Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

3. Рус. редакции и переделки инослав. текстов и переводов: пространное Житие Константина (Кирилла) Философа ( Турилов. 1993. С. 38), Откровение Мефодия Патарского, апокрифический цикл сказаний о Крестном Древе пресвитера Иеремии ( Miklas. 1988. S. 446; ср.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 89-90), особая редакция «Чуда мч. Феодора Тирона (или Стратилата) о змие», отражающая стилистическое влияние рус. воинских повестей (НБС. Рс 711, кон. XIII (?) - нач. XIV в.), канон мч. Виту (в составе серб. служебных Миней кон. XIII-XIV вв.: ГИМ. Хлуд. 156; БАН. 4.5.10 и др.), флорилегий с лексическими русизмами в составе среднеболг. Мазуринского сб. сер. XIV в. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1700; см.: Турилов. 1993. С. 39) и др. Нерешенным остается вопрос о времени возвращения на слав. Балканы Палеи исторической (см.: Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 104-147). 4. Отдельные типы богослужебных книг: Минеи служебные на каждый день (ранее в южнослав. традиции были представлены только Праздничные Минеи), Кондакарь (ненотированный). Т. о., книжно-литературный корпус 1-го восточнослав. влияния вполне сопоставим по объему и значению с совокупным корпусом оригинальных текстов и переводов, созданных в Болгарии и Сербии в посл. четв. XII - нач. XIV в. (см. об оригинальных текстах: Георгиев Е. Литература на Втората българска дръжава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в.; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. И. Божилова, С. Кожухарова. София, 1987; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980, 19912. С. 119-163; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 73-81, 85-89, 106-107, 115-121, 128-129, 219-225, 247-250, 290-298, 355-385, 436-442, 456-461, 482-484, 509, 513-515, 517-521). Впрочем, в обобщающих трудах, посвященных средневек. южнослав. лит-рам (и культуре в целом), памятники, связанные с 1-м восточнослав. влиянием, практически не рассматриваются. Вопрос о происхождении перечисленных переводов (в первую очередь Пролога и Пандектов Никона Черногорца) составляет предмет дискуссии.

http://pravenc.ru/text/180423.html

инициалами и сложной разноцветной вязью в заголовках (образцы см.: Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. Табл. 229-231, 235, 239; J. Српске мuhujamype. Београд, 1983. С. 82-83 (рис. 33-35), цв. табл. 75-78). В каллиграфической манере В. Г. работали монахи-книгописцы Рильского мон-ря посл. четв. XV - раннего XVI в. Мардарий и Спиридон, вероятно обучавшиеся у него. Нормы правописания рукописей В. Г. сыграли важную роль в распространении ресавской орфографии среди книгописцев Зап. Болгарии и Македонии. Лит.: Dani i Gj. Rukopis Vladislava gramatika pisan godine 1469//Starine. Zagreb, 1869. Knj. 1. S. 44-85; Сперанский М. Н. Загребският ръкопис на Владислав Граматик//Сб. за народни умотворения. София, 1900. Кн. 16-17. С. 325-338; Спространов Е. Опис на ръкописите в библиотеката при Рилския манастир. София, 1902. С. 43-44, 52-56, 104-114; Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. С. XIX-XX; Киселков В. Сл. Народността на Владислав Граматик//Отец Паисий: Журнал. 1940. Кн. 2. С. 61-72; он же. Владислав Граматик и неговата Рилска повест. София, 1947; он же. Проуки и очерти по старобългарска лит-ра. София, 1956. С. 309-311; Mo š in V. Cirilski rukopisi Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1955. [Vol.] 1. S. 61-67; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Т. 3. С. 21-22, 32-33; Данчев Г. Рилската повест на Владислав Граматик и споровете около двете и редакции//Тр. на Великотърновски пед. ин-т «Кирил и Методий». Велико Търново, 1966. Т. 3. 1. С. 49-88; он же. Владислав Граматик - книжовник и писател. София, 1969; Ангелов Б. Три неизвестни ръкописа на Владислав Граматик//Език и лит-ра. 1973. 3. С. 91-93; он же. Из историята на старобългарската и възражденската лит-ра. София, 1977. С. 71-87; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 225-226; Зафиров М. Един неизвестен ръкопис на Владислав Граматик//Старобълг. лит-ра. София, 1980. Кн. 6. С. 92-98; Христова Б. Владислав Граматик и българска култура през XV в.//Втори междунар. конгрес по българистика: Доклади. София, 1987. [Т.] 11: Стара българска лит-ра. С. 177-185; она же. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1996; Райков Б. Сб. на Владислав Граматик от 1456 г.//Palaeobulgarica. 1991. 4. С. 84-95; J. Списи Дuмumpuja Кантакузина и Владислава Граматика. Београд, 1993. С. 23-27; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 352-355.

