36 Прп.  Феофан Исповедник  (ок. 760–817, память 12 марта) основал монастырь Мегас Агрос (букв. «Великое Поле») на горе Сигриани на южном побережье Пропонтиды. 37 Прп. Михаил (ок. 760–817, память 4 января) был по рождению арабом. Принял монашество в лавре прп. Саввы Освященного ок. 786, был рукоположен в священники, а в 811 г. Стал синкеллом патриарха Иерусалимского. 38 Медные ворота, или ворота Халки – парадный вход в большой императорский дворец, располагавшийся недалеко от храма св. Софии на площади Августион. Ворота эти представляли собой в действительности целое здание с бронзовой крышей, использовавшееся для различных целей – как тюрьма, судебное присутствие и т. д. Икона Христа над воротами Халки – один из самых знаменитых образов Спасителя. Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 39 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 40 Иоанном Кантакузеном. 41 В Азию. 42 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря  Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 43 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 44 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 45 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 46 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью. 47 Кесарию Каппадокийскую, Сирию, Иерусалим, Ливию и Киренаику. 48 Предместье Константинополя. 49 Каган – вождь хазар, аваров, скифов и др. народов. 50 Славянами. 51 Моноксила ( греч.  monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 52 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 53 Лев III  Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 54 Арабы. 55 Галата – пригородная слобода на другой стороне Константинопольского пролива.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 44 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 45 Намек на упомянутого далее под своим настоящим именем монаха Григория Акиндина (ученика, затем противника св. Григория Паламы ) и вредоносность его учения, основанный на игре слов: Акиндин – безопасный и Поликиндин – многоопасный. 46 Иоанном Кантакузеном. 47 В Азию. 48 Селями Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, вылившееся в многолетнюю гражданскую войну (начало 1340х – 1354 гг.) и закончившееся отречением Кантакузина. 49 Букв.: «трофей», т.е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство. 50 Т.е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста. 51 В славянской Триоди добавлено: «Иоанн умер в тридцатый день». 52 Возможен перевод: «от храма Господня», т.е. соборного храма Синайского монастыря, освященного в честь Преображения Господня; сей палестры — иносказательное обозначение Синайского монастыря как места аскетических подвигов (палестра — в античной Греции помещение для борьбы и атлетических упражнений). 53 Подразумеваются двадцать девять «слов», на которые разделена Иоаннова «Лествица». 54 Святитель Андрей Критский , или Иерусалимский († ок. 725, память 4 июля ). 55 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 56 Т.е. смотрителем сиротских приютов (греч.) 57 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 58 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 59 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 60 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

4 октября, по заранее установленному сигналу, прасины распустили цепь и зажгли дворец. Солдаты Ираклия практически без сопротивления захватили последнее убежище тирана. Раненый Вон упал в море и захлебнулся, его воины разбежались, а прасины незамедлительно стали избивать венетов. Сам Фока укрылся в храме Архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: «Так-то ты управлял государством!», на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: «Попробуй лучше!» (Никифор, с. 350]) Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Фоке отрубили правую руку и голову, а труп вместе с телами хранителя казны Леонтия и выловленного из воды Вона утром 5 октября 610 г. сожгли там, где обычно жгли преступников, – на столичной площади Быка. Говорят, что перед падением дворца Фока, уже не надеясь на успех, в припадке бессильной злобы распорядился утопить в море государственную казну. Ираклий (Гераклий) I (575 – 641, имп. с 610) 5 октября 610 г. в небольшой дворцовой церкви св.Стефана 46 патриарх Сергий короновал императорской диадемой каппадокийского армянина Ираклия. Перед тем Ираклий, желая придать побольше веса собственной кандидатуре, вежливо отказывался в пользу Приска, зятя убитого Фоки, но последний не выдерживал никакой конкуренции с победителем тирана и трон, конечно же, не получил. Тогда же состоялась церемония венчания Ираклия с Фабией-Евдокией, дочерью синклитика Рога Афра. Через три дня император дал народу на ипподроме праздничные зрелища, открывшиеся церемонией сожжения статуи Фоки и знамени венетов, его ярых сторонников. Кризис, в котором оказалась Империя ромеев, приближался к апогею. Прежде всего этому способствовали мощные удары со стороны Ирана и политика узурпатора Фоки, который в короткий срок умудрился расстроить и государственный аппарат, и финансы, и армию. «Ираклий, вступив на престол, нашел совершенный упадок в ромейском государстве. Европу опустошали варвары, Азию всю заняли персы, города пленили и ромейское войско истребили в сражениях. Смотря на это, он был в недоумении, что ему делать» (Феоф., с. 243]). Хосров II грабил Византию уже безо всяких ссылок на месть за убийство Маврикия. Хронист Михаил Сириец под 611 г. записал: «Персы покорили всю Сирию, Финикию, Армению, Каппадокию и Палестину. Они взяли Галатию, Пафлагонию и дошли до Халкидона» с. 196].

