Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, апостол, Евангелие и причастен святителя. Святитель Михаил, первый митрополит Киевский († 992), по Иоакимовской летописи, был родом сириец, а по другим источникам – болгарин или серб. В 989 году он прибыл вместе с греческими посланниками к великому князю Владимиру. Так святитель Михаил сделался первым митрополитом Киевским. На его долю выпало нелегкое, но благодатное служение. Вместе с другими прибывшими из Греции священнослужителями он ревностно обходил различные области молодой христианской страны, ниспровергая идолов, повсеместно крестя и поучая новопросвещенных людей. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Заслуги святителя Михаила перед Русской Церковью не прошли незамеченными: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Погребен святитель был в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года, при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь . В связи с этим память его празднуется 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась и 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими . Подтверждение этому находим в службе святителя, во 2-й стихире на хвалитех, где говорится: «Первое новаго лета начинающе восхождение, яко первейшему тебе, блаженне, и начальнейшему Русския земли архиерею, первыя песней рукояти приносим». Святаго священномученика Григория, просветителя Великия Армении ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 6. Подобен: Все отложше: Мученическими кровьми священную ризу обагрив,/вшел еси во Святая Святых, досточудне,/идеже свет неизреченный,/идеже Божественная слава,/идеже глас празднующаго,/в немже трудов твоих, мучениче,/восприемлеши возмездия,/и венец неувядающий,/и вечнующее благославие,/и райское жилище,/Григорие мудре,//со дерзновением молися о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но если для подобной цели учреждено тогда у нас на известном пространстве более епархий, нежели сколько требовалось, то могли ли не учредить их для цели более важной и существенной: для того, чтобы не оставить целой какой-либо страны, только что просвещенной верою, без верховного пастыря? Потому естественно согласиться с преданием, что если не во дни Владимира, то во дни Ярослава основаны были и в Руси Червонной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них наши летописи не сообщают . Правда, все сказанное нами не более, как одни догадки, но догадки, не чуждые оснований, и то, по крайней мере, достоверно, что не в шести только, прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас вначале епископы. Что касается, наконец, собственно до лиц наших первых иерархов, то сведения об них самые скудные. Из митрополитов Михаил священноначальствовал в Русской Церкви четыре года, хотя при нем она только что устроялась (988–992); Леонтий — шестнадцать лет (992–1008); Иоанн — двадцать восемь (1008–1035); Феопемпт — около пятнадцати (1035–1049) . Первый был родом сирианин, а по другим — грек, отличался мудростию и высоким благочестием; второй — грек и также пастырь образованный и мудрый, как показывает его сочинение, написанное по-гречески; о третьем и четвертом ничего не известно из летописей, хотя и выдаются они обыкновенно за греков . Михаил и Леонтий присланы были к нам, судя по современности, от Константинопольского патриарха Николая Хрисоверга; Иоанн — от патриарха Сергия; Феопемпт — от патриарха Алексия Студита. Из числа епископов наших того времени немногие известны даже по имени. Новгородские известны оба: Иоаким Корсунянин (992–1030) и Лука Жидята (1035–1059) ; из Ростовских — только два: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при святом Владимире и вскоре оставивший свою паству; из Черниговских — только один: Неофит (992); из Владимирских на Волыни — также один: Стефан (992) и из Белгородских — один: Никита (992) . Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах, присланных к нам при святом Владимире, в так называемой Иоакимовской летописи замечено, будто они были из славян болгарских — дело очень возможное! Прислать к нам таких епископов для первоначального насаждения веры требовало христианское благоразумие; найти для этого способных людей между болгарами было нетрудно, потому что в Болгарии значительно процветали уже тогда и христианская вера, и христианское просвещение. Но признать за достоверное сказание летописи сомнительной не можем. Ростовский епископ Иларион избран был из цареградского клира и вскоре возвратился в Царьград, следовательно, по всей вероятности, был грек. Новгородский Лука Жидята — вот первый русский, удостоившийся святительского сана по воле великого князя Ярослава!

