Это заключение оправдывается и другим свидетельством Дееписателя (XII, 19 – 23) о смерти царя Ирода Агриппы I (37, 40, 41–44 г. г. по р. Хр.), который – по Иосифу Флавию (Antiqu. XIX, 8:2)- скончался в Кесарии в четвертый год Клавдия, или в 44 году 368 , а по книге Деяний (XII, 25) это было около времени пребывания Варнавы и Савла в Иерусалиме в качестве Антиохийских посланников туда для помощи по случаю голода (XI, 27-З0). Вот тут и высказываются 369 , что последнее событие рисуется невероятными чертами, как бывшее «по всей вселенной» (XI, 23), почему и весь реферат о благотворительной миссии из Антиохии является фальшивым. Но Дееписатель не говорит, что все это происходило со строжайшей одновременностью 370 , а лишь «в то время» (XII, 1), обнимавшее несколько эпизодов и ничуть не покрывавшееся только фактом голодовки. Тогда нельзя никоим образом утверждать, что последняя мыслится ставшей «вселенским» несчастьем в один год позорной смерти Иродовой. Это есть совершенно произвольное перетолкование, якобы бедствие разом и в краткий срок охватило orbem Romanam, ибо рассказ допускает понимание в смысле разновременности поражения по различным местам империи. А в этом смысле имеется достаточно исторических оправданий. Светоний (Claud. 18) констатирует assiduae slerilitates в правление Клавдия, другие свидетели упомиинают о голоде в Риме в начале его (Dio Cass. LX. 11. flurel. Victor. Caes. 4), в 9 –10 м или 11 м году (Euseb. Chron. ed. Schoene II, 152–153, по армянскому тексту и по блаж. Иерониму; Oros. VII, б, 17; Tacit. Annal. XII, 43), а в 8–9 м и в Греции (Euseb. Chron. 1. cit.), затруднения же столицы решительно убеждают в хлебном оскудении богатых поставщиц зерна по Средиземному морю. Таков прежде всего Египет, но нет препятствий относить сюда и Иудею. Именно при Клавдие (около 45 г.) иудейская прозелитка Елена, мать Адиабенского царя Изата, помогала жизненными продуктами страждущим Иерусалимлянам, закупая в Египте хлеб и на Кипре фиги (Jos. Flav. flntiqu. XX. 5: 2). Разве это не соответствует Дееписательской фразе по ее разумному значению, что голодание захватывало разные местности Римской империи? И мог ли кто-нибудь говорить и понимать ее иначе, если всякому была очевидна явная абсурдность подобной интерпретации, обрекавшей на вымирание целое богатое государство? Но о многократных голодовках в отдельных его провинциях по свойственной древним преувеличенности вполне дозволительно было говорить, как о «вселенском» голоде. В отношении Иудеи (и Иерусалима) мыслится, конечно, бывший при Елене Адиабенской голод около 45 г. Если мы даже допустим, что Варнава и Савл во все продолжение его оставались во святом городе, – и тогда возвращение их в Антиохию упадет на 45 г., поелику двухгодичная длительность голодания едва ли возможна.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

256 Ungo le oleo sanctificato, in nomine Patris, et Filii, et Spiritus S., ut more uncti militis præparatus ad certamen, aëreas possis superare potestates. Bonaventura, Libr. IV. distin. 23. quæst. 4. 257 Ungo te oleo sancto, ut bac unctione protectus, fortiter stare valeas adversus varias catervas, in nomine Patris, et Filii. el Spiritus S. Liber sacramentarius Venetorum, approbatus a Leone X, de sacr. extrem, unctio. 258 Ungo te oleo sanctificato, ut more militum, præparatus ad luctamen aëreas possis superare catervas. Codex antiqu. Halitgarii, qui vixit circa annum 820. 269 Non est de fide, verum el proprium esse ignem purgatorii, et ejusdem speciei cum nostro elementari. Ecclesia nihil definivit de qnalitate crutiatus, an ignis, an tantum caligo et mæror, an alius crutiatus sit. Lib. II de purgat. col. 2. 278 Dies illi quinquaginta post Pascha, usque ad Pentecosten, quibus non jejunatur. S. Augustini Operum. Тош. II. pag. 131, Coloniæ Agrippinæ, 1616 an. 288 Historia Kocioa powszechnego, dziea Francuzkiego, przez X. S. Bielskiego, Wyd. 1-go, a w 2-im, 1839 r., sir. 530. 296 Chez les premiers Chrétiens les prières et le signe de la croix, répété à chaque instant, avant de faire usage d’aucune créature. Catecb. de perséver. par l’Abbé S. Gaume. Tom. VII. pag. 77. 298 Вот придуманная Иезуитами пословица: W Rusinów wiara w krzyach, modlitwa w pokonach, naboestwo w dzwonach! 300 L’autel était toujours à l " Orient. Nos Pères dans la foi, regardant Notre Seigneur comme le véritable soleil du monde, comme l " Orient d’en haut, placaient leurs autels et se tournaient pourprier du côté de l’Orient, afin de marquer leur espérance et leur foi. Cathéch. de persévérance, par l’Abbé S. Gaume. Tom 11. pag. 49. Bruxel. 1845 an. 302 Вот какие стишки в средние веки ходили по рукам о Римской благодати: Cum ad Papam veneris, habe pro constanti, Non est locus pauperi, soli favet danti; Et si munus præstitum non sit aliquanti, Respondet hic tibi sic, non est mihi tanti! Papa quærit, chartula quærit, bulla quærit,

