Свт. Григорий Великий установил дважды в неделю совершать особые литании, однако о пении K. в посланиях папы прямо не говорится ( Greg. Magn. Reg. epist. XI 31//CCSL. 140A. Vol. 2. P. 919-920; ср.: Ibid. P. 1096, 1102-1104). Тем не менее диак. Агиульф, посетивший Рим в 589 или 590 г., был свидетелем участия народа в пении псалмов и К. во время покаянной процессии в 3-м часу дня ( Greg. Turon. Hist. Franc. 10. 1). Нек-рые исследователи считают данное место в тексте свт. Григория более поздней интерполяцией, содержащей описание литаний, совершавшихся при папе Григории II (715-731) (LP. T. 2. P. 399-400, 406) ( Chadwick O. Gregory of Tours and Gregory the Great//JThSt. 1949. Vol. 50. P. 38-49). В любом случае K. изначально была песнью для сопровождения момента вхождения и занятия мест в храме клириками и хором (schola cantorum). В самом раннем из сохранившихся чинов папской мессы Ordo Romanus I (нач. VIII в.) K. называется laetania (это же наименование сохраняется у Валафрида Страбона и др. толкователей мессы). Оно пелось в то время, когда аколиты (аколуфы) приносили светильники, а папа совершал поклоны перед алтарем и шел к своему трону в апсиде. Схола пела K. сразу после антифонов ( интроита ) до тех пор, пока папа не подавал знак завершить пение (Ordo Romanus. I 52// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 84). Т. о., количество повторений K. изначально не фиксировалось. Об участии народа в пении прямо не говорится, но, по мнению Дж. Ф. Романо, оно подразумевается ( Romano J. F. Ritual and Society in Early Medieval Rome: Diss./Harvard Univ. Camb. (Mass.), 2007. P. 249-250). После K. папа пел Gloria in excelsis. Во 2-м чине папской мессы устанавливается 9-кратное повторение К. (по 3 раза каждое возглашение) (Ordo Romanus. IV 20// Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 159; то же самое в указаниях 2-й пол. VIII в. о совершении служб суточного круга в Соборе св. Петра и рим. мон-рях - Ordo Romanus. XV 15-17//Ibid. Vol. 3. P. 98-99). Поскольку пение К. было тесно связано с обрядовыми действиями шествия и входа в храм, порядок следования элементов друг за другом мог варьироваться: в источнике кон. VIII в. литания указана до интроита (Ordo Romanus. XXII 6-8//Ibid. Vol. 3. P. 260).

http://pravenc.ru/text/1840233.html

Итак, подведём итоги. Климент Александрийский, заимствуя хронологические данные из различных источников, не слишком утруждал себя их точной интерпретацией: часто он представляет их лишь как частные мнения досужих людей. Тем не менее, можно обобщить хронологические указания, приводимые в «Строматах», следующим образом: Творение — среда 5 октября 5589 г. до н.э. (создание светил и начало времени?); творение Адама — пятница 7 октября. Рождество Христово — 6 января 2 г. до н.э. (имплицитно); по другим данным (эксплицитно) — а) 15 или 20 мая; б) 14 или 19 апреля; в) 15 или 20 апреля (того же 2 г. до н.э.?). Крещение Иисуса Христа — 4 января 28 г. н.э., воскресенье (имплицитно); по другим данным (эксплицитно): при подвижном календаре — а) 25 декабря 27 г. или б) 28 декабря 28 г., воскресенье; при неподвижном — а) 6 января 28 г. или б) 11 января 29 г., воскресенье (прочие варианты менее достоверны). Страстная пятница — 22 апреля 29 г. н.э. (имплицитно); по другим данным (эксплицитно) — а) 7 апреля 30 г.; б) 1 апреля 29 г. или 14 апреля 30 г.   См. о нём: Quasten J. Patrology. Westminster (Maryland), 1983r. Vol. II: The Ante-Nicene literature after Irenaeus. P. 5-36. Уцелевшие фрагменты см.: Clemens Alexandrinus. Opera/O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu, hrsg. B., 1970. Bd. 3. S. 216–218. Особенно важен отрывок из Пролога к «Пасхальной хронике» (Fragm. 28), где Климент предстаёт убеждённым защитником пасхальной хронологии Иоанна Богослова. Clemens Alexandrinus. Stromata I. 101–147. Clemens Alexandrinus. Opera/O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu, hrsg. В., 19854. Bd. 2: Stromateis I–VI (GCS; 52); ср. русский перевод: Климент Александрийский. Строматы/Е.В. Афонасин, пер. СПб. (Изд-во О. Абышко), 2003. Т. 1 (Книги 1–3) (Библиотека христианской мысли. Источники). К сожалению, перевод грешит в этой части неточностями и опечатками. Clemens Alexandrinus. Op. cit. I. 144. 3. Ibidem. I. 140. 2–3. Ibidem. I. 102. 3–4. Ibidem. I. 105. Ibidem. I. 136. 3–137. 4. Ibidem. I. 102. 4. Ibidem. I. 136. 3.

