Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824. С. 15, 24; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 18822. С. 7; Леонид (Кавелин), архим. Откуда родом была св. вел. кнг. Ольга//РС. 1888. июль. С. 215-222; он же. Древняя рукопись//РВ. 1889. Апр. С. 3-24; Истрин В. М. Александрия рус. хронографов: Исслед. и текст. М., 1893. С. 354-357; Евсеев И. Е. Григорий пресвитер, переводчик времени болг. царя Симеона//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 3. С. 356-366; Соболевский А. И. Два рус. поучения с именем Григория//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 1. С. 250-262; он же. Из церковнослав. учительной лит-ры//Там же. 1908. Т. 13. Кн. 4. С. 246-289; 1910. Т. 15. Кн. 2. С. 41-61; Барац Г. М. О составителях «Повести временных лет» и ее источниках, преимущественно еврейских. Берлин, 1924. С. 13, 29, 75-81, 110, 111, 143, 144; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 111-115; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 299-303; Палаузов С. Н. Век болг. царя Симеона// Он же. Избр. трудове. София, 1974. Т. 1. С. 165-168; Ангелов Б. С. Към въпроса за книжовното дело на презвитер Григорий Мних//Старобълг. лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 48-55; Божилов И. Цар Симеон Велики (893-927): Златният век на средновек. България. София, 1983. С. 65; Томова Е. Варшавски хронограф с превод на старобълг. книжовник Григорий Презвитер//Лит. мисъл. София, 1990. Т. 44. 3. С. 137-140; Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для Новгородского кн. Мстислава Владимировича в нач. XII в.//Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997. С. 424; Николова С. К истории текста кн. Царств//Jews and Slaws. Jerusalem, 1995. Vol. 3. С. 54-68; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 167-168; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittlalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 192; Горина Л. В. «Болг. хронограф» и его судьба на Руси. София, 2005. С. 33-34. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне

http://pravenc.ru/text/166620.html

В 1396 г. Видин последним из болг. городов перешел под власть османов. Дальнейшая судьба И. неизвестна. Судя по тому что митр. Киевский Григорий Цамблак в современной событиям «Повести о перенесении мощей прп. Параскевы в Видин и Сербию» не упоминает митрополита в связи с вероломным пленением и отправкой в М. Азию царя Иоанна Срацимира (ВМЧ. Окт. Дни 1-14. 1874. Стб. 1034-1035; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312. С. 434), И., по всей вероятности, удалось спастись и найти убежище за пределами страны. Высказываются предположения, что он мог скрыться от турок в Венгрии или в Валахии (СтБЛ. С. 209). Отсутствие сочинений И. в славяно-румын. традиции косвенно свидетельствует скорее против 2-го варианта, в особенности с учетом того, что мощи прп. Филофеи после завоевания Видина были перенесены в столицу Валахии Куртя-де-Арджеш (см.: Евтимий, патриарх. Съчинения. София, 1990. С. 271). На Руси сочинения И. известности не получили. Изд.: Kalu niacky E. Aus der Panegyrischen Literatur der Südslaven. W., 1901. S. 97-115; Киселков В. Йоасаф Бдинский и словото му за Филотея//Българска историческа б-ка. София, 1931/1932. Год. 4. Кн. 1. С. 169-206; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 187-200. Лит.: Киселков В. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 209-212; История на бълг. лит-ра. София, 1962. Т. 1. С. 345-348; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 195-196; История на България. София, 1982. Т. 3 (по указ.); Петканова Д. Старобългарска лит-ра. София, 1987. Ч. 2. С. 87-92; СтБЛ. С. 209; Харлампиев И. Митр. Йоасаф Бдински и езиковите традиции на Търновската книжовна школа//Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Вел. Търново, 1998. С. 115-127; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 208-210, 276-277; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 323-324, 432-433; История на бълг. средновек. лит-ра. София, 2008. С. 581-582.

