Иерониму, и написанного, по крайней мере, не позже VII века, где читаем: in qua (prima Joannis epistola) ab infidelibus mramslamoribus multum erratum esse fidei veritate comperimus, trium tantum vocabula, hoc est, aquae·, sanguinis et spiritus in sua editione ponentibus, et Patris Verbique ac Spiritus Sancti testimonium omittentibus, in quo maxime et fides catholica roboratur, et Patris, et Filii et Spiritus Sancti una divinitatis substantia comprobatur, – откуда также следует, что и в VII веке не было этого стиха только в некоторых списках и притом испорченных неточными переводчи­ками, след. не в греческих, и что против этого опущения тогда вопияли право­славные (Vid. Witassii, tract. dc Sanctiss Trinit. quaest. III, articul. 2). 461 Начинаются оба словами: три свидетельствуют, а оканчивают­ся – первый: и Сии три суть едино, последний: и сии три об одном. 462 В этом нередко обличал Ариан святой Амвросий – de fide lib. II, cap. 15, n. 335. также lib. V, cap. 16, n. 193, и особенно – de Spiritu S. lib. III, cap. 10, где, сказавши, что они опустили в своих кодексах текст: Дух есть Бог..., восклицает: atque utinam de vestris et non etiam de Ecclesiae codicibus tolleretis! Eo enim tempore, quo impiue infidelitatis Auxentius Mediolanensem ecclesiam armis exercituque occupaverat, vel a Valente atque Ursatio, nutantibus sacetordibus suis, incursabatur ecclesia Syrmiensis, falsum hoc et sacrilegium vestrum in ecclesiasticis codicibus comprehensum est. Et fortasse hoc etiam in Oriente fecistis.... Α Сократ свидетельствует, что Ариане точно также опустили в кодексах 2 стих 4 гл. 1 послания Иоаннова. 463 Есть он также в переводе армянском, по свидетельству Миллия, как и помещается в некоторых изданиях этого текста, хотя в издании новейшем (edit. Veneta Zohrabi an. 1805) опущен. Есть он и в италийском издании (1532 г.) Бруциоля, сделанном с греческого текста. 466 Contra Prax. cap. XXV et XXXI. Conf. de monogam. cap. XI, где, при­ведя по латинскому переводу 1 Кор. гл. 7, стих 39, автор замечает: sciam plane, non sic esse in graeco autentico, quomodo in usum exiit. 467 Dicit Dominus: ego et Pater unum sumus. Et iterum de Patre et Filio et Spiritu Sancto scriptum est: et hi tres unum sunt (De unit. eccles. pag. 195–196, ed. Maur Paris 1726; conf. epist. ad Jubaian. LXXIII, pag. 133). 471 Vihilii – De Trinit. lib. I et VII (in Biblioth. Patr. ed. Lugdun. tom. VIII, pag. 771 et seqq.); Fulgent. Respons. ad objection. Arian. X, item de Trinit. lib. IV; Cassiodor. Complexion, in Epistol. et Acta Apostol. et Apocal,, ed. Florent. 1721, vid. complex, ad cap. V Epist. 1 Joannis. 472 Обо всем этом говорит сам Кассиодор в сочинении своем Lib. Institut. Divinar. cap. 3, и в предисловии к этой книге. 475 На этом именно тексте она основывает и учение о единосущии Божеских Лиц в самом своем Православном Исповедании (См. ч 1, отв. на вопр. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

S. Io. Damasc. De imag. 1, 10//PG. XCIV. C. 1240. 379 Ибо божественное неуклонно, и воля его безначальна (греч.). 380 Ibid. III, 19// Ibid. C. 1340: «Мысль в Боге о тех предметах, которые будут существовать благодаря Ему… Ведь то, что предопределено Им, получает свою характеристику и образ в его воле…». 381 предвечно желал (греч.). 382 В. Augustini De Gen. ad lit. V, 18//PL. XXXIV. C. 334; cnfr.: De Civ. Dei. XII, 15//PL. XLI. C. 363 squ. 383 Ср.: Conf. XI, 7//PL. XXXII. C. 813: «И поэтому Словом, извечным, как Ты, Ты одновременно и вечно говоришь всё, что говоришь; возникает все, чему Ты говоришь возникнуть… и, однако, не одновременно возникает все, что Ты создаешь Словом» . S. Maximi Conf. Сар. theol. et secon. cent. 1, 48//PG. XC. C. 1100: «Ибо было когда–то так, что участвующих сущих не было. Произведения же Бога, вероятно, не имеют начала своего бытия во времени, — те, что выступают предметом участия и в которых по благодати участвуют участвующие сущие, например, благость и все то, что объемлется логосом благости, если оно есть. И попросту любая жизнь, бессмертие, простота, непоколебимость и бесконечность, как и все то, что сущностно усматривается в связи с ними, — это и есть произведения Бога, и они не имеют начала во времени; в самом деле, не могло бы быть ничего, предшествующего добродетели, как и чему угодно среди названного, даже если участвующее в них само по себе начинает свое бытие во времени. В самом деле, безначальна всякая добродетель, которая не имеет времени, предшествующего ей». 