“Приб. к «ЦВ» 1908, 34, стр.1619–1622. “Церк. Вестн.» 1908, 35, стр.1081–1083. “Изв. Каз. Еп.» 1908, 32–33, стр.973–983. “Что разделяет нас со старокатоликами?». 1902. “К вопросу о том, что разделяет на со старокатоликами». 1903. Две речи: I) при пострижении в монашество Елевферия (Богоявленского).· «Церк. Вестн.» 1904, 12, стр.356. 2) Дамиана (Воскресенского). «Церк. Вестн.» 1904, 50, стр.1578. «Закон Божий, написанный в сердце человека». СПБ, 1904. “Слова и речи (1901–1905 гг.). СПБ, 1905. “Речь, сказанная в Гельсингфорском православном соборе вновь назначенному генерал-губернатору, генерал-лейтенанту Ф.А. Зейну (21 ноября 1909 г.)». «Церк. Вестн.» 1910, I, стр.5–6. «Письмо к митрополиту Агафангелу от 28 янв. 10 февр.1928 года». «Письмо к митрополиту Агафангелу – апрель 1928 г. Архп. Иоанн (Снычев). «Церк. расколы XX столетия», стр.175. «Письмо к митрополиту Кириллу от 5/18 сент. 1929 г.» «Письмо к митрополиту Кириллу от 2 января 1930 г.» «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его заместителя». «ЖМП» 1931, I, стр.3–5. «Письмо от 28 окт.1931 г. за 4563 на имя Высокопр. митр. Евлогия, Управляющего русскими церквами в Западной Европе». «ЖМП» 1931, 2, стр.2–4. «ЖМП» 1931, 3, стр.1. «Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам». «ЖМП» 1931, 2, стр.5–7. -«- 1931, 3, стр.3–6. -»- 1931, 4, стр.3–7. «Послание Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви». «ЖМП» 1931, 5, стр.1–2. Отзыв на тетрадь гражд.Д.Е.Ивановой под заглавием «Апология ежедневного и повседневного приобщения Св. Таин, как заповеди Христа Спасителя». (Машинопись). «ЖМП» 1931, 5, стр.3–5. «Послание Патриарху Константинопольскому Фотию И». «ЖМП» 1931, 6, стр.1–2. «Послание Константинопольскому Патриарху Святейшему Фотию И архп. Константинопольскому – Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 15 окт. 1931 г. за 7623.» «ЖМП» 1932, 7–8, стр.1–2. «Ответ на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (Просинод) от 30 сент.1931 г., 7467й.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Букв. «в свободе помыслов». 966 Или «образа жизни». 967 Или «подъем этот». 968 Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969 Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970 Букв. «существует». 971 Т.е. нового века. 972 Букв. «возбуждается». 973 Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974 Т.е. находящихся на душевном уровне. 975 Т.е. находящихся на духовном уровне. 976 Духовный. 977 Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978 Букв. «к нашему рассказу». 979 Букв. «слово». 980 Или «в добродетели деяний». 981 Букв. «свободой помыслов». 982 Т.е. от страха и страдания. 983 Или «свободе помыслов». 984 Букв. «чину детей». 985 Букв. «возбуждается», «движется». 986 Букв. «постоянством мысли». 987 Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988 Букв. «кратких дней этой обители». 989 Букв. «еще не вошел в душевность». 990 Букв. «душевности». 991 Или «совокупность». 992 Т.е. Церковь. 993 Букв. «в душевности». 994 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995 Букв. «на нёбе мышления его». 996 Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира. 997 Или «жизни в похотях». 998 Т.е. корабли, под которыми в данном случае подразумеваются люди. Характерный пример параллельного использования двух различных образных рядов: 1) корабли, океан, кормчий; 2) уши, уста, вкушение. 999 Выражение «устами читают» отражает распространенную в древности практику чтения вслух. Читать про себя («глазами») было не принято даже наедине с собой. 1000 Букв. «не вкусили». 1001 В оригинале использованы однокоренные слова. 1002 Букв. «восхитительность знания своего». 1003 Букв. «умерщвленное (мертвое) сердце». 1004 Или «отсутствия мысли о себе». 1005 Или «от тайн истины». 1006 Ср. Мал.3:20. 1007 Вар. «воссияло в излиянии». 1008

