Результаты работы закреплены в двух монографиях. Первая вышла в 2005 году общим объемом 182 страницы, вторая, дополненная и исправленная, в 2006 году общим объемом 226 страниц. Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех разных по размерам разделов, заключения и библиографии, где приведены: 1. Цитируемые оригинальные творения преподобного Максима Исповедника . 2. Творения отцов и учителей Церкви, цитируемые или упоминаемые в исследовании. 3. Богословские исследования отечественных и зарубежных богословов. Объем текстовой части диссертации составляет 210 страниц, список цитированных или упоминаемых источников из 130 наименований. Всего 220 страниц. Основное содержание работы Первый раздел исследования «Жизнь и труды преподобного Максима Исповедника » посвящен реконструкции эпохи, жизни и трудов св. отца. Основные этапы его биографии достаточно хорошо известны. Сложнее дело обстоит с восстановлением его жизненного пути в событиях и лицах. Есть много разночтений в определении дат, связанных с жизнью самого Максима и временем появления его сочинений. Уже дата его рождения неодинаково называется разными авторами. Одни утверждают, что он родился в 580 году, другие не решаются заявлять об этом так уверенно, и предпочитают говорить о времени около 580 года. Неизвестно также, сколько времени он провел при дворе в качестве личного секретаря императора Ираклия (610–641), и как эта должность в придворной иерархии именовалась. Трудно определенно сказать, когда преподобный Максим оставил двор и переселился в монастырь св. Филлипика в Хрисополе, маленьком городке в Вифинии, недалеко от Константинополя. Невозможно точно определить также, когда он был избран игуменом монастыря и как долго он здесь оставался. Подобные трудности вызывают и другие этапы его жизни, например, период с 628 по 632 гг., или время взятия его под стражу. Указывают различные даты 652 или 653 или 655, а отсюда и время официального процесса над ним либо в 654, либо в 655 гг. Такие же трудности представляет собой и определение мест, значимых для биографии Максима. Таковым является точное место проведения знаменитого диспута с экспатриархом Констатинопольским Пирром (638–641, и повторно в 655 гг.), столь значимого для идейной победы над утверждавшимся монофелитством. Известно, что он проходил в Латинской Африке, но где конкретно, в Карфагене или ином городе, остается невыясненным. Неизвестно также, где находилась крепость Шемари или Схимарис, место его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

3. Jean Skylitzès, Histoire des empereurs de Byzance, trad. fr. par B. Flusin, notes par J.-C. Cheynet,  [Réalités byzantines 8], Paris, 2003. 4. La civilisation byzantine (Que sais-je ? n° 3772), Paris 2006.   Parties d " ouvrages 5. Pélagie la Pénitente. Métamorphoses d " une légende. I. Les textes et leur histoire, dossier rassemblé par P. Petitmengin, [Etudes Augustiniennes], Paris, 1981, p. 39-131 : Les textes grecs, par B. Flusin. 6. Pélagie la Pénitente. Métamorphoses d " une légende. II. La survie dans les littératures européennes, dossier rassemblé par P. Petitmengin, [Etudes Augustiniennes], Paris, 1984, p. 15-41 : La vie métaphrastique de Pélagie - BHG 1479, par B. Flusin et J. Paramelle ; p. 43-51 : Une vie abrégée de Pélagie - BHG 1479m, par B. Flusin ; p. 53-64 : Les synaxaires de Pélagie, par B. Flusin. 7. Révision et publication posthume de J.-C. Guy, Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. I. Chapitres I-IX, [Sources chrétiennes 387], Paris, 1993. 8. J.-M. Mayeur, Ch. et L. Pietri et al. (éd.), Histoire du christianisme, t. III, Les Eglises d " Orient et d " Occident (432-610), Paris, 1998, p. 486-657 : IVe partie, chapitre I : Evêques et patriarches : les structures de l " Eglise impériale ; chapitre II : L " essor du monachisme oriental ; chapitre III : Le christianisme impérial et ses expressions : théologie, spiritualité, piété, par B. Flusin. 9. C. Morrisson (éd.), Le monde byzantin. I. L " Empire romain d " Orient (330-641), [Nouvelle Clio], Paris 2004 : chapitres II, Triomphe du christianisme et définition de l " orthodoxie (p. 49-78) ; IV, Les structures de l " Eglise impériale (p. 111-141) ; VIII, La vie religieuse. Les chrétiens dans le monde (p. 221-254) ; IX, La culture écrite (p. 255-276) par B. Flusin. 10. J. Durand et B. Flusin, éd., Byzance et les reliques du Christ, [Centre de recherche d " histoire et civilisation de Byzance. Monographies 17], Paris 2004. 11. J.-C. Cheynet (éd.), Le monde byzantin. II. L " Empire byzantin (641-1204), [Nouvelle Clio], Paris 2006 : chapitre XIV, L " enseignement et la culture écrite, p. 341-368.

