Как в Александрии копты стали повсеместно принимать монофизитство, так и в Антиохии сирийцы стали несторианами, так что только одни греки сохранили Православие в этой древней Церкви. Впоследствии, как результат постоянных войн с Персией, мощь и значение Антиохии, почти утратившей связь со столицей, резко угасают 830 . В отношениях с вандалами император соблюдал клятву, данную некогда Гейнзериху, и именно этому современники приписывали его нежелание воевать с ними, когда варварский король отказался вернуть из плена царственных родственников, захваченных вандалами в Риме. Но и сам Гейнзерих не демонстрировал желания приобщить к своим новым владениям те провинции Африки, которые ещё оставались во власти Константинополя. Однако с другими врагами св. Маркиан действовал твёрдо и решительно. «Мы поставляем себе долгом заботиться о благе жизни человеческого рода; мы посвящаем наши дни и ночи попечению о том, чтобы народы, живущие под нашим управлением, защищены были от вторжения варваров оружием наших солдат и жили в мире и безопасности» . Это была одновременно доктрина нового царствования и клятва императора на верность родине. И слова царя не расходились с делом. Когда в 453 г. арабы нарушили мирный договор и вторглись в Сирию, император направил против них Ардабудария, сына Аспара, уже знакомого нам по военным действиям на Западе, и тот разбил захватчиков близ Дамаска. Арабы не на шутку испугались, и тут же с ними был заключён мирный договор, подтвердивший нерушимость римских границ 831 . В этом же победоносном году полководцы св. Маркиана (Ардабударий и Максимин) разгромили племена влемииев и нувадов, жившие на южной границе Египта. С ними был заключён договор на 100 лет, по условиям которого они обязались бесплатно выдать всех пленных римлян, вернуть ранее награбленное имущество, включая домашний скот, а также уплатить имперским войскам издержки на войну. Договор был уже подписан, но, к сожалению, Максимин умер, и ободрённые варвары отбили своих заложников и опять принялись за грабительские набеги 832 . Впрочем, их действия утратили былой пыл и стали гораздо менее агрессивными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

827       Hinschius P. System des katholischen Kirchenrechts mit besonderer Rüchsicht auf Deutschland: 6 Bde. B., 1869–1897 (repr: Graz, 1959). 828       Wernz F.X. Jus Decretalium. 6 Bde. Rome, 1899–1904; Wernz F., Vidal P. Ius Canonicum. 8 vol. Rome, 1934. 830       Sägmüller J.B. Lehrbuch des katholischen Kirchenrechts. 3 Tie. Freiburg i. Br., 1900–1904; 2. Aufl. – 1909; 3. Aufl. – 1913–1914; 1/1–4 – 1925–1934). См. также его: Die Papstwahlen und die Staaten von 1447 bis 1555: Eine kirchenrechtlich-historische Untersuchung über den Anfang des staatlichen Rechtes der Exklusive in der Papstwahl. Tüb., 1890 (repr.: Aalen. 1967); Die Papstwahlbullen und das staatliche Recht der Exklusive. Tüb., 1892; Das Recht der Exklusive in der Papstwahl. Mainz, 1895; Die Tätigkeit und Stellung der Cardinäle bis Papst Bonifaz VIII: Historisch-canonistisch untersucht und dargestellt. Freiburg i. Br., 1896; Die Trennung von Kirche und Staat: Eine kanonistisch-dogmatische Studie. Mit 13 Beilagen, enth. offizielle Aktenstücke über die Trennung von Kirche und Staat in Frankreich. Mainz, 1907; Der Rechtsanspruch der katholischen Kirche in Deutschland auf finanzielle Leistungen seitens des Staates. Freiburg i. Br., 1913 (2. Aufl. – 1919). 831       Funk F.X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. 3 Bde. Paderborn, 1897–1907. Bd. I. S. 39 sqq., 87 sqq., 498 sqq.; Bd. III. S. 143 sqq., 406 sqq.; см. также: Kneller C.A., SJ. Prof. F.X. von Funks letzter Aufsatz//Zeitschrift für katholische Theologie. 1908. Bd. 32. 832       Phillips G. Kirchenrecht. 7 Bde. Ratisbon, 1845–1872; работа была продолжена (Bd. VIII. Ratisbon, 1889) Фридрихом Генрихом Верингом (1833–1896), экстраординарным профессором римского и канонического права Гейдельбергского университета, известным своим учебником Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts (Freiburg, 1876; 3. Aufl. – 1893). Из других работ Филлипса см.: Die Diözesansynode. Freiburg, 1849; Lehrbuch des Kirchenrechts. Ratisbon, 1859–1862 (3. Aufl., которое осуществил Moufang: 1881); Vermischte Schriften. 3 Bde. Ratisbon, 1856–1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

