Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ VII Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († июль 985, Рим; мирское имя - Франко), антипапа (июнь-авг. 974, авг. 984 - июль 985). Согласно Liber pontificalis , сын римлянина Ферруция. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции ) организовал мятеж и захватил Рим, в результате чего папа Бенедикт VI , поддерживавший партию Оттона I, был низложен и заточен в замок св. Ангела (Сант-Анджело), а новым папой стал ставленник Кресценция диак. Франко, занявший папский престол под именем Бонифаций. Видимо, по его поручению Бенедикт VI в 974 г. был задушен неким пресв. Стефаном (см., напр., в хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon//MGH. SS. Vol. 5. P. 116). Имп. Оттон II , узнав об этом, направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. Б. бежал в К-поль. Новым папой под именем Бенедикт VII был избран епископ Сутрийский, к-рый начал свой понтификат с созыва Собора, где осудил Б. В кон. 983 г., после смерти папы Бенедикта VII (10 июля) и имп. Оттона II (7 дек.), Б. возвратился в Рим, низложил законно избранного папу Иоанна XIV и снова занял папский престол. Низложенный папа был заточен в замок св. Ангела и умер насильственной смертью в авг. 984 г. Б. скончался после года жестокого правления при неизвестных обстоятельствах. Ист.: LP. Vol. 2. P. 255-259; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 477-485; Vol. 2. P. 707, 747. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 361-406; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 305-342; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P., 1911. P. 632-634; Baix F. Boniface VII//DHGE. T. 9. Col. 900-904. О. И. Фельдштейн Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/153087.html

973 Виллиброрд умер в 739 г. в возрасте 81 года. 974 Имеется в виду район Каннингем в шотландском графстве Эйршир. В VII в. эта область входила в состав бриттского королевства Камбрия, но, возможно, там жили переселенцы из Нортумбрии. 975 Т. е. для раздачи бедным во имя спасения собственной души. 976 Это был Старый Мелроз, сожженный королем Далриады Кеннетом мак Алпином в 839 г. В XII в. в двух милях от него был построен новый монастырь, существовавший до XVI в. 977 Возможно, эту историю Беда взял из какого-либо письменного источника, но скорее всего она дошла до него в устном пересказе. В ней отражены распространенные мотивы видений рая и ада, основанные на «Диалогах» папы Григория и других подобных сочинениях. Характерно, что в «Истории» Беды не содержится никаких упоминаний о чистилище, хотя римская церковь в то время уже признала его существование. 978 В средневековых житиях и видениях часто встречается представление об аде как о месте, где невыносимый жар сочетается с холодом. Скорее всего, это отголосок древнегерманских представлений об аде (Хель) как о царстве вечного холода. 979 Скрытая цитата из «Энеиды»-»под сенью ночи безлюдной» (VI.268). 980 Forcipis (щипцы или клещи)- обычное орудие мучений грешников в аду. 981 Эдильвальд или Этельвольд начал свою монашескую жизнь как ученик св. Кутберта. После он был приором Мелрозского монастыря, а в 721 г. стал епископом Линдисфарна. Он украсил обитель многими работами, в том числе драгоценным окладом «Линдисфарнского евангелия» (оно было переписано и иллюстрировано при его предшественнике Эдфрите) и резным каменным крестом в память св. Кутберта. Этельвольд оставил должность в 737 г. и умер около 740 г. 982 Беда не упоминал этого имени прежде, чтобы эффектно произнести его в конце истории. Весь этот рассказ демонстрирует мастерство повествования, в полной мере проявленное Бедой именно в последней книге «Истории». 983 Кенред стал королем Мерсии в 704 г. после отречения его дяди Этельреда, который удалился в монастырь Бардни. В 709 г. он также отрекся и отправился в Рим, где принял постриг от папы Константина (рассказ об этом содержится в «Liber Ponificalis»). Дата его смерти неизвестна.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Греческое (эсфигменское) житие преподобного Антония в первоначальном варианте страдало существенными хронологическими неточностями. Так, в соответствии с греческой версией , преподобный пришел в монастырь в 973 , а постриг принял в 975 году от игумена Эсфигмена Феоктиста, тогда как родился преподобный, согласно общепринятой русской хронологии, в 983 году. Известно, что в 1073 году состоялась закладка Успенского Собора Киево-Печерского монастыря при непосредственном участии преподобного; исходя из греческой версии, ему тогда должно было бы быть не менее 116-120 лет. И это — лишь одна из неточностей. Впоследствии монастырь Эсфигмен неоднократно редактировал свое жизнеописание св. Антония, стремясь согласовать его с русскими источниками. Это привело к возникновению новых хронологических неувязок. Так, в одной из редакций вводится в оборот новая дата: 1035 год, когда будто бы святой был пострижен в малую схиму игуменом Феоктистом II. Не прекращается творение новых «подробностей» и по сей день. В настоящее время можно констатировать появление новой редакции Эсфигменского жития св. Антония, в которой провозглашается, что преподобный Антоний принял постриг в монастыре Эсфигмен в 1016 году; при этом не объясняется, что произошло с ранее заявленной датой его пострига (1035). Также не объясняется, на каких источниках (или же откровениях) основана эта обновленная дата. Складывается впечатление, что она искусственно притянута к дате тысячелетия русского монашества на Афоне, имеющей под собой документальную основу — Афонский акт 1016 года , в котором в ряду прочих стоит и подпись игумена «обители Рос» Герасима . Таким образом, мы видим ни чем не основанную, произвольную манипуляцию датами. Каждая из предъявленных дат (975, 1035, 1016) не обоснована не только с точки зрения исторических фактов, но и с точки зрения исторической вероятности, логики исторической последовательности событий; они провозглашаются произвольно, в обход научного метода, как истина, не требующая доказательств.