http://bogoslov.ru/article/6172027

Sources 1 . Ammonius Scr. Eccl., Fragmenta in Joannem (in catenis), J. Reuss (ed.), Johannes-Kommentare aus der griechischen Kirche [Texte und Untersuchungen 89] (Berlin, 1966): 196–358. 2 . S. Athanasius Theol., Expositiones in Psalmos, in PG 27: 60–545, 548–589 (TLG). 3 . S. Athanasius Theol., Oratio I contra Arianos, K. Metzler, K. Savvidis (ed.). Athanasius: Werke, Band I. Die dogmatischen Schriften, Erster Teil, Lieferung (Berlin – New York, 1998): 109–175 (TLG). 4 . S. Athanasius Theol., Oratio III contra Arianos, in K. Metzler and K. Savvidis (ed.), Athanasius: Werke, Band I. Die dogmatischen Schriften, Erster Teil, 3. Lieferung, (Berlin – New York, 2000): 305–381. 5 . Athenagoras Apol., Legatio pro Christianis, in PG 6: 889–972. 6 . Theol. Basilius Caesariensis, Theol., Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae), in PG 31: 901–1052 (TLG). 7 . S. Basilius Caesariensis, Theol., De baptism, libri duo, in PG 31: 1513–1628 (TLG). 8 . S. Basilius Caesariensis, Theol., De spiritu sancto, in B. Pruche (ed.). Basile de Césarée. Sur le Saint–Esprit, 2nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis] (Paris, 1968): 250–530 (TLG). 9 . S. Basilius Caesariensis, Theol., Epistulae, in Y. Courtonne (ed.). Saint Basile. Lettres, 3 vols (Paris, 1: 1957; 2: 1961; 3: 1966). 1: 3–219; 2: 1–218; 3: 1–229 (TLG). 10 . S. Basilius Caesariensis, Theol., Homiliae in hexaemeron, in S. Giet (ed.). Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2nd edn. [Sources chrétiennes 26 bis] (Paris, 1968): 86–522 (TLG). 11 . Clemens Alexandrinus, Theol., Stromata, L. Früchtel, O. Stählin, U. Treu (eds.). Clemens Alexandrinus. Vols. 2, 3rd edn. and 3, 2nd edn. [Die griechischen christlichen Schriftsteller 52 (15), 17] (Berlin, 2: 1960; 3: 1970: 2: 3–518; 3: 3–102) (TLG). 12 . Clemens Alexandrinus, Theol., Eclogae propheticae, L. Früchtel, O. Stählin, and U. Treu (eds.), Clemens Alexandrinus, vol. 3, 2nd edn. [Die griechischen christlichen Schriftsteller 17] (Berlin, 1970): 137–155. 13 . S. Cyrillus Alexandrinus, Theol., Commentarii in Joannem, in P.E. Pusey (ed.). Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium, 3 vols (Oxford, 1872). 1: 1–728; 2: 1–737; 3: 1–171 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Braoudehoux J .- P . Mariage et famille chez Clement d’Alexandrie. Paris: Bcauchesne, 1970.   Писарев Л. И . Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности//Православный собеседник. 1904. Т. 2. С. 196–197. Clemens Alexandrinus . Stromata III, 1. Рус пер. по: Муретов М. Д . Христианский брак и Церковь. Речь на акте Императорской Московской Духовной Академии 1-го Октября 1916-го года. Сергиев Посад, 1917. С. 46. См.: Там же. С. 44. См.: Пономарёв П . Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. Казань, 1899. С. 60. Муретов М. Д . Христианский брак и Церковь. Речь на акте Императорской Московской Духовной Академии 1-го Октября 1916-го года. С. 25–26. Пляшкевич В . О браке как таинстве в Древней Церкви//Православное обозрение. 1883. 2. С. 210–211. Слова эти приписываются сщмч. Игнатию Богоносцу прп. Иоанном Дамаскиным. См.: Пономарёв П . Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV в. С. 45; Казанский П . История православного монашества на Востоке. Ч. 1: Монашество в Египте. М., 1854. С. 28. Постановления Апостольские IV, 14. С. 130. Clemens Alexandrinus . Paedagogus II, 10. Рус. пер.: Климент Александрийский . Педагог/пер. И. Н. Корсунского и свящ. Г. Чистякова. М., 1996. С. 189. Clemens Alexandrinus . Stromata III, 9. Рус. пер.: Климент Александрийский . Строматы. С. 354. Ibid. III, 6. Рус. пер.: Там же. С. 343; Ibid. III, 9. Рус. пер.: Там же. С. 354. См.: Ibid. III, 12. Рус. пер.: Там же. С. 363. Комментарий к этим словам см.: Broudehoux J . Mariage et famille chez Clement d’Alexandrie. Paris, 1970. P. 86. Clemens Alexandrinus . Stromata III,12. Рус. пер.: Климент Александрийский . Строматы. С. 371. Ibid. VII, 12. Рус. пер.: Там же. С. 859. Ibid. III, 18. Рус. пер.: Там же. С. 384. Ibid. II, 23. Рус. пер.: Там же. С. 297. Муретов М. Д . Христианский брак и Церковь. Речь на акте Императорской Московской Духовной Академии 1-го Октября 1916-го года. С. 45.

