Согласно свт. Григорию Богослову , Сын называется в Свящ. Писании Истиной «как единое, а не множественное по природе, ибо истина (ληθς) едина, а ложь многолика...», а также «как чистая Печать и неложный Образ Отца» ( Greg. Nazianz. Or. 30. 20//PG. 36. Col. 129). Поскольку Сын явился в мир открыть людям знание об Отце (ср.: Ин 1. 17; 14. 6), Он есть «Лицо явленной Истины» (πρσωπον τς δεικνυμνης ληθεας - Clem. Alex. Strom. VI 15//PG. 9. Col. 345) и «ипостасная Премудрость и Истина (νυπστατος σοφα κα λθεια)», ибо «в Нем сокрыты все богатства познания» ( Ioan. Damasc. Dialect. 1). Иногда И. также рассматривается в патристической лит-ре как одно из многочисленных имен (τ νματα) или совершенств (πολλ γαθ) Сына, к-рые даются Ему «по примышлению» (κατ πνοιαν), в соответствии с Его различными действиями и проявлениями в мире ( Orig. In Ioan. comm. I 9). Бог - источник И. Бог, будучи высшей Истиной, является Причиной и Источником истины (fons veritatis) для всего сущего ( Aug. De beat. vit. 4; Idem. Confess. XII 30. 41; Cassiod. Exp. ps. 108. 27). В Божественной Премудрости заключаются вечные прообразы всех вещей (πρωττυπα, ρχτυπα, παραδεγματα, formae), к-рые соотносятся с последними как И. со своим отражением (εκνες) или как замыслы (λγοι, rationes) со своим осуществлением (см.: Areop. DN. 5. 8; EH. 3. 3. 1; Aug. De divers. quaest. I. 46. 2; Idem. De civ. Dei. XI 10. 2-3; Maximus Conf. Ambigua. 2//PG. 91. Col. 1080-1081, 1085; Ibid. 109//Col. 1328-1329; Ioan. Damasc. De fide orth. I 9. 17-20). Поскольку Бог есть Истина, «в Нем, от Него и чрез Него является истинным все то, что истинно» ( Aug. Sol. I 1. 3). Он есть «мера истины [всех] сущих» (τν ντων ληθεας τ μτρον - Clem. Alex. Protrept. 6. 69). Как «самосущая истина» Бог есть «Прообраз истины, [заключающейся] в разумных душах, и от этой [самосущей] Истины в размышляющих об истине как бы запечатлеваются ее образы» ( Orig. In Ioan. comm. VI 6. 38). Источником божественной И. для людей является Христос, Который Сам есть «Истина» (Ин 14.

http://pravenc.ru/text/675021.html

235 Neander, Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche, B. II, Abt. 2, Hamburg 1829, s 855–856, говорит «с точки зрения своего рассудочного, супранатуралистического догматизма, Евномий не сумел понять сущность религии вообще и христианства в частности, так как он полагал его в разумном толковании, в теоретическом познании о Боге и божественных вещах». 240 Соп tr а Eunom . lib. XI, col 881 А, 880 В. Неандер категорически осуждает резкий отзыв св. Григория об Евномии на том основании, что «в язычестве преобладало темное чувство, и потому такое одностороннее направление, которое полагало религию в δογμτων ακριβεια, в первый раз могло появиться лишь после того, как христианство привело религию к ясному сознанию» ( Α llg. Gesch. d . c hr. Kirche, В. II, s. 858). Но не говоря о религии языческой вообще, по отношению к греческому язычеству мы припомним Гомера, знающего даже сокровенные мысли своих богов, а также гностиков полуязычников – Валентина, Птолемея и Василида, якобы имевших «всецелое познание сущего». 246 Ibidem D: τον ποιητν τον κσμου, οτι μεν εστιν οιδαμεν, τον δε τς ουσας λγον γνοειν ουκ ρνομεθα. 273 De virginitate, op. t. III, col. 368 D-369 Ä το κυρως και πρωτως και μνως καλν τε και αγαθον και καθορον. 