В хронике Анналиста Саксона, завершенной в 1139 г., находим несколько упоминаний древнерусских великих князей-королей. Этот автор вслед за Титмаром Мерзебургским называет королями Владимира Святославича 1457 и Ярослава Владимировича 1458 , а также характеризует Киев как центр королевства 1459 . Под 1039 г. он сообщает о браке польского князя Казимира Обновителя, сына Мешко, князя поляков (ducis Polanorum) и русской княжны, дочери «короля Руси» (regis Ruscie) 1460 , в которой видят сестру Ярослава Марию-Добронегу (Доброгневу) 1461 . Примечательно, как проводит различие немецкий хронист между «королем Руси» Владимиром Святославичем и «князем поляков» Meшko II, который, к слову сказать, в 1025 г. принял королевский титул. Под 1062 и 1103 гг. Анналист Саксон сообщает о браке графини Кунигунды Орламюнде и «короля русов» 1462 . В этом последнем предполагают или Изяслава Ярославича 1463 , или его сына Ярополка 1464 . Говорит этот хронист (под 1068 г.) и об императорском посольстве во главе с Бурхардом к «королю Руси» (ad regem Rusciae) 1465 , а также о посольствах от правителей и народов, пришедших к императору Лотарю (1135 г.). Конкретно им называются короли «венгров, русов, датчан и франков» 1466 . У современника, как видим, не было оснований проводить различие между древней Русью и другими раннесредневековыми государствами Европы даже в период, когда начали обособляться отдельные восточнославянские земли. Около середины XII b. западноевропейский писатель Оттон, епископ фрейзингенский (1111 – 1158 гг.), дядя императора Фридриха Барбароссы, в «Хронике» (другое название – «История двух государств», закончена в 1146 г.) называет Евфимию Владимировну «дочерью короля русов или Киева» (Rutenorum seu Chyos regis filia) 1467 . Владимир Мономах , отец упоминаемой Оттоном княжны, выданной замуж за венгерского короля: Кальмана (Коломана) 1468 , был, по мнению хрониста, королем Древнерусского государства с центром в Киеве. Оттон Фрейзингенский написал также «Деяния императора Фpuдpuxa I». Сохранилось «Приложение» (Appendix) к этому сочинению, датированное 1 августа 1165 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Даже теперь», – говорит он ей в словах, не допускающих более одного смысла, «ты получила, о, девица!, более, чем ты пожертвовала. В то время, как только одна провинция знала тебя, когда ты была невестой мужа, весь мир теперь услышал о тебе, когда ты сделалась девой Христовой» 1459 . Из римских женщин, подпавших влиянию Иеронима, особенно тесно связаны с историей его жизни Павла и ее дочь, Евстохия. Павла родилась в 347 году. Ее отец, будто бы, происходил от Агамемнона; ее мать – от Сципионов и Гракхов 1460 . Ее муж Токсотий, доводивший свою родовую линию, через Юлиево семейство, до Энея 1461 , умер в 380 году, оставив ее с юным сыном того же имени и с четырьмя дочерями: Блезиллой, Павлиной, Евстохией и Руфиной. Павла уже сменила роскошь и изнеженность своей прежней жизни на жизнь строго религиозную еще раньше, через что она и познакомилась с Иеронимом 1462 . Евстохия, воспитывавшаяся под наблюдением благородной и благочестивой вдовы Марцеллы, была первой римской девицей знатного происхождения, которая посвятила свое девство Богу 1463 . По желанию ее дяди, Гиметия, его жена, Претекстата, еще раз одела ее по образцу высшего света, в надежде, что она быть может согласится оставить свое намерение; но Иероним рассказывает, что в ту же самую ночь матрону во сне посетил ангел со страшным лицом и голосом, и сказал ей, что так как она предпочла повеление своего мужа повелению Христа, то святотатственные руки, коснувшиеся головы девицы, иссохнут, через пять месяцев она будет увлечена в ад, и если не раскается немедленно, то ее муж и сыновья будут взяты от нее в один день. Эти угрозы (рассказывает он) все исполнились, и из судьбы Претекстаты он извлекает нравоучение и для других 1464 . Блезилла, старшая дочь Павлы, овдовела через семь месяцев после замужества. По