Все это вписывается в период между 2-й половиной октября 1684 г. по начало января 1685 г., т. е. в период их пребывания во Львове. Об этом эпизоде биографии братьев см. подробнее: Рамазанова Д. Н. К истории пребывания Иоанникия и Софрония Лихудов во Львове (источники богословского диспута) С. 158–169. Таинственная бумага, выданная королю, которая так портила жизнь братьям, уж не была ли обязательством о сотрудничестве? (Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1316). Вне зависимости от ее содержания Лихудам было выгоднее представить свое отправление из Польши как бегство, а не как почетный выезд, чтобы отвести от себя подозрения московитов в сотрудничестве с Яном Собесским. Шмурло Е. Ф. Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 133. Памятники дипломатических сношений… Т. 7. Ст. 852–853. Текст записки: «Destinato Io Iannicio Sacromonaco Licudi de Lupis dalli Serenissimi Tzari di Moscovia a piedi della M.tà V. S.ma con le Lettere già essibite, et dovendo incaminare a quella volta uno di miei figlioli; tenendo comissione dalli sudetti gran Tzari di provederli d’alcuni Samis, e Tabinetti brocatti d’oro Brazza in tutto seicento; il Dattio di quali rilleva fiorini 108 come per fede del Governattor dall’Uscida; supplico perciò riverentemente l’EE.W. ordinare l’estrattione di dette robbe da questa Città, essentandoli dall’aggravio di detto dattio nel modo, che la Generosità Publica pratica in casi simili; effetto, che sarà aggraditto dalli Sudetti gran Tzari, ed da me non si preterirà di mostrare in ogni tempo la Munificenza di questa Augusta, et sempre Gloriosa Republica. Gratia.» (ASVe, Fondo Collegio, Lettere Principi, Russia (1655–1796), фильца 13, 30). Памятники дипломатических сношений… Т. 10. Ст. 1333. Шмурло Е. Ф.Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 133, 251–252. Текст записки: «1689. 12 Agosto. Venuto alle porte dell’eccellentissimo Collegio un monaco greco, disse d’haver una lettera delli serenissimi czari di Moscovia da presentare, onde fatto entrare nell’eccellentissimo Collegio il medesimo monaco, che fu seguitato da 4 persone, tenendo la lettera con mano elevata, si fermò a’ piedi del tribunale e data a me, segretario, la lettera, come li fu fatto cenno dall’eccellentissimo Vice-dose, fu aperta la stessa, ma non letta per esser in Moscovito; partì poi il monaco stesso senza dir alcuna parola, facendo riverenza.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

С человеческой точки зрения, покаяние для них является менее возможным, чем для отлученного, так как их духовное состояние характеризуется именно тем, что оно исключает, по крайней мере для ближайшего времени, момент покаяния, но человеческое суждение не всегда совпадает с суждением Божиим. Евангельский блудный сын добровольно покинул отца. Если первое время он духовно и противился покаянию, то потом настал час, когда покаяние стало для него такой же потребностью, как сама жизнь. Таким образом, отлучение от Церкви, куда входит и добровольный выход из нее, означает отделение от Евхаристического собрания той церкви, к которой отлучаемый принадлежит. Как прекращение участия в Евхаристии отлучение является лишением церковного общения и потерей принадлежности к Церкви. Через эту потерю прекращается возможность участия в собраниях всех остальных местных церквей. Активная жизнь в Церкви отлученного прекращается, так как она ни в чем не может проявиться. Отлучение есть состояние потенциальной принадлежности, которая вновь может найти свою активную форму только в случае допущения отлученного к участию в Евхаристическом собрании. 1 J.L. Leuba в своей во многих отношениях замечательной книге Linstitution et levenement (Институция и событие) (Neuchatel, 1950) недостаточно оттенил эту особенность церковной жизни. Каждая institution живет Духом, через которого она создается, и каждый evenement может иметь место только в Церкви. 8 О том, каково было количество рабов, можно судить по некоторым статистическим данным: в Александрии с населением в миллион человек только 300 000 было свободными; в Риме по крайней мере половину населения составляли рабы. 9 У греков рабы обозначались через термин soma (тело) или ktema (имущество), или, наконец, даже через zoon (животное). В официальных молениях после молитв о polis, гражданах – мужчинах и женщинах, следовала молитва об иностранцах, живущих в polis‘e и, наконец, о стадах и рабах (см. A.J.Festugiere. Le monde greco-romain au temps de notre Seigneur.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

