Bunge, 1. III. 20. 306 Id circo vola ut dicti mercatores hujus modi passagium sive transitum in Nogardiam pro libito suae voluntatis exercentes veniendo, morando et redeundo, tamin aquis, quam in terris, tam in rebus, quam personis prae me et omnibus meis sub castrum viborgensi constitutis et astrictis meis obedire mandatis et aliis omnibus, causa mei facere vel dimittere volentibus, liberi semper permaneant et secure (Bung. III. 2. 121). 307 Weret sake dat de Novgardere ein orloge cregen mit dem koninge van Sweden oder mit des koninges mannen van Danemarke, ofte mit deme stichte van Darbete, ofte mit deme biscope van der Rige, ofte mit dem biscope van Osele, dar ne scal de Dudesche kopman nicht me to donde hebben, he scal einen reinen wech hebben beide to lande und to watere sunder hindernisse (Bunge, II. 4. 312). 320 Посадниками Василием и Федоровичем, Богданом Абакумовичем, Федором Тимофеевичем, тысячскими Есипом Фалелеевичем, Василием Борисовичем и купцами. 322 Из Любека Иоганн Нибур, из Готланда Гейнрих фон-Фландерн и Годеке Кур, из Риги Тидеманн фон-дер-Нимбругген, из Ревеля Герд Витте, из Дерпта Витольд Книпроде. 348 В XIV веке как видно из актов, покупали в Новгороде какие-то товары, называемые «трогницами» и «поппелями» (Bunge, III, 4. 305). Сарторий признает их мехами низкого достоинства (II, 280. Anm. I, S. 287. Anm. 3 und S. 759). Другого рода меха назывались hardnck (Bunge, III, 4. 311). 352 Сдесе нам наша братья много жаловалеся Игнатове дети и Лентееве дети и Фомине дети и Родивонове на Кондрата на Колываньского посадника и на Иеремеиевых детей... чтобы иеси повелел Кондратовым внучатам Колыванского Посадника Корту (Cord) и Инце (Hinze) и склаником их дати нашей братьи четыреста рублев чисто. (Bunge, IV.3, 343.) 359 Bunge III, 5. 406 propter sustentare naves defensorias, quas in mari sub magnis expensis et sumtibus hoc anno tenumus et adhuc tenemus. Sopplicamus itaque, quod dignemini, cum ceteris civitatensibus, quos concernit, sic disponere quod tallia Novgardiae concepta nobis istac per ros destinetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

83 Предположение Бунге основывается на следующих словах Сократа: «Ежели кто желает знать о тех, так кто ( ак) делал и кто говорил на пользу слушающих его, и как им повиновались дикие звери, да потрудится (прочесть) особую книгу (διο μονβιβλον) монаха Палладия, ученика Евагрия, где тот все точно о них написал» (Sokratus. Hist. Eeel. IV, 23. 78–79) – текст: Hansen, 1995. P. 256–257. 84 Первая волна оригенистких споров (399–403), имевшая место в Нижнем Египте и известная еще как аптропоморфитская, мало затронула творения Евагрия и «Лавсаик», зато вторая, случившаяся в VI в. в Палестине, оказалась трагичной для Евагрия и его единомышленников. С точки зрения Бунге, редакторская цензура «Лавсаика» преследовала следующие цели: 1 ) устранить связь между Палладием и монахами-оригенистами: Евагрием, Аммонием и его братьями, 2) устранить связь между аввой Памво и «Длинными братьями», учителем которых он являлся, 3) устранить связь между Евагием, Аммонием, с одной стороны, и преп. Иоанном Ликопольским – с другой, 4) минимизировать или даже устранить связь между Евагрием и двумя его учителями – препп. Макариями, Египетским и Александрийским – Bunge, de Vogüé, 1994. P. 20–21,24–25. 85 Впрочем, Буше полагает, что версии G в чистом виде не существовало, как и не су­ществовало чистой «аптиоригеновой» редакции – Bunge, de Vogüé, 1994. P. 25. 86 Так, будучи в 2002 г. в Мюнхене, мы присутствовали на докладе Г. Вюрста (Мюнстер) «Новые подходы к изучению «Лавсаика " », навеянного, помимо прочего, публика­цией Бунге. Взгляды Бунге и Вогюз в целом разделяет и Т. Вивиан, посвятивший этим двум ученым комментированный сборник переводов коптских фрагментов «Лавсаика» – Vivian, 2004. 87 При этом Бунге высказывает свои догадки поначалу осторожно, но в заключении к своему предисловию он уже говорит о них, как о несомненном факте. 89 Так, он считает «евагрианским» выражение «не вкушал ни хлеба, ни воды до пресы­щения» или представление о том, что одни демоны нападают на тело, а другие – на душу и проч. Bunge, de Vogüé, 1994. P. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

