241. Pseudo-Aristotelis De mundo I. 242. Platonis Timaeus 92 C. 243. JobXXXVIII, 11. 244. Clementis Romani I Epistola ad Corinthios XX. 245. Origenis Contra Celsum V, 13 (GCS Origenes II. P. 14). 246. Ibid. V, 11 P. 12. 247. Ibid. 248. Gregorii Nazianzeni Poemata de se ipso I, XXXVIII, 15—18//PQ. 37. Col. 1326. 249. Epistola ad Philippenses I, 23. 250. Ibid. I, 24. 251. De principiis I, 7, § 5//PG. 11. Col. 1751. 252. Origenis In Ioannem VI, 59 (GCS. Origenes IV. P. 167). Конечно, это выражение двузначно, как двузначно само слово κσμος, и оно означает также попросту «украшение мира». Однако именно потому, что в философском термине «космос» продолжая просвечивать его изначальный смысл «украшения», сам этот смысл легко оказывался причастным «космологическому» уровню семантики. Если космос — это «украшение», нарядный порядок, то церковь есть как бы «украшение украшения»; фундаментальное свойство космоса — стройность — присуще ей, так сказать, во второй степени. 253. Лосев А. Ф. Очерки античною символизма и мифологии. Т. 1. М, 1930. С. 656. 254. Там же. С. 804. 255. Ср. рассказ итальянца XV в. об этих ночных бдениях афонских старцев: Le du Mont Athos: 963—1963, I. Chevetogne, 1963. P. 131. 256. Gregorii Nazianzeni oratio 19 (Творения. Ч. 2. Μ., 1843. С. 154). 257. Эта дидактическая «сверхзадача» космологических рассуждений особенно отчетливо и откровенно выступает в популярной литературе «Шестодневов», то есть проповедей о сотворении мира. Такие проповеди сочиняли, в частности, Василий Кесарийский и Григорий Нисский. 258. Ср.: Mathew G..: Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17.yzantine Aesthetics. London, 1963. P. 17. 259. Platonis Leges II, 656 D; VII, 802 A-B. 260. Ibid. XII, 942 A-D. 261. K этому требуется некоторая оговорка: наполовину всерьез, наполовину играя, Платой как бы постулирует доктрину о сотворении мира демиургом в качестве предпосылки своих социально-этических конструкций (в «Тимее» и «Критии»), Но, конечно, это еще не настоящий креационизм; скорее приходится говорить о «рабочей мифе», как мы говорим о «рабочей гиотезе».

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Феофан говорит несколько подробнее, но зато вместо краткого указания Феофана на Ратрамна у Зеникава находится довольно длинное рассуждение о нем (рр. 215–217). XXVI-e повреждение, в котором разбирается место из Дидима алекс., изложено по 11-му повреждению Зерникава (рр. 218–219). Повреждение XXVII-e (§ 218), где говорится о поврежденности классического места из III кн. против Евномия св. Василия Великого «Cur necesse est, si dignitate» etc. во всех своих частях написано по 12-му повреждению Зерникава рр. 219–227). Оба богослова приводят неправильное чтение этого места Иоанном Провинциалом и правильное чтение его Марком ефесским . Сравнивая обоих богословов нужно сказать, что о данном повреждении Зерникав говорит гораздо более обстоятельнее Феофана (вместо двух листов последнего Зерникав посвящает этому предмету целых 11-ть листов). О данном повреждении Зерникав говорит столько, сколько не говорит ни об одном другом повреждении: сначала он положительно доказывает поврежденность чтения Иоанна Провинциала (на стр. 219–224); потом опровергает объяснения этого места, предложенные Иоанном Провинциалом на 20–21 заседаниях флорентийского собора (на стр. 225–233); наконец, опровергает одно возражение Беллярмина (на стр. 233–234) и девять возражений Циховского (на стр. 234–241). Феофан в своем трактате делает заимствования только из первой части этого рассуждения Зерникава; второй и третьей частями оного он не пользуется (к второй части он отсюлает самого читателя); кроме того он ссылается на недошедшее до нас его сочинение Examen conciiu Florentini. 597 Повреждение XXIX (§ 220) изложено по 13 повреждению Зерникава (рр. 241–243): всем мысли и цитаты Феофана находятся у последнего, хотя в несколько ином порядке. Повреждение ХХХ-е (§ 221) написано по 14-му повреждению зерникава (рр. 243–246). Все мысли и цитаты XXXI-ro повреждения (§ 222) в таком же порядке приводятся в 15-м повреждении Зерникава (р. 246). XXXII-e повреждение (§ 223) все взято из 16-го повреждения Зерникава (рр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Athens, 2003. P. 39); икона 1786 г. с Древом Иессеевым, написанная о. Антониосом Сигаласом (впосл. митр. Сергий) (Византийский музей, Афины; см.: Acheimastou-Potamianou M. Icons of The Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998. P. 284-285). На нек-рых иконах этого типа (см.: Афонские древности. 