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

9). Высокопреосвященный Макарий, напротив, категорически высказывается за Переяславль, как единственную первоначальную резиденцию русских митрополитов: в нем-де был, вероятно, первый дом для последних, какового не существовало в Киеве до Ярослава Мудрого; и только этот уже князь, построивший Киево-Софийский собор, построил при нем и митрополичий дом. (История русской церкви, т. I, стр. 21–25). Тоже доказывает и Калинников («Митрополиты и епископы при св. Владимире» – в Тр. киевской духовной академии, 1888 г., июль, стр. 560–563. Ср. Историю русской церкви, т. I, 1 пол., стр. 286, Голубинского). Интересно проследить теперь порядок митрополитов киевских, в каком они перечисляются Евгением, показать, какому из имевшихся у него пособий или источников он отдает (при этом) предпочтение, и сравнить с тем хронологическим порядком, в котором киевские митрополиты перечисляются тем же автором (или с его ведома) в «Истории российской иерархии и киевском Месяцеслове 1832 г., а также позднейшими историками: митрополитом Макарием, Е. Е. Голубинским и Н. Д. (Дурново):  «История киевской иерархии» История российской иерархии, ч. I, изд. 1807 г., стр. 45–48 История российской иерархии, ч. I, изд. 1827 г., стр. 81–90 Киевский месяцеслов, Киев, 1832 г., стр. 480–490. История русской церкви митрополита Макария. 1)    Михаил – с 988 г. или «несколько после»: не иерархическим катологам. 988–992. C 988 (или вскоре по приятии св. князем Владимиром крещения в Корсуне). 992. 988–992. 988–992. 987 сент.–991 июня 15. 2)    Леон – с 992 – «по летописям и каталогам». 992–1008. Леон после 1004 г. 991–1007. 3)    Иоанн I – после Леона с 1007 или 1008–1035 по московским и киевским каталогам. 1008–1035. 1007 или 1008–1035. 1008–1035. Ок. 1008, или же в первые годы правления Ярослава. 1008–1035. 4)    Феопемпт – ок. 1038 (Коссов) или 1039 (Палинодия) 1035–1049. 1035 или 1038, или 1039. 1038 или 1039. около 1049. 1035–1049. Упоминается под 1039. 1035–1049. 5)    Иларион – с 1051–1072 (киевский каталог) или 1068 (Коссов). Вместо Илариона 5-м киевским митрополитом «Полинодия, говорит, Евгений, ко помяннику киевскому полагает митрополитом Кирилла, о котором однакож ни летописи, ни иерархические каталоги не упоминают (стр. 67) 1051–1071. 1051–1072 С 1051. 4) Кирилл I. 5) Иларион – с 1051. Кирилл I. 1050 Иларион: 1051–1054. 6)    Георгий – с 1068 (Коссов) или 1072 (киевский каталог к Палинодия). 1079. После Илариона и ранее Георгия в Палинодии идет речь о митрополите Ефреме; о нем же говорит и Киноновская летопись под 1055 г. «Не, пишет Евгений, его нет в иерархических каталогах… Надлежит-де заметить, что в памянниках церковных (которыми Зах.Копыстенский пользовался) часто вписывались и чужие митрополиты  епископы» (стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Иногда именовалась Великобелгородской. 992 Стефан Кириней 353 В статьях, помещенных перед Никоновской лет. содержатся епархиальные списки. Список белгородских архиереев выглядит следующим образом: «1. Никита; 2. Лука; 3. Феодор; 4. Денисей; 5. Иван; 6. Кириней». (ПСРЛ. Т. 9. С. XXIII). Первым епископом здесь называется Никита. Определить, кто из двух тезоименитых епископов указан в списке Никоновской лет., невозможно. Отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, поскольку список архиереев в летописи не полный. О первом епископе Никите в Никоновской лет. говорится: «Въ лто 992 Того же лта постави Леонтъ, митрополить и всея Руси ... въ Блградъ Никиту». (ПСРЛ. Т. 9. С. 65) (В год 992. В этот же год поставил Леонтий, митрополит Киевский и всея Руси, в Белград Никиту.) 354 Сведения, имеющиеся об этом епископе, довольно скудны. Он упоминается в Софийской первой лет. под 1072 г. как участник перенесения мощей Свв. Бориса и Глеба. