Грузинская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Константин, князь Грузинский Князь был пленен во время битвы близ города Гори и отведен в Тбилиси. С радостью перенося лишения тюремного заключения, он в послании к монахам просил их помолиться не о том, чтобы ему была дарована свобода, а чтобы он смог стойко претерпеть мучения. Святой Константин был богатым и могущественным вельможей в Грузинском царстве во времена византийской императрицы святой Феодоры, правившей с 842 по 856 год. Его добродетели, благочестие, любовь к бедным и сострадание к грешникам сделали его самым известным человеком государства. Во время паломничества к святым местам он щедро жертвовал церквям, монастырям и бедным христианам и, вернувшись, решил жить в непрестанной молитве. Ему исполнилось 85 лет, когда в Грузию вторглись арабы, убили в сражениях много христиан и затем начали гонения. Святой Константин вместе с сыном стоял во главе грузинского войска. Он был пленен во время битвы близ города Гори и отведен в Тбилиси. С радостью перенося лишения тюремного заключения, он в послании к монахам просил их помолиться не о том, чтобы ему была дарована свобода, а чтобы он смог стойко претерпеть мучения. Когда Константина привели к арабскому полководцу Буге, кичившемуся своими победами, святой объявил, что они были посланы Богом не в награду полководцу, но скорее как наказание христианам за грехи. Спустя несколько дней, закованный в тяжелые цепи, он был доставлен к халифу аль-Мутаваккилю в Самарру, столицу Аббасидов. Тот предложил ему отказаться от своей веры ради многих почестей и спасения жизни. Но святой ответил владыке, что усилия его тщетны: он имеет власть над телом, но не может ничего против души, которая посвящена Владыке неба и земли, Имеющему власть над жизнью и смертью. Константин сказал также о вере арабов: «Сыновья Агари искали земного знания… но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее» (Вар. 3: 23). Услышав эти слова, халиф впал в ужасный гнев и приказал бросить святого в темницу.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Отсюда Николай наблюдал за иконоборческим движением. Позже он присоединил к своему (Студийскому) монастырю и это поместье под именем «Фирмополь» (§ 50). По смерти Феофила (842 г.) ересь была погребена в могилу: супруга его Феодора с малолетним сыном Михаилом заняла престол, сместила Янна и посадила на его место Мефодия. При содействии богоносных отцов настало празднество православия (§ 51). Тогда же «общий отец наш» Навкратий, вернувшись из изгнания, прибыл в Византию и был принят царицею и патриархом с честью. По убеждению их, он принял начальство над Студийским монастырем, который Феодор Студит увеличил почти до 1.000 человек братии. Паства снова расцвела, как некий рай (§ 52). Николай, привыкший в темницах к уединенной жизни, и теперь предпочитал киновии жизнь одинокую (§ 53). В это время, по усмотрению августы, патриарха и с помощью всего церковного собрания, 26 января (844 г.) были перенесены мощи Феодора Студита с о. Принкипо «в наш монастырь» и положены рядом с дядей его Платоном и братом – архиереем Иосифом в Предтечевом храме, справа к востоку (§ 54). По смерти Мефодия патриарший престол занял Игнатий (847 г.). Навкратий скончался 18 апреля (846 г.?), оставив преемником своим Николая; последний уступил только многим убеждениям отцов и принял начальство (§ 55). Однако через три года управления монастырем (в 849 г.) он возлюбил уединение, поведал о том братии и рукоположил им вместо себя игуменом пресвитера Софрония, который со дня вступления в монастырь не вкушал ни хлеба, ни вина, ни тучной пищи (§ 56). Оставив ему паству в присутствии архиерея (πρς το ρχιερως, разумеется, патриарха Игнатия), Николай удалился в Фирмопольскую обитель, которая доставляла ему истинное наслаждение. Между тем Софроний после четырехлетнего управления Студием скончался 3 ноября (853 г.). Братия снова послала за Николаем и почти насильно извлекла его в столичный монастырь (§ 57). Между тем по достижении совершеннолетия имп. Михаил выгнал из дворца свою благочестивую мать (856 г.) и подпал под дурное влияние своего дяди по матери – Варды.