780 Фотий cod. 110. Евсевий Н. E. 6. 13. Сам Климент Strom. lib. 7. p. 711. 6. p. 616. in initio Paedagogi. 781 Первая книга сего сочинения оканчивает перечень императоров смертью Коммода (192 годом); отселе Евсевий справедливо заключил, что Климент писал это сочинение в начале правления Алекс. Севера. Климент: «В старости употребляются напоминательные знаки – пособие против забывчивости... пособляя слабости памяти моей, употребляю сие наставление». Lib. 1. р. 274. 276. 784 Евсевий Η. Е. 6. 11. Иероним de vir. illustr. с. 38: Александр еще был тогда иерусалимским епископом, как напротив говорят Каве в Неслер; поскольку епископом иерусалимским поставлен за исповедание веры по прибытии в Иерусалим при Каракалле (в 212 г.), а до того времени назывался епископом каппадокийским (Евсевий Η. Ε. 6. 8. 11 о св. Александре см. у Руфа Reliq. Sacr. 2. 36–50). Посему очевидно, что Климент умножил церковь в Каппадокии и, вероятно, что туда же к любимому ученику (пр. 11) отправился он из Александрии. 786 В Мартирологе Усуарда (издан. со списка 864 г.) имя Климента поставлено между святыми под 4 ч. декабря см. Leben-Vätet и Märtyrer – von Weiss 13. 17. s. 547. По памятникам не видно, что греч. церковь когда-либо праздновала память Климента между святыми. Но его отличали уважением… Св. Александр, еп. иерусалимский, называл Климента, уже умершего, священным (ερς) Климентом и говорил, что он помогал ему в делах звания его более, чем кто-нибудь (Евсевий H. Ε. 6, 14). В алекс. хронике (7. 6): «Климент преподобнейший (οσκτατος), пресвитер алексадр.» р. 7. Феодорит (Fab. haer. 1, 6) называют его священным мужем (ερς ντρ). 787 Лучшие издания: a) Clementis Alex. Opera omn. graece et latine, ed. Ioh. Potter Oxoniae 1715. Venet. 1757. Wiseburg. 1778–89. б) Op. omn. grae. lat. ed. Klotz Lipsiae 1831–832. 1–3 Отрывки сочинений у Галланда; Bibl. Patr. T. 2. p. 153 f. 788 Bibl. cod. 114. Об этом сочинении говорит Евсевий Η. E. 6. 13. 14. Praepar. Evang. 2. 2. 5. 4, 16. Иероним da vir. illustr. § 38. Epist ad Magnum. |
Привлеченные слухами о сокровищах, которые якобы хранились у М., 2 разбойника решили убить его. Согласно Житию, предвидя свою смерть, святой причастился и, когда явились разбойники, оказал им гостеприимство. Он не стал скрывать, что их намерения ему известны, и попросил только поставить близ его тела 2 свечи: у головы и у ног. Поставив свечу у головы убитого ими М., разбойники направились в капеллу, где всегда горел огонь. Вернувшись в келью, они обнаружили свечу горящей и, не осмелившись забрать с собой награбленную церковную утварь, спешно покинули келью святого. Вскоре благодаря чудесному знамению преступники были обнаружены и казнены (Vita S. Meginrati. 9-11). В Житии сообщается, что М. был убит в 863 г. (Ibid. 12), однако в ряде источников в качестве даты смерти приводится 861 г. (MGH. SS. T. 1. P. 50, 76; T. 5. P. 105; T. 13. P. 331). По указанию аббата Вальтера (858-864) М. был похоронен в Райхенау. Позже у места, где была расположена келья святого, начали жить отшельники, среди к-рых был св. Бенно († 940), еп. Меца (927-929). В 934 г. вместе со св. Эберхардом († 958) он основал на том месте монастырь Айнзидельн. В X в. день памяти М. был включен в местные церковные календари (Der karolingische Richskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 1. S. 494. (MGH. Mem.; 2/1)). В 1039 г. с разрешения аббата Бернона мощи святого были перенесены в аббатство Айнзидельн. Ист.: BHL, N 5878; MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 445-448. Лит.: St. Meinrad: Gedenkblätter zur 1100-Jährfeier seines seligen Heimgangs, 861-1961/Hrsg. L. Räber. Einsiedeln, 1961; Tschudi R. Meinrad//LTK. 1962. Bd. 7. Sp. 242; Henggeler R. Meinrado//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 273-277; Bischof F. X. Meinrad//NDBiogr. 