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 198). Причем эти сведения противоречат аналогичному известию из Никоновской лет. где в качестве участника перенесения мощей указан епископ Стефан, т. е. преемник Никиты. (ПСРЛ. Т. 9. С. 99). 355 Упоминается в ПВЛ в связи с рассказом об освящении храма в Киево-Печерской обители. «В лто 1089 священа бысть церкви Печеръскаа святъуя Бца манастъуря едосыева . митрополитомъ Лукою Блогородьскъумь епископомь Исаиемь Черниговьскъу епископомь при благородьнмь князи Всеволод державному Русьскъуя земля и чадома Володимера и Ростислава воеводьство держащю тъусяща Мневи игуменьство держащю (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207–208). (В год 1089 освящена была церковь Святой Богородицы в Феодосиевом Печерском монастыре Митрополитом Иоанном, Белгородским епископом Лукой, Черниговским епископом Исаией, при благородном князе Всеволоде, правителе Русской земли и чадах его – Владимире и Ростиславе, при воеводе киевской тысячи Яне (Иоанне), при игумене Иоанне.) Упоминается, также, в Киево-Печерском патерике при повествовании об этих же событиях. См. также Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. M., 1997. С. 565. Память 23 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ростислав негодовал, но смягченный ласками Императора и Патриарха, принял Иоанна, с тем однако, чтобы впредь без согласия В. Князя не присылали в Россию Митрополита из Греции 306 . В таком отношении к патриарху и оставалось избрание митрополита до нашествия монголов. § 35. Б) Отношение посвященного Митрополита к Патриарху Хотя пр. Нестор не говорит, когда и для кого в первый раз по введении веры в Россию назначены кафедры епископские, но он говорит о священниках, которые, конечно, не сами собой являлись в ризах иерейских. Он же говорит о времени Владимира: «и реша Епископы Владимиру». Последнее сказано о времени Леонтия, второго Митрополита (992–1008). То же самое о времени Владимира говорил еще прежде Нестора Митрополит Илларион: «Ты часто, – говорит он св. Владимиру, – собираясь с новыми отцами нашими Епископами, с великим смирением советовался с ними, как установить закон сей (церковный) среди людей, недавно познавших Господа» 309 . Пусть для времени первого Святителя киевского довольно было избрать и поставить священников, способных учить вере проповедью и богослужением. Но во время М. Льва необходимо было поставить Епископов как для успехов веры и охранения благочиния, так и для восполнения повременно оскудевавшего числа иереев, особенно в отдаленных пределах России. Такое определение времени первых епископий России согласно и с теми немногими показаниями Летописей, какие сохранились до нашего времени. Несомненно, что в 992 году в Новгороде был первым епископом Иоаким 310 , а в Ростове – Феодор 311 . Никонова Летопись и Степенная относят к тому же 992 г. назначение епископских кафедр в Чернигове, Белгороде и Владимире Вольшском. И этого нельзя не принять, ибо отдаленные от Киева Новгородский и Ростовский Епископы не могли часто собираться в Киеве для совещаний, о чем, однако, говорит М. Илларион 312 . В 1180 г. М-ту Иоанну предлагали вопрос: позволительно ли умножать число Епископов? И Митрополит отвечал, что «открывать новые кафедры особенно там, где велико народонаселение и много городов, дело любезное, но требует осмотрительности. Впрочем, когда это угодно первому стольнику (В. Князю) и когда желают того местные жители, то правила не запрещают» 313 . Вопрос и ответ показывают, что чувствовали нужду в увеличении числа епархий, но М-т Иоанн видел и препятствия. В Тмуторакани известна была кафедра ок. 1068 г. 314 Но скоро закрылась по случаю разорения Тмуторакани половцами. В Переяславле, Юрьеве на р. Роси и Турове на р. Случае существовали кафедры в 1072 г. 315 По памятникам начала 12 в. известны 10 епархий 316 . А в начале 13 в. – 14 епархий 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Викарная кафедра: Йокогамская. (30.03.1880)/24.03.1906 03.02.1912 29.05.1912 22.08(04.09)1940 21.03(03.04)1946 03(16)09.1967 23.09(07.10)1967 27.11(10.12)1967 28.03(10.04)1970 Николай III Саяма 28.03(10.04)1970 06(19)03.1972 24.04(07.05)1999 25.04(08.05)1999 19.02(03.03)2000 19.02(03.03)2000 04. 