461–610. Homilia in sanctam Christi generationem//PG 31, 1457–1476. – Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Беседа на святое Рождество Христово. Enarratio in prophetam Isaiam//PG 30, 117–668. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Толкование на пророка Исаию//Творения: в 2 т. – Т. 1. – С. 611–864. Moralia//PG 31, 699–888. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Нравственные правила//Там же. – Т. 2. – С. 19–101. Poenae in monachos delinquentes//PG 31, 1305–1314. – Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Епитимии провинившимся монахам. Sermo asceticus//PG 31, 881–888. – Pyc. пер.: Василий Великий, свт. Слово о подвижничестве//Творения: в 2 т. – Т. 2. – С. 144–148. Sermo ob sacerdotum instructionem//PG 31, 1685D-1688. Пер. заглавия: Василий Великий, свт. Слово о душевном устроении иереев. Callist . et Ign. Xanthopul. Op. ascet. Callistus et Ignatius Xanthopuli Monachi Opuscula ascetica//PG 147, 635–812. – Pyc. пер.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы, прпп. Наставление безмолвствующим, в сотое глав//Добротолюбие: в 5 т. – М.: Паломник, 1998. – Т. 5. – С. 331–456. Clem . Rom. Ep. I ad Cor. Clemens episcopus Romae Epistola ad Corinthios I//PG 1, 199–328. – Pyc. пер.: Святого Климента, en. Римского, первое послание к Коринфянам//Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 135–172. Clemens Alexandrinus Paedagogus//PG 8,247–682. – Pyc. пер.: Климент Александрийский . Педагог. – М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Stromata//PG 8, 685–1382; PG 9, 9–602. – Pyc. пер.: l) Климент Александрийский . Строматы/пер. Н. Корсунского. – Ярославль, 1892; 2) Климент Александрийский . Строматы: в 3 т./пер. E. В. Афонасина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Constitutiones apostolicae//PG 1,509–1156. – Pyc. пер.: Постановления апостольские, чрез св. Климента епископа Римского преданные. – СПб., 2002. Cyr. Alex. Glaph. in Ex. De adorat. Ep. Explic. 12 capit. In Is. In Matth. Pro 12 capit, contr. orient. Pro 12 capit, contr. Theodoret. Cyrillus Alexandrinus episcopus Glaphyrae in Exodum//PG 69, 385–538.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Bd. 12, 15, 17. Clemens Alexandrinus. Herausgegeben von Dr. Otto Stahlin. Leipzig, 1-er Bd. 1905. 2-er Bd. 1906. 3-er Bd. 1909. Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca: T. 7. S. Irenaeus Lugdunensis. T. T. 8–9. Clemens Alexandrinus. T. T. 11–14, 16. Origenis opera omnia. T. 18. S. Methodius episcopus et martyr. T. 41. S. Epiphanii Cyprii opera. Series latina: T. T. 1–2. Q. S. F. Tertullianus. T. 13. Pacianus, Barcilononsis episcopus. T. T. 32–45. S. Aur. Augustinus, Hipponensis episcopus. Texts and studies contributions to the biblical and patristic literature ed. by. J. Armitage Robinson. Vol. III. The rules of Tychonius. Cambridge, 1894 Русские переводы: Писания мужей апостольских. Перевод прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Сочинения древних христианских апологетов. Перевод прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. П. Преображенского . СПб. 1900. Покровский А. Философ Аристид и его недавно открытая апология. Сергиев Посад, 1898. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч. 1 и 2. 2-е изд. Киев, 1891. Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. Перевод свящ. А. Дружинина. Казань, 1900. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского : «Доказательство апостольской проповеди». Перевод проф. Н. И. Сагарды . Христианское чтение, 1907. Т. 223, ч. 2. С. 664–691, 851–875. Св. Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III века. Полн. собр. Его твор. Перевод с греч. проф. Евграфа Ловягина . 2-е изд. СПб., 1905. Сочинения Евсевия Памфила , переведенные с греческого при Санкт-Петербургской духовной академии. Т. 1. СПб. 1858. Творения св. Епифания Кипрского , изданы Моск. дух. академией. М., ч. 1, 1863. Ч. 2, 1864. Ч. 3, 1872. Постановления апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. Творения св. Иоанна Златоуста , изданы Санкт-Петербургской духовной акад., св. Ефрема Сирина , св. Исидора Пелусиота , св. Василия Великого и блж. Феодорита, изданы Моск. духов. академией, Тертуллиана и блж. Иеронима , изданы Киевской духовной академией, Оригена и блж. Феофилакта, изданы Казанской духовной академией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1976. Vol. 30. P. 1-33; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XII siècle. R., 1977. P. 141, 153, 205, 314; Jacobsen P. Ch. Flodoard von Reims: Sein Leben und seine Dichtung «De triumphis Christi». Leiden; Köln, 1978; Feller L. La fondation de San Clemente a Casauria et sa représentation iconographique//Mélanges de l " École française de Rome: Moyen âge, temps modernes. R., 1982. T. 94. P. 711-728; Castro Sánchez J. Himno mozárabe en honor de S. Clemente//Habis: Arqueología, filología clásica. Sevilla, 1985. Vol. 16. P. 187-199; idem. Himnos de la antigua liturgia hispánica//Sacris Erudiri. Tutnhout, 2003. Vol. 42. P. 123-280; Barclay Lloyd J. E. The Building History of the Medieval Church of S. Clemente in Rome//J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1986. Vol. 45. P. 197-223; Zielinski H. Zu den Gründungsurkunden Kaiser Ludwigs II. für das Kloster Casauria//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Tl. 4: Diplomatische Falschungen. S. 67-96; Lapidge M. The Saintly Life in Anglo-Saxon England//The Cambridge Companion to Old English Literature/Ed. M. Godden, M. Lapidge. Camb., 1991. P. 243-263; Guidobaldi F. San Clemente. R., 1992. Vol. 1: Gli edifici romani, la basilica paleocristiana e le fasi altomedievali; idem. Gli scavi del 1993-95 nella basilica di S. Clemente a Roma e la scoperta del battistero paleocristiano//RACr. 1997. Vol. 73. P. 459-491; Salamito J.-M. Clément Ier//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 360-362; Bjø rn H., Gotfredsen L. Århus domkirke: Skt. Clemens. Århus, 1996; Hofmann D. Die Legende von St. Clemens in den skandinavischen Ländern im Mittelalter. Fr./M., 1997; White L. M. The Social Origins of Christian Architecture. Valley Forge (Penn.), 1997. Vol. 2. P. 219-228, 398-404; Battista S. Interpretations of the Roman Pantheon in the Old Norse Hagiographic Sagas//Old Norse Myths, Literature and Society/Ed. G. Barnes, M. C. Ross. Sydney, 2000. P. 24-34; Beaujard B.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

      См., например: Origenes über die Eucharistie//Theologische Quartal schrift. Tüb., 1864. S. 449–534; Origenes über den katholischen Gottesdienst//Theol. Quart. 1864. S. 646–719; Lehre des Clemens von Alexandrien über die Eucharistie//Theol. Quart. 1868. S. 208 ff.; Die Verwaltung des Kirchenvermögens in den ersten drei Jahrhunderten//Theol. Quart. 1872. S. 383 ff.; Der Primat in den ersten drei Jahrhunderten//Katholik. 1872. II. S. 257–284; Der Brief des römischens Clemens und der Tod der Apostel Petrus und Paulus//Ibid. S. 658–668; Das christliche Begräbnis im 4. Jahrhundert//Histor.-polit. Blätter. 1877. 