преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта» 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель Митрополит Павел, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в Галиции, в городе Самборе. С раннего детства отличаясь добронравием, незлобием и прилежанием, юный Петр резко выделялся из среды своих сверстников и, одаренный богатыми умственными способностями и пытливым умом, очень рано изучил грамоту. Родители Петра, видя в своем сыне несомненные дарования и способности и имея намерение приготовить из него в будущем высокого и знатного государственного мужа, определили его в 1715 году в Киевскую академию, и вскоре юноша своими быстрыми успехами в науках и замечательной кротостью нрава обратил на себя внимание академического начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

«Говорят, – пишет о патриархе Ефреме учёный патриарх Фотий, – что он сколько отличался другими славными делами, столько же славился и делами милосердия». Шестой Вселенский Собор с похвалой отзывался о пастыре Антиохийском; пресвитер Анастасий называет его святейшим епископом. Преподобный Ефрем скончался в 545 году 61 . Перенесение мощей св. муч. Феодора Стратилата Из Ираклии, где пострадал, в г. Евхаиты, отечество его. Перенесение последовало вскоре после кончины, вследствие видения великомученика старому слуге своему. См. 8 февр. ведения о нём. † Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском Блаженный Феодор был посвящён в епископа Ростовского в 990 г., и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет 62 . Грубые язычники Ростова, принявшие и после того так худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор; но в 992 г. принуждён был удалиться из Ростова 63 . То самое, что мощи св. Феодора с незапамятных времён почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся впоследствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. О проповеди его в Суздальском краю говорит между прочим и стенная надпись 1635 г. над мощами его. «В л. 6498 (990), говорит она, первый благов. и вел. князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Согласно с летописью, просвещение Суздальского края св. Феодором надобно считать с 992 г. 64 . Так как по спискам Ростовских епископов XIV в. прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор 65 , то это подаёт мысль, что св. Феодор из Суздальского уединения снова возвращался в Ростов на кафедру. Это подтверждается и ркп. житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Епископ Феодор упоминается в нескольких летописях. Так, в Никоновской лет. сказано: «Въ лто 992. Того же лта постави Леонть, митрополит Киевский и всея Руси, ... въ Ростовъ постави епископа Феодора.» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64). В Воскресенской лет. сообщается следующее: «Въ лто 991. ... взя Володимеръ у Фотея Цареградьскаго пръваго митрополита Киеву Леона ... а Ростову Феодора Гречина» (ПСРЛ. Т. 7. С. 313). Расхождение в датах унаследовано и в историографии. По ААО. Т. 1. С. 114–124 первая дата: 992 г. и поясняется: «...того же года возвратился в Грецию...» A. А. Титов со ссылкой на Ростовский летописец сообщает, что архиерей не выдержал гонений от язычников и удалился в Греческую землю (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов Великий, 1903. С. 7). По мнению A. А. Титова , этот епископ не был правящим епархиальным архиереем, а был лишь послан в эту землю для проповеди христианства (Там же). В кн. Иерархи Ростово-Ярославской паствы... С. 15 сообщается несколько иное: «...по весьма кратком управлении...» покинул Ростов «...и скончался, вероятно, в Суздале, где доселе почивают его св. мощи...» По архим. Полиевкту, «...принужден был удалиться от злобы язычников в Суздаль, где христианство имело более успеха, и где он нашел себе покой и временный, и вечный...» (Полиевкт, архим. Сведения о российской православной иерархии. Полтава, 1868. С. 25). Это тем более вероятно, что Суздаль входил в епархию Ростовскую. Святитель не удалился, а изменил местопребывание. Представленные сведения находят подтверждение в «рукописном сказании из ризницы Суздальского Соборного храма»: «Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помрачениыми, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение» Здесь же сообщается, что в «рукописном житии» (точнее не указано) Св. Леонтия Ростовского епископ Св. Феодор назван первым епископом Ростова, крестившим Ростовскую землю и Суздальскую (Там же). Память – 08.06.