d. heilgen Kultes. Münster, 1938. S. 86-95; Viller M. , Rahner K. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg i. Br., 1939. S. 216-228; Crainic N. Das Jesus-Gebet//ZKG. 1941. Bd. 60. S. 341-353; Des Places É. Un Père grec du Ve siècle: Diadoque de Photicé//REA. 1943. Vol. 45. P. 61-80; idem. Introduction// Diadoque de Photic é. Œuvres spirituelles. P., 1955. P. 9-81. (SC; 5 bis); idem. Diadoque de Photicé//DSAMDH. 1957. T. 3. P. 817-834; idem. Une catéchèse inédite de Diadoque de Photicé?//RSR. 1952. Vol. 40. P. 129-130; idem. La tradition manuscrite des «Cent Chapitres» de Diadoque de Photicé//REG. 1957. Vol. 70. P. 376-386; idem. Diadoque de Photicé et le Messalianisme//Kyriakon: FS J. Quasten. Münster, 1970. S. 591-595; Marrou H. I. Diadoque de Photike et Victor de Vita//REA. 1943. Vol. 45. P. 225-232; idem//Biblica. 1951. Vol. 32. P. 325-326; Χρστου Π. ιδοχος ο Θωτικς. Θεσσαλονκη, 1952; Guillaumont A. Cor et cordis affectus//DSAMDH. 1953. T. 2. col. 2281-2288; Honigmann E. Patristic Studies. Vat., 1953. P. 174-184. (ST; 173); Krivocheine B. The Writings of St. Symeon the New Theologian//OCP. 1954. Vol. 20. P. 298-328; Pellegrino M. Un antico maestro di carità//Studium. R., 1956. N 52. P. 489-494; Darrouz è s J. Notes d " histoire des textes//REB. 1957. Т. 15. P. 169-175; Stiernon D. Diadoque de Photicé//DHGE. 1960. Vol. 14. P. 374-378; Aubineau M. Textes de Marc l " Ermite, Diadoque de Photicé, Jean de Carpathos et Maxime le Confesseur dans le cod. Harleianus 5688//OCP. 1964. Vol. 30. P. 256-259; D ö rries H. Diadochos und Symeon: Das Verhältnis der κεφλαια ϒνωστικ zum Messalianismus// Idem. Wort und Stunde. Gött., 1966. Bd. 1: Gesammelte Studien z. Kirchengesch. des 4. Jh. S. 352-422; Freeman D. M. Diadochus of Photice: Excerpts from the One Hundred Chapters on Spiritual Perfection//Diakonia. N. Y., 1972. Vol. 7. P. 339 sq.; Skordas E. Η νηπτικ θεολοϒα το ιαδχου Θωτικς. Αθναι, 1976; Messana V. Diadoco di Fotica e la cultura cristiana in Epiro nel V sec.//Augustinianum.