http://pravenc.ru/text/578074.html

Костромин, Константин Александрович., свящ. Динамика межконфессионального конфликта на Руси в XI–XII веках//Церковь. Богословие. История. Материалы Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 12 февраля 2013 г.). Екатеринбург, 2014. С. 81–89. Костромин, Константин Александрович., прот. «Страдание священномученика Исидора» как исторический источник и литературный памятник конца XV — середины XVI века//Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, вып. 8. Санкт-Петербург; Казань, 2017. С. 149–163. DOI: 10.24411/2618-9674-2017-00012 Костромин, Константин Александрович, прот. Антилатинская полемика в древнерусском богослужении//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. Вып. 1 (9). С. 298–320. DOI: 10.24411/2618-9674-2018-00019 Костромин, Константин Александрович, прот. Св. Александр Невский и латинский Запад глазами древнерусских агиографов//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. No 1 (12). С. 124–130. DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10010 Кривошеев, Юрий Владимирович, Соколов, Роман Александрович. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. Санкт-Петербург, 2012. Т. 3. С. 265–295. Лосева, Ольга Викторовна. Кантарские преподобномученики//Православная энциклопедия. Т. 30. Москва, 2012. С. 507–508. Охотникова, Валентина Ильинична. Псковская агиография XIV–XVII вв.: исследования и тексты: в 2-х т. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. 576 с. Пападакис, Аристидис, Мейендорф, Иоанн, прот. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. Москва: Издательство ПСТГУ, 2010. 629 с. Подскалски, Герхард. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju (865–1459). Београд: Православни богословски факултет, Институт за теолошка 2010. 686 с. Ранне, Александр Игоревич, прот. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время//Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. No 3(42). С. 261–267. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).261-267.

http://bogoslov.ru/article/6193711

канф. Biцeбck, 1997. Ч. 2. С. 228-230; он же. Озареният Григорий Цамблак: По материала от вилнюските рукописни и старопечатни сбирки. Пловдив; Вел. Търново, 2000; Каткуте А. Григорий Цамблак в историографията на XVII в.//Българистични проучивания: Актуални проблеми на българистиката и славистиката. Вел. Търново, 1998. Т. 5. С. 61-72; Спасова M. Към въпроса за годината, през която е роден Григорий Цамблак//Славистични проучвания: Сб. в чест на XII междунар. славист. конгрес. Вел. Търново, 1998. С. 69-86; она же. Сложните думи в съчиненията на Григорий Цамблак. Вел. Търново, 1999; Thomson Fr. J. Gregory Tsamblak: The Man and the Myths. Gent, 1998. (Slavica Candensia; 25, 2); Томсън Ф. Погрешно ли е приписвано на Григорий Цамблак мъчение на св. Йоан Нови//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 63-74; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 202, 204-208, 210-211, 213, 215-216; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865-1459). Münch., 2000 (по указ.); Ангушева-Тиханова А. Григорий Цамблак чете визант. лит-ра//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 75-82; Петканова Д. Григорий Цамблак и Козма Индикоплевст//Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на проф. Р. Павлова. София, 2003. С. 306-309; она же. Григорий Цамблак и антична духовна култура//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2: In honorem prof. A. Minceva. С. 8-12; она же. Григорий Цамблак и визант. хроники//«...Нсть оученикъ надъ оучителемъ своимъ»: Сб. в чест на проф. И. Добрев. София, 2005. С. 55-66; Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII вв. Вел. Търново, 2004 [Библиогр.: С. 13-16, 103-124, 343-381]; Флоря Б. Н. Исслед. по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье (в печати). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/text/166685.html

des bulgar. Forschungsinstitutes in Österreich. 1980. Bd. 3/1. S. 185-198; idem. Die Lichtlehre der Mönche des vierzehnten und des 4. Jh., erörtert am Beispiel des Gregorios Sinaïtes, des Evagrios Pontikos und des Ps. Makarios/Symeon//JÖB. 1981. Bd. 31. S. 473-512; idem. Gregorios Sinaites Werke: Einlt., Textausgabe und Übers. W., 1985 (неизд.); Γνης Δ. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980; idem. Γερσιμος Σινατης ξ Ερπου, εραπστολος τς Ελλδος κατ τος χρνους τς Θραγκοκρατας//Θεολογα. 1982. Τ. 53. Σ. 1119-1142; L ä greid A. Einige Grundsätze hesychastischer Hagiographie nach den Proömien zweier Viten des Patriarchen Kallistos//FS für L. Sadnik zum 70. Geburtstag. Freiburg i. Br., 1981. S. 231-248; Balfour D. St Gregory of Sinai " s Life Story and Spiritual Profile//Θεολογα. 1982. Τ. 53. Σ. 30-62; idem. The Works of Gregory the Sinaite: A Structure and Titles of the Works, with Summary Outlines of Their Contents//Ibid. Σ. 417-429, 697-710; 1983. Τ. 54. Σ. 153-183; Σωτηρπουλος Κ. Η δι τν ρετν πνευματικ προδος το νθρπου κατ Γρηγριον τν Σινατην//Επιστημονικ Επετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Αθηνν. 1984. Σ. 551-583; Podskalsky G. St. Gregorios Sinaites//TRE. 1985. Bd. 14. S. 206-209; idem. Der Metropolit Kiprian von Kiev: Moskau, Schüler des hl. Gregorios Sinaïtes und erster Überbringer des Hesychasmus nach Russland//OS. 1995. Bd. 44. S. 41-48; idem. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865-1459). Münch., 2000; Hannick Ch. Gregorios Sinaites//LexMA. 1989. Bd. 4(8). S. 1691; Rigo A. Le tecniche d " orazione esicastica e le potenze dell " anima in alcuni testi ascetici bizantini//RSBS. 1984. Vol. 4. P. 92-95 et pass.; idem. L " epistola a Menas di Gregorio Palamas e gli effetti dell " orazione//Cristianesimo nella Storia. Bologna, 1988. Vol. 9. P. 57-80; idem. La vita e le opere di Gregorio Sinaita//ibid. 1989. Vol. 11. P. 579-608; idem. Monaci esicasti e monaci bogomili: Le assuse di Messalianismo e Bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra Esicasmo e Bogomilstvo.

