Кекелидзе 1905 - Кекелидзе К., свящ. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней Церкви//Труды КДА 78. 1905. Т. I. Январь. С. 149-158. Кузенков П. В . Христианские хронологические системы и их отражение в византийской хронографии (от раннехристианских писателей до Георгия Синкелла и Феофана Исповедника). М., 2006 (канд. дис., машинопись). Ларше 2008 - Ларше Ж.-К. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитства Армянской церкви (V-VIII вв.) (перевод с французского С. С. Кима )//БВ 7. 2008. С. 144-199. Рапава М. А. Грузинский перевод полемического сочинения Никиты Стифата против армянской ереси//XVII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. Материалы. М., 2007. С. 356-361. Скабалланович 1916 - Скабалланович М. Рождество Христово. Киев, 1916 [СТСЛ, r 1995] (Христианские праздники. Кн. 4). Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883. Beck 1959 - Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/Herausgegeben von E. Beck . Louvain, 1959 (CSCO 186. Scriptores Syri 82). Beck - Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/Ubers. von E. Beck . Louvain, 1959 (CSCO 187. Scriptores Syri 83). Conybeare 1896 - Conybeare F. C . Ananias of Shirak upon Chrismas//Expositor Ser. 5. Vol. 4. 1896. Dostourian 1993 - The Chronicle of Matthew of Edessa/Transl., comm., intr. by A. E. Dostourian . N.-Y., London, 1993. Dunlop 2004 - Dunlop B. E . Earliest Greek patristic orations on the Nativity: a Study including translations. Boston Colledge, 2004 (diss.) Esbroeck 1968 - Esbroeck M. , van . La lettre de l " empereur Justinien sur l " Annonciation et la Noël en 561//AB 86. 1968. P. 351-371. Esbroeck M. , van . Encore la lettre de Justinien. Sa date: 560 et non 561//AB 87. 1969. P. 442-444. Esbroeck 1987 - Esbroeck M. , van . Un court traité pseudo-Basilien de mouvance aaronite consent en arménien//Museon 100. 1987. P. 385-395. Esbroeck M. , van . La lettre de Justinien pour la fête de l " Hypapante en 562//AB 112. 1994. P. 65-84.

http://bogoslov.ru/article/373000

Катены на основании фрагментов толкований прп. Ефрема Сирина составил Севир Эдесский (ок. 850-860) ( Melki J. S. Ephrem le Syrien: Un bilan de l " édition critique//PdO. 1983. Vol. 11. P. 84). Неск. несторианских толкований возникло позднее в сирийской традиции, среди которых вполне самостоятельным, хотя и с заметным влиянием комментария блж. Феодорита Кирского, был комментарий Ишодада Мервского (ок. 850) (Commentaire d " Iso " dad de Merv sur l " Ancien Testament/Ed. J.-M. Voste, trad. C. van den Eynde. Louvain, 1972. Vol. 5: Jeremie, Ezechiel, Daniel. P. XXI-XXVI. (CSCO. Syr.; 147)). Не сохранились более ранние комментарии Авраама бет-Раббанского (ум. в 569), а также Хенаны Адиабенского (ум. ок. 610) ( Baumstark. Geschichte. S. 115-116; Commentaire d " Iso " dadh de Merv sur l " Ancien Testament/Éd. J.-M. Vosté, trad. C. van den Eynde. Louvain, 1972. Vol. 5: Jeremie, Ezechiel, Daniel. P. XIV. (CSCO. Syr.; 147)). В Зап. Церкви в более поздний период толкователи ограничиваются экзегезой отдельных глав И. п. к., а также созданием катен ( Harvey. 1957. P. 2220). Рабан Мавр составляет катены из работ Иеронима и Григория Великого ( Rabanus Maurus. Comment. in Ezech.//PL. 110. Col. 497-1084C). Руперт Дойцский прилагает к своему трактату о Троице (De trinitate et operibus eius) толкование на И. п. к. ( Rupertus Tuitiensis abbas. In Ezech. prophetam commentariorum//PL. 167. Col. 1419-1498). Рихарду Сен-Викторскому принадлежат экзегетические толкования на отдельные места И. п. к. ( Richardus S. Victoris Prior. In visionem Ezech.//PL. 196. Col. 527-600). И. п. к. в иудаизме Тема видения небесного трона стала экзегетической основой для развитых в лит-ре хехалот мистических идей. Большую роль видение Иезекииля играет в евр. Книге Еноха (см. Еноха третья книга ), посвященной небесному вознесению раввина Ишмаэля бен Элиша. При описании божественной меркавы («колесницы» - т. о. интерпретируется открытый Иезекиилю небесный трон) очевидны ссылки на И. п. к. (3 Енох 24. 15 и Иез 1. 14; 3 Енох 24. 18 и Иез 10. 12). Иез 48. 35 используется в 3 Енох 24. 17 при описании «колесницы быстрого херувима». Для объяснения ветров, дующих под херувимом (3 Енох 23. 7), также цитируются слова из Иез 37. 1.

