„Не из тщеславия рассказывают об этом, но здесь свидетельствуют они о явлении благодати Христовой“ 832 . Этот краткий, но поучительный рассказ Апостолов воодушевил все собрание. Целое собрание, как один человек, обратилось с горячею, льющейся из глубины души, молитвою к всемогущему Богу. Эта чудная по глубине мысли, чувства и воодушевления молитва не была до сих пор в употреблении в обществе христианском 833 . Она вылилась свободно из возбужденного духа верующих. В этой молитве христиане просили у Бога помощи и защиты от врагов, которые „собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса“ и хотят уничтожить Его великое дело служения человечеству. Молились об отвращении угрожающей им опасности. Просили, чтобы Господь даровал „рабам сим“ Петру и Иоанну еще большую смелость и дерзновение проповедовать учение Христово везде и всюду. „И по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением“ 834 . Так сильно было влияние св. Апостолов на своих собратий и учеников 835 . После этого нового великого знамения благоволения Божия к служению Апостолов, Петр и Иоанн еще с большим дерзновением и силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа и о наступлении на земле нового благодатного царства 836 . Их руками и руками других Апостолов Господь совершил в народе многие и великие чудеса. Не было ни одного духовного недуга, который превышал бы их силы. Одержимые нечистыми духами, страдающие всевозможными болезнями, – все исцелялись. Теперь исполнялись слова Спасителя, сказанные Апостолам на Прощальной беседе: „истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит“ 837 . Проповедь и чудеса Апостолов были подобны бурному, могучему потоку. Как стремительный поток увлекает за собою все, что встречает на пути своего следования; так и слово Апостолов увлекало многих. Первохристианская община быстро росла и увеличивалась. Она уже состояла не из одной тысячи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   Сие необходимо. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15).     Пояснение:    О необходимости прощения Спаситель сказал еще так: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23—24).     828. Как читается шестое прошение молитвы Господней?    Шестое прошение читается так: «И не введи нас во искушение».     829. О чем мы просим в шестом прошении молитвы Господней?    В шестом прошении мы просим, чтобы Бог предохранил нас от соблазнов и помог нам их преодолеть.     830. Что такое искушение?    Искушение есть греховная мысль или желание, которое нас вводит в грех.     831. Кто нам внушает греховные мысли и желания?    Такие мысли и желания нам внушают:    1) дьявол;    2) дурные, плохие люди;    3) наша собственная наклонность к греху.     Пояснение:    Апостол Петр нам говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Пет.5:8—9). Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал.5:16—17).     832. Как читается седьмое прошение молитвы Господней?    Седьмое прошение читается так: «Но избави нас от лукаваго».     833. О чем просим мы в седьмом прошении молитвы Господней?    В седьмом прошении мы просим, чтобы Бог предостерег нас от всякого зла, особенно же от грехов.     834. Почему Бог допускает зло на земле?    Бог допускает зло на земле или как следствие грехов, совершенных людьми, или как испытание для нашей веры — насколько она тверда.     835. Как читается славословие в молитве Господней?    Славословие читается так: «Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ахав захотел владеть наследственным участком Навуфея, примыкавшим к усадьбе его, и предложил Навуфею дать ему взамен его земли, или лучший – чем его – виноградник, или же купить его участок за серебро 831 . Но Навуфей сказал Ахаву: «сохрани меня Иегова, чтобы я отдал тебе наследство отцов моих» (ст. 3). Тем самым что Навуфей призывает имя Господа, Бога завета, он заявляет себя верным рабом Его и противником языческого культа, введенного Иезавелью. Этим мы и объясняем ненависть и коварство, с которыми Иезавель устраиваете его гибель. Навуфей по-видимому – тип честного Израильтянина, не шедшего ни на какие сделки с своею совестью. Он чтит Бога завета и дорожит благоговейно тем участком, который отцы его при Иисусе Навине получили, так сказать, из рук Самого Иеговы 832 . Рассерженный отказом Навуфея, Ахав чувствует себя расстроенным. Как капризное дитя, или женщина, ложится он на ложе лицом к стене и отказывается от пищи. Может быть несколько времени раздумья укротило бы его гнев и заставило его понять и чувства, руководившие Навуфеем и право его удержать за собою участок. Но над душой Ахава блюл злой дух – Иезавель. Когда Ахав рассказал ей причины своего гнева, Иезавель – как дочь полноправных властелинов над бесправными рабами – говорит: «Что за царство было бы во Израиле, если бы ты так поступал?» То есть, если бы ты не отнял виноградника у Навуфея, который сказал тебе: «не отдам тебе виноградника моего» (ст. 6 и 7). «Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея, Изреелитянина». Она не открывает ему своего плана, понимая, что Ахав не может на него согласиться. Вслед за сим она пишет письма от имени Ахава (ст: 8), не сообщая ему ничего об этом, запечатывает их печатью царя! 833 и отсылает к старейшинам и знатным Изрееля, среди которых Навуфей как местный землевладелец – был в почете. Из содержания писем Иезавели и из того обстоятельства, что она делает распоряжения от имени царя без его ведома, мы усматриваем, какое странное ненормальное положение дел было в Израиле. Несмотря на то, что вообще на востоке женщина не пользовалась никакою властью, очевидно, что в царстве Израильском Иезавель постоянно отдавала приказания именем мужа, но действуя совершенно самовластно, чему может служить примером и избиение пророков Господних, о котором говорить Авдий (3 Ц. XVIII, 4, 13) и которое предпринято было Иезавелью, как ясно сказано в тексте. По-видимому в стране уже привыкли видеть, что Иезавель настоящая властительница страны. Содержание писем раскрывает еще нам глубокое нравственное падение общества – по крайней мере того, которое соприкасалось с двором царским. «Она писала так: объявите пост и посадите Навуфея на первое место в народе; и против него посадите двух негодных людей, которые свидетельствовали бы на него и сказали: ты хулил Бога и царя: и потом выведите его и побейте его камнями, чтоб он умер» (ст. 9 – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Все это и подобное ему есть пища и жизнь для души. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 366 ). Жизнь души – служение Богу и достойные этого служения нравы ( 36, 832 ). Как телу ты доставляешь различные одежды... так не попускай и душе ходить нагою – без добрых дел, одень и ее в приличную одежду ( 38, 199 ). Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом Воскресения Будущего... Грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая, Евангельская ( 43, 600 ). Такова жизнь духа: она уже не покоряется смерти, но губит и истребляет смерть и сохраняет бессмертным то, что получила ( 43, 651 ). Целомудрие и правда – вот красота души, а мужество и благоразумие – это ее здоровье. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 152 ). Воскресение души, умерщвленной грехами, совершается здесь, к да она возрождается в жизнь делами правды. Под умерщвлением души нужно понимать делание худого, а не уничтожение в небытие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 25 ). «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к Одру» ( Лк. 7, 11–14 ). Возлюбленные о Христе братия! Кто из нас не видит из слов Евангелия, как плачущая о своем сыне мать преклонила милосердного Бога, мать, сердце которой раздиралось от скорби о смерти ее единственного сына, на погребение которого, из уважения к ней, собралось множество народа? Конечно, это женщина была не из числа обыкновенных, ибо сподобилась видеть своего сына воскресшим. Что же это значит? Не то ли, что и все сыны Святой Православной Церкви должны быть совершенно уверены в своем Будущем Воскресении? Спаситель потому и запретил женщине плакать, что хотел воскресить ее сына. Умершего несли на деревянном одре, который от прикосновения Спасителя получил животворную силу, в знамение того, что всякий человек может спастись посредством Животворящего Крестного Древа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Духа, живущую и действующую в нем ( 3Цар.18:12 ; 4Цар.2:15–16 ). Сирах пишет о великом пророке: «Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его, как свеща, горело. Он навел на них глад и ревностию