http://pravenc.ru/text/171909.html

В нашей работе мы будем различать  между «Преданием-Традицией» и «преданиями-традициями». Под Преданием с прописной буквы мы будем понимать Предание-Традицию вообще, восточно-христианское Предание, церковное Предание, святоотеческое Преда­ние. Преданиями-традициями со строчной буквы мы будем  называть  различные  составляющие  этого  Преда­ния – литургическую, аскетическую, студийскую, византийскую, сирийскую и другие «традиции». 1 Hausherr. Mystique, 1–128 (­Vie). Изложение жизни Симео­на см. в: Василий (Кривошеин) , архиепископ. Симеон, 15–58; Krivocheine e. SC 96, 15–54; Turne г. Fatherhood, 16–36; Moda. Christ, 105–120; McGuckin. Symeon (последний глав­ным образом занят опровержением Никиты Стифата ). Здесь и далее, ссылаясь на литературу, мы приводим лишь имя авто­ра, сокращенное до одного-двух слов название сочинения, номер тома (если есть) и номер страницы. Ссылаясь на ис­точники, мы приводим имя автора, сокращенное название сочинения, номер тома (книги, части), главы (раздела) и сти­ха (строки), а также, в квадратных скобках, номер страницы того издания, которым мы пользовались. Полностью имена авторов, названия их произведений и выходные данные ис­пользованных изданий приведены нами в Библиографии. 2 Его критический текст был издан в SC 400. Можно также сравнить «Житие Симеона», написанное Никитой, с «Житием преп. Феодора Студита », автором которого считается монах Михаил, см. PG 99, 113–232 (один вариант) и PG 99, 233–328 (второй вариант). 4 Тот факт, что Никита писал, стремясь реабилитировать Си­меона, не является достаточным основанием для того, чтобы ставить под вопрос (как то делают некоторые современные ученые) достоверность «Жития» в целом. Говоря о Симеоне, Никита  порой  допускает  явные  противоречия, однако  его произведение – единственное свидетельство человека, лично знавшего Симеона. Ясно, что в тех местах, где Никита расхо­дится с Симеоном, предпочтение следует отдать Симеону. Но там, где современные ученые выдвигают противоречащие Ни ките гипотезы, мы скорее склонны отдавать предпочтение Никите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

70 The Way of the Ascetics (London: Hodder and S). 71 On repentance 7. 3 (PG 49: 327). 72 В действительности в греческом Евхологионе (Служебнике и Требнике) существует много различных отпустительных молитв, и священнику дана возможность свободно выбирать одну или несколько молитв по своему усмотрению. 73 А. С. Хомяков. Церковь одна. Однако, если посмотреть с другой точки зрения, то, конечно, не существует частных грехов: мы всегда тянем с собой вниз других. 74 Самым фундаментальным исследованием по этому вопросу остается работа Irenee Hausherr, Penthos. La doctrine de la componction dans IOrient Chretien, Orientalia Christiana Analecta 132 (Romë Pont. Institution Studiorum Onentalium, 1944); См. также. M. Lot-Borodine, «Le mystere du don des larmes dans IOrient Chretien, » La Vie Spirituelle (приложение за сентябрь 1936), переизданное в Olivier Clement and others, La douloureuse joie, Spiritualite orientale 14 (Begrolles: Abbaye de Bellefontaine, 1974), 131—95; Lev Gillet, «The Gift of Tears», Sobomost n. s. 12 (1937), 5—10; G. A. Maloney, The Mystic of Fire and Light: St. Symeon the New Theologian (Denville, NJ: Dimension Books, 1975), 129—37. 75 Лествица, 7, 6. 76 Homilies 14 and 35 (37): tr. Wensinck, 85—86, 164—65; Miller, 82—83, 174—75. Цит. по Kallistos Ware, The Orthodox Way (дополненное издание, Crestwood, NY: St Vladimir " " s Seminary Press, 1995), 101. 77 Discourse 4: ed. Krivocheine, 1: 314; tr. deCatanzaro, 70. 78 Century 2. 5B (PG 120: 9248); tr. Philocalia, 4: 120—1. 79 См. kontakion и ikos в прощенное воскресенье (воскресенье перед постом), в The Lenten Triodion, 175; а также поразительное стихотворение в прозе St Silouan, in Archimandrite Sophrony (Sakharov), Saint Silouan the Athonite (Tolleshunt Knight, Essex: Monastery of St John the Baptist, 1991), 448—56. 80 Funeral Oration on the Empress Flacillä ed. Spira, 477. 81 Лествица, 7, 40. 82 Цит по. Игумен Харитон. О молитве Иисусовой. Новый Валаам, 1991, с 130. 83 Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические, 2. 9//Преп. Симеон Новый Богослов. Преп. Никита Стифат. Аскетические произведения. Клин, 2001, с 39.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

