Фрагменты пергаменных рукописей Х в. были использованы для переплета бумажных кодексов - «Логики Никифора Влеммида» (Cod. 36) и «Шестокнижия Константина Арменопула» (Cod. 39). К XII в. относятся пергаменный свиток длиной 4,1 м с текстом Литургии свт. Иоанна Златоуста и Евангелие, переписанное мон. Неофитом. Литургия свт. Иоанна Златоуста сохранилась и в более поздних списках: Cod. 41, сер. XVI в. (выполнен иером. Акакием по заказу игумена К. м. Симеона), Cod. 43, 2-я пол. XVII в. (писец свящ. Иаков), новонайденный Cod. 3, сер. XVII в. (видимо, переписал мон. Варнава). Евангелие-лекционарий (Cod. 49) датируется XIV в. Помимо богослужебных книг, творений св. отцов и певч. рукописей в б-ке К. м. сохранились произведения по церковному праву (в т. ч. Номоканон Мануила Малакса (Cod. 1 и 20, 1562 и 1700 гг.), Номоканон (Cod. 25 и 9, 1679 г. и XVIII в.) и др.) и философские сочинения (напр., «Философия» (Cod. 5, 1720 г.), «Логика Никифора Влеммида» (Cod. 37, 1771 г.), «Психология» (Cod. 8, 1888 г.), «Физика, то есть Философия» (Cod. 25, XIX в.) и др.). Ист.: Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1885. Ч. 1. С. 400-404; 1886. Ч. 2. С. 265-269; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 36-38; Οθωμανικ γγραφα, 1572-1839. Λευκωσα, 1993. 5 τ. (ΑΙΜΚ; 1); Οθωμανικ γγραφα, 1840-1912. Λευκωσα, 1999. 2 τ. (ΑΙΜΚ; 5); Μακριος (Τηλλυρδης), π. Ανκδοτος λληλογραφα τς Ιερς Μονς Κκκου (1891-1897). Λευκωσα, 1996. (ΑΙΜΚ; 2); Αθανσιος Κυκκτης, ρχιμ. Ανκδοτα γγραφα το ν Γεωργ Μετοχου τς Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1998. (ΑΙΜΚ; 3); Περδκης Στ. Κ. Δικαιοπρακτικ γγραφα Ιερς Μονς Κκκου, 1619-1839. Λευκωσα, 1998, 2000. 2 τ. (ΑΙΜΚ; 4); Κοκκινφτας Κ. Η Ιερ Μον Κκκου στν Κυπριακ τπο (1878-1899). Λευκωσα, 1999. (Πηγς τς στορας τς Ιερς Μονς Κκκου; 3); idem. Η Μον Κκκου στο αρχεο της Αρχιεπισκοπς Κπρου, 1634-1878. Λευκωσα, 2011. (Πηγς τς στορας τς Ιερς Μονς Κκκου; 11); Σταυρδης Σ. Η Ιερ Μον Κκκου στ Βρετανικ ποικιακ ρχεα (1930-1939). Λευκωσα, 1999. (Πηγς τς στορας τς Ιερς Μονς Κκκου; 2); Χριστοδολου Ν. Η Ιερ Μον Κκκου στ Αγγλικ ρχεα (1878-1931). Λευκωσα, 2000. 2 τ. (Πηγς τς στορας τς Ιερς Μονς Κκκου; 1); Μιχαλ Μ. Ν. Ο κδικας 54 τς Ιερς Μονς Κκκου κα ο οκονομικς δραστηριτητς της (1813-1819). Λευκωσα, 2001. (ΑΙΜΚ; 6); idem. Η Ιερ Μον Κκκου στ θωμανικ οκονομικ πλασιο μ βση τν κδικα 56 (1844-1890). Λευκωσα, 2003. (ΑΙΜΚ; 7); Κωνσταντινδης Κ. Ν. Η Διγησις τς θαυματουργς εκνας τς Θεοτκου Ελεοσας το Κκκου κατ τν λληνικ κδικα 2313 Βατικανο. Λευκωσα, 2002; Θεοχαρδης Ι. Π. Οι Περιγραφς της Ιερς Μονς Κκκου (1751, 1782, 1817, 1819). Λευκωσα, 2010.