2000 23..04(06.05)2000 31.04(13.05)2000 01(14)05.2000 Даниил Нуширо (Нусиро) Яранская Основана в 1919 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское (Кировское) викариатство. Упразднена в 1937 г. 02(15)03.1920 Евсевий Рождественский 12(25)12.1921 Василий Дохтуров 19.02(03.03)1928 Иннокентий Поспелов 04(17)10.1928 13(26)03.1929 13(26)03.1929 25.02(09.03)1932 Серафим Афанасьев 25.03(07.04)1932 19.12.1933(01.01.1934) 14(27)06.1934 07(20)02.1936 03(16)04.1936 30.08(12.09)1937 Яранская, обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Яранск (Вятская губерния). Вятское викариатство. Упразднена в 1925 г. (?) 1922 05(18)07.1924 Сергий Корнеев 15(28)08.1924 25.02(10.03)1925 Василий Бехтерев 31.01(13.02)1925 Ярославская Основана (или возобновлена ?) в 991/992 г. в г. Ростов-Великий. Одна из старых работ по истории Ростовской (Ярославской) епархии излагает полулегендарную версию начала одной из древнейших русских архиерейских кафедр: «...После Новгорода святитель Михаил посетил в 991 г с христианской проповедью область Ростовскую, сопровождаемый четырьмя епископами, а также родственником (князя. – Сост.) Владимира Добрынею и священником Анастасием. Ревностные благовестники крестили здесь множество людей, воздвигли многие храмы, рукоположили пресвитеров и диаконов и устроили клир. В 992 г. в Ростов поставлен был и особый епископ, с этого времени возникла здесь епархия, в которую вошла вся область Ростовская. ... В 1054 г управлению (Ростовских иерархов. – Сост.)... подчинены были нынешние губернии Московская, Владимирская, Ярославская, Костромская, Тверская, Нижегородская, Тульская и Калужская, – и многие местности нынешних северных губерний: область Белозерская, Вологда, Устюг Великий, Пермь и т. д.» (Иерархи Ростово-Ярославской паствы. Ярославль, 1864. С. 72). Опорой для написания автору послужил следующий текст Никоновской лет.: «Въ лто 991. Иде Михаилъ митрополить по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фота патриарха, и з Добрынею и со Анастасом И учаше митрополить всхъ съ епископы вровати въ единого Бога въ Троиц славимаго, и научи и наказа богоразумию и благочестию многихъ, и крести безъ числа людей, и церкви воздвиже, и презвитеры и постави. Въ лто 992. Того же лта постави Леонть, митрополит Киевский и всея Руси, вь Ростовъ постави епископа Феодора» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64). По Воскресенской лет. год поставления епископа Феодора – 991 (ПСРЛ. Т. 7. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследования свои о. Диев заканчивает 1722 г., годом хиротонии Иродиона Жураковского, так как в дальнейших розысканиях о времени бытия и хиротонии остальных черниговских епископов не представлялось и нужды, ибо относительно этих последних имеются уже печатные данные. А. Титов Ростов – Яросл. 