293 S. Clementis Romani opera omnia, ed. Migne, Patrol, curs. compl. t. I, ep. ad Corinth. I, cap. 46. 294 S. Ignatii patris apostolici Epistolae, rec. Petermann, Lipsiae 1849, ep. ad Magnes, cap. 13. 295 Barnabae Apostoli epistola catholica, accessit Hermae Pastor, Oxoniae 1684. S. Barnabae ep cap. V, VII, XIÏ o υιος του Θευ. 303 Ibid. р. 266: οι φασκυσι (евиониты) δε εκ Θεου Πατρς αυτον γεγεννσθαι, λλα εκτισθαι, ως ενα των ρχαγγλων, μεξονα δε αντων οντα, ατον δε κυριευειν κα αγγλων, κα πντων υπ του Παντοκρτορος πεποιημνων. Conf. p. 244: προ πντων κτισθντα. 304 Ibid. p. 270: δι ρετν βιου κοντα εις to ka λεσθαι ιν Θευ. – Λγουσι,.. Χριστν υιον Θευ κατ προκοπην. 306 Ibidem: prolationem istam, sive generationem, sive nuncupasionem, sive adapertionem, aut quomodo libet quis nomine vocaverit generationem ejus, inenarrabilem existentem, nemo novit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

294 Оба письма помещены св. Афанасием в Apolog. ad Imper. at p. 313. Послание в Абиссинию надписывается на имя двух братьев, правителей этой страны: ιζαν и Σαζ αν. Оба эти имени в 1806 г. найдены на одном памятнике в Абиссинии Salt voiage а Мéгоé. 299 На это путешествие указывает сам св. Афанасий в апологии в Констанцию, р. 312. δη δ τ ς δο μο μβ ντος, κα ρημον ξελθ ντος... На пребывание в чужой стране указывает в своем окружном послании к епископам египетским, где говорит: р. 274. χουσα ν το ς μ ρετι το τοις διατρ βων... p. 275: κ γ ρ κα το ς Επισκ πους τ ν μερ ν το των δη διοχλε ν ρχονται. Упоминаемые здесь епископы не суть египетские. В другом месте p 291. прямо говорит он, что «епископы сих стран» намерены стоять за веру до крови, слыша верность никейскому исповеданию египетских епископов. Conf. et. p. 277. 300 Ad. Episcopos Aegypti et Lybiae ep. encyclica – contra arianos p. 270 – 294. Время этого послания, кроме соображения указанных обстоятельств, открывается из замечания св. Афанасия, что уже 55 лет прошло, как осужден раскол Мелетиев, и 36 – после (первого) осуждения Ариевой ереси. 301 Apolog. ad Constant, p. 318. κ θηρ οις συνχησα. О пребывании его в пустыне см. еще р. 312. 681 305 Apolog. ad Imperat. Constantium p. 295–319. Она написана в виде защитительной речи, которую св. Афанасий, по тогдашнему обычаю, намеревался произнести пред Государем. По возвращении в Египет, он присовокупил к ней объяснение – почему не представил ее лично. 306 Излагая выше все упомянутые обвинения, мы показали, что можно было сказать в их опровержение, пользуясь апологией св. Афанасия. 310 De decretis Nicaenae Synodi Т. I. p. 203. Писано до возобновлений гонений против св. Афанасия при Констанцие. p. 209. 313 Ep. ad. Serap. 342. Что письмо надписываемое к Серапиону, относилось к епископу тмуитскому, видно а) из других писем св. Афанасия «о Духе Святом», где прямо они так и надписываются р. 647., и где предполагается известным ему то, что писано было против ариан о Сыне Божьем p. 649.; б) из того, что другого Серапиона, который бы и сам занимался подобными прениями с еретиками, не известно. Серапион, епископ тмуитский, вероятно – из катехетов огласительнаго училища (Fabr. Bibl. Graec. Т. IX. p. 154), прославляется бл. Иеронимом за свою ученость, и известен по своему полемическому сочинению против манихеев, которое Факундом (pro defenso trium capit. XI, 2) приписывается даже к Афанасию. Patrolog Curs. Т. LXVII. p. 801.