Приведём несколько примеров его аллегорической экзегезы. «Рай, – говорит он, – есть любовь Божия», а также Древо жизни для прп. Исаака – «любовь Божия»: «От древа сего был отстранён Адам, и с тех пор не встречала его уже радость, но работал и трудился он на земле терний» (Isaacus Ninivita, 1909, 314. Cap. 43; Исаак Сирин , 1911, 397). Терние, по прп. Исааку, – это страсти: «Действительно же страсти суть терния и произрастают в нас от сеяния в тело» (ср. Гал.6:8 ). «Но с той ночи, в которую Господь излиял пот (в Гефсиманском саду), переменил Он пот, изведший терния и волчцы, на пот, проливаемый в молитве и вместе в делании правды…» (Isaacus Ninivita, 1909, 203. Cap. 28; Исаак Сирин , 1911, 78). Экзегетическим ключом прп. Исаак считал молитву: «К словесам таинств, заключённым в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне Господи, приять ощущение заключающейся в них силы» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Герменевтический метод у прп. Исаака разбит на три этапа: 1) «Чтение твоё да будет в невозмущаемой ничем тишине». 2) «Будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе своей сладчайший вкус сладостным уразумением». 3) «Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» (Isaacus Ninivita, 1909, 329. Cap. 45; Исаак Сирин , 1911, 408). Вообще, какую бы гевменевтическую процедуру прп. Исаак ни производил с библейским текстом, он всюду преследует одну цель – актуализация его и вовлечение в свой духовный опыт. Такой метод толкования в антиохийской традиции был впервые намечен прп. Ефремом Сириным , который «создал символическую интерпретацию как жанр, используя полисемантические свойства знака… Так, Адам, Самсон и Давид символизируют каждого из нас, оставаясь самими собою» [Саврей, 2012а, 154]. Прп. Исаак без сомнений проводит параллели между событиями ветхозаветных праведников и своим личным опытом: «Кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря своим духовным чадам, как и престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у аммореев мечем и луком моим ( Быт.48:22 )» Isaacus Ninivita, 1909, 9. Cap. 1; Исаак Сирин , 1911, 8). Прп. Исаак также уподобляет душу всему стану Израильскому, который днём был покрываем облаком, а ночью ему светил столп огненный ( Исх.40:38 ). «Если душа просияла памятованием о Боге и неусыпным бдением днём и ночью, то Господь устрояет там к ограждению её облако, осеняющее её днём и светом огненным озаряющее ночь» (Isaacus Ninivita, 1909, 83. Cap. 6; Исаак Сирин , 1911, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

85 О переводе бесед св. Григория, о чудесах Италийских Отцев, Папою Захарием, пишет Иоанн Диакон. Vita S. Greg. Lib. IV. сар. 14. Должно заметить, что и вообще события из жизни Григория, изображаемые в греческих житиях, точно согласуются с показаниями древних жизнеописателей римских. Cnf. Vita S. Greg. – Avet. Joh. Diacono, Lib. I. cap. 1. Lib. II. cap. 3. 9. Lib. IV. cap. 14. – Аиет, anonymo synchrono (ceй неизв. писатель в издании творений Григория называется Павлом диаконом) сар. 5. 87 S. Generalis Florent. Synodi acta Τ. II. Gregorii Hieromonachi, magni Protosyncelli, Resp. ad Epist. Marci Ephes. pag. 292–293. Тоже можно заключать и на основании славянских переводов сего жития, сделанных прежде половины XV в. и предполагающих существование греческого подлинника выше сего времени. Ркп. Пролог за март, апрель и май, Сергиевой Лавры, писанный 1429 года. 88 Это место, согласно с греческим житием, изданным в минее 1843 года, приводит и Григорий Протосинкелл. 90 В V веке Сократ писал, что хотя во всех Церквах совершается Литургия во дни субботы, но римские христиане по некоторому древнему преданию не следуют общему примеру. Hist. Eccles. Lib. V. cap. 22. 91 Cnf. Iohan. Diac. Lib. II. cap. 2. Walafrides Smrabo (nucameль IX века) De rebus Eccles. cap. 20. Maxima Bibl. Patr. T. XV. p. 190. 