P.S. Более двадцати лет епископ Василий вел православные передачи для России по Би-би-си. Только тогда он еще не был монахом, и звали его отец Владимир Роздянко.   Святой Павлин Фото Claude Robillard/www.flickr.com В конце четвертого века в итальянском городе Нола был необычный епископ. Звали его Павлин. Двадцатилетним юношей он был избран в римские сенаторы, затем стал консулом и, наконец, губернатором области Кампания в Италии. После того как Павлин обратился ко Христу и крестился, он совершенно изменил образ жизни: продал всё свое имение и роздал вырученные деньги нуждающимся, по сути оказавшись нищим, из-за чего ему довелось испытать презрение бывших друзей и слуг. После многих лет странствий он оказался в городе Нола, где местная община христиан избрала его епископом. В те годы случилось нашествие вандалов на Италию. Пришли они и в город Нола, где взяли в плен множество народа. Тогда Павлин все, что имел в епископии, стал отдавать на выкуп пленных и на пропитание обнищавших от нашествия варваров, так что у него совершенно уже ничего не оставалось. Однажды к нему пришла бедная вдова и попросила помочь выкупить ее сына. Павлин, раздавший все, что мог, ответил ей: — Женщина, мне нечего дать тебе, кроме самого себя. Продай меня и выкупи своего сына или же отдай меня в рабство взамен него. Вдова подумал, что епископ насмехается над ее бедой. Но Павлин сумел убедить ее в истинности своего намерения. Они вместе отправились к вандалам, и там святой Павлин отдал себя в рабство, обменяв себя на сына вдовы.   Босоногие спасители Иерей Григорий Михневич 21 июня 2011 года под Петрозаводском разбился самолет ТУ-134, на борту которого находились 52 пассажира. Он упал неподалеку от шоссе. Трассу тут же перекрыли: в любой момент мог произойти взрыв. Вдруг на дороге появился легковой автомобиль, из которого выскочили два человека весьма странного вида: из одежды на них были лишь шорты и футболки, а обуви на ногах не было вообще. Не раздумывая, они кинулись к горящему самолету и вместе с еще одним смельчаком начали искать выживших пассажиров среди мертвых тел и залитых керосином обломков. Вынесли в безопасное место мужчину, девушку и маленького ребенка. Потом, когда прибыли спасатели, вместе с ними вынесли еще четверых. Ушли они из этого ада, лишь когда самолет взорвался и стало ясно, что больше никого спасти не удастся.

http://foma.ru/5-istoriy-o-pastyirskoy-l...

е. «не сотворённым рукой человеческой», образам древнего христианства 1164 . Его изыскания привели к изданию материалов конференции «The Holy Face» 1998 г. и к устроению большой выставки под названием «Il Volto di Cristo» («Лик Христов»), развёрнутой в Риме в 2000/01 гг., а за ней последовала малая генуэзская выставка, посвящённая Эдесской плащанице 1165 . Учёные различных направлений способствовали углублению наших знаний об «исключительных изображениях» в эпоху Средневековья, и среди прочих я хотел бы упомянуть разнообразные толкования, предложенные Жаном-Клодом Шмитом (Jean-Claude Schmitt), Жаном Виртом (Jean Wirth), Гербертом Л. Кесслером, Ричардом Трекслером, Робином Кормаком и Ричардом Марксом 1166 . Перепись святилищ Италии, начатая под эгидой Французской школы Рима (École française de Rome), предоставила базу новых данных о многих аспектах, касающихся специфической темы чудотворного образа 1167 , но подобные начинания были предприняты в последние годы и в других областях Европы. Ограничусь упоминанием о работе, ведущейся в Греции Марией Вассилаки, которая в 2000−2001 гг. курировала научную организацию большой афинской выставки икон Богородицы 1168 , и о деятельности, развёрнутой в Москве Алексеем Лидовым в серии публикаций и конференций, на которых мы ещё остановимся впоследствии. Вершиной этого пробуждения интереса стала, вероятно, конференция, полностью посвящённая «The Miraculous Image». Она была проведена Датской Академией в Риме в 2002 г. и собрала некоторых учёных, занимавшихся этой темой в разных частях света 1169 . Среди них был английский исследователь Роберт Маниура (Maniura), который совсем недавно в своей книге «Pilgrimage to Images in the Fifteenth Century» изложил интересные размышления о пространственном аспекте культовых изображений, т. е. о его ключевой роли для практического благочестия в месте паломничества, а также о значении зрительного элемента в распространении и определении явлений культа 1170 . Развитие исследований в самые последние годы в конце концов пришло в противоречие с положением Бельтинга о том, что образ, понимаемый как изобразительный предмет, способный воздействовать на действительность, был якобы нейтрализован его преобразованием в произведение искусства в тот момент, когда в эпоху Ренессанса ему было предписано представлять некое лицо, а не вызывать его материальное присутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Расстояние от «Ура Халдейского» до Харрана составляет около 1000 км; непонятно, спрашивают они, зачем семейству Авраама понадобилось делать такой крюк по пути в Ханаан. С другой стороны, описанный маршрут видимо был хорошо известен: торговцы, следовавшие из Ашшура в Анатолию между 1950 и 1750 до Р.Х. двигались вдоль берега Черного моря, и дорога из Ларсы на Эмар также шла вверх по Тигру через Харран. Прямой же путь из Ура в Ханаан лежит через пустыню, маловероятно, что им вообще пользовались в древности. На руинах древнего Ура, на месте производившихся Леонардом Вулли в 1920-х гг. раскопок, туристам до сих пор показывают место, где предположительно стоял дом Авраама. Вулли нашел здесь клинописную табличку с именем «Абрам» (как звали Авраама до того, как Бог изменил его имя). «Абрам» — семитское имя, довольно распространенное в древности, поэтому особых оснований связывать эту находку именно с библейским Авраамом не имеется. Еще одна глиняная табличка с упоминанием «Абрама Египтянина» была найдена в Угарите (Charles Virolleaud, Textes en Cuneiformes Alphabeteques Des Archives Sud, Sud-Oest et du Petit Palais — «Le Palais Royal D " Ugarit», vol. II, ed. Claude F.A. Schaeffer, Paris, 1965, no. 95, p. 117)   8. Отделение протохананеев от протоарамеев произошло в начале III тыс. до Р.Х.; с ним связываются корни предания о разрыве между основателем городов Каином и кочевником Шетом — первопредком сутиев. Противостояния древних евреев, как наследников сутиев, хананеям восходит, вероятно, к тому же времени.   9. О времени рождения сыновей Лавана в Библии ничего не говорится, указанная же сноска явно ошибочна — прим. пер.   10. Очевидно, речь здесь должна идти об их детях или о внуках Лавана — прим. пер.   11. Синухе, египетский вельможа, живший в эпоху XII династии. Опасаясь обвинения в причастии к дворцовому заговору, Синухе бежал из Египта, жил в Библе, много лет провел в Палестине и Сирии, где снискал расположение местных вождей, завел семью, нажил богатство. На склоне лет он получил прощение от Сенусерта I и разрешение вернуться в Египет, чему был несказанно рад, ибо не было ничего страшнее для египтянина, чем смерть на чужбине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

There have also been extraordinary representatives among the Coptic patriarchs of Alexandria, whose church has witnessed a renaissance in the latter part of the 20th century. SEE ALSO: Apostolic Succession; Arianism; Cappadocian Fathers; Ecumenical Councils; Gnosticism; Heresy; Judaism, Orthodoxy and; Logos Theology; Monasticism; Nestorianism; Philosophy; Pontike, Evagrios (ca. 345–399); St. Athanasius of Alexandria (ca. 293–373); St. Cyril of Alexandria (ca. 378–444); Theoto­kos, the Blessed Virgin REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Bagnall, R. S. (1993) Egypt in Late Antiquity. Princeton: Princeton University Press. Chitty, D. J. (1999) The Desert A City: An Introduc­tion to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. Clark, E. A. (1992) The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton, NJ: Princeton University Press. Fraser, P. M. (1972) Ptolemaic Alexandria, 3 vols. Oxford: Clarendon Press. Griggs, C. W. (1990) Early Egyptian Christianity: From Its Origins to 451 ce. Leiden: E. J. Brill. Haas, C. (1977) Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Hardy, E. R. (1952) Christian Egypt, Church and People: Christianity and Nationalism in the Patriarchate of Alexandria. New York: Oxford University Press. Hinske, N. (1981) Alexandrien: Kulturbegegnungen dreier Jahrtausende im Schmelztiegel einer mediterranen Grossstadt. Mainz am Rhein: P. von Zabern. McGuckin, J. A. (2001) St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy, Its History, Theology and Texts. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press. McGuckin, J. A. (2003) “Origen as Literary Critic in the Alexandrian Tradition,” in L. Perrone (ed.) Origeniana Octava. Leuven: Peeters, pp. 121–35. n.a. (1987) Alexandrina: Hellenisme, Judaisme, et Christianisme a Alexandrie; melanges offerts au P. Claude Mondesert. Paris: Cerf. Pearson, B. A. and Goehring, J. E. (eds.) (1986) The Roots of Egyptian Christianity. Philadelphia: Fortress Press. Roberts, C. H. (1979) Manuscript, Society, and Belief in Early Christian Egypt. Oxford: Oxford University Press. Читать далее Источник: The Encyclopedia of Eastern Orthodox Christianity/John Anthony McGuckin - Maldin : John Wiley; Sons Limited, 2012. - 862 p. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Clement Olivier. Orient-Occident, Deux Passeurs, Vladimir Lossky et Paul Evdokimov. Geneve, 1985. Kallistos (Ware). «Dieu cache et revele. La voie apophatique et la distinction essence-energie//Messager de l " Exarchat du Patriarche russe, 89–90. Paris, 1975. P. 45–59. 2) Католические авторы DanielouJean. La Trinite et le mystere de l " existence. P., 1968. Muhlen Herbert. L " Esprit dans l " Eglise. 2 vol. Paris, 1969. Bouyer Louis. Le Fils Eternel. Paris, 1974. De Margerie Bertrand. La Trinite chretienne dans l " histoire. Paris, 1975. Congar Yves. Je crois en l " Esprit Saint. 3 vol. Paris, 1979–1980. Bouyer Louis. Le Consolateur. Paris, 1980. Manaranche Andre. Dieu vivant et vrai. Paris, 1972. Manaranche Andre. Le Monotheisme chretien. Paris, 1985. Kasper Walter. Le Dieu des hretiens. Paris, 1985. 3) Протестантские авторы Baillie D. M. God was in Christ. Londres, 1948. Welch Claude. The Trinity in contemporary Theology. Londres, 1953. Chevalier Max Alain. Souffle de Dieu. Le Saint Esprit dans le Nouveau Testament. Paris, 1978. Moltmann Jiirgen. Trinite et Royaume de Dieu. Paris, 1984. 4) Экуменические сборники Le Mystere de l " Esprit Saint. Paris, 1968; L " Esprit Saint et ÍEglise. Paris, 1969; Le Saint Esprit. Geneve, 1963; Concilium. 148, 1978 (Le Saint Esprit en rediscussion); L " Esprit Saint. Bruxelles, 1978; Credo in Spiritum Sanctum (Congres theologique international de Pneumatologie). Vatican, 1983; L " experience de Dieu et le Saint Esprit. Paris, 1985. 5) Споры и беседы о Filioque Bolotoff Vassili. Theses sur le Filioque//Istina. Paris, 1972. 3–4. P. 261–289. Lossky Vladimir. La Procession du Saint Esprit dans la doctrine trinitaire orthodoxe. Paris, 1948, перепечатано в сборникеА l " image et a la ressemblance. Paris, 1967. special de Russie et Chretiente. Paris, 1950, 3–4, sur le «Filioque», avec des etudes de Mgr Cassien sur l " enseignement de la Bible, de J. Meyendorff. «Chez les Peres orientaux», de S. Verkhovsky. «D " apres la Triadologie orthodoxe».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

New Book: Ecumenism: Origins, Expectations, Disenchantment: The Proceedings of a Pan-Orthodox Conference, Available From Uncut Mountain Press A new book, Ecumenism: Origins, Expectations, Disenchantment: The Proceedings of a Pan-Orthodox Conference, edited by Protopresbyter Peter Heers is now available for pre-order from Uncut Mountain Press : For nearly 100 years the contemporary movement for the unification of Christianity has enjoyed the involvement of the Orthodox. Yet, despite the objections of many Orthodox Christians, the divisions among them which have developed on account of this participation, and the apparent lack of