456 В Типиконе (во 2-й главе, см. 4-е, зри) сказано: «По сем обычном пении (т. е. величании с избранными стихами псалмов Давидовых) малая глаголется ектения от диакона и седальны поются, и входят вси священнослужители во святой алтарь и изобличаются священных одежд, точию держан чреду остается в облачении к прочитанию Евангелия. Обыкновенно же при чтении Евангелия, так как пред ним не бывает так называемого «чтения» (толкования), полагаемого Уставом (Тип., гл. 2), остаются на средине храма все священнослужители. В праздники, в которые на всенощном бдении бывает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, полагается после утрени пред 1-м часом поклонение иконе праздника, целование ее и помазание всех святым елеем (Тип., послед. 26-го сент., 15-го августа). В приходских церквах, по причине множества молящихся, целование иконы и елеопомазание начинается во время самой утрени, при пении канона. Целование иконы бывает таким же образом, как и Евангелия (Тип., гл. 2); сперва делают два поклона, потом целуют, затем поклоняются однажды (Тип., послед. 26-го сентяб. См. выше). О поклонах пред Евангелием в Неделю (воскресение) сказано в Типиконе: «не до земли творит (каждый) поклоны, но малые, преклоняя главу, дóндеже рукою достигнет до земли». В Неделю бо и Владычный праздник и в Пятидесятницу всю колена не преклоняют (Тип., гл. 3, утреня). 457 В храмовые праздники, случившиеся в Неделю (воскресение), указано в Типиконе читать на утрени Евангелие храма. Это ясно, прямо обозначено в храмовых главах: 1, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 44. Между тем в некоторых храмовых главах, именно: 3, 12, 19, 20, 33, 38, по-видимому, как бы предписывается читать на утрени Евангелие не храма, а воскресное. Но в этих главах нет прямого, особого указания о чтении Евангелия, а пишется вообще о службе, что если праздник храма случится в Неделю (воскресение), то службу следует совершать так-то. В 3-й храмовой главе о празднике читаем: «Аще случится храм святаго, или святыя в Неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившагося святаго, имущаго бдение в Неделю, глава третья», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

6 . Самую главную важнейшую принадлежность алтаря составляет св. престол, который должен быть равномерный т.е. в вышину 1 арш. 6 верш., в длину 1 арш. 8 верш, в ширину 1 арш. 4 верш. (II. С. З. 18 сентяб. 1784 года 6624). Он всегда одевается сверху до полу двумя одеждами: белою называемою «нижнею» или «срачицею» и, поверх нижней, светлою блестящею, которая называется «индитией» 44 . На престоле поверх индитии полагается «илитон», т. е. четырехугольный платок «из тонкой доброй льняной или шелковой материи». (Дополн. Требн. Киев 1866 г. л. 40). В илитон завертывается св. «антиминс». Поэтому илитон должен быть несколько больше антиминса. 7 . Антиминс есть шелковый (в старину льняной) плат с изображением положения во гроб Христа Спасителя и орудий страданий Его и с частицею св. мощей, вложенных и зашитых в оный. В антиминс влагается «губа», которая употребляется для опущения частиц лежащих на дискосе в св. чашу и для отирания оного. Губа эта называется «антиминсною» или «илитонною» так как вместе с антиминсом завертывается в илитон (Извест. Учит, при кн. Служб 45 . Св. антиминс есть то же, что и престол (с греческого «вместопрестолие»). Без антиминса не совершается литургия. Примечание. Если случится, что во время совершения Божественной литургии загорится церковь , или начнет падать от каких-либо причин, то совершающий литургию священник обязан сохранно с антиминсом взять св. дары и вышедши из церкви «на ином месте честном, на том же антиминсе, да совершит Божественную службу, начать от места его же исходя преста». Извест. Учит. 8 . На престоле всегда должен быть крест, обыкновенно полагают