339 . Обмен идиомами, поскольку [имеет место] переход друг в друга (греч.). 340 В. Augustini Conf. XI, 4//PL. XXXI. С. 811: ессе sunt caelum et terra, clamant quod facta sint… Clamant etiam quod se ipsa non fecerint: Ideo sumus quia facta sumus; non ergo eramus, antequam essemus, ut fieri possemus a nobis. Et vox dicentium est ipsa evidentia. 341 В. Augustini De Gen. ad. lit. 1.5//PL. XXXIV. C. 250: non hoc ei esse quod vivere. 342 «да будет» (лат.). 343 S. Ιο. Damas. Contra Mamch. 14//PG. XCIV. C. 1597. 344 Бог не сотворил смерть и не радуется погибели живых существ; ибо он создал все для бытия (греч.). 345 S. Cyrylh Alex. In Ιο. Ι, 9//PG. LXXIII. С. 145: «Бог создал все в нетленности». Преп. Кирилл приводит здесь слова из книги Премудростей Соломона 1:13 и 2:24. 346 рабство у тлена (греч.). 347 И грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков (греч.). 348 В. Augustini De Civ. Dei, XI, 6//PL. XLI. C. 322; ibid. C. 321: «Кто не поймет, что времен не было бы, если бы не было творения» . De Gen. ad lit.; cnfr.: V, 5//PL. XXXIV. C. 325 squ.: «Итак, сотворенные вещи начали проходить время своими движениями; отсюда напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени!.. Отсюда, скорее время началось от твари, чем тварь от времени, и то и другое — от Бога» ; De Gen. с. manich. Ι, 2//PL. XXXIV. С: 174, 175: «Бог творит и время, Он — творец и времени»; De Gen. ad. lit. imp. 3//PL. XXXIV. C. 222: «Время само по себе есть творение»; С. 223: «…Мы должны верою принимать, хотя это превышает меру нашего мышления… [что] само время есть творение» ; Conf. XI, 30//PL. XXXII. С. 826: «время невозможно без творения»; cnfr.: XI. 12–13; ср.: S. Maximi Cof. Schol. in lib. de div. nom. in I, 8//PG. IV. C. 326 А: «Ибо время исчисляется с сотворения неба и земли». 349 Conf. Orth. Р. 1, qu. 33 (Kimmel. Libri symbolici ecclesiae orientalis). Jesae, 1843. P. 98: «Иисус Христос есть творец не только предметов, но и самого времени и вечности — где бы сущие ни были рождены». 350

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

напротив, превышая рожденное неизреченными преимуществами природы». 470 В. Augustini Conf. XI, 4//PL. XXXI. С. 811: ессе sunt caelum et terra, clamant quod facta sint... Clamanm etiam quod se ipsa non fecerint: Ideo sumus quia facta sumus; non ergo eramus, antequam essemus, ut fieri possemus a nobis. Et vox dicentium est ipsa evidentia. 474 Бог не сотворил смерть и не радуется погибели живых существ; ибо он создал все для бытия (греч.). 475 S. Cyrylli Alex. In Io. 1,9//PG. LXXIII. C. 145: «Бог создал все в нетленности». Преп. Кирилл приводит здесь слова из книги Премудростей Соломона 1. 13 и 2. 24. 478 В. Augustini De Civ. Dei, XI, 6//PL. XLI. C. 322; ibid. C. 321: «Кто не поймет, что времен не было бы, если бы не было творения» . De Gen. ad lit.; cnfr.: V, 5//PL. XXXIV. C. 325 squ.: «Итак, сотворенные вещи начали проходить время своими движениями; отсюда напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени!.. Отсюда, скорее, время началось от твари, чем тварь от времени, и то, и другое – от Бога» ; De Gen. с. manich. I, 2//PL. XXXIV. С. 174,175: «Бог творит и время, Он – творец и времени»; De Gen. ad. lit. imp. 3//PL. XXXIV. C. 222: «Время само по себе есть творение»; С. 223: «...