Singulis, quorum interest, notum testatumque facimus. Cum Reverendus Josephus Siemaszko Sacrae Theologiae Caudidatus, Clericorum Seminarii Generalis penes Caesaream Universitatem Litterarum Vilnensem Alumnus, in numerum Civium hujus Universitatis Anno MDCCCXVI adscriptus, praelectionibus publicis: Sacrae Seripturae, Theologiae Dogmaticae, Moralis, et Pastoralis, Historiae Ecclesiasticae, Sacrorum Canonum, Logices, Botanices et Zoologiae, Eloquentiae et Poeseos, Litteraturae Latinae et Rossicae, Linguae Græcae Hebraicae et Gallicae spatio quatuor annorum diligentem operam navasset, ac in examine rigoroso coram Jnelyta Facultate Theologica die XXIII Mensis Iunii Anni MDCCCXX instituto, tanta Scientiae et eruditionis dederit specimina, ut Eiusdem Facultatis lata Sententia Gradu Magistri Sacrae Theologiae dignus censeretur; Nos proinde ea, qua pollemus, Auctoritate, Eundem Josephum Siemaszko Magistrum Sacrae Theologiae renuntiamus ac declaramus, concedendo Eidem jura omnia et privilegia huic Gradui Academico competentia. In quorum fidem Diploma hoc publicum Manu Nostra subscriptum, Sigilloque Universitatis munitum Eidem dedimus. Vilnæ in Aedibus Acaderaicis Anno MDCCCXX die VI Mensis Julii. Simon Malewski Philippus... Golanskii SS. LL. et. Univ. Prof. Em. Ord. Lit. et. Ak. Eleg. Dec. S-ae. Annae II Cl. Equ. mp. Norbertus Jurgiewicz J. U. M. Universitati a Litteris. (M. П.) 3. Возведение в иерейский сан и иерейские чины и должности а) Ставленная грамота о рукоположении во иерея, выданная епископом Мартусевичем 29 декабря 1821 года за Imperante Augustissimo ас Potentissimo Imperatore et Autocratore Universæ Rossiae. etc. etc. etc. ALEXANDRO I Domino Nostro Clementissimo Iacobus Adam Okieo Martusewicz DEI Gratiâ, et Sanctæ Sedis Apostolicæ; benedictione Exarcha Metropolæ Græco Unitarim in Rossia Ecclesiarum nec non per Gubernia Volhyniense, Kijoviense, et Podoliense, Episcopus Luceoriensis et Ostrogiensis. Divino vivifici Spiritus invocato auxiliô habitaque Super habilitate idoneitate, ac doctrina competenti, nec non morum probitate ab iis quorum interest attestatione, servato jure praxi et ritu Græco-Catholicæ Orientalis Ecclesiæ Devotum Josephum Siemaszko Generalis Vilnensis penes Universitatem Scientiarum Seminarii Alumnum, nec non Sanctæ Theologiæ Magistrum Anno 1820 Mensis Octobris die Sexta D-o Thomæ Apostolo Sacra ad Sanctos minores Ordines et Subdiaconatum indusive in facie Ecclesiæ Zydyczynensis cælibem promovimus, die vero 26 Decembris ejusdem anni occurrente festo diei Dominicæ post nativitatem Domini et SS-m Iosephi Sponsi B.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Среди вождей оппозиции выдавались кардиналы Раушер венский, князь Шварценберг пражский и Матю безансонский, князь-епископ Ферстер бреславский, архиепископы Шерр мюнхенский, Мельхерс кельнский, Дарбуа парижский, Кенрик сентлуисский, епископы Кеттелер майнцкий, Гефеле роттенбургский, Штроссмайер сирмийский, Дюпанлу орлеанский и др. Все это были самые видные и ученые прелаты римской церкви, с которыми вожди инфаллибилистов не могли идти ни в какое сравнение. Зато на их стороне был папа и всемогущие иезуиты, которые делали все, чтобы провалить оппозицию. При этом они не стеснялись средствами: когда поставлен был вопрос «О вере» (22 марта), то дело дошло до таких запальчивых выходок и безобразий, которые невольно напоминали о пресловутом «разбойничьем соборе». Когда епископ Штроссмайер стал доказывать, что широкое распространение в настоящее время индифферентизма, пантеизма, атеизма и материализма было бы не справедливо исключительно ставить в вину протестантизму, то среди инфаллибилистов раздались оглушительные крики негодования, они затопали ногами и многие с поднятыми кулаками бросились к ораторской трибуне, крича: «Долой еретика», – так что председатель должен был закрыть заседание. Но оппозиция продолжала держаться, и находила поддержку со