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Явление на горе Гарган Около 490 года возле горы Гарган (Гаргано) в городе Сипонт, что на Адриатическом побережье Италии, епископу этого города Лаврентию явился в видении Архангел Михаил. Он возвестил, что избрал себе место на этой горе, хранит его и будет помогать людям, приходящим туда с молитвой. Спустя некоторое время на город напала шайка язычников из Неаполя. Архангел Михаил явился епископу и обещал свою помощь. И действительно, на следующий день над Гарган появились огонь, дым, молния и гром, как некогда на Синае (см. Исх. 19), и сам Архистратиг Михаил поражал врагов с высоты громом и молнией. Граждане Сипонта одержали победу, а язычники, познав крепкую десницу всесильного Бога, приняли святую веру. Сипонтийские граждане воздали благодарение Богу и хотели выстроить церковь во имя Архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, а также и иные чудеса совершались в той церкви по молитвам святого Архистратига Михаила. Это место, известное ныне как город Монте-Сент-Анжело, по сей день привлекает многочисленных паломников. Избавление от чумы В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана Архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура Архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела. Назидание Архангела Когда в Византии правил Михаил III (842–856) со своей матерью, святой Феодорой (ок. 867), жил в Константинополе, в монастыре Архангела Михаила, один монах по имени Маркиан. Каждый раз, когда он заболевал, он не прибегал к врачам и лекарствам, а склонялся перед иконой Архангела, молясь о своем выздоровлении, – и получал исцеление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В одной Туринской рукописи к 1-й кн. трактата добавлены примечания, возможно принадлежащие самому Г. С.-В. (см.: Baron. 1969. Col. 906). «De sacramentis legis naturalis et scriptae» (О тайнах естественного и писаного закона - PL. 176. Col. 17-42); диалог между учителем (т. е. Г. С.-В.) и учеником об основных христ. догматах: творении мира, человека, его грехопадении и спасении во Христе. «Sententiae de divinitate» (Сентенции о Божестве), др. название - «Reportatio de Laurentio» (Отчет Лаврентия); записи лекций Г. С.-В., сделанные неким Лаврентием, одним из его учеников, и отредактированные автором, предваряются письмом Лаврентия. Фрагмент трактата «De potestate et voluntate Dei» (О могуществе и воле Божией - PL. 176. Col. 839-842). «Institutiones in Decalogum legis Dominicae» (Наставления о Декалоге Господнего закона - PL. 176. Col. 9-15); краткие разъяснения 10 заповедей Моисеевых. «De Verbo incarnato collationes seu disputationes tres» (Три собеседования или рассуждения о Слове воплощенном - PL. 177. Col. 315-324); краткие рассуждения о причинах воплощения Бога Слова и способе соединения двух природ в одном Лице. «De quatuor voluntatibus in Christo» (О четырех волях во Христе; после 1130 - PL. 176. Col. 841-846); небольшой трактат, в к-ром рассматривается вопрос о соотношении воль в едином Лице Христа. «De sapientia animae Christi» (О мудрости души Христа; после 1133 - PL. 176. Col. 845-856); написано в ответ на письмо Вильгельма из Мортани; посвящено рассмотрению вопроса о том, обладала ли человеческая душа Христа мудростью, равной Божественной. «De beatae Mariae virginitate» (О девстве блаженной Марии, 1131 - PL. 176. Col. 857-876). Проповедь «Egredietur virga…» («Произойдет Отрасль…» - PL. 177. Col. 656-657). «Sermo de assumptione beatae Mariae» (Слово об успении блаженной Марии - PL. 177. Col. 1209-1222); построено на толковании различных стихов Песни Песней, к-рые вошли в богослужение праздника Успения Богоматери. «De quinque septenis» (О пяти седмицах - PL. 175.

