протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 6. Сербская Православная Церковь 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII в. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Вторгшиеся в VI в. на Дунай авары уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII в. по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые много сербов обратили в христианство. До 732 г. сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В этом году император Лев Исаврянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в XI в., когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 г. послал к сербам греческих священников. Окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Возникло монашество, была основана первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии стал св. Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блохин В. С. Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском Необходимо указать на то, что современная Сербская Православная Церковь сложилась из трех, исторически возникших, ветвей: 1) Церкви в королевстве Сербия; 2) Патриархата в Австро-Венгрии и 3) Черногорской митрополии. Рассмотрим, как возникли и развивались эти три ветви Сербской Церкви. Первую проповедь Святого Евангелия Балканский полуостров услышал от святых апостолов Андрея Первозванного (мученически скончавшийся в Ахаии), Павел (прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова) и Тита (проповедовавшего в Далмации). В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная – Дравой и Савой). До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где жили сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826869) и Мефодий (820 – 885), создавшие славянскую азбуку. Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апостолам равные 24 мая - Память равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23.05.2012 547 Время на чтение 4 минуты То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой культуре человечества. Митрополит Никодим (Ротов) Святые братья Константин-Кирилл (826-869) и Мефодий (814-885), греки, византийцы, уроженцы издавна заселённого славянами греческого города Солуни, являются главными героями истории просвещения славянских народов. Об этом свидетельствует немало греческих, латинских и славянских источников. Святые братья были истинные служители христианской Церкви, неустанно трудившиеся как проповедники Слова Божия, как учители веры и знания. В своём рассказе биограф Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим тщанием тем не менее говорит о его подвигах учёности. Константин отстаивает иконопочитание в споре с бывшим Константинопольским патриархом Иоанном Грамматиком, поражает своей эрудицией представителей исламской образованности во время дипломатической миссии в Арабский халифат, переводит грамматику еврейского языка, предпринимает в Крыму поиски святых останков третьего епископа Рима и священномученика Климента, доказывает превосходство учения Христа иудейским и мусульманским богословам в Хазарии, обращает к христианству язычников. Наконец, трудится над просвещением славян. Биографа Мефодия интересует прежде всего его жизнь в Паннонии и Моравии после смерти брата. Это - преодоление притеснений со стороны немецкого духовенства, архиерейское служение, непрестанное учительство, литературные труды, народное признание. Работники во благо людей, они оба при духовной склонности к созерцанию и молитве были деятелями и созидателями. В течение VI-X вв. по Р.Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от альпийских склонов и Балканского полуострова до Балтийского моря, от устья реки Эльбы до Днепра, Дона, Оки и Волги, освоив в ходе соприкосновения с другими культурами и этносами новые - протогородские и протогосударственные - формы общественной жизни. В X в. на арену истории выступают мощные Древнепольское и Древнерусское государства. Весь этот процесс неизменно сопровождался христианизацией славян, и, хотя источники подчёркивают самостоятельный характер выбора славянскими вождями новой веры, такой выбор определялся, конечно же, мощным культурным влиянием либо Каролингской империи, либо Священной Римской империи, либо Византии. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре наиболее эффективно могло быть обеспечено только письменностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Bulgaria celebrated the founders of the Cyrillic alphabet Source: Standart News Natalya Mihailova 12 May 2014 On May 11, the founders of the Glagolic alphabet were celebrated with speling tests on yesterday " s Saints Cyril and Methodius " Day in the Bulgarian capital. The name Kiril has the meaning of „lordly” (from Old Greek), while Metodi means “the one who studies, who follows a method’. The church feastday of the Holy brothers, St. Cyril and St. Methodius, is on May 11th, but under the influence of the day of Slavic Literacy and Culture on May 24th, people very often celebrate on this day as well. The day of the two brothers was firs commemorated in 1851. Cyril and Methodius (or Constantine and Methodius), known as the Apostles of the Slavs, were born in Thessalonica, in 827 and 826 respectively. In preparation for a mission in Moravia, Cyril invented a new alphabet and, with the help of Methodius, translated the Gospels and the necessary liturgical books into that new South Slavonic language. Cyril died in Rome, 4 Feb., 869. Methodius went to Constantinople and with the assistance of several priests he completed the translation of the Bible and ecclesiastical books into Slavonic. Methodius followed his brother on 6 April, 885. Ttheir alphabet, known as the Cyrillic alphabet is still the liturgical language of the Slavonic Orthodox churches. The canonical recognition of the Slavonic alphabet came in 879 when the Slavonic books were sanctified by Pope Johann VIII. Pope John Paul II proclaimed the creators of the Slavonic alphabet, the Bulgarian Sts Cyril and Methodius, to become the Patrons of Europe. Копирано от standartnews.com Tweet Donate Share Code for blog Bulgaria celebrated the founders of the Cyrillic alphabet Natalya Mihailova The name Kiril has the meaning of „lordly " (from Old Greek), while Metodi means " the one who studies, who follows a method'. The church feastday of the Holy brothers, St. Cyril and St. Methodius, is on May 11th, but under the influence of the day of Slavic Literacy and Culture on May ...

http://pravmir.com/bulgaria-celebrated-f...