стороны своих единомышленников, возвышавших ободряющие голоса из разных стран. Во Франции ученый ораторианец Гратри написал письмо против непогрешимости в то самое время, как папа наложил на епископа Дюпанлу молчание касательно раскрытых им историч. подлогов, сделанных архиепископом мехельнским in majorem gloriam sedis apostolicae. В этом и трех других письмах Гратри разъяснял неприятную для папства историю осуждения некоторых пап за ересь. Многие епископы Франции провозгласили смелого ораторианца еретиком: но и зато другие восторженно приветствовали его независимость. Граф Монталамбер послал с своего смертного одра «благодарный и восторженный приветь красноречивому и неустрашимому священнику и великому и высокочтимому епископу орлеанскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

252 Migne, Ser. Gr., XVI, 3, 3386, где «Обличение» приписано Оригену : cp. Duncker und Schneidewin. Sancti Hippolyti ep. et. mart, refutations omnium haeresium lider Χ, quae supersunt, Gottingen, 1859, S. 459. 253 См. Иванцов-Платонов. «Ереси и расколы первых трех веков христианства». М., 1877, стр. 105 др. 255 В первом случае поведете Каллиста можно бы оправдать тем, что неизвестно, о каких второбрачных говорит Ипполит, о действительно второбрачных, или лишь мнимо второбрачных, т. е. тех, у кого или один или несколько браков имели место до крещенья. 256 Перечень литературы вопроса см. в статье Бонвеча об Ипполите в Real-Enzykl. Herzog-Hauck’a 8, 126–127 и в «Прав. Бог.Энц.» V, 1007, VIII, 63–64. 267 Впервые за это высказался Гаряак в Geschichte d. altchr. Litteratur 1893. S. 603; на той же точке зрения стоит и Rolffs в статье: Das Indulgenzedikt des röm. В. Kallist в «Техте und Untersuchungen», изд. Gebhardm’oм и Нагпаск’ом XI, 3,1894. а в последнее время Pierre Batiffol в «L " Eglise Naissante et Catholicism», Paris, 1909, p. 347. 268 De monogamia, cap. XII, Migne, 2, 947. To же самое пишет он и в «De exhortatione castitatis», cap. VII, Migne II, 922. 269 «Sicut ille vester Uthinensis nec Scantiniam timuit Quot enim et digami president»... Migne II, 947, т.е. «как например, ваш утиненский (епископ) не побоялся (закона) Скантиния». Утина-римская колотя в Африке. Lex Scantinia – закон, предложенный трибуном Скантинием, против половых извращений, за которые он налагал штраф в размере 10.000 nummorum, т.е. 1 миллон сестерций=около 50.000 рублей. Закон этот вызвал сильное недовольство против Скантиния (Coelius ер. 1З II. 947, С., Migne), II. 948, ср. 1363) видит в пороке епископа Утины влияние монтанизма 273 Ep. 39 ad Episc. Caesar. Maurit., Coleti, Concilium Collect. I, 637; Migne, Ser. Lat. 54, 652. 277 Ер. IV, cap. II hos (bigamos) apostolicae sedis auctoritate j ubemus arceri, Migne, 54, 612. 278 Ер. V, cap. III: Nec se quisqoam aestimet posse ad sacerdotium pervenire, qoi ante baptismam, deficiente quam habebat uxore , alteram rursum postquam per gratiam baptismatis est renovatus, acceperit, cum in baptismate peccata deleantur, non uxorum numerus abrogetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Именно, епископом может стать только тот, кто канонически избран надлежащим епископским собором, с соизволения подлежащего митрополита, не взирая на то, находится ли его кафедра в одной из первенствующих церквей, о которых идет речь в правиле, или в обычной, т.е. без особых привилегий. А относительно того, кто станет епископом без ведома и соизволения подлежащего митрополита, правило предписывает считать поставление такового недействительным (τον τοιοτον... μη δειν εναι πσκοπον). Предвидя же тот случай, что избрание не будет единогласным и на епископском соборе два или три, в силу своей склонности к любопрению (φιλονεικαν), будут противиться избранию, правило повелевает в таких случаях, не обращая внимания на противящихся, решать избрание большинством голосов, но, конечно, если все исполнено в каноническом порядке. Примечания: 56. La primauté du pape d " ailleurs n " avait pas besoin de la reconnaissance du concile (de Nicée), - говорит G. Phillips в своем Du droit ecclésiastique dans ses principes généraux (Paris, 1855, traduit par Crouzet), II,28. Для подтверждения этого, т.