Не стесняется проф. Голубев пускать в ход словесную розгу, буде находит это нужным, даже относительно давних питомцев своей Almae Matris, притом не взирая на лица (о чем, примера ради, приводятся два факта в подстрочном примечании 34 . Консерваторы отнюдь не защищают всех старых порядков своей Almae Matris. Время течет, а со временем все обновляется. Но они желают, чтобы коренные устои их Матери были непоколеблены: чтобы она сохранила и свой характер национально-русский и свое направление в полном смысле религиозно-нравственное, строго-православное. Они желают, чтобы их Alma Mater и во время празднования ею предстоящего трехсотлетнего юбилея явилась в своем собственном одеянии и чтобы то историческое мнение, которое сложилось о ней, не потерпело бы какого-либо ущерба, – именно, чтобы по-прежнему говорили о ней: «Отличительная черта Киевской Академии состоит в том, что она в своих убеждениях и верованиях всегда была равна самой себе, не увлекаясь заманчивыми новостями иноземного происхождения, православие древнее и самодержавие русское блюла и хранила, как святыню заветную и неприкосновенную, стараясь в данных случаях только освещать новым светом, выеснять и утверждать начала и основы того и другого… Она в то же время, нисколько не стесняя и не связывая ума истиного и разумно философствующего в пределах ему свыше назначенных, давала настолько простора, чтобы способности и наклонности воспитанников могли легко и свободно, в стройном гармоническом порядке, без вредного преобладания одних под другими, развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Искусство её начальников и наставников главным образом состояло в том, что они умели зорко и неослабно следить за движением умов и всякие случайно и неверно сделанные шаги останавливать вовремя, или что то же всякое, по апостолу, возношение, взимающееся на разум Божий, умели словом истины пленять в послушание веры». XXVII Я дал одно неосторожное обещание: в конце своей статьи еще раз побеседовать с достопочтенными отцами святой Киево Печерской Лавры относительно «обстоятельной истории Киево-печерской типографии». Прошу у них извинения, что отказываюсь выполнить это обещание. Я до такой степени физически измучен, можно сказать, в конец измучен писанием настоящей статьи, неожиданно разросшейся до столь больших размеров, что еле держу в руке перо. Дух бодр, но плоть немощна. Порывы все еще юношеские, а силы уже не прежние. Впрочем, и для молодых сил написать в течение двух месяцев более четырнадцати печатных листов, дело нелегкое, а пожалуй, и из ряда вон выходящее. Поэтому я всячески спешу пристать к берегу. Да и вопрос, о котором я хотел трактовать слишком специален, чтобы мог заинтересовать большую публику (не для неё и предназначалась сия трактация).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

п.). Межкорпоративные связи были довольно слабы. Толчок их развитию и стремлению к объединению дала эпоха 1905–1907 гг. В то же время усилившаяся под влиянием освободительного движения и академической автономии «партийность» усугубила размежевание внутри корпораций на два лагеря; «либералов (обновленцев)» и «консерваторов (охранителей)». Тогда же это разделение приобрело некоторую политическую окраску; наиболее «кадетствующей» слыла КДА, в которой «левые» составляли большинство. Духовное воспитание (обеспечивающее неизменность основ мировоззрения и большую стабильность личности) и замкнутость академической корпорации вызывали иное отношение ее представителей к «миру»; отдаленные от сиюминутности и злободневности, они были менее подвержены изменчивой политической стихии, узко политизированному видению и оценке событий. По словам одного из выпускников духовной академии, впоследствии известного писателя, публициста «Биржевых ведомостей» А. А. Измайлова, академические преподаватели являли собою пример «красивого научного подвижничества десятков людей, для которых в мире не существует ничего, кроме знания, кроме любимых стен своей alma mater и ее библиотеки, которые были умны как мудрецы и наивны как дети во всех иных практических вопросах жизни» 24 . Относительно небольшая нагрузка академического преподавателя (две лекции в неделю при утвердившейся (например, в СПбДА) практике читать сдвоенные лекции студентам двух курсов одновременно) оставляла достаточно времени для научно-литературной и публицистической деятельности, которая была многообразна и велика, о чем (помимо монографий) свидетельствуют четыре академических журнала: «Христианское чтение» (СПбДА, 1821–1917), «Труды Киевской духовной академии» (1860–1917), «Богословский вестник» (МДА, 1892–1918, ранее «Прибавления к творениям св. отцов», 1843–1891), «Православный собеседник» (КазДА, 