Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан; итал. Stato della Città del Vaticano], гос-во в пределах столицы Италии Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) . Границы гос-ва В. были определены Латеранскими соглашениями, заключенными между Папским престолом и Италией 11 февр. 1929 г. Флаг гос-ва Ватикан Флаг гос-ва Ватикан Территория, население, государственная символика В. расположен в зап. части Рима, на Ватиканском холме (Монте-Ватикано), на правом берегу р. Тибр. Территория (в пределах стен) составляет 0,44 кв. км, из к-рых 0,26 заняты постройками; максимальная длина - 1045 м, ширина - 850 м. Центром В. является базилика св. Петра (см. ст. Петра апостола базилика в Ватикане ). Папский престол в В. признан независимым субъектом международного права. Управление гос-вом В. регулируется особыми законами В. Юридическая организация гос-ва была определена в 6 основных законах, принятых 7 июня 1929 г. и опубликованных 8 июня в офиц. бюллетене В. «Acta Apostolicae Sedis» . С 22 февр. 2001 г. вступил в силу новый Основной закон (конституция) В. (La nuova legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano). Главой гос-ва является папа Римский (art. 1. 1), к-рый обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти (с 16 окт. 1978 - Иоанн Павел II ). Офиц. языки - итал. и лат. В. обладает атрибутами суверенного гос-ва: c 1949 г. имеет гимн (Marcia Pontificia, композитор Ш. Гуно); флаг и герб (ключи ап. Петра и папская тиара) (art. 20. 1). Гос-во В. печатает свои почтовые марки; чеканит медали и монеты (с 1 янв. 2002 В. присоединился к единой монетной системе Европейского союза). В наст. время в В. проживает ок. 1 тыс. постоянных жителей, большинство из к-рых итальянцы; немногим более половины из них имеют гражданство В. Ватиканское гражданство основывается исключительно по критерию «постоянного проживания в Ватикане».

http://pravenc.ru/text/149913.html

Кроме булл и бреве, существует еще такой вид папских законов, как «regulae cancellariae apostolicae» (правила апостольской канцелярии). Это инструкции, которые новый папа издает для центральных церковных учреждений – для папской курии. До 15 в. они издавались заново с началом каждого нового понтификата, но с тех пор вошло в обычай при восшествии на престол нового папы публиковать от его имени и прежние правила. От булл, бреве и правил апостольской канцелярии отличаются literae apostolicae simplices (простые апостолические документы), издаваемые от имени папы учреждениями курии. С 16 столетия публикация папских законов через прибитие к дверям Ватиканской и Латеранской базилик их текстов считается состоявшейся urbi et orbi (городу и миру), если в самих законах нет на этот счет оговорок. В новое время все папские акты, разумеется, стали публиковать в официальных печатных изданиях. В настоящее время новые постановления папского престола и курии помещаются в информационных бюллетенях «Acta Apostolicae Sedis» (Акты Апостолического престола), которые выходят в Ватикане каждые 20 дней. Постановления Вселенских Соборов, как 7 древних, признаваемых Вселенскими Православной Церковью, так и последующих 13 западных Соборов, в Католической церкви тоже рассматриваются как одна из особо торжественных форм папского законодательства. В западных сборниках законодательные акты Соборов помещаются под именами тех пап, при которых эти Соборы состоялись. Помимо так называемого 8 Вселенского Собора, созванного в Константинополе в 869 г., Римская Церковь насчитывает еще несколько Вселенских Соборов: четыре Латеранских (1122, 1139, 1179, 1215); два Лионских (1245 и 1274) – на втором Лионском Соборе состоялась неудачная уния с Восточной Церковью; она была отвергнута православными; Виенский 1311 г., реформационные Соборы 15 в.: Констанцский (1414–1418), Базельский (1431), который большинство западных канонистов не признает