С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

Окружное послание патриарха Фотия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 От переводчика. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг. — одна из крупнейших фигур в истории Византийской империи. Видный церковный и политический деятель, образованнейший человек, прекрасный знаток классической литературы, он проявил себя как разносторонний ученый, богослов и писатель. Рождение Фотия относят к периоду от 800 до 827 г. (современные ученые склоняются к 810 г.). Семья его отличалась знатностью, благочестием, образованностью и богатством: отец, спафарий (меченосец; придворный офицерский чин) Сергий, приходился племянником знаменитому патриарху Тарасию (784–806), восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе (787), а мать, Ирина, была в родстве с августой Феодорой, при которой состоялось окончательное торжество Православия (843). Во время гонений иконоборца императора Феофила (829–842) родители Фотия как ревностные иконопочитатели были подвергнуты анафеме и отправлены в ссылку (ок. 832/33 гг.), где и умерли. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры Фотий начинает преподавательскую деятельность в Константинополе; среди его учеников были Арефа Патрский и равноапостольный просветитель славян Константин-Кирилл. Вскоре Фотий и его братья удостаиваются высших придворных чинов: Тарасий становится патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занимает важную должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 845 (или 855) г. Фотий участвует в посольстве к халифу, отправляясь в которое он составляет знаменитое послание брату Тарасию (известное как “Мириовивлион” или “Библиотека”) —  более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. В 855–856 гг. во главе правительства, оттеснив Феодору, встает ее брат Варда (с апреля 862 г. — кесарь). Выдающийся государственный и военный деятель, покровитель наук и устроитель высшей школы в Магнавре, он не слишком считался с церковными канонами.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

Святой мученик Константин, князь Грузинский Святой Константин был богатым и могущественным вельможей в Грузинском царстве во времена византийской императрицы святой Феодоры, правившей с 842 по 856 год. Его добродетели, благочестие, любовь к бедным и сострадание к грешникам сделали его самым известным человеком государства. Во время паломничества к святым местам он щедро жертвовал церквям, монастырям и бедным христианам и, вернувшись, решил жить в непрестанной молитве. Ему исполнилось 85 лет, когда в Грузию вторглись арабы, убили в сражениях много христиан и затем начали гонения. Святой Константин вместе с сыном стоял во главе грузинского войска. Он был пленен во время битвы близ города Гори и отведен в Тбилиси. С радостью перенося лишения тюремного заключения, он в послании к монахам просил их помолиться не о том, чтобы ему была дарована свобода, а чтобы он смог стойко претерпеть мучения. Когда Константина привели к арабскому полководцу Буге, кичившемуся своими победами, святой объявил, что они были посланы Богом не в награду полководцу, но скорее как наказание христианам за грехи. Спустя несколько дней, закованный в тяжелые цепи, он был доставлен к халифу аль-Мутаваккилю в Самарру, столицу Аббасидов. Тот предложил ему отказаться от своей веры ради многих почестей и спасения жизни. Но святой ответил владыке, что усилия его тщетны: он имеет власть над телом, но не может ничего против души, которая посвящена Владыке неба и земли, Имеющему власть над жизнью и смертью. Константин сказал также о вере арабов: «Сыновья Агари искали земного знания… но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее» (Вар. 3: 23). Услышав эти слова, халиф впал в ужасный гнев и приказал бросить святого в темницу. Правитель прислал к князю двух грузинских военачальников, которые, сражаясь, попали в плен, отреклись от своей веры и были пожалованы халифом высокими чинами. Они попытались склонить князя к отступничеству. Святой, разгневавшись, прогнал их от себя, объявив, что до конца будет соблюдать заповеди Божии. Затем он протянул руки к небу и попросил Господа даровать ему Свою помощь, и, поскольку он исповедал Его перед людьми, пусть Он свидетельствует о нем пред Отцом Небесным (ср.: Мф. 10: 32). Святой Константин завершил молитву песнопениями и псалмами, не обращая внимания на насмешки вероотступников.