1855–1917). Петербургская духовная академия выпускала также еженедельник «Церковный вестник» (1875–1916), до 1905 г. бывший практически единственным церковно-общественным периодическим изданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А. Выыбус (лютеранин) Предисловие Перед вами ещё один труд, который я привёз в своём портфеле беженца. К счастью, он уже представлял собой готовую рукопись, а не собрание материалов – в противном случае его не удалось бы вывезти, так что работа в нынешней своей полной форме не могла бы быть завершена. Начать её заново я бы уже не смог – ей была посвящена слишком большая часть моей жизни и сил. Этот труд является результатом работы, которую я вёл более чем четверть века – с июня 1932 года. После того как я написал несколько исследований, посвящённых истории христианства и его распространению на сирийском Востоке, в результате тщательной работы с оригиналами источников, я всё больше стал ощущать важность темы, которая обсуждается в этой книге. Я вижу перед собой тот ранний утренний час, когда моим глазам открылась перспектива исследования в этой terra incognita. Именно тогда я решил посвятить себя осуществлению этого замысла. За этим последовали долгие годы напряжённых исследований, сопровождаемых радостью открытий, расширением горизонтов познания и долгими погружениями в изучение рукописных собраний. Параллельно с самим исследованием я занимался созданием собрания ориентальных источников, которые должны были послужить мне в моей работе. Моя решимость продолжить это исследование подверглась тяжелейшим испытаниям. Дважды я оставался без крыши над головой – в 1940 и 1944 годах, – при этом лишаясь значительной части собранных материалов и всякой возможности продолжать работу. Плоды моих трудов я должен был пронести через огонь и через воду, спасаясь из ада. Были моменты, когда я терял надежду на то, что мне позволят завершить то, что я предпринял; иногда же жизнь была настолько тяжёлой, что продолжение моего исследования требовало величайшего напряжения духовных и физических сил. Итак, этот труд достаточно уже был в работе, пора мне, наконец, выпустить его из рук. Оглядываясь назад, я свидетельствую, что постоянно был исполнен благоговения перед чудом Божиим в моей жизни. Моё сердце трепещет от тех даров, которые я получил от Него, в то время как мои незабвенные коллеги по Alma Mater, у которых были те же надежды и чаяния, та же преданность науке, претерпели полное крушение всего.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

От Господа стопы человека исправляются… Часть III. 18.09.2023 10:15:22 Архимандрит Платон (Игумнов) Окончание. Продолжение:  Начало:  Н. Б.: Мы коснулись многого в нашей беседе, дорогой отец Платон, но теперь хотелось бы поговорить о вашей деятельности преподавателя в Московских духовных школах. Я часто думаю вот о чем: ведь по историческим меркам еще не так давно – существуют сборники Академических трудов с публикациями тех богословов, которые преподавали в нашей alma mater – в этих самых стенах творили, писали, преподавали и жили великолепные богословы, преподаватели и пастыри! Назвать хотя бы имя отца Павла Флоренского! А если совсем близко к нам – отец Андроник (Трубачев), его внук, опубликовавший перед безвременной кончиной своей грандиозный семитомный труд «Путь к Богу». Он все-таки совершил его, вопреки болезни, вопреки, казалось бы, непреодолимым противным обстоятельствам! Но ведь это все единицы… Называть можно целые плеяды людей выдающихся… На ваш взгляд, возможно ли сегодня собрать хотя бы немногих современников, последователей этих преподавателей, чтобы в стенах МДА обозначить и обсудить по-настоящему серьезные богословские проблемы, поговорить и поразмышлять о том, чем и как жила Академия в начале XX века. И нужно ли такое обсуждение сегодняшней учащейся молодежи. Замечаете ли вы, как человек опытный, в среде учащихся такие, скажем так, «перспективные умы», одаренные личности? Есть ли учащиеся, которые по-настоящему стремятся постигать подлинное богословие, научиться и научать впоследствии подлинной христианской жизни? Может быть, их не так много и не так они на виду, как вам кажется, отец Платон? А. П.: Я бы не сказал, что у меня огромный опыт в этом отношении, но когда я сам был студентом, конечно, я был восхищен тем настроем академической жизни, который тогда существовал. Я старался не пропускать ни одного мероприятия в Академии: лекции, занятия – это само собой понятно, я их никогда не пропускал. Но я не пропускал и ни одного мероприятия – когда состоялась какая-то беседа, какая-то встреча, какая-то лекция. Я воспринимал все это как некий праздник и был совершенно неравнодушен к тому, что совершалось!