выздоровлении от опасной болезни, она посвятила себя тому, что называлось своего рода вторым крещением 1465 , – именно молитве н самоумерщвлению. Она проливала слезы не о потере своего мужа, но о невозвратимой потере венца девства 1466 . С изумительной быстротой она изучила еврейский язык, и соперничала со своей матерью, кто из них выучит наизусть и пропоет большее число псалмов в подлиннике. Через три месяца такой жизни Блезилла умерла, причем кончина ее видимо была ускорена ее суровым аскетизмом. При ее погребении, которое совершено было с пышностью, свойственной ее положению, Павла была до такой степени сильно взволнована, что была унесена домой замертво. Толпа зрителей разразилась громкими криками: «смотрите, как она плачет о своей дочери, убив ее пощением!» и раздавались возгласы о смерти или ссылке монахов, кознями которых, как говорили в толпе, были очарованы как мать, так и дочь. Иероним, который особенно имелся при этом, в виду, писал к Павле укорительное письмо за обнаружение своей скорби, давшей такой повод врагам: «диавол, говорит он, потеряв душу ее дочери, теперь старается овладеть ее собственной душой» 1467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моим товарищам по факультету известно, что этот отзыв не голословен. Никто из нас, членов факультета, не желал и не желает лишить г-на Сырку получаемого им приват-доцентского вознаграждения. Мало того, мы охотно согласились недавно на увеличение его вознаграждения до оклада экстраординарного профессора – лишь бы г-н Сырку удовлетворился этим и перестал искать в нашем университете профессуры. На тех же условиях мы согласились бы присоединиться к ходатайству о назначении ему, если бы это было полезно и возможно, вознаграждения еще большего, хотя бы в размере жалованья ординарного профессора. Но г-н Сырку настойчиво и, надо сознаться, назойливо домогается чести быть членом факультета, и факультет, долго отклонявший его притязания, ныне из мягкосердия, боясь преградить ему путь к приобретению права на пенсию (sic!), склоняется к принятию его в свою среду. Думаю, что мягкосердию в таких случаях должен быть предел и что своею снисходительностью в происшедшем мы никоим образом не взяли на себя обязательства пожертвовать в интересах господина Сырку интересами факультета». 1459 Записку Ернштедта подписал Форстен, присоединился Платонов; с оговоркой «Не входя за неимением непосредственных сведений, в обсуждение нравственного ценза г-на Сырку, присоединяюсь во всем остальном к мнению проф. Ернштедта» – Зелинский и Браун; с припиской «Мы высказались за назначение приват-доцента Сырку экстраординарным профессором» – Соболевский, Соколов, Жданов. Эта история нашла отражение и в недатированном письме Соболевского к Т. Д. Флоринскому. «Мы теперь находимся в центре вопроса о Сырку. По требованию Министерства происходила у нас баллотировка его и он получил 7 положительных при 6 отрицательных. Но один из его противников, Ернштедт, подал письменное отдельное мнение, которое подписано еще несколькими членами факультета. Здесь говорится, намеком только впрочем, о Сырку, как о человеке. Подымается какая-то старая история, происшедшая лет 6 назад, вследствие которой Сырку должен был выйти в отставку из библиотеки Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но приблизительно с половины XII столетия центр Руси постепенно передвигается на Северо-Восток, в область волжского бассейна, где из соединения славян с финскими племенами вырастает новая, великорусская народность, которая и становится главным деятелем всей по следующей истории Руси. Малая же или Червонная Русь постепенно подпадает под действие различных посторонних влияний и терпит сильные стеснения своей православной веры и русской народности. Такое бедственное положение ее продолжалось до тех пор, пока Малая Русь снова не воссоединилась с Великой, при царе Алексее Михайловиче, когда впервые проведена была резкая историческая граница России на западной ее