http://pravoslavie.ru/57562.html

Святой мученик Константин, князь Грузинский HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Константин, князь Грузинский Князь был пленен во время битвы близ города Гори и отведен в Тбилиси. С радостью перенося лишения тюремного заключения, он в послании к монахам просил их помолиться не о том, чтобы ему была дарована свобода, а чтобы он смог стойко претерпеть мучения. Святой Константин был богатым и могущественным вельможей в Грузинском царстве во времена византийской императрицы святой Феодоры, правившей с 842 по 856 год. Его добродетели, благочестие, любовь к бедным и сострадание к грешникам сделали его самым известным человеком государства. Во время паломничества к святым местам он щедро жертвовал церквям, монастырям и бедным христианам и, вернувшись, решил жить в непрестанной молитве. Ему исполнилось 85 лет, когда в Грузию вторглись арабы, убили в сражениях много христиан и затем начали гонения. Святой Константин вместе с сыном стоял во главе грузинского войска. Он был пленен во время битвы близ города Гори и отведен в Тбилиси. С радостью перенося лишения тюремного заключения, он в послании к монахам просил их помолиться не о том, чтобы ему была дарована свобода, а чтобы он смог стойко претерпеть мучения. Когда Константина привели к арабскому полководцу Буге, кичившемуся своими победами, святой объявил, что они были посланы Богом не в награду полководцу, но скорее как наказание христианам за грехи. Спустя несколько дней, закованный в тяжелые цепи, он был доставлен к халифу аль-Мутаваккилю в Самарру, столицу Аббасидов. Тот предложил ему отказаться от своей веры ради многих почестей и спасения жизни. Но святой ответил владыке, что усилия его тщетны: он имеет власть над телом, но не может ничего против души, которая посвящена Владыке неба и земли, Имеющему власть над жизнью и смертью. Константин сказал также о вере арабов: «Сыновья Агари искали земного знания… но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее» (Вар. 3: 23). Услышав эти слова, халиф впал в ужасный гнев и приказал бросить святого в темницу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН мч. (пам. 9 июля), «персидский царь», упомянут в Житии свт. Феодора Эдесского (IX в.). Согласно греч. версии Жития (BHG, N 1744), свт. Феодор Эдесский покинул из-за притеснения со стороны еретиков (манихеев, несториан, монофизитов) свою кафедру и отправился для разрешения конфликта в Багдад («Вавилон»). Там он был представлен царю Мавии (Μαυας), который был тогда серьезно болен, и исцелил его. В благодарность царь распорядился о возвращении церковного имущества православным Эдессы и об изгнании из города еретиков, если те не примут Православие. Во время личных встреч свт. Феодор убедил правителя в истинности христианства и после катехизации крестил его с именем Иоанн в р. Тигр вместе с 3 слугами-аланами. Восприемником был племянник и спутник Феодора Василий , впосл. еп. Эмесский и автор Жития. И. пожелал иметь у себя частицу Животворящего Креста и отправил через свт. Феодора письмо с просьбой об этом в К-поль. Имп. Михаил III (842-867) и имп. св. Феодора (842-856) передали И. ковчежец с частицей мощей и ответное письмо. Исполнив поручение, свт. Феодор в присутствии И. провел в Багдаде с иудеями офиц. диспут о вере, завершившийся победой христиан. После отъезда свт. Феодора И. получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил себя христианином, за что был растерзан толпой (30, по др. версии, 13 мая). Останки И. были погребены в храме, от них совершалось множество чудес. И. дважды являлся свт. Феодору: сразу после смерти и 3 года спустя - и во 2-й раз предсказал святителю кончину. Наиболее близким к греч. форме имени Мавия является араб. имя Муавия, однако халифы с таким именем правили лишь в VII в. Возможно, по этой причине в арабской версии Жития вместо Мавии фигурирует халиф аль-Мамун (813-833), популярный в арабо-христ. лит-ре (см.: Swanson M. N. The Christian al-Ma " mu  n Tradition//Christians at the Heart of Islamic Rule/Ed. D. Thomas. Leiden; Boston, 2003. P. 63-92). А. А. Васильев первоначально (ЖМНП. 1893. Ч. 286. Март. С. 209-210) предположил, что историческим прототипом И. мог быть Аббас, сын халифа аль-Мамуна, казненный своим дядей халифом аль-Мутасимом (833-842) за попытку захватить власть и за связи с Византией (согласно арм. версии «Хроники» Михаила Сирийца , Аббас принял христианство). Впосл. Васильев отказался от этой гипотезы и поддержал мнение большинства ученых (Х. М. Лопарёв, Н. Бонвеч), видевших возможный прототип И. в аль-Мувайяде, сыне халифа аль-Мутаваккиля и современнике свт. Феодора (тайно убит своим братом аль-Мутаззом 8 авг. 866). С др. стороны, ряд исследователей (М. Свансон, С. Гриффит) считают Житие свт. Феодора Эдесского «агиографическим романом», а историю обращения И.- повествованием исключительно назидательного характера, лишенным исторической основы.

http://pravenc.ru/text/469310.html

Полностью выздоровели за сутки 3 420 человек 3 августа. ПРАВМИР. В России за сутки зафиксировали 5 394 новых случая заржения коронавирусной инфекцией, сообщает оперштаб по борьбе с распространением COVID-19. Наибольшее количество выявленных случаев приходится на Москву (842), Хабаровский край (206), Ханты-Мансийский АО (205), Московскую область (197) и Ямало-Ненецкий АО (147). За сутки от COVID-19 умерли 79 человек, из них 13 — в Москве. Не зафиксировано прироста больных коронавирусом в Ненецком и Чукотском автономных округах. Общее количество заразившихся коронавирусом нового типа в России достигло 856 267 человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-rossii-za-sutki-koro...