http://pravenc.ru/text/155003.html

В исследовательской лит-ре существует мнение, что Б. почитается католич. Церковью под именем св. кор. Тривелия (в монашестве Феоктиста). В пользу отождествления свидетельствуют совпадения фактов биографии князя и жития католич. святого (пам. 13 марта): добровольный уход в мон-рь после обращения страны в христианство, возрождение язычества при наследнике-отступнике, возвращение старого правителя из мон-ря, свержение с престола и ослепление старшего сына, возведение на трон младшего сына и окончательный уход в мон-рь ( Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie. Vol. 2. P. 211). В историографии болг. национального Возрождения, начиная с «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского, Тривелий не отождествлен с Б. и включен в перечень болг. святых как самостоятельное лицо. В Минее, используемой ныне в РПЦ, 2 мая помещена полиелейная служба и молитва Б. (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 81-95). Служба включает, в частности, тропарь 6-го гласа «Исполнен страха Божия и Крещением святым просвещен», используемый и в Болгарской Церкви (Пространен православен месецослов. София, 2002), и канон 8-го гласа (ирм.:        ; нач.: Царским путем неуклонно шествуя) со слав. акростихом «Царство оставив Борис, Царство получи». Лит.: Гюзелев В. Княз Борис Първи. София, 1969; он же. Борис I//KME. София, 1985. Т. 1. С. 222-233; Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie// Idem. Medioevo byzantino-slavo. R., 1968; Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 19712. Т. 1. Ч. 2. С. 1-279; он же. Легенда за откриване мощите на тевериуполските мъченици// Златарски В. Избр. произв. София, 1972. Т. 1. С. 190-205; он же. Посланието на цариградския патр. Фотий до българския княз Борис в славянски прево//Там же. С. 206-229; Драгова Н. Фрагменти от старобългарското Житие на свети княз Борис в балкански средновековни творби//Литературознание и фолклористика: В чест на акад. П. Динеков. София, 1983. С. 93-100; она же. Българската тема в расказите с чудеса на свети Георги в славяне-византийската традиция (IX-XI в.)//ГСУ, 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248; Wasilewski T. Bizancium i Slowiane w IX w. Warsz., 1972. S. 131-230; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 40-67; Георгиева Н. Към въпроса за почитанието на княз Борис I като светец//КМС. 1991. Кн. 8. С. 178-188; Чешмеджиев Д. Към въпроса за култа на Архангел Михаил в средновековната България//Palaeobulgarica. 1996. 1. С. 52-61; Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Там же. 1999. 1. С. 19-23; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 48-67.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Важное место в творчестве Д. занимает прославление св. кн. Лазаря, в связи с перенесением мощей которого и возникновением его почитания в Раванице он в 1391 или 1392 г. он, возможно, написал цикл произведений, необходимых для церковного прославления нового святого: службу с проложным Житием, Похвальное слово и Слово историческое. Вопрос об авторстве Похвального слова св. кн. Лазарю (в рукописях анонимного) окончательно не решен: оно приписывается Д., кнг. Милице, деспоту Стефану Лазаревичу или некоему иноку мон-ря Раваница (обзор мнений см.: С. 193-194). Нет единого мнения и об авторстве службы Лазарю (Д., мон. Евгения или монах-раваничанин - см. Там же), акростих к-рой не содержит имени автора. Службу роднит с несомненно написанной Д. службой кор. Милутину мотив прославления князя-мученика, к-рый хоть и не является Неманичем по крови, но по духу связан со «святой лозой» и продолжает ее как носитель единой с ней духовной и державно-правовой легитимности. Эту группу разножанровых текстов, посвященных кн. Лазарю, объединяет интерпретация его подвига как триумфа Царствия Небесного над «царством земным». Их символика последовательно несет мартирологический характер и ориентирована на образы литургической поэзии, прославляющей мучеников, но при этом повествование развивается в реальном историческом времени. Слово историческое о св. кн. Лазаре представляет вариант пространного Жития мученика (к-рое не было написано). Образной системой оно напоминает древнерус. воинские повести, но отличается от них универсальной мотивацией поступков героя. Соч.: В. Силуан и Данило II српски писци XIV-XV в.//ГСКА. 1929. Бр. 136. С. 13-103; Српски списи о кн. Лазару и Косовском бojy. Крушевац, 1968; Београд, 1970. 2. С. 77-121. Лит.: Radojici . Sp. Danilo III (Danilo Mlai)//Enciklopedija Jugoslavije. Beograd, 1956. T. 2. S. 663; Белешке о делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 271-496; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975; М. Српски nampujapcu века. Дюссельдорф, 1976. С. 127-134; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 191-195; Ucmopuja. 1. С. 179-180, 247-248; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000; М. и и српска државност. Београд, 2004.

