4581. КИРИЛЛ, архим. На храмовом празднике в Болгарском подворье в Москве. – 1985, 9, 90. 4582. НА МЕЖДУНАРОДНОМ Кирилло-Мефодиевском симпозиуме в Софии. – 1985, 10, 59. 4583. СЛОВО представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрита Кирилла. (Поздравления с 75-летием и награждением орденом Трудового Красного Знамени). – 1985, 11, 23. 4584. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1986, 5, 4. 4585. КИРИЛЛ, архим. Празднование тезоименитства Святейшего Патриарха Максима в храме Болгарского подворья в Москве. – 1986, 5, 50. 4586. СОРОКИН В., проф. прот., И.Н. Международный научный симпозиум в Софии, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. (10–16 июня 1985 года). – 1986, 5, 51. 4587. ВЫЛКОВ В. Болгарская Православная Церковь . – 1986, 5, 55. 4588. КЛИМЕНКО М., диак. Празднование освобождения Болгарии от османского ига в храме Болгарского подворья в Москве. – 1986, 6, 53. 4589. ГАВРИИЛ, иером. Молитва о воинах-братьях в МДА. – 1986, 6, 53. 4590. КЛИМАНКО М., диак. Праздник в Болгарском подворье в Москве. – 1986, 9, 60. 4591. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму. (Поздравление с 15-летием интронизации). – 1986, 10, 4. 4592. APXIMAHДPUT Гавриил – новый настоятель Болгарского подворья в Москве. – 1986, 12, 59. 4593. ТИХОН, игум. Гости из Болгарии. – 1987, 2, 17. 4594. НОВЫЙ епископ Болгарской Церкви. (Епископ Величский Галактион (Табаков). – 1987, 2, 54. 4595. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму. (Поздравление с 30-летием епископской хиротонии). – 1987, 4, 4. 4596. ИННОКЕНТИЙ, иером. На Международном научном симпозиуме в Софии. – 1987, 4, 46. 4597. ГАВРИИЛ, архим. Богослужение в Болгарском подворье в Москве. – 1987, 4, 48. 4598. ЕГО ЖЕ. Празднование дня тезоименитства Патриарха Максима в Москве. – 1987, 5, 58. 4599. ЖУКОВ В., свящ. 60 лет митрополиту Старозагорскому Панкратию. – 1987, 5, 59.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Епископ Казанский Пантелеимон награжден орденом преп. Сергия Радонежского II степени. 4. Епископ Пермский Афанасий удостоен ордена преп. Сергия Радонежского II степени. – 1987, 2, 4. 1049. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Митрополит Киевский Филарет удостоен святой панагии. 2. Архиепископ Рязанский Симон удостоен ордена преп. Сергия Радонежского II степени в связи с 300– летием Борисо-Глебского кафедрального собора г. Рязани; Борисо-Глебский собор Патриаршей грамотой. 3. Архиепископ Воронежский Мефодий награжден орденом св. кн. Владимира I степени. 4. Профессор МДА архимандрит Евлогий награжден орденом св. кн. Владимира II степени. – 1987, 4, 5. 1050. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Владимирский Серапион удостоен ордена св. кн. Владимира II степени. 2. К празднику Святой Пасхи орденом преп. Сергия Радонежского II степени награждены: епископ Астраханский Исидор; епископ Ивановский Амвросий; епископ Волынский Варлаам; епископ Кировоградский Севастиан; епископ Мукачевский Дамаскин. – 1987, 5, 8. 1051. ПАТРИАРШАЯ награда. Орденом преп. Сергия Радонежского II степени награжден протоиерей В. Тарасьев (г. Белград). – 1987, 6, 3. 1052. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. К празднику Святой Пасхи и в связи с 50– летием со дня рождения протодиакон С. Стригунов удостоен ордена преп. Сергия Радонежского I степени. 2. Архиепископ Кишиневский Серапион возведен в сан митрополита. 3. Архиепископ Орехово- Зуевский Николай удостоин сана архиепископа. – 1987, 8, 7. 1053. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Новосибирский Гедеон возведен в сан митрополита. 2. Епископ Волынский Варлаам и епископ Ставропольский Антоний возведены в сан архиепископа. – 1987, 11, 4. 1054. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Куйбышевский Иоанн удостоен ордена преп. Сергия Радонежского I степени. 2. Архиепископ Орловский Варфоломей награжден орденом св. кн. Владимира II степени. 3. Архиепископ Псковский Владимир удостоен ордена преп. Сергия Радонежского I степени. – 1987, 12, 3. 1055. ПАТРИАРШИЕ награды: 1. Архиепископ Берлинский Герман удостоен ордена св. кн. Владимира II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

