(17) Семейное имя великой княгини Марии Павловны (18) Семейное имя цесаревны (буд. императрицы) Марии Феодоровны (19) ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 115. Л. 187 (20) ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 306. Л. 67об. (21) 30 сентября 1876 года (22) См. Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Балканском полуострове. – СПб., 1900. - Вып. 27. – С. 126 (23) ГАРФ. Ф. 652. Оп. 1. Д. 378. ЛЛ. 64-66 (24) Милютин Д.А. Дневник. – М., 1948. – Т. 3. – С. 263 (25) Плевна была занята русской армией 28 ноября 1877 г. (26) ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 737. Л. 92 (27) Уроженец Бранденбурга-на-Хафеле Людвиг Карл Фридрих Детруа, принявший ислам (28) ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 36. Л. 220 (29) На Кавказе боевые действия закончились взятием Эрзерума 10 февраля 1878 г. (30) ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 36. Л. 220 (31) ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 737. Л. 56об. (32) 6 июля 1880 г. (33) Высочайший манифест о правительстве и об опеке на случай кончины государя императора до законного совершеннолетия наследника престола//Журнал гражданского и уголовного права. Издание С.-Петербургского юридического общества. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1881. – Книга вторая: март-апрель. - С. V-VI (34) Великий князь Владимир Александрович занимал эти посты в течение всего царствования Александра III и при его сыне св. Николае II вплоть до 1905 года (35) ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 737. Л. 78об. (36) Закатов А.Н. Социокультурный суверенитет исторических институций: истоки и современность//Ценности и смыслы, 2016, 1 (41). – С. 36-47. УДК 321.01 (дата обращения: 26 января 2017 г.) (37) История дипломатии. Под ред. акад. В.П. Потемкина. – В 3-х тт. – Т. 2. – М.-Лг.:ОГИЗ-ГИПЛ, 1945. – С. 86-96 (38) К сожалению, доверчивостью Владимира Александровича воспользовался конференц-секретарь Академии художеств П.Ф. Исеев, устроивший аферу с целью хищения средств, собранных на строительство Храма-Памятника. Узнав об этом и получив доказательства, великий князь честно признал свою высшую ответственность за происшествие и взял на себя восполнение исчезнувших сумм.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/31/...

