6 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De baptismo. Cap. XIX//PL 1. Col. 1222a—1222b. 7 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De corona militis. Cap. III//PL 1. Col. 78c—80a. 8 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De jejuniis. Cap. XIV//PL 1. Col. 973a. 9 Цит. по: Скабалланович M. H. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 126. 10 Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 173. 11 См.: Rouwhorst G. The Origins and Evolution of Early Christian Pentecost//Studia Patristica. Vol. 35. Oxford, 2001. 12 Там же. P. 315–321. 13 Паломница не называет своего имени в тексте описания своих странствий; большинство исследователей отождествляют ее с Эгерией (или Этерией), упоминаемой в письме к братии неким монахом Валерием в 650 г. (см.: Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях//К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М., 1994 [Далее: Письма паломницы IV века. — Ред.] С. 135). 14 Письма паломницы IVbeka. С. 214—215. Лат. текст: Éthérie. Journal de voyage/text lat., et trad, de Héléne Pétré. Paris, 1948. P. 246, 250 (Sources chrétiennes [Далее: SC. — Ped.] 21). 15 См.: Ванюков С. Обзор истории праздника Пятидесятницы//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 245–247. 16 Grosdidier J. Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. 5. Paris, 1981. P. 180—206 (SC 283). Нынешняя служба Пятидесятницы сохранила проимий и 1й икос произведения Романа. 17 Цит. по: Ванюков С. Указ. соч. С. 244–245. 18 Письма паломницы IV века. С. 215. 19 Храм Воскресения, Мартириум и Церковь у Креста (как ее называет Эгерия) являлись частями Базилики Гроба Господня, построенной в 335 г. императором Константином (см.: Письма паломницы IV века. С. 141–142). 20 См.: Левинская И . А. Указ. соч. С. 89. 21 См.: Письма паломницы IV века. С. 215–216. 22 RenouxA. Le Codex Arménien Jérusalem 121. Vol. 2. Tournhout, 1971. P. 338—345 (Patrologia Orientalis/Ed. F. Graffin. [Далее: PO. — Ред. ] T. XXXVI. Fasc. 1. 163). 23 Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église de Jerusalem (V—VIII siècles). T. 1. Édité. Louvain, 1959. P. 169–171. (Corpus Scriptorum Christianoaim Orientalium. [Далее: CSCO. — Pe д . ] Vol. 188; Scriptores Iberici, t. 9)/T. 1. Traduit. Louvain, 1959. P. 135–138. (CSCO. Vol. 189. Scriptores Iberici, t. 10); Кекелидзе К . С . Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 108—110.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

(1983) The Harp of the Spirit: 18 Poems of St Ephrem, London. (1984a) Syriac Perspectives on Late Antiquity, London. (1985) The Luminous Eye: the spiritual world vision of St Ephrem, Rome. (1989) «From Ephrem to Romanos», StPatr, XX, 139–151. – (1992a) The Luminous Eye. The Spiritual World Vision of Saint Ephrem the Syrian, Kalamazoo. – (1999) «St Ephrem in the Eyes of Later Syriac Liturgical Tradition», Hugoye: Journal of Syriac Studies, 2/1 (http://syrcom.cua.edu/Hugoye/Vol2N01/HV 2N 1Brock.html). Bruns P. (1990) «Arius hellenizans? Ephräm der Syrer und die neoarianischen Kontroversen seinerzeit», ZKG, 101, 2157. Bundy D. (1986) «Language and the knowledge of God in Ephrem Syrus» The Patristic and Byzantine Review, 91103. Burkitt F. C. (1904) St. Ephraems use of separate Gospels, London, p. 187191. Cramer W. (1965) Die Engelvorstellung bei Ephram dem Syrer (OCA 173). Dalmais I.-H. (1987) «Saint Éphrem et la tradition spirituelle des églises araméennes», Connaissance des Pères de Eglise, 26, 825. – (1989) «La vie monastique comme ascèse virginale d’après S. Ephrem et les traditions liturgiques syriennes», A. M. Triacca et A. Pistoia (éds), Liturgie, conversion et vie monastique, Roma, p. 7386. Darling R. (1984) «The ‘Church from the Nations’ in the exegesis of Ephrem», VI Symposium Syriacum, p. 111121. De Halleux A. (1972) «Une clé pour les hymnes d’Éphrem dans le ms Sinai syr. 10», LM, 85,171199. ----- (1973) «Mar Éphrem théologien», PdO, 4, 3554. (1974) La transmission des Hymnes d’Éphrem d’apres le ms. Sinaï syr. 10, Roma, p. 2163 (OCA 197). – (1983a) «Saint Éphrem le syrien», Revue Théologique de Louvain, 14,328355. – (1983b) «An analysis of the biblical quotations of Ephrem», An Exposition of the Gospel (Armenian Version) (CSCO 443; Subs. 66). Louvain. – (1984) «Ephräm der Syrer», M. Greschat (ed.)