. . . . . 39,275 Итого: 190,343 2. Епархия бачская. а) протопресвитериат иовосадский . . . . . . 35,407 б) протопресвитериат сомборский . . . . . . 37,559 в) протопресвитериат старо-бечейский . . 33,126 г) протопресвитериат жабальский . . . . . . 39,838 Итого: 145,930 3. Епархия будимская. а) протопресвитериат могачский . . . . . . 12,445 б) протопресвитериат будимский . . . . . . 5,942 Итого: 18,387 4. Епархия темишварская. а) протопресвитериат арадский . . . . . . . . . . . . 31,375 б) протопресвитериат велико-кикиндский . . . 65,747 в) протопресвитериат велико-бечкерекский . . 32,614 г) протопресвитериат темишварский . . . . . . . .17,078 Итого: 146,814 5. Епархия вершецкая. а) протопресвитериат вершецкий. . . . . . . . 36.307 б) протопресвитериат бело-перковский . . . . 36,393 в) протопресвитериат панчевский. . . . . . . . 61,775 Итого: 134,475 6. Епархия пакрацкая. а) протопресвитериат беловарский 46,465 б) протопресвитериат вочинский 26,075 в) протопресвитериат новоградишский 27,368 г) протопресвитериат пакрацкий 10 36,556 Итого: 136,464 7. Епархия горне-карловецкая. а) протопресвитериат будачкий43,862 б) протопресвитериат глинский 74,406 в) протопресвитериат кореницкий 53,024 г) протопресвитериат костайницкий 61,770 д) протопресвитериат личский (Лика) 84,832 е) протопресвитериат плащанский (Плашки) 11 41,007 ж) протопресвитериат округ монастыря Гомирье 16,658 з) протопресвитериат приморские города . . . 1,342 Итого: 376,901 В итоге по архиепископии и всем епархиям . . 1.149.314 12 . Грустный, но неоспоримый факт: православное насе­ление сербское в Венгрии с годами не только не увеличи­вается в числе, но местами идет на убыль. В „Богослов­ском Гласнике“ 1910 г. помещена следующая заметка: „Поразительны для нас сербов статистические данные о движении народности в сербских краях Венгрии, в Бач­ке и Банате. Правда, данные эти официальные, мадьяр­ские, но и в этом случае они не доставляют нам ни­какого утешения. Первое, что тотчас бросается в глаза, это то, что волна мадьярского элемента устремляется с севера и постоянно увеличивается; от этого число сербов в северных местностях падает во много большей ме­ре, чем в южных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

—832— няя его беспечность, исходившая из абсолютного доверия к правящим сферам, исчезли. С другой стороны, общество увидало, что в деле ограждения интересов родины значительная тяжесть обязанностей падает на него. Оно стало ценить себя более и в награду за обязанности пожелало себе прав. Крестьяне, старообрядцы, сектанты, инородцы идут на защиту родины и жертвуют собой не менее, чем прочие. Это давало им основание желать себе больших прав, чем они имели в действительности. Получив здесь первый толчок, общественное самосознание начинает расти и приходит к мысли, что не владеет теми правами, которые должны быть признаны за человеком, как свободной личностью. Как свободное существо, человек имеет право не только думать, но говорить, писать, делать, двигаться, приискивать себе занятия и т. д. совершенно свободно. Единственным ограничением его свободы служит обязанность не наносить вреда или зла обществу. Но так как понятия о вреде и пользе крайне разнообразны и растяжимы, то в оценке дозволенного и недозволенного должна быть единая объективная норма, каковой и является закон, обязательный для всего населения. Однако сам по себе закон, давая лишь общие нормы, не гарантирует объективности его применения. Такой гарантии не может дать оценка, исходящая от администрации. Не говоря уже о том, что разум и совесть одного лица не могут быть признаны достаточными для такой оценки, сама по себе административная оценка скрывает в себе возможность того, что интересы населения будут принесены в жертву интересам административным. Возможно полную гарантию объективной оценки действий человека в их отношении к закону может дать гласный, независимый суд. Это было основанием, почему суд административный в 60-х годах был заменён судом присяжных. Что административное применение закона, всегда связанное с административным усмотрением, есть не только применение закона, но и своего рода законодательное творчество, это подтверждается таким авторитетным документом, который едва ли кто будет оспаривать. Разумеем журналы комитета министров. Никто не скажет, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