http://bogoslov.ru/article/6177063

Basilius Caesariensis. Homiliae in hexaemeron//Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron/éd. S. Giet. 2nd edn. Paris: Éditions du Cerf, 1968. (SC; vol. 26 bis). Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae)//PG. T. 31. Col. 901–1052. Pseudo-Clementina (epitome altera auctore Symeone Metaphrasta) [Sp.]//Clementinorum epitomae duae/ed. A. R. M. Dressel. 2nd edn. Leipzig: Hinrichs, 1873. S. 2–118. Clemens Alexandrinus. Stromata//Clemens Alexandrinus. Stromata. Buch I–VI. Bd. 2/hrsg. von O. Stählin. Leipzig: J. C. Hinrich’ssche Buchhandlung, 1906. (GCS; Bd. 15). Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae//Clemens Alexandrinus. Bd. 3/hrsg. von L. Früch-tel, O. Stählin, U. Treu. Berlin: Akademie Verlag, 1970. (GCS; Bd. 17). S. 137–155. Didymus Caecus. Fragmenta in epistulam ii ad Corinthios (in catenis)//Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt/hrsg. von K. Staab. Münster: Aschendorff, 1933. S. 14–44. Dorotheus. Doctrinae diversae I–XVII//Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/éd. L. Regnault, J. de Préville. Paris: Éditions du Cerf, 1963. (SC; vol. 92). P. 146–486. Ephraem Syrus. Ad imitationem proverbiorum//σου φραμ το Σρου ργα/κδ. Κ. Γ. Φραντζολς. Τ. 1. Θεσσαλονκη: Τ Περιβλη τς Παναγας, 1988 ( r 1995). Σ. 185–280. Eusebius. Commentaria in Psalmos//PG. 23, 24. Col. 23–1396; 24–76. Evagrius. Practicus (capita centum)//Évagre le Pontique. Traité pratique ou le moine/éd. A. Guillaumont, C. Guillaumont. Vol. 2. Paris: Éditions du Cerf, 1971. (SC; vol. 171). Evagrius. Tractatus ad Eulogium (sub nomine Nili Ancyrani)//PG. T. 79. Col. 1093–1140. Gregorius Nazianzenus. In sancta lumina (orat. 39)//PG. T. 36. Col. 336–360. Gregorius Nazianzenus. In laudem Athanasii (orat. 21)//PG. T. 35. Col. 1081–1128. Gregorius Nazianzenus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26)//PG. T. 35. Col. 1228–1252. Gregorius Nazianzenus. De dogmate et constitutione episcoporum (orat. 20)//PG. T. 35. Col. 1065–1080.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

