причинам, Изображена византийскими историками в чертах очень ярких. Q Мануиле один византийский историк говорит: «Св. Писание задавало ему многие трудные для понимания вопросы, и он, доискиваясь их решения, собирал к себе и спрашивал всех, кто отличался ученостью». 1130 В царский дворец при Мануиле, по его изволению, с указанной целью приходили «сонм архиереев и все отличавшиеся ученостью». 1131 Описывая эти собрания, историк членов этих собраний именует людьми, «любящими заниматься божественными догматами» 1132 , т. е. прямо называет их любителями духовного просвещения – термином, которым обозначаются и члены нашего общества. Другой византийский историк дает очень обстоятельные сведения о любительских собраниях при Андронике Палеологе и Ив находит достаточно слов, чтобы восхвалить покровителя этих собраний – Андроника. Пусть эти похвалы преувеличены, 1133 не беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По свидетельству Тертуллиана , современники любили советоваться с астрологами о продолжительности жизни императоров, а рабы с гороскопов о жизни своих господ 1123 ; Аммиан Марцеллин говорит о знати, что большая часть из ее членов не решится взять ванну, обедать, или идти на прогулку, не сообразившись прежде с предписаниями астрологии (календаря) о положении Меркурия или видом луны 1124 . В средние века Восток славился большими астрологическими школами, между которыми более других была известна школа в Балке – в северной Персии; в ней воспитывалась большая часть восточных астрологов 1125 . Муза гадал по звездам о завоевании Испании 1126 . Константин Багрянородный рекомендовал брать в дорогу Сонник Артемидора и трактат о приметах. Вообще в Византии астрология была модой 1127 . В западной Европе особенно содействовали распространению астрологии – аравитяне. Монах Дионисий, преподаватель богословия и философии в Париже и известный как предсказатель, пользовался особым уважением у Роберта, короля неаполитанского, от которого и получил епископство. Даже Петрарка оплакал его смерть в стихах, в которых особенно хвалит его способность узнавать по звездам 1128 . Астрологией увлекались такие люди, как Марсилий Фичин, но Пик-ди-Мирандола жестоко нападал на нее. М.Грек говорит: «О, сколько найдешь в итальянских училищах и в Италии страдающих этим недугом, который заставляет скрывать один страх папских наказаний» 1129 . Однако были папы (Павел III u др.), которые ничего не предпринимали без предварительного наблюдения созвездий 1130 . До XVII-ro столетия редко какой из европейских дворов обходился без астролога 1131 . Альфонс Кастильский, Людовик XI и Рудольф II жертвовали большие суммы на астрологию. Маргарита Наварская вывезла из Италии двух братьев – астрологов Руджиери и обращалась (в 1556) к знаменитому в Париже астрологу Нострадамусу, прося его составить гороскопы для молодых принцев. В Ле-Галь она построила башню для своих астрологов и туда ходил король (Генрих II), чтобы узнать какой смертью он умрет 1132 . Известно, какое широкое значение астрология играла в действиях и судьбе Валленштейна 1133 , нашедшая воспроизведение у Шиллера. Даже среди просвещенных людей чтение древних философов легко уживалось совместно с гаданиями по планетам и звездам о будущих событиях и судьбе князей и народов 1134 , и такой сильный ум, как Макиавелли, думал связать политические и религиозные перевороты с периодами в расположении звездного неба 1135 . С XVI в. астрология перешла в календари и народную политику 1136 , и Максим свидетельствует, что альманахи в Италии переписывались и расходились в большом количестве. Вспомним всеобщее средневековое убеждение, высказанное и нашим летописцем, что небесные явления бывают или «на добро или на зло» 1137 , и понятно будет, что астрологические предсказания, как открывавшие неизвестное будущее, должны были иметь сильное влияние на массу. Обратимся к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