http://bogoslov.ru/person/391874

610-611 611-612 ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) 612-635 635-637 637-639 639-640 640-641 ГРИГОРИЙ VI († нояб. 1047 или 1048; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046) 641-645 645-646 ГРИГОРИЙ VIII (между 1105 и 1110 - 1187; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187) 646-647 ГРИГОРИЙ IX (ок. 1145 или 1147 - 1241; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227) 647-648 648-649 ГРИГОРИЙ XI (ок. 1329-1331 - 03.1378; до избрания папой - Пьер Роже де Бофор), папа Римский (с 30 дек. 1370) 649-651 ГРИГОРИЙ XII (ок. 1325 или ок. 1335 - 1417; до избрания папой - Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 - 4 июля 1415) 651-652 652-655 655-656 ГРИГОРИЙ XVI (1765 - 1846; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831) 656-660 660-661 661-662 ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы 662-667 ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель 667-668 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) 668-712 712-714 714-715 715-716 716-719 ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне 719-720 720-721 ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

В византийском искусстве IV–VI веков лабарум с христограммой, помещённой на нём императором Константином, и триумфальный крест, по замечанию А. Грабара, являлись одним из «наиболее частых и наиболее характерных... символических христианских сюжетов», в котором воедино слились представления о кресте оружии победы Христа и оружии победы императора 971 . Однако аббревиатура надписи на явленном кресте – « – практически не изображалась. Более употребимой была словесная формула, почерпнутая из сочинений византийских историков, которой замещали Константинов крест. Надпись « ΕΝΤΥΝΙΚΑ » как важнейший символ императорской власти появилась на византийских монетах при Тиверии II (578–582) – к тому времени сложилось устойчивое представление о чекане подобных монет Константином Великим 972 . В более широком значении эту надпись употреблял на монетах император Ираклий (610–641), который вернул Животворящий Крест, захваченный в 614 году персидским царём Хосроем, в Иерусалим 973 . Около 641 года эту же формулу на монетах поместил преемник Ираклия Константин II 974 . Видимо, к этому времени Константинов крест в VI–VII веках занял место среди важнейших символов императорской власти как победоносный крест (σταυρς νικοπος), неотделимый от императора в дни войны и мира, тогда как аббревиатура « утеряла изначальную связь с видением Константина. Константинов крест традиционно не имел надписей, а рассматриваемая аббревиатура изображалась при крестах вместе с христограммами « ΙΣ ΧΣ » – как символ победы Христа 975 . Это соответствовало святоотеческой традиции: впервые мысль о том, что «знамение победы находится на Голгофе», высказал Тертуллиан 976 , а преп. Андрей Критский считал это общепризнанным фактом 977 . Переосмыслению аббревиатуры « ΝΙΚΑ » способствовало также слияние символики креста – знамени Христовой победы – со знаменем побед императора Константина – явленным крестом – в литургической традиции 978 . Так, в службе праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, наряду с историческим воспоминанием побед императора Константина. Крест Господень рассматривается и во вселенском плане как «непобедимая победа», а сам Христос – как Победитель 979 . Возможно, следуя за традицией, христограмма в надписях иногда соединялась с первой буквой аббревиатуры « или вписывалась в неё, «зашифровывая» фразу «Христос побеждает» 980 . В VIII веке особый интерес к кресту с этой аббревиатурой проявляли императоры-иконоборцы, которые ценили в нём не только «символ победы Константина», но и полагали его единственно допустимым изображением креста 981 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В еще более позднее время, чем Евлогий, поставляет нас неизвестный автор „Учения отцов о воплощении Слова (Patrum doctrina de Verbi incarnatione)» 592 . Это сочинение ведет борьбу не с монофизитством только, но и с монофелитством и представляет собой компиляцию или сборник извлечений из сочинений св. отцов и вообще церковных писателей, создававшуюся в течении долгого времени и трудами нескольких лиц. Как не без основания догадывается Лоофс 593 , в основе ее лежит то собрание изречений, которое приложил знаменитый Софроний, патриарх Иерусалимский (634–641), к списку соборного послания, отправленного им в Рим к папе Гонорию, и которое читал Фотий 594 . В тех же размерах, в каких это сочинение издано Маем, оно должно было появиться не ранее, как во второй половине века, – так как оно знает Еввула, епископа листрийского, жившего во времена Ираклия (610–641) 595 , – и не позже 680-го года, так как не упоминает определения вселенского собора и послания папы Агафона 596 . Позднее оно подвергалось еще дальнейшим добавлениям в соответствии новым вопросам, возникавшим в церкви 597 . Таким образом, в рассматриваемом сочинении мы имеем собирательный труд, заключающий в себе, хотя и не в достаточно упорядоченном виде, как бы экстракт всей литературной работы церковных писателей по разъяснению православного догматического учения и опровержению еретических воззрений. Этот характер „Учения отцов о воплощении Слова» дает повод ожидать от него точных и обстоятельных сведений о подложных творениях св. отцов, принадлежащих Аполлинарию, – тем более, что в ряду источников, из которых приводятся здесь извлечения, мы встречаем знакомые нам имена Иоанна Скифопольского 598 , Леонтия Византийского 599 и Евлогия Александрийского 600 . Но на деле это ожидание не оправдывается: „Patrum doctrina» не рассматривает вопрос о подложных сочинениях во всём его объеме, а ограничивается обсуждением двух цитат из а) послания Юлия к Дионисию и б) слова св. Афанасия о воплощении 601 . Объявляя эти последние неподлинными и признавая автора их в лице Аполлинария, „Patrum doctrina» в обосновании этих положений весьма близко напоминает Юстиниана с его противо-монофизитским трудом 602 , хотя и не повторяет его: оно в своих доводах опирается не только на сродство мыслей и выражений, как это делал Юстиниан, но и на объективное свидетельство „Πναξ’а τν λγων πολλιναρου», составленного учеником его Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