http://pravenc.ru/text/168252.html

842 Vgl.: Harnack А. Sitzungsberichten,.. 1893. S. 948; Funk. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuch. 21. 843 Вместе с Гарнаком и против Функа. См.: Funk Kirchengesch. Abhandlungen und Untersuchungen. 22–23. 844 Не прав потому Batiffol, когда в convenire ad усматривает I’ idèe d " une dèmarche active а la recherche de la verite («L”eglise naissante.». Р. 250). Можно бы было согласиться с Batiffol " ем, если бы он в свои слова не вкладывал догматического смысла. Исторически же во II веке dëmarche active a la recherche de la vèrite мог приводить в Рим, где как бы полнее было выражено самосознание вселенской Церкви – как в мировом центре. Здесь был как бы постоянный общий Собор. См.: Ф. Курганов . Цит. брош. С. 51. 845 Н. Е. I, 1, 1, 4. GrchSch. 9, 1. 6, 1; 8, 14–17. См. об этом Overbeck Franz. Die Bischofsliaten und die apostolische Nachfolge der Kirchengeschichte des Eusebius. Basel, 1898. 8 ff. 849 Fragm. 3. PG. Т. 7. Col. 1229B,1232A Сочинения. С. 531. Eusebius. History Ecclesias. V, 24, 16. GrchSch. 9, 1. 496, 10–13. 850 См.: Eusebius. Cit. op. V, 23–24. Отрицательное значение этих споров для учения о примате римского епископа указывает Friedrich Iaskowski («Die Kirchengeschichte des Eusebius von Casarea und der Primat». – Revue internationale de theologie, 1909, Р. 345–348). 851 De praescr. С. 36. PL. Т. 2. Col. 59A Adv. Marc. IV, 5. CSEL, 47. Р. 430, 16–18. Разбор католических ссылок на Тертуллиана см. у архим. Никанора, цит. соч. С. 189–201, 201–206; Michaud Е. L " ecclesiologie de Tertullien. Revue internationale de theologie. 1905. Р. 268–272. 852 Adam К Der Kirchenbegriff Terlullians. 45–47. Adam видит в этом проявление общего недостатка всей системы Тертуллиана – одностороннего понимания учительства епископа в смысле сохранения преданного учения с умолчанием о вероопределении. 856 Признавшись, что о главенстве Римской Церкви Тертуллиан не говорит, католические авторы все же мимоходом делают намек, будто мысли о непогрешимости «счастливого Рима», по крайней мере, не чужда Тертуллиану .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

842. Греч. «о подвизающихся за добродетель». 843. Греч. «и посещает их». 844. Пс.33:16. 845. Или «цель Господня». Греч. «держава Господня» (в соответствии с чтением Септуагинты). 846. Пс.24:14 (Пешитта). 847. На этом кончается цитата из псалма в греч. переводе преп. Исаака. Следующая фраза отсутствует. 848. Пс.90:10–12 (с сокращениями). 849. Здесь кончается фраза в греч. тексте. 850. Греч. «второй способ». 851. Греч. «Ибо насколько возрастает в душе вожделение, настолько же воспламеняется и тот пес, который есть естественная ревность о добродетели». 852. Греч. «Первая же причина охлаждения ее». 853. Букв. «некий помысел уверенности (дерзости)». Греч. «некий помысел превозношения и дерзости». 854. Греч. «надеется, помышляет и воображает человек». 855. Букв. «и отсюда». 856. Или «светозарность», «просветленность». 857. Греч. «помрачается чистота того озарения и святого знания, которое в душе». 858. В рукописи British Library, Add.14633 добавлено на полях: «О чрево, госпожа пороков!» Именно этому чтению следует греч. перевод, в котором данное место читается так: «или слишком часто беседует он с миром и похотями его, или от чрева, госпожи всех пороков». 859. Сир. hawna (anoza. Слово (anoza имеет два значения: 1) кормчий, штурман, капитан; 2) беглец, беглый раб. В греч. переводе — o drapeteuon (беглец). 860. Сир. qubarnita является калькой с греч. kybernetes (капитан, кормчий). 861. Букв. «при мягком дуновении ветра сзади». 862. Греч. «И если следует сказать коротко, подобен ум беглеца, когда бы ни встречался он с миром, кормчему, в тишине двигавшемуся по морю, и вдруг наскочившему на камни и потерпевшему кораблекрушение. Богу же нашему слава, держава, честь и великолепие во веки. Аминь» 863. Букв. «Вопросы о разных вещах». 864. Или «узнавать», «познавать». 865. Сир. (apyuta. См. примеч. 89 к Беседе 1. 866. Или «подвига». 867. Или «испытаниям». 868. Букв. «плодам года». 869. Букв. «полезными для наслаждения». 870. Или «о любви Божией». 871. Букв. «пересказу Писания». Возможно, речь идет о распространенной в раннехристианском монашестве практике заучивания наизусть текстов Священного Писания.