Мы должны верою принимать, хотя это превышает меру нашего мышления... [что] само время есть творение» ; Conf. XI, 30//PL. XXXII. С. 826: «время невозможно без творения»; cnfr.: XI. 12–13; ср.: S. Maximi Conf. Schol. in lib. de div. nom. in I, 8//PG. IV. C. 326 A: «Ибо время исчисляется c сотворения неба и земли». Во всем не подобное (греч.). S. Io. Damasc. De fide orth. 1,8//PG. XCIV. C. 808: «Ибо творение, даже, если оно имело место после этого, все равно не из сущности Бога; своими волей и силой Он перевел из не сущего к бытию, и изменение не касается природы Бога. В самом деле, рождение означает возникновение из сущности рождающего рожденного, подобного по сущности. Создание же и сотворение – вовне и не из сущности; создаваемое и сотворяемое оказываются во всем не подобными создающему и сотворяющему»; cnfr.: С.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

341 Confess. XI, XXVIII, 37. Migne, t. 32, col. 824; p. п. I, 363 ср. ibid. XI, XX, 26; col. 319; p. п. I, 349. 342 См. выше, примеч. 336, ср. еще Confess. XI, XXIII, 29. Migne, t. 32, col. 821; p. п. I, 355–356: video igitur tempus quamdam esse distentionem. Sed video, an videre mini videor? Tu demonstrabis, Lux, Veritas. Confess. XI, XXIII, 29. Migne, t. 32, col. 821; p. п. I, 355–356. Inde mihi visum est, nihil esse aliud tempus quam distentionem: sed cujus rei, nescio; et mirum si non ipsius animi. Confess. XI, XXVI, 33. M. t. 32, col. 822; p. п. I, 358. 343 Utrumque (sc. et creatura et tempus) – ex Deo. De Genes. ad litt. V, V, 12. Migne, t. 34, col. 355; p. п. VIII, 10. Deus-aeternus creator omnium temporum. Confess. XI, XXX, 40. M. t. 32, col. 826; p. п. I, 366. Deus.... creator sit temporum et ordinator. De Civit. Dei XI, VI. M. t. 41, col. 321; p. п. IV, 183. Tu (Deus) sis operator omnium temporum. Confess. XI, XIII, 15. M. t. 32, col. 815; p. п. I, 338. Ipsum tempus Tu (Deus) feceras Conf. XI, XIV, 17. M. t 32, col. 815; p. п. I, 339 (ср. выше 338 стр.). 344 «Высочайшая и неизменная субстанция сама не движется ни во времени, ни в пространстве. Как телом во времени и пространстве движет сотворенный дух, сам движущийся только во времени, так созданным духом движет во времени Дух Создатель, Сам не движущийся ни во времени, ни в пространстве. Дух сотворенный движет самого себя во времени, телом – во времени и пространстве; Дух же Создатель Себя Самого движет помимо времени и пространства, сотворенным духом – во времени помимо пространства, а телом – во времени и пространстве». De Genes. ad litt. VIII, XX, 39. Migne, t. 34, col. 388; p. п. VIII, 132; cnfr. col. 389, p. п. VIII, 134; col. 391–392, p. п. VIII, 138–139 и др. 345 tempus sine aliqua mobili mutabilitate (vel mobilitate) non est. De Civit. D. XI, VI. Migne, t. 41, col. 321; p. п. IV, 182. Ubi nulla creatura est, cujus mutabilibus motibus tempora peragantur, tempora omnino esse non possunt. De Civit. Dei XII, XV, 2. M. t. 41, col. 364; p. п. IV, 263. De Genes. ad litt. V, V, 12. M. t. 34, col. 325; p. п. VIII, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1012 Так – а) в символе, изложенном в Постановлениях апостольских, читается: “верую и крещаюся во единого, нерожденного, единого истинного Бога Вседержителя, Отца