http://pravenc.ru/text/1684602.html

   3) «О воскресении». На греческом языке имеются только более или менее обширные извлечения и фрагменты. Важнейшая часть греческого текста сохранилась в «Панарии» св. Епифания Кипрского. Фрагменты из этого сочинения находятся у «Адамантия» и в «Библиотеке» патриарха Фотия. В «Священных параллелях» св. Иоанна Дамаскина можно также найти большое количество выписок из сочинения «О воскресении». Ряд фрагментов имеется у того же Иоанна Дамаскина во втором слове «Против порицающих святые иконы». Следует отметить также фрагменты в Doctrina patrum de incarnatione Verbi и в ряде сборников, рассеянных по разным библиотекам. Некоторые из этих сборников находятся и в книгохранилищах нашей страны.    Извлечения из этого сочинения (в пересказе) можно найти у Прокопия Газского, у Андрея Кесарийского, у Юстиниана и у Евстратия.    4) «О проказе». Фрагменты из этого сочинения найдены проф. Н. Г. Бонвечем в одной из рукописей «Священных параллелей».    5) «О сотворённом» («Ксенон»). Фрагменты сохранились в «Библиотеке» патриарха Фотия.    6) «Против Порфирия». Фрагменты имеются в cod. Monac., gr. 498, s. X; cod. Dresd. A. I, 2 и в «Священных параллелях», но подлинными в настоящее время могут быть признаны только два небольшие фрагмента, содержащиеся в «Священных параллелях».    7) Фрагменты из толкования на книгу Иова имеются в cod. Vatic., 338, 697, 749, 750, 751; cod. Laurent., p1. V, 27; cod. Mosquens., bibl. Synod.. 342 (cat. Matthaei, 329) и 412 (cat. Matthaei, 335).    8) «О мучениках». Фрагменты сохранились у блаж. Феодорита («Эранист»); кроме того, небольшие выписки из этого же сочинения находятся в «Священных параллелях».    9) Фрагменты из толкования на книгу Бытия содержатся в cod. Barber., 185; cod. Paris. Reg., 1825; cod. Rodl. grabe, 5.    10) По указанию Гарнака и Прейшена (со ссылкой на Л. Алляция), в cod. Barber., 4 имеются фрагменты из толкований св. Мефодия на Псалмы, на Песнь Песней и на книгу пророка Аввакума. Более подробных сведений об этих фрагментах не имеется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1554 Кроме технического понятия “haeriticus”, употреблялось иногда понятие “sacrilegus”, взятое из храмовой практики и обозначавшее собственно кражу религиозных предметов. В приложении к еретикам этот термин встречается в эдиктах 384 г. (Cod. Theod. IX, XXXVIII, 7) и 385 г. (IX, XXXVIII, 8). Феодосий называет манихеев “velut sacrilegii reos” (Cod. Theod. XVI, V, 7), арианство – “sacrilegii venenum” (Cod. Theod. XVI, V, 6). В одном эдикте (XVI, V, 8) он прямо клеймит евномиан и ариан – “sacrilegii”, а в другом всех еретиков – “sacrilega cohors” (Cod. Theod. XVI, V, 20). 1555 В 313 г. Константин назвал государственную Церковь кафолическою (Evseb. Hist. Eccles. X, 5). В том же году в эдикте (Cod. Theod. XVI, II, 1) он противополагает понятие “ecclesia catholica” понятию “haeretici”. Ср. эдикт 326 г. Cod. Theod. XVI, V, 1. 1557 Понятие οσ α в данном случае употреблено в смысле generale et commune в противоположность понятию “ πστασις”, означающему “индивид”. 1558 Cod. Theod. XVI, V, 6; §§ 2 и 3. § 3: Qui vero iiscem inserviunt, desinant affectatis dobs alienum verae religionis nomen assumere et suis apertis criminibus denotentur. 1560 Обычно они называются famosi profani, напр. Cod. Theod. XVI, V, 7,13; pessimi (XVI, V, 7); polluta contagia (XVI, V, 20) и т. п. 1562 Cod. Theod. XVI, V, 20: nulla eorum (haereticorum) perversitati vel publica conventicula vel latentiora erroribus secreta tribuantur. 1564 Творения, ч. III, стр. 163. Migne s. gr. t. 37. Orat. XXXV, p. 261. Приводимый нами факт, несомненно, имеет ввиду частный случай, а потому мы и не приписываем ему значения безусловного показателя нравственности еретиков. Равным образом возможно, что и рукоположение православных епископов сопровождалось не меньшим празднеством. 