http://pravenc.ru/text/171274.html

В 1396 г. Видин последним из болг. городов перешел под власть османов. Дальнейшая судьба И. неизвестна. Судя по тому что митр. Киевский Григорий Цамблак в современной событиям «Повести о перенесении мощей прп. Параскевы в Видин и Сербию» не упоминает митрополита в связи с вероломным пленением и отправкой в М. Азию царя Иоанна Срацимира (ВМЧ. Окт. Дни 1-14. 1874. Стб. 1034-1035; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 434), И., по всей вероятности, удалось спастись и найти убежище за пределами страны. Высказываются предположения, что он мог скрыться от турок в Венгрии или в Валахии (СтБЛ. С. 209). Отсутствие сочинений И. в славяно-румын. традиции косвенно свидетельствует скорее против 2-го варианта, в особенности с учетом того, что мощи прп. Филофеи после завоевания Видина были перенесены в столицу Валахии Куртя-де-Арджеш (см.: Евтимий, патриарх. Съчинения. София, 1990. С. 271). На Руси сочинения И. известности не получили. Изд.: Kalu niacky E. Aus der Panegyrischen Literatur der Südslaven. W., 1901. S. 97-115; Киселков В. Йоасаф Бдинский и словото му за Филотея//Българска историческа б-ка. София, 1931/1932. Год. 4. Кн. 1. С. 169-206; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 187-200. Лит.: Киселков В. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 209-212; История на бълг. лит-ра. София, 1962. Т. 1. С. 345-348; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 195-196; История на България. София, 1982. Т. 3 (по указ.); Петканова Д. Старобългарска лит-ра. София, 1987. Ч. 2. С. 87-92; СтБЛ. С. 209; Харлампиев И. Митр. Йоасаф Бдински и езиковите традиции на Търновската книжовна школа//Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Вел. Търново, 1998. С. 115-127; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 208-210, 276-277; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 323-324, 432-433; История на бълг. средновек. лит-ра. София, 2008. С. 581-582.

http://pravenc.ru/text/578074.html

Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824. С. 15, 24; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 18822. С. 7; Леонид (Кавелин), архим. Откуда родом была св. вел. кнг. Ольга//РС. 1888. июль. С. 215-222; он же. Древняя рукопись//РВ. 1889. Апр. С. 3-24; Истрин В. М. Александрия рус. хронографов: Исслед. и текст. М., 1893. С. 354-357; Евсеев И. Е. Григорий пресвитер, переводчик времени болг. царя Симеона//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 3. С. 356-366; Соболевский А. И. Два рус. поучения с именем Григория//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 1. С. 250-262; он же. Из церковнослав. учительной лит-ры//Там же. 1908. Т. 13. Кн. 4. С. 246-289; 1910. Т. 15. Кн. 2. С. 41-61; Барац Г. М. О составителях «Повести временных лет» и ее источниках, преимущественно еврейских. Берлин, 1924. С. 13, 29, 75-81, 110, 111, 143, 144; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 111-115; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 299-303; Палаузов С. Н. Век болг. царя Симеона// Он же. Избр. трудове. София, 1974. Т. 1. С. 165-168; Ангелов Б. С. Към въпроса за книжовното дело на презвитер Григорий Мних//Старобълг. лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 48-55; Божилов И. Цар Симеон Велики (893-927): Златният век на средновек. България. София, 1983. С. 65; Томова Е. Варшавски хронограф с превод на старобълг. книжовник Григорий Презвитер//Лит. мисъл. София, 1990. Т. 44. 3. С. 137-140; Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для Новгородского кн. Мстислава Владимировича в нач. XII в.//Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997. С. 424; Николова С. К истории текста кн. Царств//Jews and Slaws. Jerusalem, 1995. Vol. 3. С. 54-68; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 167-168; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittlalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 192; Горина Л. В. «Болг. хронограф» и его судьба на Руси. София, 2005. С. 33-34. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне

http://pravenc.ru/text/166620.html

Лит.: М. М. Архиеп. Данило II - монах и уметник//NKJUФ. 1926. 6. Св. 2. С. 231-264; Н. О архиеп. Данилу и Београд, 1935; М. Ка xpohoлoruju живота архиеп. Данила II//ГлСПЦ. 1952. Год. 33. Бр. 10. С. 237-238; Radoj i S. Archbishop Danilo II and the Serbian Architecture Dating from the Early 14th Cent.//Serbian Orthodox Church: Its Past and Present. Belgrade, 1966. Vol. 2. P. 11-19; Стара српска црквена noeзuja//О Cmyдuje. Београд, 1970. С. 11, 22, 25, 27, 29-30, 35-36, 49-51, 65; он же. Белешке о делима у же. С. 292-296; он же. Проза архиеп. Данила II. Београд, 1976; он же. Стара српска Основе. Београд, 19952; Д. Живот кральа Милутина од архиеп. Данила II//Зб. филозофског факултета у Приштине. Приштина, 1972. 9. С. 469-489; Д. Архиеп. Данило и Н. с. Београд, 1972. Бр. 16(31). С. 1-28; Н. Животописачки рад архиеп. Данила II//Стара Београд, 1975. С. 383-401; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 210-233; Мошин В. Жumuje Милутина према архиеп. Данилу II и Muлymuhoboj ucmopuje Београд, 1976. 10. С. 109-136; Hafner S. Danilo II. und sein Schüler: Die Königsbiographien. Graz, 1976; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 175-179, 181; М. Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; MkДahujeл Г. Л. Данилов зборник као Данилов «Festschrift»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. 14/1. С. 177-182; С. Свети срби. Kparyjebaц, 1989. С. 94-99; Архиеп. Данило II и доба: науч. скуп поводом 650 година од смрти, децембар 1987. Београд, 1991; Thomson F. J. Archbishop Daniel of Serbia: Hierarch, Hagiographer, Saint - with Some Comments of the «Vitae regum et archiepiscoporum Serbiae» and the Cults of Medieval Serbian Saints//AnBoll. 1993. Vol. 111. P. 103-104; В. Исихазам у делу Данила Печког//Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. Vol. 17/18. P. 183-190; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000; Panteli B. The Architecture of Deani and the Role of Archbishop Danilo II. Wiesbaden, 2002; М. и и српска државност. Београд, 2004.