http://pravoslavie.ru/93621.html

месте говорится о 37 годах правления Владимира Святославича в Киеве (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 18; Т. 2. Стб. 13); 980/81-й год появился, надо думать, в результате неудачных подсчетов самого летописца. Но если принимать 11 июня в качестве дня вокняжения Владимира Святославича в Киеве, то событиям, которые в ПВЛ помещены между возвращением Владимира Святославича «из-за моря» (сделать это он мог только с началом навигационного сезона, после освобождения Финского залива от льдов) и взятием им Киева, очень трудно уложиться в 2-3 месяца. Едва ли подлежит сомнению, что приведенные хронологические вехи усобицы Святославичей условны, являясь более поздними добавлениями к первоначальному рассказу, не разделенному на годовые статьи,- вроде того известия, фрагменты которого сохранились в летописчике Иакова Мниха. Ясно одно - незадолго до 978 г. между Святославичами вспыхнула борьба за власть, в ходе которой и кн. Ярополк (когда в Полоцк прибыли сваты от Владимира Святославича, княжну Рогнеду, согласно летописному преданию, собирались «вести» за Ярополка), и Владимир Святославич стремились привлечь на свою сторону Полоцк, в котором правил тогда не зависевший от Киева князь. Совокупность данных - сведений нем. источников о династическом союзе Ярополка и герм. имп. Оттона II (973-983), чехо-моравского предания об удалении в Чехию сына кн. Олега Древлянского, свидетельства перечня сыновей Владимира Святославича, согласно которому первой женой князя была «чехиня» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79-80, 121; Т. 2. Стб. 67, 105; НПЛ. С. 128, 159; Жития св. мучеников Бориса и Глеба. С. 27-28) и др.- позволяет выдвинуть гипотезу (А. В. Назаренко), что юные Святославичи, видимо, оказались втянуты в длительную и ожесточенную борьбу Оттона II против чешско-польск. коалиции, которая определяла политические союзы в Центр. Европе 70-х гг. X в., причем киевский князь оказался на стороне герм. императора, а новгородский и древлянский князья - на стороне его противников Болеслава II Чешского (967/972-999) и Мешко (Георгия) I Польского (ок.