163). С этой поры Египет перестал быть страною историческою, а нитрийская пустыня перестала быть сборным местом для подвижников из всех областей христианских и уступила своё первенство многоплеменному Афону. С этой же поры прекратилось там благодатное подвижничество вместе с благотворным влиянием его на мир христианский; закрылась и преподобная история его, и только на обломке ея читаются Немногие памятки о крупных былях в Нитрии (с 641 года по 1845-й) 641–660 год. – В 641 году столица Египта Александрия, после четырнадцатимесячной осады, сдалась арабскому полководцу Амру. Он немедленно учредил новое, и на первый раз лучшее греческого, управление во всём Египте; упрочил сельское хозяйство точными правилами, так что коптские землепашцы нашли у магометанских землевладельцев более милости и правды, чем у греков, а что всего важнее, веру коптов признал терпимою, и лично почтил патриарха их Вениамина, который с 630 года проживал в нитрийской пустыне, где число монахов было уже не велико с 593 года. (Pag. 161 squ). Этот патриарх незадолго до смерти свой († 660) построил новую церковь св. Макария у подошвы нитрийской горы, потому что многие слабые от старости монахи, жившие в келиях вдали от первоначального Макарьевского монастыря, построенного на вершине оной горы, затруднялись всходить туда. Когда постройка сей церкви была кончена, тогда Вениамин отправился освятить её. Тут встретили его сонмы монахов, юные с пальмовыми ветвями, а старые с кадильницами. (Так встретили и меня). С ним прибыл, кроме многих священников, никиусский епископ Василий, славившийся тогда своею учёностью. Освятив церковь , Вениамин написал для тамошних монахов несколько правил. – Никакой священник да не входит в алтарь сей церкви без облачения иерейского. – Никакой священник, или диакон, да не причащается в нём, не облекшись в свои ризы. – Никому не позволяется разговаривать в сей церкви. – Никто не должен садиться в ней даже для чтения священных книг. – Никакой священник, или монах, не назначенный служить в алтаре, да не входит в оный.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сирийских яковитов удовлетворяла эта формулировка, и поэтому Кир, уже как патриарх (630–643) прибыв в Александрию, благодаря императорской поддержке добился того, что александрийское духовенство приняло монофелитство (633), запечатлев союз феодосиан-севи­риан с Церковью причащением Святых Таин из общей Чаши. Однако за пределами Александрии монофелитство не было принято: оно было чуждо верным последователям обеих сторон, и копты рассматривали его как очередной акт соглашательства. Коптский патриарх Вениамин удалился в обитель, в пустыню Фиваидскую. Нужно сказать, что Верхний Египет, Фиваида и пустыня с многочисленными монашескими общинами 22 были монофизитскими. Вытесненные из Александрии коптские патриархи в основном жили в монастырях Верхнего Египта. В борьбе с монофелитством огромная заслуга принадлежит монаху Софронию, старому другу Иоанна Мосха, впоследствии патриарху Иерусалимскому. Осуждение на VI Вселенском соборе монофелитства убедило коптов, что пути Византии и Египта расходятся окончательно. Их недовольство, собственно, облегчило арабам захват Сирии и Египта. 5. Коптская Церковь под властью арабов Спустя три года после возникновения арабского государства (630) арабы уже вторглись в Иран (633), затем в течение пяти лет (634–640) завоевывали Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию, а в декабре 639 года они во главе с Амр ибн аль-Асом вторглись в Египет. Разбив в трех сражениях подряд византийское войско, они захватили Вавилон 23 на восточном берегу Нила, а в 641 г. стали хозяевами в Александрии. Из своей ссылки 24 коптский патриарх Вениамин призывал коптов добровольно отдаться Амру. Здесь следует отметить, что император Ираклий (умер 11 февраля 641 г.) в последние годы своей жизни выступил в защиту православной веры, и поэтому арабы, убедившись во враждебном отношении народа к императору, стали действовать смелее. 14 сентября 641 г. было совершено последнее богослужение в византийской Александрии 25 . Макризи 26 , который является главнейшим источником данного периода, свидетельствует, что число сторонников ромейского императора доходило до 300 000, в то время как остальных, то есть коптов, абиссинцев, нубийцев — до 6 000 000 27 . Копты быстро приспособились к новым хозяевам. К византийскому отсутствию они относились безразлично. Двухсотлетняя борьба закончилась, и при тех политических обстоятельствах раскол в церкви стал уже совершившимся фактом.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Ираклию, вконец удрученному неудачами, везде стали мерещиться заговорщики и предатели. Он заперся во дворце, где занялся составлением планов на случай своей смерти: Ираклий желал сохранить власть разделенной между детьми Евдокии и Мартины и гарантировать последней безбедную жизнь, так как знал о непопулярности своей второй жены как среди знати, так и среди простого народа. Денег не было, и для облегчения своих династических предприятий император приказал равеннскому экзарху Исаакию ограбить папскую казну, пользуясь тем, что папа Гонорий I умер, а новый, Северин, еще не получил разрешения василевса занять трон св.Петра. Хартулларий Маврикий штурмом взял Латеран и опечатал сокровищницу римского епископа, что испортило отношения между императорским двором и Римом, и без того непростые. Преемник Северина, Иоанн VI (640 – 642), поддержав антивизантийскую партию, открыто выступил с осуждением монофе-литства. Византия вошла в новую фазу кризиса, император же, к тому времени сломленный морально и больной, ничего не предпринимал для обуздания хотя бы внешней агрессии. Окончательно погруженный в меланхолию, Ираклий скончался от водянки 11 февраля 641 г. Константин III (612 – 641, имп. с 612, факт. – в 641) Старший сын императора Ираклия от его первой жены Евдокии, тоже Ираклий, родился в столице 3 мая 612 г. и 25 декабря того же года (по другим сведениям 22 января 613 г.) был венчан отцом на престол под именем Константина III 50 . От середины VII в. осталось крайне мало свидетельств историков и документов вообще, а так как Константин III из всех потомков Ираклия был человек самый непримечательный, да и правил он после кончины отца чуть более ста дней, известно лично о нем немного. Гораздо более интересны события, связанные с его правлением. Отправившись весной 622 г. в поход на Персию, Ираклий оставил десятилетнего сына в столице, дав ему в качестве регента человека твердого, деятельного, разумного и авторитетного – патриарха Сергия, а в помощь последнему – военачальника патрикия Вона.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