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Новости из раскольничьего подполья. Н. Гринякин. Стр. 822–829. Из записок и дневников. Когда же люди спали пришел враг. (О хлыстовстве и пастырской миссии). Н. Гринякин. Стр. 830–841. Из переписки верующего интеллигента со студентом. Сообщил Феодул. Стр. 842–848. Мысли приходского пастыря по поводу современного неверия. Свящ. П. Романовский. Стр. 849–855. Изуверское крещение в «поморскую веру». Мисс.-свящ. И. Чередняков. Стр. 856–858. Преподобный Серафим Саровский о двуперстниках. Мисс.-свящ. И. Жаров. Стр. 859–862. Истинное Воскресение Христово в учении наших сектантов. С. Троицкий. Стр. 863–865. Из миссионерской полемики. Беседа с приморским начетчиком Т. А. Худошиным в Верхне-Туринском заводе Пермской губернии. Миссионер А. Обтемперанский. Стр. 866–876. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Несколько слов протоиерею Светлову в защиту статьи «Новая попытка обновления человечества». Стр. 877–885. Свящ. Сергий Четвериков . Н. М. Соколов : “Об идеях и идеалах русской интеллигенции”. Спб. 1904 г. Стр. 885–892. Проф. А. Бронзов. Путь Христов. Ряд очерков, картин, рассказов и размышлений из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Бесплатное приложение к журналу “Отдых христианина”. Спб. 1903 г. Стр. 892–896. П. Козицкий. Хроника. Из мира инославия и из жизни заграничного сектантства. Несколько сведений о религии Тибета.– Мистерия и маски.– Осуждение главы мормонов на каторжные работы и его бегство.– Процветание мормонства. Стр. 897–903. С. Вердеревская. Миссионерство, секты и раскол . Тамбовское сектантство и борьба с ним. Стр. 904– 912. И. Айвазов. К характеристике раскольничьих начетчиков, как собеседников с миссионерами. (Беседа с Коноваловым и непринятые им условия). Стр. 912–915. Священник села Оброчного, миссионер 4-го окр., Лукояновского уезда, Димитрий Зефиров. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Тверской губернии. (Экзамены в начальных земских школах Тверской губернии). Стр. 916–919. С. В. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О мытарствах: – 1-е мытарство, иже о клевете, л. 749. – 2-е мытарство, иже есть поругания, л. 749 об. – 3-е О зависти, л. 750. – 4-с лжи, л. 750 об. – 5-е Гневливо, л. 751. – 6-е Гордостное, л. 752. – 7-е Иже есть празднословие, л. 752. – 8-е Еже есть лихвы и льсти, 752 об. – 9-е Еже есть неправда и тщеславие, л. 753. – 10-е Сребролюбье, л. 753. – 11-е Пьянство, л. 753. – 12-е Злопомнение, л. 755. – 13-е Обавания, л. 756. – 14-е Объядение, л. 759 об. – 15-е Идолослужение, л. 760. – 16-е Мужеложство, л. 760 об. – 17-е Любодеяние, л. 760 об. – 18-е Разбойничество, л. 761 об. – 19-е Татебное, л. 762. – 20-с Блудное, л. 762. – 21-е Немилосердие, л. 764–774. Чудеса св. Василия нового, л. 774. Видения св. Василия нового о христианских грешниках, л. 797 об. – О евреях, иудеях и всех языцех, л. 798. – О Сарацинах, л. 804–815 об. – О Пресвятой Богородице, л. 815 об. – О 12-ти Апостолах, л. 816 об. – О 70-ти Апостолах, л. 816 об. – О мучениках и мученицах, л. 817. – О св. исповедниках, – Проповедниках, л. 817. об – Благовестниках О святителях, л. 818. О воздержницах, л, 818. О постницах, л. 818. О черноризцах, л. 818 об. О праведниках Нового Завета, л. 819. О Аврааме, Исааке и Иакове, л. 819. О блаженных отрокожителях и других праведниках, л. 819–825. Об отлучении грешников, л. 826 об. Об Арии, л. 840. О Македонии, л. 841. – Нестории, л. 842. – Диоскоре и Нестории, л. 843. Об иконоборцах, л. 847. – Евреях, л. 848. – мучителях, л. 855. – Диоклетиане мучитель, л. 856. О трубе великой Господа Бога гласящей вселенней, л. 868. Глас Господа Бога к св. Григорию, что по молитвам св. Василия явлены ему откровения, л. 870. Декабря в 23-й день житие Преп. Нифонта зовомого Мниха, л. 886–1057. Нач. «Тайну цареву достоит хранити, а дела божественная проповедати славно. Да ведущему божественная дела его и не проповедующему лености ради какова убо беда будет.» Чудо св. Нифонта о лютых ланех, л. 962. Ино чудо св. Нифонта о видении ангелов и откровении душ человеческих, л. 973. О различней смерти, л. 987.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В новосозданную фему A.A. Бобринский, едва ли не дословно копируя Богуша-Сестренцевича, включал не только города Таврики, в том числе Боспор, но и «...