1567 Sozom. H. E. VIII, 14; Socr. H. E. V, 13. Дата этого факта должна быть отнесена к 388 г. См. Athanasiades, Op. cit. s. 32; Tillemont, Op. cit. V, 2, p. 624; примечание Готофреда к l. 16, lib. XVI, t. V; Guldenpenning und Ifland, Op.cit. s.167 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повествование об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, списанное святым Иоанном, архиепископом Фессалоникийским Источник Скачать epub pdf Предисловие Настоящий текст повествования об Успении Пресвятые Владычицы нашея Богородицы впервые публикуется не только на русском языке, но и вообще на современном языке. До совсем недавнего времени он совершенно незаслуженно был покрыт прахом забвения, но, благодаря изысканиям Martin Jugie, он был издан и снабжен латинским переводом издателя текста (самого Martin Jugie), который использовал целый ряд рукописей, хранящихся в «La Bibliotheque Nationale» в Париже (Cod. 683. Cod. 1174. Cod. Coisl. 121, 307. Cod. 1504, 897, 987:1190), в Ватиканской Библиотеке (Cod. Vat. 2072, 2013, 1608. Cod. Ottob. gr. 415), в Оксфордской (Cod. Cromw. I), Св. Марка в Венеции (Cod. gr. VII, 38), и в Вене, в Императорской Библиотеке (Cod. Theol. gr. 247). Нам нет нужды предоставлять читателю критику текста различных рукописей, как и других вопросов технического характера, все это читателю может быть доступно в 19-м томе «Patrologiae Orientalis» (за 1926 г.). Для православного читателя, как мы полагаем, этот текст может иметь большой интерес, поэтому мы его и перевели (с греческого) на русский язык. Прежде всего он драгоценен, потому что описывает великое событие Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Далее, этот текст принадлежит руке прославленного святителя Св. Иоанна, Архиепископа Фессалоникийского (ум. ок. 630 г.), который подверг тщательному исследованию, как он сам говорит, все имеющияся повествования об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и, очистив их от «еретических плевел», принес своей пастве чистое описание очевидцев Успения, и он уверяет свою паству, что этому описанию может быть оказано доверие. Если не считать апокрифических сказаний, это повествование Св. Иоанна Фессалоникийского является первым детальным изображением греческого предания касательно Успения. Здесь уместно отметить, что имеются следующия апокрифическия сказания об Успении: латинский текст Псевдо- Мелитона Сардийского : “Liber Tran situs Mariae”, текст т. ск. наименее «апокрифический» из всех имеющихся апокрифов об этом событии. Затем имеется латинская рецензия, напечатанная Тишендорфом в его “Apocalypses”. Архиепископ Иоанн Фессалоникийский ничего не заимствовал ни из греческого апокрифа об Успении “Ioannis liber de Dormitione Mariae”, ни из изданного Тишендорфом. W. Wright издал, снабдив английским переводом, некоторые имеющиеся в Британском Музее на сирийском языке фрагменты рукописей. Эти фрагменты имеют некоторое сходство в своем повествовании с Псевдо-Мелитоновым повествованием об Успении, и можно сказать, что все апокрифическия сказания об этом событии основываются на более древней традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Эти два указа относятся к 426 и 437 годам. 244 Dig. 1,1,25: Municeps esse desinit senatoriam adeptus dignitatem. 50, 1, 22, 5. Cod Theod. 6, 3, 2–3 (396 г.): senatoriae functionis curiaeque sit nulla communicatio. 249 Cod. Theod. 6, 2, 13. Duorum vero follium maneat cunctos indiscreta professio etiamsi possessiones forte non habeant. 252 Cod. Theod. 11, 23 de patrociniis, 1–6 (360–415); Cod. Just. 11, 54, 1 (468 г.), 2 (время Юстиниана). 255 Эту сторону вопроса о колонате блестящим образом осветил проф. М. И. Ростовцев. Studien zur Geschichte des romischen Kolonates//Archiv fur Papyrusforschung. Leipzig, 1910. Bd. XII. 432 s. 263 Dig. 48. 19, 38, 3 – цитата из сочинений юриста Павла, современника имп. Александра Севера. Уже Адриан запретил казнить декурионов, допуская для них смертную казнь только в случае отцеубийства. См.: Dig. 48, 19, 15 (Venuleius Saturninus). 266 Cod. Just. 1, 28, 3 (376 г.). Praefecrura urbis cunctos quae intra urbem sunt antecellat potestatibus. 