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начало Русской митрополии Русская церковь была устроена в виде особой митрополии Константинопольского патриархата. Первым ее митрополитом был пришедший с Владимиром из Корсуня Михаил († 992). Все время его святительства прошло только в первоначальном распространении по России христианства, вследствие чего Русская митрополия при нем еще не успела устроиться. Первое правильное устройство дал ей преемник его Леонтий († 1008 г.), который в 992 г. разделил ее на епархии и назначил первых епархиальных епископов. Кафедру свою первые митрополиты до великого князя Ярослава имели в Переяславе, потом при Ярославе, когда был устроен киевский Софийский собор с митрополичьим домом, перешли на жительство в Киев. Митрополиты греки Русские митрополиты и избирались и посвящались в Греции самим патриархом с согласия императора и, разумеется, из греков. В России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям, и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе. Нужно при этом иметь в виду и ту дурную репутацию, какой греки исстари пользовались на Руси и которая выразилась в заметке летописца: «суть бо Греци льстиви и до сего дне». Притом же на Русскую митрополию присылались даже не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов греков в первые 4 с половиной века существования Русской Церкви не более 5–6 человек заявили себя просвещением и благочестием. Таковы были: Георгий (с 1062 г.), человек образованный но, как чуждый пастырь, покинувший свою паству во время междоусобия детей Ярослава; преемник его Иоанн II (с 1077 г.), по свидетельству летописи, умудренный книгами, ласковый ко всем, смиренный, молчаливый и вместе с тем речистый, когда нужно было святыми книгами утешать печальных; Никифор I, известный своими посланиями к Мономаху. Другие только вскользь упоминаются в летописях, а об одном – Иоанне III (с 1089 г.) даже прямо замечено, что он был не книжен и прост умом. Между тем, немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память и по своему образованию, и по благочестию, и по благотворному влиянию на паству 4 . Попытки к избранию митрополитов из русских

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Для удобства сведем все события княжения Владимира в «Памя­ти и похвале» и в летописи в таблицу. В квадратных скобках даны даты, указанные Иаковом описательно. «Память и похвала» НС – «Повесть временных лет» 6478 (970). Раздел княжений Свя­тославом 6479 (971). Поход на Болгарию и поражение Гибель Святослава 6480 (972). Гибель Святослава. Вокняжение Ярополка 6481 (973). Вокняжение Ярополка 6483 (975). Ссора Олега и Люта Гибель Олега Святославича 6485 (977). Гибель Олега Святославича 11 июня 6486 (978). Убийство Ярополка, вокняжение Владимира на 8-й год после смерти Святослава 6488 (980). Захват Полоцка. Война с Ярополком, убийство Ярополка, вокняжение Владимира 6489 (981). Поход на Польшу, захват Червенских городов. Поход на вятичей Поход на радимичей (Под 6492 г.) Поход на вятичей 6490 (982). Второй поход на вятичей Поход на ятвягов 6491 (983). Поход на ятвягов. Мученичество варягов (Выше) 6492 (984). Поход на радимичей Поход на Серебряных болгар 6493 (985). Поход на болгар Поход на хазар 6494 (986). Приход миссионеров Крещение в 10-й год после убийства Ярополка 6495 (987). Посольства с «испытанием службы» Поход к порогам на 2-й год после крещения 6496 (988). Поход на Корсунь. Крещение. Свадьба Поход на Корсунь на 3-й год. Свадьба (Под 988 г.) Закладка церкви Богородицы на 4-й год 6497 (989) – Радзвиловская, 6498(990) – остальные. Закладка церкви Богородицы 6498(990) – Радзвиловская, 6499(991) – Лаврентьевская, 6500(992) – Ипатьевская, Новгородская 1. Закладка Белгорода 6499(991) – Радзвиловская, 6500(992) – Лаврентьевская, 6501(993) – Ипатьевская, Новгородская 1. Поход на хорватов . Закладка Переяславля на 5-й год Закладка Переяславля (в Новгородской 1 нет) Дарование десятины на 9-й год 6504 (996). Дарование десятины 6505 (997). Повесть о белгородском киселе (только в «Повести временных лет») 6508 (1000). Смерть Малфрид и Рогнед 6509 (1001). Смерть Изяслава Владимировича 6511 (1003). Смерть Всеслава Изяславича 6519 (1011). Смерть царицы Анны 6522 (1014). Мятеж Ярослава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но годы его святительства могут относиться и к более раннему периоду, чем Крещение Руси (988 г.). В пользу этого говорит отсутствие каких-либо упоминаний о епископах, которые вместе с Владимиром крестили Русь. Сказано только, что при крещении присутствовали «попы Корсунские и Царицины» (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 116–121). Но в Никоновской лет. под 990 г. рассказывается о митрополите Св. Михаиле, его посещении Новгорода, под 991 г. повествуется о просвещении прочих областей Руси, а под 992 г. говорится о взятии Киеву митрополита Леонта, который поставил епископы по городам, т. е. учредил епархии (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65). Немного раньше в летописи сказано: «Въ лто 991. Иде Михаилъ митрополитъ по Русской земле и до Ростова, съ четырма епископы Фота патриарха, и з Добрынею и со Анастасом» (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65). Интересно упоминание о епископах патриарха Константинопольского Фотия , который жил на столетие раньше описываемых событий. Ко времени его святительства относится и первое крещение Руси (при Аскольде и Дире). Возможно, митрополит Св. Михаил жил на столетие раньше, чем говорится в летописях. Этим и объясняется путаница в епархиальных списках. Но память о нём, как о первом митрополите Русском сохранялась, что привело к включению повествований о нём в поздние летописи. Также из летописей нам известно, что митрополит Леон стал ставить епископов «по градомъ», т. е. епархии были учреждены только после 992 г. Возникает вопрос: если в 988 году на Руси были епископы, то