http://pravenc.ru/text/168073.html

из рукописей и опыты ист.-лит. изучений). Каз., 1899. Вып. 4: Творения Иоанна Златоуста в древнерусских Измарагдах; Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи. 5: Златая матица//ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 1. С. 491-511; Виноградов В. П. К вопросу о литературных источниках, составе и происхождении древнеславянской группы поучений на Четыредесятницу//Библиогр. летопись. СПб., 1914. Вып. 1. С. 83-100; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969 (по указ.); Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней рус. и южнослав. письменности (XI-XIV вв.)//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 186-193; Ангелов Б. С. Руско-южнославянски книжовни връзки. София, 1980. С. 84-101; Hannick. Maximos Holobolos (по указ.); Thomson F. J. Chrysostomica Palaeoslavica: A Prelim. Study of the Sources of the Chrysorrhoas (Zlatostruy) Collections//Cyrillomethodianum. Thessal., 1982. T. 6. P. 1-65; Беляева Н. П. Материалы к указателю переводных трудов А. М. Курбского//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 115, 120-124; Запаско Я. П., Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1984. Кн. 2. Ч. 1-2 (по указ.); Христова Б. Монах Марко - неизвестен български книжовник и преводач от XIV в.//Palaeobulgarica. 1984. N 3. С. 50-57; Цеханович А. А. К переводческой деятельности князя А. М. Курбского//Древнерусская литература: Источниковедение. Л., 1984. С. 110-114; СККДР. Вып. 1. С. 151-153; Бобров А. Г., Черторицкая Т. В. К проблеме Златой матицы//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 341-358; ertorickaja T. V. Vorläufiger Katalog kirchenslavischer Homilien des beweglichen Jahreszyklus. Opladen, 1994 (по указ.); КМЕ. 1995. Т. 2. С. 194-197; Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996 (по указ.); idem (Podskalsky G.). Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Гранстрем Е. Э., Творогов О. В., Валевичюс А., сост. Иоанн Златоуст в древнерус.

http://pravenc.ru/text/541598.html

В исследовательской лит-ре существует мнение, что Б. почитается католич. Церковью под именем св. кор. Тривелия (в монашестве Феоктиста). В пользу отождествления свидетельствуют совпадения фактов биографии князя и жития католич. святого (пам. 13 марта): добровольный уход в мон-рь после обращения страны в христианство, возрождение язычества при наследнике-отступнике, возвращение старого правителя из мон-ря, свержение с престола и ослепление старшего сына, возведение на трон младшего сына и окончательный уход в мон-рь ( Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie. Vol. 2. P. 211). В историографии болг. национального Возрождения, начиная с «Истории славяно-болгарской» св. Паисия Хиландарского, Тривелий не отождествлен с Б. и включен в перечень болг. святых как самостоятельное лицо. В Минее, используемой ныне в РПЦ, 2 мая помещена полиелейная служба и молитва Б. (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 81-95). Служба включает, в частности, тропарь 6-го гласа «Исполнен страха Божия и Крещением святым просвещен», используемый и в Болгарской Церкви (Пространен православен месецослов. София, 2002), и канон 8-го гласа (ирм.:        ; нач.: Царским путем неуклонно шествуя) со слав. акростихом «Царство оставив Борис, Царство получи». Лит.: Гюзелев В. Княз Борис Първи. София, 1969; он же. Борис I//KME. София, 1985. Т. 1. С. 222-233; Dujcev I. Slavische Heilige in der byzantinischen Hagiographie// Idem. Medioevo byzantino-slavo. R., 1968; Златарски В. История на българската държава през средните векове. София, 19712. Т. 1. Ч. 2. С. 1-279; он же. Легенда за откриване мощите на тевериуполските мъченици// Златарски В. Избр. произв. София, 1972. Т. 1. С. 190-205; он же. Посланието на цариградския патр. Фотий до българския княз Борис в славянски прево//Там же. С. 206-229; Драгова Н. Фрагменти от старобългарското Житие на свети княз Борис в балкански средновековни творби//Литературознание и фолклористика: В чест на акад. П. Динеков. София, 1983. С. 93-100; она же. Българската тема в расказите с чудеса на свети Георги в славяне-византийската традиция (IX-XI в.)//ГСУ, 1991. Т. 1: (1987). С. 229-248; Wasilewski T. Bizancium i Slowiane w IX w. Warsz., 1972. S. 131-230; Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988. С. 40-67; Георгиева Н. Към въпроса за почитанието на княз Борис I като светец//КМС. 1991. Кн. 8. С. 178-188; Чешмеджиев Д. Към въпроса за култа на Архангел Михаил в средновековната България//Palaeobulgarica. 1996. 1. С. 52-61; Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.//Там же. 1999. 1. С. 19-23; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 48-67.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

  Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 139–141 ; Лосева О. В. Кантарские преподобномученики//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 507–508.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 141–143.   Mitrea M. Remarks on the Literary Representations of the “Other” in Late Byzantine Hagiography//Byzantine Heritages in South-Eastern Europe in the Middle Ages and Early Modern Period. Heidelberg, 2022. рр. 406–410.   Афиногенова О. Н. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 63.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 143–145.   Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 699–700.   Beck H.–G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 793–796.  Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в). Ч. 3. Библиографические дополнения. Приложение. СПб..: Дмитрий Буланин, 2012. С. 635–738.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju (865–1459). Београд, 2010. С. 359–360.   Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 234–235.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju. С. 433, 484.  Мы не рассматриваем в качестве самостоятельного агиографического произведения Повесть о Довмонте-Тимофее Псковском, в которой есть несколько антилатинских эпитетов, поскольку она, составленная в 1340-е годы, формировалась в связи с составлением псковских летописей, а в проложной редакции антилатинская тематика отсутствует ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв.: исследования и тексты: в 2-х т. СПб., 2007. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. С. 412–413, 417, 426, 461 и др.).   Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. СПб., 2012. С. 275–282; Ранне А., прот. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время//Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. No 3(42). С. 261–267.

http://bogoslov.ru/article/6193711

1983. Τ. 12. Σ. 253-261; Rigo A. L " assemblea generale athonita del 1344 su un gruppo di monaci bogomili (ms. Vat. gr. 604, ff. 11r - 12r)//Cristianesimo nella storia. Bologna, 1984. Vol. 5. P. 475-506; idem. Monaci esicasti e monaci bogomili: Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze, 1989; idem. Il monaco, la Chiesa e la liturgia: I Capitoli sulle gerarchie di Gregorio il Sinaita. Firenze, 2005; idem. I Capitoli sulla purezza dell " anima del patriarca Callisto I//BZ. 2007. Bd. 100. N 2. S. 779-784; Soulis G. Ch. The Serbs and Byzantium during the Reign of Tsar Stephen Dushan (1331-1355) and his Successors. Wash., 1984; Tinnefeld F. H. Faktoren des Aufstieges zur Patriarchenwürde im späten Byzanz//JÖB. 1986. Bd. 36. S. 110-111; Hunger H. Die Exarchenlisten des Patriarchen Kallistos I. im Patriarchatsregister von Kostantinopel//ΚΑΘΗΓΗΤΡΙΑ: Essays Presented to J. Hussey for Her 80th Birthday/Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 431-480; Poljakov F. B. Die Absetzung des Patriarchen Kallistos I. in der Darstellung der altrussischen Chronistik//JÖB. 1988. Bd. 38. S. 341-352; Hannick Chr. Patriarch Kallistos als Hymnograph//Ibid. 1990. Bd. 40. S. 331-348; Talbot A. M., Cutler A. Kallistos I//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1095; Καφταντζς Γ. Ο νας τν Αγων Θεοδρων Σερρν (παλι μητρπολη). Σρρες, 1993; Kresten O. Die Beziehungen zwischen den Patriarchaten von Konstantinopel und Antiocheia unter Kallistos I. und Philotheos Kokkinos im Spiegel des Patriarchatsregisters von Konstantinopel. Mainz; Stuttg., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien 865-1459. Münch., 2000; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001; Μσχος Δ. Ο θεσμς το ξρχου κατ τν Πατριρχη Κλλιστο Α - συμπερσματα γι τν κλρο κα τν κοινωνα τς Κωνσταντινουπλεως τν 14ο ανα//Θεολογα. Αθναι, 2002. Τ. 73(1). Σ. 195-218; Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I//Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino/Ed.

http://pravenc.ru/text/1320095.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010