- Petro Didula, « Naukovi pidkhid i religuinij dosvid, Rozmova s direktorom IES UCU Dr. A. Arjakovskim », Patriarkhat, n°4, 401, July-September, 2007, pp. 8-11. - Mikola Haliv, « Bessidi z Blajenishim Lioubomirom Husarom », America, Philadelphy, 7 April 2007, pp. 10-16. - Nicolas Sen?ze, « Entretiens avec le cardinal Husar », La Croix, 12 October 2005. - Denis Lensel, « La double fid?lit? maintenue du cardinal Husar », France Catholique, n°2992, 30 September 2005. - « Entretiens avec le cardinal Husar », Oeuvre d’Orient, n°741, October-December 2005, p. 130. - Didier Rance, « D?couverte d’un patriarche », La Nef, octobre 2005. - Michel Winock, ‘Nicolas Berdiaev et l’?migration russe’, L’Histoire, (? para?tre) (en fran?ais) - Olivier Cl?ment, ‘Une th?se sur la pens?e religieuse russe’, Contacts, 2003. - ‘Une th?se de doctorat sur la pens?e religieuse dans l’?migration russe’, Paris, SOP, n°248, mai 2000, p. 6. (en fran?ais) - T. Andrussevitch, ‘A. Arjakovsky : La revue La Voie (1925-1940)’, Duh i litera, n°7-8, pp. 488-491. (en ukrainien) - T. Andrussevitch, ‘La revue La Voie et le retour ? la patrie de la m?moire th?ologique’, Vera i Kultura, printemps 2001, pp. 4-5. (en ukrainien) - S. Makhun, ‘Un nouveau d?part pour La Voie ? Kiev’, Den’, p.2 (version ukrainienne et version russe de ce quotidien). - Youri Pavlenko, ‘Le dialogue spirituel entre Kiev et Paris’, Kiev, Dialogues, septembre 2002, p. 158-159. - Youri Pavlenko, ‘Le retour’, Zerkalo Nedeli, 27 janvier 2001, n°4, p14. (version ukrainienne et version russe de cet hebdomadaire). - Klara Gudzik, ‘La renaissance orthodoxe ? Paris’, Den’, n°16, 26 janvier 2001, p.18. (version ukrainienne et version russe de cet hebdomadaire). Избранные статьи: - « Human Rights in the Philosophy of N. Berdiaev and in Recent Documents of the Russian Orthodox Church », International Conference in Soeterbeck (Netherlands), January 2009, to be published. - « Table ronde sur ‘les religions : menace ou espoir’, en compagnie de Antoine Arjakovsky, cardinal Philipe Barbarin et le pasteur Claude Baty », Semaine Sociale de France, Lyon, novembre 2008, ? para?tre aux ?ditions Bayard en 2009.

http://bogoslov.ru/person/2316638

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ [лат. Claudius; франц. Claude] (VII в.), св. (пам. зап. 6 июня), аббат мон-ря Кондат (Сент-Уайан-де-Жу, впосл. Сен-Клод; ныне г. Сен-Клод, деп. Юра, Франция). Житие Среди ранних источников, в к-рых упоминается о К.,- перечень настоятелей мон-ря Кондат (предположительно список восходит к IX в., но сохранившиеся версии относятся к XI-XII вв.; см.: Moyse. 1973. P. 33-34). Согласно стихотворной версии перечня, К. из любви к аскетической жизни вступил в мон-рь, после смерти аббата Инъюриоза против своей воли был избран 12-м настоятелем; прославился подвигами святости (MGH. SS. T. 13. P. 746). В прозаической версии, сохранившейся в составе Хроники мон-ря Сент-Уайан-де-Жу (сер. XII в.), сообщается, что К., «архиепископ и аббат», управлял обителью 55 лет; также приведены сведения, заимствованные из документов монастырского архива (не сохр.): согласно одному из этих документов, в 40-й год правления Хлодвига К. добился от короля признания долга монастырю Кондат, согласно другому, при кор. Хильдеберте в г. Седун (ныне Сьон, Швейцария) К. заключил сделку с еп. Вульфином о взимании десятины с сел. Павлиак (de decimo Pauliaci) (MGH. SS. T. 13. P. 744; Robert. 1880. P. 565). Из-за неверной датировки грамоту кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (639-657) следует, по-видимому, считать фальшивой, но договор о десятине, датированный 4-м годом правления Хильдеберта IV (695-711), мог быть подлинным ( Moyse. 1973. P. 469). Агиографические сочинения о К. начали создавать после открытия мощей святого во 2-й пол. XII в. Болландисты опубликовали 2 Жития, краткое (BHL, N 1840-1840a) и пространное (BHL, N 1841-1843) - и сказание о чудесах К. (BHL, N 1844). Материалы для публикации были предоставлены иезуитом П. Ф. Шиффле, который в 1649-1664 гг. работал с рукописным собранием аббатства Сен-Клод. Высказывалось предположение, что краткое Житие является более ранним, оно послужило основой для пространного Жития, созданного в XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

