Леонтий, епископ Тамбовский и Козловский Был игуменом Галичского Авраамиева монастыря. 26 марта 1682 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Козловского, став первым епископом этой епархии. В 1682 году, находясь в Москве, участвовал в погребении царя Федора Алексеевича и в короновании и венчании на царство Иоанна и Петра. Посвящал во диакона к Преображенской церкви в Тамбове знаменитого ученого Палладия Роговского (впоследствии игумен Московского Заиконоспасского монастыря, первый русский доктор философии и богословия; † 1703), которого привез с собой из Москвы, чтобы иметь при себе даровитого помощника в управлении новоучрежденной епархией. В 1684 году отрешен от епархии и сослан в Спасо-Евфимиев монастырь Суздальской епархии. В 1687 году по воле патриарха Иоакима († 1690) свидетельствовал чудеса от мощей преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца († 1581; память 24 сентября/7 октября). В 1690 году находился при свидетельствовании мощей преподобной Евфросинии Суздальской († 1250; память 25 сентября/8 октября). 1 июня 1698 года вместе с митрополитом Суздальским Иларионом († 1707; память 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых) перекладывал мощи благоверного князя Александра Невского († 1263; память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря). Скончался после 1707 года. Литература: Хитрое Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1861. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 891. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1414. Анания (Федоров). Историческое собрание в Богоспасаемом граде Суздале//Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1855. – Т. 22. Журнал министерства внутренних дел. – СПб., 1839, 9. Исторический вестник. – СПб., 1881, август. – С. 784. –»– 1890, июнь. – С. 571. –»– 1893, июль. – С. 144. Православный собеседник. – Казань, 1907, апрель. – С. 556. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 62. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Савва, епископ Сарский и Подонский (Черный) Постриженник и ученик игумена Волоколамского монастыря преподобного Иосифа († 1515; память 9/22 сентября). В 1543 году возведен в сан архимандрита Московского Симонова монастыря. 24 февраля 1544 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. По благословению митрополита Макария († 1563; память 30 декабря/12 января) в 1546 году написал Житие преподобного Иосифа Волоцкого , отличающееся полнотою, порядком и отчетливостью в изложении. Именно это Житие было занесено митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. В 1547 году присутствовал на Соборе об установлении празднования новым русским святым. В 1550 году благословлял в городе Владимире войско для завоевания Казанского ханства. В 1551 году принимал участие в Стоглавом Соборе. 8 января 1553 года был восприемником при крещении казанского царя Ухтемыш-Гирея, а 26 февраля – последнего казанского царя Едигера Магмета, назвав его при крещении Симеоном. 24 января 1554 года присутствовал на Соборе против ересей Матвея Башкина и Феодосия Косого. Скончался в феврале 1554 года. Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Труды: Житие преподобного Иосифа Волоколамского/Составлено Саввою, еп. Крутицким. – М., 1865. Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской епархии. – Калуга, 1876. – С. 87. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 287, прим. 20; 340, прим. 7. Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Симонова монастыря. – М., 1896. – С. 102. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 150, 1034. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 134–135. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 60. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 767. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1863. – Кн. 4, смесь. – С. 6. –»– 1894. – Кн. 3. отд. 1. – С. 53. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 22. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 123, 126, 140, 208, 430, 443. