Изначально большая каппа была пурпурного цвета, в период «Авиньонского пленения пап» для нее был сделан капюшон из меха. В 1464 г. папа Римский Павел II заменил кардинальскую пурпурную большую каппу красной (рядовой) и фиолетовой (используемой в постные (покаянные) дни). Для К., принадлежавших к монашеским орденам, были установлены особые цвета каппы: камальдулы, мерседарии, тринитарии носили белую каппу; цистерцианцы и доминиканцы - черную. До сер. ХХ в. во время торжественных церемоний К. облачались в большую каппу, достигавшую 15 м в длину. Каппа символизировала величие К. и душевный покой, а длина - распространение власти К. на весь мир. Использовавшийся на каппе капюшон из меха горностая символизировал покаяние за грехи всех людей, изгнанных в лице Адама из рая и вынужденных облачиться в шкуры животных. Летом горностаевый капюшон заменялся шелковым. Согласно motu proprio папы Римского Пия XII от 30 нояб. 1952 г., размеры большой каппы были уменьшены вдвое (AAS. 1952. Р. 849-850), а после выхода инструкции от 13 апр. 1969 г. использование большой каппы позволялось лишь за пределами Рима и в особо торжественных случаях. К.-камерленго и К.-перводиакон традиционно получали особый кардинальский жезл - ферулу (ferula), покрытую красным бархатом и украшениями, длиной ок. 1 м. К.-камерленго использует ферулу крайне редко, К.-перводиакон держит ее в правой руке, когда руководит процессиями во время папских церемоний. Привилегии К. как высшие иерархи Римско-католической Церкви наделены привилегиями в церковной и в общественной жизни. В 1225 г. буллой папы Римского Гонория III К. была гарантирована неприкосновенность, любое посягательство на них приравнивалось к «оскорблению величества», как если бы таковое было совершено в отношении папы или коронованных особ. Наказание за посягательство на личность К. словом или делом было ужесточено решением папы Бонифация VIII в 1294 г. Буллой «Apostolicae Sedis moderationi» от 12 окт. 1869 г. папа Пий IX подтвердил прещения в отношении тех, кто осмелятся причинить вред К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

В отличие от последнего, кроме того, права делегата, как скоро он распорядился вызовом сторон, не прекращаются со смертью делеганта. Папский делегат может субделегировать в силу достаточных оснований, т. е. передать возложенное на него поручение другому лицу, но так, что обжалование действий субделегата направляется не к субделеганту, а к первоначальному делеганту т. е. к папе. По праву, действующему со времени тридентского собора, в целой массе случаев, в которых в средние века высшая юрисдикция осуществлялась папой, епископ действует в качестве делегата апостольского престола (tanquam delegatus sedis apostolicae 16 . Действия епископа в этом качестве настолько тесно связываются с должностью каждого епископа, что их можно бы было принимать за осуществление ординарной епископской юрисдикции; но принципиальное различие между правами епископа, как ординарного правителя диэцеза и как делегата папского, все таки проявляется и в некоторых практических отношениях, именно: делегированные епископу тридентским собором правомочия не переходят на кафедральный капитул во время вакантности епископской кафедры, как переходят права ординарной епископской юрисдикции, и затем против распоряжений епископа, действующего в качестве папского делегата, жалоба должна быть направляема не к архиепископу, который по общему порядку составляет апелляционную инстанцию, а к делеганту, т. е. к папе. § 103. Общие начала евангелического церковного устройства 17 В противоположность католической церкви, евангелическая не признает необходимости объединения всех христианских общин внешними формами устройства, и если, по требованиям целесообразности, в разных протестантских странах проведена в большей или меньшей степени централизация, то эта централизация во всяком случае не идет далее пределов отдельной государственной территории (Landeskirche); иногда в пределах одной и той же территории находится насколько евангелических церковных организаций, не связанных между собой юридически 18 . Далее, в противоположность же католической церкви, организация которой проникнута началом господства клира над мирянами, евангелические исповедания говорят, что проповедь слова Божьего, совершение таинств, прощение грехов и отлучение от церкви непосредственно даны целой церкви, как обществу верующих, Эти церковные функции в символических книгах обозначаются термином: potestas clavium, которые распадаются на potestas ordinis н potestas jurisdictionis.