2. Часть проскомисательная, следующая после чтения из Писаний и символа веры , когда поется офферториум, состоит из следующих актов: 1. Умовение рук (вторичное) с чтением той же молитвы; 470 2. предуготовительно-покаянные молитвы: «Господи, Боже, по неизреченному Твоему милосердию, соделай меня грешного раба твоего достойным приступити сегодня к алтарю Твоему и проч.». 471 3. Приношения верующих, при коих читаются молитвы: «Тебе, Господи, приношу жертву за отпущение грехов моих и всех верных твоих живых и умерших.... за царя, настоятеля, клир. 4. В это время дьякон подает епископу хлеб для евхаристии, – епископ, прияв хлеб, говорит молитвы, подобные помещающимся в Ordo Romanus, Mozarabicusu Ambrosianusu сходные с нашими молитвами предложения и проскомидии., наприм: «приими, святый Отче, приношение сие...., приими, святая Троица..., приношение сие за самого священнослужителя, за всех живых и умерших, за церковь , за царя ипроч.; 472 полагая затем хлеб на престол, говорит: «освяти, Господи, сие приношение, да будет нам телом Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа». Дьякон, смешав воду с вином в чаше, говорит: «Боже, человеческого естества и проч.», как в Ordo Romanus. При принесении чаши на алтарь, дьякон говорит священнику: «пожри Господу жертву хвалы..., а священник, принимая чашу, говорит: «приносим Тебе, Господи, чашу спасения и проч.», как в Ordo Romanus. Следует молитва: «Господи, Иисусе Христе, на кресте страсти Твоея изволивый источити из боку Твоего кровь и воду, и тем Церковь Себе освятив, приими сию жертву на престол Твой возложенную и дозволь милостиво, чтобы за искупление наше и всего мира вознеслась к лицу величества Твоего божественного в воню благоухания " . При поставлении чаши на престол: «принесенную Тебе чашу, Господи, освяти, да будет нам кровь Единородного Твоего Сына, Господа нашего И. Христа». Потом благословляет дары: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, да будет знаменовано, совершено, освящено и благословлено сие новое жертвоприношение. Прииди, освятитель и благослови. 473 5. Следует каждение с молитвою: ходатайством св. Гавриила Архангела (как в Ordo Romanus) и другими. 474 6. Обращение священника к присутствующим: «помолитесь и о мне грешном, братие и сестры, дабы моя и ваша жертва быша приятна Господу Богу пред лицом Его», – ответ: «да приимет всемогущий Бог из рук твоих, Господь да будет в сердце твоем и в устах твоих и др.». 7. Чин оканчивается молитвами: «Господи ИисусеХристе, вера и упование наше, всяческоеутешение наше в бедствиях настоящей жизни, на меня недостойного и грешного милостиво воззри и мирно услыши, и пошли святого Ангела Твоего с небес, который сие приношение приимет и пред лице Твоего милосердия представит в воспоминание меня, в хвалу и славу имени Твоего», – «Господи, Боже, не хотяй смерти грешников, но покаяния требуяй...», – «намереваясь совершить воспоминание спасительной жертвы всего мира и видя свои грехи страшусь и трепещу, но по великому милосердию Твоему и др.». 475