http://pravoslavie.ru/38465.html

В 973 г. в Лотарингию при поддержке западнофранк. кор. Лотаря (954-987) вторглись Регинар (Ренье) IV († 1013) и Ламберт I († 1015) - сыновья Регинара (Ренье) III († 973), мятежного графа Геннегау (Эно), после смещения к-рого Оттоном I в 958 г. Геннегау было разделено на 2 графства, Монс и Валансьен, и отдано в управление сторонникам императора. Регинару IV и Ламберту I удалось отвоевать родовые владения, и лишь в 974 г. войска О. одержали над ними верх и вернули земли под управление императора; Регинар IV и Ламберт I бежали в Западнофранкское королевство. В 974 г. во владения О. вторгся дат. кор. Харальд I Синезубый (ок. 958 - ок. 987). Император отразил нападение, взял штурмом и разрушил дат. укрепление Даневирке, возвел бург под Шлезвигом и восстановил контроль над регионом. Велась борьба за политическое влияние и в Италии. В начале правления О. не посещал итал. владения лично и стремился разрешать конфликты с помощью поддерживавших его представителей местной знати. Против императора выступила римская знать во главе с родом Кресценциев (вероятно, при поддержке византийцев, стремившихся установить в Риме свое влияние). В июне 974 г. был свергнут и убит папа Римский Бенедикт VI (973-974), Папский престол занял антипапа Бонифаций VII (974, 984-985). О. направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. В авг. 974 г. Бонифаций VII бежал сначала, вероятно, в византийские земли в Юж. Италии, а потом в К-поль (точные даты и продолжительность его пребывания в столице Византийской империи неизвестны, возможно, он направился туда в 980-981). Новым папой был избран угодный императору Бенедикт VII (974-983), начавший свое правление с церковного отлучения антипапы Бонифация VII. В 976 г. Регинар IV и Ламберт I повторили попытку вернуть родовые владения в Лотарингии, найдя поддержку у Карла (953 - ок. 993), младшего брата западнофранк. кор. Лотаря. Однако 19 апр. их войска были разбиты у Монса. В 977-978 гг. О. урегулировал ситуацию в Лотарингии мирным путем: назначил Карла герцогом Н. Лотарингии, вернул Регинару IV и Ламберту I часть прежних территорий Геннегау. Регинар IV получил графство Монс (замок Монс остался под контролем родственника О.- Готфрида, графа Вердена). Часть графства Геннегау с г. Лувен была передана Ламберту I, впосл. эти земли стали ядром нового графства Лувен (впервые титул «граф Лувена» упоминается в акте 1003 г.). Валансьенская марка осталась под управлением ставленника О.- Арнульфа.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Иисус Христос коронует супругов имп. Оттона II и имп. Феофано. Рельеф. Ок. 982–983 гг. (Музей Средневековья, Париж) В это же время произошел конфликт О. с матерью - имп. Адельгейдой. После смерти Оттона I она активно участвовала в политике сына, сопровождала его в разъездах. Ее имя регулярно упоминалось в имп. грамотах вплоть до Пасхи 974 г., однако после ее неудачной попытки уладить конфликт О. с герц. Генрихом Строптивым (герцог, женатый на Гизеле, племяннице Адельгейды, был влиятельным советником императрицы-матери) ее влияние на сына уменьшилось. Имп. Феофано оттеснила Адельгейду от власти. С 974 г. имп. Феофано именовалась в грамотах «соимператрицей августой» (coimperatrix augusta), земельные владения 2 императриц - приданое Феофано и вдовий надел Адельгейды - были перераспределены выгодным для супруги О. образом. Имп. Адельгейда покинула двор О. В 976 г. герц. Генрих Строптивый бежал из заключения, вернулся в Баварию и поднял новый мятеж против О. Выступление было подавлено, Генриху удалось спастись бегством. Император передал Баварию в управление герц. Оттону Швабскому. От Баварии были отделены Восточная марка (ее маркграфом стал Леопольд (Луитпольд) Бабенберг (976-994)) и герц-ство Каринтия, во главе к-рого был поставлен Генрих Младший (940-989) - наследник династии баварских герцогов, отстраненной от власти Оттоном I. Тогда же к Каринтии была присоединена Веронская марка. В 977 г. Генрих Строптивый, вновь собрав силы, инициировал 3-е выступление герм. знати против О. Его поддержали каринтийский герц. Генрих Младший и еп. Генрих I Аугсбургский (973-982). В 978 г. О. при поддержке герц. Оттона Швабского удалось одержать победу над мятежниками. Генриха Строптивого отправили под надзор Фолькмара, еп. Утрехтского (976-990). Каринтия была передана в управление Оттону Вормсскому (948-1004) - сыну Конрада Рыжего, бывш. герцога Лотарингии. Еп. Генриха Аугсбургского О. отстранил от управления епархией, но вскоре простил и возвратил на кафедру. Двое др. зачинщиков мятежа смогли частично вернуть свои владения уже после смерти О. Попытка императора примириться с матерью в 978 г. не увенчалась успехом, после чего Адельгейда удалилась в Бургундию под защиту своего брата, кор. Конрада (937-993).