славянских племён. При его преемнике Игоре, сыне Рюрика (912–945 г.), Древляне восстали, но были усмирены. Затем после смерти Святослава Игоревича (972 г.), вся Русь была разделена между его тремя сыновьями, причём Древлянская или Волынская земля досталась Олегу – второму сыну. Но вскоре третий сын Владимир Святой (980–1015), князь Новгородский, соединил разрозненные земли отца своего и затем разделил свои владения между своими сыновьями, назначив каждому из них уделы. Волынь при нём в 988 г. была разделена на две части: прибужная часть, с городом Владимиром во главе, образует Владимирское княжество и достаётся в удел Всеволоду, а население по р. Стыри, с г. Луцком – достаётся Позвизду. Владимир же завоевал и Червонную Русь 7 или Галицию. Сын и преемник его Ярослав Мудрый (1019–1054 г.) управлял Волынью посредством своих наместников, а затем, перед смертью своею, отдал её в удел сыну своему Игорю. Это было в 1054 году. С этого времени г. Владимир делается главным удельным городом на Волыни; хотя впоследствии на Волыни и является несколько уделов, но во всяком случае князь, обладавший городом Владимиром, пользовался преимуществом перед другими Волынскими князьями. После смерти Ярослава произошла борьба между его наследниками из-за земель. Борьба эта закончилась на Любечском съезде (1097 г.), на котором Ростиславичи – Василько и Володарь (дети Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого) – получили Червонную Русь 8 , a Давид Игоревич (сын Игоря Волынского и внук Ярослава Мудрого) получил г. Владимир-Волынский, столицу Волынского княжества, и г. Луцк, но ненадолго. За ослепление Василька Ростиславича Давид лишился Волынского княжества на Вятичевском съезде (в 1100 г.). Затем Волынское княжество сосредоточивается в роде Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125 г.), который, будучи Киевским князем, присоединил к себе и Волынь. С этих пор она постоянно оставалась за его родом, а со времени его внука Изяслава II Мстиславича (1146–1154 г.) она утвердилась именно за линией старшего сына Мономаха – Мстислава I (1125–1132 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