271 Устье Тибра, Порт и способ доставки хлеба описаны у Прокопия (b. g. 1,25). О корпорациях см.: Кулаковский Ю. Коллегии в Древнем Риме. Киев, 1882. С. 65–104. 276 Термины засвидетельствованы Иоанном Лидийцем (De mag. 1, 50). Ср.: Waltzing. Etude histor. sur les corpor. profess. II, 127–130. 277 Cod. Theod. 13, 3, 1 – 19 (от 321 до 428 г.) – о правах и привилегиях врачей и учителей. Ср.: Symmach. Ерр. 10, 27. 278 Cod. Theod. 6, 9, 1 (382 г.). Universa culmina dignitatum consulatui cedere evidenti auctoritate desernimus. 279 Cod. Theod. 15, 9, 1 (384 г.): illud etiam constitutione solidamus, ut exceptis consulibus ordinariis nulli prorsus alteri auream sportulam, dipticha ex ebore dandi facultas sit. – Диптихи сохранились в большом числе и украшают ныне музеи. 281 12 регионов обнимали территорию города в новых стенах, 13-й – предместье «Сики» – лежал на северной стороне Золотого Рога, а 14-й – предместье «Влахерны» на южной стороне Золотого Рога – был отделен от города значительным пространством пустырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Подготовка данного издания была осуществлена при поддержке РГНФ, проект «Раннехристианская агиография в контексте позднеантичной культуры РГНФ» (15–31–01260). А.Д. Пантелеев Мученичество Поликарпа Поликарп пострадал в Смирне (Малая Азия) во второй половине 150-х гг. (есть и другие варианты датировки, о них см. в статье к этому тексту). О его мученической смерти сообщает послание Смирнской церкви верующим в Филомелии (BHG 1556, 1557, 1558, 1559, 1560), написанное вскоре после казни Поликарпа. Оно было известно Евсевию Кесарийскому , который привел его почти полностью в своей «Церковной истории». До нашего времени дошло несколько рукописей «Мученичества Поликарпа»: cod. Baroccianus 238 (XI в.), cod. Chalcensis 95 (XI в.), cod. Hierosolymitanus S. Sep. 1 (X-X I вв.), cod. Parisinus Graec. 1452 (X в.), cod. Vindobonensis Hist. Graec. Eccl. 3 (XI-XII в.), cod. Ottobonianus 92 (XVI в., копия предыдущего), cod. Mosquensis 130 (XIII в.), cod. Atheniensis 989 (XII в.). Кроме того, существуют ранние переводы «Мученичества Поликарпа» на латинский, армянский, сирийский, коптский и старославянский языки, впрочем, похоже, не имеющие самостоятельного значения 33 . Предлагаемое вниманию читателя издание «Мученичества Поликарпа» отличается от предыдущих, выполненных П. Преображенским (еще в XIX в.) и А. Г. Дунаевым (2003 г.), обширным комментарием к тексту и историческим очерком, где особое внимание уделяется исследованиям, которые появились в последние десятилетия. Перевод Церковь Божья, находящаяся (παροικοσα) 34 в Смирне, Церкви Божьей, находящейся в Филомелии, и всем во всяком месте общинам Святой и Вселенской (καθολικς 35 ) Церкви: пусть умножатся милость и мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 1 . Мы написали вам, братья, о мучениках и блаженном (μακριον) 36 Поликарпе, который как бы остановил преследование, запечатав 37 его своим мученичеством; ведь все, что случилось, произошло, чтобы Господь показал нам с небес мученичество (μαρτριον) 38 согласно Евангелию 39 . 2. Ибо ожидал, что будет предан 40 , как и Господь, чтобы мы подражали ему 41 , заботясь не только о себе, но и о ближних. Ведь любви истинной и крепкой свойственно искать спасения не только для себя самой, но и для всех братьев 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1360 См. толкование Св. Матфея 16:18, 19 , писателями этого времени в Giesel 1, 2:209–12. Замечательное опровержение папских притязаний встречается у бл. Иеронима (Ep. 125:15), где подчинение одной голове внушается монахам на основании инстинктивных привычек животных, пчел и журавлей; споров Исава и Иакова; Ромула и Рема, единичности императоров в их владениях; судьи в своей провинции; хозяина в своем доме; кормчего на корабле; полководца в войске; епископа, архиепископа и архидиакона в церкви, но где по римской теории, мы должны бы ожидать завершения этой аргументации в одном вселенском епископе, там не упоминается о существовании ни какой такой главы (Пий II, заимствуя некоторые из этих сравнений, употребляет их в доказательство верховенства папы. Bulla retractationum, предпосланная к его трудам). 