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Скачать epub pdf Глава XIV Войны с литовцами и ливонскими немцами. – Поход 1262 года. – Раковорская битва. – Финляндский поход Радуйся, безопасности всея северныя страны земли Российския охранителю. (Акаф., ик 5) Радуйся, общаго мира во днех своих устроителю. (Ик. 9) Радуйся, подвижниче веры... (Ик. 2) После сурового ответа, данного Александром послам папы, в Риме должны были потерять всякую надежду на добровольное подчинение русских. Но это не значило еще, что папы оставят Россию в покое. При известной всему миру настойчивости и строгой последовательности римской политики в достижении намеченных целей, надлежало ожидать, что папы, потерпев неудачу в попытке совратить русских путем убеждения и лести, вернутся снова к обычному в то время способу обращения посредством оружия. Действительно, вскоре после знаменитого посольства мы видим возобновление враждебных действий папства, направленных против нашего отечества. Презрительно смешивая русских с татарами, папа Иннокентий IV посылает в 1253 году епископам и духовенству Ливонии, Эстонии и Пруссии повеление проповедывать крестовый поход против татар, опустошающих Ливонию и Эстонию 272 . Вступивший в 1255 году на престол папа Александр IV спешит возобновить борьбу с православным русским народом, если можно так выразиться, по всей линии, поднимая против нас литовцев, ливонцев и шведов. Виды папы хорошо обрисовываются в его внушениях, обращенным к рыцарям: все земли, укрепления, местечки и города... даже то, что состоит под властью безбожных татар – все это мы принимаем в полную собственность св. Петра. По обращении в христианство (то есть в католичество) все эти земли, в силу нашего определения, должны состоять на вечные времена под особым покровительством и защитой апостольского престола (sub speciali protectione et defensione apostolicae sedis, postquam ad christianum cultum redacta fuerint, perpetuis temporibus permanere sancimus). Наибольшее внимание должно быть обращено на русских, держащихся греческой схизмы 273 . Особенное внимание пап начинает привлекать литовский народ, среди которого около половины XIII столетия совершалась знаменательная перемена.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

23 Ibid. Col. 1211: Admonemus igitur, et non sine periculo status eorum qui hoc faciunt protestamur, ut ab hac praesumptione cessetur... 24 Ibid.: Si quis vero post hoc interdictum in eadem fuerit usurpatione detectus, dignam pertinaciae suae incidet ultionem... 27 Leonis ep. 16. Col. 695–696: Divinis praeceptis et apostolicis monitis incitamur, ut pro omnium ecclesiarum statu impigro vigilemus affectu, ac si quid usquam repraehensioni invenitur obnoxium, celeri sollicitudine aut ab ignorantiae imperitia aut a praesumptionis usurpatione revocemus. Manente enim dominicae vocis imperio, quo beatissimus apostolus Petrus trina repetitione mysticae sanctionis imbuitur, ut Christi oves, qui Christum diligit, pascat, ipsius sedis, cui per abundantiam divinae gratiae praesumus, reverentia cohortamur, ut periculum desidiae, quantum possumus, declinemus, ne professio summi apostoli, qua se amatorem domini esse testatus est, non inveniatur in nobis, quia neglegenter pascens toties commendatum dominicum gregem convincitur summum non amare pastorem. 28 Ср., например: Lanzoni F. Le diocesi d’Italia dalle origini al principio del secolo VII (an. 604). Faenza, 1927. P. 611. 