1990. Bd. 16. S. 680; H ä uptli B. W. Meinrad (Meginratus) von Einsiedeln//BBKL. 2003. Bd. 22. Sp. 829-832. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый |
853 Hoffmann. S. 54,18–35. Martin. Actes. P. 121 g. 122. Perry. P. 243–244. Cp. epist. Theodoreti 3 (M. 83, col. 1175, p. 1061–1062), где Киррский епископ причину непогрешимости божественного суда указывает, между прочим, в том, что «Бог всяческих видит и цель совершающих и судит больше ее, чем самые дела». 864 О насилиях Диоскора на втором Эфесском соборе см. Mansi, VI, 601. 605. 625. 636. 637. 744. 828–832. Mansi, VII, 68. 579. Деян., Ш, стр. 160. 162. 163. 180. 190. 191. 287. 360. 364. Деян., IV, стр. 63. 585. 865 Особо вотировали: Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Иоанн Севастийский (из первой Армении), Василий Селевкийский , Диоген Кизический, Флоренций, епископ Сард Лидийских, Селевк Амасийский, Мариниан Синнадский и Евстафий Виритский (Hoffmann. S. 56–57. Martin. Actes. Р. 126–129. Perry. Р. 253–257). Два первые пастыри заявляли на Халкидонском соборе совершенно противное теперешнему суждению о Феодорите (Mansi, VII, 192. С. Деян., IV, стр. 182). 868 Hoffmann. S. 57,43–44; cnf. S. 56,21. Martin. Actes. P. 129 о; cnf. p. 126 c. Perry. P. 258; cnf. p. 253. 869 Hoffmann. S. 58. Martin. Actes. P. 131–132. Perry. P. 273–274. Мартэн (Pseudo-Synode. P. 195) высказывает некоторое сомнение в точности диоскорианской редакции Домнова ответа, хотя и признает ее верною по смыслу. «В самом деле, – пишет он (ibid., note 2), – иные думают, что отказав в своем голосе против Флавиана, Домн обратил этим против себя всю ярость Диоскора. Но чтобы поддержать это мнение, нужно читать у Либерата (Breviarium, cap. XII: Migne, lat. ser. t. 68, col. 1005 A-B) remeantem вместо remanentem de ortodoxorum depositions», как делал Флёри (Hist, eccles., t. II, p. 420–421: I. XXVII, chap. 41) и др. Подобное предположение опровергается уже дальнейшими словами Либерата: postquam (Domnus) consensit in omnibus Dioscoro, danmavit (Dioscorus Domnum) aegrotum et absentem ilia die (ibid., col. 1005. В). Вообще, поступок Домна не может быть вполне оправдан; кажется, он и сам сознавал себя нравственно преступным, когда не явился на Халкндонский собор и не требовал восстановления. Феодорит, конечно, не одобрял поведения Антиохийского архиепископа, но он ничем не обнаружил своего беспощадного суждения по отношению к своему другу, который этого вполне заслуживал. Кажется, он только причислял Домна к категории тех лиц, коих тяжелое время Эфесских бесчиний изобличило в трусости (Epist. 138: М. 83, col. 1360 р. 1230). |