525 Художникова Н. О судьбах «Зарубежной Церкви»/Вестник РХД.– Париж-Нью-Йорк-Москва.– 1987.– 151.– С. 242. 527 Сокольский В. В. Моя откровенная переписка с блаженнопочившим архиепископом Феодосием Сан-Паульским и всея Бразилии.– Нью-Йорк, 1970.– С. 12; Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья/ Церковь  и время.– М.: ОВЦС МП.– 1991.– 2.– С. 68– 69. 531 Архимандрит Пантелеимон монашество принял на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре. Спустя время он отправился в Соединенные Штаты для организации монастыря. Бостонский Спасо-Преображенский монастырь был им основан в 1961 г. В 1965 г. монах Пантелеимон принял священническое рукоположение от епископа Иерусалимского Патриархата. 533 Более подробная информация о деле архимандрита Антония приводится в разделе «5.2.3.2. Епископ Антоний (Граббе)». 535 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г./Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1987.– 1–2.– С. 3–4. 538 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 12/25 ноября 1986 г./Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1986.– 11–12. – С. 195. 539 Полный текст определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 12/25 ноября 1986 г. по делу архимандрита Пантелеимона приводится в Приложении VIII. 543 Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья … С. 69; Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. … С. 6. 544 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 февраля 1987 г. … С. 6. Более подробная информация о «Французской Миссии» и ее взаимоотношениях как с «Бостонским Синодом», так и с греческим старостильничеством приводится в разделе « IV.10.13. «Православная Церковь Франции»». 546 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 19 августа/1 сентября 1987 г./Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1988.– 5–6.– С. 139–140. Полный текст данного определения приводится в Приложении IX. 547 Определения Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 ноября 1987 г./Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1988.– 5–6.– С. 145–146. 549 Encyclical of the Holy Synod of the Canonical Orthodox Church of Greece (GOC) – about the false churches today/THE HOLY SYNOD OF THE TRADITIONAL CHURCH OF GREECE [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://sers.otenet.gr/ i/970906e4.htm – Дата доступа: 23.04.2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

55.    " Диалектика " Иоанна Дамаскина на Руси//Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. Киев: Наукова думка, 1987, с.74-79. 56.    Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном//Вопросы истории естествознания и техники, 1987, 1, с.137-141. 57.    Источники и списки космологического трактата ХУ в. " О небеси "http://Вопросы истории естествознания и техники, 1988, I, с.132-140. 58.    В скриптории князя Курбского//Природа, 1987, 6, с. 125-128. 59.    Русские первопечатники – читатели " Диалектики " Иоанна Дамаскина//Федоровские Чтения - 1983. М.: Наука, 1987, с.70-72. 60.    К изучению рукописного наследия Т.И.Райнова//Памятники науки и техники. 1986. М.: Наука, 1987, с.170-182. 61.    Публикация: Т.И.Райнов. О методах учета знаний по памятникам материальной культуры Средней Азии//Там же, с. 182-203. 62.    Публикация: Переписка Т.И.Райнова с Дж.Сартоном и Г.Г.Шпетом//Там же, с.203-219. 63.    " Избирая сладость словесную " (круг чтения древнерусского писателя)//Литературная учеба, 1987, 6, с. 140-148 64.    Вопросно-ответная редакция " Диалектики "http://Записки Отдела рукописей ГБЛ, т.46. М.: Книжная палата " , 1987, с.248-253. 65.    Древнерусский трактат о " человеческом естестве "http://Природа, 1988, 1, с.126-128. 66.    Лицевые рукописи " Слова о полку Игореве " И.Г.Блинова//Дмитриев Л.А., Гаврюшин Н.К., Гребенюк В.П., Шкляревский И.С. Слово о полку Игореве. М.: Книга, 1988, с.124-185. 67.    Древнерусский трактат " О человечестем естестве "http://Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988, с.220-228. 68.    Вступительная заметка, публикация и примечания: Т.И.Райнов. У истоков экспе-риментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука ХШ-Х1У вв.//Вопросы истории естествознания и техники, 1988, 4, с.105-116. 69.    Митрополит Даниил – редактор " Диалектики "http://Труды Отдела древнерусской литературы, m.XLI. Л.: Наука, 1988, с.357-363. 70.    " Поновления стихий " в древнерусской книжности//Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. Киев: Наукова думка, 1988, с.206-214.