Вселенским, Ферраро-Флорентийский (1439) –для некоторых канонистов Запада – продолжение Базельского; этот Собор вошел в историю в связи с новой неудачной унией; 5 Латеранский (1516–1517), не всеми католиками причисляемый к Вселенским; Тридентский (1545–1563); 1 Ватиканский (1869–1870) и 2 Ватиканский (1959–1965) Соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Параллельно П. б. к. был подготовлен и издан ряд постановлений, касавшихся богословской трактовки и вероучительного авторитета книг Свящ. Писания: с 1905 по 1921 г. вышли декреты об авторстве Пятикнижия, о характерных чертах и авторстве Книги прор. Исаии, об исторической природе первых 3 глав кн. Бытие, об авторах Псалтири и времени ее составления, о достоверности и историчности Евангелия от Иоанна, о Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, о синоптической проблеме, о кн. Деяний св. апостолов, о Пастырских посланиях, о Послании к Евреям, о парусии и Втором пришествии Христа в Посланиях ап. Павла. Все определения имели апологетическую направленность. При папе Римском Пие XI (1922-1939), к 1934 г., были приняты 2 новых декрета, а также на основании motu proprio «Bibliorum scientiam» от 27 апр. 1924 г. введена обязательная аттестация преподавателей библейских дисциплин в семинариях: успешное прохождение аттестации давало возмоность получить ученые степени бакалавра и лиценциата в П. б. к. или в Папском библейском ин-те. Согласно декларации от 15 февр 1909 г., офиц. печатным органом П. б. к. стали «Деяния Апостольского престола» (Acta Apostolica Sedis), а издательством - Ватиканская типография (Libreria Editrice Vaticana). Ватиканская б-ка предоставляла членам и сотрудникам П. б. к. богатейшие, в т. ч. рукописные фонды для проведения научных изысканий. С 1927 г. комиссия курировала издание в Риме сборников правовых документов и постановлений, относившихся к интерпретации Свящ. Писания,- Enchiridion Biblicum. 2-й этап (1936-1971): смена парадигмы Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г. При кард. Э. Тиссеране (1884-1972; президент П. б. к. в 1938-1946), ориенталисте, хранителе рукописных фондов Ватиканской б-ки, была подготовлена энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г., определившая герменевтические принципы и направления библейских исследований на неск. десятилетий. В этот период изданы неск. документов, к-рые затрагивали вопросы библейской экзегетики. Было рассмотрено анонимное письмо 1941 г., адресованное архиепископам и епископам Италии «Серьезная опасность для Церкви и верующих душ: Критическо-научная система в изучении и интерпретации Священного Писания, ее пагубные пути и искажения» (Enchiridion Biblicum. 522-533). В тексте письма полностью отрицалась научная методология в целях защиты т. н. медитативной экзегетики, наиболее отвечающей благочестивым чувствам верующих. В ответ П. б. к. указала на необходимость определения букв. смысла Свящ. Писания и изучения Библии на языках оригиналов; выступила в поддержку текстуальной критики и рекомендовала изучение древних вост. языков и проч. вспомогательных наук.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Baslez M.-F. Saint Paul. Paris, 1993. Bauckham R. Gospel Women: Studies of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids; Cambridge, 2002. Baur F.C. Paul, the Apostle of Jesus Christ. Vol.1–2. London, 1873–1875. Becker J. Paul: Apostle to the Gentiles. Louisville, 1993. Beker J.Ch. Paul the Apostle: The Triumph of God in Life and Thought. Philadelphia, 1984. Benedictus PP. XVI. In primis Vesperis Sollemnitatis Sanctorum Pe­tri et Pauli Apostolorum//Acta Apostolicae Sedis. 2009. Vol.101. N7. P.591–596. Benedictus PP. XVI. Specialis Annus Sacer ad recolendum bis millesimum annum a natali die Sancti Pauli Apostoli//Acta Apostolicae Sedis. 2007. Vol.99. N8. P.667–671. Bock. D.L. Acts. Grand Rapids, 2007. Boismard М.