> Gestalten der Kir- chengeschichte, Bd. I, Stuttgart, S. 284301. – (1992) À propos du sermon ephremien sur Jonas et la penitence des Ninivites, Festgabe J. Assfalg, Munchen, S. 155160.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Padinjarekkut J. (1990) «The present day relevance of St Ephrem», The Harp, 3:1/2, 6166. Palmer A. (1999) «The Influence of Ephraim the Syrian», Hugoye: Journal of Syriac Studies, 2/1 (http://syrcom.cua.edu/Hugoye/Vol2No1/HV2N iPalmer.html). Pattie T. S. (1987) «Ephraem the Syrian and the Latin manuscripts of De Poenitentia», The British Library Journal, 13,124. -- (1989) «The early printed editions of Ephraem Latinus and their relationship to the manuscripts», StPatr, 20, 5053. -- (1990) «Ephraem’s On Repentance» and the translation of the Greek text into other languages», The British Library Journal, 16, 17486. Peral Torres A. (1978) Comentario al Genesis de San Efren, Madrid. Perentidis S. (1985) «La jonction de lApocalypse de Sedrach avec I’Homelie sur lAmour d’Ephrem», JTS, 36, 393396. Perria L. (1977/79) «Un nuovo codice di Efrem: L’Urb. gr. 130», Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici, 14/16, 33114. Petersen W. L. (1985a) The Diatessaron and Ephrem Syrus as sources of Romanos the Melodist, Louvain (CSCO 475; Subs. 74) -- (1985b) «The dependence of Romanos the Melodist upon the Syriac Ephrem: its importance for the origin of the kontakion», VC, 39, 171187. -- (1989) «Some remarks on the integrity of Ephrem’s Commentary on the Diatessaron», StPatr, 20,197202. Pierre M.-J. (1985) Ephrem deNisibe. Hymnessurla Virginité. Sur Ephraim H. Virg.2021, p. 258263 (ОС 35). Poirier P.-H. (1973) S. Ephrem de Nisibe. Pédagogic divine et charite, Présence d’En Calcat, p. 376410. -- (1975/76) «Vers le commentaire de Job d’Ephrem de Nisibe», PdO, 6/7, 6368. -- (1976) «Nisibe, face aux Perses, dans les memre sur Nicomédie de S. Ephrem», Handes Amsorya, 90, 51120. -- (1979) «L’Evangile de Vérté, Éphrem le Syrien et le comput digital», REAug, 25, 2734. -- (1989) «Le sermon pseudo-éphremien In pulcherrimum Joseplium. Typologie et midrash, in Figures de l’Ancien Testament chez les Péres», Cahiers de Biblia Patristica, vol. 2, Strasbourg, p. 107122. Pottampuzha P. (1995) «Mar Aprem: patron of eco-theology», Christian Orient (Kottayam), 16,138146.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Erismann J. A World of Hypostases: John of Damascus’ Rethinking of Aristotle’s Categorical Ontology //Studia Patristica. 2011. Vol. 50. P. 269–287. Larralde R. El Concepto de Hipostasis en San Juan Damasceno. México, 1958. Louth A. St. John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002. Metallidis G. The Chalcedonian Christology of St. John Damascene: Philosophical Terminology and Theological Arguments. PhD Thesis. Durham, 2003. Richard M. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera qui supersunt. Turnhout, 1977. Rozemond K. La Christologie de Saint Jean Damascène. Ettal, 1959. Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum /ed. et trad. J. Lebon. Paris, Louvain, 1929–1938. (CSCO 93, 94; 101, 102; 111, 112; Scryptores Syri 45, 46; 50, 51; 58, 59). Zachhuber Z. Individuality and the Theological Debate about ‘Hypostasis’ //Individuality in Late Antiquity. Burlington, 2014. P. 91–109.   См., напр.: Давыденков О., иер. Христологическая система Севира Антиохийского: догматический анализ. М., 2007. С. 18. Severi Antiocheni orationes ad Nephalium/ed. et trad. J. Lebon. Louvain, 1949. (CSCO 119, 120; Scryptores Syri 4, 7). Richard M. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera qui supersunt. Turnhout, 1977. P. 6–58. Изучению наследия пресвитера Иоанна Грамматика Кесарийского посвящены статьи диакона Сергия Кожухова. См., напр.: Кожухов С., диак. Концепция «сложной ипостаси» Иоанна Кесарийского Грамматика и «сложной природы» Севира Антиохийского как рецепция образа соединения природ во Христе у святого Кирилла Александрийского//Богословский вестник. 2016. 1–2 (20–21). С. 147–168; Его же. Иоанн Кесарийский и Севир Антиохийский: тексты и полемика халкидонитов и их противников (508–520)//Богословский вестник. 2017. 3–4 (26–27). С. 328–354; Его же. «Неохалкидонизм» Иоанна Кесарийского: термин νυπστατον и формула unus de Trinitate passus est carne//Богословский вестник. 2018. 1 (28). С. 72–95; Его же. Халкидонский Собор, его рецепция и некоторые аспекты христологии в V — начале VI вв.//Богословский вестник. 2019. 3 (34). С. 67–88.

