Обществом Древнерусского Искусства на основании рукописи Московского Отд., Архива М. Двора за 981, дополненной рукописью Московского Донского монастыря. 47 В 1671 г. велено было в образе Благовещения Пр. Богородицы и других иконах на венцах и цатах серебряного дела мастерам сделать осмотр и утвердить жемчужины на новой проволоке против прежнего. Ч. 179 ст. 246. 50 Над восстановлением сего образа трудился в 1661 г. Симон Ушаков. Сборник на 1873 г. при Обществе древне-русского Искусства. 25 стр. 51 В 1659 г. травщик Семен Константинов писал в Благов. собор 2 аналоя, из коих один по золоту. оп. 848 л. 122. 58 Об одном из небольших ковчежцев сохранилось такое известие: марта 24 (7133 г.) отдал у Благовещения Пречистая Богородицы Иван Иванович Чемоданов ковчежец золотой, в чем прислана святыня от шаха с посла: Русанбеком да с Буланбеком, с каменьем, с хрусталем и с бирюзки мелкими, а на верху и по сторонам бирюзы и лалы, промеж ими зернушки жемчужное. Приказал государевым словом велел хрусталь из средины выбрать, а велел в середнем гнезде сделать цку золотую, на ней вырезать распятие, а по сторонам на гнездо сделати цки серебряныя, да позолотить на красно, и к тому ковчежцу гнездную цку золотые даны делать Ивану Панову да Офонасию Степанову. А на то дело дано им 20 золотых угорских (Оп. 1024 л. 129). 79 Эти сведения даются в доношении в коллегию экономии от 20 дек. 1742 г. архитектора Мичурина. Забелин – материалы ч. I, 116 стр. 81 Как уже было раньше замечено, по описным книгам 1634 г. эти царские двери и иконостас находились в приделе св. Василия Кесарийского. 88 К этому образу 17 Апр. 1614 г. Царь Михаил Федорович приложил золотой Московский оп. 66 л. 149 на об.). 94 Ратшин в своем описании церквей, вопреки ясным историческим указаниям на то, что крестный ход при шествии на осляти совершался из Успенского собора в Покровский, в придел Входа в Иерусалим, сообщает, что этот ход начинался из Благов, собора и именно из придела Входа в Иерусалим. – Описание – 312 стр. 105 Строев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

457 Dorner A. J. Entwicklungs Geschichte der Lehre von der Person Christi. Stuttgart, 1845. T. II. S. 847–848. См. также Epistola ad Epictetum. PG T. 26. Col. 1065CD. 458 PG T. 26. Col. 208, 247 и др. Впрочем, свт. Афанасий употребляет и другие термины без строгого выбора. У него есть и συνφεια προς σμα «сочетание с телом» (Ibid. Col. 255) и κρσις προς σμα «смешение с телом» (Col. 246) и μξις Θεο και ανθρπου «смешение Бога и человека» (Col. 233). 459 Обстоятельно и полно учение свт. Афанасия о двойстве природ во Христе, а также о причинах Воплощения изложено в Λγος περ της ενανθρωπσεως του Λγου (De incarnatione Verbi. О Воплощении Слова. PG Т. 25. Col. 96–197). И еще полнее то же учение развивается в его книгах против Аполлинария, но эти книги наука по серьезным основаниям считает неподлинными или, во всяком случае, серьезно поврежденными. См. Loofs. Dogmengeschichte. S. 271. В Патрологии И. Квестена две книги О воплощении против Аполлинария также относятся к разряду подложных. См. Quasten J. Patrology. Westminster, 1986 Vol. III. Р. 29. – Прим. ред. 464 De incarn. et contra Arianos, 21. Русский перевод: О явлении Бога слова против ариан. С. 273. 468 Hom, in sanctam Christi generationem. PG T. 31. Col. 1457; cp. Epist. 262. PG T. 32. Col. 970. 470 Рассуждения об этом находятся у свт. Василия Великого главным образом во 2-й и 4-й книгах сочинения Adversus Eunomium. PG Т. 29. Col. 572–652; в письме 38 к брату Григорию О различии сущности и ипостаси PG Т. 32. Col. 326, а также и в других его письмах (8, 9, 206, 214, 228, 261 и др.). – 4-я книга Adversus Eunomium и 38 письмо сейчас считаются неподлинными. – Прим. ред. 471 См. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 505, 512, прим. 1. 