1362 Constantins, в Cod. Theodos. 16, 2:10, 14, 15. Касательно определения таких должностей см. Cod. Theodos. Т. 4, 128–9. 1363 Gracian, 382 г. в Cod. Theodos. 11, 16:15. Константин впервые освободил их от поземельного налога, но впоследствии он опять был восстановлен; его приемники разнообразили способ взимания его. Собор Риминийский встретил безусловный отказ со стороны Констанция, когда он попытался добиться от него изъятия (Cod. Theodos. 16, 2:15). 1364 Cod. Theodos. 16, 2:10, 14. Уже не ранее 452 г., при Валентиниане III духовенству было запрещено императорским указом заниматься торговлей (Cod. Theodos. Nov. 12, т. 6, Append.). 1366 Chrysost. De Saccrdot. 3, 15. Гиббон (2:176) говорит, что доход епископа разнообразился от двух до тридцати фунтов золотом и что средний доход равнялся приблизительно четырем тысячам рублей. С целью пресечь честолюбие епископов, постановлено было много правил против переходов с одной кафедры на другую (напр. С. Hic. 15; Antioch. 21; Sardic. 1), но без большого результата. 27 правило из тех, которые известны под названием 4 собора Карфагенского (398 г.) и которые, по предположению, отчасти составляют произведение этого собора, а отчасти собрание африканских канонов, бывших в силе около времени заседания этого собора, – запрещает епископам переходить епископам с одной кафедры на другую из побуждений честолюбия, но позволяет переход, когда это может быть ко благо церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 Иоанн Евхаитский кроме множества стихов и эпиграмм, писал до 27 канонов Спасителю, между ними и известный канон Сладчайшему, до 67 канонов Богоматери, 11 канонов Предтече, 8 канонов сват. Николаю, известный канон Ангелу Хранителю и полную службу трем Святителям: но в богослужебных Греческих книгах встречаются только два последние творения и канон Иисусу, то же и в Славянских книгах. Феоктист, инок Предтечева монастыря, писал несколько стихир и молитв (Catalog. cod. Bibl. Noniauae cod. 126.); он же известен по двум минеям-ноябрьской и апрельской, писанным его рукою в 1127 г. (Montfauc. Palaogr. Craec. р. 58. 59. 93. Lambec. Comn. Vindob. cod. hist. 12. cod. theol. 81.); но принадлежит ли что-нибудь к его сочинениям в этих ркп., не известно. Феодор Ласкарь писал, кроме других сочинений, два канона Богоматери, из которых один и ныне известен. 151 Стихиры Льва и Ефрема известны в нынешних службах; некоторые творения первого у Буассонада (Anecdota Т. 1. Paris, 1829.); Ефремово описание Патриархов и Императоров стихами издано Майем (Collect. vet. auct. Т. 3. Romae, 1837). 152 Из песней Григория Синаита , наставника Патр. Филофею в учении об умной молитве, а) канон Св. Отцам, помещен в собственноручной Псалтири Митр. Киприана; б) канон покаянный к Господу Иисусу, в Волокол. ркп. (N 14.) XV в.; один канон его кресту, в слав. Октоихе. Главы его о духовной жизни, в Добротолюбии. Феолиптовы главы – там же; а 4 канона его известны только по греч. ркп. (Lambic. Comm. 40;ind. cod. 324. Gerbert. de cauta. s. 2, 19). 153 Акафисты Исидора – в славян. Псалтыри Сергиевой Лавры, пис. в 1430 г. иноком Греком Игнатием; здесь, как кажется, самый первый перевод его акафистов, напечатанных впоследствии Докт. Скориною. Об анаграммах его Герберт de cauntu s. 2, 17. Лимбезу известны его канон Предтечи и 8 стихир для полунощного бдения (Comm. Vindob. cod. theol. 324). 154 В Псалтири игум. Сергиевой Лавры Памвы (1505–1518) написаны творения Филофея: а) стихиры и канон в печали и нуждах: «печальны, Спасе мой, воздыхания приими»; б) канон Господу Иисусу в междоусобной брани, – перевод Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