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Nyss. De vita Moys. II 25), а автор «Ареопагитик» прямо отождествляет «уникальное единственное в своем роде христианское знание истины (ληθογνωσα)» с «одним лишь истинным, единым и простым богопознанием» (τν μνην ληθ κα μαν κα πλν θεογνωσαν - Areop. DN. VII 4). По мнению св. отцов и церковных писателей, познание Бога как высшей Истины может быть и естественным, и сверхъестественным. В первом случае это «естественное созерцание» (φυσικ θεωρα), или познание И. посредством естественного «света разума». По определению Евагрия, естественное созерцание - это «созерцание сотворенных существ» (θεωρα τν γεγοντων - Evagr. Pract. 86) и «истинное познание сущего» (γνσις τν ντων ληθς - Ibid. 2), а его цель - это «раскрытие истины, сокрытой во всех сущих» ( Idem. Gnost. 49; ср.: Idem. Keph. Gnost. II 4). Другими словами, «естественное созерцание» - это познание «логосов (λγοι) сущих», т. е. «божественных замыслов» о мире и человеке (см.: Idem. Keph. Gnost. I 14; II 2; Idem. De orat. 56; Ioan. Cassian. Collat. I 15; Maximus Conf. Ambigua. 22//PG. 91. Col. 1257; Ibid. 41//Ibid. Col. 1309). Блж. Августин разумными аргументами обосновывал возможность истинного познания и вместе с тем доказывал существование объективной И., к-рая имеет своим источником Бога. В соответствии с его рассуждением, нек-рые положения логики и математики, как, напр., закон тождества или правила умножения, всегда истинны и не зависят от познающего субъекта. Более того, даже если допустить, что эти очевидные положения ошибочны, человек не может ошибиться в факте собственного существования: кто не существует, тот не может и ошибаться, ведь «если я ошибаюсь, я существую» ( Aug. De civ. Dei. XI 26; ср.: Idem. De ver. rel. 39. 73). Это истинное утверждение указывает на существование объективной, т. е. высшей и неизменной, Истины - Бога, ибо не может быть никакого истинного суждения без Истины как таковой (nec ullum verum nisi veritate verum est). Для познания этой Истины следует отрешиться от окружающих внешних предметов и вернуться внутрь самого себя (in se ipsum), ибо «истина обитает во внутреннем человеке» (in interiore homine habitat veritas), т.

http://pravenc.ru/text/675021.html

of the 1st Intern. Conf. of the American Society of Byzantine Music and Hymnology. 2007. P. 210-223; Λικος Ι. Η βυζαντιν ψαλτικ παρδοση τς Θεσσαλονκης κατ τν ιδ - ιε ανα. Αθναι, 2007. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολογας. Μελται; 15); Μαζρα-Μαμλη Σ. Τ μεγαλυνρια θεοτοκα τς ψαλτικς τχνης. Αθνα, 2008. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολογας. Μελται; 16); Παλος, μοναχς Λαυριτης. Ο Οσιος Ιωννης Κουκουζλης. Μεγστης Λαρας (Αγιον Ορος), 2008; Gheorghit N. Chinonicul duminical în perioada post-bizantin (1453-1821): Liturgic i Muzic. Bucur., 2009; Μεραλδου Σ. Ο Αγιος Ιωννης Κουκουζλης Μεταγραφς και μουσικολογικς αναλσεις επιλεγμνων ργων Διπλοματικ εργασα/Αριστολειο Πανεπεστμιο Θεσσαλαλονκης. Σχολ Καλν Τεχνν. Τμμα Μουσικν Σπουδν. Θεσσαλονκη, 2009; Alexandru M. Calofonia, o filocalie muzical: Cântarea liturgic în secolele XIII-XVI din Bizan în rile Româneti//Istorie bisericeasc, misiune cretin ši via cultural. T. 2: Cretinismul românesc i organizarea bisericeasc în secolele XIII-XIV. tiri i interpretri noi: Actele sesiunii anuale de comunicri tiinifice a Comisiei Române de Istorie i Studiu al Cretinismului, Lacu Srat, Brila, 28-29 sept. 2009/Ed. E. Popescu, M. Ovidiu Coi. Galai, 2010. P. 543-582. Pl. 1-43; eadem. Gregorios Mpunes Alyates: An Open Bioergographic Index Card and an Analysis of the Pentekostarion «Τν λμψιν το προσπου σου»//Psaltike: Neue Studien zur Byzantinischen Musik: FS für G. Wolfram/Ed. N.