своею умалил их. Словом Господним заключил небо и свел трижды огонь с неба. Как ты прославился, Илия, своими чудесами, и кто сравнится с тобою в славе! Ты воздвигнул мертвого от смерти и из ада словом Вышнего. Ты низвел царей в пагубу и знаменитых с ложа их. Ты слышал на Синае обличение и на Хориве суд отмщения. Ты помазал царей для воздаяния и пророков преемниками по себе. Ты вознесен вихрем огненным на колеснице с огненными конями. Ты предопределен в обличительных пророчествах на времена будущие, утишить гнев Божий при его воспламенении, обратить сердце отца к сыну, и восстановить колена Иаковлевы. Блаженны те, кои увидят тебя и украсятся любовию» ( Сир.48:1–11 ). Составитель первой книги Маккавейской с похвалою упоминает между прочими знаменитыми и благочестивыми мужами Ветхого Завета и о пророке Илии: Илия егда возревнова ревностию закона, взяся даже на небо (1Макк.2:58). Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи, взирая на великие чудеса Его, считали Его за пророка Илию ( Мф.16:14 ). В день Преображения Господня Илия, как представитель пророков, во свете явился с Моисеем на горе и беседовал с Господом. Ап. Петр, бывший очевидцем преображения Господня, желал, между прочим, сотворить едину сень и Илии. От времен апостольских почитание пророка Илии продолжается в Церкви Христовой и даже вне ее непрерывно. В III веке преп. Харитон на месте пустынного пребывания пр. Илии основал обитель илиотов. В IV столетии, в день пророка Илии, св. Амвросий Медиоланский 832 , Августин 833 и Златоуст говорили поучения, которые показывают, что праздник сему пророку в IV веке совершаем был в разных Церквах христианских. Св. Иоанн Златоуст , беседуя в храме Св. мучеников в день пророка Илии, между прочим, произнес о нем: «Множество времени не затмило его памяти, как и следовало. Такова добродетель» 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Иез. 32 :3. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сети 826 Мои в собрании многих народов. Иез. 32 :4. И извлеку тебя удою Моею, и выброшу тебя на землю: поля наполнены будут тобою, и посажу на тебя всех птиц небесных, и накормлю тобою всех зверей всей земли. Иез. 32 :5. И раскидаю мясо твое на горах и наполню кровию твоею всю землю. Иез. 32 :6. И насытится земля гноем 827 твоим и множества 828 твоего на горах, и долины наполню тобою. Иез. 32 :7. И покрою небо, когда ты угаснешь, и помрачу звезды его, солнце облаком закрою, и луна не покажет своего света. Иез. 32 :8. Все светила 829 небесныя помрачу над тобою, и наведу тьму на землю твою, говорит Господь 830 Бог. Иез. 32 :9. И приведу в смущение 831 сердца многих народов, когда уведу пленных твоих к народам, в землю, которой ты не знал. Иез. 32 :10. И будут скорбеть о тебе многие народы, и цари их страшно ужаснутся из-за тебя, когда меч Мой явится 832 пред лицем их, и будут ожидать падения своего со дня падения твоего. Иез. 32 :11. Ибо так говорит Господь Бог: меч царя Вавилонского придет на тебя (вместе) с мечами исполинов, и Я поражу силу твою. Иез. 32 :12. Все они-лютейшие из народов, и погубят надменность 833 Египта, и сокрушена будет вся сила его. Иез. 32 :13. И погублю весь скот его при обильной воде, и не будет возмущать ея более нога человеческая, и копыто скотское не вступит в нее. Иез. 32 :14. Так тогда успокоятся воды их, и реки их, как елей, потекут, говорит Господь Бог. Иез. 32 :15. Когда предам Египет опустошению, и опустеет земля и что наполняет ее, когда разсею всех жителей ея, тогда узнают, что Я Господь. Иез. 32 :16. Вот плачевная песнь, и будешь плакать 834 о нем, и дочери народов будут плакать о нем, о Египте и всем могуществе его будут плакать, говорит Господь Бог. Иез. 32 :17. В двенадцатый год, в пятнадцатый день первого месяца, было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 32 :18. Сын человеческий! восплачь о силе Египта (наклонив низведи его) 835 , ибо народы низведут мертвых дочерей его в глубину земли к нисходящим в преисподнюю, (говоря):