94 Максим Цитерчкий, более известный под именем Максима Маргуния, был учителем Патриарха Кирилла Лукара и Епископом Цитерским с 1584 г.; много писал на древнем и новом греческом и на латинском языках; из греческих синаксарей составил жития Святых, которые были изданы после его смерти, 1621–30 г. в Венеции.  Fabricii  Bibl. Gr. ed. Harles. T. TX. p. 679. T. XI. p. 522. 693. 95 Ист. Иерус. Патр. 1. 526. « Λγουσι δ, τι οτι γιος Τρηγ ριος ν κενος, νομοθετ σας λγεσθαι παρ τος ωνα οις λειτουργ αν ν τας μραις τς νηςε ας, περ πικρατε πα ατος ως τς σ μερον». Ηο и в этом измененном виде остался неизглаженный след первоначального смысла: вместо выражения – что у нас содержится», греческому писателю усвоены слова – « πα ατος».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21 На основании этого правила, еще прежде II всел. Собора, св. Афанасий в. отвергал обвинения против него в делах церковных. Athanas. Apolog. ad imp. Constant. Блаж. Августинтакжеговорит: «haerelicorum accusaliones contra catholicum presblterum admitlere nec possumus, nec debemus.» Epist. 10. 22 Гражданские греко-римские законы не допускали ожесточенных еретиков к судебным свидетельствам против православных, в делах не только церковных, но и общественных; в частных допускали. Cod. Iustin. de Haeret. 21. Item. Basilic. lib. 21. tit 1. Cap. 44 cf. Photii. Nomoc. tit. 9. cap. 2. schol. Balsamon. 24 «Хотя бы от епископа» говорит Собор кареагенский, – «хотя бы от сенатора», говорил закон гражданский. Basilic. lib. 21. Tit.1 cap. 36. cf, Photii. Nomocanon. Lococit.; требовалось по крайней мере два или три свидетеля. 25 По правилам последующих времен дело от Соборов могло быть перенесено на суд патриарха. IV всел. 9, 17. Замечание Собора об обязательстве доносителя подвергнуться, в случае обнаружения клеветы, наказанию, которое пало бы на обвиненного, если бы обвинение было доказано, есть общее требование законов и церковных и гражданских. Lex Honoriiet Theodosii. Cod. 10. cap. de calumniatoribus. Basilic. lib. 60. lit. 26. cap. 6. 26 Секта савватиан,от Савватия пресвитера, составляла отрасль новатова раскола, и кроме его заблуждений. держалась еще иудейских обычаев в праздновании пасхи. Socrat.5, 21. Sozomen. 7, 20. О новатианах см. в нашем изложении 8-го никейского правила. Четыренадесятидневники (τεσσαρεςκαιδεκατιται), праздновали пасху в XIV день Нисана, в какой бы день недели это не случилось; тетрадиты ( τετραδιται ) известны тем, что в пасху не разрешали поста. Socrat. ibidem. Balsamon. etZonar. hic. О македонианах и аполлинаристах см. в изложении 1-го правила сего же собора. 27 Zonar:_ υκ ναβαπτζονται ουτοι, τι περ τ αγιον βαπτισμα κατ υδν μν διαφρονται, λλ πισης τος ορθοδοξοις βαπτζονται . Впрочем, ариане и македониане сохраняли древнюю форму крещения только буквально; ибо хотя крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа, но не почитали Сына и Духа единосущными Отцу, и таким образом искажали внутренний смысл формы крещения. S. Athanas. contraarian. 3. Hieronym. adv. lucifer. cap. 4. По крайней мере, не перекрещивали православных: а правила Собора более относятся к тем, которые переходили в ариантство из православия. Св. Вас. в. прав. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

1862 Макарий. «Истор. Рус. Церкви». Том. II. СПб. 1866 г., стр. 196. При этом свидетельстве не надо однако забывать, что составление жития относится к позднейшему времени. 1863 Starczewski. «Histor. Ruthenicae scriptor.» Berol. et Petropol. 1846. Boan Fabri. «Religio Moscowit», р. 9; сравн. В рус. перев. «Орловские Епарх. Вед.» 1866 г., стр. 191. 1866 Тертуллиан. «De Baptism», cap. XII. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat Tom. I, col. 1213; в русск. пер. Карнеева. Ч. II. СПб.,1847. стр. 18. Ср. Киприан. «Epist. LIX». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Т. III. col. 1046–1047; по русск: перев., том I. Киев, 1861, стр. 281. Иустин Мученик. «Apolog.» I, n. 61. Curs. Compl. Pamrolog. Ser. Graec. Т. VI, col. 420; по русск. пер. (Преображ.) М. 1862, стр. 101. 