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополиту Михаилу приписывается основание Киевского Златоверхомихайловского монастыря, который был и кафедрой его. В Синопсисе сказано, что митрополит создал сию церковь против места Перунова в свое имя и в знамение, что архистратиг Михаил есть победитель дьявола 61 . Вероятно, по сей-то первой митрополичьей церкви изображение архистратига Михаила издревле принято и гербом города Киева. На золотой греко-русской медали, в 1821 году найденной близ Чернигова, кажется, Киевским гербом изображен сей архистратиг в царском далматике с хоругвией в правой и с державным шаром в левой руке. Ибо такое изображение в одном архангельском значении ему не прилично и на иконах не пишется 62 . Ветхозаветная Церковь , по словам пророка Даниила, гл. 10 ст. 5 – 13 и гл. 12 ст. 1, 2, а новозаветная по Апокалипсису, гл. 12. ст. 6, 7 почитали также покровителем своим сего архангела. Юстиниан император признавал его ангелом хранителем своего Софийского храма, а прочие греческие императоры защитником целой империи своей 63 . Кончина митрополита Михаила полагается по каталогу Московскому и летописцу Киевскому, а также и по надгробной надписи в 992 году, по 4 летах его правления. В надписи сказано, что он погребен был в Десятинной церкви, где мощи его по многих летах обретены и перенесены в начале XII столетия в ближнюю пещеру св. Антония и находились там до 1730 г., а в сем году по Высочайшему указу от 27 июля перенесены (октября 1) в большую церковь Лавры, и доныне открыто почивают, и память его особенно праздновать уставлено сентября 30. 2 . ЛЕОН или ЛЕОНТИЙ, грек, по летописям и каталогам полагается присланным из Константинополя на место Михаила в 992 г. и, следовательно, от патриарха Николая Хрисоверха. Сильвестр Коссов, следуя польским иерархическим каталогам, полагает пришествие его в 1020 г. и, следовательно, от патриарха Евстафия, но сам противоречит себе, говоря, что якобы сей митрополит погребал Великого Князя Владимира (скончавшегося в 1015 г. г и супругу его Анну (скончавшуюся в 1011 г.) и что при нем Святополк, сын Владимиров, убил братьев своих князей Бориса и Глеба (1015 г.) Некоторые летописи называют Леона первым русским митрополитом, вторым же по нем Михаила. Московский каталог и Никонова летопись ему приписывают учреждение и вышеупомянутых шести первых епархий российских с 992 г., а кончину его означают в 1008 году. Может быть, по учреждению им епархий он и признан первым всероссийским митрополитом, а Михаил был только местным Киевским, но не вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во главе вновь устроенной русской Церкви стоял в начале митрополит Михаил (ум. 992 г.). В Новгороде первым епископом был Иоаким Корсунянин. Несомненно, что уже во времена кн. Владимира были организованы и другие кафедры: в Чернигове и на западе России. Первосвятитель Руси, св. Михаил, по одному преданию был сирийцем или греком, по другим болгарином. Он прибыл в Киев вероятно еще до походов кн. Владимира и крестил его и киевлян. Св. Михаил проявил апостольское рвение о распространении Христовой веры, строил храмы по городам и селам, заботился об искоренении языческих суеверий, основал в Киеве первые школы и много трудился над просвещением вверенной ему паствы. Митрополит Михаил отличался большой кротостью и смирением и привлекал ко Христу любовью. Он много ездил по Киевскому государству, крестя повсюду население. Скончался он в 992 году и, по словам летописи, «мног плачь и рыдание во граде Киеве с его отшествием сотворися». Мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, куда они перенесены из Десятинной Церкви (память 30 сентября). Вторым великим святителем и помощником св. Владимира в деле просвещения русского народа был еп. Иоаким Новгородский, основавший в Новгороде училище и боровшийся с язычеством, которое на Севере было значительно сильнее, чем в Киевской Руси. Воеводы часто крестили в Новгородской земле силой. Кн. Владимир решил устроить свое государство на христианских началах. И в своей личной и семейной жизни, и в отношениях со своими подданными, он старался проводить христианский закон о любви. Он не только ввел в своем государстве милостивое законодательство и отменил смертную казнь, но в отношении помощи бедным, больным и старым организовал общественную поддержку и обеспечение, которые не существовали ни в одном христианском государстве того времени. Всем больным и старикам выдавалась одежда и питание. Если они не могли прийти за ней на княжеский двор, она им развозилась ежедневно по домам. Из своей казны кн. Владимир раздавал широко деньги нуждающимся. Организованная помощь не была ограничена Киевом, но постепенно стала охватывать все государство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Век IX 1 . Св. КИРИЛЛ, до монашества именовавшийся Константин, Епископ Моравский, учитель Славянский, преставился в 6377, от Р. Х. 869 году, Февраля 14. Смотри Пролог и Месяцесловы Февраля 14 и Четьи Минеи Февраля 14 и Мая 11. 