1331 Евагрий подчеркивает, что числовые различия относятся только к творению, отпавшему от единства с Творцом, и неприменимы по отношению к Богу, в Котором «Единство» и «Троичность» служат не числовыми характеристиками, а сущностными отражениями Его природы. См.: Послание о вере 7: PG 32, 249: «Ибо число принадлежит количеству, а количество сопряжено с телесной природой» (ср.: Сидоров А. И. Творения аввы Евагрия… С. 144); Гностические главы 4.51: 159 (Guillaumont, S2): «При втором природном созерцании говорят, что по необходимости есть высшие и низшие. В Едином же нет высших и низших, но все будут боги»; Гностические главы 6.10: 221 (Guillaumont, S2): «Святая Троица не то же, что «четверица», или «пятирица», или «шестирица», ибо это числа, формы без природы. А Святая Троица есть сущностное знание». 1333 Евагрий здесь очевидным образом выражает идею о «двойном творении», которая стала причиной осуждения Оригена . Согласно ей, Бог вначале сотворил разумные существа («умы», или «логосы»), пребывавшие в единстве с Ним, а затем, после того как произошло их отпадение («первое движение»), создал материальный мир (см.: Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnostica’ Pp. 103–104). Г. Бунге полагает, что Евагрий, пользуясь временными категориями, имеет в виду при этом только «идеальное» состояние «умов», которое не связано с каким-то временным периодом (Bunge G. Evagrios Pontikos… S. 156, Anm. 19). Ср. в связи с этим: Макарий Египетский . Слово 46.1 (Дунаев А. Г. Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. М., 2002. С. 717). 1338 Впервые об этом пишет Аристотель: «…привычное уже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобна природе» (Риторика 1.11,1370а). Цицерон использует в сочинении «О высшем благе и высшем зле» (5.25.74) выражение, похожее на фразу у Евагрия: Consuetudine quasi altera quaedam natura efficitur (Привычкой создается как бы некая вторая природа). Бунге полагает, что Евагрий полемизирует с Оригеном , который а трактате «О началах» (1.6.3) пишет о том, что у некоторых созданий злоба может «вследствие привычки» превратиться в своего рода «природу» (см.: Bunge G. Evagrios Pontikos… S. 397, Anm. 58). М. О’Лафлин выдвигает предположение, что Евагрий критикует взгляды Пелагия (ÓLaughlin М. W. Origenism in the desert… P. 76ff.). Так или иначе, сам Евагрий предпочитает не называть своего оппонента по имени.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января 18 сентября 2019 18 сентября 2019 Персоналии 18 сентября 2019 18 сентября 2019 18 сентября 2019 In Church, World and Kingdom: The Eucharistic Foundation of Alexander Schmemann " s Pastoral Theology, author William C. Mills analyzes the pastoral and Eucharistic theology of the world-renowned Eastern Orthodox priest, pastor, professor, seminary dean, theologian, and author, Alexander Schmemann. Schmemann " s theological legacy has influenced all levels of Church life. His books, articles, essays, and sermons are known world-wide and translated into numerous languages and have been referenced by theologians in the East and the West. William C. Mills expertly reminds us that for Alexander Schmemann, the scriptures, doctrine, faith, teachings, practices, and prayers of the Church are expressed and fully realized in the Eucharistic gathering. 23 августа 2012 How often should an infant be admitted to Holy Communion? Can one force children to take Holy Communion? Why does a child refuse to receive Holy Communion? How should a child fast, if at all? In the present article, Archpriest Georgy Krylov, rector of the Church of New Martyrs and Confessors of Russia in Storgino (Moscow), offers some answers to these questions and tries to find solutions for difficult situations we often find ourselves in when dealing with children. This ultimately joyful work is one of the few books available in English to deal exclusively with the problem of despondency — acedia — and how it can be overcome. Bunge analyzes the views of Evagrius Ponticus, the famous " philosopher of the desert, " on the dangers of acedia. Evagrius develops a sophisticated psychology which remains beneficial to us today. Feminism and Tradition deals head-on with the questions and challenges which feminism presents to the traditional Orthodox Faith, in a way which is irenic, straightforward, and comprehensive.