е. того, что главенство римского папы над всею церковью не нуждается в признании этого главенства Вселенским Собором, Филлипс ссылается на один папский декрет! Так говорит и так доказывает свои доводы Филлипс, считающийся одним из первых канонистов нашего времени! 57. Antiqui mores serventur qui sunt in Aegypto, Lybia et Pentapoli, ut Alexandrinus episcopus horum omnium potestatem habeat, quandoquidem et episcopo Romano hoc est consuetum. Similiter... 58. Этот фальсификат напоминает нам другой, ему подобный, сочиненный на основании того же Никейского правила в средние века и ныне уже не признаваемый и самими римскими канонистами: Cum igitur sedis apostolicae primatum, sancti Petri meritum, qui princeps est episcopalis coronae, et romanae dignitas civitatis, sacrae etiam synodi firmavit auctoritas. Впрочем, на западе и помимо доводов Пасхазина, приводимых им на Халкидонсксм Соборе, смотрели в тот век на данное (6) Никейское правило, как на таковое, которым провозглашается главенство папы, доказательством чего служит нам самое заглавие правила в Prisca canonum versio, в котором над правилом значится: de primatu ecelesiae romanae (Voelli et Justelli, Bibliotheca etc.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Баллерини соглашались с мнением Антельми относительно принадлежности Capitula Просперу, но они приписывают Capitula Просперу главным образом потому, что они имеют очень большое сходство с его сочинением Liber contra Collatorem, где приводятся почти те же свидетельства пап: Иннокентия, Зосимы и африканских епископов, что и в Capitula. Баллерини кажется даже, что Capitula суть ни что иное как сокращение Liber contra Collatorem. Цель этого сочинения, по мнению Баллерини, та, чтобы показать согласие учения, находящегося в позднейших сочинениях Августина, с учением апостольского престола. Написано оно вероятно при Сиксте, или в последние годы Целестина. У последующих ученых заметно довольно значительное колебание между мнением Кенеля и мнением Антельми и Баллерини, переходящее в недоверие то к тому, то к другому. Du-Pin (IV, 36), из рассмотрения изложенных нами мнений, делает следующий вывод: «Capitula, может быть, действительно не составлены самим Целестином , но и принадлежность их Просперу, который как говорят, был секретарем палы Целестина, или св. Льву, который как архидиакон кажется так же исполнял эту должность, – есть простая догадка, не имеющая в свою пользу ни одного свидетельства., заслуживающего доверия, и потому не имеющая твердой почвы». Не смотря на все эти неудачи, ученые не оставляли все-таки попыток к решению вопроса об авторе Capitula, но эти попытки тоже не увенчались успехом. По мнению Арендта дело было так: «Когда Проспер прибыл из Галлии в Рим с просьбой о помощи со стороны римской кафедры против размножающегося полупелагианства, то папа поручил св. Льву расследование и решение этого дела. Лев тщательно исследовал учение полупелагиан и результаты представил Просперу, который воспользовался ими в своем сочинении tria capitula de gratia et libero arbitrio, которые дошли до вас под названием auctoritates sedis apostolicae episcoporum de gratia et libero arbitrio». Этого же мнения, выраженного почти теми же словами, держится и г. Певницкий в своем известном сочинении о св. Льве. Разница только в том, что г. Певницкий, допускает, что Capitula могли быть написаны св. Львом «вместе с Проспером Аквитанским». (III р. К. Д. Акад. 1871, I. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