242 Patriarch Philotheos, Life of St Gregory of Thessalonica (PG 151, 573В-574В). 243 Discourses 5, 122—141: 6, 153—161: ed. Krivocheine, 1: 286—8 2 260—28; tr. DeCantazaro, 93, 123. 244 Достопамятные сказания... Пимен 27, с. 138. 245 Barsanuphius and John, Questions and Answers, § 554. 246 Этот обычай сохранился в традиции Русской Православной Церкви 247 Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov, 126. 248 Цит по: игумен Харитон. Искусство молитвы, с. 233. 249 Banquet 7. 3 250 38 Мученичество св. Поликарпа, 8. 4. 251 Neon Martyrologion, 87. 252 Там же, 72. 253 Наиболее полным исследованием о духовном старчестве на христианском Востоке остается: I. Hausherr, SJ, Direction spirituelle en Orient autrefois (Orientalia Christiana Analecta 144: Rome 1955). Прекрасный портрет великих русских старцев содержится в: J. B. Dunlop, Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky " " s Staretz Zossima (Belmont, Mass, 1972); cp. I. de Beausobre, Macarius, Staretz of Optinö Russian Letters of Direction 1834—1860 (London, 1944). жизни и писаниях русских старцев настоящего столетия см. Archimandrite Sofrony, The Monk of Mount Athos. Staretz Silouan: 1866—1938 (London 1973); Wisdom from Mount Athos (London, 1974). 254 Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London, 1981), pp. 8—9 [русск. перев.: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Св. -Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965г. ), с. 17—18]. 255 Apophthegmata Patrum, anonymous series (Nau Guy), 244 (112) and 290 (158). ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, 45. 256 A. Elchaninov, The Diary of a Russian Priest (London 1967), p. 54. 257 The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R. C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев. Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. Св. -Троицкой Сергиевой Лавры, 1903 г. ). Том III, с. 241 и 245].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

   7 сентября 1985 года Владыка Василий снова приехал на Родину. Промыслу Божию было угодно, чтобы он в последний раз принял участие в торжествах по случаю тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена в Богоявленском патриаршем соборе 9 сентября. 15 сентября, в Неделю 150-ю по Пятидесятнице, архиепископ Василий совместно с митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием совершил последнюю свою Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде — в том самом храме, где 85 лет назад над ним совершено было Таинство Святого Крещения. После литургии он почувствовал себя плохо. Врачи определили инсульт. Незадолго до кончины был прочитан канон на исход души. На рассвете 22 сентября 1985 года он мирно почил о Господе.    В Спасо-Преображенском соборе была отслужена первая панихида. Началось уставное чтение Евангелия.    23 сентября вечером был совершен парастас. По благословению Святейшего Патриарха Пимена, заупокойную литургию и отпевание монашеским чином во вторник 24 сентября 1985 года совершили митрополиты Ленинградский и Новгородский Антоний, Минский и Белорусский Филарет и Ростовский и Новочеркасский Владимир в сослужении клириков ленинградских храмов.    Погребен архиепископ Василий на Серафимовском кладбище в Ленинграде, согласно с его желанием быть похороненным в родной земле.     (Подготовлено по материалам Журнала Московской Патриархии, 4, 1986 г., газеты «Русское, слово» и статьи протоиерея Кирилла Фотиева). КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ. СОКРАЩЕНИЯ    В наши намерения не входит дать подробную и исчерпывающую библиографию работ о пр. Симеоне Новом Богослове, ее можно найти хотя бы у Фолькера, стр. IX-XI (см. ниже). Мы просто хотели указать источники и принятые в работе сокращения, а также несколько наиболее важных и новых работ.    Мы пользуемся творениями пр. Симеона по изданию Sources Chretiennes (­ SChr), греческий текст и французский перевод, но переводим непосредственно с греческого.     Cat ­­ Огласительные Слова. Catecheses ed. Krivocheine et Paramelle

