Определили: Депутатами от Академии на Археологический Съезд при Императорском Археологическом Институте Имени Императора Николая II назначить ординарного профессора по кафедре греческого языка С.И. Соболевского (состоящего членом Института) и и. д. доцента Академии по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Н.Д. Протасова , – о чем и сообщить Г. Директору Института. XI . Отношение Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 12 апреля за 1180: «Ставропольский епархиальный Миссионер-проповедник протоиерей Симеон Никольский обратился ко мне с просьбой исходатайствовать у Совета Академии разрешение г. библиотекарю фундаментальной библиотеки оной о высылке ему, Никольскому, почтой в г. Ставрополь библий на еврейском, греческом и латинском языках и еврейского лексикона, для пользования таковыми, в целях служения миссии, в продолжении семи месяцев. – В виду сего покорнейше прошу Совет Академии, не признается ли воз- —113— можным удовлетворить вышеизложенное ходатайство протоиерея Никольского». Определили: Выслать в Канцелярию Высокопреосвященного Архиепископа Агафодора, для пользования протоиерея Симеона Никольского , означенные в отношении издания на семимесячный срок. XII . Прошение и. д. доцента Академии по кафедре истории русской литературы Н.Л. Туницкого: «Имею честь покорнейше просить Совет Академии обратиться к Юго-Славянской Академии Наук в Загребе (Jugo-slavenska Akademija Znatnosti i Umjetnosti u Zagrebu) с просьбой выслать в нашу Академию для моих научных занятий две рукописи из Собрания Михановича: III. с. 24 и III. с. 22, – южно-славянские Минеи–Четьи за месяцы сентябрь и октябрь». Определили: Просить Юго-Славянскую Академию Наук в Загребе о высылке на трехмесячный срок означенных в прошении и. д. доцента Н.Л. Туницкого рукописей из собрания Михановича. XIII . Представление Библиотечной Комиссии, от 29 марта за 1120: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 1217 (Проф. А.П. Шостьина ), 068 (Проф. С.С. Глаголева ). 1094, 1095 и 1096 (Проф. М.М. Тареева ), 982 (Проф. М. М. Богословского ), 801 (Проф. П.П. Соколова), 977 (Проф. С.И. Смирнова ), 76 (Проф. свящ. Е.А. Воронцова), 791, 805, 967, 973, 975 и 980 (Проф. Д.И. Введенского ), 983 и 979 (Проф. А.П. Орлова), 1206 (Проф. свящ. Д. В. Рождественского ), 794 и 795 (Проф. свящ. В.Н. Страхова), 969, 970, 1202 и 1203 (Доцента Н.В. Лысогорского), 800 и 963 (И. д. доцента Ф.М. Россейкина), 1004, 1005,1006. 1007, 1008, 1009 и 1010 (И. д. доцента А М. Туберовского), 797 и 966 (И. д. доцента свящ. И.В. Гумилевского), 804

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Под властью имп. Оттона I оказались Сев. Италия, Тоскана, Сполето, в вассальной зависимости от него находились Капуя и Беневенто; с этого момента имп. престол перешел в руки герм. королей (см. Римско-Германская империя ). Коронация в Риме, совершаемая папой от лица «римского народа», являлась по традиции обязательным условием получения имп. титула. Император считался верховным сеньором светских владений папы в И. Союз папы и императора был недолгим. После ухода Оттона I на север И. для войны с укрепившимся там Беренгаром II папа Иоанн XII вступил в переговоры с Адальбертом, приглашая его вернуться в И. и обещая поддержать в борьбе с императором. Папа пытался заключить союз с Византийской империей и с венграми, призывая их напасть на герм. владения императора в его отсутствие. Оттон I, узнав о возвращении Адальберта, с небольшим отрядом прибыл в Рим и вынудил сторонников Иоанна XII и Адальберта бежать в Тиволи (или, по свидетельству Liber Pontificalis, в Кампанию) (окт. 963). В нояб. того же года император созвал Собор, который низложил Иоанна XII и избрал вместо него папу Льва VIII (963-965). Но в Риме усилились антиимперские настроения, началось восстание (3 янв. 964). После отъезда Оттона I из Рима туда вернулся с войском