два. Крест должен быть золотой, серебряный вызлощенный и в крайнем случае медный, вызлощенный или высеребренный или с так называемого польского или накладного (мельхиора) серебра, или же кипарисный, в металлической оправе. Среди престола, поверх антиминса полагается Евангелие, которое обыкновенно переплетается в бархат и отделывается в золото, серебро или в другой какой либо металл; на верхней его доске, в средине в кругу чеканится или пишется на финифти образ Спасителя, а по углам четырех евангелистов: Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос 2-й. «Грековосточная церковь и малороссийская в Киеве, до лет Никона патриарха , православны были или неправославны? Вопрос 3-й. « Церковь Христова соборная имеет ли право изменять обряды, или не имеет? Или прежде имела, а потом лишилась сего права? И давно ли лишилась? И кто ее оного лишил? Вопрос 4-й. «Грекороссийская церковь , исправляя богослужебные церковные книги (по образу св. мучен. Лукиана, Исихия и Иринея), впала ли в какие чрез сие богопротивные ереси, или в какие иные погрешности, и утратила ли свое благочестие, и может ли называться святою церковью? Вопрос 5-й. «Все ли держащиеся двуперстия, двоения аллилуии, семипросфирия, хождения посолонь и вообще держащиеся старых Иосифовских книг, могут называться св. соборною апостольскою церковью или едины могут, а другие не могут и почему так? Вопрос 6-й. «Митрополит Амвросий от какой ереси обратился и в каких, противных Евангелию и 7-ми вселенским и 9-ти поместным соборам, догматах пребывал до обращения к вам? И кто был начальником той ереси, от которой Амвросий удалился? И кто оную ересь судил? Вопрос 7-й. «Трехперстное сложение, слагаемое во имя св. Троицы новая ли есть выдумка Никона патриарха и печать ли антихристова, как наши предки утверждали? И какая в оных перстах заключается ересь? «Мои вопрошения прошу вас, святый владыко и вы почтенные члены Духовного Совета, разрешите на основании священного писания и преподайте разрешение сие нам в назидание и познание истины. А если от вас последует не ответ, но молчание, это послужит для нас признаком вашего маловерия, слабости и невозможности защитить ту церковь , пастырями которой вы себя называете. «Остаюсь в ожидании вашего ответа Тимовей Егоров Тихомиров. 1886-го года, Сентяб. 20-го дня. Это вопросительное послание Тихомиров вручил Савватию в этот самый день, 20 Сентября; затем он написал и отправил уже на имя одного Савватия письмо с изложением причин, по которым не может принять от него поставление в сан священства. Вот что именно писал он: «Вы предложили мне вступить в чин священства и я пред Вами обещался о семь всесторонне обсудить. Теперь я обсудил об этом деле и свое обсуждение нахожу нужным сообщил вам: совесть моя возбраняет мне принять священство. Если разрешите мои сомнения, заключающиеся в моем вопросительном к вам послании, то, успокоившись совестью, я готов принять сан священства: а доколе не получу от уст ваших и от всего Духовного Совета ответов, дотоле не только не поступлю в священники, но и в истинности нашей церкви буду иметь сомнение. Христос Спаситель во св. своем Евангелии того именует истинным пастырем, который, оставив девяносто девять овец, идет спасать погибшую сотую овцу. Если вы меня сочтете за погибшую овцу, то, во исполнение евангельского гласа, не откажитесь прийти ко мне на помощь устранением моих недоумений».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Л. 10. (@Приплы на празники и бгоматере. нарочиты сты. имщи пополиеле@). Написаны величания Сентября 6 (архистр. Михаилу), 8, 14. 19 (князю Феодору Ярославскому). 20 (князю Михаилу). 24 (Знамению Пр. Богородицы во Пскове). 25 (пр. Сергию) 26, Октября 1-го (Покрову). 26 (Св. муч. Димитрию). Ноября 1-го (Косме и Дамиану) 8 (на собор арх. Михаила), 21. 27 (Знамению); Декабря 6. 