157. Своими дальнейшими рассуждениями я во многом обязан фундаментальному исследованию I. Hausherr, " L " hesychasme. Etude de spiritualite " , Orientalia Christiana Periodica xxii (1956), pp. 5–40, 247–85. Эта работа была переиздана в сборнике статей о. Иринея (Хошера) «Hesychasme et Priere», Orientalica Chrisitiana Analecta 176 (Rome: Pontificium Institutum Studiorum Orientalium, 1966), 163–237. 158. Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18. 159. On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B). 160. Лествица 27 (PG 88 1100A). 161. Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15. 162. Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко–филологического факультета Императорского. Санкт–Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21–26. 163. Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В–574В). 164. Discourses 5, 122–141: 6, 153–161: ed. Krivocheine, 1: 286–8 2 260–28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 165. Достопамятные сказания… Пимен 27, с. 138. 166. Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 167. Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B). 168. On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164. 169. On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3. 170. The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151. 171. On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238. 172. Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 173. Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79. 174. The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151. 175. Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде. 176. Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая… " . 177. Homily 35(37): tr. Wensinck, 315; tr. Miller, 321. 178. Ср. с определением исихазма, которое дает Пьер Адне. «Исихазм можно определить как по сути своей созерцательную духовную систему, в которое условием духовного совершенства человека выступает его соединение с Богом путем непрестанной молитвы или постоянного молитвенного состояния»//Pierre Adnes, Hesychasme, DS 7: 384.

http://predanie.ru/book/71889-vnutrennee...

317 Из трех независимых центров, образовавшихся на территории распавшейся Византии, Трапезундской империи в Малой азии, Эпирского деспотата в Северной Греции и Никейской империи, именно последней принадлежала ведущая роль. В Никее находится резиденция Патриарха, который продолжает носить титул «Вселенского», «Архиепископа Константинопольского» и почитается как единственный законный возглавитель Греческой Церкви. Его юрисдикция, как и раньше, распространяется на все подведомственные ему территории. Так, например, единая в то время на Руси Киевская митрополия продолжает получать митрополитов-греков и имеет сношения с Никеей, подчиняясь Патриарху. (См.: Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956, с. 504— 505; Острогорский Г. История Византийского государства. Париж, 1956, с. 451 [по-французски].) 318 Успенский Ф. История Византийской империи. М.-Л., 1948, m.III, с. 542. 319 Лазарев В.Н. Новый памятник константинопольской миниатюры XIII в. М., 1947, т. 1,с. 158. 320 Острогорский Г. Указ.соч., с. 509. 321 Характерно, что в момент постоянных переговоров об унии историк Никита Акоминат, работавший в Никее, написал в 1204—1210 гг. догматический и полемический трактат в 27 книгах, озаглавленный им «Сокровище Православия» (P.G. 139,1093—1102. См.: Черемухин П.А. Учение о домостроительстве спасения в византийском богословии//Богословские труды, М., 1964, 3, с. 159). 322 Успенский Ф. Указ.соч., с. 622. 323 Лазарев В. История византийской живописи, с. 209. 324 Грабар А. Император в византийском искусстве. Париж, 1936, с. 226 (по-французски). 325 Meyendorff J. Introduction a I’etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959, p. 30. 326 Исихия (hesuchia) — безмолвие, которое достигается трезвением ума в связи с взаимным контролем ума и сердца: «Это собственно христианское выражение бесстрастия (apatheia), когда деятельность и созерцание рассматриваются не как два разных образа жизни, а наоборот, сливаются вместе в осуществлении умного делания (praxis noera) (Lossky V. Vision de Dieu. Neuchatel, 1962, p. 118). Термин «исихасты» в применении к христианским подвижникам можно проследить с IV века. Об исихазме см. замечательную работу монаха Василия (Кривошеина): Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы//Семинариум Кондаковианум. VIII. Прага, 1936; см. также: Meyendorff J. Saint Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. Paris, 1959; его же: Introduction a I’etude de Gregoire Palamas. Paris, 1959; S. Gregoire Palamas. Defense des saints hesychastes (introduction, texte critique et notes par J. Meyendorff). Louvaen, 1959; S.Symeon le Nouveau Thelogien. Catecheses. 3 volumes avec introduction, texte critique et notes par Mgr Basile Krivocheine. Paris, 1963— 1964, 1965; Traites theologiques et ethiques. Introduction, texte critique et notes par J. Darrouzes A.A. Paris, 1966.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