http://bogoslov.ru/person/55320

Am 30.9.1981 erhielt er vom Patriarchen von Jerusalem das Goldene Kreuz vom Hl. Grab (MP 1982,1,4). 1983 weilte er in Wien und in der Bundesrepublik (MP 1984, 2.4). Furov zählt ihn zur 1. Gruppe, der regierungstreuen Hierarchen. Im Jahre 1984 nahm er an der 5. Sov. Konferenz zur Solidarität mit den Völkern Asiens und Afrikas in Tbilisi teil und an Friedenskonferenzen in Helsinki und Athen (МР1987,2,6; 7,9). Im Mai 1984 leitete er eine Delegation in die USA (StdO 1985,1,4). Im Jahre 1985 war er bei der Allunions-Friedenskonferenz in Moskau, bei der 3. Weltkonferenz für Abrüstung in Wien, beim Internationalen Forum für Frieden und Sicherheit in Europa in Brüssel und beim 6. Allchristlichen Friedenskongreß in Prag (MP 1985,5,6–8; 11,35,36). Am 20.9.1985 wurde ihm zum 50. Geburtstag für seine patriotische Friedenstätigkeit vom Obersten Sowjet der UdSSR der Orden für Völkerfreundschaft verliehen (MP 1985,10,2; StdO 1986,1,7. Ende Oktober 1986 nahm er an der 3. Vorkonziliaren Panorthodoxen Beratung in Chambésy teil, am 3.8.1986 am Begräbnis des Patriarchen Justin in Bukarest (MP 1986,9,6; 12,7), im Oktober 1986 an einem Friedenskongreß in Kopenhagen (MP 1987,3,3). Am 7.8.1986 erhielt er einen Ehrenbrief und eine Medaille vom Sov. Solidaritätskomitee für Asien und Afrika (MP 1986, 10,6; 12,56). Im März/April 1987 war er beim Treffen von Vertretern des Moskauer und des ökumenischen Patriarchats im Fanar (MP 1987, 5,7), vom 17.–27.5. bei den Feiern zum Jubiläum der Taufe der Rus’ in den USA (МР1987,11,21–22; 12,6), im September 1987 führte er eine Delegation bei der 7. Sitzung der «Pax Christi Internationalis» in Antwerpen an (MP 1987,12,10; 1988,4,6; StdO 1988,1,15–17). Vom 18.–31.10.1987 nahm er mit einer sowjetischen Delegation an der Generalversammlung der UNESCO teil (MP 1988,1,45; 4,9). Am 2.6.1987 hatte M Juvenalij eine lange Unterredung mit dem Dissidenten Gleb Jakunin, der ihm eine Kopie eines Offenen Briefes an Gorbafcev, unterzeichnet von neun orthodoxen Christen, vorgelegt hatte. Er mißbilligte heftig sowohl den Inhalt des Briefes, den er «einseitig» fand, als auch die Tatsache, daß seine Autoren ihn nicht im voraus informiert und nicht um seinen Rat und seine Zustimmung gebeten hatten.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Со словом «како» К устойчиво связано во мн. древнейших слав. азбучных акростихах, напр., в молитвах «Аз есмь свет миру»: «Како людие беззаконии не сътвористе воля Моея» ( Кобяк, Поздеева. 1981. С. 143); «Аз есмь всему миру свет»: «Како на Мя свещаша людие» (1-я ред.), «Како свещаша на Мя зол съвет» (2-я ред.) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 57; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Како владыческая любы человеколюбне и присваяет ны» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58), в др. редакции: «Како владычня любовь человеколюбне присвояется» ( Петров. 1894. С. 18), в др. редакции: «Како девическая любы, Человеколюбче, не присвояет ны» ( Кобяк. 1987. С. 148); «Аз есмь Бог первый»: «Како ли кто не сохранит, осужден будет» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Како любовь имяше Бог к вам, вы ж оттоле многобожие возлюбисте» ( Петров. 1894. С. 19; Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Како Аммалика безчисленнаго силу его низложих» ( Петров. 