real progress toward the desired goal, there has never been a critical Pan-Orthodox examination of the phenomenon and Orthodox participation in it. This historic conference, sponsored by the School of Pastoral Theology of the University of Thessaloniki and the Society of Orthodox Studies, promises to fill this gap. Speakers at the conference included: Metropolitan Hierotheos (Vlachos) of Nafpaktos (Greece), Metropolitan Nathaniel of Nevrokop (Bulgaria), Metropolitan John of Velesson (Patriarchate of Serbia), Bishop Artemy of Raska and Prizren (Kossovo, Serbia), Bishop Panteleimon of Ghana (Patriarchate of Alexandria), Archimandrite Joseph of Xeropotamou Monastery (Mount Athos), Archpriest George Metallinos (Athens), Archpriest Valentin Asmus (Moscow Theological School), Archpriest Zourab Antadze (Church of George), Archimandrite Christophoros Tsiakkas (Church of Cyprus), Archimandrite Demetrios Vasiliadis (Patriarchate of Jerusalem), Archpriest Theodore Zisis (Thessaloniki), Archpriest George Dragas (Boston), Geron Moses (Mount Athos), Professor Jean-Claude Larchet (France), Demetrios Tselengidis (Thessaloniki), among the nearly sixty speakers in all. Since its inception in 2000, Protopresbyter Peter Heers " Uncut Mountain Press has gained a solid reputation as a provider of Patristic and patristically-minded Orthodox texts, including The Truth of Our Faith by Elder Cleopa (Ilie), Apostle to Zaire: The Life and Legacy of Blessed Father Cosmas of Grigoriou, and St. Nikodemos the Hagiorite " s Exomologetarion: A Manual of Confession , Concerning Frequent Communion, and Confession of Faith, among others. The book can be pre-ordered now and will be available in January 2016. 28 сентября 2015 г. Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/82527.html

Isid. eccl. off. – Lawson, Christopher M. ed. (Ш9) Isidori Hispalensis De ecclesiasticis officiis, Brepols, Turnhout. Isid. etym. – Lindsay Wallace M. ed. (1911) Isidori Hispalensis Etymologiarum sive originum libri XX. Clarendon Press, Oxford. 2 vols. Isid. nat. rer. – Fontaine, Jacques éd. (1960) Isidore de Séville. Traité de la nature. Péret et fils, éditeurs, Bordeaux. Isid. sent. – Cazier, Pierre ed. (199B) Isidori Hispalensis sententiae. Brepols, Turnhout. Mart. Brac. Form. vit. – Barlow, Claude W. ed. (19S0) Martini Episcopi Bracarensis Opera Omnia, Yale University Press, New Haven, pp. 236–2S0.Quint. inst. – Radermacher, Ludwig, Buchheit Vinzenz eds. (1971) M. Fabi Quintiliani Institutionis Oratoriae. Pars II. Libri VII–XII. Teubner, Leipzig. Sen. ep. – Hense, Otto. ed. (1938) Senecae Epistulae morales ad Lucillium. Teubner, Leipzig. Ссылки – References in Russian Ауров, Марей 2012 – Ауров О.В., Марей А.В. Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. M.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. Биркин 2017 – Биркин М.Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского //Вестник древней истории. 2017. Т. 77. С. 126–139. Зюмтор 2003 – Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. Пер. с франц. И.К. Стаф. СПб.: Алетейа, 2003. Криницына 2010 – Криницына E.C. Lex autem iuris est species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора Севильского //Вестник РГГУ. 2010. 10. C. 249–267. Лотман 1996 – Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. Фуко 2012–Фуко М. Археология знания. Пер. с франц. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: Гуманитарная академия, 2012. Штаерман 1985 – Штаерман Е.М. От гражданина к подданному/Культура Древнего Рима. Под ред. Е. С. Голубцовой . М.: Наука, 1985. С. 22–105. Origo in De ecclesiasticis officiis of Isidore of Seville 55 Sergey Vorontsov Most texts of the last centuries of Late Antiquity are compilations.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