384 Ср. явное различение идей и вещей, которые лишь имеют отношение к этим идеям, у бл. Августина (De div. qu. 83, qu. XLVI, 2//PL. XL. C. 30) и у преп. Максима Исповедника (Schol. in lib. de div. nomin, V, 5//PG. IV. C. 317 А, С: «В которых участвуют сущие… в которых они участвуют»; ibid. V, 7// Ibid. С. 324: «Ибо они — не тела и не в теле, а в вечных мыслях»; ibid. IV, 10// Ibid. С. 260 В, С: «В соотношении с которым возникает возникшее»; ibid. IV, 14//Ibid. С. 265 С: «Ибо он сам их, сущих в нем самом, распространил на внешнее, то есть на творения»; ibid. VII, 3// Ibid. С. 352 А: «Ибо сущие, то есть виды, и отдельные твари, например, ангельские чины и все чувственно воспринимаемое, оказываются изображениями и подобиями божественных идей, или парадигм, располагающихся в Боге, каковые парадигмы — это вечные мысли Бога, по причине которых и в качестве которых существовало все в нем». 385

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Следовательно, знал Бог все, что творит до того, как сотворит. Следовательно, знал сотворенное не творя: знал когда творил, и не в том, что творил». 508 Ibid. III, 19//Ibid. C. 1340: «Мысль в Боге о тех предметах, которые будут существовать благодаря Ему... Ведь то, что предопределено Им, получает свою характеристику и образ в Его воле...» 510 В. Augustini De Gen. ad lit. V, 18//PL. XXXIV. C. 334; cnfr.: De Civ. Dei. XII, 15//PL. XLI. C. 363 squ. 511 Cp.: Conf. XI, 7//PL. XXXII. C. 813: «И поэтому Словом, извечным, как Ты, Ты одновременно и вечно говоришь всё, что говоришь; возникает все, чему Ты говоришь возникнуть... и, однако, не одновременно возникает все, что Ты создаешь Словом» . S. Maximi Conf. Cap. theol. et secon. cent. 1, 48//PG. XC. C. 1100: «Ибо было когда-то так, что участвующих сущих не было. Произведения же Бога, вероятно, не имеют начала своего бытия во времени, – те, что выступают предметом участия, и в которых по благодати участвуют участвующие сущие, например, благость и все то, что объемлется логосом благости, если оно есть. И попросту любая жизнь, бессмертие, простота, непоколебимость и бесконечность, как и все то, что сущностно усматривается в связи с ними, – это и есть произведения Бога, и они не имеют начала во времени; в самом деле, не могло бы быть ничего, предшествующего добродетели, как и чему угодно среди названного, даже если участвующее в них само по себе начинает свое бытие во времени. В самом деле, безначальна всякая добродетель, которая не имеет времени, предшествующего ей». 512 Ср. явное различение идей и вещей, которые лишь имеют отношение к этим идеям, у бл. Августина (De div. qu. 83, qu. XLVI, 2//PL. XL. C. 30) и y преп. Максима Исповедника (Schol. in lib. de div. nomin, V, 5//PG. IV. C. 317 A, С: «В которых участвуют сущие..., в которых они участвуют»; ibid. V, 7//Ibid. С. 324: «Ибо они – не тела и не в теле, а в вечных мыслях»; ibid. IV, 10//Ibid. С. 260 В, С: «В соотношении с которым возникает возникшее»; ibid. IV, 14//Ibid. С. 265 С: «Ибо он сам их, сущих в нем самом, распространил на внешнее, то есть на творения»; ibid. VII, 3//Ibid. С. 352 А: «Ибо сущие, то есть виды, и отдельные твари, например, ангельские чины и все чувственно воспринимаемое, оказываются изображениями и подобиями божественных идей, или парадигм, располагающихся в Боге, каковые парадигмы – это вечные мысли Бога, по причине которых, и в качестве которых существовало все в Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Вот параллели, чтобы признать единство автора – сначала между Quaestiones Christianorum ad Gentiles, Quaestiones Gentilium ad Christianorum и QR. 1 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos (XI. 2, 10, 13, 15, 20, 21, 45, 47, ,48) 1538 мы наблюдаем то же самое употребление слова λληνες, какое мы констатировали и в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos. Оно встречается и в Quaestiones Christianorum ad Gentiles. 