531–582 гг), продолживший труд Прокопия до 558 г.; Менандр Протиктор, военный чин при дворе императора Маврикия (582–602 гг.), освещающий период 558582 гг. (его труд дошел во фрагментах); Иоанн Епифанийский из Сирии – о событиях от 570-х гг. до 591 г; в VII в. – Феофилакт Симокатта (умер после 641 г) – о событиях с 582 до 628 гг.; анонимный автор «Пасхальной хроники», доводящий изложение событий от сотворения мира до 629 г.; Георгий Писида, описавший в поэмах войны василевса Ираклия (610–641 гг.); армянский историк Себеос, затрагивающий восточные походы Ираклия и начало войны с арабами до 661 г.; в VIII в. – Патриарх Никифор, охвативший в «Краткой истории» 602–769 гг.; сирийская «Хроника» Дионисия Телльмахрского; в IX в. – Георгий Синкел, доведший изложение от сотворения мира до 284 г.; Феофан Исповедник , друг Синкела, продолживший описание событий до 813 гг.; монах Георгий Амартол («Грешник»), рассказавший в начале 860-х гг. хронику мира от Адама до 842 гг.; аноним, составивший «Книгу понтификов», охватывающую события до 872 г.: в Х в. – Константин Багрянородный, который описал жизнь своего деда василевса Василия I (867–886 гг), составил трактаты «О фемах» (компиляция по военно-административному устройству Византии), «Об управлении империей» (о народах), «О церемониях», или «Книга церемоний»; эксцерпта – историческая энциклопедия, выписки из античных и византийских авторов, разделенные на 53 отдельные книги («Объявление императора», «Посольства», Стратегемы», «Обычаи и нравы», «Добродетель и порок» и пр. – значительная их часть утрачена); константинопольский чиновник Иосиф Генесий с его «Книгой царств» («Правления»), охватывающей период 813–866 гг.; аноним, известный как Продолжатель Феофана, скорее всего, несколько авторов, которые в Х в. описали правления византийских императоров с 813 до 866 гг.; аноним, в правление Никифора II Фоки (963–969 гг.) завершивший сочинение, известное под условным названием Монемвасийская хроника (о событиях 569–806 гг.); Лев Диакон, современник василевса Василия II, описал историю событий с 959 по 975 гг., прежде всего ромейско-болгарские войны этого периода; так называемые хроники «семьи Симеона Логфета» (собственно хронография Симеона Логофета или Симеона Магистра , хроника Псевдо-Симеона, хронография Феодосия Мелитинского (Мелиссина), редакции хроники Продолжателя Георгия Амартола – о событиях с 842 до 948 гг., хронография Льва Грамматика, завершенная в 1013 г., а также включенная в нее анонимная хроника IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом начале своего сочинения он разъясняет символическое значение даты 25 марта, играющей центральную роль в александрийской хронологии: на этот день, приходятся начало творения, Боговоплощение (Благовещение) и Воскресение Христово. Отождествив 