http://pravenc.ru/text/293579.html

Кириллу, они не принимались Тимофеем Элуром и Филоксеном. Севир же находил в них полезный корректив против крайнего монофизитства, как он встречается у синусиастов, последователей Аполлинария, утверждавших, что в единении плоть Христа и Его божество составили одну «сущность», или в евтихианских воззрениях, как они были представлены у Сергия Грамматика. Опровергая последнего, Севир настаивал на том, что божество и человечество в Еммануиле не только «вполне отличаются, но даже отстраняются и отделяются друг от друга». «Различие в качестве природ, из которых - один Христос» не исчезает, однако их разделение исключается в силу единения по ипостаси ( Sever. Antioch. Ep. ad Serg. 1//CSCO. 120. P. 56-57). Иоанн Филопон утверждал, что термин «различие» (διαφορ) не дает повода говорить о двух природах, но лишь указывает на то, что, хотя Христос, сложенный из божества и человечества, является одной природой, свойства природ сохраняются в сложении, поскольку не может быть их слияния ( Ioan. Phil. Arbiter. 13, 40// Sanda. 1930. P. 48, 77). В отличие от «Томоса» свт. Льва Великого в сочинениях Севира свойства (διτης, διον) Христа не были отнесены к каждой из природ, т. к. для Севира это было бы разрушением домостроительства ( Lebon. 1951. S. 534, 543). Поэтому он, как и следующие его терминологии монофизитские богословы, подчеркивал, что во Христе только одно «действие» (νργεια) и одна «воля» (θλημα, θλησις), даже если одним действием или одной волей выполняются действия различного свойства. «Ибо один есть действующий, то есть Слово Божие воплощенное, и одно есть действие, но различные дела (ργα), то есть вещи, совершённые действием», а именно - дела человеческие и приличные божеству. «Однако одно есть Слово воплощенное и одно Его действие, то есть одно Его действующее движение (κνησις νεργετικ)» ( Sever. Antioch. Ep. ad Serg. 1//CSCO. 120. P. 60-61). Отсюда вполне естественно, что Севир характеризует единичность действия во Христе как «одно богомужное действие» (μα νργεια θεανδρικ).