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Но если принимать 11 июня в качестве дня вокняжения В. С. в Киеве, то событиям, к-рые в ПВЛ помещены между возвращением В. С. «из-за моря» (сделать это он мог только с началом навигационного сезона, после освобождения Финского зал. от льдов) и взятием им Киева, очень трудно уложиться в 2-3 месяца. Едва ли подлежит сомнению, что приведенные хронологические вехи усобицы Святославичей условны и являются более поздними добавлениями к первоначальному рассказу, не разделенному на годовые статьи,- вроде того известия, фрагменты к-рого сохранились в летописчике Иакова Мниха. Ясно одно: незадолго до 978 г. между Святославичами вспыхнула борьба за власть, в ходе к-рой и кн. Ярополк (когда в Полоцк прибыли сваты от В. С., кнж. Рогнеду, согласно летописному преданию, собирались «вести» за Ярополка), и В. С. стремились привлечь на свою сторону Полоцк, в к-ром правил тогда не зависевший от Киева князь. Совокупность данных - сведений нем. источников о династическом союзе Ярополка и герм. имп. Оттона II (973-983), чехо-моравского предания об удалении в Чехию сына кн. Олега Древлянского, свидетельства перечня сыновей В. С., согласно к-рому первой женой князя была «чехиня» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 79-80, 121; Т. 2. Стб. 67, 105; НПЛ. С. 128, 159; Жития св. мучеников Бориса и Глеба. С. 27-28) и др.- позволяет выдвинуть гипотезу (А. В. Назаренко), что юные Святославичи, видимо, оказались втянуты в длительную и ожесточенную борьбу Оттона II против чешско-польск. коалиции, к-рая определяла политические союзы в Центр. Европе 70-х гг. X в., причем киевский князь оказался на стороне герм. императора, а новгородский и древлянский князья - на стороне его противников Болеслава II Чешского (967/972-999) и Мешко I Польского (ок. 960-992). Крещение кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 62 об.) Крещение кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 62 об.) Так или иначе, с 978 г. начинается киевское княжение В. С., 10-летний языческий период к-рого в древнерус.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Заняв трон, Беренгар II с целью упрочить свое положение хотел женить Адальберта на св. Адельгейде (ок. 931-999), вдове кор. Лотаря II. Она противилась этому браку, Беренгар II держал ее в заточении, однако Адельгейде удалось бежать и обратиться за помощью к О. Это стало предлогом для 1-го итал. похода: в 951 г. О. вторгся в Италию, разгромил Беренгара II, обвенчался в Павии с Адельгейдой и получил титул короля Италии. О королевской коронации в источниках не упоминается, однако начиная с окт. 951 г. в документах О. именовался «королем франков и лангобардов» или «франков и италийцев» (rex Francorum et Langobardorum, rex Francorum et Italicorum). В Рим был направлен архиеп. Фридрих Майнцский (937-954) для переговоров с папой Агапитом II (946-955) о возможности имп. коронации О. Однако папа Римский, находившийся под давлением светского правителя Рима Альберика II (932-954), отказался короновать герм. короля. В 952 г. О. торжественно возвратился в свои владения с новой супругой. От брака с Адельгейдой у О. было 4 детей: старшие сыновья Генрих (952-954) и Бруно (953), умершие в младенчестве, буд. имп. Оттон II (955-983) и дочь Матильда (955-999), ставшая впосл. аббатисой Кведлинбурга. Имп. Оттон I и имп. Адельгейда. Скульптура. XIII в. (собор святых Иоанна и Доната в Майсене) Имп. Оттон I и имп. Адельгейда. Скульптура. XIII в. (собор святых Иоанна и Доната в Майсене) В Восточнофранкское королевство прибыл и Беренгар II. В Аугсбурге 7 авг. 952 г. бывш. противники заключили соглашение, по к-рому Беренгар получил прощение, присягнул на верность О. и вместе с сыном принял в управление Италию (без маркграфства Вероны и территории бывш. Фриульской марки) как феодальное держание под сюзеренитетом О. Верона и Аквилея были отторгнуты от Италии и присоединены к Баварии. Расширение владений герц. Генриха Баварского вызвало недовольство швабского герц. Людольфа и лотарингского герц. Конрада Рыжего. Конфликт между братом О., с одной стороны, и его сыном и зятем - с другой, в 953-954 гг. перерос в военное выступление герц. Людольфа и герц. Конрада Рыжего против короля. Одновременно против герц. Конрада Рыжего выступили недовольные им представители лотарингской знати под рук. Регинара (Ренье) III († 973), графа Геннегау (Эно). О. одержал победу и затем примирился с восставшими, но лишил их большей части владений. Герцогом Швабии стал Бурхард († 973) - потомок прежнего швабского герцогского рода, а герцогом Лотарингии - брат О., Бруно (с 953 архиепископ Кёльна).