почему не были учреждены епархии? В этой связи интересны наименования русской епархии в византийских источниках – в 860 гг. – епископия, ок. 890 г. – митрополия. Видимо, в этот период Русская епархия прошла путь от обыкновенной миссионерской епархии до автономной церкви с митрополитом во главе. Если был митрополит, следовательно, были и епископы. Возможно, именование святителя Михаила митрополитом является его реальным титулом. Епископ Алексий крестил Русь ок. 862 г. и был первым русским епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1847 г. вышел в свет «Очерк истории Русской Церкви в период дотатарский: 992–1240 гг.», который впоследствии был переработан в первые тома «Истории Русской Церкви». Одним из внешних поводов к изданию было появление «Истории Русской Церкви» преосвященного Филарета (Гумилевского). 28 января 1847 г. архимандрит Макарий писал преосвященному Иннокентию Херсонскому об «Истории...» преосвященного Филарета: «Она, хотя точно учена, но кратка очень, суха, без общей мысли, без духа последовательности, а больше простой прекрасный рассказ... и потому все еще заставляет желать лучшей, достойнейшей истории нашей Церкви. Смотря на такие качества истории преосвященного Филарета, я не устыдился начать с нынешней книжки «Христианского Чтения» печатание своих кратких и бедных записок по русской церковной истории, которые набросал еще в Киеве, в первый год моего бакалаврства, поисправивши теперь лишь кое-что. А лишь только выйдет история преосвященного Филарета, непременно приступлю к обстоятельнейшему и неспешному начертанию истории отечественной, с радостью будучи готов посвятить на это целые годы» . «Очерк истории Русской Церкви в период дотатарский 992–1240 гг.» был принят русской образованной публикой весьма сочувственно, причем особо рецензенты отмечали «полноту картины Русской Церкви от первого ее начала до татарского владычества» . Но действительным началом знаменитой «Истории» Макария Булгакова принято считать появившееся в печати в 1850 г. сочинение «Церковь Русская во дни святого Владимира и Ярослава до избрания митрополита Илариона» . Кроме исследований по истории Церкви, архимандрит Макарий опубликовал в 1849 г. на страницах «Христианского Чтения» три памятника древнерусской литературы: «Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер и дети своя крести и всю землю Русскую от коньца до коньца и како крестися баба Володимерова преже Володимера», «Житие блаженного Володимера» и «Сказание страстей и похвала о убиении святую мученику Бориса и Глеба», снабдив их обстоятельным предисловием .

http://sedmitza.ru/lib/text/435720/

Венчание на царство Михаила Феодоровича в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. совершил не К., а Казанский митр. Ефрем, отсутствовавший в Москве во время выборов и приехавший туда вместе с новым царем. Во время венчания К. подносил митр. Ефрему крест и скипетр для вручения царю. Показательно, что власти 2-го ополчения, наметив кандидатов на епископские кафедры (Суздальскую, Крутицкую), направляли их на поставление в Казань. Митр. Ефрем в кон. 1613 г. скончался, и управление Церковью перешло местоблюстителю Патриаршего престола Крутицкому митр. Ионе (Архангельскому) , поставленному в кон. мая 1613 г. в Москве; главой Русской Церкви официально именовался находившийся в польском плену митр. Филарет. В этих условиях К. мог удалиться в Ростовскую епархию, подвергшуюся разорению в Смутное время. В книгах Печатного приказа 1613-1615 гг., где фиксировалось взимание пошлин при выдаче жалованных грамот, никаких жалованных грамот на имя К. не отмечено. 20 сент. 1615 г. митрополит получил от царя грамоту «на домовые вотчины» ( Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. С. 156, 205 (Прил.: Опись Ростовского архиерейского дома 1763 г.)). По благословению К. в 1616 г. был основан ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь в память о прекращении в Ярославле в 1612 г. эпидемии после молитв перед чудотворной иконой Нерукотворного образа Спасителя. При К. в ростовском Борисоглебском на Устье муж. мон-ре подвизался затворник прп. Иринарх ; по преставлении преподобного 26 янв. 1616 г. К. благословил игум. Петра совершить погребение в ископанной прп. Иринархом при жизни пещере около Борисоглебского собора. К. похоронен в ростовском Успенском соборе у юж. стены, погребение сохранилось. Ист.: Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. Успенского собора. Ростов, 1903. Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 120-124; Толстой М. В. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18662. Прил. 1. С. 12, 13; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 189010. Ч. 1. С. 97-99; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 64-70; Ростово-Ярославские иерархи (992-1893)//Ярославские ЕВ. 1894. 11. Ч. неофиц. Стб. 174-176; Любомиров П. Г. Очерки истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М., 1939п; Соловьёв. История. 1989. Кн. 4. С. 651, 655-656, 663; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996. С. 162-191; Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2012. С. 79.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010