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

294 Современная наука предполагает, что устав был записан последователями Феодора после его кончины: см. Leroy. Re­forme, 208–209;  Taft. Athos, 183. Относительно двух версий (мы пользуемся обеими) см. Bertoniere. Vigil, 165–166 295 Ср. Ипотипосис: «В литургии не поем «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 102 ), но  то,  что  принято  в  Великой Церкви»; цит. по: Дмитриевский. Описание, I, 1, 227 (в вер­сии PG 99 это замечание отсутствует) 297 Schmemann. Introduction, 211. В целом, студийское бого­служение было сплавом службы палестинской Лавры св. Саввы и материала из богослужения Великой Церкви в Кон­стантинополе: см. Taft. Athos, 182. 298 Службу Великой Церкви мы приводим по реконструкции, содержащейся у Mateos. Typikon, XXII-XXIII. В отношении Студийского устава см., в частности, описание служб 1 и 2 сентября по типикону монастыря Богородицы «Эвергетиды»: Дмитриевский. Описание, I, 1, 256–259. 299 Стихира – разновидность тропаря, характерная для более позднего византийского чина (VII-IX вв.). 300 Прокимен (от πρκειμαι – предварять) – краткий стих, обычно из псалмов, предшествующий чтению из Священного, Писания 306 Т.е. μεσονυκτικν (полунощницу). Эту службу не следует путать со всенощным бдением, которое существовало в па­лестинских обителях, но не было характерно для студийской традиции: ср. Дмитриевский. Описание, I, l, CXXIX. Житие 25, 13–14 308 Выражение «выходил на κθισμα келлии» (Житие 26, 19-ЙО) можно понять в том смысле, что Симеон садился на си­денье ( κθισμα) вне келлии и отдыхал. Другое возможное толкование: Симеон шел в храм на совершение часов (т.е. τριτοκτι, что включало избранные псалмы или даже, Вели­ким Постом, кафизмы); так это место понял И.Озэрр: см.  Hausherr. Mystique, 37 (прим.4). Нам, однако, представляет­ся более достоверным первое объяснение 311 Житие 35, 19–20 ( της εσπρας μετ πασαν λλην μνολογαν – вечером, после всех прочих служб). 312 Cat. 26,20–67. Στιχολογα – чтение Псалтири, разделенной на кафизмы. Что касается «чтения», то оно могло быть взято либо из Священного Писания, либо из аскетической литера­туры. См. также Krivocheine. SC 113, 70–75

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

313 В Студийском уставе третий и шестой часы иногда объе­динялись в одно τριτοκτι. Эта же служба совершалась в Ве­ликой Церкви в течение Поста: ср. Mateos. Typikon, XXIV 315 Cat. 26, 257–261: термин λυχνικν (букв., «светилен») – синоним термина εσπερινς (распространенного в более позд­ние времена): оба термина означают вечерню 316 Cat.  26,268:  слова σπεριναι εχαι (вечерние молитвы), употребленные наряду с «вечерней», должно быть, означают απδειπνον (повечерие): ср. Krivocheine. SC 113, 92–93 (прим. 1). 334 См. Cat. 22, 278; Hymn 58, 355. Ср. Василий (Криво­шеин), архиепископ. Симеон, 79–82. О κρυπτ μελτη см. Hausherr. Noms, 167–175 350 Буквально  «благословение»,  т.е.  благословленный хлеб, иначе называемый в византийском обряде ντδωρον (антидор), что значит «вместо [Святых] Даров».  Это был простой хлеб, который отнюдь не считался «Причастием... под видом освященного хлеба», как кажется Д.Краусмюллеру: см. Krausmuller. Stoudios, 71 351 Ипотипосис, 27 (PG 99, 1713 В]. Изначально изобрази­тельны были своего рода не-евхаристическим чином Прича­щения (менее торжественным, чем Литургия Преждеосвященных Даров). Позднее эта служба была включена в евха­ристическую Литургию. В развитии изобразительных был также промежуточный этап, когда чин уже отделился от Причащения, но еще не вошел в евхаристическую Литургию: см. Mateos. Horologion, 66–68. Студийский Ипотипосис как будто отражает именно этот этап. 352 Дмитриевский. Описание, I, 1, 248. Диатипосис был на­писан Афанасием незадолго до смерти (не позднее первых лет XI в.): см. Taft. Athos, 183. Поскольку Диатипосис был основан на Студийском Ипотипосисе, он является важным свидетельством о литургической практике Студийского мо­настыря 355 Дмитриевский. Описание, I, 1, 603. Тот факт, что изобра­зительны можно было совершать келейно, указывает, что ко времени Павла этот чин уже не был связан с Причащением 376 Его уверенность в реальном присутствии Христа в освя­щенных дарах подчеркивается следующим отрывком: «Когда полагается хлеб и вливается вино в знаменование Плоти и Крови Твоей, Слове, тогда там бываешь Ты Сам... и они по­истине делаются Телом Твоим и Кровью, наитием Духа...»; Hymn 27, 55–59

