3359 Так, например, автор теории мутаций Де-Фрис стоит за панпсихизм, но не принимая его теистических постулатов. 3361 Характерны, между прочим, его неутешные сетования по поводу возрождения витализма, этой «ужасной эпидемии мозгового расстройства». Мировые загадки, 395. 3362 W. Roux. Entwicklungsmechanik der Organismen. – Programm und Forschungsmethoden der Entwicklungsmechanik der Organismen Leipzig, 1897 etc. Его учение о том, что «все приписываемые материи силы и энергии наделены организующею способностью» (gestaltende Kraft), которая, хотя и разнясь таким образом, по существу, от механической силы в обычном смысле последней, все-таки автором понимается как нечто механическое, – это учение вызвало жестокую критику со стороны Гертвига в Zeit – und Streitfragen der Biologie 2 Heft. Jena, 1897. 3366 Остроумный очерк истолкования телеологического смысла образования каменноугольных формаций и геологической эволюции Европы у Лаппарана. Science et Apologétique 190–203 и 205 ss. 3387 Честь разработки вопросов аритмологической закономерности принадлежит преимущественно русским ученым: отчасти – дерптским профессорам Тейхмюллеру и А.Ф. Эттингену, в особенности же московскому математику Н.В Бугаеву, а затем проф. В.Г Алексееву и П. А. Некрасову . См. об этом труды Бугаева: О свободе воли (Труды Москов. Психолог. Общества. Вып. III, 1899); Основы эволюционной монадологии; Математика и научно-философское миросозерцание в Вопросах философии и психологии (вып 45-й) 1898. В.Г. Алексеева. Die Mathematik als Grundlage der Kritik wissenschaftlich-philosophischer Weltanschauung. Jurjew. 1903. Ueber die Entwicklung des Begriffes der höheren arithmologischen Gesetzmässigkeit in Natur – und Geisteswissenschaften. Leipzig. 1904. Математика, как основание критики научно-философского мировоззрения в Сборнике Учено-литерат. Общества при Имп. Юрьевском Университете. 1904. – П. А. Некрасова Московская философско-математическая школа и её основатели. Москва, 1904, реферат «Логика мерных не категорических суждений и её отношение к мирам физическому и интеллектуальному (1903–4) и статьи на ту же тему в Вопросах философии и психологии кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Первой работой, посвященной “прерывистому равновесию”, является статья: Eldredge N., Gould S. J. Punctuated equilibria: an alternative to phyletic gradualism//Models in paleobiology. San Francisco, 1972. P. 82–115. 10 Отец Серафим (Роуз) цитирует западные работы, обсуждающие возможность размещения динозавров в ковчеге Ноя. См. Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию/Пер. с англ. СПб., 1997. 11 Берг Л. С. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей. Цит. по: Назаров В. И. Указ. соч. С. 309–336. 12 Классическая работа в русском переводе: Мейен С. В. Морфология растений в номотетическом аспекте//С. В. Мейен: палеоботаник, эволюционист, мыслитель. М., 2007. С. 162–183. 15 Summa Theologica, вопрос 73, ответ на возражение 3. Цит. по: Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, 2003. С. 307. Идею потенциального творения в христианской традиции связывают с именем Августина. 16 Mereschkowsky C. Uber Natur und Ursprung der Chromatophoren im Pflanzen­reiche//Biologisches Centralblatt. 1905. Vol. 25. S. 593–604. 17 Чисто практическая сторона эксперимента успехом не увенчалась (гибрид не имел ни корнеплода, ни кочана), но теоретическое значение его огромно. Достаточно сказать, что в сборнике “101 ключевая идея: эволюция” (Джен­кинс М. М., 2002) приведены всего две фамилии российских учёных, и одна из них — Карпеченко. Сам Г. Д. Карпеченко пал жертвой “лысенковщины” (рас­стрелян в 1941 г.). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/stoit-li-volnovatsya-p...