Вайнай Юлия — 527 Вакацуки — 657 Ванновский Глеб Михайлович — 627 Варвара, иконописица — 829, 886 Варнава, ученик — 865 Василий, брат автора — 738 Василий, епископ Можайский — 373, 374, 382, 449, 571, 606, 619, 701, 708, 711, 750, 757 Василий, плотник — 849, 853, 858, 862, 892, 889, 892 Василий, причетник — 891 Василий, слуга — 835, 838, 842, 875, 879, 888 Василий Великий, св. — 174, 304, 344, 415, 436, 478, 613, 718, 721, 854, 859, 864 Васильев, капитан — 215 Васильев, чиновник — 143 Васильев Александр — 655 Васильковский, протоиерей — 808 Васкевич — 538, 819 Ватанабе, катих. — 89 Ватанабе, полковник — 349 Ватанабе, протестантка — 636 Ватанабе Лука — 684, 703 Ваулин Николай Константинович — 279, 280 Вейсберг Николай Михайлович — 189, 232, 288 Великовский Глеб Михайлович — 295 Вениамин, епископ Калужский — 270 Вениамин, иеродиакон — 635 Венцель, нач. Манчж. ж. д. — 532 Веприцкий Александр Исидорович — 281 Вера — 850 Веселовский Андрей Андреевич — 278, 280, 283, 295, 317 Весник, подполковник — 393, 396, 468 Виленкин, финансовый агент — 511 Вилль — 867 Вильм Артур Карлович — 8, 9, 653, 654, 755, 805 Вильямс — см. Williams Вильямс, епископ — см. Williams Виргман — см. Virgman Вирен, адмирал — 188 Владимир, архиепископ Новочеркасский — 819 Владимир, епископ Екатеринбургский — 585, 591, 827—829, 831—834, 870, 872, 873, 876, 880 Владимир, миссионер — 827, 829, 831, 832, 833, 847, 870, 872, 873, 876, 878, 880 Владимир, митрополит Московский — 87, 348 Владимир, св. — 792 Воблаго Борис — 323 Волконская, княгиня — 239 Волконский Сергей Михайлович — 869 Володченко, генерал — 770 Вольпер, автор букваря — 219 Воронов Павел Николаевич — 685 Воскресенский, морской агент — 437, 458, 504, 616, 701, 797 Восторгов Иоанн Иоаннович — 354, 355, 513, 521—527, 553, 601, 615, 618, 682, 734, 740, 742, 755, 767, 769, 770, 790, 793 Вуд — см. Woodd |
Аксенов Евгений — 474 Акуцу, старик из Уцуномия — 518, 732 Акуцу Самуил — 366, 517, 552, 597, 672, 727, 732, 733 Александр, ученик — 835, 865 Александр III — 25 Александр Михайлович, вел. кн. — 64 Александр Невский, св, — 295, 304, 309, 400, 478, 623 Александра Гессенская — 891 Александра Феодоровна, императрица — 562, 600, 669, 783 Алексеев, лейтенант — 510 Алексеев, наместник — 16 Алексеев Владимир Васильевич — 296, 317 Алексеев Евгений Иванович — 23, 333 Алексей, св. — 247 Алексей, слуга — 278, 279, 835, 838, 842, 862, 875, 879, 889 Алексей Александрович, вел. князь — 238, 479, 480 Алексий, иерей в Новочеркасске — 819 Алексий, иеродиакон — 701 Алексий, ректор Казанской Духовной Академии — 757 Алексий Таврический — 355 Алексий Тверской — 270 Аменомия Андрей — 283, 284 Анатолий, миссионер — 729, 827, 829, 832—834, 836, 837, 840, 841, 847, 870, 872, 873, 878, 883, 884 Андо Кенске, губернатор — 420, 421 Андреев, студент — 631, 633, 634, 640, 693, 718, 730 Андреева — 718 Андрей Критский, св. — 497, 628, 740 Андроник, архимандрит — 334, 337, 338, 360 Андроник, епископ Новгородский — 537, 620, 628, 632, 640, 647, 679—681, 734, 760, 788, 821 Анезаки, ученый — 34, 35, 137 Анжелис Августин де — 864, 867, 868 Анкундинов — 613 Анна, св. — 761, 763 Анна Иоанновна, росс. императрица — 518 Антоний, митрополит Санкт-Петербургский — 365, 380, 399, 557, 699 Антоний Храповицкий, архиепископ Волынский — 622, 623, 635, 674, 700, 819 Антоний-барич — 700 Антонинов Василий Петрович — 431 Анфим, слуга — 845, 849, 853, 879 Аоки Павел — 160, 410, 412, 417, 514, 590, 599, 665, 684 Аояма, старик в Оказаки — 162 Ара Маша — 867 Аракава Иоанн — 782, 871 Араки — см. Шуйский И. Н Арефьев, профессор — 675 Арига, доктор права — 319 Арисугава, принц — 138 Арсений, миссионер — 858, 859, 860, 863, 867 Асано, проповедник — 475 Асано Давид — 672 Асано Захария — 551 |