832 О соборе в Аримине см. комментарии к Геннадию, прим. 54. На собор в Аримине была представлена т.н. «датированная вера» (или IV Сирмийская формула), – символ веры , составленный арианами и подписанный императором, в котором отвергался термин oÇsia, который, как и émooÀsiov, не содержался в Писании, но был введен на Никейском соборе в символ веры («...А так как слово oÇsia, по простоте введенное отцами, но неизвестное народу, производит соблазн, потому что оно не встречается в Святом Писании, то богоугодно изъять это слово из употребления...»). Западные епископы, практически поголовно католики, собравшиеся в Аримине, отвергли этот символ веры, провозгласив приверженность Никейскому символу. Но про термин émooÀsiov не было сказано ни слова. Однако впоследствии под давлением императора Констанция отцы Ариминского собора подписали «датированную веру» (именно поэтому впоследствии ариане ссылались на этот собор, как на вполне правомочный). 833 Собранный в том же 359 г. собор в Селевкии был фактически второй, «восточной» частью собора в Аримине. Практически все присутствовавшие на нем были ариане. В результате обсуждений вынесли постановление исключить из употребления термин émooÀsiov как не присутствующий в Писании. 835 Основной корпус законов против еретиков был издан при Феодосии I: «Привилегиями в делах веры должны пользоваться только соблюдающие католический закон. Мы желаем, чтобы еретики и раскольники не только были чужды этих привилегий, но и подвержены различным повинностям. Заклейменные позорным именем еретиков, они кроме осуждения божественного правосудия должны ожидать еще тяжких наказаний, которым по внушению небесной мудрости заблагорассудит подвергнуть их наше величие» (Cod. Theod., XVI, 1, 2). Вообще, за период своего правления Феодосий издал 15 законов против еретиков (Cod. Theod., XVI, 5, 6–23), которыми сильно ограничивались их гражданские и религиозные права: им запрещено было собираться в пределах городской черты на общественную молитву, проповедовать, рукополагать. Эту линию продолжил император Гонорий. В 404 г. Карфагенский собор ходатайствовал перед Гонорием о распространении на донатистов карательных законов, направленных против еретиков. Просьба была удовлетворена. Об аналогичном законе 412 г. см. кн. III, прим. 1. В 418 г. Гонорий, опять-таки по желанию африканских епископов, издал эдикт, по которому пелагиане подвергались гражданскому преследованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моментом, когда человек исповедует или обещает свою веру в заслуги Христа и ради этой веры получает от Бога прощение как первородного греха, так и своих личных грехов, является таинство крещения, в котором человек омывается кровью Христовой, облекается в то состояние невиновности, каким обладал Адам до грехопадения 829 . Если приведённое сейчас воззрение Ансельма на оправдывающую веру даёт основания сближать этот пункт его сотериологии с позднейшим реформаторским учением об оправдании человека sola fide, то другие данные из сочинений Ансельма ясно показывают, что кроме этой веры он приписывает существенное сотериологическое значение и активному доброделанию христианина, и что самая вера христианина в сатисфакционную заслугу Искупителя мыслится у Ансельма лишь как основание, или идейный импульс для устремления воли человека к богустановленной «правде»; без этого устремления воли вера христианина является лишь «мёртвой верой», не имеющей спасительного значения, поскольку «вечная жизнь» обетована Богом только «праведным» (justis), т. е. лицам, обладающим праведностью воли, а не только правотой веры и разумения 830 . Сущность христианского сотериологического процесса, по Ансельму, и заключается в том, чтобы первоначально теоретическая (рассудочная) вера христианина в совершённое Христом искупление наших грехов, и обусловленное этим актом наше примирение с Богом, постепенно делалась жизненным достоянием христианина, – чтобы он всем своим существом переживал безграничную благодарную любовь к своему Искупителю, и в этой любви находил источник нравственного воодушевления для «сострадания» Христу, подражания Ему в страданиях и даже в смерти за богустановленную «правду». Такие мотивы по преимуществу звучат в т. н. «Размышлениях» Ансельма, составляя наиболее значительное их содержание 831 . Жизненное, основанное на благодарной любви, отношение верующей души ко Христу Ансельм характеризует, как мистический брак её с женихом-Христом, возводящий её на высоту обожения, или благодатного приобщения к божественной сущности 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Мумриков Олег, иерей. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. – Сергиев Посад; М.: Паломник, 2013. – 704 с. С. 50 Философия: Энциклопедический словарь. — М. : Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004. Новаяфилософскаяэнциклопедия:В4тт . М . :Мысль . ПодредакциейВ . С . Стёпина . 2001 . Эко, Умберто. Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю/Пер. с ит. Я. Арьковой, М. Визеля, Е. Степанцовой. – Москва: АСТ: CORPUS, 2014. – 352 с. С.66-67. Носачев П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции Умберто Эко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Науч.рук. Доброхотов А.Л., д.ф.н., проф. Государственный академический университет гуманитарных наук. Москва, 2009. 212 с. С.136. Носачев П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции Умберто Эко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Науч.рук. Доброхотов А.Л., д.ф.н., проф. Государственный академический университет гуманитарных наук. Москва, 2009. 212 с.  С.96.  Эко, Умберто. Маятник Фуко/Пер. с итал. Е.А.Костюкович. – СПб.: «Симпозиум», 2007. – 768 с. С.735. «Finis autem ultimus, ad quem homo per auxilium divinae gratiae perducitur, est visio Dei per essentiam, quae propria est ipsius Dei: et sic hoc finale bonum communicatur homini a Deo». Contra Gentiles, lib. 3 cap. 151 n. 3 . Corpus Thomisticum : [ сайт]. URL:   http://www.corpusthomisticum.org/scg3111.html   (дата обращения: 06.04.2015). Перевод мой – П.К. Фома Аквинский. Сумма теологии: T.I. Первая часть: Вопросы 1-64. Билингва латинско-русский. Пер.с лат./Под ред.Н.Лобковица, А.В. Апполонова. Изд. 2-е, испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 832 с. С.81. Носачев П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции Умберто Эко. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Науч.рук. Доброхотов А.Л., д.ф.н., проф. Государственный академический университет гуманитарных наук. Москва, 2009. 212 с. С.37-38.

http://bogoslov.ru/article/4546685

Возражение 2 . Далее, предательство, мошенничество и неправда, похоже, относятся к одному и тому же, а именно к обману ближнего. Следовательно, их нельзя считать различными дочерьми жадности. Возражение 3 . Далее, Исидор насчитывает девять дочерей жадности, каковые суть «ложь, мошенничество, воровство, вероломство, алчность к недостойной наживе, лжесвидетельство, насилие, бесчеловечность, ненасытность». Следовательно, приведенный ранее список дочерей недостаточен. Возражение 4 . Далее, Философ приводит много видов относящихся к жадности (которую он называет скупостью) пороков, поскольку упоминает о «бережливых, скаредах и скрягах, проявляющих излишнее усердие в том, чтобы ничего не давать», а ещё о «содержателях публичных домов, ростовщиках, игроках, расхитителях могил и мародерах» 830 . Следовательно, похоже на то, что вышеприведенное перечисление недостаточно. Возражение 5 . Кроме того, тираны используют немало насилия в отношении своих подданных. Но Философ говорит, что «тиранов, разоряющих государства, и грабителей, опустошающих святилища, мы не называем скупыми» 831 , то есть жадными. Следовательно, насилие не должно считаться дочерью жадности. Этому противоречит следующее: Григорий приводит вышеуказанный перечень дочерей жадности 832 . Отвечаю: дочери жадности – это те пороки, которые из нее возникают, причем в первую очередь в смысле желания цели. Итак, жадность является избыточной любовью к обладанию богатством, и эта избыточность бывает двоякой. В первую очередь – это избыточность в сбережении, и в этом отношении жадность обусловливает «бесчувственность», поскольку, так сказать, милосердие не пробуждает человеческие чувства к тому, чтобы использовать свое богатство для помощи нуждающимся. Во-вторых, жадности свойственна избыточность в обретении, и в этом отношении жадность можно рассматривать двояко. Во-первых, с точки зрения помышления, в каковом смысле она обусловливает «беспокойность», чиня препятствия человеку посредством чрезмерной тревоги и озабоченности – ведь «кто любит серебро – тот не насытится серебром» ( Еккл. 5, 9 ). Во-вторых, её может рассматривать с точки зрения исполнения, в каковом смысле жадный в своем стремлении обрести чужие блага иногда применяет силу, и тогда мы имеем «насилие», а иногда – обман. В последнем случае он может использовать слова, и когда это просто слова, налицо «неправда», а когда он подтверждает свои слова клятвой, налицо «вероломство». Он также может использовать [для обмана] дела, и если обман связан с вещами, то налицо «мошенничество», а если с людьми, то – «предательство», которое имело место в случае Иуды, из жадности предавшего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