29 См. мнение В. Ульмана о том, что «петринология» Льва была создана главным образом для использования на Востоке: Ullmann W. Gelasius I. S. 87. Ср. также: Dunn G.D. The Development of Rome... P. 161–162. Так, в этой связи очень ярким примером является обращение Льва к архиепископу Диоскору Александрийскому, написанное в связи с избранием последнего на александрийскую кафедру и содержащее те же наставления, что и послание к сицилийцам: папа указывал на необходимость соблюдения некоторых апостольских канонов (Leonis ep. 9. Col. 624–625). Покровительственный тон этого послания вряд ли был особенно приятен гордому и авторитарному Диоскору: в этом смысле оно как бы послужило предвестником тех стабильно плохих отношений между александрийской и римской кафедрами, которыми были отмечены понтификаты Льва и Диоскора. 30 Leonis ep. 5. Col. 615; ep. 14. Col. 676; Epistulae romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a s. Hilaro usque ad Pelagium II//Recensuit et edidit A. Thiel. T. I: A s. Hilaro usque ad s. Hormisdam, ann. 461–523. Brunsbergae, 1868. P. 232–233 (Felicis ep. 2); P. 321 (Gelasii ep. 4); P. 338 (Gelasii ep. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

(булла об отлучении К-польского патриарха). Приводится текст анафематствования, произнесенного Г., в к-ром он обвиняет греков в употреблении квасного хлеба при совершении Евхаристии, называя эту практику ересью прозимитства (квасничества). Не все зап. богословы разделяли ригоризм Г., особенно в вопросе об опресноках. Через 50 лет после него лат. экзегет Бруно Астийский считал, что обе традиции имеют основания в Евангелии и обе издревле существовали в Церкви, поэтому вопрос об опресноках не может служить поводом для разделения с греками. Говоря о внутренних проблемах Западной Церкви, в соч. «Libri tres adversus simoniacos» (Три книги против виновных в симонии) Г. расширяет понятие симонии - это не только получение священного сана за деньги, но и любое назначение на церковные должности представителями светской власти. Неприятию вмешательства мирян в церковные дела посвящена 3-я книга сочинения. В 2 первых Г. писал, что не следует признавать действенности посвящения, совершенного виновными в симонии, и необходимо требовать повторного совершения таинства. Т. о., в этом вопросе Г. занял позицию, схожую с донатистской. Проч. сочинения Г. известны во фрагментах или по цитатам из сочинений др. авторов (напр., в «Изложении веры Беренгара», составленном для Римского Собора, 1099). Интереса заслуживают 2 фрагмента, известных под общим названием «О святой Римской Церкви», к-рые во многом совпадают с текстом из «Трех книг против виновных в симонии»: Г. развивает учение о папстве как о единственном носителе священства, проч. епископы являются обладателями этого дара только по общению с папой. Защищая папу Римского как неподсудного никому, он вместе с тем делает исключение для пап, отступивших от католич. веры. Эта позиция, принятая мн. сторонниками григорианской реформы, впосл. стала основой для возникновения в нач. XII в. дела о «ереси папы Пасхалия II». Обвинявшие Пасхалия II в ереси прелаты исходили из позиций, сформированных Г.,- светская инвеститура является ересью симонии, а папа, уступивший, хотя и под нажимом, императору,- еретик. Авторство др. сочинений, приписываемых Г., оспаривается. Ему, вероятно, принадлежит канонический сборник 74 титулов, созданный в кругу папы Льва IX,- собрание изречений и мнений отцов Церкви (Diversorum Patrum Sententiae), в т. ч. в сборнике цитируются «Лжеисидоровы декреталии» . Среди ранних произведений Г., написанных еще в Лотарингии,- Житие св. Деодата, Житие св. Хидульфа, Книга о преемниках св. Хидульфа. Соч.: Adversus Graecorum calumnias//PL. 143. Col. 929-931; Contra Nicetam//PL. 143. Col. 983-1001; Brevis et succinta commemoratio eorum quae gesserunt apocrisiarii sanctae Romanae et apostolicae sedis in regia urbe//PL. 143. Col. 1001-1005; Libri tres adversus simoniacos//PL. 143. Col. 1005-1211; Idem.//MGH. Lib. Bd. 1. S. 95-253. Princeton, 1971; Fragmentum disputationis adversus Graecos//PL. 143. Col. 1213-1219; Diversorum Patrum sententiae sive Collectio in LXXIV Titulos/Ed. J. T. Gilchrist. Vat., 1973.