-É. Paul " s Letter to the Laodiceans//The Pauline Canon/Ed. by S.E.Porter. Leiden; Boston, 2004. P.45–57. Boer M.C. de. Galatians: A Commentary. Louisville, 2011. Borg M.J., Crossan J. D. The First Paul: Reclaiming the Radical Vi­sionary behind the Church’s Conservative Icon. London, 2009. Bornkamm G. Paul. Minneapolis, 1995. Brändle R., Stegemann E.W. The Formation of the First ‘Christian Congregations’ in Rome in the Context of the Jewish Congregations//Judaism and Christianity in First-Century Rome/Ed. by K.P.Donfried and P.Richardson. Grand Rapids, 1998. P.117–127. Braun H. Zur nachpaulinischen Herkunft des zweiten Thessalonicherbriefes//Braun H. Gesammelte Studien zum Neuen Testament und seiner Umwelt. Tübingen, 1962. S.205–209. Broneer O. Colonia Laus Iulia Corinthiensis//Hesperia. 1941. Vol.10. P.388–390. Broneer O. Paul and the Pagan Cults in Isthmia//Harvard Theological Review. 1971. Vol.64. N2/3. P.169–187. Bruce F.F. The Epistle to the Ephesians. L„ 1961. Bruce F.F. 1 & 2 Thessalonians. Waco, 1982. Bruce F.F. Commentary on the Book of Acts: The English Text with Introduction, Exposition and Notes. Grand Rapids, 1977. Bruce F.F. Paul: Apostle of the Heart Set Free. Grand Rapids; Cambridge, 2000. Bruce F.F. Peter, Stephen, James, and John: Studies in Non-Pauline Christianity. Grand Rapids, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Isaaci Armeniae catholici Narratio de rebus Armeniae. P. G. 132, 1237–1257. Géographie de Moise de Corène d’après Ptolèmèe. Texte arménien traduit français par Arsène SouJcry. Venise. 1881. 3 Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 году. Изд. проф. Марр. (Тексты и разыскания по арм.-груз. фил. Кн. IX. 1909). Couret. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Rev. de l’ Or. Chr. II (1897), 125–164. (Элегии Софрония и арабский отрывок). Завоевание Иерусалима персами (перевод с арабского того же текста). Сообщения Имп. Прав. Пал. Общ. 1897, стр. 598–614. Incerti De persica captivitate. P. G. 86, 2, 3236–3268. Vita s. Theodori Siceotae. Acta Sanct. Aprilis, III. 32–61. Leontios von Neapolis. Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien, herausgeg. v. H. Gelzer. Freiburg. 1893. Acta martyris Anastasii Persae graece primum edidit H. Usener. Bonnae. 1894. Doctrina Jacobi nuper baptizati ed. Bonwetsch. Berlin. 1910. S. Demetrii miracula, Acta Sanct., Octobris, IV, 104–209. Tougard. De l " Histoire profane dans les actes grecs de Bollandistes. Paris. 1874 Mansi. Collectio conciliorum, XI-XII. S. Martini Epistolae. P. L. 87, 119–204. S. Maximi Confessoris Opera. P. G. 90; 91. Anastasii bibliothecarii sedis Apostolicae Collectanea ad Joannem diaconum P. L. 129, 557–690.   Литература (монографии и исследования) Spintler. De Phoca imperatore Romanorum. Jena. 1905. Drapeiron. L’empereur Heraclius et l’Empire byzantin au VII siede. Paris, 1869. Ласкин. Ираклий. Византийское государство в первой половине VII века. Харьков. 1889 . Pernice. L’Imperatore Eraclio. Firenze. 1905. Kaestner. De imperio Constantini III (641–668). Lipsiae. 1907. Vailbé. La prise de Jérusalem par les Perses, en 614. Rev. de l» Or. Chr. V (1901), 647–649. Kretschmann. Die Kâmpfe zwischen Heraclius I und Chosroes II. Programm der Domschule zu Gastrow. I-II. 1875, 1876. Gerland. Die persischen Feldziige des Kaisers Heraclius. Byz. Zeitsch. III (1898). 330–373. Болотов. К истории императора Ираклия. Виз. Врем. XIV (1907), 68–124.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