21 (Петру митрополиту) 25; Января 1-го (на Обрезание). 6. 30 (трём святителям:, и св. Никите, еп. Новгородскому); Февраля 2-го. 12 (св. Алексею митрополиту), 21 (на обретение честныя главы); Марта 25. 26 (на собор архангела Гавриила), в неделю цветную, в субботу великую на непорочнах, в неделю Фомину, на Вознесение Господне, на Сошествие Св. Духа; Июня 24 на Рождество Иоанна Предтечи, 39 Петру и Павлу; Июля 8: князьям Василию и Константину, Июля 15 князю Владимиру, – 20, пр. Илие, 24. Борису и Глебу; Августа: 6. 15. 16. и 29. За сим написаны; прокимен, стихира по Евангелии, стихи по 50 псалме, Достойно есть по 9-й песни, свят Господь Бог наш на 8 гласов и псалом 148 с припевами, разделённый на стихи, для пения на два лика. Л. 18. (@На молебне по слава и нын, и стихира гласъ@) 6-й – об. (@Начало ли т во сты ца наше зла т ста@). Написаны: «Единородный Сыне» и далее л. 12. блаженны на 8 гласов, прокимны воскресны на 8 гласов и прокимны на каждый день недели; херувимская, символ веры : «свят, свят, свят господь Саваоф». «Тебе поем, Достойно есть яко воистину. Отче наш», и л. 23 причастны: на все дни недели и заупокойный; л. 23 об. причастны на господские праздники: Сентяб. 1. 13., Дек. 25; Января 6., Марта 25., в субботу Лазареву, в неделю Цветную, в субботу великую, на Пасху, в неделю Фомы, на преполовение, на Вознесение, на Сошествие Св. Духа и Августа 6. Л. 25 на 9-й песни величания: Трём Святителям, Сент. 8. 14., преподобным, на Введение, св. Николаю, на Рождество Христово, на Крещение, на Сретение, в неделю цветную, на Вознесение, на Сошествие св. Духа, на Преображение, на Успение Богородицы; Июня 30 (@св. апламъ@), Янвлря 7-го на собор Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иеромонах Пимен в 1482 г. устроил здесь первую церковь . В 1786 г. монастырь обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 683; IV, 802; VI, 984; Ратшин, 444; “Опис. монаст.», 1817 г., 61; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 23; “Зап. Имп. Р. Геогр. Общ.», 1856 г., XI, 389; “Памят. кн. Полтав. губ.», 1865 г., Отд. I, 66; Строев, “Спис. иер. и настолт.», 931, 5; “Акты к истор. Ю. и З. Р.», IX, 180 (Переписка 1672 г. разных лиц; на стр. 963 письмо чернца к игум. Савватию Денисовичу); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан 1723 г. в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 11 (акты Южно-русск. м-рей архива Маркевича; упом. игум. Иосиф Крепнецкий 1680 г., Гавриил Величковский 1697 г., Товий Зуб 1730 г., Вениамин тоже 1730 г., Киприан 1745 г.; у Строева их нет). 890. Крестиморовская – Воздвиженская, иначе Крестомаровская и Маровская – Воздвиженская, мужская пустынь, ныне село Чернуха, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 12 вер. к юго-вост. от Макарьева. Существовала во второй полов. XVII ст. и первоначально находилась в приходе села Зверева, лежащего на границе Васильсурского у. Из настоятелей пустыни упоминаются первым игум. Павел 1666–1672 г., а последним игум. Викентий в 1759 г. В селе до настоящего времени существует ярмарка (12–15 сентяб.), известная под именем «Маровской“. Упразднена в 1764 году. “Ист. Росс. Иер.», IV, 816 (показана в Нижегород. уез.); V, 54 (Ярослав. епархии); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 622, 14; Семенов, “Словарь», V, 683 (Чернуха). 891. Крестный – Ставрос – Кийостровский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Архангельской губ., Онежского у., на остр. Кие Онежского залива, в 15 вер. к сев.-зап. от гор. Онеги и в 8 вер. от берега. Патриарх Никон в 1639 году, будучи еще иеромонахом, проезжая по Белому морю из Анзерского Соловецкого скита, был застигнут бурею и едва спасся, пристав к пустынному острову Кию, где тогда же и поставил крест. В 1652 г., уже в сане митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