-M. Wanek. W., 2011. S. 13-64; eadem. Byzantine Kalophonia, Illustrated by St. John Koukouzeles " Piece «Θρορησον παννδοξε» in Honour of St. Demetrios from Thessaloniki: Issues of Notation and Analysis. (в печати); Catrina C. Reverberaii ale Putnei voievodale în contemporaneitate// Bucescu F. Pr., Catrina C., Barnea A., Dnil Z. Grantul «Catalogul Manuscriselor de muzic sacr din Moldova - secolele XI-XX». Iai, 2010. Vol. 1: Universitatea de Arte «George Enescu». P. 53-58. Дискогр.: Στθης Γ. Ιωννης Παπαδπουλος Κουκουζλης κα Μαστωρ (1270 περπου - α μ. ιδ ανος): Ψλλει Χορς Ψαλτν «Ο Μαστορες τς Ψαλτικς Τχνης», χορρχης Γ. Στθης. Αθναι, 1988. (Βυζαντινο κα Μεταβυζαντινο Μελουργο; 6); Choeur Byzantin de Grèce, dir. L. Angelopoulos: Ioannis Koukouzèlis, Le Maistor Byzantin/JAD C 129. France, 1995; Χατζηγιακουμς Μ. Απνθισμα μελν Ψλλει ο Θρασβουλος Σταντσας (1910-1987), Αρχων Πρωτοψλτης του Οικουμενικο Πατρεαρχεου. Αθνα, 1999. (Σμμεικτα Εκκλησιαστικς Μουσικς; 1); Cappella Romana: I. Arvanitis, A. Lingas/«Epiphany»: Gothic G 49237. USA, 2004; Ελληνικ Βυζαντιν Χορωδα Ιωννου Κουκουζλη το Μαστωρος ργα, 1: Dir. Λ. Αγγελπουλος/ΕΛΒΥΧ; 8: Digital Press Hellas S. A. См. также библиогр. к статьям об упомянутых в данной статье визант. и поствизант. мелургах. М. Александру Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1320147.html

v. ter., trecenti, tredecim, triginta, tres и tria. 282 A. Покровский в книге „Библейское учение о первобытной религии“, 1901, стр. 49–53, доказывает, что соблюдение субботы, как дня покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, современно самому началу человеческой истории. 285 Примеры: Левит. 13, 5 (по Синод, переводу): «В седмый день священник осмотрит его (прокаженного), и если язва остается в своем вид, и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней». Там же, 14, 7. 9: «и покропить на очищаемого от проказы семь раз, и объявить его чистым»; «в седмый день обреет все волосы свои». Иис. Нав. 6, 3 : „и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седмый день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами“ и пр. Иезек. 45,23: «и в эти 7 дней праздника он должен приносить во всесожжение Господу каждый день по7тельцов и по 7 овнов без порока». 286 Сравн. Андрея, архиеп. кесарийского, Толкование на Апокалипсис, перев. с греч., (изд. 2, Москва, 1893), стр. 6, 10, 16, 62 и друг., о значении седмеричного числа. 287 Septem capitalia delieta суть; idololatria, blasphemia, homicidium, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus. Tertull. adv. Marc. IV, 9. (II, p. 175 Oehler). 288 Septenarius numerus legitimus ac plenus est. Nam et dies septem sunt, quibus per vicem revolutis orbes conficiuntur annorum; et septem stellae, quae non occident; et septem sidera , quae vocantur errantia, quorum dispares cursus et inaequabiles motus rerum ac temporum varietates efficere creduntur. Lact. Div. Inst. VII, 14. 289 Ambrosius, De Noe c. 12: septimus numerus pienus etc. (Migne XIV, 378). В одном из своих писем Амвросий представил целый (хотя и небольшой) трактат об этом числе. (Migne, XVI, col 1136 ss., coni. col. 1216 CD). 