В столице начались резкие выступления против Пирра, и патриарх, главная опора Ираклеона и его матери, бежал. Мартина, сознавая шаткость своего положения, решила договориться с Аршакуни, посулив ему высокий пост комита экскувитов и взятку за согласие поддержать ее и венчать на царство малолетнего Давида. Валентин эти предложения отклонил, так как знал, что в синклите партия противников августы имела решающий перевес. Осенью враги Мартины обнародовали письмо, составленное якобы от ее имени, с приказом отравить Ираклия-Константа и Феодосия. Письмо вызвало бурю возмущения, Ираклеон и Мартина были смещены. Зимой 641/42 г. императору отрезали нос, Мартине – язык, Давида оскопили 51 (от чего он вскоре умер) и вместе с Мартином сослали на остров Родос, где они и окончили жизнь. Точная дата и обстоятельства их смерти неизвестны, хотя, по утверждению Себеоса, Мартину убили. За шесть месяцев правления занятых исключительно придворными интригами Ираклеона и его матери арабы еще больше усилили свои позиции в Египте, Сирии и Армении. Констант II (631 – 668, имп. с 641) Ираклий, внук Ираклия I u cыh Константина III, родился в Константинополе 8 ноября 631 г. Крещен он был лишь через год, во Влахернскон храме Богоматери, причем его восприемником от купели дед назначил шестилетнего Ираклеона. Возведенный на престол по требованию народа летом или осенью 641 г., он стал зваться Констант 52 , а на Западе его величали Константином. После свержения Мартины и ее сына десятилетний август зачитал в синклите кем-то сочиненную по такому случаю речь, обвинив низложенную августу в «незаконном сожительстве» с Ираклием I (по причине этой «незаконности» ее потомство теряло право на престол) и отравлении Константина III. Дела государства обстояли плохо. 22 сентября 642 г. августал Египта с остатками войск эвакуировался из Александрии, спустя неделю туда вступили арабы. Тогда же мусульманами был захвачен и Пентаполис. В Италии против экзарха и императора поднял бунт хартулларий Маврикий – тот самый, который при Ираклии ограбил Латеран.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Констант II ), приказал своему сподвижнику комиту царских щедрот Филагрию заручиться поддержкой малоазийских соединений армии, раздав от его имени подарки в войсках. Исполнение поручения было возложено на приближенного Филагрия, армянина Валентина Аршакуни. После смерти Константина Филагрий по распоряжению Мартины был пострижен в монахи и сослан в крепость Септем (ныне Сеута, сев. побережье Африки). Узнав об этом, Валентин поднял мятеж и под предлогом обеспечения безопасности сыновей Константина III двинулся с войсками к Халкидону. Чтобы повлиять на настроение жителей столицы, И. вышел к народу вместе с сыновьями Константина и принес клятву в том, что не причинит им вреда, а затем переправился в Халкидон, желая выступить перед войсками. Однако эти меры не дали результата: народ стал требовать венчания на царство сына Константина III Ираклия (Константа II). Несмотря на противодействие Мартины и поддерживавшего ее патриарха Пирра К-польского, И. принял это требование, и венчание Константа состоялось в кон. сент. 641 г. в соборе Св. Софии. Эти события сопровождались выступлениями против патриарха Пирра, которого обвиняли в отравлении Константина III ( Theoph. Chron. P. 341). Под давлением патриарх был вынужден покинуть столицу. В окт. 641 г. на К-польскую кафедру взошел Павел II. После этого возобновились переговоры с Валентином: ему были предложены пост комита экскувитов, обещаны щедрые подарки его войскам и снятие ответственности за мятеж, в ответ требовалось признать августом Давида, младшего брата И. Давид стал 3-м соправителем и принял имя Тиверий, однако дальнейшие переговоры затянулись и не привели к результату. В нач. нояб. 641 г. (по гипотезе У. Тредголда , 5 нояб.- Treadgold. 1991. S. 433) в столице произошел мятеж, в результате к-рого И. и Мартина были свергнуты, а Констант II признан единственным императором. Визант. историки и хронисты умалчивают об обстоятельствах этого мятежа. Нек-рые подробности сообщает Иоанн Никиуский: возмущение произошло из-за письма от имени Мартины и Пирра, согласно к-рому некий логофет Давид должен был взять на себя командование в борьбе с Валентином, жениться на Мартине и отстранить от власти детей Константина III.