(Cont. Wissegr. 1874. Р 215) 922 Брненский князь Вратислав, сын брненского князя Олдржиха. В правление чешского князя Братислава II Моравия была поделена между его младшими братьями Конрадом, получившим Брно, и Отой (Оттоном), уделом которого стал Оломоуц. После смерти в 1092 г. Конрада Брненского его удел оказался в свою очередь расчленен: старший сын Олдржих получил Брно, а младший Литольд – Зноймо. 923 Вышеградский продолжатель Козьмы – единственный источник, сообщающий о русском браке Братислава Брненского. Статья 1131 г. носит ретроспективный характер (см. введение), и этот источниковедческий факт способен повлиять на ее оценку. Кем была русская жена Братислава, неясно. Н. А. Баумгартен догадывался, что речь идет будто бы о дочери теребовльского князя Василька Ростиславича, одного из старших внуков Ярослава Мудрого (Baumgarten 1927. Table III, N 11); эта идентификация перешла в другие справочники (Пашуто 1968. С. 422. Табл. 3, 2; и др.), но на чем она основана, непонятно, так как ссылка Н. А. Баумгартена на собственную работу по генеалогии галицких Ростиславичей (Баумгартен 1908) дана в пустоту: в указанной работе никаких данных на этот счет нет. Высказывалось также предположение, что отцом русской супруги Братислава был племянник Василька, тогда звенигородский, а впоследствии галицкий князь Владимирко Володаревич (Флоровский 1935. С. 60–62). Вполне вероятно, однако, что брак брненского князя представлял собой часть дипломатической подготовки к войне против венгерского короля Белы II, союзником которого был пражский князь Собеслав I (см. рассказ о ней непосредственно ниже, а также 46/3, 63/5). В таком случае тестя Братислава надо искать среди Мономашичей; скорее всего им мог быть волынский князь Андрей Владимирович. У родившегося в 1102 г. Андрея в 1132 г. вполне могла быть дочь, достигшая брачного возраста (12 лет). Вопрос остается открытым. 924 Имеется в виду Елена, жена спартанского царя Менелая, похищение которой троянским царевичем Парисом стало, согласно «Илиаде» Гомера, причиной Троянской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря своему авторитету и благосклонности императора Г. после смерти еп. Бернварда Хильдесхаймского (20 нояб. 1022) стал его преемником и 2 дек. 1022 г. был рукоположен во епископа Майнцским архиеп. Арибо. По примеру аббатств Нидеральтайх и Херсфельд Г. основал в Хильдесхайме школу при кафедральном соборе, содействовав распространению просвещения среди мирян и духовенства. При нем в еп-стве было построено ок. 30 церквей. Ему удалось укрепить свое еп-ство благодаря поддержке имп. Конрада II. Г. скончался в мон-ре св. Мартина в Хильдесхайме и был погребен в кафедральном соборе. Почитание Г. началось вскоре после его смерти. Между 1038 и 1060 гг. ученик Г. Вольфер написал 1-е Житие (Vita prior; BHL, N 3581), а спустя неск. лет переработал и расширил его (Vita posterior; BHL, N 3582). По инициативе 3-го преемника Г. на кафедре Хильдесхайма Хелизана было произведено открытие его мощей, после чего в кафедральном соборе Хильдесхайма стали совершать литургическое поминовение Г. В 1131 г. канонизирован папой Римским Иннокентием II . 4 мая 1132 г. мощи Г. были открыты для всенародного почитания. В средние века почитание Г. распространилось по всей Германии, в Скандинавских странах, в Чехии, в Австрии и в Сев. Италии. Сохранилось 3 частных послания Г. (до дек. 1022) и послание к нему монахов Тегернзе, написанное, когда он был уже епископом Хильдесхайма. Соч.: Epistulae//PL. 141. Col. 1229–1232; Idem.//MGH. Epp. T. 3. P. 55–71. Ист.: BHL, N 3581–3591; Wolfero Hildesheimensis. Vita St. Godehardi//PL. 141. Col. 1159–1230; Idem.//ActaSS Bened. T. 6. P. 395–446; Vita Godehardi/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 11. Р. 167–218; De miraculis a Godehardo patratis...//Ibid. P. 218–221; Translatio Godehardi episcopi Hildeshaimensis//Ibid. T. 12. Р. 639–652; ActaSS. Maii. T. 1. P. 501–535; T. 7. P. 432, 581, 861; Chronicon episcoporum Hildeshaeimensium, 14//PL. 141. Col. 1276–1278; Idem.//MGH. SS. T. 7. P. 852–853. Лит.: Bertram A. Geschichte des Bistums Hildesheim. Hildesheim, 1899; Schwaiger G. Der heilige Gotthard, Abt von Niederaltaich und bischof von Hildesheim//Bavaria Sancta. Regensburg, 1973. Bd. 3. S. 111 ff.; Goetting H. Das Bistum Hildesheim. B., 1984. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227); Brandt M. Der Schatz von St. Godehard. Hildesheim, 1988; Benz L. J. Godehard//DHGE. T. 21. Col. 407–411.

http://pravenc.ru/text/543293.html

МИХАИЛ РОСТИСЛАВИЧ († 1279), князь Смоленский (1277-1279), блгв. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) МОРДОВИЯ [Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (до 1160 - 1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших) МСТИСЛАВ (ГЕОРГИЙ) РОСТИСЛАВИЧ († 14.06.1180), кн. Новгородский, Храбрый, блгв. (пам. 14 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ (между 1132 и 1135 - 1170), кн. Владимиро-Волынский (1156-1170), блгв. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1180-1228), кн. Галицкий (1219-1227), блгв. кн. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МСТИСЛАВ (ФЕОДОР) ВЛАДИМИРОВИЧ Великий (1075/76-1132), кн. Киевский (1125-1132), блгв. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) «О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР от 8 апр. 1929 г. ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858)