Бл. Диадох обозначает следующие цели, достигаемые непрестанным занятием молитвой Иисусовой: а) Вкоренение имени Господа Иисуса в сердце (гл. 59: γχρονιζον... κενο τ νδοξον... νομα) посредством непрерывного памятования о нём ума, чтобы πιϑυμα – желание помнить Господа Иисуса (τ ποϑομενον – оттиснуло свою печать в душе, а ум мог «носить неизгладимый образ занятия» (гл. 59). Из приведённых суждений автора видно, что его учение об образе занятия молитвой Иисусовой утверждается на понятии о памяти и его свойствах. Это появление, не без влияния древне-греческой психологии, разъяснено церковными писателями. «Μνμη, – по определению Григория Назианзина , – есть удержание отпечатлений ума» (ροι παχυμερ. υ. 32. Μ XXXVII, 948: Μνμη, κϑεξις τν νος τυπωμτων). Еп. Немесий, следуя философу Платону, подробно говорит о памяти. Память, – пишет он, – есть сохранение (в душе) ощущения и размышления. Когда душа хранит образы (τ πους), о которых имела мнения и размышления, тогда говорится, что она помнит (De natur. homin. с. 13. Μ. XL, 661). Но память, по Исидору Пелусиоту , удерживает отпечатления известного рода только тогда, когда укрепляется непрестанными упражнениями в одном направлении. «Ибо эта способность, если каждый день не врачуется, обыкновенно уходит, не терпя праздности, лености и отговорки» (Epist. 1. IV. Epist. 88. Μ. LXXVLIII, 1149). Отсюда вытекает заключение, что занятие ума новыми предметами вытесняет из его памяти отпечатления предметов, коими он занимался прежде, а «отложение памятования о них есть забвение» ( Григорий Назианзин , 1. с. v. 33). Указанное понятие о памяти и её свойствах имеет в виду и бл. Диадох в своих рассуждениях об условиях, способствующих и неблагоприятствующих непрестанному памятованию ума о Господе Иисусе. Его речь о том, что одно только памятование о нём должно быть для ума «непрестанным делом и занятием» (гл. 97), утверждается на свойстве памяти размягчаться (подобно разогреваемому воску, гл. 94) от частых повторений одних и тех же отпечатлений ума, воспринимать и крепко удерживать образы предметов, которыми непрерывно занимается ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

564 Которое не принимает никакого участия в жизни мира, не творит никакого чуда, не вступает ни в какие соотношения с миром (ср. R.Eisler. Wörterbuch der philosophischen Begriffe, bd.I, s.211). «Известнейшие деисты – Toland, A.Collins, Bolingbroke, Voltaire, Rousseau, Reimarus» и мн. др. (R.Eisler, ibid.). 568 Чрезвычайно странно, говорит Боксхаммер, допускать, что для природы нет ничего опаснее и разрушительнее близости и деятельности ее Творца (G.Bockshammer. Offenbarung, s.18). 572 Под «natura пишет Спиноза, должно понимать то, что существует в себе и что представляется посредством себя, или те атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, т.е. Бога, поскольку Он рассматривается как свободная причина (B.Spinoza. Ethica, pars I, vol.II, p.61). 573 «Под «natura naturata», – говорит Спиноза, – я понимаю все то, что вытекает из необходимости природы Бога, т.е. все состояния (modi) атрибутов Бога, поскольку они рассматриваются как вещи, которые существуют в Боге и которые без Бога не могут ни существовать, ни быть представляемы» (ibid., p.62). 574 Это направление имманентного пантеизма своей системы Спиноза выразил в следующем положении: «Deus est omnium rerum causa immanens, non vero transiens» (ibid., p.54). 577 «Под природой, – пишет Спиноза, – здесь я понимаю не одну только материю с ее проявлениями, но сверх того и другое – беспредельное» (ibid., p.235). 579 «Пантеистическое воззрение уничтожается, – говорит Ульрици, – как скоро обратимся к атомистическому воззрению естествознания на мир» (H.Ulrici. Gott und die Natur, s.400). 580 См. об этом подробно в ч.2 гл.3 – Библейское учение о человеке и возможность чуда в области психической природы человека. 581 «Я хочу дать вежливую критику (O.Lodge. Life and Matter, p.48; рус. пер. с.44)... Главный упрек, который я делаю литературному труду проф.Геккеля: он своим читателям (необразованной части их) внушает мысль, что только невежественные глупцы или легковерные простофили могут, действительно, не соглашаться с ним» (ibid., p.135; рус. пер. с.102).