30 Следуя обычной восточно-христианской монашеской практике, Григорий делит сутки на двенадцать часов дневного времени и двенадцать часов ночного времени, причём граничными точками между этими двумя периодами являются закат и восход Солнца. Понятно, что фактическая длительность «дневного» и «ночного» часа зависит от времени года: зимой времени на сон выходит больше, чем летом. Вообще, Григорий относится ко сну неодобрительно, называя его «образом смерти» (Capita , 39 31 Capita , 102 (1273A). В другом месте Григорий критически отзывается о единых для всех правилах питания: каждый должен сохранять свободу во Христе. Люди отличаются телесными свойствами, и то, что довольно одному, для другого – нужда. Основной принцип здесь один: избегать насыщения. (Quomodooporteatsedere , 6 34 Quomodooporteatsedere , 2 (1329B). Говоря о словесных формулах Иисусовой молитвы, необходимо помнить о том, что для многих текстов Григория Синаита не существует критических изданий, поэтому любые выводы относительно точности формулировки могут носить лишь предварительный характер. 36 Первый из этих вариантов встречается в Dequietudineetduobusorationismodis , 2 (1316A); третий – в Quomodooporteatsedere , 2 (1329B). 39 См. Philokalia, vol. ii (Athens 1958), p. 244. Важное значение этого текста справедливо подчёркивает В. Кривошеин в B. Krivocheine, ‘Date du texte traditionnel de la “Priere de Jesus’, Messager de l " Exarchat du Patriarche russe en Europe occidentale, vii-viii (1951), pp. 55–59. Ср. I. Hausherr, Noms du Christ, pp. 239–46. 42 Vivlos Varsanouphiou kai Ioannou (ed. Nicodemus of the Holy Mountain: 2nd ed., Volos 1960), Answers 126 (p. 90: здесь эта формула встречается в вопросе) и 446 (p. 222). 43 Life of Dositheus , 10 (ed. L. Regnault and J. de Preville, Sources Chretiennes 92 Формула «Сыне Божий, помоги мне» также встречается в Nilus of Ancyra (?Evagrius), De octo vitiosis cogitationibus (MPG lxxix, col. 1448D). 45 Answer 659 (p. 309). Формула «Господи Иисусе, сохрани мя…» (но с добавлением других слов) встречается в ApophthegmataPatrum , Sisoes 5 (MPG lxv, col. 393A).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ii...