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Изображение жены венценосной (равноап. Нина (?), София, Премудрость Божия (?), Мать-Церковь (?)). Роспись кафоликона мон-ря Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Строительные слои, архитектурные формы и эпиграфика указывают на 2 основных периода постройки базилики, осуществленной разными архитекторами. По мнению груз. историка прав. Евфимия Такаишвили , 1-я церковь была построена в IX в. (кладка кирпичом и рваным камнем), облицовка точеным камнем была осуществлена ко 2-й пол. X в. ( Такаишвили. 1952. С. 84-86); Н. и Ж. М. Тьерри определяют работы по строительству рубежом IX и X вв., по облицовке - 961 г., началом царствования Давида III. Строительство всей церкви ученые датировали 978 г. ( Беридзе. 1981. С. 163-164), 950 г. ( Закарая. 1992. С. 127-128), 983-1001 гг. ( Вирсаладзе. 2007. С. 17-22). В. Джобадзе строительство и роспись церкви датирует сер. 961-965 г., а переделку - сер. 978-1001 г. ( Djobadze. 1992. P. 169); Б. Баумгартнер - 940-950 гг. и периодом между 973/7-1000 гг. ( Baumgartner. 1996. S. 536-541). По мнению З. Схиртладзе, в 60-х гг. X в. был построен кафоликон О., сразу же после него - кафоликон Пархали (кон. 60-х - нач. 70-х гг. X в.), окончательный облик кафоликона О. сложился в 80-х гг. X в. ( Схиртладзе. 2009. С. 22-24). Перестройки заметны как в интерьере, так и в экстерьере церкви. На 1-м строительном этапе были возведены остов базилики в технике opus mixtum и 4 пары столбов, построены, а затем расширены хоры, облицованы вост. и зап. фасады. На следующем этапе пара алтарных столбов перемещена ближе к алтарю, церковь надстроена в высоту, украшены поперечные фасады. Несомненно, базилика О. приняла свой окончательный вид в период строительства Пархали (до 973) или непосредственно при участии зодчего Пархали в 80-90-х гг. X в. Это соответствует времени деятельности Давида III, когда ушедшая из О. братия обосновалась на Афоне и имела интенсивную духовную и просветительскую связь с мон-рями Тао. Результатом этого тесного контакта стала необходимость реорганизации алтарного пространства кафоликона О., т. к. к-польский устав требовал непосредственной связи алтаря с жертвенником, что было необходимо для проведения литургии.

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Следует обратить внимание на то, что есфигменская гипотеза уже сразу после своего появления в XIX веке подверглась острой критике со стороны ряда известных церковных историков и археологов. В частности, сомнения в ее достоверности выражали епископ Порфирий (Успенский), немало потрудившийся в архивах святогорских монастырей; архимандрит Антонин (Капустин), изучавший обители Святой Горы в 1859 году; профессор Евгений Голубинский и другие. Все они, независимо друг от друга, пришли к выводу, что есфигменское жизнеописание и предъявляемая есфигменцами пещера не являются аутентичными и были «изобретены» в канун приезда в 1843 году на Святую Гору великого князя Константина Константиновича Романова с целью привлечь внимание знатных российских паломников к их обители. Изданное в этот период есфигменское жизнеописание преподобного Антония в первоначальном своем варианте страдало существенными хронологическими неточностями, так что невольно возникал вопрос: об одном ли и том же преподобном говорят греческое и русское жития? Так, в соответствии с греческой версией, преподобный Антоний был не русином, а греком по национальности и пришел в монастырь в 973 году, а сам постриг принял в 975 году от игумена Есфигменского монастыря Феоктиста. Однако русские списки жития однозначно утверждают, что преподобный Антоний Печерский был не греком, а русином, и родился он в 983 году в Любече на Черниговщине. Таким образом, грек Антоний Есфигменский никак не может быть тождественен любечанину Антонию Печерскому, поскольку первый пришел в Есфигмен на 10 лет раньше, чем родился наш Антоний Печерский. Вероятнее всего, Антоний Есфигменский действительно существовал и даже подвизался в известной пещере на склоне неподалеку от Есфигменской обители. Однако нет никаких оснований отождествлять его с преподобным Антонием Печерским. Упоминание о том, что грек Антоний Есфигменский пришел на Афон в 973 году и через два года принял постриг, было заимствовано, по всей видимости, из монастырского монахология Есфигмена, где под указанными датами действительно могло сообщаться о поступлении и постриге некоего монаха Антония, грека по происхождению.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2622

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010