папа Иоанн XII (26 февр. 964). В Ватиканской базилике состоялся новый Собор, объявивший Собор 963 г. незаконным, Иоанн XII был восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал к имп. Оттону I, который начал подготовку нового похода на Рим. 14 мая 964 г. папа Иоанн XII при загадочных обстоятельствах скончался. К этому времени имп. войска подавили сопротивление Беренгара II (он попал в плен и был выслан в Бамберг, где умер в 966). Войска Адальберта были разгромлены, его брат Гвидо погиб, 2-й брат, Конрад, перешел на сторону Оттона I. Адальберт, безуспешно пытавшийся заключить союз с Византией, умер в Бургундии (972/975). Центр. Италия и Рим оказались во власти Оттона I. Византия, сохранявшая позиции в Юж. Италии, долгое время отказывалась признать его императором. Оттон I подчинил граничившие с визант. владениями на юге И. княжества Капуя, Беневенто и Салерно и заставил их правителей принести вассальную присягу. Территориальный спор с визант. имп. Никифором II Фокой после долгих переговоров был улажен в результате династического брака имп. Оттона II (967-983, правил самостоятельно с 973) с визант. принцессой Феофано (апр. 972). Византия отказалась от прав на Беневенто и Капую, а также от притязаний на Центр. Италию и Рим, но сохранила за собой Апулию и Калабрию.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

После смерти бездетного Оттона III императорский престол захватил его родственник по отцовской линии Баварский герцог Генрих II Святой (1002–1024), отец которого приходился родным братом императору Оттону I. 7 июня 1002 г. его короновал епископ Виллигиз, а франкская и мозельская знать торжественно присягнула на верность. Как рассказывают, некогда, еще совсем юношей, он молился в Регенсбургской церкви и услышал голос, потребовавший его прочесть надпись на стене; там было написано: «После шести». Юноша был удивлен и напуган, он посчитал, что таким способом Провидение предупреждает его об опасности. Но выяснилось, что именно после 6 лет, 6 месяцев и 6 дней после этого памятного дня скончался император Оттон III, а сам Генрих II стал преемником. Но его политика отличалась полной противоположностью, в чем мы сумеем без труда убедиться 700 . Но если императорская власть смогла восстановить свои прерогативы, то у пап дела шли совсем плохо. Понтифики, поставляемые аристократическими партиями, менялись один за другим, постоянно становясь креатурами, а потом и жертвами то королей, то аристократических партий Рима. Например, папа Бенедикт VI (973–974) почти полгода ждал своего утверждения Западным императором, опасаясь без его согласия начать понтификат. Но затем жители Рима организовали восстание, свергли апостолика, заключили в тюрьму и в июле 974 г. задушили 701 . А папа Бонифаций VII (974), как писалось выше, через месяц после начала своего понтификата был вынужден забрать свое имущество и бежать в Константинополь, где пребывал до 980 г. Затем, снабженный деньгами императором Василием II, он вернулся в Рим и в 984 г. вернул себе папство. Правда, и на этот раз ненадолго – весной 985 г. он вновь был свергнут и растерзан толпой римлян. В перерыве между понтификатом Бенедикта VI и Бонифация VII Римскую кафедру занимал поставленный Оттоном II Иоанн XIV (983–984), которого убил все тот же Бонифаций VII. Новый папа, Иоанн XV (985–996), поставленный Кресценцием, почти не имел шансов на долгий понтифик. В 988 г. он оказался под домашним арестом у одного влиятельного римского аристократа и смог вернуться на престол лишь при помощи армии Оттона III. Но ему не суждено было видеть своей свободы – папа умер, не доехав до Рима. Вслед за этим к императору Оттону III в Верону прибыла делегация из Рима с просьбой поставить своим решением нового понтифика, поскольку иных способов умиротворить все партии просто не существовало 702 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тема