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

В 15-й день. Житие и жизнь Преп. Павла Фивейского. л. 789–796 об. Нач. «Поведаша нам ученицы отца Антония Макаркие и Илутон, иже и погребшии его». Житие Пре. Иоанна Кущника Калевита, Христа ради нищего, л. 797–812. Нач. «Житие доброизрядно и бесквернено. Мужа праведна и совершена хощу сказали нашему единоумно». В 17-й день. Житие и подвиги Преп. Антония Великого ; списано Афанасием Архиепископом Александрийским, л. 813–902. Нач. «Антоние родом убо бяше Египтянин, благородных же родителей». В 18-й день и Мая во 2-й день житие вкратце св. Афанасия Архиепископа Александрийского, л. 903–911 об. Нач. «Руфин же иже церковная списания списав подобно нечто по первым временем». В 19-й день. Житие и жизнь Преп. Макария Египетского ; списано Серапионом учеником Великого Антония, л. 912–973 об. Нач. «Тому отчество убо Египет, в нем же златострунный Нил проходит река». В той же день и Марта в 5-й и Мая в 20-й – житие и жизнь Преп. Марка Афинийского, жившего в городе Фрачестем сущия обон пол Ефионии, л. 974–983 об. Нач. «Поведаша нам авва Серапион, сущу ми внутренней пустыни Египта». В 20-й день. Житие Преп. Евфимия Великого пустыни наставника, л. 984–1082 об. Нач. «Сей пустынный житель Евфимий Великий родися от родителю благородную В 21-й день. Мучение св. Неофита, л. 1084–1093. Нач. «Неофит некто Божий раб Господа нашего Иисуса Христа от рода христианска». В 22-й день. – Мучение св. Тимофея, ученику бывшу Св. Апостола Павла, л. 1094–1098 об. Нач. «Вемы многи многоповестники мужа жития же светла». В 23-й день. Житие и мучение св. Климента Агкирского, л. 1100–1155. Нач. «В лето двосотное Царя нашего Господа Иисуса Христа.» Житие и подвиги Преп. Аввы Геннадия Костромского и Любимоградского, еже бе на Сурском езере; списано бысть житие Святого и отчасти чудес его учеником его игуменом той обители Алексеем, л. 1156–1177 об. Нач. «В Троицы единосущной Отца и Сына, и Святого Духа истинствую и исповедаю». О чудесах Преп. Геннадия, л. 1163 об. В 24-й день. Житие и хождение Преп. Матери нашей Евсевии, нарекшейся именем Ксения, л. 1178–1195 об. Нач. «Всяка жития и мучения святых подобятся светлостию звездам».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В провинции одним из главных центров монашества была Фессалоника. Город и его окрестности, особенно соседние горы, были переполнены монастырями. 969 По именам из них известны монастыри: св. Николая вне города, в 1185 г. заброшенный и полуразрушенный; 970 Соломонии; 971 св. Николая с орфанотрофием внутри города; 972 Авраамитов, или во имя Богородицы Нерукотворенной ( τς χειροποι του), с центральной городской больницей 973 и, вероятно, Акапнейский, женский; 974 Хартаита ( το Χορτατου, de Chortato) 975 и Филокала ( το Φιλοκλου). 976 Среди фессалоникийских монахов особенно был распространен подвиг столпничества. Вокруг города была целая колония столпников. 977 По-прежнему много монастырей было в Афинах и их окрестностях. В одном из писем патриарху Феодосию знаменитый афинский митрополит Михаил Акоминат писал, что и у него в митрополии есть места, подобные веселому и цветущему острову Теревинфу, владению патриархов, наполненному монастырями: то была гора Гимитт ( μηττος), по склонам которой были рассеяны не лишенные приятности монастыри ( οκ ηδ φροντιδτρια). 978 Митрополит в данном случае разумел, конечно, монастыри Кесарианский ( τς Καισαριανς) и το Κυνηρο τν Φιλοσφων во имя Иоанна Предтечи. 