828 Некоторые хотят относить его происхождение ко временам после плена, именно когда возвратившиеся страдали под давлением самарян и в борьбе с нуждою и бедствиями, и когда многие тяготились законом ( Мал.3:14,15 ). Псалмопевец хочет ободрять малодушных указанием на чудеса в древние времена и побудить к точному исполнению закона. Но радостный тон псалма (открывающийся уже в «аллилуйя») не соответствует этому положению 829 В совете; стоящее здесь евр. слово означает близость, а по связи речи дружественное собрание израильтян, чад Божиих, при богослужении, следов, синоним к собрание; LXX же под словом βουλη разумели собрание в тесном кругу, частное собрание праведников. 830 Изыскана во всех волях Его; с еврейского переводят весьма различно; кажется, вернее всего будет такой перевод: «велики дела Божий, изысканы они по предназначениям своим». Бог при всех Своих великих делах во Израиле имеет один внушенный Ему любовию план, открывает в этих великих делах Свою волю; исследуемые и рассматриваемые в отношении к этой, в основании лежащей, любви Божией, дела Божий являются только во всем своем величии. 831 Память сотворил есть чудес – величием чудес Он позаботился о памятовании их (память); по другим: и установлением известных праздников, наприм. Пасхи, Он позаботился о том, чтобы сохранилось воспоминание о великих Его делах. Помянет и проч. ­­ чудесное насыщение имело свое основание в верности Бога завету, было подтверждением Его. 832 Возвести; Бог фактически проповедовал о силе и крепости Своих дел, когда Он так легко ввел Израиля в наследие язычников (дати им). Истребление хананеев было делом божественной правды – они давно ее заслужили -и верности к Аврааму, семени которого обещана была земля (истина и суд). 833 Разум и проч. то разумение, т.е. религиозное познание, есть истинно, которое воплощается в действиях; доброе, истинное познание усвояется теми, которые живут по нем, истину Откровения испытывают в жизни. Ин.7:17 . 835 Правда пребывает, его праведность продолжается вечно в своих счастливых временных последствиях, простирающихся на детей и внуков, она имеет значение и на вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

828 II. I, 314. Ср. пословицу: θλασσα κλζει πντα τνθρπων κακ. Erestath. Comm. in II. A.v.313 [p. 108]. – Новосадский, id., стр. 54, прим. 4. 832 φημ. ρχ. 1883, 79. n°7.1.7 S99. «Первый издатель этой надписи, ефор Филий оставил слово πε... без всякого дополнения». Новосадский, id., стр. 55 и прим. 1. 838 Lys. VI, 54: βολομαι τονυν επεν Διοκλς Ζακρου το εροφντου – συνεβολευσε. Ж. Марта видит в Ζακρον глоссу. 847 Hermes. 1872, S. 106, n° 2. Все эти указания (прим. 580–593) заимствованы из книги Новосадского, стр. 55–56, id., прим. 2. 851 Arrian. Epict.dissert. III, 21, 16: οκ σθτα χεις ν δε τν εροφντην, ο κμην, ο στρφων οον δε, ο φωνν, οχ λικαν... cp. CIA. III. n°713. 852 Origen [Hippob.] Contra haeres. V 164. Hieron. Adv. Jovinian. I.c.49 [p.320]. Schob. in Pers.V, 145. Cf.Serv.Schob. in Aen.VI, 661. 866 Имена некоторых жриц-энонимов приведены у Новосадского, id, стр. 73, прим. 3. Перечень их помещен у Lenormant, Buch.arch. à Eleus. P. 134–135. 867 Я пользовался тут следующими книгами: Recherches sur le Culte public et les Mystères de Mithra lu orient et en Occident, par Felix Lqjard. Paris, MDCCCLXVI. Das antike Mysterienwesen in seiner Einfluss auf das Christentum. Von Lic. Gustav Anrich. Göttingen, 1894. Die Mysterien des Mythra. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte der römischen Keiserzeit von Franz Cumont. Antorisierte deutsche Ausgabe von Georg Geurich – Lpz., 1983. И др. 870 Масон без маски или подлинные таинства масонские, изданные со многими подробностями точно и беспристрастно. В Санкт-Петербурге 1784 года. Печатана с дозволения указного у Христофора Геннинга. 871 Я пользовался здесь следующими книгами: В рукописи список книг не указан, оставлено пустое место. 876 Требн. изд. 1758 г. л. 105, и 1850 г. л. 17; то же и во 2-й молитве чина: «сый Владыко Вседержителю». 882 Το σου πατρς μν σακ πισκπου Νινευ το Σρου τ ερεθντα σκητικ ξισαι μν το μακαριωττου θειοττου κα σοφωττου πατριρχου κυρου φραμ πιμλει δ Νικηφρου ερομοναχο το Θεοτκου. ν Λεψι τς Σαξονας τει αψο ρ. 519. Λγος πς´ περ ποθσεων κατ’ ρτησιν κα πκρησιν.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010