A. Theiner. P., 1852). Значимым вкладом в систематизацию актов папского законодательства стали издания папских регест, осуществленные Ф. Яффе (Regesta Pontificum Romanorum ab condita Ecclesia ad annum post Christum natum 1198/Ed. Ph. Jaffé. B., 1851), А. Поттхастом (Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad anno 1304/Ed. A. Potthast. B., 1874-1875. 2 t.), а также в рамках проекта «Monumenta Germania Historica» и др. (см.: Stickler. 1950. P. 308-318). Папа Римский Пий IX начал систематическую публикацию текущих документов папского законодательства, к-рые издавались отдельными томами на протяжении его понтификата (Acta Pii IX. R., 1854-1878. 9 vol.); эта публикация была продолжена папами Львом XIII (Acta Leonis XIII. R., 1881-1905. 23 vol.) и Пием Х (Acta Pii X. R., 1905-1914. 5 vol.; в издание вошли документы до 1908). В 1904 г. итал. канонист А. М. Бернаскони завершил издание документов понтификата папы Римского Григория XVI (Acta Gregorii XVI. R., 1901-1904. 4 vol.). С 1865 г. документы Римских пап и учреждений Папского престола печатаются в официальном бюллетене Римско-католической Церкви «Acta Sanctae Sedis». С 1908 г. все офиц. документы Папского престола публикуются в бюллетене «Acta Apostolicae Sedis», офиц. статус которого впосл. был закреплен в Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг. (CIC (1917). 9; CIC. 8). Тридентский Собор подтвердил права и полномочия учреждений и ведомств Папского престола, закрепив за ними функцию верховных органов централизованной власти в Римско-католической Церкви. Решение всех текущих вопросов вероучения и церковной жизни было возложено на систему профильных конгрегаций Римской курии, трибуналов и комиссий. Буллой «Benedictus Deus» (1564) папа Пий IV воспретил несанкционированную интерпретацию решений Тридентского Собора. 2 авг. того же года motu proprio «Alias nos nonnullas» папа создал комиссию кардиналов, поручив ей давать ответы на поступающие вопросы относительно правоприменения декретов Тридентского Собора.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

25 См.:  Болотов В. В.  Реферат, предложенный в заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года//  Он же.  К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С. 135–136. 26 Агафон Римский, свт.  Послание Агафона и римского собора 125 епископов, которое было как бы инструкцией легатам, посланным на Шестой Собор//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1908. Т. 6. С. 57. 27 См.:  M. Jugie.  Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia catholica dissidentium. Tomus I. Paris, 1923. P. 161–162. 28 S. Maximus Confessor.  Exemplum epistoli ad dominum Marinum//PG. 91. Col. 136. 29 Nilus Cabasilas.  Sur le Saint-Esprit 5. 16–7/ed. Theophile Kislas, hierom. P., 2001. P. 379–381. 30 Laetentur Caeli, 3//Символ. П.-М., 2019. N. 71. С. 52. 31 Siecienski E.  The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxf., 2010. P. 86. 32 Ibid. P. 8. 33 Сильвестр Сиропул.  Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе, 4. 43. СПб., 2016. С. 173. 34 Там же. 35 Siecienski E.  The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxf., 2010. P. 154. 36 Ibid. P. 166. 37 См.: Ibid. P. 164. 38 Bessarion Nicaenus . Refutatio Capitum Syllogisticorum Marci Ephesii 20//PG. 61. Col. 240. 39 Maxime le Confesseur . Opuscules Theologiques et Polemiques/ed.  Ponsoye E.  P. 1998. P. 82. 40 Anastasius Bibliothecarius . Sedis Apostolicae Collectanea ad Joannem Diaconum//PL. 129. Col. 560. 41 http://vk.com/@photian-tomos-1484 (по изд.: πσημα Κεμενα το Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως. Τ σωζμενα π τν περοδο 1454–1498. θνα, 2011. Σ. 184–189). 42 Maximus Confessor.  Exemplum epistoli ad dominum Marinum//PG. 91. Col. 136. 43 Статья Оливье Клемана приводится по электронному тексту: 44 Acta conciliorum oecumenicorum IV, Concilium universale Constantinopolitanum sub Iustiniano habitum 1, Concilii actiones VIII, appendices Graecae, indices,/ed.  Johannes Straub  /B., Leipz., 1951. P. XVII. 45 Ibid. P. 208–209. 46 O’Connor J. T.  The Gift of Infallibility: The Official Relatio on Infallibility of Bishop Vincent Ferrer Gasser at Vatican Council I. Ignatius Press, 2008. Текст приводим по электронному варианту:  .