979 Кроме них в Афинах были монастыри св. Исповедников 980 и Мирриния ( Μυρρινου). 981 Несколько монастырей было на горе Гане, на берегу Мраморного моря, 982 «и весьма много» 983 на горе Папикии в Македонии; 984 в одном из папикийских монастырей при Мануиле был насильно пострижен про- тостратор Алексей Аксух, 985 а при Исааке Ангеле – Алексей Комнин, незаконнорожденный сын императора Мануила 986 (оба из-за политических видов). На острове Косе был монастырь Человеколюбца Спасителя ( το Φιλανθρπου Σωτρος μον), 987 а на Лесбосе – монастырь Γψηλν во имя Иоанна Богослова. 988 Кроме того, существовали монастыри: Ниматарейский, женский, около устья Понта, куда Алексей III заключил свою жену Евфросинию; 989 Антигонов во Фракии, 990 во имя Богородицы Εκο– σιφοινσσης – Двадцатицветной на горе Пангее ( Παγγαος) близ Филипп в Македонии; 991 св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Для удобства сведем все события княжения Владимира в «Памя­ти и похвале» и в летописи в таблицу. В квадратных скобках даны даты, указанные Иаковом описательно. «Память и похвала» НС – «Повесть временных лет» 6478 (970). Раздел княжений Свя­тославом 6479 (971). Поход на Болгарию и поражение Гибель Святослава 6480 (972). Гибель Святослава. Вокняжение Ярополка 6481 (973). Вокняжение Ярополка 6483 (975). Ссора Олега и Люта Гибель Олега Святославича 6485 (977). Гибель Олега Святославича 11 июня 6486 (978). Убийство Ярополка, вокняжение Владимира на 8-й год после смерти Святослава 6488 (980). Захват Полоцка. Война с Ярополком, убийство Ярополка, вокняжение Владимира 6489 (981). Поход на Польшу, захват Червенских городов. Поход на вятичей Поход на радимичей (Под 6492 г.) Поход на вятичей 6490 (982). Второй поход на вятичей Поход на ятвягов 6491 (983). Поход на ятвягов. Мученичество варягов (Выше) 6492 (984). Поход на радимичей Поход на Серебряных болгар 6493 (985). Поход на болгар Поход на хазар 6494 (986). Приход миссионеров Крещение в 10-й год после убийства Ярополка 6495 (987). Посольства с «испытанием службы» Поход к порогам на 2-й год после крещения 6496 (988). Поход на Корсунь. Крещение. Свадьба Поход на Корсунь на 3-й год. Свадьба (Под 988 г.) Закладка церкви Богородицы на 4-й год 6497 (989) – Радзвиловская, 6498(990) – остальные. Закладка церкви Богородицы 6498(990) – Радзвиловская, 6499(991) – Лаврентьевская, 6500(992) – Ипатьевская, Новгородская 1. Закладка Белгорода 6499(991) – Радзвиловская, 6500(992) – Лаврентьевская, 6501(993) – Ипатьевская, Новгородская 1. Поход на хорватов . Закладка Переяславля на 5-й год Закладка Переяславля (в Новгородской 1 нет) Дарование десятины на 9-й год 6504 (996). Дарование десятины 6505 (997). Повесть о белгородском киселе (только в «Повести временных лет») 6508 (1000). Смерть Малфрид и Рогнед 6509 (1001). Смерть Изяслава Владимировича 6511 (1003). Смерть Всеслава Изяславича 6519 (1011). Смерть царицы Анны 6522 (1014). Мятеж Ярослава

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. св. Феодора, жена последнего иконоборческого имп. Феофила, воздвигла во имя П. еще один мон-рь, вероятно небольшой (он был создан в зданиях бывш. арсенала, построенного в кон. VI в., при имп. Маврикии); расположенный рядом с этим мон-рем мост над ручьем Варвизес также получил имя П. В поздневизант. источниках упоминается маленький мон-рь во имя П.; др. храмы П. в К-поле невозможно точно локализовать. Мощи П. находились в к-польском храме Омонии, где, вероятно, был устроен придел во имя великомученика, хотя иногда этот храм отождествляется с церковью в квартале Нарсеса; частицы мощей П. несомненно находились и в др. храмах визант. столицы ( Janin. Églises et monastères. 