167 “Nietzsche an Meta von Salis”, в: Friedrich Nietzsche, Briefe. Januar 1887–1889, hrsg. Von G. Colli und M. Montinari, New York/Berlin: Walter de Gruyter, 1984, S. 472. Приведем фразу целиком: «Der Herbst war hier ein Claude Lorrain in Permanenz, – ich fragte mich oft, ob so Etwas auf Erden möglich sei. Seltsam! gegen die Sommer- Misère da о b e n gab es also wirklich eine A us g le i c h u n g . Da haben wir’s: der alte Gott lebt n och...” 168 Meyer Schapiro, Theory and, Philosophy of Art, Style, Artist, and Society, New York: George Braziller, 1994, p. 140–141. 169 Отрывок из романа Гамсуна по изданию: Кнут Гамсун, Голод. Мистерии. Пан. Виктория,тпер. Ю. Балтрушайтиса и В. Хинкиса, Минск, «Мастацкая литаратура», 1989. – Прим. пер. 171 Martin Heidegger, “The Origin of the Work of Art ”, The Continental Aesthetics Reader, ed. by Clive Cazeaux, London: Routledge, 2000, pp. 86–87. [Цит по изданию: М. Хайдеггер, Исток художественного творения. Пер. А. Михайлова , М.: Академический проект, 2008, сс. 117–119. – Прим. пер.] 172 Rainer Maria Rilke, Selected Letters of Rainer Maria Rilke. Translated by R. E C. Hull, London: Macmillan 8c Co., Ltd, 1946, pp. 394–395. [Цит. по изданию: P. М. Рильке, Проза. Письма, Харьков: Фолио, 1999, с. 536. – Прим. пер.] 173 Более подробно о богословии обыденных вещей и их спасительной красоте см. мою книгу «Время и познание: богословское прочтение Марселя Пруста», издан ную на сербском языке богословским факультетом Белградского университета (2011 г.), особенно с. 225–237. См. также интереснейшие наблюдения на сей счет в: George Pattison, Art, Modernity, Faith, London: SCM Press, 1998, глава 9. 174 В основе статьи лежит доклад, представленный на международной конференции «Богословие красоты». 177 Постановление Второго ватиканского собора Sacmsanctum Concilium,, Roma 1963, n. 122, in: AAS56(1964) 130. 179 М.Р. Remery, “The influence of Solesmes on the theory of Dorn Hans van der Laan osb on liturgy and architecture”, Jaarboek voor liturgie-onderzoek 26 (2010), p. 149–179.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Такие признания вырываются иной раз и у профессиональных историков, которые поправдивее. Философия истории Гегеля есть грубая и вредная фальсификация жизни. Его разумная действительность и не разумна, и не действительна. Дерзновение не случайный грех человека, а его великая правда. И люди, возвещавшие смирение, были по своим внутренним запросам наиболее дерзновенными людьми. Смирение для них было только способом, приемом борьбы за свое право. Оттого-то Платон и Аристотель победили. В стороне, как разбитые, оказались Протагор, пророк Исаия, ап. Павел из древних, Паскаль, Шекспир, Гейне и др. из новых. Но «история», наша история, считает без хозяина. Последний страшный суд не «здесь». Здесь одолели «идеи», " сознание вообще " и те люди, которые прославляли «общее» и провозглашали его богом. Но «там» — там дерзавшие и разбитые будут услышаны. Единственное возражение: никакого «там» — нет, есть только «здесь». И Бог только здесь, а не там. Это — возражение, не спорю. In hoc signo vinces, hoc signo vincunt et vincent et vincant. Часть третья. К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Здесь, на земле, все начинается и ничего не кончается. Достоевский СЫНОВЬЯ И ПАСЫНКИ ВРЕМЕНИ (Исторический жребий Спинозы) Et audivi vocem Domini dicentis: Quem mittam? et quis ibit nobis? Et dixi: Ecce ego, mitte me. Et dixit: Vade, et dices populo huic: Audite audientes, et nolite intelligere: et videte visionem, et nolite cognoscere. Excæca cor populi hujus et aures ejus aggrava; et oculos ejus claude: ne forte videat oculis suis, […] et corde suo intelligat. I Мало кто сейчас решится повторить вслед за Гегелем, что история философии выявляет ступени развития духа. Современные историки философии свысока относятся к такого рода отвлеченным построениям. Они хотят быть прежде всего историками, т. е. правдиво рассказать " то, что было " , и вперед отвергают всякие связывающие свободу исследования, предвзятые идеи. Если верить тому, что говорят люди, то можно подумать, что никогда еще не было в них так сильно стремление к свободному исследованию, как в наши дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