(Это и есть то учение о познаваемости Бога по именам и энергиям, но непознаваемости по сущности, которое предстоит повторить св. Григорию Паламе в новых исторических условиях; см.: B. Krivocheine. Simplicite de la nature divine et les distinctions en Dieu selon S. Gregoire de Nysse//Studia Patristica. 16 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 129). Berlin 1985. 389–411 и рус. пер. (без научного аппарата): архиеп. Василий Кривошеин. Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. N 91–92. 133–158 (рассматривается учение об энергиях Божиих в антиевномианской полемике свв. Каппадокийцев)). Варлаам начал с отрицания действительного познания богословской истины посредством двух типов силлогизмов (аподиктического и диалектического), а св. Григорий Палама, аналогично св. Василию, начал с «реабилитации», в возможных пределах, достоверности обоих этих методов человеческого ума. Как св. Василий, так и св. Григорий Палама переходят от этого к изложению учения о более высоком и непосредственном откровении Бога. Если на начальном этапе полемики о последнем говорится мало, то, очевидно, в лишь в силу того, что Варлаам еще не успел начать прямо это оспаривать — что им будет начато как раз в его ответе на ответ св. Григория. Святоотеческие представления относительно образа и подобия Божиих в человеке имеют множество форм, не все из которых подразумевают отличие образа от подобия. Та концепция, которой следует св. Григорий Палама, была в его время общепринятой для антропологического обоснования аскетики. В таком виде она восходит к св. Диадоху Фотикийскому (II пол. V в.): Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного, 89//Diadoque de Photice. ?uvres spirituelles/E. des Places. (Sources chretiennes, 5 bis). Paris 19663. 151–153 (рус. пер. св. Феофана: Добротолюбие в русском переводе. М. 19002. 3. 62–64), что было отмечено Г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   Достопамятные сказания., Арсений, 1, 2, с. 18.    On the Clerical Office 1. 3, 9 (PL 16, 26B).    Лествица 27 (PG 88 1100A).    Достопамятные сказания.., Антоний 24, с. 15.    Патриарх Филофей, Житие св. Исидора, 22//Записки Историко-филологического факультета Императорского. Санкт-Петербургского университета, XXVI. Спб, 1905, с. 21—26.    Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В).    Discourses 5, 122—141: 6, 153—161: ed. Krivocheine, 1: 286—8 2 260—28; tr. DeCantazaro, 93, 123.    Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138.    Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554.    Лествица 27. Эта же фраза повторяется у св. Григория Синаита: St Gregory of Sinai, On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B)    On Prayer 70 (71) (PG 79: 1181C), tr. Philokalia, 1: 164.    On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150: 1333B), tr. Philokalia, 4, 3    The Book of the Poor in Spirit, 2. 3 2: ed. Kelley, 151.    On Commandments and Doctrines 113 (PG 150: 1280A), tr. Philokalia 4: 238.    Лествица, 27 (PG 88: 1100А); 40 Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79.    Tito Colliander, The Way of the Ascetics, 79.    The Book of the Poor in Spirit, 2. 3. 2: ed. Kelley, 151.    Homily 35(37): tr. Wensinck, 174; tr. Miller, 182. Выше, в статье «Непрестанно молитесь», эта цитата приводится в более развернутом виде.    Homily 35(37): tr. Wensinck, 112; tr. Miller, 1116 См. также в «Странная, но все же близкая... »    Homily 35(37): tr. Wensinck, 315; tr. Miller, 321.    Ср. с определением исихазма, которое дает Пьер Адне. «Исихазм можно определить как по сути своей созерцательную духовную систему, в которое условием духовного совершенства человека выступает его соединение с Богом путем непрестанной молитвы или постоянного молитвенного состояния»//Pierre Adnes, Hesychasme, DS 7: 384.    Палама и другие учители исихастской молитвы считали психофизические техники (контроль дыхания, внутреннее «самонаблюдение», и т д. ) исключительно вспомогательными средствами полезными некоторым, но вовсе не обязательными для всех Современные учители добавляют, что совершать эти упражнения можно лишь под руководством опытного духовника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

