С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Но были на Руси и действительные иконоборцы. Таковы были в XV–XVI в. жидовствующие, которых не без основания Просветитель сравнивает с Копронимом: таковы были в особенности московские еретики начала XVIII в. – лекарь Дмитрий Тверитинов с товарищами. Понятно, что русские иконоборцы должны были смотреть на своих визант. предшественников и их противников не глазами Амартола. И действительно лекарь Д. Тверитинов о торжестве православия, устроенном царицей Феодорой, говорил, что-де царица Феодора набрала из лесов неведомо каких чернцов, а они, по ее желанию, и утвердили почитание иконам, и называл царицу Феодору полуименем. Продолжатель Георгия Амартола С хроникой Георгия Амартола в греческом тексте и славянских переводах неразрывно связана хроника продолжателя Георгиева, носящего прозвание логофета 306 . Летописание логофета продолжается на пространстве 106 лет от 842 по 948 г. и объемлет собой царствование Михаила III, Василия Македонянина, Льва VI или мудрого, Александра и часть продолжительного царствования Константина Порфирородного с его соправителем Романом Лаканиным. Смерть Романа – последнее событие, занесенное продолжателем Амартола в его летопись. Затем непосредственно пометка: слава Богу за все аминь. Кончилось писание и логофетово 307 . Продолжатель Амартола уступает самому Амартолу в определенности воззрений, в ясности и силе изложения, но для русской истории он важнее самого Амартола, потому что сообщает известия о походах руссов на Царьград под 864 и 941 гг. Другое – так сказать – преимущество продолжателя Амартолова пред самим Амартолом по отношению к нашей отечеств. истории состоит в том что с начала его летописания русская история, возникая из мрака неизвестности, становится в синхронистическую связь с греческой, – и делается возможным опыт совместного их рассмотрения 308 . Обратимся, впрочем, к анализу продолжателя Амартолова в его хронологической последовательности. Михаил III и мать его Феодора (842–856). Михаил II один (856–867) и с соправителем Василием Македонянином (866 мая 26–867 сент. 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800 г. Папа Лев III провозглашает франкского короля Карла Великого «императором Римской империи». Ноябрь 809 г. Карл Великий разделял мнение германских Епископов о filioque и в ноябре 809 г. созвал церковный собор Западной Церкви в гор. Аквизграна. Собор, однако, отверг filioque. 810 г. Тогда Карл Великий послал послов к папе Льву III, который их выслушал, порицал, одобрил веровать им как они мыслят(!) и повелел установить на могилах свв. Петра и Павла две серебряные таблички с Никео-Константинопольским Символом веры без filioque, с надписью: «Это поставил я, Лев, из любви к Православию и для предохранения его от повреждения.» 814 г. Церковный собор в гор. Аахене. 829–842 гг. Император Феофил. Иконоборец. Перед смертью покаялся и почтил св. иконы. †28. 10.IV.830 г. Св. благоверный князь (канартикин – престолонаследник) Боян-Енравота убит своим братом, болгарским Каном Маламиром. 835 г. Моравский князь Моймир I прогнал паннонского (блатненского) князя Прибыну из Паннонии, который бежал в Баварию. Баварский комит Ратбод представил его немецкому королю Людвигу, который повелел ознакомить Прибыну с христианской верой и чтобы он принял крещение в нее. Крещение состоялось в храме св. Мартина, близ нынешней Вены, в диоцезе Ювавенской (Зальцбургской) епархии. Вскоре после этого, из-за несогласий с Ратбодом, князь Прибына, отец паннонского (блатненского) князя Коцеля, вместе со своим сыном бежал в Болгарию. Однако из Болгарии, очевидно из-за враждебности в Болгарии тогда к христианству, он ушел в Хорватию к хорватскому князю Ратимиру. (Cornersio Bagoarium et Carantanorum, MGH, SS; ЛИБИ, т. II, c. 133–34.) 842–867 гг. Император Михаил III. До его полнолетия в 856 г. его мать св. Императрица Феодора была регенткой и правила вместо него. В 842/3 гг. она созвала церковный собор в Константинополе, который окончательно утвердил и восстановил иконопочитание. 843 г. Франкская империя распалась Верденским договором на три части – Германия, Франция и Италия. 845 г. Четырнадцать моравских вельмож приняли христианскую веру. Ирландская миссия в Моравии ирландского Епископа Виргилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74. Принцевы острова - группа из девяти островов на северо-востоке Мраморного моря, близ Константинополя. В византийское время на некоторых из них были монастыри, служившие местом ссылки низложенных императоров и патриархов, а также опальных сановников и монахов. Халка - место ссылки преподобного Феодора Студита, пребывавшего там с 809 по 811 гг. На Оксии в первой ссылке находился святой Платон Исповедник (809-811). Принцип - самый большой из всех остров, византийцы называли его «островом принца». Принкип был местом изгнания значительного числа византийских церковных и светских сановников. К 821 г. на нём нашёл убежище с частью своих учеников преподобный Феодор Студит (759-826), там же он и скончался. 