472 А. Спасский в указанном выше сочинении указывает прогресс триадологии двух Григориев в том, что они твердо установили за словом «ипостась» понятие личного существа, имеющего свое отличительное свойство, а также точно определили и само это свойство: для Отца – нерожденност ( γ€ ννησα ), для Сына – рожденность ( γεννησα), для Св. Духа – исхождение (екпореитя); см. Спасский. История догматических движений. С. 492–494. Следует отметить, что понятие «ипостась» у свт. Григория Богослова и Григория Нисского означает «личное существо», «лицо» только в случаях разумной и духовной природы, каковой является Бог, ангел и человек; в остальных случаях оно имеет другие значения. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

514. Троицкий – Ковыляевский , женский, общежительный, при селе Ковыляе, Пензенской губ., Краснослободского уезда, в 30 вер. к сев.-зап. от Краснослободска, на левом берегу рч. Урея. Существовавшая здесь с 1842 г. богадельня в 1865 г. переименована в женскую общину, которая в 1875 г. преобразована в общежительный монастырь. Он получает до 9.000 руб. дохода с земли, процентов и приношений; при нем устроено женское училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1865 г., 18, ст. 100; 1876 г., 11, ст. 132; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1854 г., 81 (пожертв. 90 дес. земли); 1875 г., 153 (переим. в м-рь); 1884 г., 246 (училище). 515. Троицкий – Мигулинский – Сенные – Поляны , мужской, совсем уничтоженный, Донского Войска области, Усть-Медведицкого округа, находился в 10 вер. выше по р. Дону Мигулинской станицы, следовательно, в окрестностях, если не в самой станице Казанской, то близ ее на прав. бер. Дона. Основан в конце XVII ст. иноком Капитоном, поселившимся здесь около 1690 г. и получившим разрешение построить церковь в 1700 г. Упразднен в 1788 г. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 65; Ратшин, 95; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 187; Токмаков, “Указ. матер. для изуч. ист. и археол. Дон. обл.”, I, 5 (Дело 1715 г. по отписке войска Дон. о постановлении в пустынь игуменом иером. Иосифа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 848 (Мигулин.-Троиц., а ниже Троиц. пуст. Сенные Поляны); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 284 (опис. Войска Донского). 516. Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь , женский, общежительный, Московской губ., Верейского у., в 46 вер. к вост. от Вереи и в 25 вер. к югу от Голицинской станции Смоленской жел. дор., близ сельца Архангельского. Начало ему положил старец Зосима, сын богатого Смоленск. дворянина Верховского, который после своих скитаний по Сибири, поселил здесь своих двух сестер и скончался в 1833 г. В 1841 г. эта община утверждена правительством и в 1856 г. переименована в общежительный м-рь. Главными жертвователями и попечителями были Грузинская царевна Тамара, Бахметева и особенно Лепешкины. “Сенат. вед.”, 1857 г, 41; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 11 (учрежд. общ.); 1844 г., 97 (пожерт. земли); 1846 г., 92 (пожертв. 6 кам. лавок); 1853 г., 87 (пожертв. земли); 1856 г., 13 (переимен. в м-рь); 1861 г., 21 (наделен лесом в 156 десят.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, 295 (воспомин. игум. Пимена).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

213 статьи Gibbins H. J. The problem of the liturgical section of the Didache. The Journal of theological studies. Vol. 36 (Oct. 1835), pp. 373386; Middleton R. D. The Eucharistic Prayers of the Didache. Ibid. (Juli), pp. 259267. 226 диакона в армянской Литургии «Целуйте друг друга лобзанием святым, и те из вас, которые не могут причаститься сего божественного таинства, да выйдут за двери» (Вып. 2. С. 200). Возглас в коптской Литургии св. Кирилла Александрийского – «непричащающиеся, изыдите» (Ibid. Вып. З. С. 99). 231 Причащение Серапиона. Церковная история Евсевия. Кн. VI, гл. XLIV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 68. 