   (1057А): si orthodoxae fidei «sequentes traditiones ecclesiae beati Petri (add. και Παυλου) apostolorum principis (=κορυφαιων) amplexi fueritis censuram et ejus (=αυτων) vicarium ex intimo dilexeritis corde.    (1074В): Sed utrum per imperitiam, aut schisma, vel haeresim iniquorum scriptum est, ignoramus: sed deinceps suademus vestrae – imperiali potentiae, ut minime in suarum exarationum serie universalis scribatur; (α) quia contra sanctorum canonum instituta, vel sanctorum patrum decreta esse videtur. – (β) quod nimirum si universalis super praelatam sibi sanctam Romanam ecclesiam, quae est caput omnium Dei ecclesiarum, describatur, tanquam sanctarum synodorum rebellem atque haereticum manifestare se certum est. Quia si universalis est, etiam ecclesiae nostrae sedis primatum habere dignoscitur, quod ridiculum omnibus fidelibus christianis apparet: quia in toto orbe terrarum ab ipso Redemptore mundi beato Petro apostolo principatus ac potestas data est; et per eumdem apostolum, cujus vel immeriti vices gerimus, sancta catholica et apostolica Komana ecclesia usque hactenus et in aevum tenet principatum, ac potestatis auctoritatem. Quatenus (quod non credimus) si quispiam eum universalem nuncupaverit, vel assensum tribuerit, sciat se orthodoxae fidei esse alienum et nostrae sanctae catholicae et apostolicae ecclesiae rebellem. (1074A): quod praeceptum universalis ecclesiae nullam magis oportet exsequi sedem, quam primam: quae unamquamque synodum et sua auctoritate confirmat, et continuata moderatione custodit.    (1074D): Nimis iterum turbati ac conturbati sumus, quia ex laicorum ordine et imperialibus obsequiis deputatus, repente patriarchatus culmen adeptus est, et apoealigus contra sanctorum canonum censuram factus est patriarchä et quod dicere pudet et grave tacere est, qui regendi et docendi sunt, doctores nec erubescunt videri, nec metuunt ducatum animarum impudenter assumere, quibus via in omnibus ignota doctoris est; quo vel ipsi gradiantur, ignari sunt. В послании к самому Тарасию папа в этом вопросе более деликатен. Он пишет только (1061DE): invenimus – – reverentiam vestram ex laico ordine et imperatoria administratione (=υπηρεσιας) ad sacrati gradus sublimatam esse fastigium. Et vehementer (=λιαν) in his anima nostra mirata est (=ηγασθη, sic!). Et nisi vestram sinceram et orthodoxam fidem in praedictis synodicis – invenissemus, nullatenus auderemus hujucemodi obaudire synodica.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Далее, толкуя по-своему слова Моисея (Лев.20:7), продолжает: " Так как некоторые, о которых говорим, впали в грех по неведению и раскаиваются в своем грехе, то мы их не лишаем нашего милосердия, но под условием обещания - быть воздержными, а разрешаем им оставаться до конца жизни в том звании, в каком были тогда, когда изобличены были во грехе, однако без права когда-либо получить повышение по службе. А те, которые стараются извинить себя недозволенным правом, гарантированным яко бы древним законом, пусть знают, что они властью апостольского престола (apostolicae sedis auctoritate) низложены с той церковной степени, в которой недостойно были, так что больше не могут касаться святых тайн, коих лишились, предаваясь гнусным похотям. И так как эти примеры вынуждают нас предупредить то, что могло бы в будущем случиться, то пусть все знают, что если кто-либо из епископов, пресвитеров и диаконов в этом уличен будет (чего мы не желаем), такому загражден путь к нашему снисхождению, ибо ножом надлежит вырезывать язвы, на которые не могло действовать лекарство теплоты " 1). Как видно из слов папы Сириция, весьма многие (plurimi) из священнослужителей на западе жили в то время со своими законными женами и детей имели; и чтобы строгое распоряжение его, решительно противоречащее существующим каноническим предписаниям (Ап. 5, Гангр. 