стороне; при этом некоторая области Червонной Руси окончательно отпали под власть Австро-Венгрии и Польши, а большая ее часть стала под Московскую державу. Из всего этого, почти четырех-векового вольного или не вольного отчуждения Малой Руси от Великой, самым тя- —112— желым и бедственным для православных сынов ее временем был, без сомнения, свыше, чем двухвековый период существования у ней отдельной, киевской митрополии (1459–1687 г.). Чтобы яснее и лучше представить себе религиозное и политическое состояние тогдашней юго-западной Руси, мы должны охарактеризовать реальное взаимоотношение тех религиозно-политических группы, которые были главными деятелями ее истории – т. е. ее правительства, высшего духовенства и православного народа, в союзе с низшим клиром. В политическом отношении юго-западная Русь довольно рано (с конца XIII в.) подпала под власть иноземных и иноверных государей – сначала литовских, а потом и польских (с конца XIV в.). Так как в интересах этих правителей была возможно более полная ассимиляция русского народа с их собственными нациями, и так как, с другой стороны, самым главным препятствием к этой ассимиляции являлось православие первых и католичество вторых, то, понятно, что вся политика польско-литовских королей была направлена к уничтожению этой вероисповедной розни и к религиозному соглашению, плодом чего и была, так называемая церковная уния. В виду же того, что короли были католиками, а католичество всегда унию понимало очень своеобразно, нетрудно понять, что такая уния для православного населения, в сущности, ничем не разнилась от полного обращения в католичество, почему она и доставила так много страданий бед для верных сынов православной церкви. Она имела для православного населения двоякую опасность: с одной стороны, она непосредственно и прямо угрожала чистоте благочестия и веры; с другой – она косвенно колебала самые устои русской народности и в будущем грозила утратой национально самобытности и слиянием с польской народностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Немногим более посчастливилось ей в Англии. Здесь Ричард Конгрив организовал в Чэпль-Стрите культ Человечества в особом помещении, где перед гипсовым бюстами тринадцати великих людей прочитывались молитвы Великому Существу, похвальные речи благодетелям человечества и совершались церемони позитивистических таинств 1455 . Сходные кружки возникли в 70-х годах в Дублине, Нью Кастле, Бирмингеме и Ливерпуле. В 1878 году, вследствие раскола между английскими позитивистами и французскими, часть первых, оставшаяся верною руководству Лафитта, основала в Лондоне, в Ньютон-Голле, в улиць Фэттер Лэнь, собрания особого ответвления „Церкви Человечества“ с более упрощенным ритуалом, чем первоначальный. В небольшом списке английских сторонников “религии человечества“ или „человечности“: значатся имена нескольких известных писателей, как-то: „Джорджа Эллиота“, д-ра Бриджса, профессора Били (Beesley) и Джеймса Коттер Морисона; но общее настроение этого круга очень верно может быть охарактеризовано остроумным словом проницательного наблюдателя английской современной жизни, Марка Паттинсона, который на вопрос: „что нашел он в, посещенном им храме контистов?“ ответил я нашел там трех человек, но не нашел Бога“. 1456 В 90-х го- —37— дах прошедшего века позитивистическая религия имела в Англии совсем ничтожное число поклонников, в чем, – сознается сам вождь их, Фредерик Гаррисон, отдавший полвека своей жизни безуспешной пропаганде позитивитизма 1457 и утешавший себя тем, что учение это старается будто бы об умножени не числа учеников, а общего влияния на современников 1458 , хотя неудачу и этого старания констатируют наблюдатели повсеместного охлаждения к позитивизму 1459 . Во всяком случае, собственное отношение Гаррисона к „религии человечества“ может служить ярким, самообличением её внутренней несостоятельности. Отрекаясь от безусловной солидарности с Контом 1460 , Гаррисон однако