Христу, творца u зиждителя всяческих”...; б) в символе Церкви иерусалимской: “верую во единого Бога Отца, вседержителя, творца неба и земли, творца всего видимого и невидимаго”...; в) в символе Церкви кесарийской: “веруем во единого Бога Отца вседержителя, творца всего видимого ж невидимого”... Тоже и в других. См. у Бингама – Orig. Eccles. lib. X, 4 с. 4. §§ VN-XV. 1014 Herm. Past. lib. II, mand. 1: πρτον πντων πστευσον, τι ις στ Θες, τ πντα κτσας, κα καταρτσας, κα ποισας κ το μ ντος ις τ να: τ πντα; Iren. contra haeres. 1, 22, n. 1; Tertull. de praescr. haeret. с. XIII; Origen. de princip. proleg. n. 4. 1016 Tertull. de praescr. haer. cap. 46; Iren. adv. haer. 1, cap. 24; Epiphan. haer. 22 et 24; Evseb. H. E. IV, cap. 7. 1018 Iren. ibid. 1, 30; Tertull. de praescr. 47; Epiphan. haer. 37; Augustin. de natura boni cap. 42; Leo Epist. XV ad Turib. 1020 Iren. adv. haer. lib. II, c. 30; Tertull. adv. Hermogen; Method. περ γενητν (apud Phot. Bibl. cod. 235); Augustin. de civit. Dei VII, 30; XI, 4–6; XII, 15–17. 1025 Точн. излож. прав. веры кн. 1, гд. 3, стр. 5–6. “Это же доказательство, только короче, неоднократно излагает блаж. Августин, например: “ecce sunt coelum et terrä clamant, quod facta sunt; mutantur enim atque variantur. Quidquid autem factum non est, et tamen est; non est in eo quidquam, quod ante non erat, quod est mutari atque variari (Confess. lib. XI, cap. 4; Conf. de civit. Dei lib. XI, cap. 4, n. 2). 1026 Tertull. adv. Hermog. cap. 4–7; adv. Marcion. 1, 16; Dionys. Alex. fragm. III, ex lib. adv. Sabell. apud Gotland. III, pag. 494; Lactant. Instit. Divin. lib. II, c. 9; Basil, in Hexaëm. homil. II, n. 2 (в “Творениях Святых Отцов,” V, стр. 23); Method, apud Phot. Bibl. cod. 236. 1028 Augustin. De Genes. ad litt. IX, 15, n. 28: creare naturam tam nullus angelus potest, quam nec seipsum (Conf. de civit. Dei XII, c. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

292 Greg. Nazianz. Orat. 25.17; 30.12; 38.13; 45.9, 13 cp. свт. Григорий Нисский . Or. Cat. 25; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 201; C. Eun. III.3.34.1–7; C. Eun. III.3.45–46; C. Eun. III.3.67; Ref. conf. Eun. 179; Ad Theoph.//GNO. III.1. P. 128; De tridui spatio//GNO. IX. P. 293. 293 См. Basil. Magn. C. Eun. 3.7.40; De Sp. S. 9.23; Hom. 15; Hom. Ps. 33.29; 45.29 ; Greg. Nazianz. Orat. 7.21–23; 16.9; 20.12; 29.19; 30.6; cp. свт. Григорий Нисский. De virg. XI.5.1–9; De prof. chr.//GNO. VIII.1. P. 136; De perf. chr.//GNO. VIII.1. P. 174–175; In inscr. Ps. I.1 //GNO. V. P. 26; Or. Cat. 25; In Cant. I//GNO. VI. P. 15; XV//P. 469; De an. et res.//PG 46. Col. 104AD; In illud: Tunc et ipse//GNO. III.2. P. 17–18. 300 C. Eun. II.1.565; III.5.53; III.10.50; De an. et res.//PG 46 Col. 52B; C. fat.//GNO. III.2. P. 58; Ep. 24.2; 29.9. 304 См. De an. et res.//PG 46 Col. 52B; cp. Ep. 24.1; положительное отношение к методам анализа и синтеза см. De virg. XI.1.14–15; C. Eun. II. 1.181–183. 329 См. In Cant. II//GNO. VI. P. 51; 68; Or. Cat. 5; De op. hom. 5; In inscr. Ps. II.12 //GNO. V. P. 130.4–5 и др.; См. Daniélou. 1944. P. 52–53; Quasten. P. 291; Canévet. P. 986–987; подробнее См. ниже, раздел Антропология . 330 Cp. Эмпедокл. Fr. 109; Платон. Respublica, VI 508b; Аристотель. Metaph. B 4.1000b 5–6; Плотин. Enn. I.6.9; VI.9.11. 