4), не вызвало волнений, он сглаживает несколько строгость тем, что разрешает покорившимся его распоряжению оставаться в клире, но без права быть возведенными в высшие иерархические степени; те, однако, которые не захотят покориться и удалить от себя детей своих и законную жену свою, уже подлежат всей строгости этого распоряжения папы. Бросается как-то очень в глаза, что папа законный брак священных лиц называет преступлением (crimen), и тех, кто ведет брачную жизнь, обозначает как людей преданных гнусным похотям (obscenis cupiditatibus), не делая никакого различия между законным браком и нечистым сожительством (turpis coitus), ибо вряд ли можно утверждать, что священник одинаково виноват перед законом, живет ли со своею законною женою, или с блудницею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

1323 Teja R. La «tragedia» de Efeso (431): herejia y poder en la antigüedad tardia. Universidad de Cantabria, 1995. 62 ss. 1324 Nov. XVII: «...sedis apostolicae primatum sancti Petri meritum, qui princeps est episcopalis coronae, et Romanae dignitas civitatis...»; ср.: Maccairone M. La dottrina del primato papale dal IV all’VIII secolo nelle relazioni con le chiese occidentali//Le chiese nei regni dell’ Europa occidentale e i loro rapporti con Roma sino all’800: VII Settimana di Studi. Spoleto, 713 aprile 1959. Spoleto, 1960. 633 ss.; De Marini Avonzo F. Codice Teodosiano e Concilie di Efeso//Atti Academia Romanistica Costantiniana. Perugia, 1981. Vol. 5. 105 ss.; Bianchini M. Chiesa e impero d’ Occidente a confronto alla metà del V secolo//Quaderni Catanesi: Studi in memoria di S. Mazzarino. 1989. Vol. 2, 1. 5 ss.; Dagron G. Constantinople, la primauté après Rome//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 27 ss. 1325 Ср.: CTh 16, 2, 45=С. I. 1, 2, 6; Leo Magnus. Epist. 106 ad Anatolium P.L. 54, 1007 AB; Epist. ad Marcianum imperatorem 104, P.L. 54, 995; Monachino V. II Canone 28 di Calcedonia. L’Aquila, 1979; Dagron. Constantinople, la primauté après Rome, cit. (сн. 105). 26 ss.; Elia F. Sui ‘privilégia urbis Con-stantinopolitanae’//Politica retorica e simbolismo del primato: Roma e Costantinopoli, cit. (сн. 49). 97 ss. Ещё остаются сомнения относительно смысла участия патриарха Константинопольского Анатолия в коронации императора Льва I в 457 г., поскольку церемониал состоял из двух инвеститур: первая из них, согласно римской традиции, осуществлялась солдатами, и только во второй участвовал патриарх; лишь начиная с Фоки единый акт инвеституры производился патриархом. В любом случае подчёркивалась двойная независимость Византии от Рима – политическая и религиозная. Ср.: De Caerim. 410 ss.; Ensslin W. Zur Frage nach der ersten Kaiserkönung durch den Patriarchen und zur Bedeutung dieses Aktes im Wahlzeremoniell//Byzantinische Zeitschrift. 1942. Bd. 42. 101 ss.; Baynes N.H. Alexandria and Constantinople: A study in ecclesiastical diplomacy//Journal of Egyptian Archaeology. 1926. Vol. 12; перепеч.: Byzantine studies and other essays. London, 1955. P. 97−115; Dagron. Empereur et prêtre, cit. (сн. 16). P. 103; Lilie R.J. Die Krönungsprotokolle des Zeremonienbuchs und die Krönung Kaiser Leons I//Dissertatiunculae criticae: Festschrift für Günther Christian Hansen. Würzburg, 1998. 395 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При дворе португ. короля распространилось мнение, что К. и Родригиш могли бы принести больше пользы в Португалии, способствуя укреплению христ. веры и нравственности, чем в Индии (Ibid. P. 35-36, 42, 63). Папа Павел III передал вопрос о будущем иезуитов на усмотрение кор. Жуану III. С разрешения Лойолы Родригиш остался в Португалии, чтобы основать коллегию в Коимбре ( Polanco J. A., de. Vita Ignatii Loiolae et rerum Societatis Jesu historia. Matriti, 1894. T. 1. P. 94). При подготовке кораблей для плавания в Индию король распорядился оставить на флагмане «Сантиагу» места для «клириков ордена св. Петра» - К. и его помощника мессира Паулу (пресв. Паоло из диоцеза Камерино, к-рый был помощником Родригиша, но решил отправиться в Индию с К.), дать им 2 слуг, одежду, лекарства и провизию (Documenta Indica. 