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Исаии гл. 38. Из этой главы в Катехизисе делается такое же употребление, какое мы видели выше относительно 14 гл. книги Исход; но только там вопрос касался Моисея, а здесь – пророка Исаии, который, в удостоверение истины предсказания своего о выздоровлении царя Езекии, «возвратил солнечную тень на десять степеней» 829 . Эти последние слова в Катехизисе относятся собственно к 8 стиху указанной главы и вполне соответствуют подлиннику, что всякий может видеть, сличив их хотя с Синодским изданием русского перевода Библии. Исаии 53, 5. Он страждет за наши преступления, поражается за наши беззакония; на Нем наказание для спасения нашего, ранами Его мы исцеляемся 830 . Перевод Макария: Он изранен был за преступления наши, и избит за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и от ран Его мы исцелеваем. Перевод Синодского издания 1875 года: Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего (было) на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все три перевода более или менее точно передают не только смысл, но и слова еврейского подлинника, равно как и близки к переводам LXX и славянскому; но насколько два последних, особенно же перевод Синодского издания, превосходят перевод Филарета своею точностью и близостью в отношении к подлиннику и переводам LXX и славянскому, настолько же уступают ему в ясности. Мы в особенности говорим о передаче слов подлинника: musar schelomenu alaiv словами: наказание мира нашего на Нем, не довольно понятными в славянском и означенных русских переводах, между тем как те же слова подлинника получают ясность в переводе Филарета: на Нем наказание для спасения нашего 831 . Иеремии 17, 5. Так говорит Господь : проклят человек, который надеется на человека, и плоть поставляет себе подпорою, а от Господа отступило сердце его 832 . Перевод Макария: так говорит Иегова: проклят тот человек, кто надеется на человека, и плоть считает своею опорою; а от Иеговы отклоняет сердце свое. Перевод Синодского издания 1875 года: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Сличая все эти три перевода с подлинником еврейским, мы приходим к убеждению, что ближе всех к подлиннику стоить перевод святителя Московского, как по передаче слов подлинника, так и по распорядку слов в переводе. Так напр. евр. слово: som точнее передано в переводе Филарета словом: поставляет, нежели как оно передано в переводе Макария: считает, или в Синодском издании: делает 833 ; равным образом и в распорядке слов перевода в Катехизисе Филарета представляется верное следование подлиннику (здесь речь конечно о последних словах), а между тем напр. Синодское издание удаляется от порядка слов подлинника в последнем предложении, не говоря уже о вставке слова: который, не имеющего для себя основания в подлиннике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Искушение есть греховная мысль или желание, которое нас вводит в грех. 831. Кто нам внушает греховные мысли и желания? Такие мысли и желания нам внушают: 1) дьявол; 2) дурные, плохие люди; 3) наша собственная наклонность к греху. Пояснение: Апостол Петр нам говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» ( 1Пет.5:8–9 ). Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:16–17 ). 832. Как читается седьмое прошение молитвы Господней? Седьмое прошение читается так: «Но избави нас от лукаваго». 833. О чем просим мы в седьмом прошении молитвы Господней? В седьмом прошении мы просим, чтобы Бог предостерег нас от всякого зла, особенно же от грехов. 834. Почему Бог допускает зло на земле? Бог допускает зло на земле или как следствие грехов, совершенных людьми, или как испытание для нашей веры – насколько она тверда. 835. Как читается славословие в молитве Господней? Славословие читается так: «Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь». 836. О чем нам напоминает славословие в молитве Господней? Славословие нам напоминает, что Бог в бесконечной Славе Своей владеет всем светом и может нашу молитву принять, если будет на то Его святая воля. 837. Что значит слово «Аминь»? Слово «Аминь» означает «так, истинно, да будет»; это изъявление горячего желания, чтобы Бог услышал нашу просьбу. 4. О посте 838. Что такое пост? Обыкновенный пост это воздержание от мяса, молочных продуктов и яиц; строгий же пост заключается в том, что в один из дней из любви к Богу мы отказываемся от какой бы то ни было пищи вообще, или, по крайней мере, частично. 839. Почему мы постимся? Мы постимся потому, что Сам Господь Иисус Христос постился и установил необходимость поста. 