234 иметь одну Евхаристию: ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его. Один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами». Св. Игнатий Богоносец . К Филадельфийцам. Гл. IV. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 38–39. 240 Прокл. Слово о Предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 237. 243 Н. Гроссу . Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. Киев, 1907. С. 296–299: 6. О том, кто по неведению не причащается. – Тот, кто свыше 40 дней без епитимии оставался без причастия, должен указать причину и, если окажется, что делал это по небрежности, должен подвергнуться епитимии в течение 40 дней. 41. Если кто в день Литургии не причащался, тот должен указать причину, а если не укажет, то должен поститься до вечера, делая 50 поклонов. 62. Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности сорок дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от Церкви на (один) год. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. II. С. 848, 850, 852. 246 глава 137 Новеллы Юстиниана 26 марта 565 года. Греческий текст у Mommsen " a. Corpus juris civilis. III, 1896. С. 695–699; Brightman, Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1896. C. 533: 1923. «Дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение». Новелла дошла в двух редакциях: 1) оригинальный текст у Mommsen " a; 2) Смешанный текст новелл 123 (1 мая 546 г.) и 137 (26 мая 565 г.), в котором новелла 137 частями включена в новеллу 123. P. L. 72. 1019–1039.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Зеленых минеях служба читается под 30 августа (ЗМ_август III: 294–320). Тропарь и кондак читаются также под 30 апреля (ЗМ_апрель II: 43–44). При подготовке текста службы составители ЗМ пользовались печатными изданиями «Служба с акафистом преподобному и богоносному Александру, игумену Свирскому, чудотворцу». Изд.2. Киево-Печерская лавра, 1882 (машинописная копия этого издания имеется в архиве ЗМ) и изданием «Житие, чудеса и служба преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирского ». М., 1888 (ссылка на это издание имеется в печатном тексте). Молитва Александру Свирскому заимствована из сборника «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице, святым угодником Божиим, чтомыя на молебных и иных последованиях», Петроград, 1915. Л. 219 об.– 220. Кроме того, добавлены две молитвы: «Молитва преподобнаго Александра Свирскаго Господу Богу и Пресвятей Богородице» и «Таже молитва по вся дни». Сомнительно, что автором этих молитв действительно является св. Александр Свирский . В тексте жития прп. Александра имеются небольшие молитвословия, однако они отличаются от тех, которые помещены в ЗМ. Установить источники этого текста еще предстоит. По крайней мере, вторая из них встречается в сербском фрагменте из Синайского собрания (Sinait. Slav 28/N). Иеромонах Далмат (Юдин), исследовавший текст этой молитвы в составе молитв перед сном, осторожно предполагает, что св.Александр мог использовать эту молитву, однако признает, что «в доступных нам списках его жития нам не удалось найти ни текста молитвы, ни какого-либо косвенного свидетельства об этом». 29 Молитва имеется и в списке XVII в. РГБ, Ф. 304.1. 804. Л. 268–269. Публикация ЗМ способствовала распространению этих молитв. В последующие годы эти молитвы перепечатывались в некоторых книгах, посвященных св. Александру Свирскому . 30 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 201–202; Лозинский Р Р., прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Тула, 2018. С. 159, 194, 476, 508; Попов A. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 246–247. Служба преподобному Афанасию, Затворнику Печерскому 31

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