75. Праведная царица Феодора I († 867) - супруга императора Феофила-иконоборца (829-842), происходила из древнего знатного армянского рода Мамиконян. Не прошло и двух месяцев после смерти Феофила, как святая царица Феодора, став первым регентом (842-856) при малолетнем сыне, поставила точку в борьбе с иконоборчеством, вторая волна которого поднялась со времён правления Льва V (813-820). Для этого 11 марта 843 г. в первое воскресенье Великого поста в Константинополе был созван поместный Собор, который, утвердив догмат иконопочитания VII Вселенского Собора (787), восстановил почитание икон, а все иконоборцы были преданы анафеме и даже вынуждены были участвовать в общем крестном ходе с иконами, который проходил по улицам столицы. Акты Собора были вырезаны на трёх больших плитах, помещённых в храме святой Софии. В память об этом событии было установлено ежегодное празднование Торжества Православия, крестный ход и особый Чин Православия, на котором читается «Синодик в Неделю Православия», состоящий из актов Собора с некоторыми позднейшими дополнениями. Впоследствии этот праздник приобрел общий характер торжества Церкви над всеми ересями. По достижении совершеннолетия её сыном, императором Михаилом III Пьяницей (856-867), святая Феодора в результате интриг оставила Константинополь и с четырьмя незамужними дочерьми удалилась в монастырь, где и почила.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН мч. (пам. 9 июля), «персидский царь», упомянут в Житии свт. Феодора Эдесского (IX в.). Согласно греч. версии Жития (BHG, N 1744), свт. Феодор Эдесский покинул из-за притеснения со стороны еретиков (манихеев, несториан, монофизитов) свою кафедру и отправился для разрешения конфликта в Багдад («Вавилон»). Там он был представлен царю Мавии (Μαυας), который был тогда серьезно болен, и исцелил его. В благодарность царь распорядился о возвращении церковного имущества православным Эдессы и об изгнании из города еретиков, если те не примут Православие. Во время личных встреч свт. Феодор убедил правителя в истинности христианства и после катехизации крестил его с именем Иоанн в р. Тигр вместе с 3 слугами-аланами. Восприемником был племянник и спутник Феодора Василий , впосл. еп. Эмесский и автор Жития. И. пожелал иметь у себя частицу Животворящего Креста и отправил через свт. Феодора письмо с просьбой об этом в К-поль. Имп. Михаил III (842-867) и имп. св. Феодора (842-856) передали И. ковчежец с частицей мощей и ответное письмо. Исполнив поручение, свт. Феодор в присутствии И. провел в Багдаде с иудеями офиц. диспут о вере, завершившийся победой христиан. После отъезда свт. Феодора И. получил откровение о своей скорой смерти. Он попросил священников отслужить во дворце литургию, затем собрал народ и объявил себя христианином, за что был растерзан толпой (30, по др. версии, 13 мая). Останки И. были погребены в храме, от них совершалось множество чудес. И. дважды являлся свт. Феодору: сразу после смерти и 3 года спустя - и во 2-й раз предсказал святителю кончину. Наиболее близким к греч. форме имени Мавия является араб. имя Муавия, однако халифы с таким именем правили лишь в VII в. Возможно, по этой причине в арабской версии Жития вместо Мавии фигурирует халиф аль-Мамун (813-833), популярный в арабо-христ. лит-ре (см.: Swanson M. N. The Christian al-Ma " mu  n Tradition//Christians at the Heart of Islamic Rule/Ed. D. Thomas. Leiden; Boston, 2003. P. 63-92). А. А. Васильев первоначально (ЖМНП. 1893. Ч. 286. Март. С. 209-210) предположил, что историческим прототипом И. мог быть Аббас, сын халифа аль-Мамуна, казненный своим дядей халифом аль-Мутасимом (833-842) за попытку захватить власть и за связи с Византией (согласно арм. версии «Хроники» Михаила Сирийца , Аббас принял христианство). Впосл. Васильев отказался от этой гипотезы и поддержал мнение большинства ученых (Х. М. Лопарёв, Н. Бонвеч), видевших возможный прототип И. в аль-Мувайяде, сыне халифа аль-Мутаваккиля и современнике свт. Феодора (тайно убит своим братом аль-Мутаззом 8 авг. 866). С др. стороны, ряд исследователей (М. Свансон, С. Гриффит) считают Житие свт. Феодора Эдесского «агиографическим романом», а историю обращения И.- повествованием исключительно назидательного характера, лишенным исторической основы.