He saw the Acropolis and the buildings whose ruins crown it still: the Propylaea, the Parthenon, the Erechtheum, and the Temple of the Wingless Victory. He saw the Asklepieion, whose ruins are still cut in the side of the Acropolis, and he saw the lovely theatre of Dionysus at the foot of the hill. He saw the Theseum, which today is the most perfectly preserved Greek temple in the world, and he must have seen the Tower of the Winds and the circular Monument of Lysikrates. All these monuments of Paul’s day have defied the chilling touch of time. Henry Vollam Morton 16 октября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Предыдущий Следующий Смотри также The Holy Glorious and All-Praised Leaders of the Apostles, Peter and Paul Sermon of Saint Augustine, Bishop of Hippo The Holy Glorious and All-Praised Leaders of the Apostles, Peter and Paul Sermon of Saint Augustine, Bishop of Hippo St. Augustine The Apostle Paul, formerly Saul, was changed from a robbing wolf into a meek lamb. Formerly he was an enemy of the Church, then is manifest as an Apostle. Formerly he stalked it, then preached it. The Christian Parthenon and St. Paul Nun Nectaria (McLees) The Christian Parthenon and St. Paul Nun Nectaria (McLees) St. Paul was the rst Christian missionary to preach in the celebrated intellectual stronghold of the Greco-Roman world. Indeed, Athens still reigned as the university of the Empire; she lived on her reputation as the city of the philosophers, and her streets were lled with the arguments of Platonists, Stoics, and Epicureans. Other intellectual centers had arisen in Rome, Alexandria, Antioch and Tarsus, but Athens remained indisputably the queen. Sermon on St. Dionysius the Areopagite Archpriest Andrew Phillips Sermon on St. Dionysius the Areopagite Archpriest Andrew Phillips After the martyrdom of his spiritual father the Apostle Paul, Dionysius conceived of the desire to follow in his footsteps. Thus, he left Athens and travelled to Greek settlements in the West. According to tradition, he ended up, not among the many Greeks in Rome, but elsewhere among Greeks in the Roman Empire, in Gaul, in what is today Paris. It was here at the end of the first century that the elderly Dionysius found martyrdom. Комментарии © 1999-2016 Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/97867.html

10 Разделение острова на указанные три части от мусульман началось, продолжалось при норманнских и других христианских владетелях и прекратилось только в начале 19-го столетия. Слово Val есть арабское wali (округ, губерния); а слово demone переделка греческого τν διχυενντων, т. е. округ независимых, верных империи. Amari Storia dei musulmani di Sicilia – том I, стр. 468. 11 Впрочем Амари (Storia del musulmani) полагает уничтожение привилегий «данников» между 962 и 965 годами; в 962 году великий эмир Сицилии признал над собою верховную власть халифа Моэзза (Moezz), главы измаилитов; явившись к нему с 30 знатнейшими сицилийскими мусульманами, он дал клятву в верности и просил разрешения усилить мусульманские колонии в областях Demone и di Noto, и все земли обложить «харачем» вместо дани; значить «данники» должны были войти в разряд «покоренных» или «рабов». См. lib. IV cap. 3 (vol. 2, pag. 255 etc.). 12 Amari, Vol. I, pag. 475. Вышесказанные обязанности «покоренных» считались необходимо обязательными (mostaheck), тогда как степень исполнения нижепоказанных зависела от воли мусульманского правительства (mostahebb). 19 Если действительно так говорил епископ, то, вероятно, указывал на то, что подданные греческой империи принуждены были нести налоги вдвое более подданных мусульманских. 23 Конечно, это сказано по человеколюбию, потому что в постановлениях церковных и гражданских римской империи не было такого правила. 25 Письмо его к некоему архидиакону Льву о взятии Сиракуз и своем плене, переведенное с греческого на латинский язык, помещено в 3 томе Gesch. d. Araber, в подстрочном примечании в документу под 566. 26 О монастырях и святых сицилийцев этого времени см. Rodota, Dell» origine.. del rito Greco in Italia, lib. 2 (1760), и Amari, Storia dei musulm., vol. I et II. 27 Три клади равняются полутора ластам; из них выходить 270 в два с половиною ф. каждый, а из всего количества – 405, значит – детей могло быть до 400. Читать далее Источник: Арсений, игумен. Состояние христианского населения Сицилии под властью мусульман//Духовный вестник. 1867. Т. XVI. С. 536-556. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЧЕРЯ Вéчеря [греч. δεπνον], слав. название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «В.» (обозначающего просто ужин) в богословской лит-ре употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви». Тайная вечеря (Мф 26. 17-30; Мк 14. 12-31; Лк 22. 7-38; Ин 13; 1 Кор 11. 18-34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с ветхозаветной Пасхой , она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением таинства Евхаристии , главного таинства Церкви (подробнее см. ст. Тайная вечеря ). Вечери любви или агапы ,- это, по распространенному в лит-ре мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. Любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) мн. исследователи отождествляют с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении. Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой,- это Тертуллиан (Apol. 39). Трапеза, о к-рой он говорит, представляет собой христианизированный вариант античного симпосия (см.: Leyerle B. Meal Customs in the Greco-Roman World//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre-Dame (Ind.), 1999. P. 29-61). Поэтому безошибочно можно утверждать только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A. Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals//StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314-318). Ежедневная В.