Св. Константин-Кирилл Философ об исламе КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ Кирилл и Мефодий - миниатюра из Радзивилловской летописи (XIII в.) Св. Константин родился в 826 г. в Фессалониках в семье друнгария (средний воинский чин в Византии) Льва, и был самым младшим из семи детей. Он смог получить хорошее образование в Константинопольском университете у известных интеллектуалов того времени — Льва Математика и свт. Фотия. Получив благосклонность логофета Феоктиста, стал заметен при дворе. После принятия пострига, был рукоположен в иерея и назначен секретарем у патриарха. Около 851 г. св. Константин был членом византийского посольства в Арабский халифат, возглавляемого известным дипломатом того времени Георгием Асикретом и имел диспуты с мусульманами о вере. После этого он посещал Херсон, где изучал древнееврейский и сирийский языки, а также участвовал в посольстве в Хазарский каганат, где добился определенных успехов для греков. Когда в Константинополь прибыло посольство из Великой Моравии с просьбой прислать учителя, который мог бы объяснить славянам истины христианского учения на их языке, эту миссию возложили на св. Константина, позволив ему, как он просил, создать для этого письменность. Вместе со своим братом свт. Мефодием они отправились в славянские земли, где и посвятили свою жизнь целиком делу составления славянского алфавита, переводу Писания и богослужебных книг, и утверждению христианства среди славян. В 869 г. он посетил Рим, где получил благословение и поддержку папы Адриана для служения на славянском языке. В Риме. св. Константин тяжело заболел и, приняв великую схиму с именем Кирилл, через два месяца умер. ТВОРЕНИЯ Все сведения, которые мы имеем о св. Константине и дошедшее до нас богословское наследие известно нам из Жития, которое было написано на славянском языке сподвижниками св. Константина в первые же годы после его смерти - около 870 г. По-видимому, это произведение является плодом совместного труда свт. Мефодия и его учеников, в том числе свт. Климента Охридского .

http://pravoslavie.ru/1611.html

Sofia celebrates National Day of Culture and Slavic Script with free museum entries Source: The Sofia Globe May 24 is the celebration Day of Bulgarian Education and Culture and Slavonic Literature. Bulgarians from around the country and the world are also paying tribute to the Saint Cyril and Saint Methodius, the creators of the Cyrillic alphabet. Today admission to all the museums in the Bulgarian capital will be free. The day was celebrated as a feast for the first time in the 11th century and as a day of education was first commemorated in Plovdiv in 1851. The name Kiril has the meaning of „lordly” (from Old Greek), while Metodi means “the one who studies, who follows a method’. The church feastday of the Holy brothers, St. Cyril and St. Methodius, is on May 11th, but under the influence of the day of Slavic Literacy and Culture on May 24th, people very often celebrate on this day as well. The day of the two brothers was firs commemorated in 1851. Cyril and Methodius (or Constantine and Methodius), known as the Apostles of the Slavs, were born in Thessalonica, in 827 and 826 respectively. In preparation for a mission in Moravia, Cyril invented a new alphabet and, with the help of Methodius, translated the Gospels and the necessary liturgical books into that new South Slavonic language. Cyril died in Rome, 4 Feb., 869. Methodius went to Constantinople and with the assistance of several priests he completed the translation of the Bible and ecclesiastical books into Slavonic. Methodius followed his brother on 6 April, 885. Ttheir alphabet, known as the Cyrillic alphabet is still the liturgical language of the Slavonic Orthodox churches. The canonical recognition of the Slavonic alphabet came in 879 when the Slavonic books were sanctified by Pope Johann VIII. Pope John Paul II proclaimed the creators of the Slavonic alphabet, the Bulgarian Sts Cyril and Methodius, to become the Patrons of Europe. Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong.

http://pravmir.com/sofia-celebrates-nati...