1969. P. 400-403). Глава П. (или ее часть) хранилась в соборе Св. Софии; там же находился хрустальный сосуд с кровью и молоком, истекшими из тела П. Эти жидкости не смешивались: одна находилась снизу, другая - сверху, но ежегодно в день памяти П. они менялись местами. Судьба этой реликвии неизвестна после XI в. В г. Равелло (Италия) в кафедральном соборе находится похожая святыня: капсула с запекшейся кровью П., которая каждый год после 27 июля становится жидкой и остается в таком состоянии 6-7 недель. Такое же чудо с пузырьком с кровью П. происходит в монастыре Воплощения Господня в Мадриде, известны и др. места, где хранится такая же реликвия. В 972 г. имп. Иоанн I Цимисхий (969-976) преподнес часть мощей П. архиепископу кёльнскому, прибывшему в К-поль, для сопровождения племянницы Цимисхия царевны Феофано, вышедшей замуж за наследника престола Свящ. Римской империи, буд. имп. Оттона II (973-983). Феофано была погребена в Кёльне в ц. во имя П., построенной во 2-й пол. IX в.; там же была помещена и принадлежавшая ей часть мощей святого. В X в. на Афоне был основан мон-рь во имя П., впосл. Русский во имя великомученика Пантелеимона монастырь . Неск. частиц мощей П. оказались в Венеции в XI в. Их, вероятно, передал имп. Алексей I Комнин в знак благодарности за участие венецианцев в войне с норманнами в 1081-1084 гг.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Капище Владимира могло помещаться на месте, где после крещения была поставлена дубовая церковь Св. Софии. Согласно указанию Н1 мл. под 6557 (1049) г., она стояла в Детинце там, где в 1167 г. была построена церковь свв. Бориса и Глеба. Это место, открытое раскопками М.К. Каргера, находится в русле древнего ручья, засыпанного в 1116 г. при строительстве укреплений Новгорода «бол и перваго». Именно из-за водотока в XVII в. рухнули и церковь , и расположенная рядом башня Детинца. Каменный собор Св. Софии, стоящий и поныне, был заложен в 1045 г. к северу от ручья на высоком холме. Здесь укрепления были построены, согласно Н1 мл., в 1044 г. внуком св. Владимира Владимиром Ярославичем. К востоку от Софии располагался храм свв. Иоакима и Анны, по преданию, построенный первым Новгородским епископом Иоакимом (см. Гл. 6. 1). Видимо, он был разобран в начале XII в., потому уже в 1108 г. в Новгородской 1 летописи упоминается придел свв. Иоакима и Анны в Софийском соборе. И правый берег у самого устья ручья, и высокий холм над Волховом одинаково подходят для Владимирова капища. В действиях Владимира обычно видят попытку трансформировать язычество и приспособить его к новым условиям. Иногда пишут о показном благочестии князя, пришедшего к власти как глава языческой партии. 316 Более правильной представляется другая постановка вопроса – Владимир искал истину о Боге и мироздании. На Севере язычество традиционно было наиболее сильным – последнее выступление волхва было в Новгороде в 1071 г. Именно здесь прошла юность Владимира, и для него естественно было сначала обратиться к языческой вере отцов. Первый поход Владимира после вокняжения летопись датирует 981 г. Но он сел в Киеве в 978 г. (см.: Гл. 1.3), и поход мог состояться в 979 г.: «Иде Володимиръ къ ляхомъ и зая грады ихъ Перемышль, Червен и ины городы, иже суть до сего дне подъ Русью». Этого известия нет в «Памяти и похвале» Иакова Мниха, и на этом основании А. А. Шахматов считал его выдуманным. 