http://bogoslov.ru/article/6195346

11 Nestoris. Bazaar of Heracleides/G. R. Driver, L. Hodgsdon, ed. & transl. Oxford. 1925. P. 328–329. 12 Ibid. P. 55. 13 PG. 83. Col. 168. 14 Соответствующий фрагмент сохранился только по латыни, и греческого слова φσις в нем поэтому нет. 15 PG. 52. Col. 758. 16 См.: Кириллов А. А. Догматическое учение о таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста//Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1896. Вып. 1. С. 26–52; Вып. 3. С. 545–572. 17 См.: Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium. P., 1935. T. 5. P. 295–318; Bruns P. Aspekte nestorianischer Eucharistielehre: доклад на 15й Международной Оксфордской Патристической конференции 2007 г.//Studia Patristica. Leuven, 2008 в печати. 18 CSCO. 61. P. 181. 19 CSCO. 91. P. 62. 20 См.: Ткаченко А. А. Вместообразная//ПЭ. 2004. Т. 8. С. 130. 21 PG. 65. Col. 157. 22 PG. 89. Col. 297. 23 Die Schriften des Johannes von Damaskos/B. Kotter, hrsg. Berlin, 1973. Bd. 2. S. 191–197. (Patristische Texte und Studien; 12). 24 См.: Gero S. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and Its Sources//Byzantinische Zeitschrift. Munchen, 1975. Bd. 68. S. 4–22. 25 Ср. в связи с этим слова свт. Филарета (Дроздова) , митрополита Московского: «если бы кто отверз уста с таким мнением о Евхаристии, в каком дают клятву английские короли, надлежало бы, хотя бы одному против всех, поднять спор за истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову и за сохранение душами истинной веры в Таинство “Божественной Пищи”» (Письма к А. Н. Муравьеву, 152). 26 Можно отметить, что позиции подавляющего большинства православных критиков «пресуществления» так или иначе восходили к взглядам А. С. Хомякова. В частности самом конце XIX в. один из последователей славянофильства, А.А. Киреев, открыл в богословской прессе того времени большую дискуссию об этом термине (см. резюме дискуссии в аппарате к: Малиновский Н. , прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1909. Т. 4. С. 151–182), итогом которой стало подтверждение православности этого термина. Ключевым аргументом, поставившим точку в полемике, явилась статья В. Я. Малахова, будущего священномученика Василия, «Пресуществление Св. Даров в таинстве Евхаристии» (Богословский вестник. Сергиев Посад, 1898. Т. 2. С. 298–320; С. 113–140).

http://azbyka.ru/tajna-cerkvi-svyataya-e...