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Началом К. м. в средние века и Новое время считался раздел «Te igitur», а окончанием - «Аминь» перед Молитвой Господней «Отче наш». Однако в раннее средневековье К. м. начинался со вступительного диалога и префации. Нек-рые авторы причисляли к К. м. и молитву «Отче наш»; особенно это было характерно для североафриканской традиции: так, блж. Августин говорил, что «gratiarum actio» состоит из неск. молитв и завершается Молитвой Господней ( Aug. Ep. 149. 16; ср.: Isid. Hisp. De eccl. offic. I 15); но в рим. традиции Молитва Господня шла после К. м. ( Greg. Magn. Reg. epist. IX 26). В любом случае раздел «Te igitur» считался «серединой канона» ( Amalar. Lib. offic. III 27). В Сакраментарии Геласия начало К. м. отмечено рубрикой - «Incipit canon actionis» (перед «Sursum corda»). Ряд толкований К. м. каролингского времени начинаются с «Dominus vobiscum». В то же время во многих рукописях заглавная буква «T» в названии раздела «Te igitur» выделялась и часто дополнялась изображением Распятия, что подчеркивало начало особо значимой части мессы. Нек-рое время также выделялись и украшались первые буквы префации «Vere dignum» - V и D. Отделение префации от остальной части К. м. произошло, видимо, из-за обычая читать текст К. м. начиная с «Te igitur» тихим голосом (см.: Franz. 1902. S. 615-637; Jungmann. 1929; Moreau. 1924). Если в Ordo Romanus I тихое чтение еще не отмечено (говорится, что во время пения Sanctus все склоняются, потом папа один встает и идет читать К. м.- Ordo Romanus I 88), а в Ordo Romanus XV 39 подчеркивается, что епископ должен читать текст так, чтобы его слышали стоящие вокруг алтаря, то в Ordo Romanus V 58 (2-я пол. IX в.) тихое чтение отмечается как обязательное. В дальнейшем нек-рые средневек. литургисты подчеркивали, что слова К. м. не должны быть доступны всем, чтобы избежать их неправильного употребления. Иоанн Белет († 1185) отказывался приводить их толкование, т. к., по его мнению, знать их дозволялось только священникам ( Beleth. Ration. div. offic. 44, 46). Известны случаи, когда попытки публиковать переводы и объяснения К. м. на национальных языках вызывали протесты ( Franz. 1902. S. 631-632). Желание отменить тихое чтение К. м. было осуждено Тридентским Собором (22-я сессия, канон 9) и в бреве папы Александра VII «Ad aures nostras» (12 янв. 1661). Позже за чтение К. м. в полный голос выступали янсенисты (см., напр., Миссал, изданный в Мо в 1709). Только папа Пий X в 1906 г. разрешил печатать объяснения К. м. в Катехизисе. Окончательное исчезновение обычая скрывать текст К. м. произошло в результате распространения литургического движения и реформ II Ватиканского Собора. Свидетельства текста