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Keine Form ist Universalschablone volks w(irthschaftlicher) Verbindung, keine entzieht sich dem Gesez geschichtlicher Veränderung. Alle absoluten Lösungen, welche nur die eine oder die andere Form zum ausschliesslichen Gefäss des socialökonomischen Lebensinhaltes erheben wollen, statt jede unter ihren eigenthümlichen Voraussezungen und alle nebeneinander in ihrem specifischen Bereiche, jede zeitgemäss, anzuwenden, müssen im vorhinein verdächtig erscheinen und jede überstürzte Geltendmachung solcher Formen, für welche die Voraussezungen ihrer Reife noch nicht erzielt sind und ohne dass man auf die Erzielung dieser Vorbedingungen hinarbeitet, muss als verfehlt gelten! –Bau und Leben des socialen Körpers III: Aus den concreten Umständen jeder Zeit entscheidet es sich, ob die materielle Versorgung eines Bedürfnisses besser in der einen oder in der andern Form oder zu welchen Theilen sie in allen drei Formen stattfinden soll. Jede Zeit ändert hienach ihre sonderwirthschaftliche Stoffwechselorganization stückweise um. Durch Summirung dieser Aenderungen ergeben sich erst in grösseren Zeiträumen grosse Umbildungen. Plözliche unvorbereitete Totalumwälzungen im Sinn der einen oder andern Form sind nicht möglich. – То же Вагнер Grundlegung dir politischen Oekonomie (3 Aufl.) I § 297, 301, 302, II § 130: Ob und welche einzelne Zweige, namentlich der materiellen Production, mithin auch der zu ihrem Betrieb gehörigen, eventuell im Privateigenthum stehenden Objecte (Grundstücke, Kapitalien, Einrichtungen, Anstalten) den Privatwirthschaften zu entziehen und auf die Zwangsgemeinwirthschaften als Gemeineigenthum zu übertragen sind, das ist zwar nach der allgemeinen ökonomischen Natur und Function dieser Zweige, aber stets unter Berücksichtigung der concreten Umstände zu entscheiden. In letzterer Hinsicht ist die Frage eine eminent historische und örtlich verschieden sich gestaltende, gestaltet daher nur eine relative Beantwortung… И весь второй том Grundlegung Вагнера, лучшее исследование о собственности, исходит из того основного тезиса, что в юридическо-хозяйственной сфере ничего абсолютного быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

142 Западные ученые даже точные и подробные списки таким мученицам составили. См.: Zscharnack L. Der Dienst der Frau in ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Gottingen, 1902. S. 27–37; также Geffcken J. Die christlichen Martyrien; Augar Fr. Die Frau.... 144 Настолько подробно (описывает, что она с ним делала), что сам удостоился восприять от одного неприязненного учителя целомудрия мученический венец поругания и обвинения в личной развращенности. См.: София. Журнал искусства и литературы. 1914. 1. С. 92 и след. 147 См. хорошо представленную картину этой борьбы в науке и литературе в кн.: Шишков С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. СПб., 1872. С. 302–335. 148 Например, против эмансипации выступали Шопенгауэр, Прудон, Мишле, Риль, Вирхов, Крафт-Эбинг, Карл Фогт, Рунге, Фальдэйер, и многие другие. См. интересные цитаты из них: Ploss З . Das Weib in der Natur und Volkerkunde. Leipzig. Bd. I. 2,7. – Русский перевод: Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Т. 1. СПб., 1903. С. 28 и след. 149 Ср. жесткие слова Марка Волохова, которых никак не могла уразуметь Вера в гончаровском «Обрыве» (Гончаров И. А. Полное собрание сочинений. Т. 10. СПб.: изд. А. Маркса, 1899. С.110. Ч. IV, 12). « – Вы хотите бессрочного чувства? Да разве оно есть? Вы пересчитайте всех ваших голубей и голубок: ведь никто бессрочно не любит. Загляните в их гнезда – что там? Сделают свое дело, выведут детей, а потом воротят носы в разные стороны. А только от тупоумия сидят вместе». Так «эмансипатор» софизмами старался подменить тему и снять с себя все обязательства, когда честная девушка требовала от него только порядочности и капли уважения к человеческому достоинству и своим правам женщины. 150 Когда блаж. Феодора миновала блудные мытарства, то сопровождавшие ее ангелы сказали: «Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы и блудолюбивы... Хвалятся власти блудных мытарств, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде» (Четьи-Минеи, 26 марта; Игнатий (Брянчанинов) , еп. Слово о смерти и прибавление к нему. СПб., 1881. С. 97–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Это мнение или молва всего чаще слышится в словах греко-римских писателей, а именно у Плиния, который говорит (Hist. Natur. V, 12): «самый народ финикийский (пользуется) большой славой litterarum invenmionis=изобретения письма», далее – в словах Лукана (Pharsal. III, 220): «финикияне, если верить молве, первые решились изображать членораздельное слово (mensuram vocem) грубыми фигурами; Мемфис не умел еще складывать речного папируса и только на камнях вырезанные птицы, звери н животные сохраняли таинственные слова». – в словах Климента Александр. (τρωματ. I, 16. стр. 785): «финикияне и сирийцы первые, говорят, изобрели письмена», – у Санхониатона или Филона (по изд. Orclli. 