принципов единения того или иного этноса, степени его кафоличности важна не только для оценки феноменов прошлого, таких как победа советского народа в Великой Отечественной войне, но и для анализа современных национально-исторических процессов и педагогического предостережения молодого поколения от увлечения националистическими идеями. Так, например, феномен нынешней псевдо-национальной идеологии, пропагандируемой украинскими властями и их зарубежными покровителями, ярко демонстрирует невыученность уроков прошлого. Вновь псевдособорность, основанная на агрессивной национальной обособленности, особенно антироссийского и антирусского извода (характерные выражения «кто не скачет, тот москаль» и «москаляку на гиляку» тому яркое и печальное доказательство), подменяет собой идею кафоличного собирания народных сил, способностей и талантов, дарованных Богом изначально любой нации и любому человеку. Желание интеграции в Европейский Союз, основанное преимущественно на одних материальных интересах, готово принести в жертву не только благополучие, не только моральные принципы, но и сами жизни многих невинных людей – от защитников правопорядка до детей и стариков. В ситуации нагнетания русофобских, националистических и даже неонацистских настроений (сюда можно отнести и осужденное Европейским парламентом прославление военного преступника С. А. Бандеры в качестве «героя Украины» при президенте В. А. Ющенко и очевидно тенденциозное толкование различных исторических фактов советского прошлого, и то, что лидеры партии «Батькивщина», включая Ю. В. Тимошенко, усвоили националистическую риторику и символику, которые применялись небезызвестными ОУН и УПА [см., например: 16, p. 214, 223; 15, p. 973, 974, 983, 995]) в этом псевдо-соборном проевропейском движении современных украинских и иных политтехнологов, Россия должна противопоставить отнюдь не укро-фобские лейтмотивы, но всестороннее воспитание и развитие кафолического сознания мета-национального этноса. Такой кафолический этнос открыт к включению в орбиту взаимообогащающего общения любой нации, со всеми ее безгрешными отличительными особенностями, но при условии непротивопоставления и неподавления особенностей и характеристик иных национальностей и индивидов. Ведь один из главных парадоксов подлинной кафоличности состоит в том, что индивидуальные или групповые отличительные черты отнюдь не составляют угрозы отличительным чертам других участников «собора», но по мере роста степени единства различных составляющих «собор» единиц, возрастает и гармония мозаики их индивидуальных черт. Именно в этом и состоят непобедимая сила и красота ипостасного принципа кафолического собирания, сообразные надмирной тринитарной красоте и симфонии трех Ипостасей Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

толикожде и худых, ты первых снедаху. Чрез первыя седмь даров мощно толковати, яже Дух Божественный обыче даяти. Тии бо туком горним душу исполняют, крепку, красну, веселу ону содевают. Чрез худыя же кравы грехи 972 ся толкуют, числом седмь, иже смертни, быти ся непщуют 973 , А 974 сия 975 кравы первых люте поглощают, яко греси дары 976 вся Духа истребляют 977 . Сердце Иде же сокровище наше сопрятаем, тамо мыслию сердца выну пребываем. 2 978 Тиверий, кесарь Римский, желал есть почтити Христа и со своими лжебоги вместити. Но не благоволившу Христу делу быти, нужда бяше той совет в ничто обратити. Не хоте Бог истинный 979 со лжебоги стати и от идолских жрецев скверных жертв взимати. Точне. несть воля Его в сердци пребывати, в нем же сквернии греси обыкли витати. Въсего 980 сердца в жилище Он Себе желает; аще не цело дастъся 981 , то Он оставляет. Он есть солнце, а грех – тма, нужда уступите единому от двою, обема не быти. Впустиши грех . то Христос абие отходит; изжени грех . благодать Христова приходит. Зри убо, возлюбленне. что