http://pravenc.ru/rubrics/123030_9.html

Через несколько лет после прибытия в Бовэ мощи переносятся в хор собора Святого Петра. Затем в 1132 году, после многочисленных требований, монахи Сан-Жерме-де-Фли, возглавляемые своим игуменом Юдом (Eudes) II, будущим епископом Бовэ, добиваются от епископа Бовэ Пьерра де Даммартана (Pierre de Dammartin) возвращения в свой монастырь части мощей (руки). В 1249 году серебряная рака, украшенная драгоценными камнями, укрывает другую часть мощей – другую кость руки. Это перенесение сопровождается большой церемонией, возглавлявшейся епископом Бовэ, Гийомом де Гре (Guillaume de Gres) и игуменом Святого Жерме Гийомом де Вилленом (Guillaume de Villaine), правившим в период с 1236 по 1259 год, предшественником Пьера Вессенкура (Pierre de Wessencourt). Его могила становится местом паломничества. К нему обращались во время великой жары, засухи, пожаров и великой суши. В 851 году монастырь был опустошен Норманнами. Благодаря тому, что он был расположен на въезде в Нормандию, в 863 году добро монастыря было передано Карлом Лысым епископству Бовэ. Монастырь возобновляет свою жизнь в 1036 году благодаря епископу Дрю (Dreu) или Дрогону (Drogon, 1035–1058). Действительно, во время его архипастырского служения проводилась важная политика восстановления монастырей, чем в полной мере воспользовался Святой Жерме. Заново были воздвигнуты новые постройки, и в нём поселились монахи, в том числе, из монастыря Сан-Мор- де-Фоссе (Saint-Maur-des-Fossés) под окормлением игумена Готье (Gautier). Эти монахи принесут с собой мощи святого Баболана (Babolin), чья рака находится сегодня в церкви Кудрэ-Сан-Жерме (Coudray-Saint-Germer). Вновь частично разрушенная во время столетней войны, обитель страдает от грабежей во время религиозных войн под эгидой Одэ де Колиньи (Odet de Coligny), тогдашнего епископа Бовэ и правящего игумена Сан-Жерме-де-Фли. Он «тайно подстрекал сеньоров из Три (Trie) захватывать древесину и корма Кудрэ». Закрытая во время революции, она была продана как национальное достояние в 1792 году. Большая часть монастырских зданий (спальня, столовая, зал капитулярий, запирает между другими) была куплена двумя строительными подрядчиками, обитавшими в Аббевиле (Abbeville), что на Сомме. Они воспользовались камнем, лесом, свинцом, железом для изготовления строительных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосиф Иасит получил от имп. Алексея I хрисовул о ежегодной выдаче мон-рю 300 модиев пшеницы с Крита и 24 номисм. Имп. Иоанн II увеличил объем пшеницы до 500 модиев (1119), а Мануил I (вскоре после 1143) - до 700 модиев и добавил еще 24 номисмы. В 1176 г. вместо пшеницы было решено выплачивать мон-рю 2 литры золота ( Βρανοση. Σββας. 1966. Σ. 221). И. Б. м., свободный и независимый, находившийся под покровительством императора и патриарха, получил статус ставропигиального ранее 1132 г. (в этом году статус монастыря был подтвержден К-польским патриархом Иоанном IX Агапитом) ( Ν. Ο. Τ πατριαρχικ, μοναστηριακ κα διωτικ γγραφα. 1988. Σ. 337), по всей видимости еще при К-польском патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) (BMFD. P. 566). Ставропигия И. Б. м. подтверждалась и позднее, в связи с тем что епископы Лероса, Икарии и Коса неоднократно пытались подчинить себе монастырь ( Miklosich, M ü ller. 1890. P. 115, 203). Гробница прп. Христодула в аркосолии придла прп. Христодула кафоликона мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Гробница прп. Христодула в аркосолии придла прп. Христодула кафоликона мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Из числа насельников И. Б. м. вышли неск. архиереев (напр., Иоанн, митр. Родосский, автор 1-го Жития прп. Христодула), среди них - патриархи Афанасий I Антиохийский (1157-1171) и свт. Леонтий II Иерусалимский, уроженец Тивериополя (ныне Струмица, Республика Македония) (кафигумен с 1157/58, патриарх в 1174/75-1184/85; † ок. 1190). Завещания кафигуменов И. Б. м. Саввы (ранее 1118), Феоктиста (1157/58) и Германа (1272) содержат важные исторические сведения. В кон. XII в. в И. Б. м. подвизалось ок. 150 монахов ( Αντπας (Νικηταρς), καθηγομενος. 2007. Σ. 18). Освобождение монастырских кораблей от уплаты пошлины способствовало развитию торговли. Известно, что в 1195 г. мон-рь владел кораблями вместимостью 1,5 тыс. морских модиев, а в 1199 г.- 2 тыс. модиев. Эти суда могли беспошлинно торговать во всех гаванях Византийской империи и 1 раз в год в К-поле.

http://pravenc.ru/text/471591.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010