9 «τς Θετητος ατο κα τς σαρκς ζωοποιν νργειαν», Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Catecheses. Oration 5. 430–440//Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses/Krivocheine B., Paramelle (éds.). [Sources chrétiennes 96:104, 113. Paris, 1963:1964, 1965]: 1: 206–468:2: 12–392; 3: 12–302 (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine – Irvine, CA. URL: http://www.tlg.uci.edu/, далее – TLG). 11 Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 47//Он же. Творения. Т. 1. Слова. С. 424–433, здесь: с. 431 (в издании Sources chrétiennes – Catecheses. Oration (далее Cat.) 29). Он же. Слово 64//Он же. Творения. Т. 2. С. 125–129, здесь: с. 127 (Cat. 32). 13 Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Hymn 13. 33//Kambylis A. Symeon Neos Theologos. Hymnen [Supplementa Byzantina 3. Berlin – New York, 1976]: 34–462 (TLG). Русский перевод: Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн 6//Он же. Творения. Т. 3. 6. С. 44–47, здесь: с. 45. 15 Например, в высказывании: «τ δ δμ; ο μνος πλσμα Θεο» (De Filio (Orat. 29) 11. 5), переведенном в русском издании (перевод МДА) фразой: «Что скажешь об Адаме? Не один ли он Божие создание?», – теряется главный акцент, сделанный Святителем на отличии Адама от всей другой твари. См.: Григорий Богослов , святитель. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Он же. Творения. В 2-х т. М., 2007. Т. 1. С. 351–363, здесь: с. 357. 16 «πλασθες ν ρχ νθρωπος δι τν χειρν το Θεο», Irenaeus, Theologus. Adversus haereses (liber 5). Fragment 22. 36 bis//Harvey W.W. (ed.). Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. 2 vols. Vol. 1. Cambridge, 1857 (TLG). Doutreleau L., Mercier B.C. and Rousseau A. (eds.). Irénée de Lyon. Contre les hérésies, livre 5, vol. 2 [Sources chrétiennes 153. Paris, 1969] (TLG). 17 « νθρωπος, ες θσει Θες, κ σματος κα ψυχς κα οπερ μετεληφε θεου Πνεματος», «τρισυπστατος κατ χριν», Symeon Neotheologus Poeta et Theologus. Catecheses 15. 75–77 (TLG); Симеон Новый Богослов , преподобный. Слово 25//Он же. Творения. Т. 1. С. 226–232, здесь: с. 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   См. мое введение; см. также предисловие к Ср. Достопамятные сказания..., с. 99 (Лот, 2)    Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353.    Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5.    Miscellanies 2. 20; ed. Stahlin, 170, 10f.    Exhortations to Matryrdom 21; tr. Greer, 55. Об аскетической жизни Оригена см: Евсевий Кесарийский, Церковная история, 6. 3.    On works and almsgivings, 26.    См. J. Ryan, Irish Monasticism (Dublin: Talbot, 1931, pp. 197—198, где приводится фрагмент так называемой Кэмбрэйской проповеди (конец VII – начало VIII века), опубликованной в: W. Strokes and J. Strachan, Thesaurus Palaeohibernicus, 3 vol (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1901—1903), 2: 246—247. «Белым мученичеством» Райан называет начало монашеского пути, т. е. отречение от мира, «зеленым» – более высокую ступень аскетического делания.    Life of Antony, 47, tr. Gregg, 66. Авторство жития св. Антония по-прежнему до конца не установлено, однако традиционно оно приписывается св. Афанасию, и у нас, как представляется, нет веских причин ставить под сомнение традиционную атрибуцию.    Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В).    Discourses 5, 122—141: 6, 153—161: ed. Krivocheine, 1: 286—8 2 260—28; tr. DeCantazaro, 93, 123.    Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138.    Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554.    Этот обычай сохранился в традиции Русской Православной Церкви    Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov, 126.    Цит по: игумен Харитон. Искусство молитвы, с. 233.    Banquet 7. 3    38 Мученичество св. Поликарпа, 8. 4.    Neon Martyrologion, 87.    Там же, 72. Духовный отец в православии Важнее всех книг    Тот, кто впервые поднимается в гору, должен следовать по известному маршруту; ему нужен спутник и проводник, который уже прошел этим путем и хорошо знает дорогу. Послужить таким проводником – вот в точности назначение «аввы», или духовного отца, – того, кого греки называют «герон», а русские «старец», что на обоих языках означает собственно «старик».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Kelly, J. N. D., Early Christian Creeds, 3rd edn, Harlow, Essex: Longman, 1972. Early Christian Doctrines, 5th edn, London: A. and C. Black, 1977. Khodr, Metropolitan Georges, »Christianity in a pluralistic world», Ecumenical Review 23 (1971), 118–28. «The Orthodox in the Lebanon: to be witnesses to the meekness of the Gospel», Sourozh 2 (1980), 42–9. Kimbrough, S. T., Jr (ed.), Orthodox and Wesleyan Ecclesiology, Crestwood, NY: SVS Press, 2007. Orthodox and Wesleyan Spirituality, Crestwood, NY: SVS Press, 2002. Orthodox and Wesleyan Scriptural Understanding and Practice, Crestwood, NY: SVS Press, 2005. Kitzinger, E., »The cult of images before the age of Iconoclasm», Dumbarton Oaks Papers 8 (1954), 83–150. Kontoglou, F., Byzantine Sacred Art: Selected Writings, Belmont, MA: Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, 1985. Krivocheine, B. (Archbishop), In the Light of Christ: Saint Symeon the New Theologian. Life, Spirituality, Doctrine, Crestwood, NY: SVS Press, 1986. Larchet, J., The Theology of Illness, Crestwood, NY: SVS Press, 2002. Lash, Archimandrite Ephrem, «Mary in Eastern Church literature», in A. Stacpoole, OSB (ed.), Mary in Doctrine and Devotion, Dublin: Columba Press, 1990, pp. 58–80. »Search the scriptures: a sermon preached before the University of Cambridge», Sourozh 64 (May 1996), I–II. www.anastasis.org.uk (contains English translations of many Orthodox liturgical texts). Limouris, G., Icons. Windows on Eternity. Theology and Spirituality in Colour, Geneva: WCC Publications, 1990. (ed.), Orthodox Visions of Ecumenism: Statements, Messages and Reports on the Ecumenical Movement 1902–1992, Geneva: WCC, 1994. Lossky, V., In the Image and Likeness of God, ed. J. H. Erickson and T. E. Bird, Crestwood, NY: SVS Press, 1974. The Mystical Theology of the Eastern Church, London: James Clarke & Co., 1957; repr. Crestwood, NY: SVS Press, 1998. Orthodox Theology: An Introduction, trans. I. and I. Kesarcodi-Watson, Crestwood, NY: SVS Press, 1978. The Vision of God, trans. A. Morehouse, London: Faith Press, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-camb...

Untersuchungen zur Textgeschichte und zur Edition des Niketas Stethatos//JÖBG 1966. 15. 153–199. 109 . Kraft K. «Light-Metaphysics» in the Hymns of Symeon the New Theologian//Second Annual Byzantine Studies Conference. Madison 1976. 46–47. 110 . Krivocheine B. The writings of St Symeon the New Theologian//OCP 1954. 20. 298–328. 111 . Krivocheine B. The most enthusiastic zealot: St Symeon the New Theologian as abbot and spiritual instructor//OS 1955. 4. 108–128. текст: Василий (Кривошеин) , архиеп. Неистовый ревнитель, преп. Симеон Новый Богослов //ВРЗПЭ 1957. 25. 