прочие греческие поселения побережья Черного моря, находившиеся в Крыму и Зихии до р. Кубани», неоправданно расширяя ее границы, однако в принципе верно отождествил так называемые климата с южной частью Таврики, между Херсоном и Боспором 92 . В очередной раз забыв о «вольном городе» «до половины Х-го века», он признал, что с момента образования стратигии «Херсонес потерял свободу» 93 . Дальнейшая скупая на сведения история города представляется им весьма мрачной: «Управление Херсонесом византийцами было довольно плохое. В городе было несколько восстаний и Херсонес по временам отпадал от империи. Впрочем, центральное византийское правительство не особенно заботилось о судьбе этой торговой колонии» 94 . В правление Михаила III (842–867) это был якобы «глухой, запущенный город, своего рода крепость и место ссылки» 95 . И только. Так, без каких-либо веских оснований, крепла «черная легенда» о византийском Херсоне, к тому времени выстраиваемая историками уже столетие. Особого внимания в книге были удостоены события, связанные с пребыванием в городе Константина и Мефодия. Время их прибытия A.A. Бобринский точно не датирует, по обыкновению сообщая все версии в виде россыпи дат (856, 858, 860, 861, 862 гг.) и особенно подчеркивая исключительно миссионерский, а не посольский характер поздки солунских братьев к хазарам. Точно такая же мешанина царит с надуманным представлением о языках, которым за несколько недель пребывания в городе обучился Константин Философ – здесь и два семитских, и два германских, и один тюркский, и даже сарматский и славянский языки. Не сделав ни малейшей попытки разобраться во всем этом, автор, вслед за В.И. Ламанским и некоторыми другими исследователями, поспешил признать свершенное «подвигом, непосильным никакому гениальному человеку без допущения тут чуда» 96 . Днем отыскания мощей св. Климента и переноса их в Херсон A.A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

842 О влиянии патриархии на румынскую иерархию см. у. E. Е. Голубин­ского: Ор. cit. 366 и у Маигег’а: ор. cit. В. I, 384. 844 Карловой (ниже цитируемая статья написана известным славянофи­лом Гильфердином, но с какой стати здесь примешалось имя какой-то Карловой – дать объяснения не умеем). «Турецкая провинция»: Вест. Ев­ропы, 1870, июль, стр. 178. 846 К первоначальным скептикам относится Т. П. Филиппов, автор известной книги: «Современные церковные вопросы»; к нему в недавнее время более или менее примкнули проф. И. Е. Троицкий (разумеем его речь по этому вопросу, произнесенную на акте петерб. университета и явившуюся в печати под заглавием: «Церковная сторона болгарского вопроса, 1888, Петерб.), и г. Теплов (см. его книгу: «Греко-болгарский церковный вопрос». 1884). Очень знаменательно молчание, царящее в на­стоящее время в рядах болгарофилов: о чем это они раздумывают? 854 Не здесь ли имеет происхождение наше присловье до сих пор обращающееся в устах народа: «писать на воде вилами». «Вилами на воде писано». Его употребляют тогда, когда хотят сказать, что такое или иное предприятие не обещает верного успеха предпринимателю. 856 Правила св. Апостол, св. Соборов вселенских и поместных и св. Отец с толкованиями. М. 1876 г. См. также Sortes Sanctorum при речи С.К. Смирнова на годичном акте М. Д. А. того же 1876 года: Воспоминание о покойном ректоре Академии А.В. Горском, стр. 33–38. 857 Из цитат, встречающихся в большом числе и в переводных и самостоятельных статьях наших старых книжников, можно заметить, что ими особенно был облюбован псалом 118, замечательный тем, что каждый из ста семидесяти шести стихов, его составляющих, посвящен восхвалению Закона Божия, – откровенного слова Божия. Читая о фантасти­ческих размерах книги, невольно припоминаешь и библейское выражение того же псалма (ст. 96), что заповедь Господня безмерно обширна. 858 Любопытно, что не далее, как 6 февр. 1894 г. на собеседовании со старообрядцами в Москве о том, что « церковь неодолима и не поколебима», один из раскольников, не пожелавший объявить ни своего со­гласия, ни имени, на вопрос ему предложенный: во время антихриста по какой книге можно спастись? – после многократных отказов ответил: «при антихристе можно спастись книгой «Азбучкой». «Она – главная книга: все прочие книги ей должны, а она – никому». (М. Ц. Вед. 1894 г., 7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010