1992. Кат. 48, 69; Болгарская живопись IX-XIX вв. М., 1976. Кат. 138) Богоматерь «поддерживается» облаком, к-рое, согласно новозаветной традиции, есть Сама Пресв. Дева («Тя облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исайя, на нем же седе славы Господь» - Слово на Рождество Богоматери прп. Андрея Критского). Встречающийся реже тип - изображение Богоматери на престоле со стоящим Младенцем (см.: Athos. 2006. P. 245-246). В мон-рях Афона, в европейских и российских собраниях нередко встречаются небольшие складни с изображением в среднике «Н. Ц.» (разных изводов) и с образами различных святых и праздников на створках (напр., см.: Fle ï scher J. Greek and Russian Icons: Cat. Cph., 1995. P. 88-89; Athos. 2006. P. 245-246). Предназначенные для личного моления, они указывают на широкое распространение образов «Н. Ц.» в правосл. среде. Нередко складни имеют араб. надписи, что говорит о популярности иконографии среди мелькитов (христиан-арабов) (нач. XIX в., ГИМ; см.: 1000 лет рус. паломничества: Кат. выст. М., 2009. С. 130. Кат. 311). К иконографии «Н. Ц.» нередко относят иконы, на которых Богоматерь представлена в рост, в руках у Нее или у Богомладенца - цветы (см.: Лики рус. иконы: Древнерусская живопись XVI-XVIII вв. из собр. ЦМиАР. Кат. выст. М., 1995. С. 114). Иконография «Н. Ц.» хорошо известна в гравюре. История создания различных изводов прослежена в работе Д. Папастратос, которая, указав на возникновение гравюр с изображением «Н. Ц.» в XVIII в., описывает более 10 их вариантов, датируемых XIX в. ( Papastratos. 1990. Vol. 1. N 122-133). Наиболее ранние листы (1819 и 1820 гг.) были выполнены в Венеции по заказу иеромонахов Стефана и Неофита, учеников монаха-энциклопедиста прп.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

242. Леонович=Л[еонови]ч М.[М.] Богослужебная реформа//ХЖ. 1906. 15. С. 3–4. 243. Летницкий=Летницкий Н., прот. Мысли и думы пастыря церкви о желательных реформах в области церковного богослужения, устава и положения о постах//Астраханские ЕВ. 1917. 15. С. 435–451. 244. Лещенецкий=Лещенецкий Тимофей, свящ. Что требуется ныне от приходского священника для охранения православия и для борьбы с сектантством?//Киевские ЕВ. 1905. 36. С. 913–917. 245. Либеровский=Либеровский М., свящ. По поводу статьи: «Пастырское собрание в г. Новгороде»//Новгородские ЕВ. 1911. 4. С. 128–131. 246. Липский=Липский Н., свящ. О ветхозаветном элементе в нашем богослужении//ВиР. 1906. 8. С. 405–418. 247. Литургия на польском=Православная литургия на польском языке//ЦОЖ. 1906. 20. С. 690–691. 248. Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли//Русское возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж. 1997. 69–70. 249. Лиховицкий (1)=Лиховицкий А.[В.], свящ. О богослужебном языке Русской Православной Церкви//ЦВк. 1906. 13. С. 391–396. 250. Лиховицкий (2)=Лиховицкий А.[В.], свящ. О богослужебном языке Русской Православной Церкви (По поводу критики г. Н. Покровского )//ЦВк. 1906. 29. С. 938–942; 30. С. 976–979; 31. С. 1008–1011; 32. С. 1041–1043; 33. С. 1073–1075; 34. С. 1109–1112. 251. МЛ. Рецензия=МЛ., свящ. [Рец. на кн.:] «Молитвы и песнопения Православного Молитвослова (для мирян(, с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями». Николая Нахимова. СПб., 1912.//Богословский библиографический листок. Киев, 1913. Вып. 2. С. 55–58. 252. М.П.=М.П. К вопросу о церковном богослужении и его языке в русской Церкви//Кишиневские ЕВ. 1906. 30. С. 949–956; 31. С. 983–988; 32. С. 1021–1026; 33. С. 1058–1063; 34. С. 1085–1091. 253. Макарий=Макарий, и[еромонах?]. Литургия католическая и православная//Хр. 1914. Октябрь-ноябрь. С. 241–246. 254. Макарьев=Макарьев Ф. Реформа духовно-учебных заведений и в частности духовных училищ//ХЧ. 1906. 1. С. 136–145. 255. Мамонов=Мамонов Д. Мнение мирянина по некоторым церковным вопросам//Иркутские ЕВ. 1906. 