стр. 33 и 34 энциклопедич. Лексикон изд. А. Плюшара т. V С.-Пб. 1836 г. in 8°, а также стр. 144 и 145 энциклопедич. словарь под редакцией профессора И. Е. Андреевского, т. III С.-Пб. 1891 in 8°). Между тем некоторые предполагают, что отчасти сохранилось и в преданиях старожил. Калужск. губ., будто бы Преподоб. Пафнутий из рода фамилии Баскаковых, но с этим мы вполне не можем согласиться, так как фамилия Баскаковых появилась с 1544 г. Филимон Иванович Баскаков находился в Казанск. походе. Предки рода Баскаковых с 1598 г. служили дворянские службы и записаны были по городу Смоленску в числе детей боярских с поместным и денежным окладами. Потомки сего рода, продолжая владеть предковскими имениями в Калужской и Тульской губерниях, служили Российскому престолу в военной службе (см. стр. 654 и 655 Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской Империи, сост. гр. Александр Бобринский ч. I (до конца XVI ст.) С.-Пб. 1890 г. in 8°). 4 Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят заодно с Высотским. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всей окрестностью. 5 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена: Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. VIII, 183. 6 Пафнутий был ученик пр. Никиты, ученика Сергия Радонежского. Никита пришел в высоцкий монастырь к Афанасию еще в первое время существования сего монастыря. По смерти второго Высоцкого игумена – Афанасия младшего, Никита был избран игуменом и управлял монастырем от 1395 но 1414 год (см. душеп. чт. 1874 г. сентяб. стр. 45 и 40, а также стр. 203–14, История православн. монашества в Северо-Восточн. России со времени пред. Сергия Радонежского, сост. диакон Матфий Кудрявцев. М. 1881 г. in 8°, а также на стр. 57 и 138, Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сочинение Иосифа разошлись в большом количестве списков в XVI, XVII и даже XVIII столетиях. Его строгое учение сделалось достоянием Русской церкви. Когда на соборе 1554 г. против еретика Башкина, Кассиан епископ Рязанский, сочувствовавший обвиняемым, стал порицать книгу Иосифа Волоколамского на ересь Новгородских еретиков: то «ей тогда принесенной бывши на собор на обличение еретиком и зело похвали ю боговенчанный царь, преосвященный Макарий митрополит и весь собор священный, светило ту нарекоша быти православию». М. Мак. Сентяб. 5 Для краткого очерка жизни Пр. Сергия, мы руководствовались следующими источниками: а) Житие пр. Сергия церковно-славянской печати, печатанное в 1646 г., по повелению Царя Алексея Михайловича, с рукописного жития Епифания, первого списателя жития Сергиева. б) Житие Сергия Чуд. – М. М. Филарета 1835 г. в) Филарета Архи. Черниговского Сент. кн. 1862. г) Жития Русских Святых – Муравьева. 8 Первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. В исторических документах о монастыре, на Хотькове, упоминается не позднее 308 г. (Истор. Р. Иер. ч. VI стр. 1103). За недостатком монастырей в то время в Московском княжестве, в Хотьковом монастыре были отделения и для монахов, и для монахинь. Это не единственный пример. Подобный монастырь был Введенский-Подольный. Обычай этот существовал до 1504 г., – в сем году Соборным определением запрещено было жить в одном монастыре и мужчинам и женщинам, – а Хотьков монастырь причислен был к Троицкой Лавре. Акт. Экспед. т. I. 383. Откуда происходит название – Хотьков? Некоторые производят его – от богомольцев пеших – Ходоков. Но это сомнительно. 10 К этому же времени относят основание обители и Филарет Ар. Черниговский см. Сент книж. о Р. Св. и Муравьев. 11 Историк Карамзин свидетельствует, что св. Алексий именно в 1354 г. отправлялся в Константинополь приять от Патриарха Каллиста жезл Митрополита всея России. т. IV. прим. 383. 