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

435 Can. 5 (ed. Ueltzen, p. 239): Επσκοπος πρεσβτερος δικονος την εαυτο γυνακα μ κβαλλτω προφσει ευλβειας εν δε κβαλ, φοριζσθω, επιμνων δε καθαιρεσθω. См. также Const. Apost., vi, 17. 436 Он заявил: «Бог, закон и священная рука Феофила (епископа Александрии) дали мне жену. Теперь я заранее говорю и заявляю, что никогда не расстанусь с ней и не стану жить с ней втайне, как будто бы наша связь была незаконной; ибо первое противно религии, а второе – законам; но я хочу иметь много хороших детей от нее» (Epist. 105, ed. Basil., цитируется по–гречески, на языке оригинала, у Гизелера). См. примеры женатых епископов в Bingham, Christ. Antiq., b. iv, ch. 5; J. A. Theiner and A. Theiner, Die Einführung der erzwungenen Ehelosigkeit der christl. Geistlichen u. ihre Folgen (Altenburg, 1828), vol. i, p. 263 sqq.; Gieseler, vol. i, div. 2, §97, примечания в конце. Брак Григория Нисского с Феосебией оспаривается некоторыми католическими авторами, но, похоже, подтверждается свидетельствами Григория Назианзина , Ер. 95, и Григория Нисского , De virg. 3. 437 Hist. Eccl., ν, cap. 22: Των εν ανατολ πντων γνμη (то есть из принципа или добровольно – согласно прочтению Флорентийского кодекса) πεχομνων, κα τν επισκπων, ε κα βολοιντο, ou μην νγκη νμου τοτο ποιοντων. Πολλο γαρ αυτν ν τ καιρ της επισκοπς κα παιδας κ της νμιμης γαμτης πεποιτκασιν. 438 Если быть точнее, второй, Трулльский собор, проведенный в Трулльском зале императорского дворца в Константинополе; его называют также Concilium Quinisextum, σνοδος πενθκτη (Пятошестой собор), так как его считают дополнением к пятому и шестому вселенским соборам. См. об этом в Hefele, iii, 298 sqq. 439 Can. 3, 4 и особенно 12, 13 и 48. В последнем каноне епископам велено, после рукоположения, отправлять своих жен в удаленный монастырь, но продолжать заботиться об их нуждах. 440 Epist. ad Himerium Episc. Tarraconensem (в Harduin, Acta Conc, i, 849–850), с. 7: «Hi vero, qui illiciti privilegii excusatione nituntur, ut sibi asserant veteri hoc lege concessum: noverint se ab omni ecclesiastico honore, quo indigne usi sunt, apostolicae sedis auctoritate dejectos… Si quilibet episcopus, presbyter atque diaconus, quod non optamus, deinceps fuerit talis inventus, jam nunc sibi отпет per nos indulgentiae aditum intelligat obseratum: quia ferro necesse est excidantur vulnera, quae fomentorum non senserint medicinam». Толкование Сириция очень произвольно – он ограничивает требование святости ( Лев. 20:7 ) священниками и воздержанием от супружеских отношений и относит слова Павла о хождении по плоти в Рим. 8:8,9 к семейной жизни, как будто брак несовместим с идеей святости. См. также поразительные замечания о Сириции в Greenwood, Catheda Petri, vol. i, p. 265 sq., и Milman, Hist, of Latin Christianity, i, 119 (Amer. ed.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Законы, вошедшие в сборники Григория IX, Бонифация VIII и Климента V, относительно друг друга рассматриваются как «leges priores» и «posteriores» (законы предыдущие и последующие). Что же касается актов, вошедших в один сборник, то, независимо от хронологии их издания, они рассматриваются как одновременные, т.