полезно 982 тебе: грех. иже смерть, ли Христа жизнь 983 имети 984 в себе? 3 Сердца мудраго 985 в стране десней пребывает, безумнаго – во 986 шуйце, церковник вещает, Яко мудрый вся дела ближних судит право. противным обычаем, безумный – лукаво, И яко мудрый дела любит вся правая, безумный, сопротивно, любит лукавая. Сердце чисто Хотяй сердце имети во мире чистое и во жилище Богу посвятити тое. Во-первых, страх Господень должен в нем имети, и месть Страшнаго Суда выну умом зрети. К тому, страсти плотския нужда есть мертвити, да бы оным возмогшим 987 сердца не скверните. Еще. противу мирским прелестем стояти. вся ласкателства его силно отревати. Ибо теми человек излиха 988 сквернится, егда им неопасно сердцем прилепится. Наконец, выну сердце в небо обращати, тамо пребывание себе утвержати. Сия хранящу деть есть имети чистое сердце и посвятити во храм Богу тое. Сердце простое Простое человеку сердце подобает, ибо в сицевом Господь сердце обитает.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Возвращение Свенельда, которого никто не ждал, должно было обострить ситуацию в Киеве независимо от того, пришел он по воле Святослава или по своей собственной. То, что печенегов кто-то предупредил о маршруте русского войска, не вызывало сомнения у летописцев. Они только не знали, кто это был. Одно дополнение Ддугоша – о том, что Святослава взяли живым, – можно отнести на счет его непонимания русского текста. Но хронист не мог перепутать переяславцев с киевлянами. Очевидно, в его источнике вина действительно возлагалась на окружение Ярополка. НС и «Повесть временных лет» молчат о правлении Ярополка вплоть до его конфликта с Олегом Древлянским. Саксонский анналист Ламперт Херсфельдский сообщает, что на Пасху 973 г. в Кведлинбург на имперский съезд к Оттону I (936–973) прибыли в числе прочих послы из Руси. Само по себе это известие выглядит вполне достоверным 271 и не более сомнительным, чем прибытие послов от болгар. Болгария была после ухода Святослава уничтожена как самостоятельное государство. Последний царь Борис после взятия Преславы сменил русский плен на византийский, и во время триумфа Иоанна Цимисхия был торжественно лишен знаков царской власти. 272 Если послы были от мятежников-Комитопулов, то почему их принимали наравне с официальными? Это тем более странно, что невесткой Оттона I, супругой его сына Оттона II, была племянница Цимисхия. Однако болгарские послы и у Титмара Мерзебургского упомянуты, а русские нет. Это заставляет с некоторым скепсисом относиться к известию. 273 А. В. Назаренко полагает, что существовал союз Ярополка и императора Оттона II (973–983), который в 977 г. вылился в участие русского князя в войне Германии против чешского князя Болеслава II. 274 Такое развитие ситуации вполне вероятно, хотя все свидетельства, за исключением известия о прибытии послов в 973 г. – косвенные. Исследователь считает, что в это же время сложился союз Болеслава с Олегом и Владимиром, младшими братьями Ярополка, выразившийся в их браках с чешками. «Чехиня» в летописи названа первой женой Владимира и матерью его старшего сына Вышеслава. Легендарная генеалогия знатного чешского рода Жеротинов, зафиксированная в XVI-XVII вв., называет их родоначальником сына Колги Святославича, племянника Ярополка и Владимира. Он был отправлен отцом в Чехию из опасений перед старшим братом. 275 Это не свидетельствует прямо о существовании какого-то союза Олега Древлянского и Болеслава. В то время Краковская земля и Малая Польша были чешскими землями. Червенские города и хорваты были подчинены только Владимиром в начале его княжения. 