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Но первый период существования Византийской академии продолжался недолго: император Фока (602–610), не расположенный к науке и просвещению, закрыл школу и удалил из столицы её дидаскалов. Но преемник его, император Ираклий (610–641), весьма покровительственно относился к науке и вскоре по вступлении на престол восстановил Византийскую академию при содействии учёного патриарха Сергия (610–638). Ираклий щедро награждал преподавателей Академии, привлекал их и к политической деятельности в интересах государства, обеспечивал материальными средствами и учеников и вообще привёл эту высшую школу в цветущее состояние. Оно продолжалось целое столетие – до наступления иконоборческой эпохи. Когда Лев Исаврянин (717–741) вступил на престол, Академия по-прежнему помещалась при церкви в Халкопратиях, имела целый штат преподавателей – в числе 12 – и ректора, который назывался οκουμενικς διδσκαλος, пользовалась большим вниманием византийского общества, как единственная высшая школа, и была по-прежнему казённым учебным заведением. Когда в Византии возникло иконоборческое движение, то Академия – в лице своих профессоров и питомцев – не примкнула к нему, осталась верна учению Церкви и выступила на его защиту против ереси. Это обстоятельство послужило для Льва III основанием к закрытию Академии. И в течение всей иконоборческой эпохи Академия, как учебное заведение с целой корпорацией преподавателей и многочисленным составом студентов Византии, не существовала. А результатом этого было то, что изучение наук, прекращённое безумием императоров-иконоборцев, как говорит хронист Георгий Амартол, исчезло в Империи до времени благочестивых царей Михаила и Феодоры. Впрочем, уже император Феофил (829–842) в начале своего царствования открыл общественную школу в Константинополе при храме св. Сорока мучеников, но в ней преподавал лишь один – хотя и замечательный – дидаскал Лев Философ, впоследствии (в 839г.) архиепископ Фессалоникийский, а затем школа прекратила своё существование накануне торжества Православия (843г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Аноним (VII в.). Житие Алипия Стилита (VII в.) Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (ок. 610–641) и его анонимный продолжатель (кон. VII в.). Чудеса вмч Димитрия Фессалоникского (конец VI – нач. VIII вв.). (первая часть – 580–610 гг.; вторая часть – 610-е и 670–680-е гг.) Аноним (до VIIIb.). Житие Петра Афонского (VI-VII вв.) Аноним (VIIb.?). Житие Петра, епископа Аргивского (Argivorum) (VII в.) Аноним (VIIb.?). Житие Трифиллия Кипрского (VII в.) Аноним (не ранее кон. VII в.). Воспоминания о Папе Мартине I (649–655) Аноним (рубеж VII-VIII вв.). Краткая история о сделанном против блаженного Мартина бывшего Папы Рима, а также преп. Максима и его ученика (640660-е гг.) Аноним (кон. VII-VIII вв.). Грузинское житие Максима Исповедника (580–662) VIII век Аноним (ок. 720). Житие Давида Фессалоникского (ум. ок. 538) Симеон Иеромонах (вторая четверть VIII в.). Мученичество 60 мучеников Иерусалимских (ок. 724.) («кесарейская» ред. – по рукописи Х в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Петра Нового, мученика Капетолийского (первая треть VII в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Варлаама и Иосафа (первая пол. VIII в.) МаринНеапольский (VII-VIIIbb.?). Житие Прокла (VII в.?) Никита (вторая треть VIII в.). Житие Андрея, архиепископа Критского (ум. ок. 712–720) Аноним (вторая пол. VIIIb.). Житие Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595) Никифор Скевофилакс (вторая пол. – кон. VIII в.). О перенесении мощей Феодора Сикеота (ум. 613) Константин, епископ Тия (кон. VIII в.). Рассказ о перенесении мощей вмч. Евфимии (730-е гг.) Арабский аноним (вторая пол. VIII в., пер. с араб. Иоанна Иерусалимского в Хв.). Житие Иоанна Дамаскина (675 – умер до 754) Аноним (кон. VIII в.). Житие Павла Кайумского (середина VIII в.) Аноним (кон. VIII в.). Житие Льва Катанского (ум. 785) Аноним (кон. VIII в.). Житие Космы, епископа Майумского (ум. 787) Аноним (кон. VIII в.). Мученичество Вакха (ум. 788) Иоанн Сабанисдзе (кон. VIII в.). Мученичество Або Тбилели (VIII в.) Элия, эконом Великой церкви (кон. VIII в.). Чудеса Св. Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чинопоследование – установленный порядок осуществления определенных молитв и богослужебных действий. Чистилище – промежуточное место, где, по представлениям Католической Церкви, до Страшного Суда в очищающем огне пребывают души умерших, не достойные из-за своих грехов Рая, но и не попавшие в Ад . Кроме того, в Ч. души испытывают муки оттого, что временно лишены возможности лицезреть Бога. Участь и срок пребывания души в Ч. зависят не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле, от добрых дел, совершаемых живущими в память о ней. Представления о Ч. встречаются у ранних христианских авторов IV-V вв., но само понятие окончательно сформировалось к XIII в. в результате трансформации феодального христианства и вызвало особенно яростные споры между теологами – католиками и православными. Догмат о Ч. был принят на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 г, но не признавался в Византии. Чичуров Игорь Сергеевич (1946–2008 гг.) – видный советский и российский византинист, профессор, заведующий кафедрой древних языков Московского государственного университета, знаток и издатель византийских нарративных источников ( Феофана Исповедника , Никифора), особенно активно занимался проблемами византийской идеологии. «Чудеса вмч. Димитрия» – крупное систематическое собрание сказаний о Св. Димитрии, небесном покровителе Фессалоники, автором первой части которых был Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (конец VI – первая половина VII вв.). Он составил собрание 15 чудес Св. Димитрия в период правления василевса Ираклия (610–641 гг.). Хронологически они происходили во время правления Маврикия и Фоки (582–610 гг.). Через 70 лет после первого собрания было составлено второе, анонимный автор которого тоже был духовным лицом и жил в Фессалонике во второй половине VII в. Эти шесть глав делятся на две части, по три главы в каждой, и охватывают события 610-х и 670–680-х гг. Превосходный пер. с коммент. этого ценнейшего памятника агиографии выполнен на французском языке П. Лемерлем в 1981 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава X. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ И МОНОФЕЛИТСТВО Император Ираклий I (610–641) был самой выдающейся личностью из императоров, занимавших византийский престол после смерти Юстиниана. Человек энергичный и дальновидный, он восстановил Империю, раздробленную в царствование убийцы Фоки (602–610). Одним из главных достижений царствования Маврикия (582–602), предшественника Фоки, было заключение мира с Персией. Маврикий предоставил убежище изгнанному персидскому «царю царей» Хосрову II, и последний, женившись на его дочери, смотрел на него как на отца и покровителя. После того как Хосров снова взошел на трон, Византийская империя получила крупные территориальные приобретения в Армении. Убийство Маврикия Фокой в 602г. послужило сигналом массированного наступления персов на Римскую империю. В 610г. персидский отряд, поддерживаемый союзными аварами, дошел до Халкидона, на противоположном Константинополю берегу Босфора. Тогда Ираклий, сын экзарха Африки, повел флот на спасение города. Почти сразу после того, когда был казнен Фока, он был коронован императором. Поскольку Хосров отказывался заключать мир, новый император вступил в войну, длившуюся почти непрерывно в течение восемнадцати лет. Обе стороны смотрели на эту войну как на религиозную борьбу между двумя мировыми религиями-христианством и зороастризмом. Каждая сторона сражалась не за преходящую политическую выгоду, а за окончательное торжество того, что она считала всемирной и абсолютной Истиной. Хотя во всех войнах Древнего мира известную роль играли религиозные ценности, никогда прежде их столкновение не было столь определенным и осознанным. С византийской стороны религиозное значение войны подчеркивалось самим императором, постоянно пользовавшимся советами своего друга, патриарха Сергия (610–638). Оба они, и император и