Исследования. О. Р. 21−73,132 (1 -я книга и начало 2-й) ; Rahmani I. E. Studia syriaca 2. P. 129−130 (фрагмент); ср. Lamy Th. T. IV. P. 143; Mitchell С. W., Bevan A. Α., Burkitt F. C. St. Ephraim " s prose refutations of Mani, Marcion, and Bardaisan. 2 Vols. London, 1912, 1921 (обе книги); англ. перевод: Mitchell C. W. Op. cit. Исследование. Clermont-Ganneau Ch. S. Syriaque et Nabatéen. JRAS (1923). P. 263−264. 8. «Пятьдесят шесть гимнов против ересей», которые приводит Созомен (Церковная история. 3, 16), сохранились в рукописи 522 г. (Vat. Syr. 111). Подражая Вардесану и его сыну Гармонию, Ефрем сочинил эти гимны, чтобы распространить в народе истинное учение, противопоставив его ересям манихеев, вардесанитов, маркионитов, ариан, актиститов, савеллиан. Гимны изобилуют рефренами, стихи врезаются в память и имеют большое воздействие на народное воображение. Ефрем восстает против гностиков, которые признают множество нерожденных начал. В этих гимнах и в указанных выше в п. 7 сочинениях можно обнаружить многие черты апологетического трактата о единстве Бога и о причине возникновения зла в мире. Исследования. AS. Т. II. Р. 437−560; Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Paradiso und contra Julianum. Hrsg. von E. Beck. CSCO. Vol. 174 (Scr. Syri 78). Louvain, 1957; лат. перевод: AS. Ibid.; нем. перевод: Rücker Α. Des hl. E. des Syrers Hymnen gegen die Irrlehren. München, 1928 (BKV); Beck E. CSCO. Vol. 175 (Scr. Syri 79). Louvain, 1957. 9. «Восемьдесят семь гимнов о вере», сохранившихся в рукописи Brit. Mus. Add. 12176 (V−VI вв.) и Vat. Syr. III (522). Это выдающийся труд, в котором речь идет о внутрицерковных спорах, которые не могут быть ничем иным, кроме арианских споров. Впрочем, здесь, в отличие от гимнов против ересей, противники не называются. Нужно сказать, что гимны были сочинены в Эдессе в последние годы жизни св. Ефрема и, кажется, содержат в себе намек на начала аполлинаризма. Ефрем сетует на эти раздоры, вызванные новаторами, стремящимися проникнуть в непостижимые тайны Троицы и христологии. Поэтому он сам настроен враждебно к «греческой мудрости» и к умозрительным вопросам. В качестве критерия он предлагает, чтобы то, о чем говорится в Писании, понималось с минимальной долей учености (simplici docilitate), например слова «Сын» и «Отец». Следовательно, если Церковь утверждает, что Сын был рожден, этого и следует придерживаться, но не следует пытаться далее выяснять каким образом происходило это рождение. Св. Ефрем иллюстрирует вопросы о Троице и христологии многочисленными объяснениями, почерпнутыми из церковной традиции, собственного поэтического вдохновения или просто здравого смысла, но никогда не прибегает к философским теориям. Гимны 81−85 описывают Христа с помощью образа жемчужины и отличаются красотой. В них также сообщаются необычные сведения о рождении жемчуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

См. также тексты в кн.: Е. Malone, The Monk and the Martyr, Washington 1950. Христианская антропология Лактанций, О творчестве Божьем, SC 213–214 (1974). Григорий Нисский , О сотворении человека, SC 6 (1943); О душе и воскресении, PG 46, 11–160. Origène: Esprit et feu, vol. 1, L’âme. Избранные тексты, подготовлен. Urs v. Balthasar, Paris 1959; итал. пер. Milano 1972. Евсевий Кесарийский , Preparatio evangelica VII, 4, SC 215 (1975), c. 161 слл. Немезий, О естестве человеческом, PG 40, 503–818. Мелетий, О естестве человеческом, PG 64, 1075–1310. Самопознание Ориген, На Песнь песней, изд. Baehrens, t. 3, с. 142 слл. Василий Великий , Нот. in illud Attende tibi ipsi, PG 31, 197–218. Феодорит Кирский , Врачевание эллинских недугов, SC 57 (1958), с. 252 слл. Симеон Новый Богослов , Богословские и этические трактаты 9, 440 слл., SC 129 (1967), с. 253. Смирение Василий Великий , Великое правило 7, 10, 21, 22, 28, 30, 31, 41, 48; О послушании, PG 31, 525–540. Отечник, Собрание анонимных высказываний, п. 165–203, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 381–391. Псевдо-Макарий, Гом. 10, PG 34, 510–544. Диадох Фотики йский , Сто глав 95, SC 5 ter (1966), с. 157 слл. (два вида смирения). Дорофей, Поучения 2, 26–39, SC 92 (1963), с. 186–207. Иоанн Лествичник , Лествица райская 25, PG 88, 988–1012. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 10, CSCO 253, Syri 111, с. 49–77 (о высшем послушании). Духовные чувства Диадох Фотики йский , Сто глав 90–91, SC 5 ter (1966), с. 150–153 (смак Бога). Ефрем, Толкования на синоптические Евангелия 7, 3–12, SC 121 (1966), с. . 140–146 (физическое и духовное прикосновение).. Симеон Новый Богослов , Богословские и этические трактаты, SC 129 (1967), Указатель, с. 483 слл.: aisthesis. Совесть Ириней, Против ересей IV, 39, 1–4, SC 100 (1965), с. 960–974 (почему познание добра и зла). Дорофей Газский, Поучения 3, 40–46, SC 92 (1963), с. 208–218. Авва Исайя, Logos 4, франц. пер. Etiolles, 1070, с. 67 слл. Предметный указатель к CSCO 293, Syri 122 (1968), с. 484–485.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

À Lui gloire et honneur aux siècles des siècles. Amen. Bibliographie patristique Cette bibliographie actualisée est élaborée à partir des renvois donnés par l’auteur dans le texte. Lorsque la traduction française est manquante, nous renvoyons au texte original. Parfois la traduction vers une autre langue moderne est indiquée. La bibliographie se termine avec les auteurs du XV e siècle. ACO – Acta Conciliorum Œcumenicorum, Berlin-Leipzig CSCO – Corpus Scriptorum Chrstianorum Orientalium, Louvain PDF – Pères dans la foi, Migne PG – Patrologie grecque, Migne PL – Patrologie latine, Migne PTS – Patristische Texte und Studien, Berlin SC – Sources Chrétiennes, Paris SO – Spiritualité Orientale, Bégrolles-en-Mauges, Abbaye de Bellefontaine ANTOINE LE GRAND, Lettres, introduction par A. Louf, traduction par les moines du Mont des Cats, (SO 19), Bégrolles-en-Mauges, Abbaye de Bellefontaine, 1976. MATTA EL-MASKÎNE, Saint Antoine, ascète selon l’Évangile, suivi de Les Vingt Lettres de saint Antoine selon la tradition arabe, (SO 57), Bégrolles-en-Mauges, Abbaye de Bellefontaine, 1993. G. GARITTE, Lettres de saint Antoine. Version géorgienne et fragments coptes, édition et traduction (CSCO 148–149), Louvain, 1955. ATHANASE D’ALEXANDRIE, Apologia contra Arianos, PG 25, 248–409. Athanasius Werke. Band I. Teil 1. Die Dogmatischen Schriften. Liefrung 2. Orations I et II contra Arianos, éd. K. Metzler, K. Savvidis, W. de Gruyter, Berlin/New-York, 1998. – De sententia Dionysii, PG 25, 480–521. Athanasius von Alexander: De sententia Dionysii, éd. U. Heil (PTS 52), W. de Gruyter, Berlin/New-York, 1999. – Discours contre les Ariens, version slave et traduction en français par A. Vaillant, Sofia, Académie des Sciences de Bulgarie, 1954. – Discours contre les païens, texte grec, traduction, introduction et notes par P.-Th Camelot (SC 18 bis), Paris, Éd. du Cerf, 1977. – Lettres à Sérapion, introduction et traduction par J. Lebon (SC 15), Paris, Éd. du Cerf, 1947. – Sur l’Incarnation du Verbe, introduction, texte critique, traduction, notes et index par Ch.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Swainson Swainson C. A. The Greek Liturgies Chiefly from Original Authorities. Cambridge, 1884. Taft R. Bema Taft R. Some Notes on the Bema in the East and West-Syrian Traditions//OCP. 1968. 34. P. 326359. Taft R. Evolution Taft R. Evolution historique de la liturgie de saint Jean Chrysostome, lère partie: Entrée des mystères, ch. 1//POC. 1972. 22. P. 241287; ch. 2:1974. 24. P. 133, 105138. Taft R. Manuscripts Taft R. A Note on Some Manuscripts of the Liturgy of Saint John Chrysostom//OCP. 1969. 35. P. 257260. Taft R. Offertory Taft R. Toward the Origins of the Offertory Procession in the Syro-Byzantine East//OCP. 1970. 36. P. 73107. Taft R. Offertory Ch. Taft R. A Proper Offertory Chant for Easter in Some Slavonic Manuscripts//OCP. 1970. 