http://pravenc.ru/text/158312.html

Как устроен фонд Патриарха Илии? Духовность не может существовать без развития культуры и науки. Мы пытались найти аналоги нашему Фонду за рубежом, но не нашли (там Фонды, финансирующие научные, культурные и духовные проекты, существуют раздельно). Мы же уверены, что эти три основы возрождения страны работают только в совокупности. 12 августа, 2013 Духовность не может существовать без развития культуры и науки. Мы пытались найти аналоги нашему Фонду за рубежом, но не нашли (там Фонды, финансирующие научные, культурные и духовные проекты, существуют раздельно). Мы же уверены, что эти три основы возрождения страны работают только в совокупности. Фонд Патриарха — это тихая пристань любви, надежды и тепла, находящаяся посреди шумного проспекта Руставели и принимающая людей, оказавшихся не у дел в океане исторических перипетий последних десятилетий в стране. Это плод любящего сердца Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго к своей пастве. Ну, кому бы еще пришло в голову — пытаться организовать в трудные годы в Тбилиси библиотеку для голодной тогда интеллигенции и кормить ее читателей! Вполне очевидная модель: «Без духовности у науки и культуры нет будущего. А духовность не может существовать без развития культуры и науки». Как ее удалось реализовать в Грузии, рассказывает читателям «Правмира» господин Жвания, который уверен: «аналогов Фонду Патриарха в мире нет». Лаша Жвания Биография: Лаша Жвания окончил Тбилисский Государственный университет, факультет международного права и международных отношений. Принимал участие в различных образовательных программах по ведению переговоров, политике и дипломатике в Лидском и Бирмингемском университетах в Англии. Занимал посты заместителя министра финансов, заместителя министра иностранных дел, был членом Антикоррупционного совета и участвовал в Группе государств против коррупции (GRECO), был послом Грузии в Израиле и на Кипре, членом парламента, председателем Комитета международных отношений, министром экономического развития Грузии.

http://pravmir.ru/lasha-zhvaniya-o-patri...