http://pravenc.ru/text/2564126.html

278 Краткий обзор см.: Esbroeck М., van. Eglise georgienne des origines au moyen age//Bedi Kartlisa 40 (1952). P. 186–199. 281 Ibid. P. 80–117; Manvelichvili A. Histoire de Georgie. Paris, 1951. P. 163–180; Suny R.G. The Making of the Georgian Nation. P. 34–37. 282 Golden P.B. The Turkic Peoples and Caucasia//Transcaucasia: Nationalism and Social Change. P. 59; Salia K. History of the Georgian Nation. Paris, 1983. P. 166–168. 284 Ibid. P. 274–277; Lordkipanidze M. Georgia in the XI–XII Centuries; Salia K. History of the Georgian Nation. P. 157–159. 286 Tarchnishvili М. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur. Vatican City, 1955. S. 211–225 (Studi e Testi, 185); Thomson R.W. John Petrici//ODB. Vol. 2. P. 1067. 288 Vasiliev А.А. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204–1222)//Speculum 11 (1936). P. 3–37; Toumanoff C. On the Relationship between the Founder of the Empire of Trebizond and the Georgian Queen Thamar//Speculum 15 (1940) P. 299–312. 289 Tarchnishvili M. Geschichte der kirchllchen georgischen Literatur. S. 69–78; Tamrati M. L’feglise georgienne… P. 296–347; a также более общий обзор: Lang D.M. The Georgians. New York, 1966. P. 152–178. 290 Salia К. Les moines et les monasteres georgiens a l’etranger//Bedi Kartlisa 34–35 (1960). P. 30–59; Он же. History of the Georgian Nation. P. 77–91; Djobadze W.Z. Materials for the Study of Georgian Monasteries in the Western Environs of Antioch on the Orontes. Louvain, 1976. (CSCO, Subsidia vol. 48). 297 Gautier P. Le typikon du Se baste Gregoire Pakourianos//REB42 (1984). P. 5145; Typicon Gregorii Paainam/Tarchnishvili М., ed. Louvain, 1954. (CSCO. Vol. 143–144; Scriptores iberici. Vol. 3–4) [Типик Григория Пакуриана/Введ., пер., коммент. Арутюповой–Фиданян В.А. Ереван, 1978; изд. грузинской версии с русским пер.: Шанидзе А.Г. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971]; Salia К. Les moines et les monastires georgiens… P. 56–58. 298 Gautier Р. Le typikon du Sebaste… P. 43–49; Lefort J., Papachryssanthou D. Les premiers Georgiens a l " Athos dans les documents byzantlns//Bedi Kartlisa 43 (1983). P. 27–33; Actes d’Iviron. Vol. 1; Des origines au milieu du XI siecle/Lefort J. e.a., eds. Paris, 1985; Tamarati M. L’Eglise georgienne… P. 318–326. О rope Афон см. также ниже, гл. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вторая часть обнимала последующие события? вплоть до шестого года царствования Юстина II (575), в то время? как в третьей части повествовалось о дальнейшем периоде? вплоть до 585 г. Эта история в высшей степени полезна для установления событий V и, особенно, VI в., несмотря на то? что все же следует сопоставлять ее с другими источниками? из-за безоговорочной приверженности Иоанна делу монофизитства. Первая часть полностью утрачена, вторая же отчасти и фрагментарно известна благодаря «Хронике» Псевдо-Дионисия Телл-Махрского, которая из нее обильно черпала информацию. Третья часть сохранилась в древнем кодексе Brit. Mus. Add. 14640 VII в. Издания. Cureton W. The third parpofthe Ecceiesiastical History of John Bishop of Ep hesus. Oxford, 1853; Johannis Ephesini Historiae ecclestiacae pars tertia. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol 105 (SCR SYRI 54). Textus. Lovanii, 1935; Land J. P. N. Anecdota Syriaca. T. 2. (фрагменты второй части); англ. перевод (3-й части): The Thild Part of the Ecclesiastical History of John Bishop of Ephesus. Translated by R. Payne Smith. Oxford, 1860 (по изд. Кьюртона); нем. перевод (3-й части): Schönfeder J. M. Die Kirchengeschichte des Johannes von Ephesus. München, 1862; лат. перевод: E. W. Brooks. CSCO. Vol. 106 (Scr. Syri 55). Lovanii, 1936. Исследования. Land J. P. N. De Gedenkschrieten van ein Monoph uitde 6 eeuw. K. Ak. V. Wetenschappen. Amsterdam, 1888; Duchesne L. Jean d " Asie. Mémoire lu devant les 5 Académies le 25 oct. 1892. Journal Officiel. 