79. Bd. S. 518–532; Ehe und Eheschließung im 5. Jahrhundert//Histor.-polit. Blätter. 1877. 80. Bd. S. 677–696, 753–767, 829–842; Das leonianische Sacramentarium//Katholik. 1879. II. S. 478–503; Historischer Commentar zum Taufordo des römischen Rituales//Katholik. 1880. I. S. 519–540; Die Scrutinienordines und der siebente römische Ordo//Katholik. 1880. II. S. 55–75; Die afrikanische Liturgie im 4. und 5. Jahrhundert//Katholik. 1881.1. S. 449–470, 561–581; Mailändische Liturgie//Katholik. 1882.1. S. 16–32, 113–132,225–243,837–354; Die Liturgie des Basilius//Katholik. 1883. I. S. 1–27, 113–141; Die antiochenische Messe nach den Schriften des h. Johannes Chrysostomus dargestellt//Zeitschrift für kath. Theologie. 1883. S. 250–303; Die Liturgie nach der Beschreibung des Eusebius von Cäsarea//Zeitschrift für kath. Theologie. 1884. S. 681–726; Die hierosolymimanische Messe nach den Schriften des heil. Cyrillus//Katholik. 1884. I. S. 142–157, 258–270; Schriftliche Abfassung der Liturgie//Katholik. 1884. II. S. 31–58; Die gallicanische Messe vom 4. bis zum 8. Jahrhundert//Katholik. 1886.1. S. 78–95, 146–167, 246–267, 361–382, 517–540; Die spanische Messe von ihren Anfängen bis zum 8. Jahrhundert//Zeitschrift für kath. Theologie. 1888. S. 1–35, 193–245; Duchesne über die drei ältesten römischen Sacramentarien//Zeitschrift für kath. Theologie. 1891. S. 193–213; Zur Frage nach der Stellung des Gelasianum zum Osterfasten//Theol. Quart. 1894. S. 126–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lpz.; B., 1938. Bd. 15. S. 426-448; idem. Die Stellung Wiberts von Ravenna in der Publizistik des Investiturstreites//MIÖG. 1954. Bd. 62. S. 155-164; Cencetti G. L " autenticità di alcuni privilegi della Chiesa ravennate e la giurisdizione sull " abbazia di S. Ellero in Galeata//Studi Romagnoli. Faenza, 1959. Vol. 10. P. 73-96; Holtzmann W. Ein Gegner Wiberts von Ravenna//RQS. 1962. Bd. 57. S. 189-191; St ü rner W. «Salvo debito honore et reverentia»: Der Königsparagraph im Papstwahldekret von 1059//ZSRG.K. 1968. Bd. 54. S. 1-56; idem. Der Königsparagraph im Papstwahldekret von 1059//Studi Gregoriani. R., 1972. T. 9. P. 37-52; Schneider F. Eine antipäpstliche Fälschung des Investiturstreites und Verwandtes// Idem. Ausgewählte Aufsätze zur Geschichte und Diplomatik. Aalen, 1974. S. 349-388; Fornasari G. Il sinodo guibertista del 1089 e il problema del celibato ecclesiastico//Studi medievali. Ser. 3. 1975. T. 16/1. P. 259-292; Robinson I. S. Authority and Resistance in the Investiture Contest. Manchester, 1978; Somerville R. Anselm of Lucca and Wibert of Ravenna//Bull. of Medieval Canon Law. N. S. R., 1980. Vol. 10. P. 1-14; Ziese J. Wibert von Ravenna: Der Gegenpapst Clemens III. (1084-1100). Stuttg., 1982; Bertolini M. G. Istituzioni, miracoli, promozione del culto dei santi: Il caso di Clemente III antipapa (1080-1100)//Culto dei Santi, istituzioni e classi sociali in ета preindustriale/A cura di S. Boesch Gajano, L. Sebastiani. L " Aquila; R., 1984. P. 71-104; Heidrich I. Ravenna unter Erzbischof Wibert (1073-1100): Untersuchungen zur Stellung des Erzbischofs und Gegenpapstes Clemens III. in seiner Metropole. Sigmaringen, 1984; Guyotjeannin O. [Clément III]//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 362-364; Dolcini C. Clemente III//Enciclopedia dei papi. R., 2000. T. 2. P. 212-217; Gresser G. Die Synoden und Konzilien in der Zeit des Reformpapsttums in Deutschland und Italien von Leo IX. bis Calixt II. 1049-1123. Paderborn, 2006. S. 276-283; Longo U.