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Сначала мальчик убивается, а затем разминается (gesotten), покуда он не станет совсем мягким, и тогда берется плоть (его) и растирается вместе с тонким медом, шафраном, лавандою (Spikenard), гвоздикою (Gewurznelken) и маслом (по другому способу чтения: изюминками, Rosine), из чего делаются (или скатываются, geknetet) маленькие хлебы, величиною с фигу, и пекутся в новой (или железной) печи. Они служат участникам в таинствах Schemâl (для еды) на целый год. Но ни женщина, ни раб, ни сын рабыни, ни помешанный не должны вкушать от них. К убиению и приготовлению этого дитяти допускаются только 3 жреца. Но все, что остается из его жил, членов, хрящей, артерий и нервов, сжигают жрецы в жертву богам. Размеры сочинения не позволяют приводить других примеров человеческих жертвоприношений, которые связываются, по мнению Хвольсона, с говорящими головами; мы отсылаем к сказанному сочинению Хвольсона и, в особенности, к помещенному во 2-м томе его сочинения на р. 142–155 «Экскурсу о человеческих жертвоприношениях в позднейшее время язычества и о сообщающих предсказания человеческих головах». Укажем отсюда только немногие данные. Из рассказов арабских писателей о человеческих жертвоприношениях сабиев в Харране следуют вот какие общие указания: 380 1) что сабии вообще приносят человеческие жертвы; 2) что для таких жертв выбирались только известные люди определенного вида и определенных свойств; 3) что часто приносились в жертву дети; 4) что такие жертвы приносились каждой планете ежегодно только единожды, в определенные времена; 5) что такие жертвы были связываемы с различными таинственными обрядами; 6) что сабии имели, наконец, человеческие головы, которые давали им оракул. Приведя множество свидетельств о человеческих жертвоприношениях в позднейшее время язычества, Хвольсон 381 передает свидетельство о гаданиях по этим жертвам: Среди многих способов дивинации, которые перечисляет Fabricius (bibliogr. antiqu. p. 416 ff.), находится также следующий: «Anthropomantia ex visceribus humanis vel extis (сердце, легкие etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Глава I. Иосиф Флавий (Antiqu. VIII. 2, 5), называя царя Соломона философствующим, дает повод считать книгу Притчей, как главное произведение богопросвещенной мудрости Соломона, философией. Хотя название философских книг может быть приложимо и к некоторым другим библейским книгам, каковы книга Иова и Екклесиаст, но так как последние касаются только отдельных вопросов, а книга Притчей обнимает всю совокупность вопросов, представлявшихся наблюдению древнего мира, то ее мы можем по преимуществу назвать системой священной философии, разумея под системо не логическое развитие философских материй, а только всеобщность и всесторонность мировоззрения. Внутреннее обозрение книги Притчей или рассмотрение ее содержания трудно сделать обыкновенным способом, в порядке глав и стихов книги, так как между собранными здесь изречениями часто нет логической связи. Гораздо удобнее представить ее содержание путем отвлечения или упорядоченного изложения того что, по обычаю древнего времени, изложено здесь в виде смешенных отрывков и афоризмов, тем более что эти отрывки и афоризмы везде проникнуты одним и тем же общим духом, так что в каждом стихе нашей книги, как он ни кажется малообъемлющим, дана частица одной и той же вечной истины. Священная философия книги Притчей разделяется на: 1) теоретическую часть или рассуждения о свойствах человека и его отношении к Богу; 2) практические правила жизни и деятельности. 1 . Для того чтобы в мире человеческом возможен был порядок, необходимо откровение свыше, потому что без пророческого, сдерживающего и направляющего слова человек, по своей свободе, был бы самою необузданною тварью и не было бы никакой опоры благочестивым; только божественное откровение делает возможным на земле благополучие ( Притч.29:18, 30:5 ). Хотя эти мысли об откровении высказаны уже в конце книги Притчей, но они предполагаются и выше, во всех частях книги. Уже первые слова книги Притчей: начало премудрости – страх Иеговы( Притч.1:7 ) нужно понимать об откровении, потому что выражение страх Иеговы есть один из синонимов откровения или слова Божия ( Псал.18:8–10 ) и даже в самой книге Притчей LXX выражение страх