2 . В Quaestiones Christianorum ad Gentiles автор упоминает манихеев (Qu. 1. Conf. 2. 5) 1539 , как и в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos. 3 . В Quaestiones Christianorum ad Gentiles (I resp. Gent.; ср. I ref. Christ, c. 3. 5: V ref. c. 2) 1540 встречаем такое же словоупотребление ρθοδ ξια ( πστις τν ρθοδξων), как и в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos. 4 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos XI, 4 стоит цитата, которая взята неизвестно откуда: Διενοθης, φησ, κα πρεστιν 1541 . Но во всей патристической литературе он встречается ещё только однажды, именно в Q125 Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos: Διενοθης, φησ, κα πντ σοι πρεστιν 1542 . 5 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos, III resp. 1543 , находится фраза: Λγοις θεαις δυνμεσι μεμαρτυρημνοις, которую мы встречаем и в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos Q16 и Q161. 6 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos, I resp. 1544 , читаем между прочим: Δο εσν ν μν καταληπτικα τν πραγμτων δυνμεις, τε ασθησις κα νησις; в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos читаем (Q89): Πσαι α κτιστα τε κα λυγικα οσαι χουσι καταληπτικς δυνμεις ασθητικ ν τε κα νοητικ ν. 7 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos в IX resp. 1545 заключается: τι κ τς οκεας φσεως κα οκ κ τς τρου βουλς πρσεστιν ατ τατα (подразумевается τ θε θανασα). В Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos Q75: μνος χων τν θανασαν λγεται Θες, τε οκ κ θελματος λλον τατην χει, λλ’ κ τς οκεας οσας. 8 . В Quaestiones Gentilium ad Christianos QIX, 1 1546 содержится та же самая тема, которая раскрывается в Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos (Q121): как возможно телесное воскресение тех, тела которых разрушены или уничтожены?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Cornel, а Lapid. edit. 1720, comment. in Zachar., p. 135–136; Curs. complet. Sacr. Script. t. XX edit. 1841, Paris, in Zach. proleg. Calmet. p. 1061–1062). Следовательно, если некоторых слов, встречающихся в первой части пророческой книги Захарии, нет во второй, как слова Ангел, или не находится в последней указаний времени произнесения народу и написания тех или других речей пророка, замечаемых в первой; то это явление – одинаково случайное, не имеющее особенного значения, как и то, что в обеих частях встречаются сходные выражения (сравн. 2:4–12; 3:1–7 с 11:4–13; 2:10 с 9:9; 2:6 с 9:12, 13; 7:14 с 9:8). В частности, и подробности об отнош. первой части книги Захарии ко второй сравн. в сочинении: meletemata critica et exegetica in Zachariae prophetae partem posteriorem с. IX–XIV pro tuenda ejus authentia scripsit F. Burcard Koester. Goetting. 1818. Прекрасно в этом случае рассуждает Jahnus: nam et Hoseas, говорит он, с. I et III prosaica, et с. II atque IV–XIV poetica oratione utitur; ubi eadem versatur discriminis ratio; nam prout Hoseas с. I et III, ita quoque Zacharias с. I–VI symbola narrat, quae stylum poeticum non ferunt. Zacharias primis octo capitibus monet et consolatur, et ubique iere de proxime instantibus loquitur; in ultimis sex capitibus autem multo remotiora praedicit, quibus stylus poeticus magis congruit. Nihilominus ambabus partibus plura sunt communia, uti tropi et allegoriae minus exactae, et interdum rerum naturae non usque quaque respondentes; symbola et visiones (symbolicae repraesentationes), quae in prima parte frequentes sunt, recurrunt quoque с. XT; lingua a chnldaismis haud prorsus immunis, et passim diriuscula; stilus quoque primae partis, ubi non narrantur symbola visionum, vehementior, et in secunda parte с. XI, ubi symbola narrantur, humilior est. Jmo plures quoque dictiones primae partis recurrunt in secunda: conf. II, 14 cum IX, 9; II. 10 cum IX, 12. 