331 De inf.//GNO. III.2. P. 79.16–80.1; cp. Or. Cat. 5; De virg. XI.5.3–9; см. также Daniélou. 1944. P. 224–225; Quasten. P. 293. 332 De virg. XI.5.3–9; cp. IV.8.1–15; XI.4.28–47; XII.2.48–70; De beat. VI.//PG 44. Col. 1272AC; In Cant. II//GNO. VI. P. 60.5–22; VIII//P. 257.13–258.20; IX//P. 271.11–16; De op. hom. 5; De an. et res.//PG 46. Col. 89CD; См. также Daniélou. 1944. P. 223–235; Canévet. P. 991–994. 339 In Cant. II//GNO. VI. P. 60; III//P. 97; IV//P. 117–118; VIII//P. 274; X//P. 307; XIV//P. 399–400; De inf.//GNO. III.2. P. 81.10–22; 82.19–24. 341 De beat. VI.//PG 44. Col. 1272C; C. Eun. II.1.22.3–4; De occ. Dom.//PG 46. Col. 1156D; 1168D. 351 См. De dif essen. et hyp. 5.1–55; cp. 3.30–33; 7.14–27; Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 74.7–19; C. Eun. I.1.497.1–8; I.1.532.5–534.1; III.6.28.9–29.1; Ad. Simpl.//GNO. III.1. P. 65.11–24; In Hex.//PG 44. Col. 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

7//PG. 91. Col. 1092; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12; Ambros. Mediol. Exam. VI 7; Aug. De civ. Dei. XI 26; Idem. De Trinit. X 12. 19). Разумность Д., характеризуемая способностью как интуитивного (ψυχ νοερ, anima intellectualis), так и дискурсивного мышления (ψυχ λοϒικ, anima rationalis), признавалась важнейшим существенным свойством Д., благодаря к-рому она отличается от душ неразумных животных ( Athanas. Alex. Or. contr. gent. 31; Greg. Nyss. Or. catech. 6. 7-17; Ioan. Chrysost. In Gen. 11. 4; Theodoret. Haer. fab. V 9; Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. I//PG. 86. Col. 1296; Anast. Sin. De creat. hom. 1. 3//PG. 44. Col. 1333-1336; Maximus Conf. De anim. 7; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12; Hilar. Pict. In Ps. 129. 6; Aug. De civ. Dei. IX 2). С разумностью Д. напрямую связывалось др. ее существенное свойство - свобода (самовластие - ατεξοσιον, ατεξουσιτης, προαρεσις, libera voluntas; Basil. Magn. Hom. 9//PG. 31. Col. 344; Cyr. Hieros. Catech. 4. 18, 21; Greg. Nyss. De hom. opif. 4, 16; Nemes. De nat. hom. 39-41; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12, 22; Aug. De Gen. IX 14; Gennad. Massil. De eccl. dogm. 15; Alcuin. De rat. anim. 10). В качестве еще одного существенного свойства Д. указывалась способность самодвижения и жизни ( Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 29; Nemes. De nat. hom. 2; Leont. Byz. Contr. Nestor. et Eutych. I//PG. 86. Col. 1281; Anast. Sin. Hodegos. II 2. 5//PG. 89. Col. 72; Maximus Conf. De anima. 6; Ioan. Damasc. De fide orth. II 12; Hilar. Pict. In Ps. 129. 6; Aug. De immort. anim. 3. 3; Idem. De divers. quaest. 8). Д. называется также «присноподвижной» (εικνητος, semper mobilis), поскольку, хотя она и имеет начало движения, но не имеет его конца ( Basil. Magn. Ep. 233. 1; Greg. Nyss. De hom. opif. 21; Nemes. De nat. hom. 2; Anast. Sin. De creat. hom. 3. 3; Ioan. Cassian. Collat. 7. 4; 10. 13; Ioan. Damasc. De fide orth. II 23). С этими свойствами Д.- свободой и самодвижением - посленикейские богословы связывали такую характерную черту Д., как добровольная изменчивость, имеющая не только отрицательную, но и положительную сторону: это возможность изменяться к лучшему и возрастать в добре ( Greg.