http://bogoslov.ru/tag/Pastoral theology

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Дисциплинарную комиссию Римской курии впервые возглавил мирянин Главой комиссии назначен ректор Папского Латеранского университета 15.01.2021 12:02 Версия для печати Винченцо Буономо.  Фото: Pontifical Lateran University Ватикан, 15 декабря. Папа Франциск впервые в истории назначил главой Дисциплинарной комиссии Римской курии мирянина – профессора Винченцо Буономо (Vincenzo Buonomo), ректора Папского Латеранского университета. Ожидаются новые подобные назначения, пишет « Седмица » со ссылкой на Catholic News Agency. Комиссия, состоящая из президента и шести членов, учреждена Папой Иоанном Павлом II в 1981 году. Ее главная задача состоит в обосновании и наложении наказаний на духовенство, в том числе лишений сана, отстранений и увольнений. Папа Франциск ранее назначил двух новых членов комиссии: священника Алехандро Бунге (Alejandro Bunge), президента Бюро труда Апостольского Престола (ULSA), и мирянина Максимино Кабальеро Ледо (Maximino Caballero Ledo), генерального секретаря Секретариата экономики. Назначение мирянина профессора Буономо на должность президента – случай беспрецедентный. Согласно Уставу комиссии от 2016 года, президентом Комиссии назначается кардинал или епископ, причем устав имеет пятилетний срок действия. До сих пор в комиссии было пять президентов: три кардинала, архиепископ и епископ. Последним президентом Дисциплинарной комиссии был епископ Джорджио Корбеллини (Giorgio Corbellini), одновременно возглавлявший ULSA. Епископ Корбеллини умер в ноябре 2019 года.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Макария к ученикам египетского аввы (давно к тому времени почившего). Во всяком случае, эта повесть дает нам terminus ante quem non если не для греческого, то, по крайней мере, для коптского текста (самой поздней границей будет датировка самой рукописи, к сожалению, не указанная Амелино). Некоторое представление о возможном характере коптских «вставок» можно составить путем сравнения греческого подлинника Лавсаика Палладия с коптским переводом, уже проделанного А. дё Вогюэ (Vogüe 1992). 241 Помимо коптской версии Жития (около VIII в.), есть сирийская (издана Беджаном в 1895 г.) и арабская (не издана) (Guillaumont 1980a). Отрывки из французского перевода Амелино переизданы в: Serapion de Thmuis 1969. 249 О значении атрибуции гомилий в апофтегмах Макария (прежде всего в Добродетелях) писал уже Г. Бунге: «Il serait intéressant d’étudier les nombreux chapitres souvent assez longs, parfois de véritables homélies, que les differentes collections des Apophtegmes lui attribuent et qui sont dans la ligne de l’Epistola ad filios Dei. Une telle étude permettrait peut-être de mieux saisir l’image que la tradition s’est faite de lui au cours des siècles» (Bunge 1983, 333). На с. 347 (примеч. 165) Бунге замечает, что часть заимствований из разных источников в коптских Добродетелях определена в переводе Regnault 1966–1981. В самом деле, в томе 3 (Regnault 1976), который стал доступным нам – благодаря любезности В. М. Лурье – уже после первого издания настоящего исследования, отсутствуют апофтегмы, греческий первоисточник которых определен Л. Реньо (с соответствующей отсылкой к первым томам французского перевода); для тех же апофтегм, которые сохранились только на коптском, издатель приводит перевод Е. Амелино, сверенный и исправленный А. Гийомоном. Хотя в интересующих нас местах мы не заметили каких-то принципиальных поправок А. Гийомона, которые повлияли бы на наши выводы, в настоящем переиздании мы приводим далее, где это возможно, французский перевод Е. Амелино в редакции А. Гийомона по изданию Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

847 Согласно Евагрию, грех уныния ( κηδα) проявляется во множестве форм (лень заниматься рукоделием, нерадение в исполнении своего правила, незнание Священного Писания и т. д.). Одной из разновидностей такого внешнего проявления этого греха является ненависть к избранному месту подвижничества – к своей келлии, к своему монастырю и т. д. См.: Bunge G h ΑΚΕΔΙΑ· Die gestliche Lehre des Evagrios Pontikos vom Überdruss. Köln, 1989, S. 54–55. 