22): «от Мисора Таутес, который изобрел первое азбучное письмо (τν τν πρτων στοιχεων γραφν), котораго епиптяне называют Тоот, александрийцы Тоит»... Мнение о финикиянах, как изобретателях письма, не было, однако, у древних «единогласным», как называет его Ленорман (Essai sur la propagation de l’alphabet phénicieu. 1875. I, 84:86), как видно из приводимых им же слов Диодора Сиц. (V, 71), который приписывает музам изобретение письмен, и в ответ тем, которые изобретателями букв называли сирийцев, научивших этому финикиян, замечает: говорят, что финикияне суть не первоначальные изобретатели, что они составили только τπυος τν γραμμτων «образы письмен»; со своей стороны, Тацит (Annales. XI, 14) говорит: «Первые египтяне изображали представления ума (sensus mentis) образами животных (эти древнейшие человеческие памятники являются начертанными на камнях) и считают себя изобретателями письма; затем финикияне, так как были сильны на море, перенесли (их) в Грецию и приобрели такую славу, как будто они изобрели то, что получили от других». Колебания древних по вопросу о происхождении письма особенно выступают в словах Плиния (Historia naturalis. VII, 56): «постоянное мое мнение (semper arbitror) то, что буквы из Ассирии (assyrias fuisse), но другие, как Геллий, полагают, что они открыты были у египтян Меркурием, а иные – у сирийцев». (Эти свидетельства древних собраны у Lcnormant в выше названном Essai sur la propagation de l’alpliabet.... 81–87, отчасти у Ebers в Aegypten n. d. Büch. Mos. 149–151, и в Lehrbuch d. hebr. judisch. Archaologie de Wette. 1864. 424).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Girard вышеназв. Memoire. ...529–538, Hengstenberg Die Büch. Mos. u. Aeg. 223, где сделана ссылка на Соннини); большое употребление этого растения древними египтянами имеет, однако, прочные основания в свидетельстве Геродота (II, 125) о 1600 талантов, употребленных на редьку, лук (κρμμυα) и чеснок (σκροδα) при построении пирамиды Хеопса, равно как в указании Плиния (Histor. nalur. XIX, 32) на редигиозное значение чесноку и луку у египтян: allium caepasque inter deos in jurejurando habet Aegyptus. По свидетельству Тристрама (The natur. hist, of the Bible. 418) «чесноку иного разводится в Египте и Сирии и в настоящее время». Приложение XI. Орошение полей при помощи ног (Втор.11:10) Как производилось орошение при помощи ног, мнения расходятся по отсутствию вполне ясных данных из древнеегипетской жизни, которые объясняли бы этот способ орошения. Единственные известные в настоящее время указания на изображаемый во Второзаконии способ орошения полей находятся у Филона и Карстена Нибура. Первый в Περ συγχυσεως διαλκτων (Mangey. Philonis Judaei Opera. I, 410) состояние людей, которые ни на чем не могут прочно остановиться, сравнивал с устройством «оросительной водокачальной машины», называемой «геликс» (λιξ) и при этом описывает геликс таким образом: «посредине его есть ступени, на которые вступает земледелец, когда он захочет поливать поля и по необходимости опускается вниз, а для того, чтобы ему не падать, он постоянно держится руками за какой либо твердый предмет близ него и чрез это поддерживает в равновесии все свое тело. (При такой работе) он употребляет вместо ног руки, а вместо рук ноги, ибо стоит на руках, которые назначены для действования, и действует ногами, на которых следует стоять». Другого устройства водокачальный прибор видел в Каире Нибур; называется у туземцев sakieh tedur bir-rijl, т. е. «водоподъемный прибор, движимый ногами», и состоит из колеса, на которое наматывается канат с прикрепленными к нему черпалами; выкачивание воды посредством этого снаряда требует от земледельца действования не только руками, но и ногами 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Dict. of the Bible. II, 89–90), далеко уступающим в древности и распространенности пониманию в данном месте кн. Числ, как названия порея; так именно поняли здесь это слово LXX, переведшие его: τ πρσα, чему соответствует porrus, которым, по свидетельству Плиния (Historia natur. XIX, 33: laudatissimus [porrus] in Aegypto) славился в те времена особенно Египет. Такое же понимание хацир в Чис.11:5 , как означающего porrum «порей», выражено в Таргуме Онкелоса, сирском Пешито и самаританском Пятикнижии (см. Полиглотту Вальтона); согласно с этим и многие из новейших исследователей библейской древности с решительностью высказываются в пользу такого же понимания этого названия в рассматриваемом месте кн. Числ, разумея под ним порей (Allium Porruni; leeks; Winterlauch), a не разновидность кливера (foenum graecum) или лук ceяheц(Allium Schoenoprasum). Tristram. The natural history of the Bible. 