2 . Св. МЕФОДИЙ, Епископ Моравский, учитель Славянский, брат вышеупомянутого, преставился в 888 году, Мая 11. Смотри Пролог и Четьи Минеи Мая 11 и Месяцеслов Киевский. Примечание. Сии первые два Святые не в РОССИЙСКОЙ Церкви прославились, но за обращение единоплеменных России народов Славянских, почитаются и в России, а потому и внесены в Пролог и Четь Минею, в Греческих же Месяцесловах не находятся. 3 . Св. ОЛЬГА, Великая Княгиня Российская, преставилась в 6477 году, или от Р. Х. в 969 году, Июля 11, в который Церковь и память её совершает. Св. мощи её почивают в Киеве в Десятинной церкви. Смотри Пролог и Четьи Минеи и Месяцесловы Июля 11. Век Х 1 . Св. ФЕОДОР Варяг, мученик Киевский, и 2 . ИОАНН сын его, преставились страдальчески в X веке, Июля 12; где же погребены тела их, того неизвестно. Смотри Пролог и Четьи Минеи Июля 12. 3 . Св. МИХАИЛ, первый Митрополит Всероссийский, преставился в 992 году, Сентября 30, в который церковь и память его совершает. Святые же мощи его почивают в Киеве. Смотри Месяцесловы Сентября 30. 4 . Преп. ИЕРЕМИЯ, прозорливый, Печерский, преставился 5 Октября. Святые мощи его почивают в пещерах преп. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею Октября 5. 5 . Св. ЛЕОНИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 993 году. Св. мощи его обретены в 1164 году, Мая 23, и почивают в приделе соборной церкви под спудом. Церковь память его совершает Мая 23. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Июля 23. Век XI 1 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Ростовского Богоявленского монастыря, преставился в 1010 году, Октября 29. Св. мощи его почивают в оном монастыре. Церковь память его совершает Октября 29. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский, Пролог и Четь Минею Октября 29. 2 . Св. БОРИС, Князь Российский, во св. крещении РОМАН, преставился страдальчески в 1015 году, Июля 24. Св. мощи его почивают в Вышгороде в каменной церкви. Церковь память его совершает Июля 24 и Мая 2. Смотри Месяцесловы Московский и Киевский Июля 24, Пролог и Четь Минею Мая 2 и Июля 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковь совершать память сего чудотворца земли Русской. В 1609 году на обитель напали польско-литовские захватчики: настоятель и братия были умерщвлены, монастырь разорен, но по прошествии некоторого времени силами жителей Углича восстановлен. Июнь 7 Антоний Кенский, Кожеезерский Преподобный Антоний Кенский (Кожеезерский), в схиме Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона (память 27 июня/10 июля) по управлению Кожеезерским монастырем мирно преставился ко Господу 27 июня 1592 года. Июнь 8 Феодор, епископ Ростовский и чудотворец Суздальский, святитель Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992; память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству Кормчей XIII века, список с еще более древней, равноапостольный великий князь Владимир († 1015 г.) говорил о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтеннаго лампадою и саком, яко второго патриарха, с ним же крестих всю Русскую землю». После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В Чернигов, Белгород, Переяславль, Новгород, Владимир Волынскиий были поставлены епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского († 1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую». Святитель Феодор сразу же приступил к строительству первого в Ростове христианского храма, первоначально деревянного. Он был освящен в честь Пресвятой Богородицы и простоял 168 лет. Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно враждебно встретили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Троеручица, подлинник был принесён в Лавру преподобного Саввы Иоанном Дамаскиным в VIII веке; из Лавры список в Сербию; в 1198г. принесён из Сербии на Афон, в Хиландарь, список с той чудотворной иконы, пред которой исцелена отсечённая рука святого Иоанна Дамаскина ; называется же Троеручицей потому, что святой Иоанн, в благодарность за исцеление, привесил к ней серебряное изображение своей руки. В 1661г. принесена в Россию, в Белобережскую пустынь Орловской епархии первым устроителем пустыни иеромонахом Симеоном. В 1663г. прислана с Афона в Новый Иерусалим близ Москвы; в Москве – в Покровской церкви на Малой Ордынке (в Голиках); в Ниловой пустыни; в местечке Воронеже, Черниговской епархии, в Успенской церкви; в Сухотинском монастыре, Тамбовской епархии; в СПб, в церкви Ново-Афонского подворья. Празднование 28 Июня и 12 Июля (Русский Паломник 1890, Троодитиса, в монастыре, находящемся на горе Троодос, на о. Кипре. (Барский II, 291). Трубчевская, 3 Октября в Троицком Скановам монастыре, Пензенской епархии, в честь этой иконы построена церковь , освящена 3 Октября и этот день избран для чествования самой иконы. Написана она Трубчевским священником. Тумбовская или Тотемская, явилась 992, Апреля 16. Празднуется 9 Сентября. Тупичевская, 15 Августа в Тупичевском Святодухове монастыре, близ г. Мстиславля, Могилёвской епархии, см. Седмигородная. Туровецкая, на Туровецком погосте, в Великом Устюге, Вологодской епархии. Тучная гора, 1827г.; в Твери, в устроенном приделе Смоленской церкви, что при кладбище, стоит местной в иконостасе (Церковные Ведомости 1890, стр. 896). Умиление сердец, обретённая преподобным Авраамием Галицким близ Чудского озера; 1103г., Марта 19, в Смоленске; 1337г., Июня 8, в Троицкой церкви Новгорода, что в Земской слободе; 1350г., в Городецкой пустыни; в Галиче, Костромской епархии, в Успенской церкви; в Москве, в церкви Иоанна Богослова, в Бронной. Празднование Мая 28 (Кормчий 1896, Умиление (другая), явилась1521, в Псково-Печерском монастыре; празднование установлено 1601г. в 7 неделю по Пасхе и 7 Октября, в память 1812г., крестный ход в Псков; с 1894г., по разрешению Святейшего Синода, крестный ход в Ригу с 2 Сентября, возвращается 30 Сентября. Список с Владимирской чудотворной иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Евангельское благовестие первого митрополита Киевского простиралось далеко за пределы Киева: Переславль, Чернигов, Белгород, Владимир Волынский, Новгород и Ростов Великий – вот неполный список городов, в которых открывались по благословению святителя Михаила православные храмы. Не без помощи святителя равноапостольный князь Владимир крестил четырех болгарских князей и одного печенежского, отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским булгарам-магометанам. Из многих воздвигнутых в Киеве храмов самым большим был Десятинный – в честь Пресвятой Богородицы. Он был украшен иконами, крестами и утварью, привезенными святителем Михаилом из Корсуни. В этот храм при святом Владимире был перенесен гроб с мощами святой равноапостольной княгини Ольги († 969; память 11 июля). Здесь же был погребен первый Киевский митрополит, преставившийся ко Господу 15 июня 992 года. Его первосвятительство на Киевской кафедре оставило добрую память: в синодиках Киевского и Новгородского Софийских соборов он навечно записан как «первоначальник» Русской Церкви. Память святителя Михаила празднуется также 30 сентября, в день перенесения его мощей. Пренесение мощей преподобнаго Феодора Сикеота (Службу зри 22 апреля) Тропарь, глас 2: Познан быв от пелен освящен/ и явлься благодатей исполнен,/чудесы мир озарил еси/ и демонов множество отгнал еси,/священнодетелю Феодоре,/темже о нас молися Господеви. Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь: Яко на огненную колесницу добродетельми, Богоносе, возшед,/востекл еси на Небесная жилища,/яко Ангел, с человеки пожил еси/ и яко человек со Ангелы окрест ликовствуеши./Сего ради показался еси/чудес Божественное приятелище, Феодоре преподобне. Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский, родился в середине VI века в селе Сикее, недалеко от города Анастасиуполя (Малая Азия), в благочестивой семье. Когда его мать Мария зачала святого, ей было во сне видение, что светлая звезда сошла к ней в утробу. Прозорливый старец, к которому она обратилась, разъяснил, что это благодать Божия сошла на зачатого ею младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Печерские иноки, насаждавшие веру православную: у вятичей – преподобный Кукша (память 27 августа), убитый волхвами около 1110 г.; у мери – святитель Леонтий, епископ Ростовский, убитый в 1074 г. и его последователи: святитель Исаия († 1090. 15 мая), постриженник преподобного Феодосия, и преподобный Авраамий († 1117), уничтоживший идола Велеса чудесным жезлом, данным ему в видении святым Иоанном Богословом; у вологжан – преподобный Герасим († 1178. 4 марта). «Радуйся, насадитель виноградника Христова, ибо простерлись ветви его до моря и отрасли его до великих рек. Нет места, куда бы ни проникли отпрыски от виноградной лозы Феодосия», – восхваляет древний летописец святого устроителя Киево-Печерской обители. Святители: святой Михаил († 992. 30 сентября), первый митрополит Киевский, прибывший в Русскую Землю вместе с новым христианином, Великим Князем Владимиром, архипастырь, положивший начало образованию русского народа; Иларион (с 1051 г.), первый митрополит из русских, знаменитый пламенною верою, ученостью, писавший о законе и благодати «похвалу кагану Владимиру»; святой Лука Жидята († 1058. 10 февраля), епископ Новгородский, известный своими поучениями. «Не будьте буйны, горды; помните, что, может быть, завтра будете смрад, гной, черви. Будьте смиренны и кротки; у гордого в сердце диавол сидит, и Божие слово не прильнет к нему»,– учил он свою паству. Святой Иоанн († 1090. Память 31 августа), митрополит Киевский, соединявший кротость со смелым обличением грехов тогдашней Руси. Преподобный Антоний Римлянин († 1147. Память 3 августа и 17 января), чудесно на камне прибывший в 1106 г. из Италии под Новгород и основавший там монастырь. Благочестивые Государи: Великий Князь Ярослав Мудрый, во крещении Георгий (1019–1054), князь «христолюбец», по именованию преподобного Нестора; сын его святой Князь Владимир Новгородский († 1052. 4 октября), строитель Софийского собора и ктитор его; Великий Князь Всеволод I Ярославич (1078–1093 гг.), отличавшийся набожностью, воздержанием, милостью к нищим и особенно любовью к монахам. Его исключительная по своей религиозности нисходящая линия: сын, Великий Князь Владимир Мономах (1113–1125 гг.), «братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую Землю» – по сказанию летописцев, умиротворитель князей, проливавший при молитве слезы; внуки Всеволода: святой Великий Князь Мстислав (Феодор) Владимирович (1132. 15 апреля), благородный Великий Князь Ярополк (1132–1139), богобоязненный и миролюбивый Вячеслав Смоленский; сыновья святого Мстислава: святой Всеволод (Гавриил), князь Псковский († 1138), христолюбивый, оплакиваемый после смерти всею Землей, Великий Князь Изяслав II (1146–1154), обладавший истинно христианскими качествами души, Великий Князь Ростислав (Михаил) († 1169. 14 марта), коему Церковь дала наименование Блаженного; внуки святого Мстислава: князь Роман Ростиславович Смоленский, кроткий, благочестивый, и святой Мстислав (Георгий) Ростиславович Храбрый († 1180. 14 июня), князь Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Торжественное празднование памяти первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. Житие святителя Михаила, первого митрополита Киевского Святой Михаил (память 30 сентября/13 октября) был первым митрополитом Киевским и Всероссийским и управлял нашей Церковью во дни святого равноапостольного князя Владимира. 41 Святитель Михаил, по Иоакимовой летописи, был родом из Сирии. По другим летописным сообщениям – из Болгарии или Сербии. На долю первого митрополита Русской Православной Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царьграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. В Ростове он основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Везде, где только мог, строил церкви, поставлял священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: «Перуне, выдыбай!» – т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким. Преставился свт. Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии святитель Черниговский) мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь (Успенский храм).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010