13; VII, 14 cum IX, 8. Jpse quoque singularis legatus vel angelus, qui II. 12–15, III, 1–7 ex persona Jchovae loquitur, eandem personam induit XI, 4–13, quod alias rarius observatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

– Греческие рукописные Минеи-четьи Московской Синодальной (Патриаршей) Библиотеки за 177 Саввы (Маттеи CLXXVII, Владимира 356), пергам. X–XI в. 179 Саввы (Маттеи CLXXX, Владимира 357), пергам. XI–XII в. 131 Саввы (Маттеи CXXXII, Владимира 359), пергам. XII–XIII в. 180 Саввы (Маттеи CLXXXI, Владимира 360), бумаж. XVI в. Слав.=Славянские рукописные Минеи-четьи: Мак.=Макарьевские по Успенскому списку (1552 г.), месяц Сентябрь, по каталогу Саввы 986: текст напечатан, хотя и не без ошибок, в «Памятниках Славяно-Русской Письменности, издаваемых Археографической комиссией, СПБ. 1869. Акад.=рукописная Минея-четья XVI в. (до 1547 г.) Библиотеки Моск. Дух. Академии, месяц Сентябрь, 88, по описанию Леонида из бумажных (вып. 1. стр.22). Лавр.=рукописная Минея-четья XVI в. по описанию, изданному Обществом Истории и Древностей Российских, 663 (405), Ч. 3-я. стр. 3. Комб.=Fr. Combefis. Graeco-Lat. Patrum Bibliothecae novum auctarium, Paris. 1648, t. 1. p. 169–180. conf. not. p.250 sq. перепечатано у М. Migne, Patrologiae cursus completus, Series Graeca, t. XL. Col. 300–314) и Acta S.=Acta Sanctorum, September, ed. II. t. VI p. 294–299. Sirm.=aumograph. Sirmundi ex Reg. Cod. Rom. у Комб. и Миня. Sur.=латинский перевод Сирия (Surius) у Комб. и Миня. Скобы овальные означают наши внесения для удобопонятности нашего перевода. Скобы прямые – места неподлинные или сомнительные. Славянский текст приводим в разночтениях, придерживаясь, по возможности, правописания епископа Академического. 1814 научаемся до последней опасности соблюдать благочестие: слова эти буквально встречаются ниже в Синод. и Слав. редакции слова. 1815 φραμ или φραμ, так и у Иосифа Флавия в Antig. Lib. 1. cap. XIV: παρ φραμου τινς κ τς Νεβρνος, Codex Marcianus: φρμου, древне-латинский перевод: ephrem (см. edition Niese vol. 1. pag. 57 и nota ad 7 lin. Но LXX, Вульгата, Филон (De confus. ling. Ed. Mangey 1. 417; Pfeif. III. 350), Ориген (Selecta in Genesim, Migne Patr. Gr. t. XII. col. 121. A; cp. Lagarde, Onomastica Sacra, 2 ed.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

213 De virg. XII.2.13; In Eccl. II //GNO. V. P. 301.22–23; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–4; Or. Cat. 5.102; 30.36–37; De op. hom. 4; cp. Epictetus. Dissert. 1.12.10; Zeno. Fragm. 216; Chrysippus. Fragm. moral. 173. 214 De virg. 1.16; II.2.16; IX.2.19; XVII. 1.3–10; De inst. chr.//GNO. VIII. 1. P. 66.4; De perf. chr.//GNO. VIII.1. P. 193.7; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.7; cp. Chrysippus. Fragm. moral. 13; 297. 219 См. Philo. V. Moys. I–II; De posteritate Caini, 14–15; De somniis, 1.184; De mut. nom. 7–8; cp. свт. Григорий Нисский. C. Eun. I.1.176.8; II.1.91.6–92.1; Ref. conf. Eun. 16; Ex comm. not.//GNO. III.1. P. 21.21–22; In Cant. II//GNO. VI. P. 323.1–9; V. Moys. II.163–164; 168; De virg. X.1–2 и др.; См. также Wolfson. 1948. T. 2. P. 113–116; Daniélou. 1944. P. 202; 1950. P. 189. 220 Ср. Philo. De praem. et poen. 45; Quis rerum divin. heres sit, 264.5; cp. свт. Григорий Нисский. De virg. XI.4–5; V. Moys. II.22–27; In Cant. II//GNO. VI. P. 60.18–22. 225 См. Philo. Quod Deus sit immut., 159–165; De gigant., 64; De migr. Abr., 146; cp. свт. Григорий Нисский. De virg. IV.4.42; VI.2.32; VII.2.16–19; XVI.2.15–16; XXII.1.15. 228 Philo. De vita contempt. 