http://pravenc.ru/text/180712.html

213 ...quia verum esse, incommutabile esse est, quod ille (sc. Deus) solus est Migne, t. 37, col. 1741. Enarr. in ps CXXXIV, n. 4. cnfr. M. t. 42, col. 942. De Trin. VII, V, 10. M. t. 36, col. 430. Enarr. in ps. XXXVIII, n. 22 cnfr. M. t. 37, col. 1300–1301. n. 10. M. t. 32. col. 742. Confess. VII, XI, 17; p. пер. I, 181. 214 ut in Ejus comparatione ea, quae facta sunt, non sint – Migne. t. 37, col. 1741. Enarr. in ps. CXXXIV, n. 4 cnfr. M. t. 32, col. 811. Confess. XI, IV, 6; p. пер. I, 273. 215 Cum enim quaereret (Moyses) nomen Dei, hoe dictum est: «Ego sum, Qui sum». Haec dices filiis Israel: «Qui est» misit me ad vos. Quid est «Est»?.. Quia maneo in aeternum, quia mutari non possum. Migne, t. 38, col. 61. Serm. VI, III, 4. M. t. 36, col. 122. Enarr. in ps. IX, n. 11. M. t. 37, col. 1311. Serm. II, n. 10. Ibid. col. 1740–1741 et 1742–1743, n. n. 4. 6. M. t. 34, col. 32. De doctr. christ. с. XXXII, n. 35. M. t. 42, col. 912 et 942. De Trinit. D. V, II, 3 et VII, V, 10. 222 Deus, omnium rerum, quae sunt, incommutabile principium est Migne, t. 32, col. 1077. De quant. anim. c. XXXIV, n. 77; p. пер. II, 413 и мн. др. 223 О том, qualis est Dei pulchritudo – Migne, t. 37, col. 1075. Enarr. in LXXXIV ps. n. 9. M. t. 32, col. 666. Confess. I, VII, 12; p. пер. I, 11 и мн. др. M. t. 34, col. 131 (Deus-omnis concordiae caput). De ver. relig. с. XI, n. 21; p. пер. VII, 19 и мн. др. Deus-bonum et pulchrum, in quo et a quo et per quem bona et pulchra sunt, quae bona et pulchra sunt omnia – M. t. 32, col. 870. Solil. I, I, 3; p. пер. II, 229. 224 Deus summum et optimum bonum – Migne, t. 32, col. 735. Confess. VII, IV, 6; p. пер. I, 164. Unum summum et verum bonum – M. t. 32, col. 834. Conf. XII, XVI, 23; p. пер. I, 390. Boni et bonorum bonum – M. t. 37, col. 1742. Enarr. in 134 ps., n. 6. 225 Deus solus a se ipso bonus, a quo caetera bona – об этом см. Migne, t. 38, col. 119. Serm. XVI, с. V, n. 5. cnfr. col. 185. Serm. XXIX, с. l, n. 1 и col. 559. Serm. XC, n. 2. 226 Deus – beatitudo, in quo et a quo et per quem beata sunt omnia.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В Церкви через единение с Христом в Духе навсегда утверждена и укреплена тварь. Медон под Парижем 1927 349 Эта связь с особой яркостью освещена бл. Августином: De Gen. ad lit. V. 5//PL. XXXIV. C. 325: «Итак, сотворённые вещи начали проходить время своими движениями; отсюда, напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени! Отсюда, скорее, время началось от твари, чем тварь от времени, и то, и другое – от Бога» ; ср.: De Gen. с. man. I. 2//PL. XXIV. С. 174, 175; De Civ. Dei. XI. 6//PL. XLI. C. 321: «Кто не поймет, что времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением» ; С. 322: «Нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем» ; Conf. XI, 13//PL. XXXII. С. 815–816 и др. Ср.: Duhem P. Le système du Monde. T. II. P., 1914. P. 462 ss. 351 S. Greg. Nyss. Or. cath. m., 6//PG. XLIV. C. 796; рус. пер.: Полное собрание творений... СПб., 1913. T. I. С. 160: «Ибо чего бытие началось переменой (π τροπς), то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая, или изменяясь по произволу». 