9. С. 245–249.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме послушания настоятелю, старцу или духовному отцу, подвижники должны оказывать послушание и друг другу, если это послушание, «согласное с заповедью Божией или содействующее ей» (V, 246). Если же брат приказывает или просит другого сделать что-либо несогласное и «противное Господней заповеди... то любящий Бога должен такового бегать и гнушаться им» (V, 246–247). На вопрос, как должны мы оказывать послушание друг другу, святой отец отвечает: «Как рабы владыке, по заповеданному Господом: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою... и всем рабом» ( Мк. 10: 43–44 )» (V, 247). Вообще, «я увидел, – говорит святитель Василий, – что всякое благочиние и согласие между многими до тех пор держится с успехом, пока охраняется общая всех благопокорность одному начальнику, а всякое разногласие и раздор, также многоначалие бывает следствием безначалия» (V, 7). Если послушание монаха, по учению святителя, «должно простираться до смерти» (V, 247), «то отказывающийся от порученного дела и домогающийся другого, во-первых, нарушает послушание и явно показывает, что не отвергся себя самого, а потом делается и для себя и для прочих виновником многих других зол» (V, 248). Во всех тех случаях, «в которых ум будет уклоняться от совершенного послушания или сатана станет полагать препятствия, ослабляя и отсекая усердие», святой отец советует усердно «молить Бога и просить, чтобы дано было нам обилие добрых дел, плоти наши пригвождены были страху Божию, а ум наш соделался нерассеянным» (V, 416), а также «просить братство помолиться... Богу», чтобы мы смогли приобрести истинное послушание (V, 415). Оно заключается в том, чтобы монах не только по совету настоятеля удерживался от несообразного, но чтобы без его воли не делал даже самого похвального. «Награда за послушание выше награды за преуспеяние в воздержании» (V, 72). Во времена святителя Василия Великого было распространено отшельническое и общежительное монашество. Предпочитая общежительное монашество перед отшельническим, святой отец учит, что понятие любви Христовой не дозволяет иметь каждому собственное свое, ибо сказано: «Любы...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания… С. 24. Там же . С. 239. Там же. Там же. С. 246. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 229. Там же. С. 230. Там же. С. 239. Там же. Там же. Там же. С. 240. Казем-Бек А. Л. Цит. соч. С.134. Алексий (Симанский), Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания… С. 246. Там же, С. 239. Там же. С. 230. Там же. С. 248. Там же. С. 247. Там же. С. 248. Цит. по: Янгичер В., прот. Святейший Патриарх Пимен как регент. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/334521.html (дата обращения: 27.11.16). Там же. Там же. Там же.  Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2013 года). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2770923.html (дата обращения: 27.11.16). Там же. Там же. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/5171059

Саратов. Домовая церковь Николая Чудотворца при архиерейском доме. Крестовая церковь /// Епархия неизвестна Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1832 и 1838. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Волжская ул., д. 36 Координаты: 51.530362, 46.036135 Проезд: От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, зат ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Саратовского железнодорожного вокзала на автобусах 246, 248, 274-Б, 282-Б, 284, 284-А, 284-Б, 284-К или троллейбусом 1 до остановки " Улица Радищева " ( " Театральная площадь " ). С улицы Московской нужно свернуть вправо на улицу Радищева и проследовать по ней до пересечения с улицей Волжской, затем свернуть на указанную улицу влево. Храм располагался в здании, в котором в настоящее время находится Саратовская епархия. Ориентиром может быть храм " Иконы Божией Матери Утоли моя печали " , расположенный почти вплотную. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми. Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь. После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии.