198 Prof. Paul Feme, Jesus Christus und Paulus, S. 84. 84. Prof. C. Clemen, Paulus II, S. 317. 318. 199 Rev Canon Rayner Winterbotham протестует, якобы Апостол Павел отличался излишним практицизмом (The Terrors of the Sun and of the Moon в «The Expositor» 1900, XI, p, 365) до такой степени, что в послании к Ефесянам говорит о духах, хотя сам в это не верил (р. 366). 200 Так и Prof. Ad. Hilgenfeld, Paulus vor dem Richterstuhle eines Ritschlianers в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XLI (1898), 2, S. 168 против преувеличений H. Weinel ’a. 202 Claude G. Montefiore, Rabbinic Judaism and the Epistles of St. Paul в «The Jewish Quarterly Review» XIII, 50 (January, 1901), p. 170. 172. 203 Albrecht Thoma, Geschichte der christlichen Sittenlehre in der Zeit, des Neuen Testamentes (Haarlem 1879), S. 147–148. 206 Albert Thomas, Étude sur la redemption ou triple point de vue judéo-chrétien, paulinien et johannique (Genève 1891), p. 123. 207 Ferdinand Prat в «Études publiées par les pères de la Compagnie de Jésus» XXXVII, 83 (20 Avril 1900), p. 205. 208 Prof. G. B. Stevens, Theology of Paul and of John Compared в «The Biblical World» III, 3 (March, 1894), p. 166, что Павел был «the representative Chistian schoolman of his time». 209 Prof. D. Eugen Ménégoz, Die Rechtfertigungslehre naeh Paulus und nach Jakobus (Giessen 1903), S. 27. 210 M. Steffen в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» II (1901), 2, S. 122. 123, будто у Апостола Павла не было и «Trieb ein System». 211 Prof. G. Adolf Deissmann, Die neutestamentliche Formel «in Christo Jesu» (Marburg 1899), S. 93, что Павел «kein Systematiker». Prof. W. Baldensperger в «Theologische Literaturzeituug» 1899, 8, Sp. 232. Emil Sokolowski, Die Begriffe Geist und Leben bei Paulus in ihren Beziehungen zu einander (Göttingen 1903), S. 222–223. 263. 212 Prof. C. F. G. Heinrici в «Neues Sächsisches Kirchenblatt» 1895. Nr. 51, Sp. 817, что Павел «ein Theoiog, aber kein Systematiker». Prof. D. C. F. Nösgen, Geschichte der neutestamentlichen Offenbarung II (München 1893), S. 187. Prof. H. Weniel, Paulus der Mensch und sein Werk, S. 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Для России совершенно ложен выбор: «с Америкой против Европы», или «с Европой против Америки». Сама постановка вопроса: либо конфронтация, либо вечная дружба также совершенно неуместна в международных отношениях. Антиамериканизм в официальной политике был бы в сегодняшней ситуации пустым и бесплодным блефом, как шум вокруг Олимпиады в Солт-лейк-сити. Имея стратегические цели, отнюдь не совпадающие в главном с США, Россия, тем не менее, весьма заинтересована в поддержании на высоком уровне рабочих отношений с Вашингтоном. Дж.Кеннан в свое время метко определил диалектику взаимоотношений США и России/СССР: они должны быть «в разумной степени хорошими, в разумной степени отдаленными». Сегодня эта мудрая формула может означать отношения, связанные только интересами и реалиями, но свободные от уз идеологических доктрин. Но памятуя о том, что горчаковское «Россия сосредоточивается» возымело в свое время куда большее воздействие, чем «кузькина мать» Никиты Хрущева, полезно было бы также осознавать, что в формуле «стратегического партнерства» развивается никогда не прекращавшееся стратегическое соперничество. Тойнби А.Дж. Византийское наследие России. Цивилизация перед судом истории, М., 1996, стр. 116. Gaddis John Lewis. We now know: Rethinking Cold war History. Oxford. 1997; The Long Peace. Inquiries into the History of the Cold War. N.Y. – Oxford, 1982; Deighton Ann. The impossible Peace: Britain, the division of Germany and the origins of the Cold War. Oxford, 1990. Райс Кондолиза. Во имя национальных интересов. Pro et Contra. М., Весна 2000. стр. 118. Intervention in World Politics. Ed. by Hedley Bull. Oxford. 1984, pp. 10-11, 95. International Affairs. vol. 75, 1999, N3, July 1999, p. 547;  European Journal of International Law. 1998. АВП РФ. Фонд N 0512, оп. N4, док.П301, папка N 31, листы 11-13, 16, 21,23, 26-29. АВП РФ. Фонд N 0512, оп. N4, док.П299, папка N 37, листы 39 – 43. Bowers Claude G. Beveridge and the Progressive Era. N.Y. 1932; Tuveson E.L. Redeemer Nation. The Idea of America’s Millenial Role. Chicago, 1980.