И убивает по Его, божественному, свободному повелению и по собственному несвободному человеческому хотению. Прочтите строки, которыми начинается так мало, к сожалению, читаемый " Tractatus de emendatione intellectus. " Это не декартовское ликующее de omnibus dubitandum, не этический идеализм Фихте, не сановный панлогизм Гегеля, это не гуссерлевская вера в разум и науку. Нет, повторяю, во всем, что писал Спиноза, и следа торжества и ликования. Он идет к жертвеннику не как жрец, а как обреченный. Он убьет Бога, он убил для историка Бога, но в глубине души своей он «смутно» чувствует — sentimus experimurque nos æternos esse, — что без Бога нет жизни, что настоящая жизнь не в перспективе истории — sub specie temporis, а в перспективе вечности — sub specie æternitatis. И это «смутное», скрытое, чуть видное и даже не всегда видное ему самому и другим «знание» сказывается во всей его философии. Не в тех ясных и отчетливых суждениях, которые приняла от него история и которые он сам принял от Духа времени, а в тех странных, таинственных, неуловимых и не учитываемых звуках, которые на нашем языке нельзя назвать даже и голосами вопиющих в пустыне и которым имя — беззвучность. Великая, вечная Тайна в страшных словах пророка: Et audivi vocem Domini dicentis: Quern mittam? et quis ibit nobis? Et dixi: Ecce ego, mitte me. Et dixit: Vade, et dices populo huic: Audite audientes, et nolite intelligere, et videte visionem, et nolite cognoscere. Excæca cor populi hujus, et aures ejus aggrava; et oculos ejus claude: ne forte videat oculis suis, […] et corde suo intelligat. ГЕФСИМАНСКАЯ НОЧЬ (Философия Паскаля) Jésus sera en agonie jusqu " à la fin du monde: il ne faut pas dormir pendant ce temps-là. I Триста лет прошло со дня рождения Паскаля и немного меньше со дня его смерти: он ведь жил недолго — всего тридцать девять лет. За триста лет люди далеко ушли вперед: чему можем мы научиться у человека семнадцатого столетия? Не мы у него — он у нас должен был бы учиться, если б его можно было вернуть к жизни. Тем более, что и среди современников своих Паскаль был «отсталым»: его влекло не вперед, вместе со всеми людьми, к «лучшему» будущему — а назад, в глубь прошлого. Подобно Юлиану Отступнику, и он хотел повернуть обратно " колесо времени " . И он был, в самом деле был, отступником: отступился, отрекся от всего, что добыло совокупными усилиями человечество за те два блестящих века своего существования, которые благодарное потомство окрестило именем «возрождения». Все обновлялось, все видело в обновлении свое историческое назначение. Паскаль же больше всего боялся нового. Все усилия его тревожной, беспокойной и вместе с тем столь глубокой и сосредоточенной мысли были направлены к тому, чтоб не дать себя увлечь потоку истории.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Четверг, 23 марта 1978 Целая неделя – и абсолютное отсутствие времени. В воскресенье в Торонто (две проповеди, два доклада, вопросы и ответы…). Затем три дня – поездки в Syosset, на заседания синода. В промежутках лекции, и безнадежный, удручающий завал " дел " в семинарии. Однако – урывками – чтение. В Торонто (в аэроплане, в кровати): Claude Mauriac " Introduction a une mystique de " enfer " , затем H. Guillemm " L " arriere-pensee de Jaures " ; наконец Cioran " Utopie et histoire " – все три очень интересные. Записываю, чтобы не забыть… Понедельник, 10 апреля 1978 " Записываю, чтобы не забыть… " А вот теперь даже не записываю, хотя, казалось бы, и есть что записать. Но – раздробленность времени, в котором живешь, суета, безостановочно накатывающие маленькие дела и делишки, разговоры, заседания, телефоны… Это своего рода Кафка, только без жестокости, без таинственного обвинителя. Но то же чувство без вины виноватого (не успел, не сделал, не поговорил), и потому в промежутках – даже длинных – между этими " делами " бросаешься в какую-то нирвану, и прежде всего в чтение… Все-таки – для памяти – запишу (записываю только то, что, по-моему, ложится на душу светом и благодарностью). Два дня с Л. в Палм-Спрингс (29-30 марта). Удивленье, восхищенье цветущей (буквально!) пустыней. Week-end затем в Калифорнии. Прошлая суббота – в Вашингтоне, где все расцветает! 