патриарх, были людьми восточного происхождения. Ираклий принадлежал к знатной каппадокийской семье, вероятно, армянского рода, Сергий же был сирийцем. Их сотрудничество было решающим фактором как в ведении войны, так и в определении религиозной политики. Впервые византийские войска выступали против персов с иконами Христа и Богоматери как символами небесного покровительства 635 . Религиозная символика этой войны подчеркивалась той особой важностью, которую обе стороны придавали реликвии Честного Креста Господня, который почитался в Иерусалиме со времен его открытия святой Еленой, матерью Константина. Когда персы в 614г. захватили Иерусалим, они вырезали население, взяли в плен патриарха Захарию и увезли Крест в подарок Хосрову 636 . Однако реликвия эта была возвращена Иерусалиму Ираклием после победы, вероятнее всего, в марте 631г. 637 Праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября) в этот год праздновался в Иерусалиме с особой торжественностью, и Ираклий стал легендарным героем, о котором как о славном предшественнике вспоминает французский крестоносец XIIb. Гийом Тирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1901 г. Оп. 607. Д. 11. Дело о неисправности по службе св[ященника] с. Рогачева Дмитровского уезда Николая Климентова. 1901 г. Оп. 607. Д. 14. Жалоба крестьянина Андреева на священника села Княжева Можайского уезда Сергея Афонского. 1901 г. Оп. 609. Д. 9. По жалобе крестьянина Григория Дементьева на священника села Северного Коломенского уезда Василия Счастьева. 1903 г. Оп. 609. Д. 40. По жалобе землевладельца Сабинского на диакона села Рождествена Рузского уезда Александра Патокина. Оп. 610. Д. 11. По доносу крестьянина Панина на священника села Старой Сытни Серпуховского уезда Константина Чекалова. 1904 г. Оп. 610. Д. 18. Дело по жалобе прихожан церкви села Тарбеева Дмитровского уезда на священника Петра Мячикова. 1904–1905 гг. Оп. 610. Д. 43. Дело по прошению прихожан села Рыбалова Бронницкого уезда об отводе от них священника Николая Уклонского за нетрезвость и немиролюбие. 7 сентября 1904 – 30 мая 1905 гг. Оп. 610. Д. 44. По жалобе крестьянина Молчанова на священника села Язвица Волоколамского уезда Сергия Добролюбова. 2 октября 1904–4 июля 1905 гг. Оп. 611. Д. 17. Дело по жалобе крестьянина Берлюкова на священника села Дятлова Подольского уезда Алексея Беляева. 25 апреля 1905 – 16 января 1908 гг. Оп. 611. Д. 26. По жалобе крестьянина Комарова на священника Успенской церкви села Вышнегорода Верейского уезда Георгия Воздвиженского. 23 июня 1905 – 14 июня 1906 гг. Оп. 611. Д. 33. О диаконе села Сляднева Рузского уезда Димитрия Друганова. 18 июля 1905 г. Оп. 611. Д. 51. О священнике села Середнякова Московского уезда Алексее Терковском, учинившем в метрической выписи по воинской повинности, о рождении, крещении журнала ложную отметку о смерти. Оп. 611. Д. 54. По жалобе крестьянина Егора Ермолаева на священника села Верзилива Серпуховского уезда Николая Беляева . 30 сентября 1905–7 октября 1905 г. Оп. 611. Д. 57. По жалобе крестьянина Орлова на священника села Мышкина Можайского уезда Петра Востокова. 11 октября 1905 – 18 декабря 1906 гг. Оп. 612. Д. 21. По жалобе крестьянки Балалайкиной на диакона Сретенской города Серпухова церкви Ивана Соколова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

империя в начале 7-го века терпела постоянный нападения от аваров и особенно от персов, а равно была постоянно угрожаема от аравитян, или сарацин. В 637–640 годах под власть сарацин подпали Сирия, Палестина и Египет. Этому много содействовали монофизиты, которые по вражде к православной Церкви всегда готовы были отдаться в руки врагов. Число монофизитов в одном Египте доходило до 6 миллионов, тогда как православных там было около 300 тысяч. Император Ираклий всячески старался примирить монофизитов с православною Церковью. Ради этого он и издал экфесис. ( < < back) Максим прибыл в Африку около 640 года. Ранее этого он утверждал православную веру с 633 по 640 год в Александрии, Константинополе, Кипре, Малой Азии и других странах. В Северной Африке он прожил пять лет, с 640 по 645 