К братиям, содержимым в темницах (II, 21) К заключенной (43) К Феофилакту (епископу) Никомидийскому (II, 26) Творения святых отцов Василий Великий , свт. Творения: В 2 т. Т. 1. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008. Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. Т. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – 895 с. Дионисий Ареопагит . О божественных именах//Его же. О божественных именах. О мистическом богословии/Вступ. статья, пер. с древнегреч. Г.М. Прохорова. – СПб.: Глаголъ, 1995. – XXIII, 307 с. Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии, 4.1//Его же. Сочинения. Толкования Максима Исповедника /Пер. с древнегреч. Г.М. Прохорова. – СПб.: Алетейя, 2003. – 864 с. – (Серия «Византийская библиотека. Источники»). Литература Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство. – М.: Ладомир, 2009. – 633 с. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения. – Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1907. – 312 с. История византийской философии. Формативный период/В.М. Лурье. При участии В.А. Баранова. – СПб.: Axioma, 2006. XX+553 с. (В.А. Баранов совместно с В.М. Лурье автор раздела: Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках. С. 407–486). Мейендорф И. , протопр. Учение преподобного Феодора Студита об изображении Христа//Его же. Пасхальная тайна: Статьи по богословию: [пер. с англ., фр.]/протопресвитер Иоанн Мейендорф ; сост.: И.В, Мамаладзе; предисл. прот. В. Воробьева, Й. ван Россума. – М.: Эксмо: Православ. Св.-Тихонов гуманитар. ун-т, 2013. – 832 с.: ил. – (Религия. Сокровища православной мысли). Преображенский, Василий, свящ. Преподобный Феодор Студит и его время (759–826 гг.). – М., 1896. – IV+356 с. Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. – Милан; М.: Христианская Россия, 1999. – 231 с. Справочные издания и словари Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т./Сост. И.Х. Дворецкий. –М., 1958. Часть 7. Святитель Феодор Абу Курра, епископ Харранский, о почитании икон |
521 AB. 824 Domanski, op. cit. Ss. 48–55. 825 Op. cit. Ss. 96–120. 826 Col. 521 AB. 827 Col. 534 B. 828 Biblioth. Teubneriana, vol. I, Lipsiae, 1912, p. 70. 829 Aristot. «Top.» 133, 2. Paris, éd. F. Didot, 1862, vol, I, p, 224, 830 Col. 532 C — 533 В. 831 Jäger, op. cit. Ss. 123 sq. 832 «Бог. Вест.» 1912. Журналы Совета Академии, стр. 500–501; стр. 477. 833 MPGr. 40, 601. 834 MPGr. 89, col. 1149 А. 835 Col. 1161 С. 836 Col. 724 С. 837 Свящ. Г. В. Флоровский. «Визангийск. отцы V–VIII вв.» Париж 1933, стр. 6 и passim. 838 E. Ivanka, «Hellenisch. und Christl. im Frühbyzant. Geistesleben.» S. 68. 839 H. Lietzmann, «Apollinaria von Laodicea», Tübingen, 1904, Ss. XVI — 323. 840 «Агнец Божий», стр. 15–20. 841 «К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием» 1910, том CCXXIII, стр. 256 и след. 842 MPGr. t. 83, col. 108. 843 «Христ. Чт.», 1910, том CCXXIII, стр. 264–265. 844 Tixeront, op. cit. t. II, pp. 99–100. 845 «In Joannem, lib. V, cap. 4. — MPGr. t. 73, col. 805 BC. 846 Ibid., lib. I, cap. 9. — col. 145 A. 847 Ibid., col. 160 AB. 848 Ibid., lib. VI, col. 932 C. 849 MPGr. t. 40, col. 534 B. 850 «Biblioth. Teubner», vol. 8. Lipsiae, 1912, p. 70. 851 MPGr. t. 74, col. 816 B. 852 In Roman. VI, 6. — MPGr. t. 74, col. 796 C; In I Corinth. XV, 45, — MPGr. t. 74, col. 908 A. 853 Ibidem. 