1868 Василий Великий. «De sancto Spirit», cap. X. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXII, col. 113; по русск. пер. «Твор. Вас. В.», ч. III, стр. 269. 1869 Амвросий Медиоланский . «De Abraham»: cap. IX, n. 79. Curs. Compl. Patrolog. Ser Lat. Tom. XIV, col. 494; ср. «De mysteriis.», cap. IV, n. 20. Catecbumenus... nisi baptizalus fuerit in nomino Patris et Filii et Spiritus Sancti, remissionem nos potest accipero peccatorum, nisi spiritnalis gratiae, haurire». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XVI, col. 394. 1870 Геннадий Массилийский. «De dogmat Eccles», LXXIV. Baptizatis tantum iter esse salulis credimus. Curs. Compl. Patrolog. Ser/Lat. Tom. LVII, col. 997. 1872 Смирнов. «Происхожд. И литургич. характ. таинств.». Труд. Киев. Дух. Академ. 1874 г. Том. IV, стр. 370; ср. Макарий. «Догмат. Богосл.» Том IV, стр. 125; Робертсон; «Истор. христ. церкв.» Кн. I, стр. 154–155. 1874 Смирнов. «Богослужение со времени апостолов, до IV в.». Труд К. Дух. Ак. 1876 г. том. IV, стр. 182. 1879 Ерма. «Pastor». Lib. III, Similitud. IX, cap. XVI. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. II. col 995–996. Necesse est, inquit, ul per aquam babeant accederc, ut requiescant. Non poterant enim in regnum Dei aliter inlrare… Ср. «Пастырь» в русск. перев. (Преображенского), стр. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

К тому же мы находим в «Лавсаике» пример отношения к пожертвованию в рамках той «автаркической» установки, о которой мы уже говорили: когда Мелания приносит апе Памбо серебро, он распоряжается отдать его на нужды братии, живущей в Ливии и по островам 499 , а египетским монахам не велит давать ничего, поскольку земля в Египте плодороднее других (cap. 10). Следует также отметить, что некоторым подспорьем в монастырском хозяйстве были те средства, которые могли принести с собой состоятельный крестьянин или горожанин, желающие сделаться монахами – так, бывший купец Аполлоний приобретает лекарства и келейные вещи (ατρικ κα κελλαρικ) в Алекандрии на свои деньги (cap. 13). Палладий свидетельствует еще об одной грани взаимоотношений монастыря и мира, о которой не говорится в «Житии св. Антония». Это благотворительная деятельность отдельных монахов или монастырей 500 . Наиболее яркий пример такого рода представляет собой служение одного из сыновей купца «спанодрома», основавшего на свои средства монастырь с небольшим числом монахов, главной деятельностью которого была забота о больных, стариках и бедных, а также устройство бесплатных раздач еды (τραπζαι) по субботам и воскресеньям (cap. 14). 3) «История монахов» В «Истории монахов» мы находим практически те же связующие нити между монашеством и «миром». Однако есть и нечто новое. Контакты монашества и окрестной хоры выглядят здесь более отчетливыми, чем связи монастыря с городом. Но на этом основании нельзя сделать вывод о преимущественно «сельском» характере начального монашества. Так, авва Аполлон (cap. 8 ), контакты которого с крестьянами хоры хорошо засвидетельствованы, сам предположительно происходил из города. То же можно сказать и об авве Иоанне Ликопольском (cap. 1). Среди приходящих к монахам за советом или помощью мы можем обнаружить представителей всех египетских «сословий», включая рабов. Так, в поучении одного монаха братии (cap. 1) мы находим указание на то, как вести себя, если в монастырь придут миряне, где (в числе прочих) названы πας и οκτης – два термина, означающие «слуг» или «рабов».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