http://pravenc.ru/text/1841379.html

управлял Римской Церковью при имп. Нерве и погиб при имп. Траяне) в целом соответствуют датировке понтификата К., которую предложил Евсевий Кесарийский. В Мученичестве К. назван 3-м Римским епископом (tertius Romanae ecclesiae praefuit episcopus Clemens); эти сведения скорее всего заимствованы из «Церковной истории» Евсевия в переводе Руфина (in urbe Roma Clemens quoque tertius post Paulum et Petrum pontificatum tenebat - Euseb. Hist. eccl. III 21// Eusebius Werke. Lpz., 1903. Bd. 2. H. 1, S. 237). В Каталоге Либерия, где К. указан на 2-м или 3-м (включая ап. Петра) месте, датировка понтификата не совпадает с данными Мученичества (согласно Каталогу Либерия, К. занимал кафедру при императорах Гальбе и Веспасиане). Возможно, указания Мученичества согласованы с перечнем Римских епископов в редакции сер. V в., в котором К. назван 3-м преемником ап. Петра, но даты понтификата К. в этом списке отсутствуют. Т. о., датировка деятельности К. в Мученичестве скорее всего основана на «Церковной истории». Франки де Кавальери отметил параллель между Мученичеством и «Историей монахов» Руфина ( Franchi de " Cavalieri. 1915. P. 35-36). Неясно, был ли составитель Мученичества знаком с «Рекогнициями» и посланием К. ап. Иакову в переводе Руфина. Возможно, на основании Псевдоклиментин в Мученичестве подчеркивается, что К. был учеником ап. Петра и следовал его наставлениям (disciplinam apostoli Petri secutus); схожие утверждения содержатся в послании еп. Римского св. Зосимы (417) и в канонах Вазионского Собора (442) (quod suprascriptus beatissimus martyr de beatissimi Petri instructione commemorat). В молитве К., к-рая приведена в Мученичестве, говорится: «Ты дал ключи от Царства Небесного Своему апостолу, моему наставнику Петру, и сказал ему: Что ты откроешь, то будет открыто; и что ты затворишь, будет затворено» (qui claues regni caelorum dedisti apostolo tuo Patro magistro meo et dixisti ei: Quae aperueris, aperta erunt, et quae clauseris, clausa erunt). О том, что ап. Петр получил от Христа епископскую кафедру и власть «вязать и решить», к-рые он впосл.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Darrouzès J. (ed.) (1961) Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres. Paris: Le Cerf (SC; 81). Darrouzès J. (ed.) (1996) Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques. Paris: Éditions du Cerf (SC; 51 bis). Declerck J. H. (ed.) (1982) Maximi Confessoris Quaestiones et dubia. Turnhout: Brepols (CCSG; 10). Faizova G. I. (2008) «Strah kak vazhnejshaja harakteristika chelovecheskogo bytija» [«Fear as the Most Important Characteristic of Human Existence»]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, no. 3 (13), pp. 628–629 (in Russian). Fatouros G. (ed.) (1992) Theodori Studitae Epistulae. Berlin: De Gruyter (CFHB. Series Bero- linensis; XXXI/2). Feuer I. (ed.) (1965) «Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat», in Les Œuvres de Philon d’Alexandrie. Lyon: Édition du Cerf, vol. 5, pp. 21–127. Früchtel L., Stählin O., Treu U. (eds.) (1970) «Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae», in Clemens Alexandrinus. Berlin: Akademie Verlag, vol. 3, pp. 137–155 (GCS; 17). Giet S. (ed.) (1968) Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron. Paris: Éditions du Cerf (SC; 26 bis). Gorez J. (ed.) (1966) «Philo Judaeus. De Abrahamo», in Les Œuvres de Philon d’Alexandrie. Lyon: Édition du Cerf, vol. 20, pp. 22–135. Grondijs L. H. (1958) «Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos». BZ, vol. 51, pp. 329–354. Guillaumont A., Guillaumont C. (eds.) (1971) Évagre le Pontique. Traité pratique ou le moine. Paris: Éditions du Cerf, vol. 2 (SC; 171). Guy J.