En franзais, trois periodiques m " ont ete particulierement utiles: la revue Istina et le bulletin Vers l " unite chretienne, publies l " un et l " autre a Paris par le centre d " etudes «Istina»; et la revue Irenikon, editee par les Benedictins de Chevetogne, en Belgique, et dont la «chronique religieuse» fait autorite. J " ai utilise les Informations catholiques internationales, Paris, et le bulletin du Service oecumenique de Presse et d " Information, Geneve. Les commentaires du P. Wenger et du P. Scrima dans la Croix et le Monde m " ont beaucoup aide pour l " interpretation des evenements. J " ai puise dans les longues chroniques que Mgr Basile Krivocheine a consacrees aux conferences pan-orthodoxes, dans le Messager de l " exarchat du patriarche russe en Europe occidentale, publie a Paris, conferences que j " avais moi-mkme presentees dans l " hebdomadaire Reforme, a Paris. Contacts, revue franзaise de l " Orthodoxie, qui рагаот a Paris, a donne plusieurs chroniques sur ces evenements, et reproduit en particulier une etude du P. Georges Khodre sur le voyage d " Athenagoras Ier au Proche-Orient en 1959. AlMontada, publie a Beyrouth, donne, entre autres, le point de vue (tres eclairant sur Upsal) du Mouvement de Jeunesse orthodoxe du Patriarcat d " Antioche. En roumain, Biseri-ca Ortodoxa Romana a donne en 1967 un proces-verbal detaille de la rencontre, a Bucarest, du patriarche Athenagoras et du patriarche Justinien. Le P. Jean Meyendorff, dans le St. Vladimir " " s Seminary Quarterly, Crestwood, Tuckahoe (New-York) a publie une excellente mise au point du dialogue entre l " Orthodoxie et les Eglises non-chalcedoines. Чтобы понять Халкидон, нужно увидеть его в контексте труднейшей диалектики первых Соборов, где от антиномии к антиномии понемногу высветлялась тайна Христа. Коль скоро Бог действительно сошел к нам, Христос должен быть homoousios («единосущен» в смысле тождественности) со безначальным Отцом, истоком и основой божественности; таким было направленное против Ария решение Собора в Никее (325).

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/b...

Святая Троица, через всех простирающаяся от первых до последних, как от чьей-либо головы до ног, собирает всех и сочетает... Ибо святые, прихо­дящие из рода в род... сочетаются с предшествую­щими по времени святыми, озаряются подобно тем... и становятся некоей золотой цепью, в которой каж­дый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущими через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана 726 . 654 Н.Уилсон доказывает, что в IX веке (т.е. за сто лет до ро­ждения Симеона) рукопись, состоящая из 300–400 листов могла стоить 15–20 номисм: см. Byzantine Books, 3ff. Для сравнения можно вспомнить, что в X веке годовая заработ­ная плата византийского служащего составляла около 40 номисм, и даже протоспафарий получал только 72 номисмы и год: Mango. Image, VII, 38–39. 659 Житие 34, 19–20. Устраивая библиотеку, Симеон следовал традиции Феодора Студита и его дяди Платона, а также тра­диции раннего монашества  (см.  Главу III).  6 этой  связи можно провести интересное сравнение между Симеоном и другим игуменом XI века, Христодулом Патмосским; послед­ний тоже устроил богатую библиотеку в своем монастыре, собрав, переписав и купив множество рукописей: см. Ware. Christodoulos, 32–33. 664 Здесь и далее статистика взята (как и библейская стати­стика в Главе I) из указателей к SC, а также из Turner. Fa­therhood, 45–51. 668 SC 104, 306–307 (note 1). Ср. также ссылку Симеона на Апостольские Постановления в его полемике с патриархом Сергием: Житие 83, 8–23. 669 Некоторые параллели между этими тремя писателями и Симеоном указаны в: aigneau – Juien. Sens, 44–56, 79–92, 171–181. Дж.Хасси уже высказывала предположение, что на Симеона «особое влияние оказали» творения Максима Ис­поведника: Hussey. Learning, 202. В.Фелькер тоже различает некоторые  следы  влияния  Максима  на  Симеона: Völker. Praxis, 266–267, 270–272. Тем не менее, трудно найти тексту­альные доказательства зависимости Симеона от Максима. Что касается Ареопагнта, то ученые расходятся во мнениях относительно степени его влияния на Симеона. Одни отри­цают возможность прямого влияния: см. Holl. Enthusiasmus, 98; Bouyer. Histoire, 673; Krivocheine. Zealot,  117. Другие, наоборот, усматривают связи между Симеоном и Ареопагитом; в частности, В.Фелькер высказывает несогласие с мне­нием вышеуказанные ученых, однако признает, что «отношение Симеона к Ареопагиту остается спорным вопро­сом»: Völker. Praxis, 359–360 и 5. Недавно венгерский уче­ный И.Перцель выявил несколько параллелей между Симео­ном и Дионисием: см. Perszel. Paralleles. Впрочем, среди них нет ни одной прямой параллели, а потому можно возразить, что, вероятно, на Симеона оказал влияние не сам Корпус Ареопагитикум, а лишь некоторые заимствованные из него выражения, в частности, те, что вошли в богослужебное употребление