62 Sancti Germanii Patriarcæ Constantinopolitani. «Epistola græcorum ad Armenios», ibid. cap. 6, col. 137–C–D–138 A–B. 63 ibid. cap. 7, col.–C–D–139–A. ср. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 3-е, том 5, стр. 190. 65 Эту мысль прекрасно выражает сам Герман в сочинении „О ересях и соборах“. J.-P. Migne. Series Græca. t. 98, cap. 44, col. 81–82–B: τν τετρτην (σνοδον) δεχμενος, κα τν κτην δξατο, επερ λογισμο κα νος κεκριμνου ντς καϑστηκεν. γρ τς κτης συνδου ζα κα ϑεμλιος κα βσις στηριγμνη, τταρτη πφυκε σνοδος. 66 Sancti Germanii Patriarcæ Constantinopolitani. «Epistola græcorum ad Armenios», J.-P. Migne. Series Græca. t.98, cap. 12–13 col. 141–142–A, cap. 16–17. col. 143–144. 67 ibid. cap. 19, col. 146–A: Quod, si forte vos contrarium aliquid intel lectui vestro in nostro scripto depregenderitis, ne, quaeso, id significare junctemini, quidquid nempe obis libuerit, nugisque accuratam dubiorum cestrorum solutionem exquirite. 68 Angelo Maji. Notitiam ad epistolam ad Armenios. J.-P. Migne. Series Græca. ibid. col. 133–134. Patres vestri, говорили армяне грекам на соборе в Тарсе, et nostri singulis temporibus ad pacem conciliandam impenso labore incubuerunt; nt venerabilis, strenuus ac probus patriarcha vester Germanus, qui litteras ad Armenios misit, spirituali charitate ac fide orthodoxa plenas. Здесь кстати заметим, что письмо Германа к армянам не сохранилось на греческом языке, а только на армянском. По просьбе Анджело Мая, догадавшегося о его существовании по одной выдержке из него в примечаниях к изданной речи католикоса Иоанна Озниенского (8 в.), оно было переведено на латинский язык епископом Одоардом Гурмутием (ibid). 70 S. Germani de hæresibus et synodis. J.-P. Migne. Series Græca, t. 98, col. 77–78–A: πσκοπος Νακωλεας πολχνης τς Φρυγν παρχας: cnf. J. E. T. Wiltsch. a. a. O. S. 417. Герман называет Константина ξαρχος τε κα γτωρ иконоборческого движения, cnf. G. D. Mansi, t. XIII, col. 199–200 А: Иоанн, местоблюститель восточных патриархов на 7-м соборе, рассказав о гонении на иконы со стороны халифа Иезида 2-го, продолжает, τυτων κηκος – ψευδοεπσκοπος Νακωλεας κα ο κατ’αντ " ον, μιμσαντο τος παρανομους Ιουδαους κα τος σεβες ραβας... ср. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, том 7, стр. 204 и 159 – слова Тарасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Между многими зданиями, воздвигнутыми царицею Тамарь в Грузии и Имеретии особенно замечателен храм во имя Св. Троицы построенный ею на древнем основании в находящейся в Сверной части Кахетии по левому берегу Алазани в местечке Алеани. Там же есть доныне и остатки ее дворца. 69 Устрашенные оружием Татар и Срацын, Грузины принуждены были по приглашению Татар, совокупно действовать с ними против Сарацын, которые в сие время (1391) истребив Птолемаиду – последнее прибежище Латин, овладели всею Сирией и Палестиной. Татары соединив с собою Грузинское и Армянское войско под предводительством Капчака, остановили на некоторое время успехи оружия Сарацинского. Но после приняв Магометанское исповедание, в соединении с Сарацинами, шля к покорению всего Востока. Marini Sancti Hist. belli Sacri lib. XIII cap. 8 et Guilelmus Mengis in Chronico. К сему располагал Грузинов всеобщий страх, и страх самих королей Европейских, из которых с 1270 года ни один не отваживался воевать за свободу христиан Восточных. Ист. церк. Иннок. том II стр. 262 изд. 1817 года. Vine. Belvac. de reb. Orient, lib. XXXII cap. 9. 70 До какой степени ненависть к Иверцам усилилась в Персах, и наиболее в Монголах или Татарах в сие время, – видно из путешествия Бургундского Богослова и проповедника Винценция во 1252 году. См. Vmc. Belvacensis de reb. Orient, lib. XXX. cap. LXXIV, LXXV et LXXVI. Он же упоминает о вторжении в Грузно Персов, убивших от преследования войска Чингисхана с пределов Хорасанских которые вторгнувшись в Грузию, избили в одном Тифлисе 7,000 христиан, cap. 88 и о умилостивлены ярости наследника Чингисхана уплатою 20,000 иперпераров (?) lib. XXXII cap. XXVI. Капуцинские монахи допущенные к нему на аудиенцию, видели двух царевичей Грузинских у трона его, вместе с Русским В. Князем Ярославом. cap. XXX. 71 In Annal. Hist. Eccl. Baronii помещена грамота Папы Uoahha XXII , данная первому в Тифлисе Епископу Иоанну Флорентийцу, Tom. XV, pag. 213. В это же время отправлены Папою увещательные послания к царю Грузинскому и некоторым вельможам, pag. 306.