848 По аскетическому учению Евагрия, лукавые помыслы (а также их вдохновители – бесы) не только «сотрудничают» друг с другом и вступают в «военные союзы», но и часто соперничают друг с другом, ссорятся, и даже ведут «междоусобные брани». Победителям в этих «бранях» нередко оказывается бес печали, ибо, как говорит Евагрий, «из помыслов одни только помыслы печали являются гибельными для всех [остальных] помыслов». Кроме того, он замечает: «За всяким помыслом, исключая помысла печали, следует наслаждение». См.: Творения аввы Евагрия, с. 126–127. Опасность этого беса (и соответственно – его помыслов) состоит в том, что он сражается, по словам Евагрия, с христианами «умеренно» («с тактом, выдержкой, терпением» – μετρως πολμων), т. е. отличается особо тонким коварством, позволяя иногда подвижнику даже быть «искусным» ( δκιμον), чтобы затем еще сильнее уязвить его. 849 Так, думается, лучше переводить выражение: πεξγειν αυτην. Ср.: «Немилосердных после смерти примут немилосердные бесы, а наиболее немилосердных – бесы еще более бесчеловечные. А если дело обстоит так, то от [насильственно] прекращающих свою жизнь скрыто, какие бесы встретят их после кончины? Ибо говорят, что никто из тех, чья смерть произошла по воле Божией, не предается таковым бесам». Творения аввы Евагрия, с. 121. Естественно, что к самоубийству Евагрий, как и всякий церковный писатель, относился отрицательно. См.: Guillaumont А. Les «Kepha-laia gnostica» d " Evagre le Pontique et l " histoire de l " origenisme chez les grecs et chez les syriens. Paris, 1962,p. 112. Такое категоричное отрицание самоубийства у Евагрия связано не только с его позитивной оценкой тела (как это подчеркивает А.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Любопытно, что и псковской летописец, рассказывая о захвате в. кн. Василием «всех лучших людей» Пскова в 1510 г., приводит ту же круглую цифру 300 чел. с их семьями (П. С. Лет. IV, 287). (Из Приложения) 126 Полн. Собр. Р. Летоп. IV, 91, 284 и 225. Никитского, Очерк внутр. ист. Пскова, 146 и сл. Bunge, Urkundenbunch, I, 682. Русско-Лив. Акты, 167 и 175; ср. П. С. Лет. IV, 119. 127 О численном составе совета см. еще разбор немецкого донесения 1331 г. в сноске 123 (Из Приложения). 128 Назывался ли совет бояр малым вечем, на это нет прямых указаний. Новгородцы, грубя Ивану III перед разрывом с ним в 1471 г., «на двор великого князя на Городище с большого веча присылали многих людей, а наместником его да и послу в. князя лаяли и безчествовали» (Полн. Собр. Р. Лет. VI, 3). Но это пишет не новгородец, а москвич который мог по-своему называть Новгородския учреждения. Притом он мог считать малым вечем не боярский совет, а эти шумные переговоры вечевых уполномоченных, «многих людей», с наместниками и послом великого князя. Когда пал Псков в 1510 г., оттуда увезены были в Москву оба политические колокола, «вечевой», которым созывали вече, и «Корсунский вечник, что на сени в него звонили, как вечье было», замечает местная летопись 8 лет спустя после падения Пскова. Это значит по нашему мнению, что во время вечевой вольности в Корсунский колокол звонили, чтобы созвать бояр на сени, т. е. на княжий двор, где обыкновенно заседал правительственный совет Пскова. Вел. князь Василий потом прислал два других колокола вместо увезенных, «болшой и меншой». Но из того, что совет «на сенях» собирался по звону Корсунского вечника, нельзя заключать, что и этот совет назывался вечем, и еще менее можно заключать, что он назывался малым вечем; великий князь прислал «меншой» колокол вместо Корсунского; но псковская летопись не называет Корсунского меньшим вечником, а только говорит о нем, как о «другом» колоколе, увезенном в Москву. Полн. Собр. Р. Лет. IV, 286, 288, 291 и 292 130 G. de Lannoy (Voyages et ambassades, p. 19) говорит о новгородском владыке в 1412 году: s " y ont ung evesque, qui est comme leur souverain. 131 Говорим это в том предположении, что местная летопись разумеет здесь сени на дворе князя, а не при Троицком соборе, где в ларе вместе с государственными актами мог храниться и список Номоканона, понадобившийся теперь властям для справок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1277 Lanne 1977. Все эти свидетельства, как замечает Бунге (Bunge 1983, 357), говорят о том, что знаменитая мусульманская практика «зикр» (с которой часто сравнивают исихастские способы молитвы) могла быть заимствованной от православных коптских монахов после завоевания Египта арабами. 