276 Таким образом Древлянская земля на юге вплотную подходила к владениям чешских князей, и было естественно выслать туда сына при угрозе со стороны старшего брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олдржих, кн. чешский (1012–1034) VI, 97–98, 99, 108 Олдржих, кн. брненский (ум. в 1113 г.) VI, 201, 201 Олег, кн. киевский (ум. после 911 г.) IXa, 33, 87 Олег Святославич, с. киевского кн. Святослава Игоревича, кн. древлянский (уб. ок. 976 г.) IXa, 92 Олег Святославич, кн. черниговский (1094–1115) IXa, 198, 345 Ольга (в крещении Елена), ж. киевского кн. Игоря, кнг. киевская (ум. в 969 г.) IXa, 45, 45–46, 49, 106, 117, 226 Ольга, ж. галицкого кн. Ярослава Всеволодовича Осмомысла, д. ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого (ум. в 1181 г.) IXa, IXb, 315 «Опатовицкие анналы», см. «Градичанские анналы» Орозий Павел, историограф (перв. четв. V в.) 13, 237 Ортлиб Цвифальтенский, немецкий историограф (ум. в 1163 г.) 197 Ота (Оттон) I, кн. оломоуцкий (1061–1086/7 г.) V, VI, 201, 358, 358 Ота (Оттон) II Черный, кн. оломоуцкий (1113–1126) VI, IXb, 262, 262–264 Ота (Оттон) III, кн. оломоуцкий (1140–1160) VI, 262, 262–264 Отакар (Оттокар) III, мгр. штирийский (1129–1164) 288 Отакар (Оттокар) IV, герц, штирийский (1164–1192) 288, 288, 292 Отакары (Оттокары), знатный восточнобаварский род (сер. X – кон. XII в.) 288 Отвин, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (950–954), затем еп. хильдесхаймский (954– 984) 65, 65 «Оттенбойренские анналы», анналы Оттенбойренского м-ря (Аугсбургской еп-и) (нач. XI в.) 106 Оттокар, см. Отакар (Оттокар) Оттон I, кор. германский (936–973, ими. с 962 г.) I–III, 36, 41, 41–42, 45, 45–49, 48, 61, 66, 84, 84, 105–106, 106, 109–110, 110, 116–117,116–117, 140, 140, 164, 164, 181, 186, 187, 189,189–190, 226–227, 276–277, 276–277, 327, 327–328, 340 Оттон II, имп. германский (973–983) II, VIII, 36, 49, 88, 109, 110, 116, 116–118, 118, 164, 173, 190, 340, 374 Оттон III, кор. германский (983–1002, имп. с 996 г.) II, 51, 53, 55, 58–59, 67, 69, 73, 73, 88, 106, 106, 130, 130–131, 163, 163–164, 167, 167, 228, 271, 297, 374 Оттон IV, кор. германский (1198–1218, имп. с 1209 г.) II, III, 330, 347 Оттон, см. Шамуэль Аба (Оттон) Оттон, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (ум. в 1032/3) IV, 67, 97–99, 97–99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет. 11. Священная Римская Империя германских императоров Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936–973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973–983), Оттон III (983–1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039–1056), Генрих IV (1056–1106), Генрих V (1106–1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152–1190), Генрих VI (1190–1197), Фридрих II (1212–1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347–1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440–1493), Максимилиан I (1493–1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Читатель ожидает, что и Олав крестится вместе со всей Русью, но нет, о его крещении на Сюллингах Одд сообщает без всякого перехода в следующей главке. 903 Известие о prima signatio было вставлено в рассказ монахом Оддом, исключительно чтобы совместить две взаимоисключающие версии – о крещении Олава в Греции и о крещении Олава на островах Сюллингах в Англии. На этом история Олава-крестителя у монаха Одда не кончается. Согласно всем сагам, в Англии Олав принял имя Али Гардского (Русского), чтобы до него недобрались враги. Крестившись на Сюллингах, Али Гардский вместе со своим другом Сигурдом-ярлом отправляется помогать императору Оттону I крестить Данию. Здесь он успешно сражается против конунга Харальда Синезубого и его союзника, Хладирского ярла Хакона. Это полностью не соответствует действительности, но винить Одда в сознательном искажении не приходится. Правление Харальда определяли и определяют по ею современнику, Бременскому архиепископу Адальдагу (937–988). В его диоцез входили все скандинавские страны. За время его пятидесятилетнего святительства сменились императоры Оттон I (король с 936 г., император в 962–973 гг.), Оттон II (973–983) и