317 Однако здесь не все так просто. С одной стороны, Перемышль и Червей граничат с Малой Польшей, которая принадлежала тогда чешскому князю. Вместе с Краковской землей они были захвачены польским князем Мешко Старым позже, видимо, после 983 г., но до 992 г, когда он умер. В грамоте Пражскому диоцезу 1080-х гг. приводятся его границы, определенные в 973 г. Там восточные пределы определены водоразделом Западного Буга и Стыри, притока Припяти. Даже если вслед за Л. В. Войтовичем видеть здесь Стрый, южный приток Днестра, то и тогда получается меридиональная линия к востоку за Перемышлем (совр. Пшемысл в Польше) и Червеном. А. В. Назаренко полагает, что Червенские города были отняты Ярополком еще у Чехии, а окончательно закреплены Владимиром. В 979 г. германский император Оттон II ходил войной (не очень удачно) на каких-то славян, вероятнее всего, на польского князя. Тогда союзная акция Владимира была бы очень своевременной. 318

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем обыкновение мыться в бане долгое время было не ведомо даже аристократии средневековой западной Европы, мягко говоря, не блиставшей чистотой тела. В Германии 16-летняя принцесса Феофано, племянница василевса Иоанна Цимисхия, шокировала придворных своего жениха, молодого императора Оттона II Красного (973–983 гг.) привычкой принимать ванну. Однако вскоре ей стали подражать. Византийцы и тут выступали достойными учителями. В XI в. византийские города снова стали центрами провинциальной администрации с критами – судьями как главами гражданской администрации фемы. Правительственые резиденции, претории в виде дворцов, «замков», как правило, включавших внутренний двор и церковь , строили в возвышенном районе города, в центре, на акрополе или в цитадели. Зато в городских кварталах вместо прежних обширных базилик и крестово-купольных храмов появились маленькие квартальные церкви, рассчитанные на небольшое число прихожан квартала, которые после смерти находили покой в кимитриях при этих же церквах. Нараставшая экспансия италийской коммерческой активности дала толчок для их экономического развития. Рыночная экономика в XII в. расцвела, что в немалой степени находит объяснение в освобождении от стесняющих форм государственного контроля прежнего времени. Социальные изменения происходили и в городах. Прежние корпорации медленно трансформировались в свободные местные профессиональные ассоциации. Крупные землевладельцы – динаты приобретали власть над провнциальными городами и иногда чувствовали себя настолько сильными, что устраивали мятежи против василевса. В городах Малой Азии такие местные вельможи, случалось, получали покровительство от захвативших огромные территории сельджуков. Вторжение латинов-крестоносцев в Константинополь в 1204 г. привело к распаду Империи и ознаменовало наступление нового периода византийского города. Постоянные войны затронули все городское население. Внутри некоторых больших городов вновь, как и в «темные века», кое-где образуются пустоши, занятые под сельское хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неутолимая жажда знаний и деятельности перебрасывает его из Персии в Египет, который привлекал к себе своею мудростью многих и многих гностиков. Здесь он, очевидно, расширяет свои познания и придает своей системе настолько философский характер, что Ипполит 973 считает ее сколком с учения Аристотеля. В Египте развил Василид большую деятельность. Епифаний 974 упоминает о многих местах, где он проповедывал. Свое учение Василид распространял не только устно, но и посредством своих сочинений. По свидетельству Оригена 975 , «дерзнул и Василид написать евангелие по Василиду“. По изследованию Цана 976 , это евангелие представляло собою извлечение из евв. Матфея, Луки и Иоанна. В доказательство своего права изменять евангельский текст Василид мог ссылаться на то обстоятельство, что он ученик Главка и ему известны «таинственныя беседы“ Господа, переданные чрез Матфея 977 . По словам Агриппы Кастора 978 , «Василид написал 24 книги на евангелие“. Цан 979 устанавливает, что в основу этих 24 кн. «толкований“ 980 или «трактатов“ 981 – было положено собственное евангелие Василида, и на него был составлен обширный комментарий. Кроме того Василид написал оды, не сохранившиеся до нас 982 .