30–53. пер.: Ζηλωτς μανικτατος ( γ. Συμεν Νος Θεολγος ς γομενος κα πνευματικς ναμορφωτς)//GP 1955. 38. 363–371, 444–453; 1956. 29–33, 192–200. 112 . Krivocheine В. νυπερφανος Θες. St Symeon the New Theologian and early Christian popular piety//StPatr 1957. 2. 485–494. (TU 64). 113 . Krivochéine Basile, archveque. Le thme de l’ivresse spirituelle dans la mystique de St Syméon le Nouveau Théologien//ВРЗПЭ 1960. 35. 10–18. же: StPatr 1962. 5. 368–376. (TU 80). 114 . Krivochéine Basile, archveque. Syméon le Nouveau Théologien et Nicétas Stéthatos. Histoire du texte des Catécheses//Akten XI. Int. Byz. Kongress 1958. München 1960. 273–277. 6 .87. 115 . Krivochéine Basile, archveque. «Essence créée» et «Essence divine» dans la théologie spirituelle de St Syméon le Nouveau Théologien//ВРЗПЭ 1971. 75–76. 151–170. же://StPatr 1975. 13:2. 210–226. (TU 116). пер. Миллер T. A. по изд. 1975 г.: Архиеп. Василий (Кривошеин) . «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова //АО 2(32). 2002. 64–83. 116 . Krivochéine Basile, archveque. Vision de lumière chez St Syméon le Nouveau Théologien//ВРЗПЭ 1976. 93–96. 15–38. 117 . Krivochéine Basile, archveque. St Syméon le Nouveau Théologien à travers les âges//ВРЗПЭ 1979. 101–104. 27–32. 118 . Lascaris D. The liberation of man in Symeon the New Theologian. D. Phil, thesis. Oxford 1969. 119 . Lavriotes М., archim.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

320 H. 14, 1. 321 H. 19, 1—2. 322 H. 1, 2—3. 323 Ср. Деян. 2:1—11. 324 J.Koder. SC 156, 79 325 См. H. 44, 232; H. 23, 485 и др. 326 H. 15, 193. 327 H. 15, 165. 328 H. 30, 9. 329 H. 30, 542. 330 H. 30, 503—504. 331 H. 44, 232. 332 H. 21, 118. 333 H. 19, 41—44. 334 H. 28, 76. 335 H. 30, 11—15. 336 Славянский текст см. в: Триодь постная. Т.1. М., 1974. С.92. 337 H. 48, 73—108. 338 H. 30, 62—110. 339 H. 47, 12—14. 340 А.Каждан. Византийская культура (X-XII вв.). М., 1968. С.190. 341 Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990. С.26 342 J.Darrouzes. SC 51, 30 343 H. 3, 16 344 J.Koder. SC 156, 79 345 H. 29, 235—236 346 H. 2, 92—94 347 H. 18, 41 348 PG 3, 1025 A 349 PG 3, 997 A 350 Ср. Лк. 3:16. 351 Ср. 2 Кор. 12:2—4. 352 H. 21, 280—281. Ср. 1 Тим. 6:16. 353 H. 29, 81—115. 354 Песн. 3:1—4. 355 J.Darrouzes. SC 51, 33—34. 356 Vie 135, 23—24 357 Vie 131, 6—13 358 Vie 132, 1—26 359 Vie 133, 5—6 360 Vië Introduction par I.Hausherr, XXIII 361 Vie 140, 7—12 362 См. J.Koder. SC 156, 47 363 Vie 150, 1—27 364 B.Krivocheine. SC 96, 62 365 SC 81 366 PG 120, 851—1009 367 См. J.Koder. SC 156, 57—61 368 B.Fraigneau-Julien. Les sens spirituels et la vision de Dieu selon Symeon le Nouveau Theologien. Paris, 1985. P.181 369 См. J.Koder. SC 156, 32 370 Vië Introduction par I.Hausherr, XC 371 J.Koder. SC 156, 92—93 372 Ibid., 70 373 Ibid., 68—69 374 B.Krivocheine. SC 96, 59. 375 Иеромонах Пантелеимон (Успенский). Предисловие, XII. 376 H. 6, 1—4. 377 H. 3, 1—3. Перевод С.Аверинцева см. в книге: Византия и Русь. М., 1989. С.127 378 H. 27, 1—2 379 Приводим мнение известного переводчика Г.Шенгели по поводу целесообразности сохранения размера подлинника при переводе на русский язык: «Решение вопроса о стихе, несомненно, не может быть однозначным... Размером подлинника удается переводить стихи той же стиховой природы, что и русские: английские, немецкие, голландские, скандинавские, болгарские, украинские, белорусские. Весь же квантитативный стих, вся силлабика... допускают лишь условную интерпретацию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