160; Smith. Dict, of the Bible. II, 90; Cook. Speaker Bible. II, 688; Rhiem. Handwörterb. f. Bibl. Alterth. 895. По словам Тристрама, «травовидный лист и форма, а равно и зеленый цвет порея делают данное ему (в кн. Числ) название хацур довольно соответствующим. В и в настоящее время разводится порей в большом количестве и потребляется сырой с хлебом» (Tristram. Ibid). 4) Лук ( , у LXX: κρμμυα, в Вульгате: сере), отличающийся в Египте величиной и довольно приятным вкусом, так что он употребляется здесь сырой без всякой приправы (Girard. в вышеназв. Memorie... 530); по словам Соннини, «на улицах и площадях продают почти за ничто лук вареный и сырой; он не имеет горечи европейского лука; он сладок, не щиплет неприятно рта и не вызывает слез из глаз, когда его режут» (Hengstenberg. Die Bucher Mos. и. Aeg. 223); по словам шведского путешественника Гасеельквиста «кто попробовал египетского лука, должен согласиться, что не может быть лучшего в мире» [Smith. Dict, of the Bible. II, 634). и 5) σκρδα, allium (sativum), чеснок, о произрастании которого в современном Египте не говорят большей частью исследователи египетской флоры (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Patrologiae cursus completus. 1859. T. LXVII. Lib. 1, cap. XI, pag. 103. Таково же свидетельство и Созомена : «Porro antem, передает он слова св. Пафнутия, veterem Ecclesiae traditionem hanc esse, ut qui caelibes ad sacrum ordinem promoti essent, uxorem posthac non ducerent; conjugati vero a suis uxoribus minime separarentur». Migne. Patrologiae cursus completus. 1859. T. LXVII. Lib. I, cap. XXIII, pag. 926. 443 Правила св. апостол, соборов и св. отец с толкованиями. Изд. московск. общества любит. дух. просв. Москва, 1876, ч. 1, т. 1, стр. 56. 444 Правила св. апостол, соб. и св. отец. Изд. москов. общ. лоб. дух. просв. 1876 г., т. I, ч. II, стр. 300. 445 Именно проф. Шульте пишет: «Die Art der Aufhebung scheint mir durch die Geschichte und die Natur der Sache gegeben. Bei der Praxis der griechischen Kirche stehen zu bleiben, dafür liegt kein innerer Grund vor... Muss wie in der griechischen Kirche, die Ehe vor der Weihe geschlossen werden, so heirathen die jungen Leute meistens mit 22, 23, 24 Jahren. Dies kann man unmöglich für wünschenswerth erachten; es fehlt schon meistens die für den Mann nöthige Haltung und Erfahrung. Aber auch andere Gründe sprechen dagegen. Wird der Cölibatszwang aufgehoben, so werden die meisten Geistlichen hei rathen. Wer noch keine feste Anstellung hat, ist selten in der Lage, eine Familie zu ernähren, wird also im Allgemeinen kaum eine Frau finden, die nach Bildung und Vermögen für ihn passt. Darum heirathen bei den Griechen die Candidaten zumeist Pfarrerslöchter. Die Bildung einer Priester – Kaste scheint mir nicht erwünscht zu sein»... Der Cölibatszwang und dessen Aufhebung. Bonn. 1876. S. 89–90. 448 Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwicklung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung... Giessen. 1887. S. 606–608. 453 А. Стефановский. О характере богослужения западной церкви. Правосл. Обозр. 1860 г. Том 3-й. Стр. 373. 454 Во французском старокатолическом катехизисе перечисляются следующие главнейшие (principales) праздники: L’Annonciation de l’incarnation du Sauveur (25 марта – Благовещение); Noël ou la naissance du Sauveur (25 декабря – Рождество Христово); l’Epiphanie, ou Sa manifestation (6 января – Крещение Иис. Христа); le Dimanche des rameaux, ou son triomphe à Jérusalem (торжественный вход Спасителя в Иерусалим); le Vendredi-Saint, jour de sa mort (страстная пятница); Pâques, jour de sa résurrection (Пасха); l’Ascension (40-e jour après Pâques (Вознесение), la Pentecôte, fête du Saint-Esprit dans l’Eglise (50-e jour après Pâques (Сошествие Св. Духа на апостолов). См. Catéchisme catholique. Berne. 1876. Pg. 99–100.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010