http://pravoslavie.ru/5143.html

к. и конгрегаций св. Мавра и св. Витона. С 1962 г. титул аббата Клюни носит епископ Отёна, Шалона и Макона (с 2006 титулярным аббатом является еп. Бенуа Ривьер). Библиогр.: Cluny-Bibliographie (1479-2014) [Электр. ресурс:] Ист.: PL. 133, 137, 142, 149, 150, 159, 166, 173, 188, 189, 203; Bullarium Sacri Ordinis Cluniacensis. Lugduni, 1680; Udalric. Consuetud. Cluniac.; Bernard. Ordo Cluniac.; Recueil des chartes de l " abbaye de Cluny/Éd. A. Bernard, B. Bruel. P., 1876-1903. 6 vol.; Bibliotheca Cluniacensis in qua SS. Patrum Abbatum Cluniacensium vitae, miracula, scripta, statuta, privilegia chronologiaque duplex/Ed. M. Marrier, A. Duchesne. Mâcon, 1915r; Statuts, chapitres généraux et visites de l " ordre de Cluny/Éd. G. Charvin. P., 1965-1982. 9 vol.; Annexe au t. 6: Atlas des monastères de l " Ordre de Cluny au moyen âge; Annexe au t. 9: Atlas des monastères de l " Ordre aux XVIIe et XVIIIe siècles établis par Dom R. Gazeau; The Letters of Peter the Venerable/Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Cluny im 10. und 11. Jh./Hrsg. J. Wollasch. Gött., 1967; Statuta Petri Venerabilis Abbatis Cluniacensis IX (1146/7)/Ed. G. Constable//Consuetudines Benedictinae Variae (Saec. XI - saec. XIV). Siegburg, 1975. P. 19-106. (CCM; 6); Liber tramitis aevi Odilonis abbatis/Ed. P. Dinter. Siegburg, 1980. (CCM; 10); Synopse der cluniacensischen Necrologien/Hrsg. J. Wollasch. Münch., 1982. 2 Bde; Consuetudinum saeculi X/XI/XII monumenta: Introductiones/Ed. K. Hallinger. Siegburg, 1984. (CCM; 7/1); Consuetudines Cluniacensium antiquiores cum redactionibus derivatis/Ed. K. Hallinger. Siegburg, 1983. (CCM; 7/2); Vita Domni Willelmi abbatis/Ed. N. Bulst, J. France, P. Reynolds. Oxf., 1989; Les plus anciens documents originaux de l " abbaye de Cluny/Éd. H. Atsma et al. Turnhout, 1997-2002. 3 vol.; Iotsald von Saint-Claude. Vita des Abtes Odilo von Cluny/Hrsg. J. Staub. Hannover, 1999. (MGH. Script. Rer. Germ.; 68); Guillaume de Volpiano: Un réformateur en son temps (962-1031): Vita domni Willelmi de Raoul Glaber/Éd.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010