1894. С. 20), в др. редакции: «Како Аммалика безчисленную силу погубих» ( Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Како толика добра Моего не поменете и отдаяния щедрого забысте» ( Петров. 1894. С. 21), в др. редакции: «Како толико, рех, добра Моего не помните, отдаяния щедрого забысте» ( Кобяк. 1987. С. 152); «Аз ти благодарю Бог»: «Како казни забысте Божии, иже избих вас 24 000»; «Аз превечен в троицы»: «Како вси языци любити Ми» (Там же. С. 153, 154). Значительно реже в азбучных акростихах К соотносится со словами: «кое» - «Аз есмь Бог»: «Кое вы зло створих» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59), «каковыя» - «Азбука об Адаме»: «Каковыя славы Адам и смерти предастъся» (Там же. С. 60); «ковник» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Ковник дьявол блазнит мя» ( Соболевский. Церковнослав. стихотворения. 1902. С. 33, 35), в др. редакции: «Ковник дьявол блазнит тя» ( Кобяк. 1987. С. 146); «клятва» - в азбучных стихирах бельческого погребения в составе Требника: «Клетва на земли обретесе» ( Загребин. 1981. С. 75); «кленущу» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Кленущу нечестивому сатану, сам кленет свою душу» ( Кобяк. 1987. С. 145); «колено» - в стихирах 6-го гласа на предпразднство Богоявления: «Коленома трепещу, рече, руце утрьпаета ми» ( 1981. С. 108). В азбучной молитве свт. Константина , еп. Преславского, К соотносится со словами «к крещению»: «К крьщению обратиша ся вси» ( Степанов. 1997. С. 421).

http://pravenc.ru/text/1319724.html

2712. СМИРНОВ В., прот Служение Святейшего Патриарха Пимена в Московском Даниловом монастыре. – 1985, 12, 11. 2713. БОРИС, иерод. Иностранные гости в Даниловом монастыре. – 1986, 1, 16. 2714. ПОЛИКАРП, игум. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом. – 1986, 3, 9. 2715. В.С. Престольный праздник в Даниловом монастыре. – 1986, 6, 24. 2716. МЕДОДИЙ, иерод. Пасха Христова в Московском Даниловом монастыре. – 1986.7, 17. 2717. ПОЛИКАРП, игум, ЕВСТАФИЙ, игум. Освящение Троицкого собора. – 1986, 8, 24. 2718. ВИКТОР, архим. Закладка гостиничного комплекса. – 1986, 8, 25. 2719. СЕРАФИМ, иерод. Посещение Митрополитом Феодосием Московского Данилова монастыря. – 1986, 10, 10. 2720. APXIMAHДPUT Пантелеимон – наместник Данилова монастыря в Москве. – 1986, 12, 19. 2721. МЕФОДИЙ, иерод. Праздник в Московском Даниловом монастыре. – 1987, 1, 8. 2722. СОКОЛОВ Ф., диак. Посещение Данилова монастыря Святейшим Патриархом Пименом. – 1987, 3, 12. 2723. ПЕТКЕВИЧ В., свящ. Иконография и храмы, посвященные святому благоверному князю Даниилу Московскому. – 1987, 3, 19. 2724. АНТОНИЙ, игум. Торжество в Даниловом монастыре. – 1987, 7, 22. 2725. МЕФОДИЙ, иером. Посещение Московского Данилового монастыря г-жой Сони Ганди. – 1987, 10, 5. 2726. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена наместником Свято-Данилова монастыря в г. Москве назначен архимандрит Тихон (Емельянов). – 1987, 11, 4. 2727. МЕФОДИЙ, иером. Освящение трапезной Данилова монастыря. – 1987, 11, 30. 2728. ЕГО ЖЕ. Торжество в древней обители. – 1988, 1, 6. 2729. БИБЛИОТЕКА создана – работа начинается. – 1988, 4, 30. 2730. МАРК, иером. Из жизни Московского Данилова монастыря. –1988, 9, 53. 2731. ЕГО ЖЕ. Посещение президентом Рональдом Рейганом Данилова монастыря. – 1988, 10, 8. 2732. ЕГО ЖЕ. В Даниловом монастыре. – 1988, 12, 20. 2733. АНТОНИЙ, архим. Посещение Свято-Данилова монастыря канцлером ФРГ. – 1989, 2, 7. 