299. P. 520; Дьяконов Л. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908 (переиздано СПб., 2006); Brooks E. W. PO XVII; Baumstark. S. 181−182; van Ginkel J. John of Ephesus: a monophysite historian in sixth century Byzantium. Groningen, 1995. § 116. Ахудэммех Родился в Бет-Арбайе. Первоначально, как представляется, был несторианином. Стал епископом Бет-Арбайе, уже исповедуя монофизитское учение. Иаков Барадей поручил ему дело благовествования среди арабов, живших в Месопотамии. Ахудэммех основал много обителей и даже осмелился крестить сына Хосрова II.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

989 Лукий, PG 65, 253 BC=Kmosko 1926, CC-CCIII (речь идет о монастыре Энатон, около Александрии). Рус. перевод: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 [репринт: Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993], с. 98 (=Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899 [репринт М., 1991], 237, 10 [другой перевод по рукописям]). Ср. Силуан 5//PG 65, 409 (рус. пер. там же, 181; к мессалианам, скорее всего, не имеет прямого отношения). 990 Vööbus A. The Synodicon in the west Syrian tradition//CSCO 367 (Scriptores Syri 161), 1975, can. 42, p. 176, англ. перевод CSCO 368, p. 168. 991 Письмо Сергию Константинопольскому//PG 87, 3192 В=Mansi XI, 501, критическое издание греч. текста (CPGS 7635) в ACO ser. II, vol. II, 1, p. 480! Λαμπτιος τς δυσωνμου τν Μαρκιανιστν αρσεως ξαρχος (без существенных разночтений). У Кмошко текст отсутствует. 993 К «более осторожному описанию» (a more accurate description) преемников мессалиан (лампетиан и маркианистов) призывает Fitschen 1993. 994 Противоположный пример – богомильство, в изложении которого у православных полемистов трудно найти прямые аллюзии с мессалианством, хотя название «мессалиан» было в ходу в поздней Византии для обозначения богомилов. 996 Synodicon orientale/Ed. J.-B. Chabot. P., 1902, p. 301303, 374–375, 406–407, 456–457=Kmosko 1926, CCLXXIV-CCXCIII. 997 Интересное продолжение, с одной стороны, темы Епифания, а с другой – «мостик» к расцветшим позже павликианству и богомильству. 1002 ИАБ 5 , 283–287. См. Guillaumont 1958, с. 9 и примеч. 30 на с. 13. Из трех древних источников сведений, указанных А. Гийомоном, один в другом месте присоединяет к творениям трех «еретиков» еще и отдельные положения Исаака Ниневийского (там же, с. 14, примеч. 33). О влиянии CM на Иосифа Газзайу см. там же, с. 19–24. 1005 Таким образом, наблюдается (mutatis mutandis) некоторая параллель с осуждением творений Макария-Симеона, в которых, насколько можно судить по сохранившемуся корпусу, не было мессалианских заблуждений. Анализ процессов против названных мистиков (особенно Иосифа Газзайи и Иоанна Дальятского) и их учения представляется чрезвычайно интересным, но он, во-первых, требует специальных серьезных разысканий, для которых к тому же, как кажется, до сих пор не создана необходимая текстологическая база, а во-вторых, увел бы нас далеко в сторону. Остается сожалеть, что не только на русском, но и на европейских языках нет специальных трудов по этой теме, за исключением Beulay 1978, 1985, 1990. Общая литература по сирийским мистикам: ИАБ 5 , 304–357.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Однако иное отношение к Е. сложилось в Эфиопской Церкви, где 1-я Книга Еноха была включена в канон ВЗ и было составлено неск. новых произведений о Е. («Иная проповедь о рождении Еноха» вошла в «Книгу тайн неба и земли», а также неизд. «Видения Еноха»). Е. сохранял авторитет и в календарных вопросах. В XV в. имп. Зара Якоб утверждал, что никто «не может вычислить время поста, Пасхи и праздников без Еноха» (CSCO. Vol. 235. Aethiop. T. 43. P. 99. 