http://pravenc.ru/text/168294.html

— (β) quod nimirum si universalis super praelatam sibi sanctam Romanam ecclesiam, quae est caput omnium Dei ecclesiarum, describatur, tanquam sanctarum synodorum rebellem atque haereticum manifestare se certum est. Quia si universalis est, etiam ecclesiae nostrae sedis primatum habere dignoscitur, quod ridiculum omnibus fidelibus christianis apparet: quia in toto orbe terrarum ab ipso Redemptore mundi beato Petro apostolo principatus ac potestas data est; et per eumdem apostolum, cujus vel immeriti vices gerimus, sancta catholica et apostolica Komana ecclesia usque hactenus et in aevum tenet principatum, ac potestatis auctoritatem. Quatenus (quod non credimus) si quispiam eum universalem nuncupaverit, vel assensum tribuerit, sciat se " orthodoxae fidei esse alienum et nostrae sanctae catholicae et apostolicae ecclesiae rebellem. quod praeceptum universalis ecclesiae nullam magis oportet exsequi sedem, quam primam: quae unamquamque synodum et sua auctoritate confirmat , et continuata moderatione custodit. 167 Nimis iterum turbati ac conturbati sumus, quia ex laicorum ordine et imperialibus obsequiis deputatus, repente patriarchatus culmen adeptus est, et apoealigus contra sanctorum canonum censuram factus est patriarcha: et quod dicere pudet et grave tacere est, qui regendi et docendi sunt, doctores nec erubescunt videri, nec metuunt ducatum animarum impudenter assumere, quibus via in omnibus ignota doctoris est; quo vel ipsi gradiantur, ignari sunt. В послании к самому Тарасию папа в этом вопросе более деликатен. Он пишет только invenimus reverentiam vestram ex laico ordine et imperatoria administratione (=πηρεσας) ad sacrati gradus sublimatam esse fastigium. Et vehementer (=λαν) in his anima nostra mirata est (=γσθη, sic!). Et nisi vestram sinceram et orthodoxam fidem in praedictis synodicis — invenissemus, nullatenus auderemus hujucemodi obaudire synodica. 168 Ни один из этих «архиереев» (не исключая и иерусалимского) не назван по имени. Антиохийским патриархом в это время был, по-видимому, Феодорит, александрийским Политиан, если только кафедра не была вакантна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

R. E. Cardinalis, de controversiis Christianae fudei adversus huius temporis haereticos, tomus primus, et caet. Coloniae Agrippinae. Anno M. DC. XX (tertia coutvoversin, столб. 891–900). 5 Автор имеет в виду буллу папы Иннокентия, изданную по поводу подаваемых к нему прошение по вопросу об узаконении сыновей, начинающуюся словами: «Per venerabilem fratrem nostrum»... et caet. – Содержание буллы усматривается из следующего оглавления, которым оно снабжено: «In terries ecclesiae Papa potest libere illegitimos legitimare, in terris vero alienis non, nisi ex causis multum arduis, vel nisi in spiritualibus; tunc tamen indirecte et per quandam consequentiam intelligitur legitimate etiam quoad temporalia. Hoc tamen ultimum non est sine scrupulo» См. Corpus juris canonici, изд. Рихтера, 1839 года, ч. II, столбцы 689–691). 6 Автор рассматриваемого сочинения, очевидно, имеет в виду заключенный в 1460 году между поляками (при короле Казимире III) и чехами (при короле Георгии Подебрадском, который ошибочно называется у нашего автора Яном) договор, – о чем под означенным годом довольно обстоятельно говорит Кромер в 24 книге своей Польской Хроники (см. Kromera, Biskupa Warmiskiego, o sprawach, dziejach y wszystkich potocznociach Koronaych Polskich ksig XXX, przez Marcina Bazowskiego z Bazowa wyraznie na Polski izyk przetumaczone, przydatkami y dowodami niektoremi poniekd utwierdzone»... et caet. W Krnkowie, 1611 r., str. 478). О несколько раннем времени, когда союз для польского правительства с чехами был желателен, cm. ibid. стр. 456–457; здесь же говорится и о том, как относилось к сему высшее католическое духовенство. Наш автор пользовался Польской