68; cp. De Cherubim, 42–48; Leg. atteg. III.180–181; свт. Григорий Нисский. De virg. XX.3.1–4.45; In Cant. I//GNO. VI. P. 15. 229 Philo. De vita contempt. 90.3: ψυχ μν βιωσντων; свт. Григорий Нисский. De virg. IV.8.9–11: μν τ ψυχ ζν. 230 Philo. De vita contempt. 83–88; свт. Григорий Нисский. De virg. IV.6.9–16; XVIII.5.23–39; XIX.17. 232 Philo. De opif. mundi, 71.3; V. Moys. I. 187.5–6; Quod omnis probus, 13.4–5; De vita contempt. 89.1; cp. свт. Григорий Нисский. In Cant. V//GNO. VI. P. 156.17–20; X//P. 310.3–4. 251 См. In Cant. Prol.//GNO. VI. P. 4–12; VII//P. 225–227; V. Moys. II.6; 33; 45; 47; 60; 67–68; 110–112; C. Eun. III.1.42; См. также Alexandre. P. 103–104; Heine. 1984. P. 360. 260 De vita Greg. Thaum.//PG 46. Col. 905D; См. также In Cant. Prol.//GNO. VI. P. 13; De op. hom. 28. 262 См. Origen. De principiis, IV.12–13=Philocalia, I.12–13; In Jes. Nav. Hom. 9.8; cp. свт. Григорий Нисский. In Cant. Prol.//GNO. VI. P. 5–7; См. также Heine. 1984. P. 360–364.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ibid. XI, 13: «Годы Твои не приходят и не уходят,.. годы все Твои одновременны и неподвижны… «годы Твои как один день», и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой — это вечность» . 374 В согласии с его вневременной желающей мыслью, которая есть предопределение и изображение и образец [парадигма] (греч.). 375 S. Ιο. Damasc. De fide orth. 1, 9//PG. XCIV. C. 837 A. 376 Dionys. Areop. De divin. nomin. V, 8//PG. III. С. 824: «Парадигмами же, как мы говорим, являются сущностные и единично предвосхищенные в Боге логосы сущих, которые теология называет предопределениями, и божественные и благие желания, определяющие и созидающие сущие, в согласии с которыми Сверхсущностный предвосхищает и производит на свет все сущие». Cnfr.: ibid. VII, 2. С. 868–869. 377 S. Maximi. Conf. Schol. in. lib. de div. nom. V, 5//PG. IV. C. 317 C; cnfr.: ibid. C. 324 А: «В причине всего все предвосхищено как в идее и парадигме… В мыслях Бога все пребывало на равных основаниях и неслитно, и не как в некоем месте», «будучи идеей или парадигмой бытия». «Парадигмы, которые также называют идеями, мы уже рассмотрели выше, когда им было дано то определение, что творение есть самосовершенная и вечная идея вечного Бога, или, как он говорит, парадигма…» «[Дионисий] называет парадигмами сущностные и единично предвосхищенные в Боге логосы сущих, или предопределения». «Он предвосхитил в себе предопределения всех будущих [предметов] даже прежде того, как произвел их на свет… Ибо святой Дионисий понимал эти парадигмы так: [Бог] прежде всякого знания предопределяет в себе будущие предметы, причем прежде их возникновения, то есть прежде, чем они будут определены и различены, при посредстве всеобъемлющего единичного предзнания Бога». «Бог, будучи извечным творцом [демиургом], создает то, что он хочет, при помощи единосущностного Логоса и Духа вследствие бесконечной благости». «Творец [Демиург] воплотил в сущность и явил на свет извечно предсуществующее в Нем знание сущих, как Он пожелал». Ср. также: В. Augustini De div. qu. 83, qu 46, 2//PL. XL. C. 30: «Действительно, они — некие идеи, начальные формы, либо же постоянные и неизменные разумные вещи, которые не есть самообразования, но суть от тех вечных [вещей], всегда одним и тем же образом собой владеющих, которые в божественном уме содержаться»; Ad Oros, 8//PL. XLII. С. 674: «В Премудрости Бога смысл всех сотворенных вещей может быть, но не творения… Следовательно, знал Бог все, что творит до того, как сотворит. Следовательно, знал сотворенное не творя: знал когда творил, и не в том, что творил». 378