1967). Также высказывалось мнение, что значение праздника не связано напрямую с датой 22 февр. ( Duchesne. 1898; Ruysschaert. 1969. P. 19-21). В том, что касается происхождения и истории праздника К. ап. П., основные трудности связаны с недостатком источников. Информация в латеркуле Полемия Сильвия о том, что 22 февр. совершалась память погребения св. апостолов Петра и Павла, скорее всего ошибочна. Указание Иеронимова мартиролога на празднование в этот день К. ап. П. в Антиохии, очевидно, является позднейшей интерполяцией. Т. о., единственный источник сведений о праздновании К. ап. П. в IV в.- краткая запись в «Depositio martyrum». Предпринимались попытки восстановить первоначальную форму записи, якобы искаженную в рукописной традиции. Согласно одной из конъектур, празднование совершалось в катакомбах (Natale Petri de cathedra (in catacumbas) - Belvederi G. La tombe apostoliche nell " età paleocristiana. R., 1948. P. 214-215) - комплексе усыпальниц под базиликой св. Апостолов (ныне Сан-Себастьяно), где в III-IV вв. происходили поминальные трапезы в честь св. апостолов Петра и Павла ( Testini P. Archeologia cristiana. Bari, 1980 2. P. 216-231; Snyder G. F. Ante Pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon (Georgia), 20032. P. 180-189, 251-258). Подобные реконструкции записи в «Depositio martyrum» были признаны несостоятельными. Исследователи попытались установить точное значение понятий «natale» и «cathedra». В рим. традиции словом «natale» (dies natalis - день рождения) обозначался юбилей к.-л. события, обычно рождения или смерти человека, основания города или храма. Такие юбилеи могли отмечаться частными или публичными празднествами (natalicia) ( F é vrier. 1977. P. 524-525; Ramelli I. Osservazioni sul concetto di «giorno natalizio» nel mondo greco e romano e sull " espressione di Seneca «dies aeterni natalis»//Arys: Antigüedad, Religiones y Sociedades. 1999. Vol. 2. P. 339-350). Слово «кафедра» в основном понималось как престол Римского епископа ( Batiffol.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Раз появился у меня Георгий Александрович не в обычный час — около четырех. У меня спущены жалюзи, в комнате зеленоватый сумрак, сильный запах роз — огромнейший букет на письменном столе — я была полураздета и глотала лед с мороженым. С улицы слышала крик мальчишек, но не понимала, из-за чего шум. Георгий Александрович сел и вынул из кармана лист газеты. — Ну, Балканы. Плохо дело. Совсем плохо. Я лежала на кушетке, поболтала кончиком ноги с висевшей туфлей. — Ах, все Балканы… Значит, будут рассуждения, политика, мне предстоит прилежно слушать. Да, но к удивленью моему все получилось проще. Без особых рассуждений я узнала, что мне надо уезжать — просто в Россию, складывать пожитки, отступать, пока есть время. — Смотрите, как бы через две недели не было уж поздно. Это менее всего меня устраивало. Я даже рассердилась. Ну, в Россию ехать одно дело, но бежать, укладываться… Я запахнула свой халат и встала, приподняла жалюзи. Вниз по Испанской лестнице неслись мальчишки, с такими же листами прибавлений. Георгий Александрович стоял сзади, тоже глядел. — Ну вот, и начались события. То, чего можно было ждать давно. Я плохо соображала, только сердце у меня вдруг быстро и мучительно заколотилось. — Здесь нет вашего батюшки. Быть может, я бы мог вам заменить его. Так вот. Войны не избежать. Россия будет втянута в нее, и чем все это кончится, неведомо. Вы должны проехать ранее закрытия границ. Если-б не дела с экскурсиями, я уехал бы и сам. Но мне придется подождать. Я понемногу стала понимать. Георгий Александрович был взволнован, грустен, но владел собой. Он посидел немного и ушел телеграфировать в Неаполь, чтобы Кухов с экскурсантами немедленно же возвращался. Я не могла уж тоже оставаться безучастной, есть мороженое. Оделась и спустилась вниз. Обычно в это время в Риме мертво — от жары. Но нынче все переменилось. Много ставень приоткрыто, и такие же как я, малопонятливые римлянки выглядывают, через улицу перекликаются. У всех одно на устах: guerra, guerra . Кто с кем будет воевать еще неясно, но уж пробегает дрожь по городу. Ha via Condotti группы — даже в безглагольном Cafe’ Greco нынче говор. Корсо же полно, и как обычно стоном стонет знаменитое кафе Aragno.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