происхождение: монастырь св. Емилиана в Ла-Коголье, Ла-Риоха): Liber mismicus, Toledo, Bibl.Capit. cod.35.7 (датировка: ок.1100 r., происхождение: церковь св. Евлалии. Толедо): Liber missarum. Toledo. Bibi.Capit., cod.35.3 (датировка; конец XI–XI I в.? происхождение: церковь св. Евлалии. Liber misticus, Madrid. Acad. Hist., cod. Aemil. 30 (датировка: конеи Х в.. происхождепие: монастырь св. Емилиана в Ла-Коголье, Ла-Риоха). В качестве дополнительных источников привлекались рукописи: Liber ordinum. Silos, Arch. Mon., cod.4; Anliphonarium. Leon, Arch. Cap. cod.8; Liber misticus, London. Brit.Lib., ms. Add.30.844; Liber commicus, Paris. Bibl. Nat.. Nouv. acq. lat. 2171; Liber commicus, Madrid. Acad. Hist., cod. 22 (Aemil. 4). 1180  Формуляры первой части евхаристического богослужения в рукописных книгах испано-мосарабского обряда имеют заголовок «Ad missam». к которому иногда добавляется «Ad prelegendum» (sic!, здесь и далее сохранена орфография источника. рус.; «Перед мессой. Перед чтением [из Свящ. Писания]»). Эта часть Евхаристии, соответствующая литургии оглашенных в византийской богослужебной традиции, почти полностью состоит из пения гимнов и антифонов и чтения отрывков из Свящ. Писания. В древности песнопения, относяшиеся к празднуемому литургическому событию, находились в антифонарии (лат. Antiphonarium), а отрывки из Священного Писания, распределенные на весь литургический год, были собраны в лекционарии (Liber commicus в испанской традиции). Для совершения богослужения необходимо было объединить эти изменяемые литургические тексты с ординарием, описывающим порядок богослужения и включающим неизменяемые молитвословия. Помимо антифонария и лекционария требовался также гомилиарий. содержащий поучения, которые читались во время литургии оглашенных. В конце в. на полуострове сформировался новый вид богослужебной книги – т.н. «Книга смешанная» (лат. Liber mistieus (sic!)), в которой формуляры праздника состояли уже из всех богослужебных элементов (ангифонов, молитв, литургических чтений и т.д.), собранных в единое последование в том виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cod. Iustin. I. 5. 8. Vid. ibid. I. 1. 4. 85 Папа Лев Великий , производивший нарочитое исследование о лжеучении и религиозных дейст в иях манихеев, так отзывается об их ереси: «documentis gestorum plenissime aperitur, nullam in hac secta pudititiam, nullam honestatem, nullam penitus reperiri castitatem, in qua lex est mendacium, diabolus religio sacrificium turpitude» Serm V. de jejunio decimi mensis. 88 Hi, qui vel doctrinam vel mysteria conventionum talium (haereticorum) exercere consveverunt, perquisiti, ab omnibus urbibus ac locis propositae legis vigore constricti, expellantur a coetibus, et ad proprias, unde oriundi sunt, terras redire jubeantur: nequis eorum aut commeandi ad quaelibet alia loca aut evagandi ad urbes babeal dotestatem. Cod. Theod. XVI. V. 12. 93 Apollinarianos ceterosque diversarum haeresium sectatores ab omnibus locis jubemus inhiberi, a moenibus urbium, a congressu honestorum, a communione sanctorum. Cod. Theod. XVI. V. 14. Sozom. VII. 12. 99 Феодосий Младший относительно сего пишет, дополняя один из данных прежде законов: Iex, quae super Evnomianis militare prohi­bits ceterisque execrabilium religionum et professionum ritibus, promulgata cognoscitur, nihil ad eos, qui cohortalini sunt, pertinet (Cod. Theod. XVI. V. 61), и в другом законе: si quos (ex Montanistis et aliis hujuscemodi generibus nefariae superstilionis) curialis origo, vel ordinum nexus, aut cohortalinae militiae inligat obsequiis et functionibus, his adstringi praecipimus: ne sub colore damnatae religionis eliicant vacationis cupitae sibi suffragia. Ibid V. 48 Vid. Cod. Iustinian. I. 5. 7., где тоже говорится о всех вообще еретиках. 101 In haeheticis erroribus, quoscunque constiterit vel ordinasse clericos, vel suscepisse officium clericorum, denis libris avri viritim multandos esse censemus. Cod. XVI. V. 21. 102 Si pauperiatem praetendant, de communi clericorum ejusdem superstitionis corpore extorta nostro inferatur aerario. Ibid. V. 65. 105 Книга Прав. Собор, карфаген. пр. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010