25 марта с 1 нисана, Георгий считает нужным предупредить читателя: «Началом каждого года в этой хронике всякий обращающийся к ней пусть считает 1-е число первого еврейского месяца нисана, – а не по-египетски первое тота, или по-римски первое января, или иное начало у какого-либо иного народа: ведь у разных народов по разному согласованы месяцы и начала месяцев и лет, и незнание этого для желающих точно выяснить что-либо о днях, месяцах и годах приводит к немалому заблуждению». 10 В дальнейшем Георгий Синкелл последовательно придерживается александрийской эры мартовского стиля (эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). В высшей степени показательно, что традиционный византийский сентябрьский стиль не удостоен Георгием даже упоминания. Ответ на вопрос, где находится начало года у Феофана Исповедника , далеко не столь однозначен. Для решения этой проблемы следует сопоставить даты в его «Хронографии» с принятыми в науке историческим датами, известными с точностью до месяца. В этом отношении у Феофана теоретически возможны следующие датировки: I) верные по индикту и году с неясной границей (нерелевантны в отношении стиля); II) верные по индикту и сентябрьскому году (сентябрьский стиль); III) верные по индикту и мартовскому году (мартовский стиль); IV) верные по мартовскому году, но неверные по индикту (результат смешения стилей); V) неверные. В ходе обработки данных «Хронографии» Феофана нами получена следующая таблица: Событие Диоклетиан, царь ромеев сентябрь 284 Констанций (Хлор) и Галерий май 305 Константин, царь ромеев июль 306 1-й Вселенский Собор в Никее 20 мая 325 Констанций (II), царь ромеев май 337 Юлиан, царь ромеев ноябрь 361 Иовиан, царь ромеев июнь 363 Валентиниан (I), царь ромеев февраль 364 Валент, царь ромеев ноябрь 375 Феодосий (I), царь ромеев январь 379 Аркадий, царь ромеев январь 395 Феодосий (II), царь ромеев май 408 Маркиан, царь ромеев август 450 Лев (I), царь ромеев февраль 457 Зинон, царь ромеев ноябрь 474 Анастасий, царь ромеев апрель 491 Юстин (I), царь ромеев июль 518 Юстиниан (I), царь ромеев август 527 Юстин (II), царь ромеев ноябрь 565 Тиверий, царь ромеев октябрь 578 Маврикий, царь ромеев август 582 Фока, царь ромеев ноябрь 602 Ираклий, царь ромеев октябрь 610 Ираклона, царь ромеев весна 641 Констант, царь ромеев осень 641 Константин (IV), царь ромеев ил./сент. 668 Юстиниан (II), царь ромеев сентябрь 685 Леонтий, царь ромеев конец 695 Апсимар (Тиверий II), царь ромеев лето(?) 698 Юстиниан (II), царь ромеев, осень 705 снова Филиппик, царь ромеев декабрь 711 Анастасий (И) Артемий, царь ромеев июнь 713 Феодосий (III), царь ромеев осень 715 Лев (III) Исавр, царь ромеев 25.3.717 Константин (V), царь ромеев июнь 741 Лев (IV), царь ромеев 14.9.775 Константин (VI), царь ромеев, с матерью