Иеговы переводится: слово Господне ( Λγον το Κυρου, 1, 29 ватик. код.). Таким образом все учение книги Притчей есть слово Иеговы или закон Иеговы. Оно исходит от лица вечной премудрости, сотворившей мир ( Притч.8:27–30 ) и еще до творения бывшей у Бога ( Притч.8:22–26 ), подающей св. Духа принимающим ее ( Притч.1:23 ), выслушивающей молитвы просящих ( Притч.1:28 ), словом личной божественной Премудрости 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Первый ночлег на обратном пути из Кузнецка, имел я в железном заводе. И в ожидании лошадей поутру, читал в одной книжке Вестника Европы (а за который год, не помню) историю о великом годе. И вот что от этого чтения осталось в моей записной тетрадке: « Годом называется период какого-нибудь небесного светила, достигшего той точки на небе, с которой начало путь свой. Великим же годом называется, иногда, период, состоящий в движении многих небесных тел с известных аспектов и возвращении к тем же точкам. Так, девятнадцатилетний круг, есть время между эпохами соединения солнца и луны на одной точке неба. Иосиф Флавий (Antiqu. L. I. с. 3) утверждает, что сей великий период открыт допотопными Патриархами. Но великий год, собственно так называемый, есть время, в которое все вообще светила, возвратясь на те точки, откуда начали бег свой, являются на небе в прежнем положении. Древние сей великий год изображали под эмблемою птицы, чудной и единственной, похожей на орла, известной под названием феникса, которая будто бы каждый раз при наступлении нового периода вылетала из Аравии, или из Индии, или из рая земного на востоке. Одни думали, что она прилетала по прошествии 500 лет, а другие полагали, что феникс является не прежде, как спустя 1461 год. Сей последний период был весьма славен у египтян. Впрочем, доказывают, что предание о сем фениксе известно было и северным народам, и индианам и даже иудеям (см. IIc., CII, ст. 2). Платов в своей политике говорит, что к огда все звезды совершат бег свой, последует всеобщее изменение во вселенной. Во время Августа вообще думали, что скоро совершится великий период. И Вергилий этою общею уверенностью воспользовался, желая похвалить Августа (см. Эклог. IV). Но и китайские астрономы, чтобы польстить Государю в 1725 году во время соединения четырех планет – Юпитера, Марса Венеры и Меркурия, объявили, что все 7 соединились. И тщетно иезуиты обличали несправедливость. Хан приказал внести в летопись, что в 3-ий год его царствования, замечено соединение семи планет. Судите по этому о верности Хронологии китайской, и основательно ли мнение Г. Вольтера, который негде сказал: « китайский народ соединяет историю неба с историею земли, и одну оправдывает другою».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

396 Haneberg, Relig. Alterth. der Bibel S. 180 (у Олесн., op. с., 387) Renan, Hist, du peuple Israël, t. 4-me, p. 12. Babelon E., Manuel archeologie, art perse (p.p. 157–197), в частности p. 189: Ie tombeau de Cambyse 1-er. Особенность персидской архитектуры составляли: правильная четырехугольная (иногда квадратная форма) сооружений и обилие этажей или, точнее, ярусов, так как этажи были ложные и присутствие их обозначалось только рядами окон. 397 Пять плефров равны 500 греч. футам, или 154 метрам, а 100 греч. локтей­52,5 метра (Олесн. 386). 399 Из истории столкновения Александра Яннея с народом, когда он, в праздник Кущей, во время обряда возлияния воды, был забросан лимонами (Antiqu. jud. XIII, 13, 5), можно догадываться, что в то время был при храме только один двор, на котором стоял жертвенник, как упоминает Гекатей (Contr. Ар. I, 22), – были священники и стоял народ. Но вследствие упомянутого столкновения, часть двора, ближайшая к храму и жертвеннику, была обнесена особой деревянной оградой ( δρφακτον ξλινον за которой могли находиться только священники и левиты, а из народа – приносящие жертву и представители ежедневного богослужения, прочая же масса стояла вне ограды. Это обстоятельство, послужившее поводом к выделению священнического двора, в то же время дало повод к расширению двора для народа и восполнению его внешним двором. 401 Сведения относительно Иродова храма содержатся: 1) у Иосифа Флавия, в его Antiquitates judaeorum (XV) и в «De bello judaico; 2) в трактате Миддот и 3) в священных книгах Нового Завета. 402 Иосиф Флавий определяет длину притвора в 20 локтей, но мишна – в 11 л. (Миддот UV, 7). Это различие объясняется тем что в мишне определяется длина внутреннего свободного пространства притвора, а у Иосифа Фл. – внешний размер. То же самое следует иметь в виду и при определении длины боковых пристроек к притвору (ботте гахалифот), длина которых в мишне определяется только в 15 л. (Миддот, IV, 7). 403 В Antiqu. iud. XV, 11,3 высота храма определяется в 120 локтей, но в данном случае Иосиф Флавий, по-видимому, определяет высоту притвора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