удерживает его определение позитивизма, что последний есть правило и привычка признавать лишь научно-доказуемые заключения и верить только им 1461 . Сообразно с этим, он, подобно своему сотруднику Бриджсу 1462 , считает, все богословие за „эволюционную фазу развития человеческой мысли, угасающую перед ликом положительной науки“ 1463 . Но в то же время, – это самое знаменательное! – он, вопреки агностикам, полагает, что ограничиться, как они думают признанием непознаваемости Абсолютного Начала в мире невозможно: „Проповедники, моралисты, философы (говорит он), поэты, воспитатели, мужчины, женщины и дети, родители и близкие, – все те, что стараются утешить, что ищут исправления, все те, которые оплакивают утра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1449 Alb. Schinz. Le positivism – une méthode et non un système, Bi Revue philophique. Janvier 1899. 1451 Brunetière. Discours de combats. I, 331–332. La rénaissance de l " idéalisme. Cp. De Broglie La réaction contre le positivisme. Paris, 1894. 1457 Fr. Harrison. Memoirs and Thoughts, p. 14–15. Кроме интересного изложения его убеждений, сделанного в этой книге, см. его же The Creed of a Layman. 1459 Sheldon. Unbelief in the XIX the Century. London (1907, p. 95. и Alexander Harrison. Problems of Christianity and Scepticism, 78 sq. Ср. Muir. Modern Subtitutes for Christianity. 2 edit. 1912, p. 110 sqq. 1460 Fr. Harrison в Fortnightly Rev. art. cit., pp. 429; 431; „мы веруем не в Огюста Конта; мы веруем в удостоверения философии и науки: мы не обоготворяем позитивизм“. 1468 The Nature and Reality of Religion. A Controversy between Fred. Harrison and. Herb. Spencer, p. 133. 1476 P. Raff. Garrucci. «Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa». Prato, 1880. Vol. VI. 1477 Здесь еще раз приходится сказать, что Д.В. Айналов твердо отстаивает свою позицию в вопросе о форме divinum monumentum. На ампулле Garr. 434, 2 (см. нашу репрод.) он видит св. гроб в форме «круглой ротонды» – «Эллин. осн.», ук. соч. стр. 183. Но 1) достаточно одного взгляда на ампуллу, чтобы не согласиться с ученым; 2) необъяснимо, с точки зрения Д.В., присутствие на фасаде гроба архитрава; 3) трудно понять, зачем нужны «ротонде» четыре стропильных балки, образующих грани пирамидального покрытия на ампулле 433, 8? Н.П. Кондаков уже указал на это неправильное толкование памятника. См. его «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» СПб. 1904, стр. 21, пр. 1. 1482 См. у Dhormes – «Le séjour des morts chez les babylonienns et les hebreux» в «Revue biblique» – 1907, 1, pp. 60–62. 1497 Подробнее развиты эти мысли в моих этюдах: – «Первобытный человек Библии» (В. и Раз. 1910. и «К вопросу о религиозном элементе в посвящениях у дикарей». (Бог. Вестн. 1910, март). 1500 Это я назвал раньше „ Птоломеевским подвигом Канта“. Борьба за Логос, стр. 42. Теперь я встретил то же мнение у Джоберти: „Система Платона в философии есть то, что в науке о небесных телах учение Коперника. И мнение Протогора, возведённое Кантом на степень теории, соответствует древнему представлению о мире; так что творец критической философии, вместо сравнения с создателем современной астрономии, должен быть скорее уподоблен Птоломею“. Introduzione allo studio della filosofia t. III p. 147. Brasselle 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пища семинаристов, как видно из расходных книг, была не скудная: в праздничные дни им выдавались пироги братские, семга, зернистая икра; во дни мясоястные покупалось для них мясо, а в постные лавра снабжала их рыбою. В первые годы на 90 человек в некоторые месяцы выходило говядины 29 пуд. 10 фунт., баранины 23 пуд. 25 фунт., коренной белуги 14 пуд. 31 фунт, башек коренных 9 пуд. 34 фун., осетрины малосольной 1 пуд. 8 фун. В 1758 году ученикам первых четырех школ выдавалось мяса в день по фунту, а прочих школ по ½ф. В ведомости замечено, что по просьбам семинаристов выдаваемо им было пиво и мед; в 1757 году