290 Augustin. De civ. D. XI. 31. Conf. De cons, evang. II, 4, и наименование perfectus для septenarius numerus в Quaest. in Hept. (Migne,t. 34, col. 634). 292 Hieron.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Калагэном (Callahan J. New source of Augustine " s theory of time. — «Harvard studies in classical philology», v. 63 (1958), p. 437—454. См. также Callahan J. Four Views of Time in Ancient Philosophy. Cambridge (Mass.) 1948). 188 Тех, кто хотел бы непременно видеть в августиновской теории созерцания учение о «сверхразумной» мистической интуиции (Э. Жильсон и др.), отошлем хотя бы к этому фрагменту (Conf. XI 20), где ясно выражено, что Августин понимает под интуицией вполне рациональный акт. 189 См. Callahan J. Four Views of Time…, ch. 1. О циклизме неоплатоников и стоиков см. Sambursky S. The Physical World of Late Antiquity. L., 1962. 190 Фактически августиновская космогония есть не более чем комментарий на библейский текст, подобный комментариям Василия Великого и Григория Нисского. 191 Наг паск А, Lehrbuch der Dogmengeschichte, Bd III, 8. 112. 192 Gilson E. Op. cit., p. 71—72. 193 Cm. Grabmann M. Die Geschichte der schrtastischen Met-hode, Bd 2, S. 25–34. 194 О роли чисел в онтологии см. Попов И. В, Указ. соч., ч. II, с. 508—516. 195 Об эволюции понятия чуда от античности до средневековья см. Grant Я. М. Miracle and Natural law in Greco-Roman and Early Christian Thought. Amsterdam, 1952. 196 Gilson E. Christian Philosophy of Saint Augustine, p. 207—208; Copleston F. C. Op. cit., p. 39. 197 Cm. Gilson E. History of Christian Philosophy, p. 339. 198 Трагический взгляд на земную «юдоль» человека был унаследован от Августина ранним протестантизмом. Вот как этот взгляд выразил Кальвин: «Ведь если небеса — это наша родина, что же тогда земля, как не место изгнания? Если уход из мира — это вхождение в жизнь, что тогда такое мир, как не гробница? Что есть пребывание в нем, как не погруженность в смерть? Если освобождение от тела есть вхождение в полную свободу, что тогда есть тело, как не тюрьма? Если радоваться присутствию бога есть предел счастья, разве не несчастье быть лишенным этого… Так что, если бы земная жизнь могла быть сопоставлена с небесной, она, несомненно, должна была бы быть презираемой и не имеющей никакой ценности» (John Calvin.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Обозначив этот тезис, Августин приступает к его проверке. На примерах таких «родов искусств», как птицеловство, театр, зрелища, он показывает, что есть вещи, которым можно научиться «без [словесных] знаков - самим делом». Явления природы также познаются непосредственным созерцанием, без знаков. Да и вообще, заключает Августин в лучших традициях античного скептицизма, с помощью знаков нельзя ничего узнать, ибо прежде необходимо знать, что тот или иной знак означает. «Итак, скорее узнается знак по познанному предмету, чем сам предмет, данный в знаке» (10, 33). Ранний Августин полностью солидарен со скептиками, которые считали, что если слово «обозначает что-нибудь по установлению (т. е. является условным знаком. - В. Б.), то ясно, что люди, заранее знающие вещи, с которыми соотнесены слова, воспримут эти вещи, не научаясь из них тому, чего они не знают, но лишь вспоминая то, что уже они знали