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 81-101. Delehaye H. Narratio di monacho Palaestinensi//Analecta Bollandiana 26 (1907) P. 173. Conf.: Jotischky A. Greek Orthodox and Latin Monasticism around Mar Saba under Crusader Rule//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to present. Papers presented at the international symposium held in Jerusalem and Haifa on May 24-30, 1998/Ed. by J. Patrich. Leuven, 2001. P. 85-86. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres. Relations historiques. Paris, 1984. P. 232-233. Первая коронация Михаила VIII Палеолога состоялась в Никее в 1259 голу (Pachymer II, 7-8. Ibid. P. 140-145). Talbot A.-M. The Restoration of Constantinople... P. 249-260. Pachymer III, 2. Failler A. Georges Pachymeres, P. 233:8-11. Makridis R. The New Constantin and the New Constantinople - 1261?//Byzantine and Modern Greek Studies. 6 (1980) P. 22-24, 41. Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI-XV веков. Стб. 132, 133-134. Ср.: Приложение, Стб. 7 (Русская историческая библиотека, 6). См., например, Синайский типикон 1214 года Sin. gr. 1097, f. 28v, 50. Ср.: Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. III. С. 6. См., например, свидетельства Типикона Великой церкви и Евергетидского синаксаря: Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise. Roma, 1963. T. II. P. 6, 8, 82 (Orientalia Christiana Analecta, 166); Дмитриевский А. А. Указ. соч. Т. I. С. 508-509, 510, 553. Levy К. A Hymn tot Thursday in Holy Week//journal of the American Musicological Society 16 (1963) P. 131, 155-157; Williams E. John Koukouzeles " Reform of Byzantine Chanting for Great Vespers in the Fourteenth Century/Thesis (Ph.D.). Yale University, 1968. P. 74-86, 103, 111, 140, 379-388 (unpublished); Conomos D. Byzantine Trisagia and Cheroubika of Fourteenth and Fifteenth Centuries. A Study of Late Byzantine Liturgical Chant. Thessaloniki, 1974. P 42-49. О Иоанне Кукузеле см.: Jakovlevic А. О megas maistor loannes Koukouzeles Papadopoulos//Kleronomia 14 (1982) S. 359-374; Trapp E. Critical Notes on the Biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studis 11 (1987) P. 223-229.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Петра. В средние века существовало предание, по которому ап. Петр совершал обряд крещения в этих катакомбах. По версии О. Марукки, эту легендарную К. ап. П. следовало искать в катакомбах Присциллы ( Marucchi O. Nuove osservazioni sulla questione teste ridestata della memoria di S. Pietro nella regione Salario-Nomentana//NBAC. 1916. T. 22. P. 159-191, 238-240; см. также: Fasola U. «Natale Petri de cathedra» e la memoria di S. Pietro nella regione Salario-Nomentana//Saecularia Petri et Pauli: Conf. per il centenario del martirio degli apostoli Pietro e Paolo. Vat., 1969. P. 105-128). Иногда К. ап. П. называют мраморный трон, находящийся в ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло в Венеции. Согласно средневековому преданию, трон был привезен из Антиохии и подарен жителям Венеции визант. имп. Михаилом III (842-867), хотя скорее всего он был изготовлен в XI-XII вв. в Сирии и доставлен в Венецию во время одного из крестовых походов . Лит.: Cancellieri F. De secretariis Basilicae Vaticanae, veteris ac novae. R., 1786. P. 1254-1265; Morin G. Un sermon ancien pour la fête de la Chaire de saint Pierre//RBen. 1896. T. 13. P. 343-346; Duchesne L. Origines du culte chrétien: Étude sur la liturgie latine avant Charlemagne. P., 1898 2. P. 266-270; Erbes C. Die Todestage der Apostel Paulus und Petrus und ihre römischen Denkmäler. Lpz., 1899. (TU; Bd. 19. H. 1); Cabrol F. Chaire de saint Pierre à Rome (fête de la)//DACL. 1913. T. 3. Pt. 1. Col. 76-90; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 18, 128, 139-140; idem. Le feste degli apostoli S. Pietro e S. Paolo nel martirologio Geronimiano//RACr. 1925. T. 2. P. 54-83; Batiffol P. «Natale Petri de cathedra»//JThSt. 1925. Vol. 26. P. 399-404; Caspar E. Primatus Petri: Eine philologisch-historische Untersuchung über die Ursprünge der Primatslehre. Weimar, 1927; Klauser Th. Die Cathedra im Totenkult der heidnischen und christlichen Antike. Münster, 1927. S. 152-182; idem. Der Ursprung des Festes Petri Stuhlfeier am 22.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010