135 Turcograeciae libri octo a Mart. Crusio.... edit. Basil., pag. 94, 205, 246 et 537; Chronicon Eccl. graec. Phil. Cyprii, pag. 507. In tota Graecia, говорит именно Крузий, studia nullibi florent, Academias et professores publicos nullos habent, praeter scholas triviales, in quibus pueri ρολγιον, κτηχον, Psalterium aliosque libros, quorum in missa usus est, legere docentur. Qui vere eos intelligant inter presbyteros et calogeros paucissimi sunt... Крит оставался единственным пристанищем для наук (Turcograec. pag. 537). В Константинополе основано первое греческое училище уже при Магомете IV, царств. 1644–1689, богатым купцом Манолаки (Истор. Иерус. Патр. Досифея, т. II, стр. 477). 136 Quidam Italiae Academias adeunt, in quibus antiquam lingnam, principia philosophiae Patrumque Theologiam percipiunt (Turcograec... pag. 205). Несмотря, однако, на все неблагоприятные обстоятельства, число ученых между Греками и преимущественно между греческими пастырями постоянно было значительно. Димитрий Мосхополит насчитывает их, в продолжение одного XVI и отчасти XVII века, до девяноста девяти (Demetr. Procopii Moschopolitae brevis recensio eruditorum Graecorum superioris saeculi, nonnullorum etiam praesenti hoc nostro florentium, conscripta 1720. Vid. Fabricii – Biblioth. Graec. vol. XI, pag. 770–804, Hamb. 1722). 137 См. статью: Состояние просвещения в новой Греции от начала прошлого столетия до последних событий в ней, т.е. до войны за независимость (1821 г.), в Москвитянине за 1843 г., часть VI, стр. 367–403, и Словарь духов. писателей, М. Евгения, под словом: Евгений Булгар. 138 " Ομολογα τς νατολικς κκλησας τς καθολικς κα αποστολικς.... δι Μητροφνους ερομονχου, издано, с латинским переводом, Helmstadii 1661. 139 В подлиннике, с латинским переводом, его можно видеть у Киммеля – Libri symbol. Eccl. graecae, а на русском языке оно издано под заглавием: Послание Патриархов православно-католической Церкви о православной вере. 143 Из других катихизисов, явившихся в настоящий период I) в Греции известны: а) Σνοψις τν θεων κα ερν τς κκλησας δογμτν – Григория Пр οтосинкелла, Venet. 1635; 6) Κατχησς ερ... Николая Булгара, Venet. 1861; в) Sacra tabula fidei Apostolicae, sanctae, oecumeuicae ac orthodoxae graecae orientalis Ecclesiae..., edita (на одном латинском языке) a Theocleto Polyide, archiecclesiarcha in sancto Monte, 1736; II) в России: a) Краткий Катихизис, или собрание науки о артикулах веры, Петра Могилы , изд. в Киеве 1645, во Львове 1646 и в Москве 1649 г.; б) книга о вере единой, истинной, православной и о Святой Церкви, изд. в Москве 1648; в) Катихизис, или краткое научение в вере святой, православно-кафолической Церкви..., по разуму святые восточные Церкви изло­женное, Чернит. 1715; г) Собрание случаев, духовным особам потребное, напеч. в Супрасле 1722; д) Новый мантор или наставление отрокам, архимандрита Макария Сусальникова, изд. в Спб. 1785; е) Катихизис священника Александра Беликова, изд. в Москве 1818 г., и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Когда мы грешим, Бог иногда гневается, а иногда долго терпит, ожидая нашего покаяния. Свой гнев и праведный суд Он проявляет, чтобы мы вразумились и исправились, а не оставались в грехе. Святитель Иоанн Златоуст ( 39, 804 ) . Гнев Божий проявляется болезненным чувством в обучаемых: причиняется оно невольными неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный ум... Преподобный Максим Исповедник ( 68, 272 ) . Может ли кто выдержать гнев Божий? Страшно, братия, впасть в. руки Бога Живого. Если мы страшимся рук врагов, хотя Господь говорит: не бойтесь убивающих тело ( Мф. 10, 28 ), то кто, имеющий ум, не устрашится рук Божиих, во гневе поднимающихся против нечестивых? Ибо гнев Божий откроется против всех тех, кто в распутстве и насильничестве проводит жизнь, не зная обращения и подавляя истину неправдою ( Рим. 1, 18 ). Святитель Григорий Палама ( 65, 246 ) . Горе злым и нечестивым! В наказание за дела свои они будут мучимы сатаной. Кто на земле грешил и оскорблял Бога и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце лукавство и в уме зависть, того скроет страшная бездна, полная огня и серы. Кто не допускал любви и предавался гневу, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокие мучения ангелам тьмы. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 106 ) . Наказание гееннским огнем грозит и готовится только тем, которые живут в грехах и не преклоняются к простертым рукам Христовым. Святитель Григорий Нисский ( 17, 285) . Божиему человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их угрозами, призывая согрешивших к покаянию. Святитель Василий Великий ( 5, 161 ) . ...Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников? Избранной жертвой, принесенной Ему, как кадило: любовью и смирением примиряется Он, если прогневали мы Его. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 314 ) . Сила грехов как бы принуждает даже Божественное и бесстрастное Естество из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божиему естеству не угодный, для нас же при всем том полезный ( 50, 217 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

778 Иногда данные самих греческих осведомителей, наслаиваясь друг на друга, заметно расходились между собой, что создавало дополнительные трудности при раздаче царской милостыни на Востоке. Так, в 1624 г. московские послы Кондырев и Бормосов, прибывшие в Стамбул в сопровождении вифлеемского митрополита, возвращавшегося из Москвы в Палестину, докладывали о посылке денег в монастырь св. Креста: «По московской росписи велено дать игумену 2 золотых, да 30 человеком старцом по ползолотово (...), а по скаске вифлиомского митрополита Афанасия, да ерусалимского игумена Анфилофья, ныне в том монастыре игумен да 40 старцов»; милостыня была отправлена, исходя из цифры 40 (РГАДА. Ф. 52/1. 1624. 11. Л. 1). 779 Если соблюдать максимальную точность, то следует отметить греческий проскинитарий «О граде Иерусалиме и окрестностях его», относящийся к первой половине XVI века. Однако перечень иерусалимских монастырей в этом кратком путеводителе (общим числом 11 без патриаршего) производит впечатление неполноты и беглости (О граде Иерусалиме и окрестностях его. С. 246). 790 Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628. 8. Л. 48; 1629. 22. Л. 6; Иона С. 13–14; Вишенский И. С. 84. 796 Серапион. С. 117; Трифон Коробейников. С. 100; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 46; 23. Л. 15 об.; 1629 г. 22. Л. 8; Гавриил Назаретский. С. 9; Арсений Суханов. С. 164. 801 Григорович-Барский В. 1885. С. 333; Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 47; 1629 г. 22. Л. 7; Гавриил Назаретский. С. 9; Иона. С. 13; Вишенский И. С. 84. 804 Григорович-Барский В. 1885. С. 357; Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф. 52/1. 1628 г. 8. Л. 46; 1629 г. 22. Л. 8. 806 Трифон Коробейников. С. 97; РГАДА. Ф 52/1. 1628 г. 8. Л. 47; 1629 г. 22. Л 7; Гавриил Назаретский. С. 9; Иона. С. 13–14. 807 Трифон Коробейников. С. 100; Арсений Суханов. С. 164; Серапион. С. 117. Данные Посольского приказа (12–15 человек) недостоверны и противоречат друг другу, называя этот монастырь один раз – мужским, другой – женским (РГАДА. Ф. 52/1. 1628. 8. Л. 46; 1629 г. 22. Л. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

804 Ср.: Ullmann W. A Short History of the Papacy in the Middle Ages. London, 1972. P. 275. 806 Corpus Iuris Canonici/Hrsg. von Friedberg E. Leipzig, 1881. Vol. 2. Col. 1246 [приводим традиционный рус. пер. заключительной фразы этой буллы, сделанный, видимо, С.Л. Лозинским; полный текст всей буллы в другом переводе см.: Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. С. 246–247]. 808 Renouard Y. The Avignon Papacy 1305–1403. Hamdem (CT), 1970. P. 15. Фактически предложение лишить церковь политической власти в пользу государства и монархической централизации было сделано еще в начале XIV в. противником папства Марсилием Падуанским; см.: Ozment S.E. The Age of Reform. P. 150–155; Wilks M.J. The Problem of Sovereignty in the Late Middle Ages. Cambridge, 1964. 