http://sobory.ru/article/?object=50487

бесед. т. 6, стр, 220–221. Спб. 1859 г. 196 Так, в исповедании собора толедского, бывшего в 638-м году говорится между прочим: «Веруем в нерожденного, не сотворенного Отца, источник и начало всего божества»; а в исповедании толедского же собора, бывшего в 675-м году, сказано: «Исповедуем Отца не рожденным или сотворенным, но перворожденным; ибо сам Он не ведет начала ни от кого, Сын от Него рождается, а Дух Святой исходит. Он есть источник и начало всего божества». Гардуин. Собор. т. 2, стр. 602, т. 3, стр. 1018. Ф. Лабб. Собран. собор. т. 5, стр. 1741, т. 6, стр. 541. 199 И. Минят. Камен. соблазн. стр. 68–75. Спб. 1854 г. Кедрин. Деян. церк. и гражд. ч. 3, л. 61–62. Москва, 1794 г. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 3, стр. 237, 246. Москва, 1842 г. Флер. Истор. церк. т. 5, стр. 467–468. 492. 509–510. 516. 522–523. Париж, 1844 г. 200 Важность сего сознавал в свое время (в четырнадцатом веке) папа Венедикт XII, когда спрашивал игумена Варлаама, присланного (1339 г.) к нему императором греческим Андроником, уверен ли он и прибывший с ним Стефан Дандола в том, что власть императора, греческого патриарха и других знатных лиц достаточна для того, чтобы их переговоры о соединении церквей не остались тщетными, как случилось с собором лионским. Флери Истор. церк. т. 5, стр. 130, Париж, 1844 г. 202 И. Минят. Камен. соблазн. стр 80. С. п. б. 1854 г. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 226. 234. 238. 246. Москва, 1842 г. Флер. Истор. церк. т. 5, стр. 531–532. 548–549. 550–551. 566. 579–580. Париж, 1844 г. 203 Замечательно и то, что на греческом языке нет ни деяний собора лионского, ни подписи присутствовавших на нем. 204 И. Минят. Камен. соблазн. стр. 85. Спб. 1854 г. Флер. Истор. церк. т. 6, стр. 373–374. Париж, 1844 г. 205 И. Минят. Камень соблазна, стр. 85. Спб. Флер. 1854 г. Кедрин. Деян. церк. и граждан. ч. 3, л. 116 на обор. и 128. Москва, 1794 г. 207 После второго заседания два кардинала с несколькими епископами латинскими приходили к патриарху греческому Иосифу, где находился император с православными, отклонять их от торжественного чтения правил вселенских на соборе, предлагая домашнее о том исследование.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Епископы имели дело не с одними тяжкими грехами, но и с малыми, и заведовали покаянием грешников. Исидор Пелусиот в числе обязанностей епископа упоминает между прочим „вразумление падших“ и дает наставление епископу (Алфию), как обращаться с согрешившими не только великими грехами, но и малыми. „Касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, посте обличения и умеренного наказания давать прощение; но когда грехи велики, употреблять его (прощение) бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать. Migne, P. G. LXXVII, 1509 (lib. Vep. 296); р. п. 330. Χρ π μεν тоς μικρος μαρτμασιν, ε μεν λανθνοντε βελтιονται, μιδ εδναι προσποιεσθα ε δ ες τ χερον τρπονται, μετ τν λεγχυν κα τν μετραν πιτμησιν, συγγνμην νμειν, π δε τος μεγλοις τατην ταμιεεσθαι κα σωρφονξειν τος πταοντας, κα φρισμ κα επιτιμα, ως ν μετανοσωσι, κα ττε προσεσθαι. 