раньше, причем те, кто еще нуждается в изучении неизвестного, не достигнут и этого» (Sext. Emp. Adv. math. I, 38) . Развивая эту скептическую традицию, Августин также полагает, что с помощью слов ничему нельзя научиться , ибо знание заключено не в словах, а в душе человека от природы, а точнее, от Бога. Знание «вещей вообще присуще [от природы] всем духовным [существам]; имена же установлены так, как кому нравилось, их сила (=значение) основывается большей частью на традиции и на привычке; поэтому в языках могут быть различия, в вещах же, основывающихся на самой истине, конечно, не могут» (De mus. III, 2, 3). Критерием истинности любой речи, любого трактата и даже понимания Моисеевых Книг Бытия служит эта живущая внутри каждого человека истина: «Как бы то ни было, но живущая внутри меня, в центре мышления истина, не еврейская, не греческая, не латинская и не варварская, [но абсолютная], сказала бы мне без уст и органа речи, без звучания слогов, что он (Моисей. - В. Б.) говорит истину» (Conf. XI, 3, 5). Слова лишь побуждают душу к внутреннему обучению, к всматриванию в эти от природы заложенные в ней, но далеко не всегда осознаваемые знания вещей. «О всем, постижимом для нас,- писал Августин уже в раннем трактате,- мы спрашиваем не у того говорящего, который внешним образом произносит звуки, а у самой внутренне присущей нашему уму истины, словами, пожалуй, побуждаемые к тому, чтобы спросить. Тот, у кого мы спрашиваем и кто нас учит, есть обитающий во внутреннем человеке Христос, т. е. неизменная сила Божия и вечная Премудрость» (De mag. 11, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Ученый апологет христианства сокрушил последние опоры, которыми думало поддержать себя отживавшее свой век язычество Рима. Читая его апологию или выслушивая содержание ее из уст христиан, язычники, по крайней мере образованные, не могли не видеть, что вера в политическое могущество старой их религии – не более, как застарелое суеверие и что философские попытки оправдать ее пред здравым смыслом отжили уже свое время. Факт опустошения Рима готами, десять увлекательных книг Августина и многие из поименованных им языческих писателей неоспоримо говорили за это. С другой стороны язычники не могли не видеть, что христианство – вовсе не то, чем оно казалось им. Восставая только против религиозного суеверия и морального разврата, – чтó осуждали и сами язычники, – все остальное, – политические условия, государственные учреждения и социальные отношения, – оно оставляет неприкосновенным, так что в одно и тоже время можно быть и римским гражданином и добрым христианином. Могло быть также, что римляне по-римски поняли слова Августина: „если вы сделаетесь христианами, то вам истинный и единый Бог пес metas rerum, nec tempora ponet, imperium sine fine dabit 1217 . Как бы то ни было впрочем, но несомненно то, что творение „о царстве Божием» было последнею апологией христианства на Западе. 1061 Confess VIII. 2. Commemoravi legisse me quosdam libros Platonicorum, quos Victorious in latinam linguam transtulisset. Conf. XIII. 16. 1073 В XV. 17, объясняя значение имен прародителей и их ближайших потомков, Августин опирается на знающих еврейский язык; в XX. 11. говорит, я узнал, что Гог значит кровля, а Магог – с кровли; в XX. 23. говорят, что евреи, как и греки, имеют двойственное число. 