– Рядом с Василидом действовал в Египте его родной сын и ученик Исидор. Он также известен своими сочинениями. Климент Ал. приписывает ему сочинения: «θικα“ 983 или «О приросшей душе“ (Περ προσφυος ψυχς) 984 и не менее, как две книги толкований на прор. Пархора 985 .– 07. Очевидно, широкая и энергичная деятельность Василида и Исидора угрожала большою опасностью верующим. Почему Климент Алек., стараясь предотвратить опасность, подвергает основательной критике систему отца с сыном, хотя только и попутной.– Что касается хронологических данных относительно жизни и деятельности Василида и Исидора, то, как и ранее мы имели случай говорить 986 , определенность, точность здесь невозможна. Ириней (I, 24, 1, 3) не делает даже попытки установить хронологические даты жизнедеятельности Василида. Но от него зависимый Феодорит 987 положительно говорит, что Саторнил и Висилид – «оба жили в царствование импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Но несмотря на неблагодарность потомков, идея борьбы за Животворящий Крест, которая была осмыслена Мартиной и озвучена Ираклием перед солдатами во время персидской войны 623–628 годов, оставалась актуальной на протяжении трех веков непрерывных византийско-арабских войн, вплоть до Никифора II Фоки (962–969) и Иоанна I Цимисхия (969–976). Эта идея делала Константинопольскую империю в глазах германских королей и племен форпостом христианства на пути агрессивного магометанства. О присутствии крещеных германцев, готов-тетракситов, а также гепидов как в войсках предшественников Ираклия, так и в его собственной армии свидетельствует хотя бы тот факт, что незаконный сын императора, рожденный еще до брака с Мартиной, возможно, от готской женщины, носил готское имя Аталарих. Если бы готы не продолжали служить империи, причем служить с доблестью, Ираклий не стал бы называть своего отпрыска готским именем, а дал бы ему римское или греческое имя даже несмотря на привязанность к любимой женщине. Три столетия спустя германский император Оттон II (973–983) в своих обращениях к Василию II (976–1025) признавал его своим старшим братом. В эпоху Алексея I Комнина (1081–1118) идея первенства Константинополя в деле борьбы с сарацинами повлияла на идеологию англосаксов, скандинавов, норманнских и франкских рыцарей, служивших Византийской империи. Это обстоятельство может в некоторой степени служить обоснованием предположения Питера Франкопана о том, что проект Первого Крестового похода в действительности был рожден не под сводами Клермонского собора, а в портиках Влахернского дворца [Francopan 2012: 71-89]. Ибо не с колокольни Клермонского собора, а из окон Влахернского дворца маленькая принцесса Анна Комнина созерцала в марте 1091 году зарево пожарищ, зажженных печенегами вокруг константинопольских стен, которые успешно обороняли в августе 626 года от аваров и славян гвардейцы Ираклия и Мартины. Воспоминания Анны Комниной о рыцарях крестоносцах, которых она видела в детстве при дворе своего отца [Lilie 1987: 49-148], красноречиво свидетельствуют о том, как могла воспринимать готов и гепидов, служивших в армии Ираклия, императрица Мартина во время своего участия в персидской кампании на южном Кавказе.

http://bogoslov.ru/article/6192254

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010