17-й канон Ахенского Собора (817) утвердил в качестве обязательного для всех мон-рей обряд oblatio puerorum, описанный в Уставе св. Бенедикта: его надлежало проводить в присутствии свидетелей-мирян, а по достижении совершеннолетия О. должен был подтвердить (confirmet) сделанный выбор (при этом точный возраст наступления совершеннолетия не указывался) (Synodi secundae Aquisgranensis decreta authentica. 17//CCM. T. 1. P. 477; ср.: Regula S. Benedicti Anianensis. 48//Ibid. P. 529; Collectio capitularis Benedicti Levitae monastica. 36//Ibid. P. 549; Collectio S. Martiali Lemovicensis, Legislatio Aquisgranensis. 50//Ibid. P. 560). В рамках ахенской реформы был разработан и типовой образец petitio (самый ранний пример подобного текста сохр. в составе толкования Смарагда († после 826) на Устав св. Бенедикта - CCM. Т. 3. P. 180). Один из наиболее острых конфликтов относительно oblatio puerorum был связан с делом бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе († ок. 867-869), к-рый потребовал освободить его от принесенных монашеских обетов, т. к. он, будучи в свое время О., был пострижен без согласия. В 829 г. этой теме особый трактат (Liber de oblatione puerorum) посвятил непосредственный виновник конфликта Рабан Мавр († 856), в тот момент аббат Фульды, выступивший в защиту принятого учения о необратимости данных обетов. Каролингские деятели монастырской реформы рассматривали подтверждение монашеских обетов в сознательном возрасте, вероятно, как формальное обязательство О. в отношении уже свершившегося факта (см.: Jong. 1996). Речь скорее всего шла о том, чтобы минимизировать ущерб от возможных конфликтных ситуаций, поскольку в реальности совершеннолетних О., покидавших мон-ри, несмотря на все запреты, было достаточно много ( Smaragd. Expositio in Regulam S. Benedicti. 59//CCM. T. 8. P. 301). По этой причине в последующей традиции больше внимания уделялось именно вопросам необратимости oblatio puerorum и невозможности покинуть мон-рь, если при совершении обряда были соблюдены основные требования, касавшиеся возраста и проч. (постановление папы Римского Григория II об О. с нек-рыми вариациями воспроизводится в 20-м каноне Вормсского Собора (868) (MGH. Conc. Т. 4. Р. 272-273), в Декрете Иво Шартрского ( Ivo. Decret. VII 15//PL. 161. Col. 548), в Декрете Грациана (Decretum Gratiani. II 20. 1. 2//CorpICan. Pars 1. Col. 843-844. (PL; 187)) и др.). Трибурский Собор (895) предоставил право родителям или попечителям отданной в мон-рь девочки изменить свое решение в течение года, если ей было меньше 12 лет (MGH. Capit. T. 2. P. 227).