811 Ср.: Guillemain B. Les carrie res des officiers pontificaux au XIVe siecie//Le Moyen–age 69 (1963). P. 565–568; краткие биографии семи этих понтификов с превосходной библиографией см.: Kelly J.N.D. The Oxford Dictionary of Popes. P. 210–227. 812 uGuillemain В. Le Cour pontificale d’Avignon (1306–1376): Etude d’une Societe. Paris, 1962; Renouard Y. The Avignon Papacy…; Mollart G. The Popes of Avignon (1305–1378). London, 1963; Oakley F. The Western Church… P. 32–55. 814 См. краткие обзоры: Renouard Y. The Avignon Papacy… P. 96–110; Ullman W. A Short History of the Papacy. P. 227–250. 816 См. образцовый справочник по данному вопросу: Barraclough G. Papal Provisions. Oxford, 1935; а также: Guillemain B. La politique beneficiale du pape Benoit XII, 1334–1342. Paris, 1952. 818 Ср.: Guillemain В. La politique beneficiale du pape Benoit XII… P. 129–140; Boyle L.E. Provisions//New Catholic Encyclopedia. New York, 1967. Vol. 11. P. 924. 820 Barraclough G. Papal Provisions. P. 59; Jacob E.F. Essays in the Conciliar Epoch. Notre Dame, 1963. P. 20–23. 822 См.: Crowder C.M.D. Unity, Heresy and Reform (1378–1460). The Conciliar Response to the Great Schism. London, 1977. P. 45–47 2). Подробный анализ раскола с богатой библиографией см.: Histoire de l’Eglise. Vol. 14. Pt. 1–2: L ’Eglise au temps du Grand Schisme et de la crise conciliaire (1378–1449). Paris, 1962–1964 (E. Delaruelle и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сл. 31, 23, 1–2; 318=1.456. 798 Ср. выражение Платона " " великий океан блага " " (Пир 210d). 799 Сл. 38, 7, 1–25; SC 358, 114–116=1.524–525. 800 Сл. 38, 8, 1–7; 118=1.525. 801 PG 37, 507–508=2.104. Автентичность этого гимна была поставлена под сомнение М. Зихере, однако Ж. Бернарди успешно опроверг выводы немецкого ученого: см. Sichere, Hymnus; ср. Bernardi, Grйgoire, 304–306. 802 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1, 6. 803 Мф. 28, 19. 804 Ср. Ин. 5:18. 805 Ин. 10:30. 806 Ин. 14:28. 807 К Автолику 2, 15. 808 Ср. Епифаний Кипрский. Панарион 62, 1. 809 Ср. (Псевдо-) Афанасий Александрийский. Против ариан 4, 11. 810 Ср. там же. 811 Ср. Епифаний. Панарион 62, 1. 812 Трудно предположить, о какой именно богословской партии IV века в данном случае идет речь. Мы, однако, не считаем достаточно обоснованным предположение Ж. Бернарди (см. SC 247, 137, note 9) о том, что Григорий вообще не имеет здесь в виду богословскую партию, но говорит о назианзских монахах, которые чрезмерно увлекались богословской проблематикой. 813 Впоследствии арианские враги Григория обвинят в " " троебожии " " его самого. 814 Греческий термин areimans ( " храбрый " " , " воинственный " " ) буквально означал " " беснующийся от Арея " " . 815 Сл. 2, 37, 1–38, 15; SC 247, 136–140=1.36–37. 816 Сл. 22, 12, 12–20; SC 270, 244–246=1.343. 817 Маркелл (ум. 374) был защитником термина " " единосущный " " , однако в своей интерпретации этого термина исходил из того, что Бог есть " " одно Лицо " " , " неделимая Монада " " , Которая в творении и воплощении " " расширяется " " сначала в диаду (Отец и Слово), потом в триаду (Отец, Слово и Дух). После окончания истории тварного мира Слово и Дух будут вновь поглощены Монадой. По сути, учение Маркелла было разновидностью монархианского модализма; его последователи, во времена Григория концентрировавшиеся в Галатии, были осуждены II Вселенским Собором. Подробнее об учении Маркелла см. Grillmeier. Christ I, 274–296. 818 Монтан (сер. II в.) был основателем секты, отличавшейся крайним нравственным ригоризмом; секта имела распространение во Фригии. Новат (сер. III в.) был одним из лидеров раскола в Карфагенской церкви и учеником Новациана, основавшего ригористскую секту " " чистых " " . 819

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010