1891 г. октября 20. В обоих изданиях Истории росс. иерархии время основания Черниговской епархии отнесено к 992 году, при Владимире I, просветителе России и митрополите Леонтии, но этого допустить утвердительно невозможно: 1, до Ярослава I, на Руси не было епархиального священноначалия, а оно, по сказанию преп. Нестора, началось с митрополита всея России Феопемита; 2, при св. Владимире, просветителе России, были митрополиты и епископы, но они по летописям усматриваются в отношении не иерархическом, а апостолическом, то есть на деле распространения веры христианской, а не при управлении иерархическом, как это подробно изложено в поверке моей иерархического каталога митрополитов всея России, представленной в Святейший Правительствующий Синод в январе 1843 г. В таком смысле должен быть рассматриваем и первый черниговский епископ. Неофит I О сем иерархе не упоминается ни в одной летописи, кроме Никонова списка (I, 105), где под летом 992 сказано: «Того лета взя Владимир у патриарха Фотия митрополита Киеву Леонта и того же лета постави Леон митрополит Чернигову епископа Неофита, а в Ростове Феодора, в Володимире Стефана, в Белграде Никиту и по иным многим градам епископы». Что список Никонов, богатый любовью переиначивать светлые места древних летописей и здесь по-своему переменил их сказание, – поместим в списке об этом из другой, как-то из Воскресенской летописи, где оно значится так: «В лето 6499 крестився Володимир взя у Фотия [патриарха митрополита Киеву Леона, а Ростову Феодора Гречина и по иным градом епископы и попы, иже крестити всю Русску землю». Следовательно, не 992, а 991 года, и слова: «иным многим градом» переиначены сверх меры. Вероятно, основываясь на выражении Никонова списка: «постави Чернигову Неофита», История росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Но, как государь земли и глава народа, великий князь мог отказать в митрополии лицу, оказавшемуся неполезным стране. § 20. Епископии и власть епископа Хотя пр. Нестор не говорит, когда и для кого в первый раз по введении веры в Россию назначены кафедры епископские: но говорит о священниках, которые, конечно, не сами собой являлись. Он же говорит о времени Владимира: и реша епископи Владимиру. Последнее сказано о времени Леонтия, второго митрополита (992–1008). То же самое о времени Владимира говорил еще прежде Нестора митрополит Иларион: «Ты часто, – говорит он св. Владимиру, – собираясь с новыми отцами нашими епископами, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей (церковный) среди людей, недавно познавших Господа». Пусть для времени первого святителя киевского довольно было избрать и поставить священников, способных учить вере проповедью и богослужением. Но во время митрополита Льва необходимо было поставить епископов как для успехов веры и охранения благочиния, так для восполнения повременно оскудевавшего числа иереев, особенно в отдаленных пределах России. Такое определение времени первых епископий России согласно и с теми немногими показаниями летописей, какие сохранились до нашего времени… Несомненно, что в 992 г. в Новгороде был первым епископом Иоаким, а в Ростове – Феодор. Никонова летопись и Степенная книга относят к тому же 992 г. назначение епископских кафедр в Чернигове, Белгороде и Владимире Волынском. И этого нельзя не принять: ибо отдаленные от Киева новгородский и ростовский епископы не могли часто собираться в Киев для совещаний, о чем, однако, говорит митрополит Иларион в 1180 г. Митрополиту Иоанну предлагали вопрос: позволительно ли умножать число епископов? И митрополит отвечал, что «открывать новые кафедры, особенно там, где велико народонаселение и много городов, дело любезное, но требует осмотрительности. Впрочем, когда это угодно первому стольнику (вел. князю) и когда желают того же местные жители, то правила не запрещают». Вопрос и ответ показывают, что чувствовали нужду в увеличении числа епархий, но митрополит Иоанн видел и препятствия. В Тмутаракани известна была кафедра с 1068 г., но скоро закрылась по случаю разорения Тмутаракани половцами. В Переяславле, Юрьеве на р. Роси, и Турове на р. Случе существовали кафедры в 1072 г. По памятникам, в начале XII века известны 10 епархий, а в начале XIII – 14 епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010