2004 г. Палеографическое исследование, автор Мондрен (Mondrain). В работе устанавливаются автографы свт. Филофея, реконструируются его приемы чтения, письма и рецензирования своих сочинений, а также устанавливаются переписчики и соавторы из окружения святителя. Mondrain, Brigitte. “L’ancien empereur Jean VI Cantacuzène et ses copistes.” In Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino, 249–299. Edited by Antonio Rigo. Florence: Leo S. Olschki, 2004. 2005 г. Палеографическое исследование, автор Бьянкони (Bianconi). В работе устанавливаются автографы свт. Филофея, реконструируются его приемы чтения, письма и рецензирования своих сочинений, а также устанавливаются переписчики и соавторы из окружения святителя. Bianconi, Daniele. “‘Gregorio Palamas e oltre’. Qualche riflessione su cultura profana, libri e pratiche intellettuali nella controversia palamitica.” Medioevo greco. Rivista di storia e filologia bizantina 5 (2005): 93–119. 2005 г. Исследование Толбот (Talbot), в котором рассматривается, каким образом свт. Филофей изображает детство святых в житиях, чудеса, совершаемые этими святыми, юродивых ради Христа Никодима и Саввы. Talbot, Alice-Mary. “Children, healing miracles, holy fools: highlights from the hagiographical works of Philotheos Kokkinos (1300-ca. 1379).” Bysantinska Söllskapet Bulletin 24 (2005): 48–64. 2007 г. Исследование, в котором Конгурдо (Congourdeau) рассматривает церковную и политическую деятельность патриарха Филофея (Коккина) в контексте его взаимоотношений с патриархом Каллистом I. Congourdeau, Marie-Hélène. “Deux patriarches palamites en rivalité: Kallistos et Philothée.” In Le Patriarcat Œcuménique de Constantinople aux XIV e -XVI e Siècles: Rupture et Continuité, 37–53. Dossiers byzantins 7. Paris: Centre d’études byzantines, néo-helléniques et sud-est européennes, EHESS, 2007. 2008 г. Палеографическое исследование, Бьянкони (Bianconi). В работе устанавливаются автографы свт. Филофея, реконструируются его приемы чтения, письма и рецензирования своих сочинений, а также устанавливаются переписчики и соавторы из окружения святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

(Пер. с рум. автора под ред. С. С. Хоружего) O scurt i general istorie a isihasmului românesc   Pân nu demult, s-a crezut c despre un isihasm românesc nu se poate vorbi decât pentru secolul al XVIII-lea i dup. Dar, relativ recent au aprut studii ale unora dintre cei mai autorizai autori care arat c isihasmul la noi este contemporan cu epoca propriei sale apariii, adic epoca în care a trit i activat Sf. Grigorie Palama. Studiile de care vorbim sunt cuprinse în dou volumë cel al Printelui Profesor Dumitru Stniloae, «Din istoria isihasmului în Ortodoxia român», în Filocalia, vol. VIII, 1979 i reeditat în extras în 1992 i un altul alctuit de profesorul Dan Zamfirescu, «Paisianismul, un moment românesc în istoria spiritualitii europene " ¸ Editura Roza Vânturilor, Bucureti, 1996, coninând studii ale P.C. Arhimandrit Ciprian Zaharia. Evident c se pot enumera i alte multe studii, dar ne limitm la acestea mai sintetice. Acestea au meritul de a contura o imagine suficient de clar despre ceea ce a fost isihasmul în Ortodoxia româneasc, despre debutul su i evoluia sa pân la a cpta numele unuia dintre cei mai reprezentativi exponeni ai lui din sec. al XVIII-lea – Paisie Velicikovski – paisianism. În studiile enumerate se arat cum isihasmul este poate cel mai însemnat curent duhovnicesc al secolului XIV, pân azi, imposibil s nu se fac simit în întreaga Ortodoxie i cu atât mai mult în cea româneasc care începea s fie gazd, din epoca amintit, a personalitilor care-l reprezentau. Sunt dou etape în evoluia isihasmului în Ortodoxia româneasc: prima privete perioada întemeierii rilor române i a mitropoliilor lor, perioad care cunoate venirea isihastului Nicodim de la Athos la Tismana sau cunoate nume mari precum cel al patriarhului Eftimie al Târnovei, strlucit reprezentant al de curând aprutului isihasm. O a doua faz privete epoca în care la Athos ajungea Paisie Velicikovski, iar de la Athos venea în Moldova i aducea cu sine un suflu nou, prin aceea c întreaga literatur patristic cpta acum accente noi. Era vremea apariiei «Filocaliei» i aceasta înaintea aceleia cunoscute de toat lumea ca fiind tiprit la Veneia, în 1782, sub îndrumarea Sf. Nicodim Aghioritul i cu cheltuiala unui obscur sau mai bine zis greu de identificat principe greco-român, Ioan Mavrocordat. Mai nou, aflm din studiile competente ale arhimandritului Ciprian Zaharia c nu aceasta de la 1782 este prima Filocalie tiprit într-o limb modern, ci românii se pare c au prioritate în domeniul acesta. Or, asta se datora în mare msur “colii ascetico-filologice”, cum bine o definea învatul grec A. Em. Tahiaos, a lui Paisie Velicikovski.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010