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В эпоху великих трудностей Православной Церкви в Советском Союзе эти действия владыки Василия являли его искреннюю привязанность к Церкви, сочетающуюся с бескомпромиссностью. Внимательно наблюдая за сложными взаимоотношениями между атеистическим государством и Церковью, ее наиболее высокопоставленными представителями (такими, как митрополиты Николай (Ярушевич) и Никодим (Ротов) ), он стремился сочетать верность церковному руководству с противостоянием давлению со стороны советской власти, и не боялся открыто высказываться от имени Церкви, практически обреченной на безмолвие. Всем, кто его спрашивал о том, что его удерживает в лоне Московского Патриархата при всем его критическом к нему отношении, он отвечал, что, хотя и невозможно «оправдать» все действия последнего, можно, тем не менее, их частично «понять» и «простить» . Этой позиции он придерживался всю свою жизнь. В своем завещании к пастве владыка Василий писал: " Мое неотступное епископское моление и желание, да пребудут наша архиепископия и ее прихожане несокрушимо верны строгому Православию и не приемлют никакого, могущего случиться, догматического компромисса, который может повредить неприкосновенности нашей Православной веры " . Я молю духовенство и паству нашей архиепископии оставаться после моей смерти всегда верными нашей Матери Православной Русской Церкви (Московскому Патриархату) и не переходить ни в какую другую церковную юрисдикцию по собственному почину и без благословения Московского Патриархата в случае, могущем произойти, образования автономной или автокефальной Православной Церкви в Западной Европе или Бельгии " . Труды Литература Использованные материалы   по данным ПСТБИ - 19 июня   Кривошеин Александр Васильевич (1858-1921), ближайший сотрудник Столыпина , был министром сельского хозяйства в 1908-1915 гг.; в 1920 г. возглавлял правительство Юга России при П.Н. Врангеле в Крыму, которое попыталось провести аграрную и земскую реформы. После разгрома Врангеля — в эмиграции. Скончался в Берлине. О семье Кривошеиных см. N. Krivocheine, Les quatre tiers d " une vie, Paris, Albin Michel, 1987.