-C. (2003) «Les apophtegmes des pères. Collection systématique, chapitres X–XVI». Paris: Éditions du Cerf, vol. 2, pp. 14–416 (SC; 474). Hausherr I. (ed.) (1928) «Nicetas Stethatus. Vita Simeonis Novi Theologici», in Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos. Rome: Pontificum Institutum Orientalium Studiorum, pp. 1–230 (OC; 12). Jaeger W. (ed.) (1963) «Gregorius Nyssenus. De instituto Christiano», in Gregorii Nysseni Opera. Leiden: Brill, vol. 8.1, pp. 40–89. Kambylis A. (ed.) (1976) Syméon le Nouveau Théologien. Hymnen. Berlin; New York: De Gruyter (Supplementa Byzantina; 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Leipzig, 1865. Bd. 1. Beck A. Die Trinitätslehre des hl. Hilarius von Poitiers. Mainz, 1903. Böhringer F. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart, 1878. Hälfte 2. Böhringer G.F. Ambrosius, Erzbischof von Mailand. 2 Aufl. Stuttgart, 1877. Böhringer G.F. Clemens und Origenes. 2 Aufl. Ziirich, 1869. Bonwetsch G.N. Methodius von Olympus. Erlangen; Leipzig, 1891. Brewer H. Das sogenannte athanasianische Glaubensbekenntnis ein Werk des hi. Ambrosius. Paderborn, 1909. Broglie J.V. A. de. Saint Ambroise. Paris, 1899. Cannata P. De S. Ambrosii libris qui inscribuntur de officiis ministrorum quaestiones. Modica, 1909. Codex Theodosianus. Mantuae, 1740. Deutsch S. Des Ambrosius Lehre von der Siinde und der Siindentilgung. Berlin, 1867. Dräsecke Μ.T. Ciceronis et Ambrosii De officiis. Romae; Florentiae, 1875. Dreves G.M. Aurelius Ambrosius, der «Vater des Kirchengesanges». Freiburg i. B., 1893. Ebert A. Allgemeine Geschichte der Literatur des Mittelalters im Abendlande. 2 Aufl. Leipzig, 1889. Esser G. Die Seelenlehre Tertullians. Paderborn, 1893. Ewald P. Der Einfluß der stoisch-ciceronianischen Moral auf die Darstellung der Ethik bei Ambrosius. Leipzig, 1881. Förster Th. Ambrosius, Bischof von Mailand. Halle, 1884. Gossel G. Quibus ex fontibus Ambrosius in describendo corpore humano hauserit. Lipsiae, 1908. Gregorius Nananzenus. The Five Theological Orations/Ed. A.J Mason. Cambridge, 1899. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Aufl. Freiburg, 1894–1897. 3 Bde. Heinisch P. Der Einfluss Philos auf die alteste christliche Exegese (Barnabas, Justin und Clemens von Alexandria). Munster, 1908. Hilgenfeld A. Priscillianus und seine neuentdeckten Schriften//Zeitschrift fur wissenschaftlichen Theologie. 35. Jahrgang. Leipzig, 1892. Holl K. Amphilochius von Iconium in seinem Verhaltnis zu den grossen Kappadoziern. Tubingen, 1904. Ihm M. Philo und Ambrosius//Jahrbücher für klassische Philologie. 1890. Bd. 36. Ihm M. Studia Ambrosiana. Leipzig, 1889. Jacoby H. Die praktische Theologie in der alten Kirche.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Павла, был 3-м Римским епископом (Ibid. III 4, 21). Он наследовал Анаклету в 12-й год правления имп. Домициана (Ibid. III 15), возглавлял епископскую кафедру 9 лет и скончался в 3-й год правления Траяна; преемником К. стал Эварист (Ibid. III 34). Согласно Хронике Евсевия-Иеронима, К. возглавил Римскую Церковь в 12-й год правления имп. Домициана (92/3, по Евсевию - 92), управлял 9 лет, во 2-й год правления имп. Траяна (99) ему наследовал еп. Эварист ( Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 191, 193). Т. о., К. скончался в 100 или 101 г. (согласно «Церковной истории») или в 99 г. (согласно Хронике); указание на 9-летнее пребывание на кафедре свидетельствует, что Евсевий скорее всего относил кончину К. к 100 г. Согласно «Пасхальной хронике», К., 3-й епископ Рима, о к-ром упоминал ап. Павел в Послании к Филиппийцам, возглавлял Римскую Церковь с 91 г. в течение 9 лет, однако о его смерти сообщается под 104 г. (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 467, 470-471). Следуя «Церковной истории», блж. Иероним называл К. 4-м епископом Рима (после ап. Петра, Лина и Анаклета) и датировал его кончину 3-м годом правления имп. Траяна ( Hieron. De vir. illustr. 