52 Степени покаяния были: 1) плач пред входом во храм; 2) слушание вместе с оглашенными в притворе; 3) повержение, или покаяние во храме у дверей; 4) присутствие с верными, но еще не участие в причащении Святых Таин. Наконец уже Причащение. 54 Вот некоторые благочестивые и похвальные обычаи древних христиан. У Тертуллиана есть свидетельство, что христиане, при всех делах своих, употребляли крестное знамение. Погребение совершалось с молитвами и псалмопением, при чем употреблялось и возжение светильников. Поминовение по усопшим также было – в 3, 9, 40–й день и ежегодно, (как видно из Заповедей Апост.); Христиане удалялись от народных зрелищ; заграждали слух от нечестивых слов и удалялись; любили заниматься словом Божиим и за работою. Церкви вспомоществовали одна другой в нуждах, питали вдовиц и бедных, и, во время общественных бед, благотворили самим язычникам. 63 Переводы Ветхого Завета, кроме 70 толковников, сделаны новые Аквилою (при Адиане), Феодотионом и Симмахом. 64 Например, Дионисия о небесной и церковной иерархии, о таинственном богословии и Ермы три книги, в коих, между прочим, описаны видения писателя. 72 Константин прекратив гонение Диоклитианово, повелел возвратить имения христиан, у них отнятые; освободил клир от всех общественных повинностей, запретил крестную казнь, позволил в распрях обращаться к суду епископов, храмы идольские или разрушал или отдавал христианам вместе с их доходами. – К вере, впрочем, не принуждал никого. Сам он крестился при конце жизни, в предместии Никомидии. 73 О абиссинцах, готфах, вандалах и свевах см. Sokrat Н. Е. L. I. Sozom. L. II. О франках Gregor. Turon. H. Franc. О ирландцах Уссен Antiqu. Britt. Обо англо-саксах Bedae Hist. Eccl. gentis Angl. О герулах и пр. Procop. De bello Goth. 74 Об англо-саксах Beda Н. Е. О народах германских и др. Henr. Cansii Lectt. Antiqu. О народах в Азии Asseman Biblioth. orient. О действиях Карла В. Eginhard de vita Car. М. О норманнах Adam. Brem. Н. Е. S. Ansgarii vita genuine ed. a Claud. Arhenio. О народах славянских и венграх. Constant. Porphyr. in vita Basilii Maced. et de administer. imperio, Кедрин, Дитмар и др. Росс. Летописец Нестор. О поляках, Длугош Н. Polon.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

С этою целью он отправился в Иоппию или Яффу, там сел на корабль и отправился в Фарсис, предполагая, как догадывается блаженный Феодорит, что Всевышний только в Иерусалиме и в земле Иудейской открывает Свою волю (в толковании Ион 1:3 1142 стр. 403). Под именем Фарсиса одни разумеют Тарс, город Киликийский, родину святого Апостола Павла (Иосиф Флавий, Antiqu. lib. XI, сар. II; Святой Кирилл Александрийский , Comraent. in Jon. 1:3); другие – Тартес, город Испанский (Бахарт и Пфейфер), а некоторые – Карфаген, иногда называемый в Писании Фарсисом ( Ис 23:14 ; 1143 блаженный Феодорит в толковании Ион 1:3  стр. 398 и 399; Абарбанел и другие раввины). Может быть здесь разумеется какой-нибудь остров Средиземного моря, носивший имя Фарсиса, одного из внуков Иафета, о которых замечено в бытописании: от сих населились острова народов, каждый по языку своему ( Быт 10:4–5 1144 ). Когда корабль находился уже в пути, тогда Господь воздвиг ветер крепкий на море… и корабль готов был разбиться ( Ион 1:4 ). Все бывшие на корабле в страхе возопили каждый к Богу своему и начали выбрасывать груз, чтобы облегчить корабль: один Иона спустился во внутрь корабля, лег и крепко заснул ( Ион 1:5–6 ). Блаженный Иероним замечает, что это был сон non securitatis, sed raoeroris, подобный сну Апостолов в саду Гефсиманском ( Лк 22:45 1145 ) перед страданием Спасителя (Comment. in Jon. 66). В поднявшейся буре Иона без сомнения увидел гнев Божий за свое ослушание и скорбь раскаяния возмутила его душу. Но как спутники Ионы пришли к заключению, что обдержащее их волнение есть кара небесная? Нет надобности для этого вместе с Еврейскими толкователями предполагать, будто корабль был остановлен невидимой силой, – и будто волны яростно поднимались только кругом корабля, тогда как все остальное пространство моря было тихо и невозмутимо. Спутники Ионы пришли к этому заключению на основании всеобщего верования, что гнев небесный преследует злодея особенно во время плавания по водам. Посему они решились открыть виноватого посредством жребия….