230 Здесь и далее гимны прп. Симеона цитируются по изд.: Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes/Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. P., 1969. T. 1. (SC; 156); 1971. T. 2. (SC; 174); 1973. T. 3. (SC; 96). 231 The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa/Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903. P. 160–161. 233 Здесь и далее «Слова огласительные» цитируются по изд.: Syméon le Nouveau Théologien. Catechèses/Éd. B. Krivocheine, J. Paramelle. P., 1963. T. 1. (SC; 96); 1964; T. 2. SC; 104); 1965; T. 3 (SC; 113). 237 О Евхаристии в субботу упоминает сщмч. Ипполит Римский : «В субботу и воскресенье (sabbato et prima sabbati) епископ, если может, своей рукой пусть раздает всему народу причас­тие» («Апостольское предание». 22). 240 Критического издания Посланий Симеона до сих пор не существует. Текст в рукописи Vat. gr. 1782. 241 Византийский историк Дукас так описывает раскаяние греков, принявших унию: «πς τ τς συνδου; ε ρα τχοµεν τν νικσαν;» Οι δε πεκρνοντο· «Πεπρκαµεν τν πστιν µν· ντηλλξαµεν τ σεβε τν εσβειαν· προδντες τν καθαρν θυσαν ζυµται γεγναµεν (Ducas. Historia Turcobyzantina. 31. 9. 2–5//TLG. 3146/1). Народ, в преддверии падения Константино­поля отказавшись от унии, кричал: «Τν γρ Λατνων οτε βοθειαν οτε τν νωσιν χρζοµεν. πστω φ’ µν τν ζυµιτν λατρεα» (Ibid. 36. 4. 10–11). 242 Μιχαλ δ πατριρχης µα τ χειροτονηθναι τν ππαν µης τν διπτχων ξβαλε, τ τν ζµων ζτηµα πενεγκν ατ τς κβολς ατιον (Joannes Scylitzes. Synopsis historiarum. 9. 7. 4//TLG. 3063/1). 243 ο κα τολµσι λγειν ς τν ζµων θυσα κα προσφορ εαποδεκτρα λογζεται µλλον Θε τς τν µετ ζµης προσφεροµνων ρτων (Nicolaus Andidaeus. Oratio contra eos qui azyma offerunt (exerptum e codice Bucarest. Acad. 318). 31–33//TLG. 3122/1). 245 ν ναγινσκς περ τν ζµων, στιν κοσαι κεκρυµµνως, στιν κοσαι φανερς τς ντολς. σοι ν µν (γγς γρ στι τ πσχα) ζυµα γετε, τ ζυµα τ σωµατικ, οκ κοετε τς λεγοσης ντολς· «ν µ κοσητε κεκρυµµνως, κλασεται ψυχ µν» (Origen. In Ier. hom. 12. 13. 21–25//TLG. 2042/21).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

353 De oratione, cap. 114–116, P. G., t. 79, col. 1192–1193. Voir ibidem, col. 1181–1184, etc., passim. 359 Homélie LIII, 2, éd. russe du Mont-Athos, II, 7 trad. fr., La Vie spirituelle, XXVIII, 1, 1 er juillet 1931, p. 75. 364 Livre de l’amour divin, Homélie, LIV, 1, de l’éd. russe du Mont-Athos, II, p. 11 trad. latine P. G., t. 120, col. 425. 369 Homélies spirituelles, V, 8, P. G., t. 32, col. 513 B XII, 14, col. 565 AB XXV, 9,10, col. 673. 371 Saint GRÉGOIRE PALAMAS, Homélie sur la Transfiguration, P. G., t. 151, col. 448 B. Voir l’excellente étude du Fr. BASILE (KRIVOCHEI:NE), moine au Mont-Athos, «La doctrine ascétique et théologique de saint Grégoire Palamas», Seminarium Kondakovianum, VIII, Prague, 1936, p. 99–154 (en russe avec un résumé français). Traduit en allemand par le P. Hugolin LANDVOGT, dans Das östliche Christentum, VIII, 1939. 374 Saint SYMÉON, Hom., LVII, 1, éd. russe du Mont-Athos, II, p. 36 Saint GRÉGOIRE PALAMAS, Capita physica, etc. (c. 67), P. G., t. 150, col. 1169 A. 378 Homélie sur la présentation de la Sainte Vierge au temple, éd. Sophoclès, 22 homélies de saint GRÉGOIRE PALAMAS, Athènes,1861, p. 175–177. – Cité dans l’article du Moine BASILE, Sem. Kond., VII, p. 138. 379 Dialogues de l’âme et du corps, P. G., t. 150, col. 1361 C. On a mis en doute l’authenticité de cet écrit, attribué à PALAMAS en tout cas, il appartient à la même famille spirituelle. 381 Relation de la vie et des œuvres du P. Séraphin, de bienheureuse mémoire, hiéromoine et reclus de Sarov, 3 e éd., Moscou, 1851, p. 63 (en russe). 