13 Авраамий Палицын место сего источника определяет близь бывшего Подольного монастыря. Следовательно это есть колодезь, близь Пятницкой церкви, украшенный ныне каменною часовнею, и называется «кладязь Сергиев». В одном древнейшем списке жития Сергиева, сказано о сем кладязе так: «бяше чаща и дубрава, идеже ныне честный монастырь стоит. Тогда убо река течаше, яже есть и до ныне, иже от Клементьева невельми близ монастыря течет. Другая же река, яже ныне под монастырем течет, на том же месте от искони река небяше. Тем же и труд приимаху братия, от далека воду приносяще на потребу. Обрет же Св. Сергий в едином рову воду от наводнения, над ним же став молитву творяше, и воду освящ., и преклонь колена начать молитву… И сия рекшу святому, внезапу вода явися велия, яже и доныне нами зрима есть, отнележе и почерпаем воду на всяку потребу, благодаряше Бога, даровавшего нам таковую благодать. Прозвашися река Та Сергиева река даже до десяти или двадцати лет». Истор. Летопись. Тр. Лавры. Глава II. Здания Лавры. Стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список Л.Е. Межековой. Архив Оптиной Пустыни. Беседа от 17 июля 1912 г. 19. Дни памяти настоятелей и старцев О П . Архив Оптиной Пустыни. 20. Рукопись. Архив Троице-Сергиевой Лавры. 21. «Невода памяти». Глава III. Монах отец Агапит . Машинопись. Архив Оптиной Пустыни. 22. Материалы о иеросхимонахе Нектарии. Машинопись. Библиотека Оптиной Пустыни. 23. Записки протоиерея Сергия Сидорова. М., 1989. Машинопись. Публикуется с разрешения дочери автора Веры Сергеевны Бобринской. 24. «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20-го Сентяб 1862 года. Многогр и Амвросий.» РГАЛИ. Ф. 548, оп. 1, ед. хр. 440, л. 12, 16 об., 33 об., 36 об., 63 об. 25. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Леониде (Фризель), казначее Влахернского Спасского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. 1874–1891. Штамп библиотеки скита с шифром: отд. 1, 469. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, л. 88–88 об. 26. Агапит, архимандрит. «Злоумный разбойник» – стихотворение. Черновой вариант с авторской правкой. 1898–1902. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 53, ед. хр. 14. 27. Летопись скита Оптиной Пустыни за 1900–1916 гг. ОР РГБ. Ф. 214, ед. хр. 367. 28. «Летопись выдающимся событиям скитской жизни» за 1916 (с октября) – 1918 (по 4-е июня) гг. ОР РГБ. Ф. 214, ед. хр. 368. 29. Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной Пустыни и материалы к ним 483). 1913–1918. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 3, ед. хр. 26, л. 34. 30. Дело о выборе: скитоначальника, казначея, братского духовника и ризничего Козельской Введенской Оптиной Пустыни 438, 472). 1912. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 3, ед. хр. 23, л. 16, 18–19. 31. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1802–1889 гг. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 1, ед. хр. 1. 32. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1890–1906 гг. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 1, ед. хр. 3. 33. Формулярный список монашествующих Оптиной Пустыни и Иоанно-Предтеченского скита, 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

– Свято храня постановления вселенских соборов и в наше время действующими законными постановлениями церковно-гражданскими, повелевается писать иконы в стиле древнего греческого-образописания в благоприличном виде без всякого суемудрия, а иконы, написанные безобразно, в страстных соблазнительных видах, нигде не допускать до употребления (т. XIV Уст. опред. и прес. преет, ст. 95 изд. 1890 г.; 59 вытесанные изваяния резные и неискусно написанные или несогласные со священным писанием, а также отливных икон нигде не допускать, за исключением распятий искусно вырезанных на высоких местах в церквах поставленных (II. С. Пост. Прав. Исп. 1722 г. 625, II. С. З. 16 март. 1759 г. 10935, 22. января 1761 г. 11189, 4 июля 1767 г. 12928 и 24 августа 1767 г. 12970). Повелено также на антиминсах не изображать Господа Саваофа в образе ветхолетнего мужа, а св. евангелистов в образе животных (Полн. Соб. Пост. Прав. Исп. т. 26 апр. 1722 г. 516; II. С. З. 31 авг. 1722 г. 4079). Запрещается также на иконах изображать св. Модеста патриарха Иерусалимского со скотскими стадами, а св. Александра Невского в монашеском, а не в великокняжеском одеяниях; (Полн. Собр. Пост. Прав. Исп. 25 сентяб. 