http://pravenc.ru/text/673875.html

93 Franz Diekamp в издании «Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi» показал, что секта армаситов (ρμαστης) организована после VI Вселенского Собора (681 год). Основатель секты Армасий и его приверженцы выступили против дифелитских решений Собора. Они образовали в Александрии группу, отколовшуюся от Православной Церкви в отдельную секту монофелитского толка. 94 Эта секта упоминается в двух схолиях «Путеводителя» (XIII, 6, 20; 297 и XIII, 9, 91; 310), поэтому открытие Дикампа позволило датировать данные схолии временем после VI Вселенского Собора. Не знавший об этом открытии Jean Maspero снова поднял вопрос о датировке «Путеводителя». Maspero заявил, что преподобный Анастасий Синаит продемонстрировал в «Путеводителе» незнание ислама , и сделал из этого вывод, что труд был составлен до арабского вторжения в Египет в 641 году. Также Maspero доказывал, что автор «Путеводителя» был незнаком с монофелитством, которое было распространено в Египте патриархом Киром (631–641). Итак, согласно Maspero, «Путеводитель» датируется 622-м годом. 95 Хотя большая часть заключений, достигнутых Maspero в дискуссии о «Путеводителе», были неверны, они послужили отправной точкой для других исследователей. Так, сначала Adolf Jülicher, а затем и Marcel Richard, опровергая Maspero и приводя аргумент со ссылкой на армаситов, вышли на более достоверную дату. Jülicher предположил, что «Путеводитель» составлен после 681 года. 96 Richard, основываясь на наличии в труде непоследовательностей и схолий, определил, что «Путеводитель» в основном был составлен в первые годы после Александрийского патриарха Кира (631–641). Так, богословские диспуты, состоявшиеся в Александрии и отраженные в X главе «Путеводителя», а также XII глава передают религиозно-политическую ситуацию в Александрии времен патриаршества Кира, и еще не затрагивают полемику по поводу энергий и воль во Христе. Другие главы уже отражают полемику с зарождающимся моноэнергизмом и монофелитством, а в трех местах есть ссылки на ислам и его отличия от христианства (I, 1, 46; 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Рейтинг: 9.6 Голосов: 183 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О «красном терроре» в Перми и на Востоке России см.: Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии 1918–1928 гг. Пермь, 1997. Первые старообрядческие дела с приговорами к ссылке относятся к 1934 г. (Дело священников-старообрядцев Верещагинского района: Иоанникий Беляев, Афанасий Тунев, Федул Бажин, Федор Сальников. Очёр. – Пермский государственный архив новейшей истории (далее – ПермГАНИ). Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 26188.) Цит. по: Годы террора. Книга памяти жертв политических репрессий. Часть шестая. Т. 3. Пермь, 2011. С. 147–148. Дело священников Димитрия Овечкина, Николая Увицкого и др. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12783. Л. 42–82. Дело священников Константина Воронцова и Георгия Качанова (1937). ПермГАНИ. Ф. 643/1. Оп. 1. Д. 9534. Л. 119–120. Выписка из протокола допроса от 17 февраля 1939 г. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12396. Т. 6. Л. 118. Обзорная справка по архивно-следственному делу 15090. ПермГАНИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12385. Л. 49. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 12 октября 2018, 18:37 Как хорошо сказано в конце публикации,в том смысле,что новомученики не взывают к мести... Мы только длжны любить их,молиться им. И архивы исследовать не с целью получения ужасающей картины того времени и проклинаний исполнителей,а для выявления как можно большего числа(в идеале-всех) новомучеников,пострадавших за Веру Христову. Уверен,по молитвам к ним,Господь остановит все еще продолжающееся гражданское противостояние в многострадальной России. Святые Новомученики,молите Господа о нас,грешных++++++ Ольга 21 апреля 2017, 17:31 Я хочу где захоронен священник Тютяв не имени ни отчество не знаю это мой прадед жил в Москве был растреленым большевиками помогите Владимир 4 октября 2013, 22:25 Спаси Господи за статью! Мария Дегтярева 6 апреля 2013, 21:10 Спасибо всем читателям за отзывы! Хотелось бы связаться с Ольгой. (Можно через модераторов или через отца Игнатия). - Говоря о региональных особенностях, мы с моим соавтором имели в виду именно схему Алексея Беглова. Книга у него совершенно замечательная, но, видимо, есть какие-то материалы, на которые он опирается, делая заключение о том, что духовенство вспоминало о начале 30-х годов как о более жестоком периоде гонений по сравнению с " ежовщиной " . К сожалению, пока не было возможности познакомиться с Алексеем и расспросить его об этом.

http://pravoslavie.ru/58976.html

610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

539-541 541-543 544-552 НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни 552-555 НОВИЦКИЙ Орест Маркович (1806-1884), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в 555-560 560-560 560-561 НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви 561-563 563-565 565-571 НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) 571-579 579-579 НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) 579-580 НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) 580-580 580-585 585-585 НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери 585-588 588-606 НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. 606-610 611-631 631-632 632-641 641-643 643-648 648-649 649-649 649-651 НОВОМУЧЕНИКИ принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи 651-660 660-661 НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия 661-670 670-670 670-670 НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) 671-672 НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/vol/LI.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010