год. ( < < back) наследовал Сергию в 639 году. На созванном им соборе он одобрил «изложение» (экфесис) Сергия и ревностно продолжал дело защиты ереси. ( < < back) был византийским императором в 641 г. ( < < back) молва приписывала патриарху Пирру соучастие с Мартиною, мачехою императора Константина, в отравлении этого последнего. Опасаясь ярости народа, он бежал в 641 году в Северную Африку и оставил патриарший престол. До 650 года он жил сначала в Африке, а затем в Риме. ( < < back) царствовал с 641–668 г., Kohcmahmuh IV Погонат — с 668–685 г. ( < < back) занимал патриаршую кафедру в Константинополе с 641–654 г. ( < < back) нередко назывались в Греко-Римской империи правители областей; назывались так же и люди благородного происхождения вообще. Патриций Григорий был правителем Карфагена. Карфаген находился к северо-востоку от Туниса. Основан Дидоною, царицею Тирской, около 860 года до Р. Хр. В 148 году до Р. Хр. подчинен Римской империи. Завоеванный в 439 году по Р. Хр. Вандалами, он был возвращен Римской империи в 533 году Велизарием. В 697 году арабы окончательно разрушили его. ( < < back) прение св. Максима с Пирром происходило в июле 645 года. ( < < back) с пристанью при Адриатическом море, построена фессалийскими греками. Многие римские императоры имели здесь свое главное местопребывание, и поэтому эта провинция называется иногда Романией. Император Август здесь держал флот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

30 Эктезис был составлен Сергием еще в 634 или 635 году и опубликован только в 639 г., когда Ираклий возвратился с арабского фронта в Сирии. Карташев А. В. Указ. соч. С. 406. Об авторстве Сергия свидетельствует и письмо самого Ираклия к папе Иоанну IV (+642), написанное им незадолго до смерти в январе или начале февраля 641 года: «Эктезис не мой. Я не составлял его и не приказывал составлять. Серий патриарх составил его назад тому 5 лет, прежде моего возвращения с Востока; а когда я возвратился в этот благополучный город, он упросил меня издать его за подписью моею, под моим именем, и я уважил его неотступную просьбу». Орлов И. Указ. соч. С. 19. 31 Деятельность Максима в Африке описана в его «Житии». Встречаясь с африканскими епископами, он «делал их более твердыми в вере и много учил и внушал, как могут они избегать ловушек противников и отклонять их лжемудрования. Благоразумный этот муж знал, что от нас требуется много опытности и красноречия, если мы вознамеримся поражать противников и ниспровергать всякое их превозношение, восстающее против истинного знания. В виду этого он всеми средствами поощрял их, сплачивал, приготавливал беседами к мужеству и наполнял их благородными помыслами. Ведь хотя они и превосходили его своим саном, но мудростью и разумом уступали и были ниже, не говоря о других доблестях этого мужа и достославности во всем. Поэтому они соглашались с словами его и беспрекословно повиновались его наставлениям и советам, заключавшим так много полезного. Видели они в этом муже жизнь высокую и необыкновенную, слово обильное и богатое, не каплями какими-нибудь, но реками текущее, – разум и прочие свойства души, совершенно ни с чем не сравнимые. Благодаря всему этому, не только все священники и епископы, но и правители народные и светские, всецело были преданы ему, привлеченные им как магнитом». Муретов М. Д. Указ. соч. С. 30. 32 Орлов И. Указ. соч. С. 30. Григорий, предположительно, сын Никиты, двоюродного брата Ираклия, был назначен экзархом (префектом) или наместником Африки в 641 году вместо отозванного Георгия, экзарха Африки с 634 по 641 гг. В 646 году он решил воспользоваться брожением, которое охватило Африку, и провозгласить себя императором. Уверенный в сочувствии туземцев, Григорий привлек на свою сторону племена соседних мавров и с целью иметь их поддержку перенес свою резиденцию из Карфагена на юг Бизаценской области, в цветущий город Суфелету. В 647 году во время битвы с арабами на расстоянии одного дня пути от этого города он был разбит и погиб в битве на равнине Бакуба. Кулаковский Ю. А. Указ. соч. С. 165–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010