150-летие со дня рожденья Толстого, симпозиум в George Washington University. Чтенье, в связи с Толстым, сборника статей 1912 года " О религии Льва Толстого " (Булгаков, Бердяев, Эрн и т.д.). Замечательно. Пожалуй, лучше не скажешь. Удивительно, однако, что сказанное и доказанное не действуют. Разговоры, обсуждения опять начинаются с азов. Внучка Толстого Вера Ильинична, крайне обиженная моим докладом: " Ведь он же проповедовал добро, верил в Бога, любил… а Вы… " Все просто: чудный, добрый старик, которого не понял " гадкий " Синод. Горести [оо.] Вани [Ткачука] в Монреале, Алеши [Виноградова] – на 71-й улице, Лени [Кишковского] – в Sea Cliff. Всюду то же самое: животная, иррациональная ненависть русских не только, скажем, к английскому языку, к одному слову по-английски, но буквально к самому факту, что их куда-то зовут, к чему-то призывают, просят осознать… Эта жуткая, демоническая самовлюбленность. Отрицание всякого рассуждения, логоса, анализа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Шесть дней в солнечной Калифорнии, в Сан-Франциско. Пишу " солнечной " , потому что, несмотря на то что был безумно занят (семь лекций о Солженицыне, встречи, ужины, разговоры), " доминантой " в памяти остался этот изумительный, праздничный свет, синева неба, синева океана, белизна города, цветущие японские вишневые деревья. Который раз в Сан-Франциско – и всегда это впечатление рая. А вместе с тем именно там больше всего загадочных убийств, самоубийств, путаницы, сатанизма и т.д. Масса людей на лекциях. Почти отвык от этой, доживающей свой век, русской эмиграции, а в Сан-Франциско как-то особенно провинциальной. Сколько путаницы, эмоций, упрощенности! И вдруг изумительные, прозрачные, райские люди (как те, у которых жил, особенно она), подлинная русская культура. То, что в этой культуре светит, – всегда " преодоление " . Но, встречая таких людей, чувствуешь корни, делающие это " преодоление " возможным. Понедельник, 11 февраля 1974 Три блаженных, тихих дня дома, почти не выходя. Только вчера под вечер прогулка с Льяной " вокруг блока " : мороз, снег, неподвижные огромные деревья в снегу. Это мне всегда что-то " говорит " : высокое, успокоительное, торжественное. За эти дни (в аэропланах, по ночам в кровати после невозможных по суете дней) прочел Georges Hourdin " Dieu en Liberte " . Воспоминания " прогрессивного католика " . Много чего я не понимаю во всей этой тональности, но покоряет искренность, широта, ненависть к узости, провинциализму, щедрость души. Как нам далеко до всего этого, какие мы маленькие, узенькие, злые и самодовольные! Дальше – " Correspondance d " Andre Gide – Andre Rouveyre " . Какой закрытый в своей " византийской " утонченности мир! Claude Mauriac " Andre Breton " . Меня всегда занимал сюрреализм как " западный симптом " . Что-то там все-таки блеснуло, какая-то тоска, жажда. Но и какой тупик! Звонил Сережа: в пятницу Солженицына вызвали к прокурору. Сегодня с шести до восьми утра, еще в полной темноте, в очереди за бензином. В сущности, блаженные часы! Как меня " фасинирует " всегда этот мир простых людей, утренняя суета, жизнь в ее повседневной пестроте. Взял с собой книгу, но не читал. Своего рода " созерцание " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Среда, 9 июня 1976 Вчера начал " разговоры " ровно в девять утра и кончил в четыре дня! Весь день ! Потом, конечно, голова идет кругом и ни на что не остается сил… Вечером у нас ужинают Миша и Анека, Сережа, Коля. До полуночи по телевизии – последний день primaries в Калифорнии, Охайо и Нью-Джерси. Всегдашнее удивление этому всеобщему принятию " правил игры " . Бороться на смерть, а в минуту, когда голосование решило все, моментальное " смыкание рядов " . Америка: столько раз за один день ругаешь ее и восхищаешься ею! Жара: началось это тяжелое, мокрое нью-йоркское лето, и мы считаем часы до отъезда в Labelle. Миша мне о моем " Ответе Солженицыну " : " Ты пойми, ты подходишь к вопросу о старообрядчестве с церковной, а он – с русской