2734. ВИЗИТ г-на Переса дэ Куэльяра в Данилов монастырь и Издательский отдел Московского Патриархата. – 1990, 4, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1508. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 июля 1986 года: О ходе подготовки РПЦ к празднованию 1000– летия Крещения Руси и об изменении состава комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования. – 1986, 9, 6–7. 1509. МЕЖДУНАРОДНАЯ церковно–историческая конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 года: 1. Приветственное послание Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 10, 11. 2. Коммюнике. – 1986, 10, 11. 3. Макаров А. Международная церковно – историческая конференция, посвященная 1000– летию Крещения Руси. – 1986, 11, 11. 1510. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 6 октября 1986 года: Поручить возглавление Рабочей группы по хозяйствееным вопросам Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси архиеп. Воронежскому Мефодию, освободив от этой должности протопресвитера М. Стаднюка с оставлением его членом Рабочей группы. – 1986, 12, 6. 1511. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 октября 1986 года: 1. Утвердить митр. Киевского Филарета и митр. Одесского Сергия первыми заместителями Председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси. 2. Внести архиеп. Волоколамского Питирима, архиеп. Воронежского Мефодия и еп. Солнечногорского Сергия в состав постоянного рабочего президиума Комиссии. – 1986, 12, 8–9. 1512. ЗАСЕДАНИЕ Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по подготовке и проведению празднования 1000– летия Крещения Руси. Троице-Сергиевая Лавра, 23 декабря 1986 года: 1. Постановление Комиссии Священного Синода. – 1987, 3, 6. 2. Вступительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 3, 7. 3. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1987, 3, 8. 1513. А.М. Заседание Юбилейной комиссии. – 1987, 3, 12. 1514. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 23 марта 1987 года: О богослужебных текстах, предназначенных для богослужений в юбилейные дни празднования 1000-летия Крещения Руси. – 1987, 8, 2. 1515. ФИЛАРЕТ, митр. Проблемы становления русского национального самосознания в связи с Крещением Руси. (Речь при вручении диплома доктора богословия “гонорис кауза” на Богословском факультете им. Яна Амоса Коменского в Праге 25 ноября 1986 года). – 1987, 7, 72;8, 70;9, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

114 A view regularly ascribed to Aristotle in late antiquity and the Byzantine period. Nemesius (on whom Maximus is drawing) discusses Aristotle’s views on providence in On human nature 43 (Morani 1987 , 127ff.) 115 As Nemesius says: On human nature 43 (Morani 1987 , 130, ll. 7–10). Maximus has modified Nemesius’ first reason. 116 A Stoic idea, that became a commonplace in much late ancient philosophy. 117 This sentence is very close to Nemesius, On human nature 43 (Morani 118 Another sentence drawn directly from Nemesius, On human nature 43 (Morani 1987 , 133, ll. 2–5). 119 Maximus now returns to the text from Gregory Nazianzen’s sermon to discuss the final phrase about passing beyond the material dyad. Gregory uses this imagery in other sermons, notably Sermon 23.4, which is the subject of other Ambigua: Arab. 23, from the early set, and from the later set, Amb. 1, translated below. 