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 Зонара: «если еретик, или неверный обещает присоединиться к православной Церкви, то договор (брачный) может быть сделан, но бракосочетание должно быть отложено до времени, когда будет исполнено обещание». Тоже говорит Вальсамон. Vid. ulriusque scholia ad сап. 14 Chalced. Гражданские законы также положительно запрещали всякое смешанное супружество; но под теми же условиями и дозволяли. Cod. Iustin. 1, 5. const. 12. Basilic. 1, 1. cap. 25. 30. 38. cf. Photii Nomocan. lib. 12. cap. 13. После отпадения запада от Церкви православно-кафолической, греческая Церковь не иначе дозволяла римским христианам брак с православными, как по обращению к православию. Balsamon. ad can. 14. Chalced. Math. Blastar. Syntagma, lit. 7. cap. 12. 44 Св. Епифаний говорит: «диакониссы бывают только единобрачные», живущий в воздержании (εγκρζτιυααμιναι) или вдовствующие после первого (одного брака, или же давшие обет девства на всегда (αει παρθενοι)». S. Epiphan. expos. fid. pag. 46. cf. Balsamon. ad can. 19 Nicaen. Впрочем, названия у позднейших писателей иногда смешиваются. Но известно, что в первые века диаконссами были большею частию вдовицы. Они назывались также старейшими (πρετβυτις), как свидетельствует св. Епифаний. Наег. 79. (cf. tit. 2, 3. et Laodic. can. 11). А о диакониссах из дев Тертуллиан в свое время писал: «в одном месте дева, еще не имев двадцати лет, помещена была в число церковных вдовиц (диаконисс). Епископ, соблюдая церковное бдагочиние, не должен бы был допускать этой странности: ибо дева в числе вдовиц тем страннее, что не может уже назвать себя ни девою, так как сопричислена к вдовицам, – ни вдовицею, как дева». De velandis virgir ibus. cap. 9. 45 Число диаконисс при церквах было ограничено: они поставляемы были только по мере нужд. При Церкви софийской в Константинополе положено было 40 диаконисс; при Церкви влахернской Только 6. Noveil, inp.. in bibl. juris canon, pag. 1367. 1370. Tertull. ad axor. 1. 7. expos. fid. 46 Толкователи ц. правил разделяют эти лета так, что 40-летний возраст, по их мнению, назначался для принятия в диакониссы из дев, а 60-летний – из вдов. Zonar. ad сап. 15 Chalced. Правила первых веков требовали для диаконисс непременно 60-летнего возраста. Tertull. de virgin, vel. cap. 19. Nomoc. Lohannis Antioch. tit. 1. const. 9. el Nomoc. Photii tit. 1. cap. 28. Но вообще срок лет не строго соблюдался, когда нравствеиные качества души и строгость жизни делали вдовицу, или деву, достойною посвящения, что предоставлялось усмотрению епископов. Sozom. 8, 9. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

969 Ibid. B. 3, cap. 53, S. 92. К сожалению, от этой главы сохранилось одно только заглавие, так что нет возможности сказать, в чем состо­яли меры патриарха к ослаблению язычников. 974 Ibid. cap. 15, S. 207. Историк в данном случае влагает в уста патриарха хвалебную речь монофизитам, но в виду того, что он сам принадлежал к числу их, можно с полным правом признать заслуживающим доверия только ядро рассказа. 976 Проф. Гельцер разумеет, очевидно, нас интересующий рассказ, когда ссылается на Феофилакта Симокату в доказательство того, что Иоанн Постник преследовал действительных и мнимых язычников. Кстати здесь же заметим, что ссылка Гельцера на Иоанна Ефесского в подтверждение того же его мнения возбуждает недоумение: у этого исто­рика нигде нет речи о репрессивных мерах Постника по отношению к язычникам. Если Гельцер разумеет упомянутое выше оглавление одного отдела в его истории о борьбе Постника против язычников, то, надеемся, выше нами достаточно разъяснено, как нужно понимать эту борьбу. В заключение не можем не заметить, что Гельцер великодушно извиняет Постника, так как будто бы веротерпимость духовного лица 6 века нельзя измерять по шаблону 19 в. (Zeitsclirift fiir Protest. Theol. 