840. Какой смысл поста? Смысл поста следующий: 1) чтобы побороть все наши телесные слабости и научиться воздержанию;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Кроме того, и там мы редко сталкивались с обдуманным, черным предательством. Мы сами могли бы быть такими же, как они, но Бог сохранил нас от этого, вот и все. Иисус же был воплощением святости, а Иуда… Иуда был Иуда. Когда же научимся мы любить? Когда же мы будем милосердны милосердием смиряющимся, всё выносящим и уповающим? Когда же мы, существующие лишь по милости Божией, запечатлеем в своей памяти, что Господь, Которому мы служим, умывал ноги Иуде? Иисус, окончив омовение ног и обратившись к Своим ученикам, сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то». Кто не чувствует Божественной власти и силы, звучащей в этих словах, кто не видит на них печати невыразимого никаким красноречием величия, тот никогда не поймет ни что такое красота, ни что такое величие! «Вы называете Меня Учителем и Господом… Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Протекли года, изменились обычаи; но поучительный пример стоит пред нашими глазами, указывая нам, что истинное величие достигается сердобольным унижением… Смирение… Как легко произнести и как трудно выполнить это слово, как трудно пренебречь суетной славой, честолюбивыми мечтами, всем, что велико в глазах людей, но мало и скудно пред Господом, и избрать себе иной удел, может быть, даже удел отречения и жертвы! Какие усилия, какая победа и как все это противоречит нашим обыденным рассудочным умствованиям! Да, наше воображение может на минуту стремиться к этому идеалу, но осуществить его, но пойти по этому пути и видеть в нем свое назначение и блаженство, – это чудо, недоступное для человеческой силы, и свершить его может только Бог . Господи, сверши же его! Боже Всемогущий, осуществи этот идеал в сердцах наших и просвети помраченные гордостью очи наши чистым и Божественным сиянием смиренного милосердия! Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Лик Аллилуия, аллилуия, аллилуия 828 . Диакон Премудрость 829 . Священник Мир всем. Лик И духу твоему. Диакон Со страхом слушайте. Священник От Иоанна святого Евангелия чтение. Лик Слава Тебе, Господи Боже Наш. Диакон Будем внимательны. Лик Говорит Бог 830 . Священник читает Евангелие от Иоанна, зачало 1 831 . В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... благодать же и истина чрез Иисуса Христа произошли. Лик Слава Тебе, Господи Боже наш. Диакон Ради креста и Евангелия 832 молим Господа, да избавит нас от грехов и спасет благодатью милости Своей. Господи, Боже, Вседержитель, спаси и помилуй нас. Священник, взяв святое Евангелие и обратившись к народу, осеняет его крестообразно, говоря: Сохрани рабов Твоих, Христе Боже наш, под сению святого и пречестного креста Твоего в мире, избавь от видимых и невидимых врагов и удостой благодарить и славословить Тебя с Отцом и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Диакон Благословлю Господа во всякое время, хвала Ему постоянно в моих устах. Священник, вторично благословляя Евангелием, возглашает к народу: Будете благословенны благодатью Святого Духа, идите с миром, и Господь да будет со всеми вами, аминь. И, держа Евангелие, целует его сам священник и диакон; а по­том и все люди, поклоняясь, целуют его, и приемлют от диакона антидор, т.е. просфору. Лик поет: Псалом 33 Благословлю Господа во всякое время (до конца)... и не погрешат все уповающие на Него. А по окончании его лик поет: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков, аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Священник, взойдя на возвышение алтаря за завесу, слагает священные одежды и, поклонившись трижды, читает: Отче наш (до конца) 833 . Приложение к первому разделу древних литургий Πολλο μν τινες κα λλοι τν τος ερος ποστλους διαδεξαμνων θεοι ποιμνες κα διδσκαλοι τς κκλησας, τν τς μυστικς λειτουργας κθεσιν γγρφως καταλιπντες, τ κ­ κλησ παραδεδκασιν. ξ ν δ πρτοι ο τοι κα διαπρσιοι τυγχνουσιν· τε μακριος Κλμης, το κορυφαου τν ποστλων μαθητς κα διδοχος, ατ τν ερν ποστλων παγορευσντων· κα θεος κωβος, τς εροσολυμιτν κκλησας τν κλρον λαχν, κα τατης πρτος πσκοπος π το πρτου κα μεγλου ρχιερως Χρστο το Θεο μ­ ν κατασταθες.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010