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Palestinians Push Nativity Church as Heritage Site The Church of the Nativity in Bethlehem is becoming the church of contention, with a bid by the Palestinians to use their position as the newest members of the U.N. " s cultural arm to obtain World Heritage status for the iconic Christian site — and perhaps boost their own campaign for legitimacy. admin 26 June 2012 The Church of the Nativity in Bethlehem is becoming the church of contention, with a bid by the Palestinians to use their position as the newest members of the U.N.’s cultural arm to obtain World Heritage status for the iconic Christian site — and perhaps boost their own campaign for legitimacy. The effort by the Palestinian Authority, like its overall efforts for global recognition for an independent Palestinian state, is drawing resistance. And it may fail at the World Heritage Committee meeting that starts Sunday. An experts committee has turned down the emergency bid to quickly confer on the Church of the Nativity, and its pilgrimage route, the status as an endangered World Heritage site, saying the application needs more work. Even custodians of the holy site, the Greek Orthodox, Roman Catholic and Armenian churches are opposed, according to a document obtained by The Associated Press. The church — which drew some 2 million visitors last year and parts of which are 1,500 years old — stands above the grotto that Christians believe was the birthplace of Jesus. The Palestinians’ application asks for recognition as a site of “outstanding universal value” urgently in need of attention. There is concern by the United States and others that the Bethlehem holy site and the integrity of the World Heritage process risk falling victim to the politics that for decades have torn the region asunder, with the Palestinians using their foothold in the U.N. system to grab symbolic recognition of their elusive bid for statehood in a long-disputed land. The World Heritage candidacy of the Church of the Nativity and the pilgrimage route is one way for the Palestinians to prove they are responsible stewards of the site which draws tourists the world over. Above all, it is part of a broader attempt by Palestinian President Mahmoud Abbas to seek international recognition for a state of Palestine after its controversial backdoor entry into the U.N. system.

http://pravmir.com/palestinians-push-nat...

Скачать epub pdf III. INDEX METHODICUS I. – DOGMATICA A) UNIVERSE BARTHOLOMÆUS, apost. Fg., 2, 785–6. MATTHIAS, apost. Fg., 2, 783–4. BARNABAS. Fg., 2, 781–2. CLEMENS ROMANUS. Fg., 1, 453–60; 1475–6. PAPIAS. Fg., 5, 1255–62. SENIORES apud Irenæum, 5, 1385–1402. JUSTINUS. Fg., 6, 1591–1600; 1801–2. TATIANUS. Fg., 6, 1601–2, 1801–6. CLAUDIUS APOLLINARIS. Fg., 5, 1293–6. MELITO. Fg., 5, 1207–26. IRENÆEUS. Fg., 7, 1225–64; 2017–18. (Pfaffiana, 1248–57.) PANTÆNUS. Fg., 5, 1329–32. SERAPION ANTIOCHENUS. 5, 1373–6. CLEMENS ALEXANDRINUS. Stromatum. lib. 1–8, 8, 685–1382; 8, 9–602. Hypotyposes, 713–50. Fragmenta, 749–54. HIPPOLYTUS. Fg., 10, 861–74. ORIGENES, Periarchon, lib. 1–4, 11, 111–414; Stromatum fg., 101–8. Philocalia, 14, 1309–16. GREGORIUS THAUMATURGUS. Expositio fidei, 10, 983–88. Fragmenta, 10, 1789–90. DIONYSIUS ALEXANDRINUS.Fg.,10, 1597–1602. Epistolæ, 1291–1344. THEOGNOSTUS. Fg., 10, 239–42. PIERIUS. Fg., 10, 243–6. METHODIUS. Fg., 18, 339–40; 403–8. PETRUS I ALEX. Fg., 18, 509–22. EUSTATHIUS ANT. Fg., 18, 675–96. ATHANASIUS. Expositio fidei, 26, 199–208. Tomus ad Antiochenos, 26, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–24. Sermo major de fide, 26, 1263–94; 1237–40; 1247–50. Epistolæ heortasticæ, 26,1360–1444. Fragmenta, 1217–1326. ATHANASIUS ALEX. Explicatio symboli, 26, 1231–2; 28. 1637–44. Liber de definitionibus, 28, 533–44. Quæstiones ad Antiochum, 597–700. Aliæ, 773–96. Expositio fidei, 26. 1262. Brevis expositio fidei, 1321–24. Fides Patrum nicænorum. 28, 1637–44. Symbolum Quicumque, 1581–96. Ejus expositio, 1595–1604. Epistola catholica. 28, 81–84. Epistola ad episcopum Persarum, 1554–68. Symbolum HIEROSOLYMITANUM, 33, 533–6. CYRILLUS HIEROS. Catecheses 1–23, 33, 351–1128 (in primis 4–5, 453–524). Fragmenta, 1181–2; 1203–4. EUSEBIUS CÆSAR. De incorporali et invisibili Deo, 24, 1113–28; 1127–36. BASILIUS CÆS. Homilia de fide, 31, 463–72 et 675–82. BASILIUS et GREGORIUS NAZ. . De sancta et orthodoxa fide, latine, 30, 831–6. GREGORIUS NAZIANZENUS. Homilia de dogmate, 35, 1065–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