352 S. Greg. Nyss. De opif. hom. 16//PG. XLIV. C. 184; рус. пер. 1,142; cp.: Or. cath. m., 21//PG. XLV. C. 57; рус. пер. IV, 57: «Самый переход из небытия в бытие есть некое изменение, при котором неосуществленное Божьей силой преложено в сущность». Ввиду возникновения «через изменение», человек «по необходимости (имеет) естество изменимое». 356 Слово в день обретения мощей Святителя Алексия, 1830 г.//Сочинения Филарета, митрополита Московского и Киевского. Слова и речи. М., 1877. III. С. 436. 360 B. Augustini De Gen. ad lit. I. imp. 2//PL. XXXIV. C. 221: «[Всякая тварь] создана не из Божественной природы, а Богом из ничего Поэтому говорить или веровать надлежит так, что вся тварь ни единосущна, ни совечна Богу» . 366 S. Cyrilli Alex. Thesaurus, ass. XV//PG. LXXV. C. 276: τ γννημα... κ τς ουσας του γεννντυς πρεισι φυσικς – (τ κτσμα)... ξωδεν στιν ς λλτριον; ass. XVIII. C. 313: «творение есть действие, a природа же от рождения», «природа и действие – не одно и то же»; ср.: ass. XXXII. С. 564–565.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

– Иудей отвечает на сие: ты правду сказал, мы не можем на сие представить другой причины, я и сам спрашивал о сем наших учителей, но ни один из них не сделал мне никакого на сие объяснения (Iust. Mar. Dialog, cum Tryph. p. 322). 32 August. орр. tom. VII. serm. 352. de poenitent. p. 1364, 1365. conf. tom. VII. de doctrin. Christian. Lib. III. cap. IX. 41 Св. Златоуст (толк. на Посл. к Рим. стр. 208, 210) называет сей способ доказательства Апостольского силлогистическим (πδειξις, συλλογισμς). 42 Chrysostom. de divers. serm. 21. Avgust. opp. tom. IV. Tractat. XI. in Ioh. Evang. cap. 2. pag. 499, 500. 43 Chrysost. орр. tom. X. in. Epist. ad I Corinth. Hom. XXIII. p. 204, 206. срав. ejusd. serm. 21. de divers. 45 Cyrill. Alexandr. opp. t. I. Glaphyr. in Genes. Lib. I. p. 3. Avgust. opp. tom. III. de Genes. ad litter. lib. VI. p. 277, 378. 49 Ephraem. Syr. opp. tom. III. in Genes. cap. 1. p. 20. E. Cyrill. Alex. opp. tom. I. de adorat. in spirit. Lib. VII. p. 234. Avgust. opp. tom. III. de Genes ad litter. Lib. IV. p. 222. Basil. Magn. opp. tom. I. de hom. structur. orat. II. p. 342. E. 53 Ambros. In Luc. Lib. IV. cap. 4. – Sermon. XLV. de prim. Adam et Secund. tom. IV. p. 555. – Hieronym. tom. V. Comm. in Ep. ad Rom. cap. V. p. 941 . BasiI. M. opp. tom. I. Comm. in Isai. cap. VII. p. 529. 58 Avgust. opp. tom. III. de Genes ad litt. lib. XII. p. 417. p. 650. Слич. Iren V. 20. n. 2.– Cyrill. Alex. in Isai. 51. 9. 