10-14; CSCO. Vol. 236. Aethiop. T. 44. P. 87. 17-21). Память взятия Е. на небеса празднуется Эфиопской и Коптской Церквами 23 янв. (27 тэрра или тобе соответственно) и 18 июля (24 хамле или эпепа). В нек-рых сир. месяцесловах Е. вспоминается во вторник Светлой седмицы или 7 июля. В визант. традиции память Е. в Неделю праотец (в некоторых месяцесловах встречается память допотопных патриархов 1 марта). С XIX в. образ и писания Е. стали особо почитаться мормонами (Церковью Иисуса Христа святых последних дней). В старообрядческой традиции Е. вместе с Илией выступает как пророк близкого прихода антихриста. Представление о том, каким образом осуществится пришествие пророков - чувственным или духовным, вызвало полемику среди старообрядцев, разделившихся на 2 группы. Первые, к к-рым относятся последователи РПЦС, РДЦ и частично ДПЦ, а с ХХ в. значительная часть часовенных, считают, что появление пророков только ожидается и придут они во плоти; др.- беспоповцы разных согласий (в наст. время меньшинство) - утверждают, что духовный приход уже состоялся и антихрист давно царствует в мире. Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Начиная с первых учителей староверов, утверждалась мысль об исполнении всех предсказаний, но в отношении пророков единства не было. Протопоп Аввакум , призывая: «Зри умом зверя летописного» ( Бубнов, Демкова. 1981. С. 150), тем не менее считал, что антихрист еще не пришел в мир, и осуждал тех, к-рые «мудровали, что пришествие пророков Илии и Эноха на обличение антихриста будет духом, а не плотью» ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. Roma: Pontificium Institutus Orientalis, 1938. (Orientalia christiana analecta; vol. 117). Epistolae Cyrilli et Tomus Leonis//ACO. Т. 2. Vol. 1. Pars 2/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1933. S. 67–84. Joannes Damascenus. Expositio fidei orthodoxae//PG. Т. 94. Col. 790–1227. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici Opera quae supersunt/ed. M. Richard, M. Aubineau. Turnhout: Brepols; Leuven: University Press, 1977. (CCSG; vol. 1). Grégoire de Nazianze. Lettres théologique/éd. et trad. par P. Gallay. Paris: Cerf, 1974. (SC; vol. 208). Jean Rufus, évêque de Maiouma. Plérophories, c’est-à-dire témoignages et révélations contre le concile de Chalcédoine/version syriac et traduction français par F. Nau. Paris: FirminDidot, 1911. (PO; vol. 8/1). P. 1–208. Leo Magnus. Tomus Leonis//ACO. Т. 2. Vol. 2. Pars 1/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 24–33. Leo Magnus. Ad Leonem Augustum (Epistula 104)//ACO. Т. 2. Vol. 4/ed. E. Schwartz. Berlin: W. de Gruyter, 1937. S. 113–119. Severi Antiocheni Liber contra impium Grammaticum. Oratio prima et secunda/ed., interpr. I. Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1933. (CSCO; vol. 111–112. Scriptori Syri; t. 58–59). Severi Antiocheni Oratio ad Nephalium, Eiusdem ac Sergii Grammatici: Epistulae mutuae/éd. et trad. par J. Lebon. Louvain: Secrétariat du CSCO, 1949. (CSCO; vol. 119–120. Scriptori Syri; t. 64–65). Zacharie le Scholastique. Vie de Sévère/textes syriaques publés, traduits et annotés par M.-A. Kugener. Turnhout: Brepols, 1993. (PO; vol. 2/1). Евагрий Схоластик . Церковная история/пер. с греч., вступ. статья, коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. Литература Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. Давыденков О. , прот. Из истории сирийского монофизитства. Исторические предпосылки распространения монофизитства в Сирии//Богословский сборник. 1999. . 3. С. 24–41. 4. С. 20–29.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/halkid...