1732 г. 1127 и 1318) и вообще запрещается изображать иконы в соблазнительных фигурах (II. С. З. февр. 3 д. 1823 г. 29299, Уст. о пред. и прес. прест, ст. 95, Свод. Зак. т. XIV изд. 1890 г.). Запрещается распространять распятие, издающее свет в темноте, так как это изображение, составляя техническую новость, не составляет вместе с тем предмета потребности для православных храмов (Опред. Св. Син. 5 сент.–22 окт. 1884 г. 1830). На скрижалях следует писать заповеди церковно-славянскими буквами, а не римскими (Опред. Св. Син. 30 января–8 февр. 1891 г. Ц. В. 1891 г. 7). Примечание. В заботливости о достодолжном почитании св. икон и об искусстве их писания, нашими церковно-гражданскими законами постановлено: искусство иконописания должны свидетельствовать духовные лица (примеч. к ст. 95 уст. о пред. и прес. прест.); раскольники ко вступлению в иконописательные цехи допускаются не иначе, как с разрешения Министра Внутренних дел (Высоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

114 И. Г P. T. V. пр. 234. В Соф. Вр. поставление Исаакия относится еще к сентяб. 1397 г Ч. I. сгр. 418. Но тогда Киприана не было в Москве. 115 «Об отношениях Новгорода к В. Князьям», Соловьева. В Чтен. Москов. Истор. Общества. Год. 2. 1, ст. 77. 116 В Лет. Новгород. 1. стр. 98. говорится об этом вызове, но не объясняется его причины, которая может быть открыта из соображения обстоятельств дела. В той же Летописи под 1399 г. говорится о неудовольствии Витовта на прекращение с ним сношений. Без сомнения, одною из главных причини, воспрепятствовавших соединению Новгорода с Литвою, было их разноверие. Потому-то Летопись Новгородская так невыгодно и описывает Витовта стр. 101. 117 Но отыскивая свою собственность, некоторые дерзнули коснуться и святыни. Летопись Архангелогородская рассказывает, что Новгородцы, взяли Устюг, разграбили и сожгли его соборную церковь и взяли с собою чудотворную икону Одигитрии; а один наглец осмелился даже связать ее убрусом, говоря: «ни один пленник не связанный нейдет в чужую землю». – Но Архиепископ Новгородский справедливо обличил такую дерзость и обязал Новгородцев возвратить икону на свое место со всеми похищенными церковными вещами и воздвигнуть вновь соборный храм в Устюге, стр. 99, 100. – Впрочем не видно, как согласить некоторые обстоятельства сего случая с другим показанием той же Летописи. В 1490 г., когда было разыскание о времени первоначального построения сего храма, дьяки по книгам нашли, что он сооружен по благословению Арх. Ростовского, за два или за три года до опустошения Устюга Новгородцами, стр. 168, 169. 119 Лет. Никон. IV, 300, 301. Архангелогор. ст. 102 « Киприан Митрополит, по В. Князя слову, владыку поймал, да посадил за сторожи в Чудотском монастыре, за месячный суд, что не дали». – Последняя мысль впрочем не подтверждается показанием других Летописей. В, Соф. Вр. 1, 427. «а сидел (Иоанн) в нятии на Москве, у Николы у Старого». 121 Никон. Лет. V, 37. «На святом озере у ц. Преображения Господня, яже поставил Киприан Митрополит и часто тамо живал, занеже любовал лесистыя пустынныя места». Здесь в последствии образовался и монастырь Святоозерский, упоминаемый уже в 1504 г. Акт. Арх. Эксп. Т. I. стр. 111. О сем монаст. см. Ист. Иерарх. Рос. Т. VI стр. 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010