Хроникой Кромера в указанном переводе ее Блазовского, о чем можно заключать из приводимой нами в параграфе 4-м рассматриваемого сочинения выдержки из нее. 7 В статуте Казимира IV «de praerogativis Arhiepiscopi Gnesnensis et jure coronandi reges», обнародованном на Пётриковском сейме 1451 года, между прочим, говорится: «Item amodo et de caetero neque Dominus Archiepiscopus Gnesnensis, neque Episcopus Cracoviensis et caeteri Episcopi postulabunt aut petent; sed neque petere debent, aut quovis modo itnpetrare dignitatem Cardinalaius, aut Legationes Sedis Apostolicae absque consensu nostro, et omnium Consiliariorum Regni». (Volumina legum, изд. Иосафати Огрызки, Спб. 1859 r., т. I, стр. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Item pecunia romskott, alias camere apostolice debita, vulgariter pecunia sancti Petri dicta, non mittatur expost ad urbem Ro[mam], sed rex earn sibi usurpet pro augmento corone. Item similiter fiat de pensione ilia, quam monasteria consueverunt mittere superioribus sui ordinis. Item episcopi et alii prelati deinceps non mittant aliquid ad urbem Ro[mam] pro eorum confirmatio, sed sufficit quod assumantur ad hoc de consensu regis, quod deinceps observandum erit. Item omnia predia 801 et possessiones hactenus ecclesiis cathedralibus, monasteriis, ecclesiis parochialibus vel prebendis collata, recipiantur per militiam illius generationis, unde ecclesiis provenerant. Et si quid ultra hoc residuum fuerit, conferatur per regem cuicunque voluerit in feudum pro sue libito voluntatis. Item bona immobilia, ecclesiis vendita vel inpignerata, redimantur ab ecclesiis et monasteriis, et defalcetur tantum in summa capitali quantum ex ipsis terris provenerat. Item pro emendatione corone debent ipsi episcopi, ecclesie cathedrales et canonici dare domino regi unam summam, secundum quam poterint cum sua Maiestate concordare. Conclusiones quas voluit rex defendi in sua ac communitatis presentia. 1 conclusio. Papa cum suis falsis indulgentiis dolose exactionauerat communitatem sua pecunia. 2 conclusio. Episcopi deseruerunt eorum verum offitium et cum eorum adherentibus eleuauerunt se pro dominis. 3 conclusio. Nullus homo potest condere aliquam legem secundum quam anima nostra se possit aut novit regulare. III. Вестеросские ордонансы. Пространная латинская редакция Петруса Бенедикти («список Поссевино») 802 Constitutiones Sueticæ in publicis comitijs regnorum Sueciæ et Gothiæ factas anno Domini Millesimo quingentesimo vigesimo septimo circa Dominican! Trinitatis in ciuitate Arosiensi per Gostauum eorundem Regnornm Regem et eius proceres ad subuertendam in illis terris omnem catholicæ ecclesiæ et Sanctæ Sedis Apostolicæ auctontotem. Episcopi prouideant Ecclesijs parochialibus dum uacauerint. Verumtamen ubi id fiat per inhabiles personas, puta homicidas, ebriosos […] et ignorantes, seu nolentes prædicare uerbum Dei, si tunc Rex habiliorem inuenerit, poterit ipse irritare factum Episcopi, et prouidere Ecclesiæ de habili. Prælaturæ, canonicatus, præbendæ et simplias 803 non dentur, seu conferantnr sine regis consensu.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

 Felicis ep. 14. P. 267: … ad apostolicam sedem … per quam largiente Christo omnium solidatur dignitas sacerdotum...  Gelasii ep. 26. P. 395: nullus jam veraciter Christianus ignoret, unius cujusque synodi constitutum, quod universalis Ecclesiae probavit assensus, non aliquam magis exsequi sedem prae ceteris oportere, quam primam, quae et unamquamque synodum sua auctoritate confirmat et continuata moderatione custodit, pro suo scilicet principatu, quem beatus Petrus apostolus Domini voce perceptum, Ecclesia nihilominus subsequente, et tenuit semper et retinet.  