382 Homélie XC, éd. russe du Mont-Athos, II, 487–488 trad. fr., La Vie spirituelle, XXVIII, 1, 1 er juillet 1931, p. 76–77. 383 En opposant les voies de sanctification propres à l’Occident et à l’Orient, nous ne voulons rien affirmer d’une façon absolue. Cette matière trop délicate et nuancée échappe à toute tentative de schématisation. Ainsi, en Occident, l’expérience de la nuit n’est nullement caractéristique pour saint Bernard par exemple. D’autre part, la spiritualité orientale nous offre au moins un cas de «nuit mystique» assez caractérisé: celui de saint Tikhone de Voronej (XVIII e s.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

396 На Песнь Песней (In Cant.) , P.G. 44, 835 CD. 397 Это docta ignorantia (ученое незнание) ; Святой Григорий Нисский, О жизни Моисея (Vit. Moys.) , P.G. 44, 376 D. 398 Там же, 404 D. 399 Anders Nygren, Eros und Agape , Gütersloh 1937. 400 О божественных именах (Div. Nom.) , 4, P.G. 4, 265 C. 401 Вот почему святой Кирилл Александрийский настаивает на роли Святого Духа, который творит наше обожение (θεοποιο υ ν) – (P.G. 75, 1089 CD); также и святой Григорий Назианзин ( Слова (Or.) , 31, P.G. 36, 159 ВС). 402 Сотницы глав о любви (Cent. Car) , 6, P.G. 90, 985 АВ; также 90, 1041 D. 403 Е. Behr-Sigel, Prière et Sainted dans l " Eglise Russe , p. 139. 404 Этот союз никогда не является смешением сущностей. Ипостасное единство во Христе – κατ ο σι α ν – уникально в своем роде. Наш союз со Христом является κατ φ σιν. 405 См.: P. Basile Krivocheine, “Le pauvre, aimant les hommes”, in: Messager de l’Exarchat du Patr. Russe en Europe Occidentale, 16, 1953. 406 Святой Нил Синайский, Слово о молитве (De Oratione) . 407 Преподобный Симеон, Слова (Log.) , 48. 408 Лучшее и самое проникновенное введение в эту традицию дано в исследовании: La prière de Jesus , par un moine de l’Eglise d’Onent. Ed. de Chevetogne, 1950. См. также: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу . М., 1995; La prière du cœur , H. de В., Ed. orthodoxes, Paris 1953. 409 Святой Иоанн Лествичник, Лествица , гл. 27. 410 Слово “помилуй” не исчерпывает всего смысла, содержащегося в молитве. Надо объединить два текста: Мф.1и Лк.13:13, которые мы встречаем в молитве проскомидии: Θε ς, Ιλ α σθητι μοι τ ω @ μαρτωλ ω @ κα λ ησον με – “Господи, милостив буди ми грешному и помилуй мя”. 411 Письма Варсонофия и Иоанна, изданные в Вене Никодимом Святогорцем в 1816 г. (цитируется в La prière de Jesus , par un moine de l’Eglise d’Orient, pp. 26–27). См. также: Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни , СПб, 1905. 412 N. Gorodetzky, “The prayer of Jesus”, in: Blackfriars , 1942, pp.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

Вместе с тем θυμς - такая сила в человеке, к-рую он получает как «дар Божий»,- сила эмоциональная, сердечная (δωρματ στν κ θεο - Greg. Nazianz. Carmina moral. 25: Adv. iram//PG. 37. Col. 838; Isid. Pel. Ep. I 280), она возбуждает душевную энергию в человеке, вдохновляет его разум и волю; в таком качестве она не имеет характера личного возмездия за нанесенное оскорбление или ущемление прав. Эту силу человек должен употреблять только во благо ( Basil. Magn. Hom. 10. 5//PG. 31. Col. 365): в ревности о славе Божией или в отношении ближнего с целью исправления его. Г., если его не угасить, может перерасти в ненависть (μσος). «Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти» ( Ioan. Climacus. 8. 5). Ненависть более затрагивает мыслительную способность в человеке, Г.