http://radonezh.ru/2023/09/18/ot-gospoda...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Игумен Адриан (Пашин): Конец света действительно будет Священное Писание, в частности, Апокалипсис и другие места, говорят о том, что конец мира действительно будет. Более того, мы, христиане, должны с радостью ожидать этого конца света, вспоминая слова: ‘Ей, гряди, Господи Иисусе!’ 20 декабря, 2012 Священное Писание, в частности, Апокалипсис и другие места, говорят о том, что конец мира действительно будет. Более того, мы, христиане, должны с радостью ожидать этого конца света, вспоминая слова: ‘Ей, гряди, Господи Иисусе!’ Как относиться к перспективе конца света и слухам о том, что произойдет это буквально завтра? Зачем монаху высшая математика, а ученому — видения Моисея? Об этом и не только — в беседе с Секретарем Учёного совета МДАиС игуменом Адрианом (Пашиным). Игумен Адриан (Пашин) закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, затем аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Будучи аспирантом, работал в институте прикладной математмики. Стал монахом Сретенского монастыря. « Московский университет — моя alma mater, которая сформировала меня как мыслителя, математика, дала мне дисциплину ума. И я очень признателен МГУ , всем своим преподавателям, своему научному руководителю. Дисциплина ума очень востребована и очень помогает мне в богословских научных изысканиях». Конец света: бояться или радоваться? — Насчет конца света — обсудим сейчас или, может быть, поговорим после 21-го декабря? Надеюсь, все поймут, что очередной страх оказался не таким уж страшным. — Священное Писание, в частности, Апокалипсис и другие места, говорят о том, что конец мира действительно будет. Более того, мы, христиане, должны с радостью ожидать этого конца света, вспоминая слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Мы не должны бояться событий, которые описаны в Апокалипсисе и связаны с пришествием антихриста. Нельзя забывать, что конец света — это Второе Пришествие Христа. Мы должны ожидать пришествия Спасителя, Который изменит весь мир, воскресит мертвых, преобразит тела на тот момент живущих, прекратит страдания, которые существуют сейчас и будут умножаться в последние времена у людей. Который воздаст каждому по заслугам, по тому, к чему человек стремился-либо к Богу, к своему Спасителю, либо ко злу. Будем готовиться к этим событиям, ко Второму Пришествию Христа, именно в том направлении, чтобы оказаться одесную, по правую сторону Христа, среди праведников. Через покаяние, через укрепление в добре, отрицание зла.

http://pravmir.ru/igumen-adrian-pashin-k...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Промова Святішого Патріарха Кирила на церемонії присудження ступеня honoris causa Московського державного університету 28 вересня 2012 р. 16:51 28 вересня 2012 року Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил взяв участь у конференції «Від Стародавньої Русі до Російської Федерації — історія російської державності», організованій Московським державним університетом ім. М.В. Ломоносова спільно з Відділенням історико-філологічних наук РАН. На першому пленарному засіданні відбулася церемонія присудження Його Святості звання почесного доктора МГУ. Предстоятель Руської Церкви звернувся до присутніх із докторською промовою. Шановний Сергію Євгеновичу! Шановний Вікторе Антоновичу! Професори, студенти, усі високі збори! Я сердечно вітаю вас у зв " язку з проведенням конференції, яка є дуже актуальною у зв " язку з роком, на який випало так багато важливих ювілеїв, що стосуються історії нашої Батьківщини. Я висловлюю глибоку вдячність науковій корпорації Московського університету за ту високу честь, якої ви мене удостоїли. Оскільки сам я почав своє просування в Церкві з академічної діяльності і протягом десяти років був ректором духовної академії, то, мабуть, немає більш високої нагороди для мене, ніж нагорода від наукового співтовариства. Я добре знаю атмосферу вищого навчального закладу, атмосферу засідань Вчених рад, я знаю, як у цьому колективі відточується думка, зупиняються нерозумні вислови, знаю, як дисциплінується розум людини і дисциплінується її слово. І, мабуть, немає ніякого іншого середовища, крім академічного, яке б так впливало на формування особистості, у тому числі на здатність людини кілька разів подумати, перш ніж сказати. Ми проводимо цю конференцію в стінах Московського державного університету імені М.В. Ломоносова, що теж є ніби символічною дією, тому що Московський університет — це лідер у нашій країні, це справжній науковий, інтелектуальний, освітній центр, з ім " ям якого пов " язані величезні досягнення в нашій науці, в освіті, в культурі. Дуже велика кількість людей, які прославилися своєю діяльністю, належали саме до Московського університету, для них це була alma mater.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2496954...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010