http://pravenc.ru/text/469310.html

Зинон Исавриец (474–491; 475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор («Разноглазый») (второй муж Ариадны) (491–518) Династия Юстина Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (сын сестры Юстина I (527–565, соправитель с 527) Юстин II (сын сестры Юстинана) (565–578) Тиверий II Константин (578–582, соправитель с 578) Маврикий (582–602, соправитель с 582) Фока (узурпатор) (602–610) Династия Ираклидов Ираклий I (610–641) Константин III Ираклий (сын Ираклия) (641, соправитель с 613) Ираклион (Ираклий II) Константин (брат Константина III) (641, соправитель с 638, низложен) Констант II (Константин) Ираклий (сын Константина III) (641–668) Константин IV Погонат («Бородатый») (сын Константа II) (668–685, соправитель с 654)) Юстиниан II Ринотмет («Безносый») (сын Константина IV) (685–695, 705–711) Леонтий (узурпатор) (695–698) Тиверий III (Апсимар) (узурпатор) (698–705) Филиппик (Вардан) (узурпатор) (711–713) Анастасий II (Артемий) (узурпатор) (713–716) Феодосий III (узурпатор) (715–717) Исаврийская династия Лев III Исавр, или Сириец (717–741) Константин V Копроним, или Каваллин (сын Льва III) (741–775; 742–743 – вне Константинополя, соправитель с 720) Артавасд (муж дочери Льва III, узурпатор)(742–743) Лев IV Хазар (сын Константина V) (775–780, соправитель с 751) Константин VI (сын Льва IV) (780–797, соправитель с 776) Ирина (мать Константина VI) (797–802, соправительница в 780–790) Никифор I Геник (узурпатор) (802–811) Ставракий (сын Никифора I) (811, правил 2 месяца и 6 дней, соправитель с 803) Михаил I Рангави («Сильнорукий») (муж дочери Никифора I) (811–813) Лев V Армянин (узурпатор) (813–820) Аморийская династия Михаил II Травл («Заика») (Аморей) (узурпатор) (820–829) Феофил (сын Михаила II) (829–842, соправитель с 820) Феодора (II) (жена Феофила) (842–856) Михаил III Пьяница (сын Феофила) (842–867) Македонская династия Василий I Македонянин (867–886, соправитель с 866) Лев VI Софиас («Мудрый») (сын Василия I) (886–912, соправитель с 870) Александр (брат Льва VI) (912–913, соправитель с 879)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

436 Из семи греческих писателей, свидетельствующих о крещении руссов, Фотий и Продолжатель Феофана упоминают только кратко, что руссы просили себе крещения или что они приняли епископа и святую веру, а как приняли, как совершилось их обращение, вовсе не изображают. Потому и неудивительно, если они не упомянули о чуде несгоревшего Евангелия, подобно пяти остальным свидетелям, которые говорят об этом нарочито. 437 Всяк догадается, что речь о Шлецере, который всеми силами старался доказать, что эти руссы были не наши, а какие-то понтийские, вскоре затем исчезнувшие с лица земли (см. его Нестора. Ч. 2. С. 86–116 (80)). 438 Опровержения против него можно найти у Карамзина (Т. 1, примеч. 283 (49)), Эверса (в Предвар. критич. исслед. для росс. истор. Кн. 2. С. 240–273 (144)), Буткова (в Обороне летоп. Нестор. Гл. 3 и 4 (21)), в Трудах Общ. истор. и древн. росс. (Ч. 5. Кн. 1. С. 7–52 (127)). 439 Это раскрыто в рассуждении Погодина О происхождении Руси. М., 1825. С. 124–176 (95) и в 4 главе только что названного сочинения Буткова (21). 443 Там же. 3. С. 68, 69, 71, 98, 119, 120, 123, 127, 129, 130, 134 (142), Лее Диакон Калойский, по русск. переводу. СПб., 1820. С. 39, 47, 48, 63, 65, 68, 79, 80, 85, 88, 89, 93 и 96 (64). 