выдано им 214 ведр пива и 6 ведр меду. При таком содержании семинаристов общий расход на них был довольно значителен: так в 1744 году издержки на них по пище простирались до 1429 рублей, а все содержание семинарии с издержками на учителей и на 80 – 90 учеников стоило в том году 4957 рублей 16 коп., – сумма в то время очень не малая. Для вспоможения лавре в содержании семинарии Императрица Елисавета Петровна указом от 8 июня 1744 года повелела: «платившиеся из Троицкой лавры в прежде бывшую коллегио экономии вычетные у монахов и служителей жалованные и прикащиковые половинные деньги по 1459 р. 49 к. в год, в тое коллегию не брать, а оставить оной лавре на содержание аптеки и семинарии 18 . 3) Набрать учеников в новооткрытую семинарию, несмотря на строгие распоряжения властей лавры, стоило не малого труда. Прежде всего, принялись за детей служителей лавры, и архимандрит Кирилл приказал собрать их и отдать всех без изъятия в семинарию. В тоже время он указом требовал, чтоб священно-и-церковнослужители и приказные и слуги всех монастырских отчин прислали в лаврскую канцелярию подробные известия, сколько у кого детей и каких лет. и не обучается ли кто из них в местной епархиальной семинарии: если не обучается, то препровождать в Троицкую семинарии. Справки были присланы отовсюду; но детей своих духовенство и даже слуги монастырские, особенно из отдаленных отчин, в лавру не отпускали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

«Тихое и спокойное состояние души все приходит в колебание от нападение даже одной какой-нибудь страсти 1450 . «Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям» 1451 . Отсюда «просветить свою душу невозможно тому, кто предварительно не очистил себя (от страстей) 1452 . «Страсти суть дверь, заключенная перед лицом чистоты. Если не отворит кто этой двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца» 1453 . Между тем «чистота души есть первоначальное дарование нашей природы» 1454 , именно и только она обеспечивает «здоровье души» 1455 , составляющее необходимое и обязательное условие достижения созерцательного единения с Богом 1456 . В самом деле, только чистота сердца или, по более принятой святоотеческой терминологии, ума, позволяет «приблизиться к ведению Божию» 1457 . И наоборот, кто еще не победил страстей, не изгнал их из своей природы, тот «не может видеть Бога» 1458 . «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных. Сверхъестественное состояние есть движение к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное же состояние есть движение души в мятущихся страстями» 1459 . «Как невозможно, чтобы кто-либо видел лицо свое в мутной воде, так и душа, если не очистится от чуждых (т. е. страстных) помыслов, не может созерцательно молиться Богу» 1460 . Поэтому «должно сперва себя очистить, а потом уже беседовать с чистым» 1461 , должно «привести ум в естественное состояние его духовности, очистив его от всех земных пороков и скверны страстей, чтобы, таким образом, молитва его, не отягчаясь более никаким бременем пороков, могла вознестись к Богу» 1462 . Да и вообще «страсти служат преградою (и другим) сокровенным добродетелям души» 1463 . Отдельные добродетельные расположения и целостное христианское настроение возникают, усиливаются и крепнут в душе не иначе, как по мере ослабления и подавления страстей. Только путем успешной, при содействии благодати, борьбы со страстями, естественные отправления всех человеческих сил постепенно получают свой надлежащий вид, начинают функционировать правильно, соответственно своей нормативной идее 1464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