http://pravenc.ru/text/171272.html

С. 86-87. 91-92). Настоящее их местонахождение неизвестно. Изображения Г. Л. имеются также на крышках чеканных серебряных ковчегов-реликвариев XVIII в. и рубежа XVIII-XIX вв., находящихся в музее Лесновского мон-ря ( Поповска-Коробар. Лесновски ман-р... 2000. С. 87-88; кат. 23, 24). Изд. житий: Ламанский В. И. О нек-рых слав. рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филол. и ист. примечаниями//ЗИАН. 1864. Т. 6. 1. С. 120-122 [проложное]; Сланкаменац П. Легенде о jyжhocлobehckuм анахоретима//ГСНД. 1925. 1/1. С. 232-233; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 395 [проложное]; 396-400 [пространное]; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Под ред. на И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 61, 223-224 [новоболг. перевод проложного жития, коммент.]; Велев И. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со кратка peдakцuja//Спектар. Ckonje, 1990. 15. С. 21-38; он же. Жumejhama литература за пустиножителот Гаврил Лесновски со опширна peдakцuja//Там же. С. 49-66; Миловска Д. , Таковски J. Македонска жumujha лит-ра IX-XVIII в. Ckonje, 1996. С. 109-113 [македон. перевод]; Павлова Р. Пролог Рс 705 от Нар. б-ката на Сръбия в Белград//Palaeobulgarica. 1996. 2. С. 120-121; Павлова Р. , Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999. С. 133. Лит.: В. Правосл. монаштво и ман-ри у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; Милановац, 2002р. С. 27-29; Г. Записи и натписи//Зб. за ucmopujy jyжhe Cpбuje и суседних области. 1936. 1. С. 253-254; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 31-33; В. Локални хагиографии во Makeдohuja. Ckonje, 1977. С. 42; Георгиев Е. Литература на Втора българска държава. София, 1977. Ч. 1: Лит-ра на XIII в. С. 162-163; Янкова В. Циклътъ български аскетични жития и търновска агиографска традиция от XIII-XIV вв.//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Кн. 5: Паметници. Поетика. Историография. С. 187, 188-191; Велев И. Свети Гаврил Лесновски во книжевната mpaдuцuja. Ckonje, 1996; М. М. Житиска икона на Свети Гаврил Лесновски//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19-21. С. 165-191; Поп-Атанасов , Велев И. , М. Скрипторски центри во средновек. Makeдohuja. Ckonje, 1997. С. 145, 156-157; С. Ман-р Лесново. Београд, 1998. С. 23-25; Поповска-Коробар В. Лесновски ман-р Св. Архангел Михаил и Св. Гаврил Лесновски. Ckonje, 2000. С. 7-8, 20, 22, 24, 26, 32, 38, 40-42, 49, 52, 54, 67-70, 78-79, 82-83, 84-85; Podskalsky G. Theologishe Literatur des Mimmelalmers in Bulgarien und Serbien (865-1459). Мüпсн., 2000. S. 107, 120, 293-294.

http://pravenc.ru/text/161373.html

1983. Τ. 12. Σ. 253-261; Rigo A. L " assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili (ms. Vat. gr. 604, ff. 11r - 12r)//Cristianesimo nella storia. Bologna, 1984. Vol. 5. P. 475-506; idem. Monaci esicasti e monaci bogomili: Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze, 1989; idem. Il monaco, la Chiesa e la liturgia: I Capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005; idem. I Capitoli sulla purezza dell " anima del patriarca Callisto I//BZ. 2007. Bd. 100. N 2. S. 779-784; Soulis G. Ch. The Serbs and Byzantium during the Reign of Tsar Stephen Dushan (1331-1355) and his Successors. Wash., 1984; Tinnefeld F. H. Faktoren des Aufstieges zur Patriarchenwürde im späten Byzanz//JÖB. 1986. Bd. 36. S. 110-111; Hunger H. Die Exarchenlisten des Patriarchen Kallistos I. im Patriarchatsregister von Kostantinopel//ΚΑΘΗΓΗΤΡΙΑ: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday/Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 431-480; Poljakov F. B. Die Absetzung des Patriarchen Kallistos I. in der Darstellung der altrussischen Chronistik//JÖB. 1988. Bd. 38. S. 341-352; Hannick Chr. Patriarch Kallistos als Hymnograph//Ibid. 1990. Bd. 40. S. 331-348; Talbot A. M., Cutler A. Kallistos I//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1095; Καφταντζς Γ. Ο νας τν Αγων Θεοδρων Σερρν (παλι μητρπολη). Σρρες, 1993; Kresten O. Die Beziehungen zwischen den Patriarchaten von Konstantinopel und Antiocheia unter Kallistos I. und Philotheos Kokkinos im Spiegel des Patriarchatsregisters von Konstantinopel. Mainz; Stuttg., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien 865-1459. Münch., 2000; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001; Μσχος Δ. Ο θεσμς το ξρχου κατ τν Πατριρχη Κλλιστο Α - συμπερσματα γι τν κλρο κα τν κοινωνα τς Κωνσταντινουπλεως τν 14ο ανα//Θεολογα. Αθναι, 2002. Τ. 73(1). Σ. 195-218; Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino/Ed.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010