точки зрения… " То-то вот оно и есть… Три религиозные " реальности " : Религия закона – " нравственных устоев общества " . Религия " помощи " и " священности " – от духовной помощи до терапии. Религия Царства Божьего. Последняя может – преображая их – вместить две первые. Эти две, однако, отрицают (бессознательно – из-за общей " терминологии " и " символов " ) последнюю. Пятница, 11 июня 1976 Вчера почти целодневное заседание совета профессоров. Несколько " подводных камней " , которые удается удачно обойти. Из-за этого – напряжение, усиленное благодаря ужасающей жаре и сырости. Вода буквально висит в воздухе… Читая " Le Temps Immobile " Claude Mauriac " a , все спрашиваю себя: что меня так раздражает в его описании своего все усиливающегося перехода в gauchisme , участия во всевозможных манифестациях, протестах и т.д.? Почему так омерзительно звучит для меня это самобичевание, это умиленное перечисление " des camarades fraternels " , это возмущение судьбой алжирцев в парижском гетто? В чем столь явственно ощущаемая мною ложь? Стараюсь ответить себе на этот вопрос беспристрастно, не от подсознательной " правизны " . Думаю, что первое и главное – это mauvaise foi , это – типичное для западного и буржуазного интеллектуала – восторженное оплевание своего " класса " , жажда дешевого самоосуждения и покаяния… Затем это какое-то странное принятие " левого " (а может быть, тоже и " правого " ) догмата, что всякая " проблема " человеческого общества обязательно решается борьбой , и это значит – отождествлением кого-то (власти, класса и т.д.) – безоговорочным и абсолютным – с врагом , то есть отвержение принципа компромисса, который до сих пор один оправдал себя в плоскости общественных проблем (Америки).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Следует отметить, что есть и сторонники второго направления в «эволюционном религиоведении», рассматривающие склонность человеческого мозга к генерации и восприятию религиозных идей исключительно как полезную адаптацию, развившаяся в ходе эволюции наряду с другими адаптивными свойствами мышления В целом же, даже при втором, «лояльном» подходе «эволюционного религиоведения» к исследуемому феномену ситуация складывается так, что вопрос о значении религии для культуры современного человека разрешается исключительно в социально-биологическом толковании религиозной жизни, оставляя за скобками сам феномен переживания богообщения. Может ли подобное осмысление сущности религии вообще способствовать положительному решению вопроса о смысле бытия человека и мира (разумеется, если не признавать данный вопрос самим по себе бессмысленным)? Ответ очевиден. Однако стоит ли с такой легкостью упрощать ситуацию и делать поспешные далеко идущие выводы? Как известно, любые исследования часто обуславливаются определенными концептуальными парадигмами, обуславливающими «стиль мышления», в рамках которых и ведется научный поиск. Историческая антропология не является исключением из данного правила. Более того, в 70-х годах ХХ века возникает, например, специальная отрасль исторической науки, получившая название «теоретическая» или «новая» археология, перед которой ставится задача разработки общей методологии, интерпретаций и герменевтики артефактов, а также удовлетворения потребности в более систематических формах антропологических реконструкций. «Ни один объект не может быть описан без хотя бы неявной опоры на существующие знания и без учета задач исследования», — писал один из основоположников теоретической антропологии французский исследователь Жан-Клод Гарден (Jean-Claude Garden) При этом уже никем не отрицается тот факт, что сами парадигмы, определяющие круг научных задач, очень сильно зависят не только от интуиции и творческого мышления исследователя, но, в первую очередь, от его философской, мировоззренческой позиции Так, в первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер (Frazer), рассматривая библейское повествование о сотворении человека, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира Между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов

http://bogoslov.ru/article/507057

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010