1278 Samir 1993, 35–36. Как показано в статье Vogt 1997, с первого взгляда трудно сказать, вызван ли оживленный интерес к Иисусовой молитве, проявившийся с середины 1950-х гг., «реликтами» коптской молитвенной практики или текстами, переведенными с русского языка, в первую очередь «Откровенными рассказами странника». По мнению Swanson 2000, об «инородном влиянии» можно говорить только относительно традиционно-русской формы Иисусовой молитвы; что же касается прочих формул, то их разнообразие вполне естественно для коптской Церкви. К этому выводу Свансон приходит на основании частично изданного им средневекового (три древнейших рукописи XIII в.; текст составлен, возможно, в XI в.) арабского катехизиса, где Иисусова молитва приведена в виде трехчленной формулы, а первые два призывания звучат так: «Господи мой Иисусе, помилуй мя» и «Господи мой Иисусе, помоги мне». В статье предложен также сжатый и информативный обзор всего материала по Иисусовой молитве, связанного с коптской традицией, включая перечисление всех засвидетельствованных в памятниках вариантов молитвенных формул. 1285 Amélineau 1894, 161; цит. Regnault 1976, 170–171. Regnault 1974, 475–476 заметил полное совпадение этой трехчленной формулы с апофтегмой аввы Иакова (из эфиопского собрания изречений). 1286 Тем не менее следует заметить, что уже Шенуте из Атрипы в катехизисе против апокрифических текстов (V в.) защищал возможность молиться Иисусу, возражая порицавшим эту практику из-за того, что Сам Христос молился. В VII-VIII вв. практика Иисусовой молитвы встретила иного рода возражения, что молящийся Иисусу не молится-де Отцу и Святому Духу (эпиграфическая апофтегма из Келлий). Если учесть еще византийские антиеретические толкования на основе Иисусовой молитвы, изданные Р. Синкевичем, и дискуссии из-за выражений «Боже наш» или «Сыне Божий», то богословские искажения древнерусского толкования, каково бы ни было их происхождение, не окажутся чем-то изолированным в многовековой истории Иисусовой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

796 Здесь речь идет об «укоризненной» печали или скорби ( λυπ). Ср.: «Избегающий мирских наслаждений есть неприступная твердыня для беса печали. Ибо печаль есть лишение наслаждения, настоящего или ожидаемого. Поэтому мы не сможем отразить этого врага, если имеем пристрастие к чему-либо земному. Ведь он ставит [свои] западни и вызывает [в нас] печаль там, где видит нас наиболее склонными [к чему-либо]». Творения аввы Евагрия , с. 99. Тот же Евагрий говорит: «Зазорная ( ψεκτ) печаль есть печаль, возникающая из лишенности тленного наслаждения; печаль же похвальная ( επαινετ) есть печаль, возникающая от лишенности добродетелей и ведения Божиего». Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes. Ed. par P. Gehin//Sources chretiennes, Ν 340. Paris, 1987, p. 404. 797 Термин πρωτοσττης обозначал офицера, стоящего впереди своего подразделения; здесь же, скорее всего, Евагрий подразумевает бесов – «застрельщиков», начинающих духовную брань и идущих как бы «в первых рядах» демонской рати. Интересно, что св. Исидор Пелусиот обозначает им диавола, как бывшего «предстоятеля» («главу, руководителя») Ангелов: «Чинами ангельскими и ликом Апостолов судятся человеческие преднамерения, потому что от первых отлучен их предстоятель, а от последних – предатель». Творения святаго Исидора Пелусиота , ч. L М., 1859, с. 166–167. 798 См.: Мф. 4, 1–10 . В двух посланиях Евагрия также говорится о том, что искушения Господа связаны с попыткой лукавого внушить ему страсти чревоугодия, сребролюбия и славолюбия. См.: Evagrios Pontikos . Briefe aus der Wüste. Eingeleitet, übersetzt und kommentiert von G.Bunge. Trier, 1986, S. 218, 253. Ср. у св. Иринея: Господь «научил нас, освобожденных, принимать, когда чувствуем голод, даваемую Богом пищу, когда же мы поставлены на высоте всякого дарования, мы отнюдь не должны – полагаясь на дела правды, или украшенные высшею степенью служения – превозноситься и искушать Бога, но во всем смиренномудрство-вать и всегда иметь в виду (слова): «не искушай Господа Бога твоего», как и Апостол учит, говоря: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным»; (мы не должны) увлекаться ни богатством, ни славою мирскою, ни настоящим призраком, но знать, что должно «поклоняться Господу Богу твоему и Ему одному служить» и не доверяться тому, кто лживо обещал не свое, говоря: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». Сам он признается, что поклоняться ему и исполнять волю его значит отпасть от славы Божией». Св. Ириней Лионский . Творения. М., 1996, с. 493.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010