http://drevo-info.ru/articles/13330.html

Об этом полку см. Туркул А.В., «Дроздовцы» в огне. Картины гражданской войны, 1918–1920, Москва, Терра – Книжная лавка – РТР, 1996. См. также Архиепископ Василий (Кривошеин) , Воспоминания, Указ. соч., С. 32–197 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., С. 136. Заметим, что трое из четверых его братьев воевали на стороне «белых»; двое из них погибли. 8 G.W.H. Lampe (dir.), Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1968. См. также Диакон Михаил Городецкий, Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин) //Приходской бюллетень Свято-Никольского собора в Брюсселе, Брюссель, 1986, 1, C. 4. 10 Большая часть этих работ собрана в Архиепископ Василий (Кривошеин) , Богословские труды (1952–1983), Нижний Новгород, изд. Братства св. Александра Невского, 1996. Другие сочинения, на русском и французском языках опубликованы в Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, главным редактором которого он являлся. Некоторые были недавно переизданы небольшими брошюрами. 11 Symeon le Nouveau theologien, Catecheses (3 tomes), Introduction, texte critique et notes par Mgr Basile Krivocheine, traduction par Joseph Paramelle, s.j., Paris, ed. du Cerf, 1963–65. 16 О нем см. A. Казем-Бек, Знаменательный юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и Бельгийского)//Журнал Московской Патриархии, 1959, 11, c. 13–16 ; Иеромонах Корнилий (Фристедт), Митрополит Брюссельский и Бельгийский Александр. Некролог//Журнал Московской Патриархии, 8, 1960, С. 10–13 ; Serge Model, Histoire de l’Archeveche orthodoxe russe de Bruxelles et de Belgique, Bruxelles, ed. de la Paroisse orthodoxe de la Protection de la Ste Vierge, 1996, C. 5–11 и Церковь Владыки Василия (Кривошеина) , Указ. соч., C. 64, 129. 17 Постановление Священного Синода Московского Патриархата от 31 мая 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, С. 7 и Журнал Московской Патриархии, 1960, 7, С. 5. 18 Указ Его Святейшества Алексия, Патриарха Московского и всея Руси от 21 июля 1960 г.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 33–34, Париж, 1960, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

1329 Hymn 44, 349–377. Ср. символику «погружения» у Иоанна Дальятского: «Душа видит свет, который сияет в ней и пре­ображает ее в подобие (света]... Душа соединена с безвидным светом, который есть свет Святой Троицы... Душа погружена в потоки этого прекрасного [света] и надолго оказывается в изумлении... Она [пребывает] в облаке света»; Письмо 8 [Vatic, syr. 124, 296a-297b], цит. по: Beulay. Enseignement, 388–389. Выражение «облако света» встречается также у Си­меона: см. Hymn 17, 326 1346 Ср. термин στρον (звезда) в Hymn 18, 18; 22, 5; 22, 14; 42, 85; 45, 38; термин φωστρ (звезда, светило) в Hymn 17, 386; 49, 74–77, и др 1358 Hymn 51, 35–38. Ср. образ «звезды ярко сияющей» у Ио­сифа Хаззайа: Послание о трех степенях жизни монашеской, 98 1372–373]. 1362 Там же, 7, 5 74 . Это одно из самых характерных для Макария выражений, которое подчеркивает осознанный характер мистического опыта: ср. сходные выражения (с употреблени­ем слова οσθησις) в Духовных беседах, 10, 2; 14, 2; 37, 7; 47, 11. Симеон также широко использует эти выражения Мака-рия, что могло кому-то показаться отзвуком мессалианства: ср. Krivocheine. SC 96, 151. Действительно, некоторые аске­тические и мистические термины характерны как для Мака-рия, так и для мессалиан. Однако, как убедительно показал К.Стюарт (см. Stewart. Working), все эти выражения свойст­венны византийской аскетической традиции в целом, так что не удивительно, что они встречаются и у Макария. Подроб­ный анализ возможного мессалианского влияния на Макария и Симеона см. в: Hatzopoulos. Two Outstanding Cases (автор возражает против мнения о том, будто эти два автора имели какую-либо связь с мессалианством). 1381 об экстазе в нехристианских религиях и в Ветхом Завете см. статью «Extase» в DSp 4, 2045–2083 1395 См. статью Ж-Даниелу в DSp 2, 1872–1885. Ср. Daniélou. Platonisme, 274–326 (концепция «экстатической любви» у Гри­гория). 1400 Sherwood. Ambigua, 153. Учение Максима об экстазе см.: Там же, 124–154; Völker. Maximus, 351–365; Thunberg. Microcosm, 448–451

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010