1. IV. or. V. 61 Ambros. tom. IV. in Арос. de vision. III. p. 650. Avgust. opp. tom. V. Enarr. in P. S. 40. – tom. IX. de civit. 6. Lib. XXII. p. 890 – tom. VI. Enarr. in Psal. 103. ser. IV. p. 485. – Athan. Alex. tom. II. quaest. ad Antioch. p. 392. 62 Chrysost. tom. XI. Нот. XX in Epism. ad Ephes. p. 147. Augustin tom. VI. Enarrat. in Psal. 138. p. 965. Damascen. tom. II. in Epist. Pavl. ad Ephes. p. 191. Cyrill. Alex. Glaphir. in Genes. p. 12. 64 Cyrill. Alex. opp. tom. I. Glaphyr. in Genes. Lib. I. p. 12. Avgust. tom. XIV. contr. Iulian. Lib. II. p. 1210 – tom.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

281 “Божество все проникает, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто ( Иоанн Дамаскин . Точн. Излож. прав. веры, кн. 1, гл. 14; срав. гл. 33), – “есть сила, которая проникает всякую сущность, сама оставаясь чистой” (там же гл. 8); Ambros. de fide lib. 1,cap. 4 et 8; Cyrill. thesaur. lib. VÏ μνει γρ ( οσα το Θεο) φ αυτς καθαρ τε, κα τς πρς τερον κοινωνας σμπλοκος φυσικς. Как Бог, веэде сущий, остается чистым, хотя в мире много греховного и нечистого, – это объясняли сравнением всеисполняющей силы Божией с лучами солнца, которые хотя пробегают и освещают и многие нечистые пространства, но сами остаются чистыми (Gregor. Nyss. Orat. advers. Ar. et Sabell. in Mai Collect. VIII, 11,p. 9; Augustin. de civit. Dei lib. VII, c. 3 et Epist. 57). 284 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вечен – “ ιδιος” (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вечным, безначальньгм, бесконечным – τ ναι διον, ναρχον, τελετητον” (там же отв. на вопр. 13). “Един еси превечный, яко Творец веков” (Мин. за Сентябрь лист 11 на обор. М. 1837). 286 Dionys. Areopag. de divin. nomin. cap. 5; Tertull. contra Marcion. lib. 1, c. 8; (Gregor. Nyss. contra Eunom. lib. 1, pag. 98; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 149; Augustin. Confess. lib. IX, c. 10: Fuisse et futurum esse non est in vita divina, sed esse solum, quoniam aeternum est. Nam fuisse et futurum esse non est aeternum (Conf. Confess. lib. XI, c. 16); Gregor. Magn. Moral. lib. XVI, cap, 20 et lib. XX, cap. 23. 287 Plato – in Timaeo; Proclus in Comment. 11 ad Timaeum; Plotinus. – Enn. III, lib. 7, cap. 1 2. 4; Numenius – apud Euseb. Praeparat. Evangel, lib. XI, cap. 10; Plutarchus – ibidem cap. 11. 288 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... неизменяем по существу – μετβλητος ς τν φσιν” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Имеем Бога..., который всегда подобен Себе и есть тот же – μοιον κα τοτν πντοτε μν τν αοτν” (там же отв. на вопр. 8). “Седяй на престоле славы, и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неизменне” (Служебн. л. 128 на обор. М. 1817). “Предопределение Божие.... пребывает неизменным” (Простр. Хр. Катих. о чл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010