- проявление преимущественно чувства и воли, почему он заметнее в области физических и физиологических проявлений ( Зарин. 1996. С. 275). В свою очередь, вдохновляясь и поддерживаясь ненавистью, Г. стремится к внешнему проявлению, обнаруживая при этом характер неудержимой стремительности («внутренняя буря смятенного духа» - Basil. Magn. Hom. 10. 2//PG. 31. Col. 366-367), по последствиям Г.- явление разрушительное ( Зарин. 1996. С. 276), более того, он может быть определен как «кратковременное бешенство» (μανα τς στιν λιϒοχρνιος θυμς - Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 356). Г. Божий «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию,- учит ап. Павел.- Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим 12. 19). Г. Божий - это реальность. «...Горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поядающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» (Ис 30. 27-28); Господь «явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поядающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде» (Ис 30. 30); дуновение Господа, как поток серы, воспламенит дерево (Ис 30. 33); крепкою мышцею и излиянием ярости будет господствовать он над Израилем (Иез 20. 33), проявивший непослушание народ «из руки Господа выпил чашу ярости Его... чашу опьянения» (Ис 51. 17), чашу «с вином ярости» (Иер 25. 15); пламень Г. Господня обрушивается на народ, ведущий братоубийственную войну (2 Пар 28. 11, 12). «...Открывается гнев Божий (ρϒ θεο) с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим 1. 18).

http://pravenc.ru/text/165179.html

5). Блажен и тот, кого Бог наказывает для вразумления (Иов 5. 17; Пс 93. 12). Вместе с тем в ВЗ прикровенно присутствует вера в то, что Бог не оставляет уповающего на Него и после смерти (Пс 15. 1, 10): «Блаженство [   - приятности] в деснице Твоей вовек» (Пс 15. 11). Эсхатологическую окраску понятие Б. приобретает у пророков: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц...» (Ис 25. 8); «и радость вечная будет над головою их» (Ис 35. 10); «...многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание... и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан 12. 2-3). Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Шествие праведных в рай. Лоно Авраамово и благоразумный разбойник в раю. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Сущность Б. в полноте раскрывают учение Христа и Свящ. Предание Церкви. Бог как Высшее, Истинное Благо является источником Б. и Сам называется блаженным (1 Тим 1. 11; 6. 15): «...подлинно блаженно сие источное добро, к Которому все обращено, Которого все желает...» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 1). Б., единением с Богом в любви ( Basil. Magn. Hom. 9), было райское состояние человека ( Athanas. Alex. De incarn. Verbi. 11). Райское Б. человека все более совершенствовалось бы по мере исполнения им заповедей Творца ( Aug. De Gen. XI 18. 24). Через человека в обожении должно было объединиться все мировое бытие, что доставило бы твари вечное и непреложное Б. ( Епифанович С. Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 76-77; ср.: Лосский В. Догматическое богословие. С. 244-245). Но, преступив заповедь о послушании Божественной воле (Быт 3. 1-7), Адам и Ева лишились познания Истинного Блага, утратив тем самым состояние Б. (Быт 3. 16-24). Представление о благе потеряло для падшего человека четкие ориентиры.

http://pravenc.ru/text/149367.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010