854 Thesaur. XV, — MPGr. t. 75, col. 281 C; Glaph. in. Genesim, I, 2, — MPGr. t. 69, col. 20 B. 855 Ibid., col. 24 C. 856 In Roman. V, 18, — MPGr. t. 74, col. 789 A. 857 In Joan, I, 9, — MPGr. t. 73, col. 128 B. 858 Ibid., XIV, 29. — MPGr. t. 74, col. 277; In I Corinth. — col. 877 В 859 MPGr. t. 76, col. 1068. 860 Advers, anthropomorph. V. — MPGr. t. 76, col. 1085–1088. 861 De Triniit., lib. VIII, cap. V, n. 6. 862 «Die Heilslehre des hl. Cyrill v. Alexandrien», Mainz, 1905, S. 35. 863 Op. cit. p. 280. 864 du Manoir de Juaye, «Dogme et spiritualité chez St. Cyrille d " Alexandrie», Paris, 1944, p. 81. 865 Contra Julian. I. I. — MPGr. t. 76, col. 537 D. 866 In Joann. XIV, 14, — MPGr. t. 74, col. 249 DF. |
569, 572, 575, 579, 580, 591, 592, 599, 600, 628, 629, 637, 659, 660, 662, 664, 667, 710, 724, 737, 741, 746, 750, 752, 755, 768, 771, 780–783, 796, 800–804, 808–811, 833, 835, 894, 839, 847, 848, 854, 856, 863, 868, 870, 895, 909 Мии Харита Анатольевна – 50, 74, 257, 667 Миками Георгий – 344 Миками Филарет – 633, 634, 784 Минамото (Кавасаки) Андрей – 95–99, 158, 425, 893, 898 Минамото Павел – 95, 157, 832 Минато – 38 Минато Моисей – 79, 80, 158, 162, 183, 255, 327, 335, 346, 377, 453, 541, 556, 587, 627, 639, 701, 734, 841, 844 Мисима Петр – 32, 124, 163, 178, 186, 227, 230, 247, 251, 310, 317, 333, 334, 337, 338, 340, 341, 343, 515, 570, 584 Мита Василий – 543 Миура, виконт – 490 Миура, журналист – 495 Миура Вера – 580 Михаил, св. архистратиг – 353 Михаил, христианин – 193 Михаил, свящ. – 231 Михайловский Василий Яковлевич – 125 Михара Фома – см. Михора Фома Михей, архимандрит – 394, 395, 396 Михей, христианин – 163 Михара Фома – 332, 351, 352 Мицуно Федор – см. Мидзуно Федор Миягава Феодор (Феодосий) – 54 Миягава Хрисанф – 467, 507, 864, 865 Мияги, семинарист – 56 Миязаки, протестант, издатель – 750 Мияке Василий – 463 Мияке Иоанн – 463, 655 Миямори Иоанн – 734, 745 Миясима Лука – 875 Миясима София – 875 Миясина Эраст – 219, 821, 875 Миясита Илья – 881 Мията, журналист – 865 Моисей, пророк – 505, 735 Моки Зилот – 277, 312, 314, 315, 317, 319, 454, 562, 739, 746 Момма, инженер – 342 Момосе Иоанн (Иван) – 78, 136, 549, 585, 586, 599, 644 Мори, христианин – 764, 765 Мори Василий – 39 Мори Иоанн – 77, 136, 158, 219, 510, 524, 544 Мори Кирилл – 477, 509, 702, 737, 758, 812, 829, 831, 833, 837, 859, 861 Мори Моисей – 89, 134, 142, 171, 172, 290, 291, 295, 489, 565, 625, 629, 630, 708 Мори Никита – 39, 702, 812 Морита Павел – 11, 13, 36, 44, 50, 102, 105, 126, 152, 170, 175, 205, 212, 215, 216, 224, 265, 278, 306, 356, 373, 391, 401, 411, 441, 456, 457, 477, 482, 489, 532, 604, 616, 659, 664, 715, 740, 744, 754, 755, 778, 798, 817, 834–836, 838, 853, 867, 909 Мори Петр – 678, 702, 721, 731 |
765 Contra Eunomium. Lib. I//PG 45. 388 A: τν προαιρσεων διαφορ τν τς φσεως τερτητα φανερσαι; In Cantica Canticorum. Homilia XV//PG 44. 1109 D, 1116 D: κατ τν ποικλην τν προαιρσεων διαφορν καστον Θες ν τ δ δχεται τγματι. См. также: PG 45. 405 D. 766 Adversus Apollinarem//PG 45. 1192 B: καρπς δ’ ν εη φσεως προαρεσις; см. также: PG 44. 612 D; PG 45. 1260 B. 767 Adversus Apollinarem//PG 45. 1217 C: δ σρξ ργανν στι τς προαιρσεως; см. также: PG 44. 175 A; De Hominis Opificio//PG 44. 241 D: τν ατοκνητν τε κα προαιρετικν δναμιν. 768 In Psalmos//PG 44. 