120 This notion of a Trinitarian image of God in man–which is reminiscent of Augustine (see On the Trinity 9–10)–is derived from Gregory Nazianzen (Sermon 23.11; PG 35:1161C) and found elsewhere in Maximus (e.g. Quaestiones et dubia 105: Declerck 1982 , 80), who bequeathed it to John Damascene (Exposition of the Faith 26: Kotter 1973 , 76. In Byzantine theology it never attained the influence that Augustine’s conception exercised in Western medieval theology. 121 Most of this chapter is a precis of Nemesius, On human nature 15–22 (Morani 1987 , 72–82): Maximus begins with chapter 22. The material appears again, in a form that is indebted to Nemesius, independently of whatever debt it owes to Maximus, in John Damascene, Exposition of the Faith, 26–30 (Kotter 1987 , 75–83). 122 Literally: is not ‘within us’ (en himin), an important category in Maximus’ ethics. It occurs, too, in Nemesius, On human nature 26 (Morani 1987 , 87, l. 22], whose normal expression is, however, eph’ himin (see On human nature 39 [Morani, 112–14]), which is found in Aristotle (Nichomachean Ethics., III.3.6; 1112a31).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ma...

По мнению большинства исследователей (см, напр.: Gordon. 2009. P. 33-34; однако Паркер это оспаривал: Parker. 2006. P. 199), К. описывал опыт обращения в своем ответе на письмо кард. Якопо Садолето (1477-1547), выступая от лица каждого протестанта и одновременно опираясь на собственные воспоминания. В письме К. создает образ искренне верующего католика, постепенно приходящего к осознанию того, что в католич. Церкви вместо Евангелия Христова проповедуются многочисленные человеческие суеверия, к-рые заслоняют истинные догматы христианства и не дают человеку достичь спасения (см: Calvinus. Responsio ad Sadoleti epistolam//CO. Vol. 5. Col. 511-512). Вскоре пребывающий в сомнениях человек находит учителей, раскрывающих ему смысл Евангелия, однако от безоговорочного следования им его удерживает «почтение к Церкви» (ecclesiae reverentia - Ibid. Col. 512). К. описывает мучения и ужас, сопровождающие выбор между Свящ. Писанием и католич. Церковью, усиливающиеся от сознания того, что результатом ошибочного выбора может быть вечная гибель. Наконец, человек решает всецело подчиниться Богу, Который «по Своей неизреченной благости» избавляет его от сопротивления истине и помогает ему стать всецело покорным Свящ. Писанию (Ibid. Col. 513). Очевидно, что по содержанию этот отрывок согласуется со свидетельством «Комментария на Псалтирь»: в обоих случаях слабое стремление человека к истине в некоторый переломный момент его жизни получает силу от Бога, подающего человеку способность научаться истине и готовность отстаивать ее ( Spijker. 2009. P. 19-20; подробнее об обращении К. см.: M ü ller. 1905. S. 206-214; Sprenger. 1960; Ganoczy. 1987. P. 239-306). Относительно времени обращения К. исследователями выдвигались различные гипотезы (обзор см.: Nijenhuis. 1994. P. 5-6). Наиболее ранняя из предлагавшихся датировок - 1528 г. ( Parker. 2006. P. 203), однако более вероятна поздняя датировка - ок. 1533 г. ( Greef. 2008. P. 7; Gordon. 2009. P. 33-36). Хотя К. несомненно был знаком со сторонниками протестантизма и последователями Мартина Лютера (1483-1546) в Париже и Орлеане, нет никаких свидетельств того, что он проявлял специальный интерес к протестант.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010