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

139–140; Ларше 2004, c. 177–178). Письмо является ответом на запрос иллюстрия Петра о том, как следует именовать экс-патриарха Константинополя Пирра и вообще к нему относиться. Дело в том, что в одном из своих посланий в Константинополь папа Римский Феодор обращал внимание занявшего место Пирра Константинопольского патриарха Павла на то, что тот и его клир по-прежнему называют Пирра «святейшим», и требовал, чтобы Павел канонически отстранил Пирра за его ересь (Mansi X. 702–708, в частности, 704A и 707C). Поскольку иллюстрий Петр был фактически чиновником и правителем, поставленным властями Константинополя, то он оказался в сложном положении и недоумевал, какого ему в данном вопросе придерживаться курса – Константинопольской кафедры, выражавшей (даже после смещения) величайшее уважение к Пирру (именование «святейшим» фактически подтверждало, что его смещение, происшедшее в результате дворцового переворота, было незаконным), или же курса папы Феодора и Рима. С этим непростым вопросом Петр и обратился к прп. Максиму, которого, судя по ряду свидетельств, считал своим аввой и советником по духовным вопросам (см. подробнее Larchet 1998b, p. 139– 140 (в переводе этого места (Ларше 2004, с. 177–178) масса ошибок); Максим Исповедник 2007а, с. 41–42, прим. 70 и с. 46, прим. 88 и 89). Понятно, что в данном контексте прп. Максим имел важную причину сказать о значении Римской кафедры, которая на тот момент была единственной патриаршей кафедрой – хранительницей православия во всем мире, что мы и видим в данном послании. 1220 Речь идет о Пирре, некогда игумене Хрисопольского монастыря, ближайшем сподвижнике патр. Сергия Константинопольского, впоследствии патриархе (20.XII.638–29.IX.641). После смены власти в Константинополе Пирр оказался в ссылке в Африке, но по-прежнему пользовался уважением в монофелитской среде, в частности у патр. Павла (1.X.641–27.XII.653). В этой среде Пирр, судя по настоящему письму, по-прежнему именовался «святейшим». 1221 Речь, вероятно, о патр. Константинопольском Сергии (18.IV.610– 9.XII.638), которого прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В этом отношении Лев III Исавр лишь продолжал практику, зародившуюся еще во времена первых христианских римских царей и существовавшую на протяжении первых веков имперского существования Церкви. Точно так же действовали императоры святой Константин I Равноапостольный (306–337), Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361), святой Феодосий I Великий (379–395), святой Феодосий II Младший (408–450), святой Маркиан (450–457), святой Лев I Великий (457–474), Юстин I (518–527), святой Юстиниан I Великий (527–565), Ираклий Великий (610–641), Констант II (641–668), Константин IV (668–685) и Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711). Их труды были по-разному оценены современниками и Церковью, но нельзя не заметить, что ревность многих из них по вере вознаградилась высшим образом – их причислили к лику святых. Так происходило до императоров Исаврийской династии, так продолжалось и после них вплоть до падения Константинополя в 1453 году. Современные исследователи обычно негодуют на претензии Льва III Исавра в послании к апостолику считать свой статус подобным епископскому. Правда, сам папа не видел в этом ничего предосудительного, он лишь пенял императору, что подобные полномочия можно признать за православными василевсами, и призывал императора взять их себе в качестве образца для подражания. Понтифика не мог, конечно, удивить такой пассаж, поскольку еще царь святой Константин Великий именовал себя «епископом внешних» . А император Константин IV Погонат (668–685), созывая VI Вселенский Собор 680–681 годов, так писал Римскому папе Агафону (678–681): «Я буду восседать среди епископов не в качестве императора, и я не буду точно так же говорить, как император, но как один из архиереев» . Ничего нового Лев III Исавр не придумал, созвав синклит из епископов и сановников, дабы изучить жалобы на языческие формы иконопочитания и вынести конкретное решение. Более того, много лет обдумывая этот шаг, прежде чем решиться на него, василевс пришел к убеждению, что поставленный на повестку дня вопрос носит не догматический характер, а относится к проблемам обрядовой практики .