О развитой традиции рассматриваемого чина при Юстиниане I Великом (527–565) свидетельствует помазание миром ок. 532 г. (De Bello Persico I, 20) при коронации химьяритского царя Абраха (βραμος), которую совершил присланный из Константинополя еп. Грегентий в присутствии эфиопского царя Еллисфея (’Ελλησθεαος) . В связи с увеличением числа «малых царей» — соправителей императорский титул при Ираклии (610–641) был дополнен атрибутом «великий царь» . На заимствование у Византии инаугурационного миропомазания указывают также армянские и грузинские источники IX–X вв., например «История Армении» Иоанна Католикоса (Х в.), где армянский царь изображен помазанным и коронованным . Анонимный агиографический памятник «Житие и мученичество святого мученика Костанти-грузина, который был замучен царем вавилонян Джафаром» (IX в.) сохранил уникальную эпистолу византийской императрицы Феодоры (842–856): «Христа, среди вас пребывающего, усердно внемлите и пред помазанниками Его головы ваши нагните» . В рамках нашей темы существенно, что об устойчивой традиции инаугурационного миропомазания в Византии свидетельствует упоминание о василевсе Никифоре I (802–811), который «как Иуда думал о мире Господнем» . О миропомазании при венчании на царство Льва V в июле 813 г. и Михаила II в 820 г. позволяет судить эдикт Феофила (829–842) эпарху о наказании убийц «царя —помазанника Божия» . По мнению Г.А. Острогорского, лишь с Феофила обряд коронования василевса патриархом, а также соправителя — с участием автократора, стал нормой . Примечательно, что распространение термина «Божий помазанник» в IX в. ряд византинистов считает несомненным признаком появления инаугурационного миропомазания, в то время как оппоненты признают это всего лишь метафорой . Между тем в письме патриарха Фотия императору Василию I (868 г.) прямо сказано об инаугурационном миропомазании: «Помазание монарха и возложение на него рук» . Помимо этого, на помазание Василия I указывают надпись в дворцовой палате Кенургион , а также анонимная похвала, составленная ок.

http://bogoslov.ru/article/6170901

Приведу еще некоторые исторические факты, пользуясь статьей А. Величко «Византийские императрицы»: «В 408 году Восточная империя оказалась в управлении двух малолетних детей императора Аркадия - святой Пульхерии и святого Феодосия II. Пока младший брат подрастал, святая Пульхерия, совсем еще девушка, начала управлять державой. В церковной политике она продолжила курс своего деда святого Феодосия Великого: царевна активно преследовала еретиков и обеспечивала преференции православной партии. В 415 году вышло два ее указа против монтанистов и евномиан с запрещением их собраний под угрозой уголовного преследования. В 416 году ею был издан указ о язычниках, которым отныне запрещалось поступать на государственную службу и замещать должности правителей провинций. В 418 году государственная служба закрылась и для иудеев, представители которых подлежали увольнению из армии». Не лишним будет добавить, что византийские «Императрицы активно участвовали в выборе (или отставке) патриархов, причем не втайне, женской лаской склоняя венценосного супруга в пользу своей кандидатуры, а публично, как власть имеющие. Первые прецеденты дала святая Пульхерия, но еще более активно эта компетенция цариц проявилась во времена царствования святой Феодоры, супруги императора Юстиниана Великого. Святая Ирина (797-802) также не сомневалась в своих правах, когда назначила на Константинопольскую кафедру святого Тарасия (784-806). Затем это же совершила святая Феодора (842-856), избрав патриархом святителя Мефодия (842-846), и другие императрицы, если им надлежало сделать этот выбор» (А. Величко «Византийские императрицы»). Полагаю, некоторым братьям стоит поразмыслить и над тем, что в Византии в образованных слоях общества считалось нормальным делом давать женщинам Богословское образование, потому что для воспитания Василиев Великих и Григориев Богословов нужны хорошо подкованные в духовном отношении матери и бабушки, ведь мужья могут умереть (как отец Иоанна Златоуста или Амвросия Медиоланского), впасть в ересь, да мало ли что с ними может произойти, - и в этом случае женщина-христианка отвечает за потомство и за семью, а в некоторых случаях и за государство.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010