461 A: τ προαιρσει το νεργοντος; In Ecclesiasten. Homilia VIII. 752 D: ν τ προαιρσει τν κεχρημνων; In Cantica Canticorum. Homilia II, IV. 796 D, 832 D: σκοπς τς προαιρσεως… οπ τς προαιρσεως; см. также: 644 B, 1117 D, 1028 D, 1156 C. 769 In Cantica Canticorum. Homilia X//PG 44. 985 D: Καρπς δ μν προαρεσις γνεται; Ibid. XIV. 1069 C: χρυσον τς προαιρσεως; De Oratione Dominica. Oratio IV. 1164 C: παρ το Θεο γενσθαι τν γαθν μν προαρεσιν; De Beatitudinibus. Oratio V. 1257 A: θρος δ τν π τ προαιρσει ντδοσιν; см. также: 1164 B, 1177 C, 1260 C, 1273 D. 772 Oratio XIV. De Pauperum Amore//PG 35. 864 B: σπερ διφοροι βων αρσεις, οτω κα μονα πολλα παρ Θε, κατ τν ξαν κστ μεριζμενα τε κα διαιρομεναι. 773 S. Maximus Confessor. Epistolae//PG 91. 445 C: πρς βουλσει... κατ προαρεσιν κινεται νθρωπος; Disputatio cum Pyrrho//PG 91. 293 C: προαιρομεθα… κα κεχρμεθα; Ambiguorum Liber//PG 91. 1392 A: κατ προαρεσιν ατος ς ατοκιντοις; S. Maximus Confessor. Orationis Dominicae exposition//PG 90. 901 A: το λαβντος προαρεσις... ατουργς; S. Joannes Damascenus. In Epistolam I ad Corinthios//PG 95. 593 C: προαρεσιν τν ργαζομνων; см. также: PG 90. 1052 A; PG 91. 676 A, 1084 A, 1160 A, 1209 Β, 1237 С, 1249 С, 1301 A, 1389 A. 774 De Fide Orthodoxa. Lib. II//PG 94. 945 B: προαρεσις γρ στι, δο προκειμνων, τ μν αρεσθαι, κα κλγεσθαι τοτο πρ το τρου; см. также: 977 BC, 1044 C; PG 95. 1408 D. |
824. Didascalie, XIV, 3, 2. 825. Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1717. 826. Justin. 1 Apol., 67,6. 827. Testament de notre Seign., II, 34. 828. Didascalie, XV, 8, 3- 829. Tradition apostolique, 20. 830. Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1692. 831. Светоний. Клавдий, 25. 832. Dictionnaire des Antiquites, III, p. 1687. 833. GBoissier. La religion romaine, II, p. 299. 834. См.: Sozom. Hist, eccl., V, 15. 835. Lactance. Institut., VI, 12; Const, ар., Ill, 7. 836. Testam., I, 34; II, 34. 837. Pausanias. I, 32, 5; IX, 32,9. См. также: RAC, II, p. 200. 838. Tertullien. Apolog., 39,6. 839. Arist. Apol., 15. 840. По данному вопросу см.: Visscher de F. Anal. Boll., 69, 1951, pp. 39–54. 841. Евсевий. Церковная история, V, 1,62; La geste du sang, p. 58. См. также: Евсевий. Церковная история, VIII, 6, 7. 842. Mart. Pion., 9, 3. 843. 1 Clem, 59, 4; Ignace. Smyrn, 6; Clem, ad Iacob, 9; Acta Theclae; Tertullien. Ad uxorem, II, 4. 844. Mart. Perp, 3,4. 845. Mart. Pion, 11,4. 846. Arist. Apol, 15. 847. Justin. 2 Apol, 2, 15–16. 848. Евсевий. Церковная история, V, 1, 9—10; La geste du sang, p. 47. 849. Pereg, 12. 850. Евсевий. Церковная история, VI, 3,4. 851. Евсевий. Церковная история, V, 1, 53; La geste du sang, p.57. 852. Евсевий. Церковная история, V, 1,18; La geste du sang, p.49. 853. Mart. Perp, 3, 6. 854. Ibid, 21,3. 855. Act. Justin, 6, 2; Acta Carpi, 47; La geste du sang, p. 40,45. 856. Mart. Polyc, prol.; La geste du sang, p. 26. 857. Mart. Polyc, 22, 2, 3; La geste du sang, p. 34- 858. Digest, XLVIII, 19, 23- 859. Thucydide·. VII, 27; Dictionnaire des Antiquites, III, 1866. 860. Евсевий. Церковная история, IV, 23, 10. 861. Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12. 862. На эту ситуацию намекают христианские авторы: Ignace. Smyrn, 6; Herm. Mand, VIII, 10; Sim, I, 8; Const, ар, IV, 9; V, 1. 863. Const, ар, IV, 9; V, 1. 864. Евсевий. Церковная история, VIII, 12, 9; De mart. Pal, VII, 2–4. 865. Cyprian. Ep„ 62, 3- 866. Ignace. Ad. Polyc, 4. 867. 1 Кор. 7, 21–22. 868. Tatien. Orat, 11,7. |
| |