1136 Ibidem. При переводе этого места на русский язык второе лицо подлинника заменено для удобства третьим. 1205 XI. 8, 32; XIII. 21, XX. 21.... Замечательно, что в своей Песни пророчица Анна «заранее держалась порядка христианского исповедания веры», воспевая Господа, восходящего на небо и паки грядущего на землю». XVII. 4. 1208 XIII. 11: рассуждение о времени, когда человек находится в смерти; XIV. 7. – о значении слов amo и diligo, употребляемых в св. Писании; XIV. 8 – о сообразности стоического образа выражения с образом выражения свящ. Писания; X 21. – о названии христианских мучеников героями; XXII. 24; – о бороде и мужских сосцах и проч. 1210 X. 32: о происхождении предсказаний; V. 17: pro magno non haberi debet honor humanus, quia nullius est pondeus lunius. 1213 III. 23. Quanti mali signum fuit, si hoc signum fuit, quod lantum malum fuit, si etiam signum non fuit. XVI. 25. O virum viriliter utentem feminis, conjuge temperanter, ancilla obtemperanter, nulla intemperanter. VII. 26 Animus mundus pervenit ad Deum, qui condidit mundum. Читать далее Источник: Красин М. Творение Блаженного Августина De Civitate Dei, как апология христианства в его борьбе с римским язычеством Исследование. – Казань : В Унив. тип., 1873. – 392 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

21 . Quaest. Christ. IV refut., 1: κατ τν οκεαν αθενταν. Quaest. Gent. XI, 33: θεα αθεντα 1564 , ср. Quaestiones et Responsiones Q34: θεα αθεντα. Кроме указанных идейных, так сказать, согласий между QR и двумя следующими за ним псевдо-иустиновскими сочинениями, находится достаточно между ними согласий и чисто стилистического характера. Таковы – во всех трёх сочинениях очень часта форма: ε – πς, ε – πς ο ν, ε – λλ (Qu. Christ. I ref. col. 5; II ref. 8, III resp. Gent., Qu. Gent. XI, 1. 7 сс, QR38, QR134). πειδ – δι τοτο (Qu. Christ. 11. ref. c. 8., I ref. 1, 2, IV ref., 2, Quaest. Gent. 1 и II, Quaest. et Resp. 7, 13, 30, 31, 35, 37, 44, 46, 58, 65, 92, 110, 113, 116, 119, 124, 126, 129, 153, 154); τοτο ( οτος) (Qu. Gent. I, II, IX ср. QR65, 79, 80, 154 1565 , Qu. Christ. I ref. c. 2. 4. IV ref. 1; V resp.) Повторение слова θες бросается в глаза в QR90 и QR 124 и Qu. Gent. XI, 25. Все эти сопоставления, нам кажется, прочно ставят вопрос об одном и том же авторе Quaestiones Christianorum ad Gentiles, Quaestiones Gentilium ad Christianos и Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos. Что касается четвёртого псевдо-иустиновского сочинения, озаглавленного Confutatio dogmatum Aristotelis, и относящихся сюда 19 тезисов πρς τος λληνας, то и относительно его нужно сказать, что круг идей, литературная форма, которые характеризуют предыдущие три сочинения, являются общими и для этого последнего. Об этом может говорить следующий ряд наблюдений. 1 . Учение de coelo Аристотеля – Conf. 56–58 можно сравнить с Quaest. et Resp. 72 (ср. также предисловие Conf. и Quaest. et Resp. 62). 2 . В Conf. col. 7, 11, 12, 14, 19, 20 очень часто выражение γνητος, γννητ ς, γενσια, γεννσια так же, как Qu. Gent, ad Chr. IX; IV, 1, 3, 5, Qu. Chr. II ref. 8. III resp., conf. c. 2–3 и мн. др. 3 . Термин „ λληνες”, который употребляется в предисловии Conf. и Πρς τος λλ. 17), имеет такой же смысл, как и в остальных трёх сочинениях. 4 . Очень редкое слово νοσιος находится в Conf. 50 и Qu. Christ. III ref. 5 1566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010