http://pravoslavie.ru/54661.html

Однако, с нашей точки зрения, проблема церковного служения женщин неразрывно связана не только с современным состоянием канонического (церковного) права, но в первую очередь с церковной историей православного мира. Ибо женщины претендовали на участие не только в церковном служении, но также и в церковном управлении уже в средневековой Византии; примеры подобного участия дают нам политические биографии некоторых византийских императриц. В частности, Феодора (527–548), бывшая гетера и актриса, ставшая супругой Юстиниана I (527–565), активно покровительствовала миафизитам, а также сыграла решающую роль в низложении папы Сильверия и в избрании на его место Вигилия (Procop. BG I. 25. 13; Liberat. PL LXVIII. 1040). Мартина (622–641), племянница и супруга императора Ираклия (610–641), сопровождавшая его во время военных походов, играла не менее активную роль в церковной жизни и в подготовке богословской реформы, связанной с установлением моноэнергизма и монофелитства в имперской Церкви . Ирина (780–802), супруга Льва IV Хазара (775–780), удалила от двора сторонников своего мужа, являвшихся иконоборцами, созвала II Никейский Собор (787 г.), а затем свергла с престола своего сына императора Константина VI (780–797) и захватила единоличную власть над всей империей . Анна Далассина, мать Алексея I Комнина (1081–1118), происходившая из аристократической армянской семьи, стояла у истоков комниновского переворота весной 1081 г., затем фактически управляла государством и церковными делами, пока ее сын воевал с норманнами и печенегами, причем лично отдала приказ об ослеплении самозванца Лже-Диогена . Этот перечень можно было бы продолжить. Очевидно, что фундаментальный принцип византийского цезарепапизма, сформулированный Константином Великим (306–337), объявившим себя епископом внешних дел Церкви (Euseb. VC IV. 24), в периоды ослабления власти императоров распространялся на царствующих императриц. Тем не менее римско-византийское право — по крайней мере в эпоху Македонской династии — на уровне деклараций подчеркивало принцип подчинения императрицы императору, и, следовательно, с формальной точки зрения его нормы ограничивали участие женщин, даже императриц, в церковном служении и управлении (Synop. Basil., 1859, 130).

http://bogoslov.ru/article/6192912

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010