http://pravenc.ru/text/2578057.html

731 . Начало светской власти пап. 768 . Вступление на престол Карла Великого. 774 . Завоевание Лангобардского государства Карлом Великим. 785 . Появление лже-исидоровых декреталий, присваивавших папе верховное управление всею церковию. 790 . Распространение в Испании и Галлии учения об исхождении Св. Духа и от Сына. 800 . Карл Великий принимает титул императора священной Римской империи. 809 . Гонение на Студийских и других монахов в Константинополе, при импер. Никифоре. 813 . Гонение на христиан в Болгарии. 815 . Возобновление иконоборства при импер. Льве Армянине. 826 . Распространение христианства в Скандинавских землях. 844 . Принятие христианства морейскими славянами. 858 . Свв. Кирилл и Мефодий проповедуют христианство хазарам. 861 . Изобретение славянских букв и перевод некоторых священных книг на славянский язык. Крещение Болгарии. 862 . Распространение христианства в Моравии трудами свв. Кирилла и Мефодия. Разделение псалтири на кафизмы, составленное иерусалимским диаконом Феодором. Основание Русского государства. 864 . Обращение в христианского болгарского царя Бориса. 869 . Утверждение христианства и исчезновение последних следов язычества в Морее. 870 . Отделение западной (римской) церкви от восточной (греческой). Утверждение Православной Церкви и иерархии в Болгарии. 907 . Битва при Пресбурге и падение Велико-Моравской державы. 965 . Крещение князя польского Мечислава. 988 . Крещение Руси. 995 . Крещение Угорьского князя Гейзы и преобладание латинского духовенства в Венгрии. 1005 . † Михаил Пселл . 1017 . Болгарские архиепископы признаны автокефальными. 1020 . Начало Неаполитанского государства. 1024 . Появление волхвов в Суздале. 1025 . Открытие в Новгороде училища, под управлением епископа Иоакима. 1037 . Освящение построенного Ярославом I в Новгороде Софийского собора. 1050 . Закрытие латинских Церквей в Константинополе. 1054 . Церковь западная окончательно отделяется от единения с Церковью Вселенской. 1066 . Завоевание Англии норманнами. 1072 . Иерусалим переходит в руки Турок-сельджуков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Her assessment suggests that 11th-century Rome was commonly seen by the Byzantines to lack ecclesiastical and political preeminence; and its claims for primacy as refuted in a reading of the Chalcedonian canons about jurisdictional precedence that interpreted Rome as having been subordinated to Constantinople. Such is Anna’s brisk response to the Gregorian reforms of an ascendant papacy. Relations between the sees of Rome and Constantinople continued to deteriorate during the course of the Crusades. Anna Comnena saw in them, from their incep­tion, a sinister western plot to subvert Constantinople (Alexiad 10.5), an eventu­ality which indeed transpired in 1204. As the figurehead for the Christian West, the papacy’s reputation in the East was enormously damaged by the fall of Constantinople to Latin Crusaders, and by the papacy’s subsequent activities, installing parallel Latin patriarchates in the con­quered territories. The popes hosted several attempts at rec­onciliation between the churches, such as the Second Council of Lyons (1274) and the Council of Ferrara-Florence (1438–9). Sometimes the initiative in reconciliation came from the East, as with the Union of Brest (1596), or it may have been a personal initiative, such as the contributions by Leo Allatius (1648) or Vladimir Solovyov. But these attempts were all overshadowed by widespread Orthodox distaste for the “Unia,” or Eastern-Rite Christian churches that accepted Papal obedience. The papacy’s invitation to the leading Orthodox hierarchs to attend Vatican Council I in the mid-19th century drew from them only a formal rebuke of his jurisdictional pretensions. Much tension still exists in terms of the papacy’s installation and continuing admin­istration of a parallel Latin hierarchy in Orthodox lands (such as Russia). In recent times, however, some Orthodox theologians have been revisiting the question of the papacy in a more pacific light (see Meyendorff 1992). The mutual excommunications of 1054 were rescinded on December 7, 1965 in a dramatic mutual gesture of reconciliation between Pope Paul VI and Patriarch Athenagoras of Constan­tinople (Abbot and Gallagher 1966: 725–7); and subsequent Constantinopolitan patri­archs have continued what has been called the “Dialogue of Love.” It suggests that fur­ther developments of Orthodox reflection on the role and position of the papacy will be forthcoming. SEE ALSO: Church (Orthodox Ecclesiology); Eastern Catholic Churches; Episcopacy; Filioque; Rome, Ancient Patriarchate of; St. Maximos the Confessor (580–662); St. Photios the Great (ca. 810–893); Sts. Constan­tine (Cyril) (ca. 826–869) and Methodios (815–885); Solovyov, Vladimir (1853–1900) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Abbot, W. and Gallagher, J. (ed. and trans.) (1966) The Documents of Vatican II. New York: Corpus Press. Allatius, L. (1648) De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione. Cologne: Kalcovius.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области» . В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская. Сирмийская митрополия была основана сразу после издания Миланского эдикта. Она состояла из приходов, находившихся на территории между притоками реки Дунай — Дравой и Савой — и дальше вниз по течению Дуная. В юрисдикции ее были такие известные города, как Сингидун (ныне Белград), Сисак, Целе, Эмона (ныне Аюбляна) и др. Салонийская архиепископия (кафедра в Салонах, позднее — Сплит) охватывала приходы римской провинции Далмации. На юго-восток ее юрисдикция простиралась до реки Дрин. Вторгшиеся в VI веке на Дунай авары во время своих опустошительных набегов уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII века, по просьбе византийского императора Ираклия (610 — 641), папа Римский прислал священников, которые многих сербов обратили в христианство. До 732 года сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В 732 году император Лев Исав-рянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году послал к сербам греческих священников, которые с усердием потрудились в деле благовестия Слова Христова. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужения на непонятном для народа латинском или греческом языке. Христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826869) и Мефодий (ок. 820 — 885) начали свою проповедь на народном — славянском — языке. Вероятно, святые братья, направляясь из Константинополя в Великую Моравию, прошли через сербские земли. Влияние святых братьев еще более сказалось после того, как их ученики святые Климент, Наум и др., будучи изгнаны из Моравии, поселились в Охридском крае в Македонии. Здесь быстро начали расцветать славянская письменность и монашество, возникла и первая славянская — Величская — епархия. Первым епископом этой епархии в 893 году стал святой Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010