—116— 3) Постановление сие благопочтительнейше представить на благоусмотрение Его Преосвященства. XVI. Донесение комиссии, ревизовавшей приходо-расходные книги и другие документы Редакции «Богословского Вестника». Определили: Выразить благодарность членам ревизионной комиссии: профессору Дмитрию Ф. Голубинскому , Петру И. Казанскому и Ивану Н. Корсунскому, а прочее принять к сведению. XVII. Отношение Императорского Московского Археологического Общества от 18 Апреля за 1459: «Императорское Московское Археологическое Общество имеет честь покорнейше просить Древнехранилище при Московской Духовной Академии назначить депутатов на Высочайше разрешённый Археологический Съезд, назначенный с 1-го по 15 Августа текущего года в г. Вильне, а вместе с назначением Г.г. Депутатов (с точным обозначением адресов) известить Общество, по какой железнодорожной линии угодно будет Депутатам направиться в Вильно, дабы дать возможность Обществу заблаговременно выслать Г.г. Депутатам и членам Съезда льготные свидетельства, предоставленные Правительством Съездам, Выставкам и т. п. Прилагая при сём правила Съезда, Императорское Московское Археологическое Общество позволяет себе вместе с тем, на основании § 4 утверждённых правил, заметить, что приезд Г.г. Депутатов в Вильно желателен за 4 дня до открытия Съезда, то есть 28 июля». Определили: Предложить э.-орд. профессору Академии Николаю Каптереву и доценту Александру Голубцову отправиться в г. Вильну в качестве депутатов от Академии для участия в заседаниях Археологического Съезда. 2) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Преосвященства пред Святейшим Синодом об отпуске потребной в пособие профессору Н. Каптереву и доценту А. Голубцову на путевые расходы и содержание в Вильне суммы в количестве 300 рублей; прочее принять к исполнению. XVIII. Записки доцентов – Н. Заозерского , М. Муретова и А. Шостьина о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Н. Колосову выписать для академической библиотеки, по справке с её налич-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1452 Rebillard E. Religion et sepulture, l’Eglise, les vivant et les morts dans l’Antiquite tardive. Paris, 2003. 1453 Guyon J. A propos d’un ouvrage recent: retour sur le «dossier des origines» des catacombes chretiennes de Rome/Rivista di archeologia cristiana. 2005. Vol. 81. P. 235–254. Жан Гийон во многом согласен с Ребийяром. 1454 Origine delle catacombe romane: Atti della giomata tematica dei Seminari di Archeologia Cristiana (Roma – 21 marzo 2005)/A cura di V. Fiocchi Nicolai e J. Guyon. Citta del Vaticano, 2006. Bo Введении, написанном редакторами (с. 9–14), содержится основная библиография вопроса и обзор разных точек зрения. В своей статье Э. Ребийяр рассматривает критические замечания на его книгу и обращает внимание на «удивительное молчание церковных источников» о погребальных коллегиях разных групп населения империи, в том числе и христиан ( Rebillard Е. Chretiens et formes de sepulture collective a Rome aux 2 е et ПГ siecles/Origine della catacombe romane. P. 41–47). 1455 Conde Guerri M. Los «fossores» de Roma paleocristiana: Estudio iconografico, epigrafico у social. Citta del Vaticano, 1979. 1456 Testini P. Archeologia cristiana. 2 ed. Edipuglia, 1980. P. 92–326. В книге рассмотрены не только римские христианские катакомбы, но и катакомбы многих других регионов, а также катакомбы иудеев и еретиков. 1457 Guyon J. Le cimetiere aux deux lauriers: Recherches sur les catacombes romaines. Citta del Vaticano, 1987. 1458 Задворный В. История римских пап. Т. 1. От св. Петра до Симплиция. М., 1995; Reekmans L. La tombe du pape Corneille et sa region cimeteriale. Citta del Vaticano, 1964. 1459 Ferrua A. Epigrammata Damasiana. Citta del Vaticano, 1942; Ferrua A., Carletti C. Damasus und die romischen Martyrer. Citta del Vaticano, 1986. 1460 Josi E. Il cimitero di Callisto. Roma, 1933; Reekmans L. Le complexe cimeterial du pape Gaius dans la catacombe de Callixte. Citta del Vaticano, 1988; Barujfa A. Le catacombe di S. Callisto. Citta del Vaticano, 1992. 1461 О типе «цирковидной» базилики, у которой продольные стены переходят в апсиду, образуя широкий обход в алтарной части, см. в главе «Христианское здание».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010