е. позднейшие акты не имеют большей силы, чем предыдущие, если те и другие касаются одних и тех же юридических казусов. «Кодекс» Католической Церкви. В конце XIX века в Римско-католической Церкви была осознана необходимость издания кодекса канонического права. Вопрос об осуществлении кодификации права был поднят папой Пием X, и уже при нем началась работа над составлением «Кодекса». В этой работе участвовали епископы и кафедры канонического права богословских юридических школ. В 1914 г. работа над новым сборником под названием «Кодекс канонического права» была завершена. В 1917 г. папа Бенедикт XV обнародовал его, а с 1918 г, он вступил в силу как кодекс действующего права Римско-католической Церкви. «Кодекс» состоит из кратких статей, без всяких отсылок к авторитетным инстанциям (папскому престолу или Соборам), впервые сформулировавшим правовые нормы, воспроизводимые в этих статьях. Статьи систематизированы по главам и разделам. В употреблении этот «Кодекс» чрезвычайно удобен. Папа Иоанн XXIII в 1959 г. поставил вопрос о пересмотре «Кодекса.» В 1963 г. во время деяний II Ватиканского Собора работа по пересмотру «Кодекса» началась, завершена она была уже после Собора, в 1983 г., при папе Иоанне-Павле II. Что касается публикации новых постановлений папского престола и курии, то в Ватикане каждые 20 дней выходят информационные бюллетени «Acta Apostolicae Sedis» (Акты Апостолического Престола), где регулярно помещаются эти постановления. Правовые источники протестантских церквей. В протестантском мире с самого начала всячески подчеркивалось, что главным и в некотором смысле единственным источником церковного права является Священное Писание. Средневековый «Корпус канонического права» родоначальниками Реформации отвергался полностью, впоследствии потребности церковной жизни вынудили протестантских канонистов признать относительный авторитет за теми положениями «Корпуса,» которые не противоречили протестантским доктринам.

http://sedmitza.ru/lib/text/432377/

П. Гаспарри каноны были снабжены сносками, в которых указывались источники сформулированных правовых норм. 15 сент. 1917 г. motu proprio «Cum iuris canonici codicem» папа Бенедикт XV создал папскую комиссию по аутентичному толкованию Кодекса канонического права. Ответы комиссии, публиковавшиеся в «Acta Apostolicae Sedis», затем выходили отдельными сборниками. В 1923-1939 гг. под редакцией кардиналов П. Гаспарри и Дьёрдя Юстиниана Шереди были изданы источники, использовавшиеся при составлении Кодекса канонического права (за исключением «Corpus iuris canonici», декретов Тридентского Собора и литургических книг) (Codicis iuris canonici fontes. R., 1923-1939. 9 vol.). Издание Кодекса канонического права 1917 г., который признавался единым источником католич. К. п., не остановило развития церковного законодательства, особенно при папе Римском Пии XII (изменение правил вступления в брак и принципов смешанных браков, структур Римской курии, порядка назначения епископов, установление новых форм посвященной Богу жизни (секулярные институты; см. в ст. Институты посвященной жизни ) и исчезновение отдельных правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.). Поскольку Кодекс канонического права 1917 г. являлся нормативным документом для Римско-католической Церкви и в нем не содержалось особых норм для униатов, 23 нояб. 1929 г. папа Пий XI распорядился создать комиссию по кодификации вост. К. п. и составлению отдельного Кодекса канонов для Восточных католических Церквей. Некоторые канонисты предлагали упростить структуру Кодекса канонического права 1917 г., высказывали критические замечания относительно отдельных дефиниций и систематического порядка канонов, а также чрезмерной централизации церковного управления, изложенной в Кодексе. Учитывая это, 25 янв. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII , объявляя о созыве II Ватиканского Собора, определил одной из его целей упорядочивание церковной дисциплины и модернизацию Кодекса канонического права 1917 г. в соответствии с потребностями совр.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010