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

    Acta Maxitni, PG 90, col. 121 С. [Русск. перев. Μ. Муретова, ред. А. Сидорова в: А. И. Сидоров, «Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века», Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. Μ., «Наука», 1991, с. 141.].     Alexiad X, 2; ed. В. Leib (Coll. Budü, Paris, 1943), p. 189; Eng. Tr. by Ε. R. Α. Sewter (Baltimore, Md: Penguin Books, 1969), p. 295.    Ссылки см. В: Symüon le Noureau Thüologien, Traitüs thüofogiques et iithiques 1 (Sources chriitienns 22, Paris, 1966), pp. 21—25. По этому поводу см. ценные замечания Йооста ван Россума: Joost Van Rossum, «Priesthood and Confession in St. Symeon the New Theologian», St. Vladimir " " s Theological Quarterly 20 (1976), pp. 220—228.    Cat. II; ed. В. Krivocheine, Symüon kNouveau Thüokgien, Catüchuses (Sources chrärienns 96, Paris, 1963), pp. 421—424.    Hagioretic Tome; PG 150, cols. 1225—1236; crit. Edition by P. Chrestou, Γρηγορου το Παλαμα Συγγραμματα II (Thessaloniki, 1966), pp. 567—578. [Русск. перев. В. С. Шолоха в: Синопсис, Киев, 2001, с 7.]    J. Gouillard, «Le Synodikon de l " Orthodoxië Edition et cora-mentaire», Travaux et mümoires 2 (Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation byzantines: Paris, 1967), p. 69Текст Синодика можно найти в любом издании греческой Триоди, но из славянских изданий с XVIII в. он исключен.    Ibid., р. 89.    Статья впервые была представлена на коллоквиуме «Эккле-зиология Второго Ватиканского собора: динамика и перспективы», проходившем в Instituto per le scienze religiose, Болонья, Италия, 8—12 апреля 1980 г., с подзаголовком: «Проблемы диалога с римо-католичеством»; опубликован в: St. Vladimir " " s Theological Quarterly 24 (1980), pp. 155—168.    Документы Второго Ватиканского собора, ed. W. Μ. Abbott, S. J. (New York, 1966), p. 50.    Здесь и далее имеются в виду названия административного деления империи: область, или провинция (τταρχα, provincia); провинции объединялись в диоцез, или диэцез (διοκηοις, dioecesis); диоцезы объединялись в префектуры (прим. перев.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