Осн. ист.: Theoph. Chron.; Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... кон. XII в./Изд. и пер. И. Троицкого//ППС. 1889. Вып. 23. Т. 8/2; Eutychii Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. Beryti; P., 1906; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. Beryti; P., 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sa " id d " Antioche, continuateur de Sa " id ibn-Bitriq/Ed. et trad. I. Kratchkovsky et A. Vasiliev//PO. 1957. T. 18. Fasc. 5. P., 701-833; 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 349-520; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлеч. из летописи Яхъи антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. C. 255-294, 329-371 [рус. пер. отрывков из Евтихия и Яхьи]; Араб. версия жития св. Иоанна Дамаскина/Изд. А. А. Васильев//Полн. собр. творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1; Michel le Syrien. Chronique. T. 1-4. P., 1904; Тарих мухтасар ад-Дуваль. Ли-ль- " аллятихи Григуриус Аби аль-Фарадж... Ибн аль-‘Ибри. Бейрут, 1890; Zayat H. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahom b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//Proche-Orient Chrétien. 1952. T. 2. P. 11-38, 333-366. Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Потулова С. Маронитская Церковь в V-IX вв.//СИППО. 1910. С. 32-52; Бартольд В. В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях//ХВ. 1914. Т. 3. С. 263-296; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Cahen A. La Syrie du nord à l " époque des crousades et la principate franque d " Antioche. P., 1940; Graf. Geschichte; Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ.; Atiya A. A history of Eastern Christianity. L., 1968; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Nasrallah J. Chronologie des patriarches melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968; idem. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècles.

http://pravenc.ru/text/115764.html

в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке, в Свято-Троицком мон-ре в Джорданвилле, в Новокоренной пуст. в Мейопаке (шт. Нью-Йорк), где еп. Иероним пребывает на покое. В 2014-2015 гг. используемый в РПЦЗ текст Л. П. Д. а. И. был существенно доработан преподавателем Джорданвиллской семинарии В. Пермяковым, заменившим ошибочно включенные в ее состав Фундулисом молитвы из полной литургии ап. Иакова подлинными молитвами Л. П. Д. а. И. из груз. источников и т. д. Тем не менее внешний порядок совершения Л. П. Д. а. И. продолжает ориентироваться на «чин Литургии ап. Иакова» в том его виде, в каком он известен на протяжении XX в. (т. е. не в том, каким он на самом деле был в Иерусалиме в древности, а в ориентированном на восточно-сир. обрядность), а аргументированное обоснование целесообразности включения одного-единственного элемента цельной древней традиции (иерусалимской) в существенно иную (совр. православную, наследующую к-польской) так и не предложено. Изд. и лит.: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме в IX-X вв. Каз., 1894; он же. Описание. Т. 2. С. 128-133; Brightman. Liturgies. P. 494-501; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Т. 2. С. 43-51, 60-66, 76-83; Tarchni vili M. Liturgiae ibericae antiquiores. Louvain, 1950. (CSCO; 122=CSCO. Iber.; 1). P. 93-101 [груз. текст]; (CSCO; 123=CSCO. Iber.; 1). P. 71-77 [лат. пер.]; idem. Die Missa praesanctificatorum und ihre Feier am Karfreitag nach georgischen Quellen//AfLW. 1952. Bd. 2. S. 75-80; Jacob A. Une version géorgienne inédite de la liturgie de saint Jean Chrysostome//Le Muséon. 1964. Vol. 77. P. 65-119; Θουντολης Ι. Λειτουργα Προηγιασμνων Δρων Ιακβου το Αδελφοθου. Θεσ., 1979. (Κεμενα Λειτουργικς; 19); Verhelst S. Les Présanctifiés de saint Jacques//OCP. 1995. Vol. 61. P. 381-405; Alexopoulos S. The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009. (Liturgia Condenda; 21). Свящ. Михаил Желтов Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/2110605.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010