1208 Иоанн Милостивый скончался около 620 г. Житие его, известное в настоящее время, написано Леонтием, еп. Неаполя Кипрского (между 590–669 гг.) „немного спустя после кончины святого“. Krumbacher, Geschichte d. Вуз. L. 2 Auft., SS., 190–192; Сергий, месяцеслов Востока, 2-е изд. II, 466–467. Издано проф. Гельцером, Leontios von Neapolis Leben des Heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischols von Alexandrien, freiburg 1893. В древнем славянском переводе помещ. в Великих Минеях-Четиих, изд. Археогр. Комм., под 12 ноября. 1213 Указание на тайную исповедь и тайные епитимий можно находить в одном правиле патр. Никифора (пр. 10 Pitra, Juris ec. gr. et. mon. 325), но правило говорит о разрешении после перенесения епитимии; к тому же вопрос о подлинности этих правил нельзя считать решенным. 1215 Здесь мы приводим данные, только ясно доказывающая положение. Вот почему не повторяем известий, приводимых проф. Заозерским (Прав. Об. 1885, I, 246–264) и опровергаемых Суворовым (К вопросу о тайной испов., 6–48), приводимых проф. Павловыми (Номок. при Б. Тр. иов, изд. 472–474), в Догмат, Богословий преосв. Макария т. IV Спб. 1852, 246 стр., прим. 672. Считаем непосильным для себя выбрать из письменности периода вселенских соборов все свидетельства о совершении покаяния пресвитерами, приводим известия лишь в качестве примеров, которые во всяком случае доказывают высказанное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 249. Начало св. великаго поста. Последование Четыредесятницы и Пятидесятницы, равно как и пред месяцослов, древнее прочих статей, вероятно, исх. XIV века. л. 269. Тропари и богородични и ипакои. л. 271. Служба к Господу нашему Ис. Христу. л. 275. Чинь, како подобаеть пети Параклис. В конце отрывки из Часослова. л. 302. Начало осмогласнику, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . л. 323. Апостоли и Евангелиа (полные), избранна обида Святым, мучеником, и мученицам, и священномучеником и преподобнымь, и святителемь, и пророком. л. 328 об. Служба св. причащениа тела и крве Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, без канона. л. 348. Тропари по непорочнах субботние и воскресные. л. 350–374. Канони седмичные, потом светильны черезо всю седмицу, на особой тетради. л. 375. Замечания о ветхозав. Патриархах и Пророках с апокрифами (см. 312 л. 384), без начала и конца. Последние четыре листа вырезаны. На верхней доске: Асафовской Варломов. 310. (869). Псалтирь с возследованием полууст. четкий, XV века, в четверть, 310 листов. л. 1–120. Псалмы Давидовы, начин. с 10-го, и Песни библейския. л. 121. Часослов, также без начала. В средние на л. 148 и 149 написаны тою же рукою тропари и кондаки тем Святым, которые показаны в предыд. л. 195. л. 162. Последование церковнаго пения и сбраниа вселетнего от мес. сентевриа до мес. августа. Русских и славянских Святых нет, последним дано место выше. л. 225. Вследование тропарий и кондаком от мытаре и фарисеа до всех Святых. л. 232 об.–246. Богородичны и крестобогородичны иже поятся на слава и ныне по тропарих. Тропаре и ипакое вскресни, потом катадневнии. Троичны певаемы в пост и егда есть аллилуиа. В суботу по непорочнах, за тем и в неделю. Светилны вскресны и стихиры евангелскыя. л. 246 об. Неседалное пение или последование акафиста в пяток вечера 5 недели поста. л. 259. Службы в св. великую суботу и св. великую неделю Пасхы. л. 268 об. Канон Святей Живоначальней Троици, творение Митрофаново. Молитва инока Марка в самом конце, коею ркп. прерывается.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010