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

449 По Талмуду (Хуллин, f. 24, а), 50 лет считалось предельным возрастом только во время странствования по пустыне, а впоследствии позволялось служить до потери голоса. 450 Иосиф Флавий относительно деления священников и левитов при Давиде замечает: κα διμεινεν ο τος μερισμς χρι τς σ μερον μρας (Antiqu. VII, 14, 7). Во время второго храма священники делились также по их особым специальным назначениям: на католикин ( ) – казначеев, аммаркалин ( ) – ризничих и ключарей и гизбарин ( ) – контролеров или податных инспекторов, а также на 15 префектов ( ), – стоявших во главе отдельных коллегий и наблюдавших за разными функциями храмового служения, как-то: за временем службы, временем открытия и закрытия дверей храма, караулом, музыкантами и певцами, за жеребием, за жертвенными птицами, за штемпелеванием животных, возлияниями, за больными, за водой, за дровами, за приготовлением хлебов предложения, за благовонным курением и за пряжей для завес и священнических одежд (Schegg, Biblische Archäologie, SS. 557–558). 454 Вопрос об урим и туммим считается почти неразрешимым в науке. Иосиф Флавий, некоторые отцы церкви, а также раввины урим и туммим отождествляли с драгоценными камнями, вставленными на лицевой стороне наперсника, по блеску которых вопрошавший Бога первосвященник узнавал волю Божию по тому или иному делу. См. Antiqu. jud. III, 8, 9; св. Иоанна Златоуста (против иудеев слово VÏ «на камнях, которые были на груди первосвященника, было некоторое сияние, или так называемое явление»; ср. твор. св. И. Злат, в рус. пер., 1895 г., т. 1, стр. 711); бл. Феодорита, (На Исх. 60 вопрос, 14, б); св. Ефрема Сирина (на Ос. 3 гл.); блаж. Августина (Quaest. sup. Exod. 117). Иоанн Буксторфий, обозревший талмудические мнения об урим и туммим, говорит: apparet igitur, talmudicos urim et tummim idem habuise quod pectorale, ita ut Urim et Tummim quasi dignitatem pectoralts denotent, quae Talmudi sententia vera esse videtur, (Ioan. Buxtorfii, Lexicon chald., talmud.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1 Т. е. Исаия, Давид и Павел. 2 Ангелы, херувимы и серафимы. 3 Здесь указывается на посл. к Гал. IV:22—26, где Христова церковь или «вышний Иерусалим» уподобляется свободной Сарре, а иудейская церковь или «нижний» , земной Иерусалим — рабыне Агари. 4 Επιγινωσκιτε αλληλους равносильно диаконскому возглашению в литургии верных: «возлюбим друг друга» , по употреблению в Св. Писании, 1 Кор. XVI:18. 5 Здесь недостает окончания, а в следующем отделении начала. 6 т. е. склонным к иудейству. 7 Христианам, держащимся иудейства. 8 Здесь и в других местах этого слова св. Златоуст под Пасхою христианскою разумеет таинство евхаристии. 9 т. е. вместе с иудеями, до определения Никейскаго собора о праздновании христианской Пасхи не в одно время с иудейскою. 10 т. е. касательно празднования христианской Пасхи не в одно время с иудейскою. Разумеется первый вселенский собор в 325 г. по Р. Х. 11 Josephi Flavii Antiqu. Jud. lib. X, cap. XI, 7. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3377...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010