15). Однако, по свидетельству блж. Иеронима, на Западе было распространено и др. мнение, по к-рому К. был преемником ап. Петра и, т. о., 2-м епископом Рима (tametsi plerique Latinorum secundum post apostolum putent fuisse Clementem - Ibidem). В др. сочинениях блж. Иероним также писал о К. как о «преемнике апостола Петра» (Clemens successor apostoli Petri - Hieron. Adv. Iovin. I 12//PL. 23. Col. 228) и «апостольском муже, который управлял Римской Церковью после Петра» (Clemens vir apostolicus, qui post Petrum Romanam rexit ecclesiam - Idem. In Is. XIV 52. 13-15). Мнение, по к-рому К. был непосредственным преемником ап. Петра во главе Римской Церкви, впервые засвидетельствовано в сочинении Тертуллиана «О прескрипции против еретиков» (ок. 200). В контексте полемики с еретиками, учение к-рых расходилось с апостольским преданием, Тертуллиан писал: «Апостольские церкви именно таким образом доказывают свое положение.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Здесь следует отметить, что подобная оценка Климента как своего рода интеллектуала-элитиста у Мейендорфа, стилизовавшего Климента едва ли не под «интеллектуала» XIV в. Варлаама Калабрянина, в определенной степени контрастирует с оценкой Александрийского учителя как  великого мистика у, по-иному понимающего эзотеризм Климента, архим. Киприана (Керна): «Климент является первым по времени крупным христианским мистиком после св. Иоанна и ап. Павла. Климент, участник древних мистерий, внес в христианское боговедение эзотеризм. И это стремление к таинственному познаванию открыло ему недоступные иным горизонты. В его записях мистических прозрений открывается нам и носитель, субъект этих мистических созерцаний. Гностик поэтому интересен не только с гносеологической стороны, но и как нравственно-мистический образ. Не только интересен, как гносеологический тип, как высшая ступень ведения, но и как высшая ступень святости (курсив наш – Г. И. Беневич)» ( ). Kattenbusch F . Symbol und Glaubensregel bei Clemens von Alexandria//Das apostolische Symbol: Seine Entstehung, sein geschichtlicher Sinn, seine ursprüngliche Stellung im Kultus und in der Theologie der Kirche: Eine Beitrag zur Symbolik und Dogmengeschichte. Vol. 2. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1900. S. 102-34, 106, прим. 7; сочувственно процитировано Вальтером Фёлькером ( Völker W . Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus. Berlin: Akademie, 1952. S. 13, прим. 2). Bousset Wilhelm . Kyrios Christos: A History of the Belief in Christ from the Beginnings of Christianity to Irenaeus. Trans. J. E. Steely (Nashville, TN: Abingdon, 1970 st German ed. 1913]), 8 (предисловие Рудольфа Бультмана к пятому изданию). же. Р. 9; второй курсив добавлен мною - А. Ш. же. Р. 13 (предисловие Буссе к первому изданию). же. P. 12-13. Overbeck Franz . Über die Anfänge der patristischen Literatur. Basel: Benno Schwabe, n.d. [orig. pub. 1882]). S. 70. Behr John . Asceticism and Anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford: University Press, 2000. P. 209.

http://bogoslov.ru/article/740788

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010