36. P. 437443. Taft R. Psalm 24 at the Transfer of Gifts in the Byzantine Liturgy: a Study in the Origins of a Liturgical Practice//The Word in the World. Essays in Honor of Frederick L. Moriarty, SJ. Weston, 1973. P. 159177. Tarchnišvili M. Georg. Tarchnišvili M. Die georgische Übersetzung der Liturgie des hl. Joh. Chrysostomos nach einem Pergament-Rotulus aus dem X.-XI. Jahrhundert//JLW. 1934. 14. S. 7994. Tarchnišvili M. Jakobus. Tarchnišvili M. Eine neue georgische Jakobusliturgie//EL. 1948. 62. S. 4982. Tarchnišvili M. Lection. Tarchnišvili M. Le Grand Lectionnaire de lEglise de Jéru- salem//CSCO. Louvain, 19591960. 188189, 204205. Scr. iber. 910, 1314. Tarchnišvili M. Liturg. Tarchnišvili M. Liturgiae ibericae antiquiores//CSCO. Louvain, 1950. 122–123. Scr. iber. 12, ser. I, tom I. Testamentum Domini Testamentum Domini nostri Jesu Christi/Rahmani I. E. (ed.). Mainz, 1899. Thibaut Thibaut J.-B. Monuments de la notation ekphonètique et hagiopolite de lEglise grecque. СПб, 1913. Tonneau-Devreesse Les homélies catéchétiques de Théodore de Mopsueste/Tonneau R., Devreesse R. (ed.)//Studi e testi. Citta del Vati- cano, 1949. 145. Trempelas Trempelas P. N. A τρες Λετουργαι κατ τος ν θναις κδικας//Texte und Forschungen zur byzantinisch-neugriechischen Philologie. Athens, 1935. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1186 Можно сравнить эту цитату из свт. Кирилла с соответствующими высказываниями Севира из гомилии 83 (см.: PO. Vol. 20. P. 415–416) и из «Против нечестивого Грамматика» (см.: Oratio 3. 2. 33... P. 133–134), где речь также идет о Гефсиманском борении ХристА.В отличие от свт. Кирилла, Севир не обнаруживает в своем богословском языке никакой двойственности, все действия, слова и состояния Христа, как по божеству, так и по человечеству, предицируются непосредственно Богу Слову, собственная активность соединенного с Ним человечества остается вне внимания монофизитского автора. 1189 Concilium Universale Constantinopolitanum Tertium/R. Riedinger, ed. Berlin: De Gruyter, 1990 (Acta Conciliorum Oecumenicorum; 2). Vol. 2. Pt. 1. P. 68. На эти слова свт. Кирилла для обоснования дифелитского учения ссылается и прп. Максим (См.: Opuscula theologica et polemica 19//PG 91. Col. 224С). 1192 Таким образом, Севиру, стремившемуся обосновать свою моноэнергистскую позицию ссылками на авторитет свт. Кирилла, приходилось идти на прямую корректировку учения Александрийского архиепископа. 1195 Theodosius Alexandrinus. Epistula sinodica ad Paulum Patriarchum//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas. P. 85; Сир. текст см.: Theodosius Alexandrinus. Epistula sinodica ad Paulum Patriarchum//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas/I.-B. Chabot, ed. 1907 (CSCO ; 17). P. 121. 1199 Paulus Antiochenus. Epistula synodica responsoria, missa ad Mar Theodorum, patriarcham Alexandriae//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas... P. 225; Сир. текст см.: Paulus Antiochenus. Epistula synodica responsoria, missa ad Mar Theodorum, patriarcham Alexandriae//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas/I.-B. Chabot, ed. 1907 (CSCO ; 17). P. 322–323. 1202 Это отличие человечества Христа от человечества прочих людей в полной мере осознавалось и самим Иоанном Филопоном, который отмечал, что в наших телах обнаруживаются характерные «движения» ( ; zaw; motus), «не обусловленные побуждением души», которыми душа неспособна управлять так, как она хочет. В человечестве же Христа власть божества распространяется на все без исключения действия, поэтому в Нем любая «природная способность движения» ( ; mettzn kynyt; facultas motiva naturalis), как в душе, так и в теле, не ведет себя «в соответствии с природой», но всегда всецело направляется божеством так, как ему угодно (см.: Diaetetes seu Arbiter. Prol. 4… P. 38–39; Сир. текст см.: Р. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010