Gelasii ep. 26. P. 399: Non reticemus, quod cuncta per mundum novit Ecclesia, quoniam quorumlibet sententiis ligata pontificum sedes beati Petri apostoli jus habeat resolvendi, utpote quae de omni Ecclesia fas habeat judicandi, neque cuiquam de ejus liceat judicare judicio; siquidem ad illam de qualibet mundi parte canones appellari voluerint, ab illa autem nemo sit appellare permissus.  Leonis ep. 120. Col. 1047: Unde gloriamur in Domino … qui nullum nos in nostris fratribus detrimentum sustinere permisit, sed quae nostro prius ministerio definierat, universae fraternitatis irretractabili firmavit assensu, ut vere se prodiisse ostenderet, quod prius a prima omnium sede formatum, totius Christiani orbis judicium recepisset: ut in hoc quoque capiti membra concordant.  Папа Геласий о константинопольском патриархе (Gelasii ep. 26. P. 398): «Даже если бы он опирался на митрополичье право, даже если бы он занимал [какое-то] место среди престолов, он, однако же, не имел права отказываться от дознания со стороны первой кафедры…» (Qui utique etiamsi metropolitani esset jure suffultus, etiamsi inter sedes haberet locum, primae tamen sedis cognitionem fas non habuit refutandi…).   Will C.  Acta et scripta quae de controversiis ecclesiae Graecae et Latinae saec. XI composita extant. Leipzig; Marburg, 1861. P. 71: cum universa synodo Nicaena approbante ac subscribente ut summa sedes a nemine judicetur.  Ibid. P. 70: … in toto orbe sacerdotes ita hunc caput habeant, sicut omnes judices regem.

http://pravoslavie.ru/119735.html

Таков был первый сколько-нибудь заметный успех пап в распространении своего авторитета над Галлией. Келидоний, судя по всему, был восстановлен по приговору римского собора, и в этом самая важная для пап сторона дела. Но как видно из других подробностей всего этого процесса, эта победа папского авторитета была одной из скромных. Уже одно то, что возможно было так резко отстаивать автономию галликанских церквей, говорит, что папская церковная власть здесь не пустила еще прочных корней. Иларий выступает решительным противником пап; его подозревают в стремлении подчинить своей церковной власти всю Галлию и в полнейшем отрицании авторитета апостольского престола; он бежит из Рима, не дожидаясь соборного решения, и ео ipso – комментирует папа – как бы сам отсекает себя от общения с римской церковью, которого он не достоин; папа в своем послании изображает его самыми темными красками, и – однако Иларий умирает, окруженный общей любовью и уважением, с ореолом святого. Пожалуй, еще важнее другая подробность: такого-то рьяного противника папа лишил только известной части митрополитанских прав, но – по милосердию апостольского престола, pro sedis apostolicae pietate – не только не произнес на него отлучения от церкви, но не попытался даже лишить его епископской кафедры, – умеренность для Рима весьма замечательная. И даже в своем послании галликанским епископам папа нисходит почти до заискиваний и заботливо отмечает в своих распоряжениях ту подробность, что он не присваивает себе права хиротонии в Галлии, как это, может быть, солжет по своему обыкновению Иларий, для того чтобы сбить с толку галльских епископов, а только охраняет законные митрополитанские права от посягательства таких наглых людей, как Иларий; что он, папа, ратует не столько за свою честь, сколько за привилегии самих галльских епископов, что во всем этом деле апостольский престол ничего не выигрывает, кроме чувств признательности и любви со стороны Галлии за восстановление возмущенного церковного мира. После этого борьба галликанской автономии с римской централизацией не повторялась. Галльские епископы поддерживают добрые отношения к Риму. Папы последовательно посылают арльским епископам паллиум и усвояют им права апостольского викария. Таким образом, сами папы восстановляют преемников Илария в тех привилегиях, которых они лишили этого последнего, и таким образом утверждают свой авторитет, примыкая к существующим уже отношениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010