AD Titum. Origenes. Fg., 14, 1303–6. Chrysostomus 1–6, 62, 663–700. Theodoras Mops., 66, 947–50. Theodoretus, 82, 857–70. Joan. Damascenus, 95, 1026–30. O_Ecumenius, 119, 241–62. Theophylactus, 125, 141–72. Ad Philemonem. Origenes. Fg., 14, 1305–8. Chrysostomus 1–3, 62, 701–20. Theodoras Mops., 66, 949–50. Theodoretus, 82, 871–8. Joan. Damascenus, 95, 1029–34. O_Ecumenius, 119, 261–72. Theophylactus, 125, 171–84. Ad Hebræos. Origenes, fg., 14, 1307–10. Eusebius, 24, 605–6. Chrysostomus 1–34, 63, 9–236; 64, 479–92. Theodoras Mops., 66, 951–68. Cyrillus Alexandrinus, 74, 953–1006. Theodoretus, 82, 673–786. Gennadius, 85. 1731–34. Joan. Damascenus, 95, 929–98. Photius, 101, 1253–54. O_Ecumenius. 119, 271–452. Theophylactus, 125, 185–404. In EPISTOLAS CATHOLICAS. Euthalius, 85, 665–90. Jacobi epistola. Didymus, 39, 1749–54. Chrysostomus, 64, 1039–52. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1007–12. Hesychius, 93, 1389–90. O_Ecumenius, 119, 451–510. Theophylactus, 125, 1131–90. Petri epist. 1 et 2. Clemens Alexandrinus, 9, 729–32 (I). Eusebius Emesenus, 86, I; 561–2 (II). Didymus, 39, 1755–72 (I); 1771–4 (II). Chrysostomus, 64, 1053–58 (I); 1057–60 (II). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1011–16 (I); 1017–22 (II). Hesychius, 93, I389–90 (I). Ammonius Alexandrinus, 85. 1607–10 (I). O_Ecumenius, 119, 509–78 (I); 577–618 (II). Theophylactus, 125, 1189–1252 (I); 1253–88 (II). JUDÆ epist. Clemens Alexandrinus, 9, 731–4. Didymus, 1755–72 (I); 39, 1811–18. Cyrillus Alexandrinus, 74, 1023–4. Hesychius, 93, 1391–2. O_Ecumenius, 119, 703–22. Theophylactus, 126, 85–104. JoanNis epist. 1–3. Clemens Alexandrinus, 9, 733–8 (I); 737–40 (II). Didymus, 39, 1775–1808 (I); 1809–10 (II); 1811–2 (III). Chrysostomus, 64, 1059–62 (I). Cyrillus Alexandrinus, 74, 1021–4 (I). O_Ecumenius, 119, 617–84 (I); 638–96 (II); 695–704 Theophylactus, 126, 9–66 (I); 65–80 (II); 79–84 (III). ApocALYPsis. Andreas Cæsariensis, 106, 215–458. Arethas, 106, 487–786. Anonymus ex æcumenio, 119, 721–26. Dionysius Alexandrinus. Fg., 10, 1237–50 [de canonicitate]. V. – HOMILIÆ ET LIBRI

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010