Отгон III (983–1002). Конунга Харальда, его жену Гунхильд и сына Свена заставил креститься Оттон I после победы, одержанной над датчанами около 960 г. В 974 г. после его смерти Харальд попытался освободиться от вассальной зависимости, но был разбит Оттоном II. Олав, родившийся около 969 г., физически не мог принять участие ни в одном из этих походов. Скальд Эйнар Звон Весов, сочинивший о Хаконе, Хладирском ярле, песню «Недостаток золота», описывает его участие в обороне Датского вала от саксов. Судя по всему, это было при Оттоне II. В песне о конунге Олаве сыне Трюггви его придворный скальд Халльфред описывает бои своего конунга на Балтийском и Северном морях и в Дании. 904 Одд, конечно, знал обе знаменитые песни и на их основании сделал Олава участником похода германского императора и крещения Дании. Этот рассказ без изменений был перенесен в Сагу о йомс-викингах. 905 Снорри, который постоянно цитирует Эйнара и Халльфреда, также включил датский эпизод в свой текст, но перенес его во времена жизни Олава в Вендланде. Это не исправляет хронологических ошибок, о существовании которых Снорри не подозревал, но сильно ослабляет христианский пафос Одда. Ведь Снорри не отрицает, что Олав в это время еще был язычником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данный летописный рассказ, именуемый в историографии «Сказанием об испытании вер», исследователи интерпретируют по-разному. Одни считают, что «Сказание...» представляет собой откровенный вымысел (М. Д. Присёлков, С. В. Бахрушин, Рапов и др.), другие полагают, что оно до нек-рой степени отражает историческую действительность (В. В. Мавродин, Лихачёв, В. Я. Петрухин, Назаренко и др.). Аргументом в пользу последнего мнения может служить сообщение араб. ученого аль-Марвази (кон. XI - нач. XII в.) о посольстве, к-рое отправил к хорезмшаху правитель Руси, носивший титул буладмира. Предполагают, что указанный титул является переосмыслением имени Владимир, а посольство, отправленное, согласно ПВЛ, в Булгар, уже оттуда проследовало на восток - в Хорезм ( Коновалова. 1999. С. 234-235). Сообщение о приходе к кн. Владимиру нем. проповедников может иметь в виду посольство герм. имп. Оттона II (973-983), к-рое предположительно посетило Русь ок. 983 г. По мнению Назаренко, «Сказание...» является лит. осмыслением «той активной внешней политики Владимира Святославича на западе, северо-востоке и юге от русских границ, которая предшествовала крещению князя и во многом обусловила его» ( Назаренко. 2001. С. 434). Рассказ ПВЛ о К. Р., получивший в историографии название «Корсунская легенда», читается под 6496 (988) г. Согласно его сведениям, Владимир совершил военный поход на визант. г. Херсонес (в рус. источниках - Корсунь) в Крыму, осадил его и через некоторое время принудил к сдаче благодаря предательству некоего Настаса Корсунянина. Сразу после этого киевский князь отправил посольство к визант. имп. Василию II Болгаробойце и его соправителю Константину VIII с требованием под угрозой захвата К-поля выдать за него царевну Анну . Греч. цари указали правителю Руси, что такой брак возможен только в случае принятия им христианства. Владимир дал согласие креститься. Но когда Анна прибыла в Херсонес, он внезапно, по Божественному Промыслу, потерял зрение. Византийская царевна посоветовала Владимиру как можно быстрее креститься. Когда иерей возложил на голову князя руку, тот прозрел. Это чудо сподвигло многих дружинников последовать примеру своего предводителя и принять крещение. Здесь же, в Херсонесе, состоялось бракосочетание Владимира и Анны, после чего город был возвращен царям в качестве свадебного дара - вена. В сопровождении супруги Анны, священников и дружины князь отбыл в Киев, забрав с собой мощи св. Климента , папы Римского, и его ученика Фива, церковные сосуды и иконы.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010