1948. T. 1. P. 3-4). Впосл. казначей вспоминал, что ему пришлось долго уговаривать К. принять вещи, без к-рых тот не смог бы перенести плавание (Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 837; см.: Schurhammer. 1973. Vol. 1. P. 706-708). Отправление флота было задержано из-за неудачных военных действий в Марокко, где мусульмане захватили крепость Санта-Круш-ду-Кабу-ди-Ге (12 марта 1541) и впервые нанесли поражение португальцам. Король вручил К. папские бреве «Cum sicut charissimus» и «Hodie pro parte», в соответствии с которыми К. был назначен апостольским нунцием (nostris et apostolicis sedis nuntius) и получил широкие полномочия; к ним были приложены рекомендательные письма Павла III эфиоп. царю Лебна Денгелю и др. вост. правителям (Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 119-133; см.: Wicki. 1947). 7 апр. 1541 г. флот из 5 нау под командованием Мартина Афонсу ди Созы (наместник Индии в 1542-1545) покинул Лиссабон. Вместе с К. в Индию отправились мессир Паулу и португ. клирики Франсишку Мансильяш и Дьогу Фернандиш. Миссия в Индии (1541-1545) Плавание в Индию занимало не менее 6 месяцев и нередко прерывалось длительной остановкой в Мозамбике. Из-за жары, высокой влажности и плохого питания на кораблях многие болели цингой. Иезуиты ухаживали за больными, выпрашивали для них еду и лекарства у капитана и состоятельных пассажиров, принимали исповедь у умирающих. К. регулярно проповедовал, а по вечерам наставлял в вере матросов, рабов и детей (Epistolae. 1944. T. 1. P. 91-92). Во время путешествия К. выработал стиль поведения, к-рому впосл. подражали др. иезуиты: миссионер старался быть скромным и доступным, в быту непритязательным, со всеми - приветливым и доброжелательным (Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 373-374).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

31 Leonis ep. 16. Col. 702: Quare illud primitus pro custodia concordissimae unitatis exigimus, ut, quia saluberrime a sanctis Patribus constitutum est, binos in annis singulis episcoporum debere esse conventus, terni semper ex vobis ad diem tertium kalend. Octobr. Romam fraterno concilio sociandi, indissimulanter occurrant... 32 Leonis ep. 19. Col. 709–710: Unde miramur te, quem auctoritatum apostolicae sedis observantissimum esse convenerat... 33 Ibid. Col. 714–715: ut sine dilatione haec quae decernimus tradantur effectui; ne si iterato ad nos imploratio justa confugerit, necesse sit severius commoveri... 35 Leonis ep. 2. Col. 597–598: ad metropolitanum episcopum provinciae Venetiae scripta direximus, quibus ad status sui periculum cognosceret pertinere... 40 Leonis ep. 108. Col. 1011: Sollicitudinis quidem tuae hic ordo esse debuerat, ut cum metropolitano tuo primitus de eo quod quaerendum esse videbatur conferres, ac si id quod ignorabat dilectio tua etiam ipse nesciret, instrui vos pariter posceretis: quia in causis quae ad generalem observantiam pertinent omnium Domini sacerdotum, nihil sine primatibus oportet inquiri. Ср.: Hoskin M. Prolegomena to a Critical Edition... P. 40. N 138. 41 Свой ответ Лев также просит довести до сведения митрополита: in metropolitani tui notitiam facies pervenire (Ibid. Col. 1014). 44 Leonis ep. 44. Col. 825–832; ep. 45. Col. 831–836; ep. 50. Col. 841–844; ep. 51. Col. 843–846. 46 Ibid.: omnes partium nostrarum... sacerdotes. Термином sacerdotes Лев регулярно обозначает епископов. 48 Leonis ep. 55. Col. 857–859: Cum advenissem in urbem Romam ad Divinitatem placandam, sequenti die ad basilicam apostoli Petri processi, et illic post venerabilem noctem diei apostoli, et a Romano episcopo, et ab aliis cum eo ex diversis provinciis congregatis... 49 Leonis ep. 57. Col. 859–861: Leo episcopus... episcoporum multitudine circumseptus, quos ex innumerabilibus civitatibus Italiae pro principatu proprii loci seu dignitate colligit... 52 Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010