1887. Heft, 4, S. 551 Anm.), хотя такое извинение не лучше порицания, по­тому что отзывается презрительным высокомерием ученого 19 в. 977 Theophil. Simoc. lib. 1, cap. 11, ed. Bonn. p. 53–57. Nicephori Call» Hist. eccl. lib. 18, cap. 32. Migne ser. gr. t. 147, col. 392–393. Последним рассказ скомпилирован, у первого. 980 Что дело могло быть именно так, это мы ниже увидим на примере летописца Феофана, подобным образом при одном случае оказавшего неумелую похвалу патриарху Никифору. 985 В Менологие Василия сказано, что Иоанн reliquit orationes animae utilissimas, qualcs magnus Joannes Chrisostomus conscripsit. Cuper. 1. c. p. 71, n. 395. На тоже намекает Григорий В., когда называет Иоанна учителем истины: ille qui veritatcm docct alios. Ер. ad Joannem. Mansi t. IX, p. 1218. 986 Theophil. Simoc. lib. 7, cap. 6, p. 280 ed. Bonn., cuf. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 18, cap. 34. Migne ser. gr. t. 147, col. 396–рассказ списан у Феофилакта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

283 Cf. A. Michelé, «Incarnation,» in Dictionnaire de la Théologie Catholique, t. 7, col. 1495 ss. John Wessel, De causis Incarnationis, lib. 2, c. 7, quoted by G. Ullman, Die Reformatoren vor der Reformation, Bd. 2 (Gotha, 1866), s. 398 ff. On Naclantus see Westcott, op. cit., p. 312 ff. Andreas Osiander, An Filius Dei fuit incarnatus, si peccatum non intervenisset in mundum? Item de imagine Dei quid sit? Ex certis et evidentibus S. Scripturae testimoniis et non ex philosophicis et humanae rationis cogitationibus derompta explicatio (Monte Regia Prussiae, 1550); see I. A. Dorner, Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi, 2 Aufl. (1853), Bd. 2, s. 438 ff. and 584; Otto Ritschl, Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd. 2 (Leipzig, 1912), s. 462. Osiander was vigorously criticized by Calvin, Institutio, lib. 2, cap. 12, 4–7, ed. Tholuck, 1, s. 304–309. 284 See for instance the long discussion in «Dogmata Theologica» of L. Thomassin (1619–1695) in tomus 3, De Incarnatione Verbi Dei, 2, cap 5 to 11, ed. nova (Parisiis, 1866), pp. 189–249. Thomassin dismisses the Scotist theory as just a «hallucination,» contradicted openly by the evidence of Scripture and the teaching of the Fathers. He gives a long list of Patristic passages, mainly from St. Augustine. Bellarmin (1542–1621) dis­misses this idea in one phrase: «For if Adam had remained in that in­nocence wherein he had been created, doubtless the Son of God would not have suffered; He probably would not even have assumed human flesh, as even Calvin himself teaches»; De Christo, lib. 5, cap. 10, editio prima Romana (Romae, 1832), t. 1, p. 432. Petavius (1583–1652) was little in­terested in the controversy: «This question is widely and very contentiously disputed in the schools, but, being removed from the controversy, we will explain it in a few words.» There is no evidence for this conception in Tradition, and Petavius gives some few quotations to the opposite effect. «Opus de Theologicis Dogmatibus,» tomus 4, De Incarnatione, lib. 2, cap. 17, 7–12, ed. (Venetiis, 1757), pp. 95–96. On the Protestant side see a brief discussion in John Gerhard, Loci Theologici, Locus Quartus, «De Persona et Officio Christi,» cap. 7, with valuable references to the earlier literature and an interesting set of Patristic quotations; ed. Sd. Preuss (Berolini, 1863), t. 1, pp. 513–514, and a longer one in J. A. Quenstedt, Theologia Didactico – Polemica, sive Systema Theologicum (Wittebergae, 1961), Pars 3 & 4, Pars 3, Cap. 3, Membrum 1, Sectio 1, Quaestio 1, pp. 108–116. On the other hand, Suarez (1548–1617) advocated a reconciliatory view in which both conflicting opinions could be kept together. See his comments on Summa, 3 a , Disput. 4, sectio 12, and the whole Disp. 5 a , Opera Omnia, ed. Berton (Parisiis, I860), pp. 186–266.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010