В конце гимна III Симеон называет себя «некнижным». 186 См.: Гегель. Соч. Т. 3. ч. 3: Философия духа. М„ 1956. С. 217. 187 Оппозиция монашества обители св. Мамы Симеону как своему игумену не может сводиться к чисто бытовому раздражению против чрезмерно строгого настоятеля. См.: Kiivocheine В. Introduction/Sym. Cat. I. P. 47. Сюда же относится конфликт Симеона со Стефаном Никомидийским. 188 «В XIII в. Неофит Кавсокаливит выступил с обвинениями Симеона Нового Богослова в мессалианизме. Ср.: DairouzesJ. Notes sur les homelies du Pseudo–Macaire/Le Museon. 1954. T. 67. P. 307. 189 Срв.: Van RossumJ. The Ecclesiological Problem in St. SymeontheNew Theologian. N. Y„ 1976. 190 См.: Krivocheine B. The Most Enthusiastic Zealot/Ostkirchliche Studien. 1955. Bd. 4. S. 108–128. 191 См.: Topfer B. Das kommende Reich des Friedens. Zur Entwicklung chiliastischer Zukunftshoffungen im Hochmittelalter. В., 1964. 192 (Для Симеона было особенно важно положение, согласно которому для человека его времени — и любого другого времени — вполне возможно все, что было возможно для аскетов древних времен. Тех, кто утверждал обратное, Симеон называет еретиками и даже «антихристами» (Sym. Cat. III. P. 176, 178,180,181–190). 193 Срв.: Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья: общие замечания/Античность и Византия. М„ 1975. С. 266–285. 194 1 Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1. М., 1930. С. 690. 195 Там же. с. 3. 196 Там же. 197 Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 463–464 предшествует цитата из: Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика. 198 Там же. С. 533. 199 Там же. С. 394. От параллелей воздерживаемся по причине их изобилия. 200 Там же. С. 593. 201 Там же. С. 533. 202 Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах свящ. П. Флоренского. М., 1914. С. 9–И — II—12 — 12–14; С. 70 — 70–71 — 71–73 и далее; 109–110–110–111–111 и далее, особенно со с. 113. 203 Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа М., 1990. С 256–301. Любопытны вербальные разноречия автора с самим собой: в одной и той же фразе, например, говорится о «языческой мерзости, которая изгоняется только постом и молитвой», и, как о том же предмете, о «правде» язычества, да еще «ничем не уничтожимой». После оговорки, что «христианин молится за всех, и за Скрябина будет молиться в особенности», следует: «…Молиться за него — тоже грешно. За сатанистов не молятся. Их анафематствуют» (с. 301). 204

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

58. N 1. P. 72-86). Лит.: Tyskiewicz S. La spiritualité de l " église d " Orient selon V. Lossky//Gregorianum. R., 1950. Vol. 31. P. 605-612; Morrel G. W. Theology of V. Lossky//AnglTR. 1959. Vol. 41. P. 35-40; Chitty D. V. Lossky, un chevalier de l " Orthodoxie//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 89-90; Bouyer L. D " un ami catholigue//Там же. С. 91-92; Gandillac M., de. V. Lossky et la théologie Eckhartienne//Там же. С. 93-94; Basile (Krivocheine), é v ê que. À la memoire de V. Lossky//Там же. С. 95-98 (рус. пер.: Василий (Кривошеин), архиеп. Памяти В. Лосского//БТ. 1985. Сб. 26. С. 156-158); Clement O. V. Lossky, un théologien de la personne et du Saint Esprit//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 137-206; idem. La théologie de l " homme chez Vladimir Lossky//Contacts. 1978. T. 31. N 106. P. 190-205; idem. Orient-Occident: Deux Passeurs: V. Lossky et P. Evdokimov. Gen., 1985; Meyendorff J. Préface// Lossky V. Vision de Dieu. Neuchâtel, 1962. P. 7-9 (рус. пер.: Мейендорф И. Предисловие к книге В. Лосского «Боговидение»/Пер.: [В. А. Рещикова]//БТ. 1972. Сб. 8. С. 231-232); idem. Lossky, le militant//Contacts. 1978. T. 31. N 106. P. 208-211; он же (Мейендорф И., протопр.). Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001; он же. Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013; Лосский Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. Münch., 1968; Allchin A. M. Vladimir Lossky: The Witness of an Orthodox Theologian//Theology. L., 1969. Vol. 72. P. 203-209; Ведерников А. В. В. Лосский и его богословие//БТ. 1972. Сб. 8. С. 215-230; Trethowan I. Lossky on Mystical Theology//The Downside Review. Bath (GB), 1974. Vol. 92. N 309. P. 239-247; Williams R. D. The Theology of V. N. Lossky: An Exposition and Critique: Diss. Oxf., 1975 (рус. пер.: Уильямс Р. Богословие В. Н. Лосского: Изложение и критика/Пер.: Д. Морозова, Ю. А. Вестель. К., 2009); idem. La voie négative et les fondements de la théologie: Une introd. à la pensée de V. N. Lossky//Contacts. 1978. T. 31. N 106.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010