444 Известно, что Олег, также предпринимавший поход против греков на ладиях, при требовании дани с побежденных полагал только по сорока человек на каждую ладью, а на судах норманнов, ходивших по морям для подобных нападений, помещалось только по 20 и даже менее человек. См.: Depping. Histoire des expeditions des Normands. 1. 198 (181). 446 На греческом языке в Хронографе Георгия Амартола нет имен Аскольда и Дира, следовательно, они внесены уже в перевод болгарский. 448 Нестор Шлеи,. 2. С. 700 (80); а о подлинности Олегова договора см. в Историко-критич. расслед. о начале русск. летописей Погодина. С. 114–115. М., 1839 (94). 450 Симеон именно говорит, что в девятое лето царствования Михайлова руссы напали на Византию и император, бывший в походе против агарян, получил об этом весть, а в десятое он поспешил в свою столицу, и здесь случилось чудесное поражение руссов. Но из летописи того же Симеона известно, что Михаил 14 лет царствовал под опекою своей матери Феодоры, с 842 по 856 г., а потом уже один, и что нападение руссов случилось в девятое и десятое лето его личного царствования. Следовательно, если начнем считать с 856 г. включительно, то девятое лето будет 864, а десятое 865. Так точно думал Байер, по своим вычислениям (De Russ. prima exped. in torn. 6 Comment. Academ. Petropol. P. 367–368 (162)) и Шлецер (Нестор Шлец. 2. 46–47 (80)). Замечательно, что и все русские летописцы единогласно полагают этот поход Аскольда и Дира в лето 6374, которое начинается 865 г. сентября (там же, у Шлецера. С. 45–46 (80)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не смотря на значительное количество в Житии хронологических дат вопрос о времени рождения и кончины Феодора остается все-таки не вполне ясным. В возрасте 20 лет он ушел в Иерусалим и в лавре св. Саввы подвизался 24 года, 600 после чего был рукоположен во архиепископа, что, как сказано, относится к 836 году. Хиротонисанный 43 лет от роду, Феодор мог родиться около 793 года. Крещен были, в 795-м, в 798 отдан в ученье, в 811 потерял отца, в 812 мать, в 813 удалился в Савину лавру, в которой подвизался до 836 года, когда сделался владыкою Едесским. Потрудившись для своей паствы и для обращения в христианство Мавии от 6 до 20 лет, Феодор в период вообще 842–856 г. прибыл в Константинополь. Рамки эти можно сузить на следующем основании. Крещенный Мавия принял имя Иоанна едва ли случайно: при обращении в христианство крещаемое лицо называлось обыкновенно именем своего ближайшего владыки. Богорис принял имя Михаила, Ольга – Елены, Мустафа Челебей – Ионы (Иоанна Грозного) и пр. Если и в данном случае была эта неслучайность имени, то очевидно, что Мавия крестился при Иерусалимском патриархе Иоанне VI (847–851), так что Феодор был на востоке с 836 до 850-го приблизительно и в Византии в промежуток между 850 и 856 годами. Из Византии он уехал в Едессу, Багдад, Иерусалим и снова в Едессу. Пережив тремя годами царя Иоанна, епископ скончался в Савиной лавре в июле месяце. Обыкновенно для круглого счета время кончины св. Феодора относят к 850-му, но гораздо вернее относить её к 860-м годам. Довольно бы одного имени Иерусалимского патриарха, совершавшего отпевание, чтобы точнее знать год кончины Феодора, но Василий поскупился прибавить к житию лишнее слово. 601 Наиболее интересным известием Жития является личность Адрамелеха и крещение персидского царя Мавии, отношение которого к Адрамелеху не выяснено. Впрочем оно и понятно, ибо оказывается, что халиф-омайяд Абдель-Мелек совсем не был современником Феодора Едесского. Он овладел Персией в 689 г. и хотел для постройки мечети в Мекке увезти колонны из Гефсимании; умер в 705 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010